Решение б/н Решение и предписание по делу № 223 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

     ОСАО «Россия»

 

<…>

 

Филиал ОСАО «Россия»

в г. Красноярске

 

<…>

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 223

 

«03» октября 2012 года                                                                                                  г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена 01.10.2012 года

В полном объеме решение изготовлено 03.10.2012 года

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления - Харченко О.П., члены Комиссии: Чуракова О.А. – старший государственный инспектор, Слаутина Е.М. – специалист-эксперт, рассмотрев материалы дела № 223, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ОСАО «Россия» (<…>) рекламы, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ (далее – Федеральный закон  «О рекламе»),

в присутствии директора филиала ОСАО «Россия» в г. Красноярске по доверенности от 30.12.2011 года № 2249  <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Сотрудниками Красноярского УФАС России 11.07.2012 года было выявлено распространение наружной рекламы в виде прямоугольной рекламной конструкции (3мх6м), расположенной по ул. Авиаторов, 62 в Советском районе г. Красноярска, следующего содержания: «Страховое общество «Россия». Полис КАСКО от 3,5%*, *При покупке автомобилей марок Toyota, Lexus, Volvo. Ул. Авиаторов, 62, (391) 276-26-01» (далее – Реклама). Иной информации Реклама не содержит.

По данному факту 29.08.2012 г. Красноярским УФАС России возбуждено дело № 223 по признакам нарушения требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в отношении ОСАО «Россия».

В материалах дела № 223 имеются письменные пояснения директора филиала                 ОСАО «Россия» в г. Красноярске по доверенности от 30.12.2011 года № 2249  <…> из которых следует, что ОСАО «Россия» являлось рекламодателем рассматриваемой Рекламы, размещаемой в г. Красноярске в период с 1 июля 2012 по 31 августа 2012 гг. ОСАО «Россия» считает, что в его действиях отсутствует нарушение части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Так же из письменных пояснений директора филиала ОСАО «Россия» в г. Красноярске по доверенности от 30.12.2011 года № 2249  <…> следует, что в распространяемой  ОСАО «Россия» информации, потребителю сообщалось, что при покупке автомобилей марок Toyota, Lexus, Volvo, стоимость страховой премии может быть рассчитана исходя из 3,5 % от стоимости автомобиля. Кроме того, специальный знак «*», после слов «Полис КАСКО от 3,5 %» являлся специальным ориентиром на наличие в рекламной информации дополнительного разъяснения, уточнения. По мнению директора филиала ОСАО «Россия» в г. Красноярске по доверенности от 30.12.2011 года № 2249  <…>, изложенному в письменных пояснениях, цель рекламирования заключается не в импульсивном восприятии информации, а в формировании первичного интереса и побуждений потребителя обратиться к страховщику за подробной информацией, для чего, наряду с указанной предполагаемой стоимостью договора КАСКО, была указана информация об адресе, телефоне, сайте страховщика.

В письменных пояснениях директор филиала ОСАО «Россия» в г. Красноярске по доверенности от 30.12.2011 года № 2249  <…> указывает, что рассматриваемая Реклама была размещена в двух точках г. Красноярска: на рекламных конструкциях, располагаемых в районе остановки общественного транспорта «Зенит» по ул. Партизана Железняка и около ТРЦ «Планета» по ул. 9 Мая.

Помимо вышеизложенного, директор филиала ОСАО «Россия» в г. Красноярске по доверенности от 30.12.2011 года № 2249  <…> обращает внимание на то, что Реклама была изготовлена согласно макету, согласованному и разработанному Департаментом маркетинга и развития ОСАО «Россия» г. Москвы на основании служебной записки от филиала                       ОСАО «Россия» в г. Красноярске. Филиал ОСАО «Россия» в г. Красноярске не имеет права самостоятельно разрабатывать рекламу, согласно нормам внутренних регламентов. Было изготовлено два баннера, которые размещались в течении вышеуказанного времени в вышеуказанных местах. На территории других субъектов Российской Федерации указанная Реклама не размещалась.

Исследовав материалы дела и пояснения директора филиала ОСАО «Россия» в                              г. Красноярске по доверенности от 30.12.2011 года № 2249  <…>, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующие обстоятельства.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Указанная информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услугам, оказываемы ОСАО «Россия», формирование и поддержание интереса к ним, и их продвижение  на рынке.

Таким образом, информация об услугах ОСАО «Россия» по оформлению страхового полиса КАСКО на транспортные средства, является Рекламой страховых услуг.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц

 Согласно пункту 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Из вышеизложенного следует, что услуги по оформлению страхового полиса КАСКО на транспортные средства являются финансовыми услугами.

На основании вышеизложенного Комиссия Красноярского УФАС России установила, что указанная Реклама является рекламой финансовых услуг (оформление страхового полиса КАСКО на транспортные средства), оказываемых ОСАО «Россия».

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28  Федерального закона «О рекламе» Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается, хотя бы одно из таких условий.

В результате изучения макета рассматриваемой Рекламы Комиссия Красноярского УФАС России установила, что крупным шрифтом сообщается одно из условий оформления страхового полиса КАСКО, а именно ставка от 3,5 %, в то время как второе условие оформления страхового полиса КАСКО на транспортные средства изображено более мелким шрифтом. Таким образом потребители рекламы не имеют возможности ознакомится с указанными сведениями обычным образом без использования специальных средств и в течении времени, в которое возможно восприятие данной информации. Следовательно, условие, определяющее фактическую стоимость страхового полиса КАСКО на транспортные средства для потребителя, изображено таким способом, что данная информация оказывается нечитабельной и не воспринимается потребителями рекламы.

В результате изучения макета рассматриваемой Рекламы Комиссия Красноярского УФАС России установила, что крупным шрифтом отображена процентная ставка от 3,5 %. В то же время значительно более мелким шрифтом в Рекламе изложена следующая информация: «При покупке автомобилей марок Toyota, Lexus, Volvo».

Однако, учитывая ограниченное время считывания информации для потребителей, фактический мелкий размер шрифта, которым написано существенное условие при оформлении страхового полиса КАСКО от ОСАО «Россия», по сравнению со шрифтом основной, привлекательной для потребителя информации об услуге, высоту расположения текста, потребители Рекламы не имеют возможности ознакомиться с указанными сведениями обычным способом без использования специальных средств и в течение времени, в которое возможно восприятие данной информации.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В результате изучения макета рассматриваемой Рекламы Комиссия Красноярского УФАС России установила, что в Рекламе указаны два условия оформления страхового полиса КАСКО от ОСАО «Россия». При изучении приложения № 1 к специальной программе ПКФ «Крепость» для филиала ОСАО «Россия» в г. Красноярске Комиссия Красноярского УФАС России установила, что процентная ставка при оформлении страхового полиса КАСКО от ОСАО «Россия» зависит не только от марки транспортного средства, но и от стажа управления транспортным средством и может достигать 6,8 %.

Поскольку распространенная ОСАО «Россия» Реклама финансовых услуг (оформление страхового полиса КАСКО на транспортные средства) направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя (процентная ставка при оформлении страхового полиса КАСКО на транспортные средства), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Отсутствие в Рекламе какой-либо существенной части информации об условиях приобретения продукта приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой (оформлением страхового полиса КАСКО на транспортные средства).

Согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» реклама должна оцениваться по тому воздействию, которое она может оказать.

На основании вышеизложенного Комиссией Красноярского УФАС России установлено, что рассматриваемая Реклама нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

В силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе»  рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В результате изучения материалов дела Комиссия Красноярского УФАС России установила, что 21 июня 2012 г. между ОСАО «Россия», в лице директора филиала ОСАО «Россия» в                      г. Красноярске <…>, с одной стороны, и ООО Рекламное агентство «Ориентир-М», в лице директора <…>, с другой стороны, заключен договор № 201 на размещение информационных средств заказчиками, находящимися в пределах г. Красноярска и Красноярского края, предметом которого является размещение ООО Рекламное агентство «Ориентир-М» в течении 01.07.2012 - 31.08.2012 года предоставленных ОСАО «Россия» рекламных материалов на рекламных конструкциях по адресам: ул. 9 мая, 77 – ТРЦ «Планета» и ул. Партизана Железняка, 13 – 20 м. от остановки общественного транспорта «Зенит».

В результате изучения служебной записки № 034-12 от 05.06.2012 года в адрес начальника департамента маркетинга и развития <…> от директора филиала ОСАО «Россия» в г. Красноярске <…>, Комиссия Красноярского УФАС России установила, что филиал ОСАО «Россия» в г. Красноярске для увеличения объемов продаж по КАСКО согласовал программу по страхованию с ПКФ «Крепость» и для этого просит Департамент маркетинга и развития ОСАО «Россия» г. Москвы разработать макет рекламного баннера для изготовления в г. Красноярске. В адрес филиала ОСАО «Россия» на служебную записку № 034-12 от 05.06.2012 года был направлен ответ служебной запиской № 04-091 от 08.06.2012 года от заместителя начальника Департамента маркетинга и развития ОСАО «Россия» г. Москвы <…> о том, что Департамент маркетинга и развития ОСАО «Россия» г. Москвы предоставит филиалу ОСАО «Россия» в г. Красноярске макет баннера до 22 июня 2012 г.

Из вышеизложенного следует, что ОСАО «Россия» в силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» является рекламодателем рассматриваемой Рекламы.

  На момент рассмотрения дела Комиссия Красноярского УФАС России не располагала информацией, подтверждающей тот факт, что нарушение требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» ОСАО «Россия» устранены.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона №38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей Рекламу финансовых услуг, распространяемую                    ОСАО «Россия» (<…>), поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
  2. Выдать ОСАО «Россия» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

 

               О.П. Харченко

 

 

 

Члены Комиссии

 

              О.А. Чуракова

 

 

 

 

 

               Е.М. Слаутина

Слаутина Елена Михайловна

 (391) 265-02-19

 

                                                                                                                      ОСАО «Россия»

 

<…>

 

Филиал ОСАО «Россия»

в г. Красноярске

 

<…>

 

ПРЕДПИСАНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

«03» октября 2012 года                                                                                                   г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, Харченко О.П., члены Комиссии: Слаутина Е.М. - специалист-эксперт, Чуракова О.А. - старший государственный инспектор, на основании своего решения от 03 октября 2012 г. по делу № 223 о признании ненадлежащей рекламы, распространяемой ОСАО «Россия» (<…>) и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального Закона №38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ОСАО «Россия» (<…>) в течение 10 дней с момента получения настоящего предписания осуществить действия, направленные на прекращение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в части нарушения требований части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28  Федерального закона «О рекламе».

2. ОСАО «Россия» (<…>) представить в течение 5 дней с момента исполнения пункта 1 настоящего предписания  в Красноярское УФАС России доказательства прекращения нарушения законодательства о рекламе Российской Федерации.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Красноярское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Подпись: Председатель Комиссии О.П. Харченко Члены Комиссии О.А. Чуракова Е.М. Слаутина

 

 

Слаутина Елена Михайловна

 (391) 265-02-19

Связанные организации

Связанные организации не указаны