Решение б/н Решение по делу № 380-11-15 от 23 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

Администрация ЗАТО города Железногорск Красноярского края

ул. XXII партсъезда, 21, ЗАТО г.Железногорск, Красноярский край, 662971

 

ООО «Стройпроект»

ул. Калинина, 70 «Б» - 29, г. Красноярск, 660061

 

 ООО «ЕнисейСтройСервис»

ул. 3 августа, 24-3, г. Красноярск, 660133

 

ИП <…>

<…>

 

ЗАО «Сбербанк – АСТ»

127055, г. Москва, ул. Новослободская, д.24, стр. 2

ko@sberbank-ast.ru

 

ООО «Производственно-строительная компания «Пентар»

ул. Андреева, 31, ЗАТО г. Железногорск, Красноярский край, 662971

 

ООО «РИК»

ул. 9 Мая, 69, оф. 119, г. Красноярск, 660118

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 380-11-15

 

Г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 10 июня 2016 года.

В полном объеме решение изготовлено 23 июня 2016 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – <...>, заместитель руководителя управления; члены Комиссии – <...>, специалист-эксперт правового отдела; <...>, специалист-эксперт контрольного отдела (далее – Комиссия), рассмотрев дело №380-11-15, возбужденное в отношении группы лиц: общества с ограниченной ответственностью «Стройпроект» (ИНН/ОГРН 2460224525/1102468036978; ул. Калинина, 70 «Б» - 29, г. Красноярск, 660061), общества с ограниченной ответственностью «ЕнисейСтройСервис» (ИНН/ОГРН 2465222659/1092468021810; ул. 3 августа, 24-3, г. Красноярск, 660133) и индивидуального предпринимателя <…> (ИНН/ОГРНИП <…>/<…>; <…>) по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

в присутствии представителя ООО «Стройпроект», ООО «Енисейстройсервис», ИП <…> – <…> (доверенности: №28 от 01.12.2015; б/н от 02.12.2015; б/н от 03.12.2015), в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения настоящего дела,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление (исх. № б/н от 02.09.2015; вх. № 16923 от 02.09.2015) общества с ограниченной ответственностью «СК Бастион» с просьбой провести проверку действий общества с ограниченной ответственностью «Стройпроект» (далее – ООО «Стройпроект»), общества с ограниченной ответственностью «ЕнисейСтройСервис» (далее – ООО «ЕнисейСтройСервис») и индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>) на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства при участии в открытом аукционе №0119300038915000038 в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту тепловой изоляции надземной теплосети.

Из обращения, приложенных к нему документов следует, что при участии в публичных процедурах указанные лица действовали по предварительной договоренности: у ИП <…> и ООО «ЕнисейСтройСервис» отсутствовала цель заключения контракта по результатам проведения публичных процедур, при этом указанные лица участвовали в публичных процедурах с целью выведения из борьбы конкурентов, путем создания у добросовестных участников аукциона заблуждения и отказа последних от конкурентной борьбы за право заключения контракта, для обеспечения победы ООО «Стройпроект», сделавшего предложение на последних секундах аукциона незначительно ниже добросовестных участников.

По результатам рассмотрения заявлений и материалов, представленных в Красноярское УФАС России, в действиях группы лиц: ООО «Стройпроект», ООО «ЕнисейСтройСервис» и ИП <…> усматривались признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в манипулировании ценами на аукционе путем их понижения участниками соглашения, которые заведомо не могли стать победителями, с целью обеспечения победы определенного субъекта, участника соглашения и недопущении возможности победы иных субъектов - конкурентов, что привело к поддержанию цен на торгах, в виду чего приказом Красноярского УФАС России от 01.10.2015 № 616 было возбуждено настоящее дело.

Определением от 02.10.2015 о назначении дела №380-11-15 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, к участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков привлечены ООО «Стройпроект», ООО «ЕнисейСтройСервис», ИП <…>, в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах ЗАО «Сбербанк-АСТ», в качестве заинтересованного лица Администрация ЗАТО города Железногорска Красноярского края, а рассмотрение дела назначено на 17 ноября 2015 года.

Определением от 17.11.2015, в связи с необходимостью получения информации от ООО «Стройпроект», ООО «ЕнисейСтройСервис», ИП <…>, рассмотрение дела было отложено на 16 декабря 2015 года.

Определением от 16.12.2015, в связи с необходимостью получения информации от ООО «Стройпроект», ООО «ЕнисейСтройСервис», ИП <…> и в связи с необходимостью привлечения к участию в рассмотрении дела №380-11-15 в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах ООО «РИК», ООО «Пентар», рассмотрение дела было отложено на 26 января 2016 года.

Определением от 26.01.2016, в связи с необходимостью получения дополнительной информации, рассмотрение дела было отложено на 02 марта 2016 года.

Определением от 02.03.2016, в связи с отсутствием кворума, рассмотрение дела отложено на 07 апреля 2016 года.

07 апреля 2016 года Комиссией в соответствии с ч.1 ст. 46 ФЗ «О защите конкуренции» в деле объявлен перерыв до 14 апреля 2016 года.

Определением от 14.04.2016, в связи с необходимостью принятия заключения об обстоятельствах дела, рассмотрение дела было отложено на 19 мая 2016 года.

Определением от 19.05.2016 Комиссия, исследовав материалы дела, огласив заключение об обстоятельствах дела, заслушав позицию сторон и в связи с необходимостью получения и исследования дополнительной информации, рассмотрение дело было отложено на 10 июня 2016 года.

При рассмотрении дела №380-11-15 Комиссией установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.

Согласно сведениям о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы http://egrul.nalog.ru/, юридическим адресом ООО «Стройпроект» является: город Красноярск, улица Калинина, 70Б – 29, ИНН 2460224525, директором – <…>. Основным видом деятельности ООО «Стройпроект» является подготовка строительного участка.

С целью реализации уставных задач ООО «Стройпроект» участвовало в конкурсах/аукционах на право заключения государственных/муниципальных контрактов.

Согласно сведениям о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы http://egrul.nalog.ru/, юридическим адресом ООО «ЕнисейСтройСервис» является: город Красноярск, улица 3 Августа, 24 – 3, ИНН 2465222659, директором – <…>. Основным видом деятельности ООО «ЕнисейСтройСервис» является оптовая торговля лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием.

Согласно сведениям о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы http://egrul.nalog.ru/, основным видом деятельности ИП <…> является консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления.

28.07.2015 Администрацией ЗАТО г. Железногорска (Заказчик) на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0119300038915000038 и документация об аукционе в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту тепловой изоляции надземной теплосети. Начальная максимальная цена контракта 5 000 000,00 (пять миллионов) рублей.

Дата и время начала подачи заявок 17 часов 09 минут 28.07.2015 , дата и время окончания подачи заявок 9 часов 00 минут 27.08.2015.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 28.08.2015 на участие в аукционе в электронной форме №0119300038915000038 подано 15 заявок, допущены и признаны участниками аукциона 14 заявок.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 01.09.2015, ИП <…> (номер заявки 11) сделал предложение 31.08.2015 в 06.01.45 с ценой контракта 2 300 000 (два миллиона триста тысяч) рублей, ООО «ЕнисейСтройСервис» (номер заявки 8) сделало предложение 31.08.2015 в 05.52.13 с ценой контракта 2 325 000 (два миллиона триста двадцать пять тысяч) рублей, ООО «Стройпроект» (номер заявки 10) сделало предложение 31.08.2015 в 06.21.28 с ценой контракта 4 890 000 (четыре миллиона восемьсот девяносто тысяч) рублей, ООО «РиК» (номер заявки 4) сделало предложение 31.08.2015 в 05.40.43 с ценой контракта 4 950 000 (четыре миллиона девятьсот пятьдесят тысяч) рублей, ООО «Производственно-строительная компания «Пентар» (номер заявки 3) сделало предложение 31.08.2015 в 05.40.45 с ценой 4 950 000 (четыре миллиона девятьсот пятьдесят тысяч) рублей.

Согласно протоколу от № 01.09.2015 аукционная комиссия, в соответствии со статьей 69 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), рассмотрела вторые части заявок с номерами 11, 8, 10, 4, 3 на участие в электронном аукционе и приняла следующие решения: признать заявки участников электронного аукциона ООО «Стройпроект», ООО «РиК» с номерами 10, 4 соответствующими требованиям, установленным документацией об электронном аукционе; признать заявку участника электронного аукциона ИП <…> с номером 11 не соответствующей требованиям, установленным п.1 ч.6 ст.69 ФЗ «О контрактной системе» и требованиям, установленным пунктами 2) и 7) пп.3.5 п.3 документации об электронном аукционе по следующим основаниям: участником не предоставлена декларация о соответствии требованиям, установленным п.3–9 ч.1 ст.31 ФЗ «О контрактной системе», а также декларация о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии с ч.3 ст.30 ФЗ «О контрактной системе»; признать заявку участника электронного аукциона ООО «ЕнисейСтройСервис» с номером 8 не соответствующей требованиям, установленным п.1 ч.6 ст.69 ФЗ «О контрактной системе» и требованиям, установленным пунктами 2) и 7) пп.3.5 п.3 документации об электронном аукционе по следующим основаниям: участником не предоставлена декларация о соответствии требованиям, установленным п.3–9 ч.1 ст.31 ФЗ «О контрактной системе», а также декларация о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии с ч.3 ст.30 ФЗ «О контрактной системе»; признать заявку участника электронного аукциона ООО «Производственно-строительная компания «Пентар» с номером 3 не соответствующей требованиям, установленным п.1 ч.6 ст.69 ФЗ «О контрактной системе» и требованиям, установленным пунктами 2) пп.3.5 п.3 документации об электронном аукционе по следующим основаниям: участником не предоставлена декларация о соответствии требованиям, установленным п.7, 9 ч.1 ст.31 ФЗ «О контрактной системе» (нет информации об отсутствии или наличии судимости за преступления в сфере экономики у участника закупки, неприменения в отношении руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также информации об отсутствии или наличии конфликта интересов между участником закупки и заказчиком).

Согласно протоколу № от 01.09.2015 победителем электронного аукциона №0119300038915000038 на выполнение работ по капитальному ремонту тепловой изоляции надземной теплосети признан участник с номером заявки 10: ООО «Стройпроект» (ИНН 2460224525; адрес: 660061, Россия, Красноярский край, г.Красноярск, ул.Калинина, д.70Б-29), предложение о цене контракта которого составило 4 890 000.00 (четыре миллиона восемьсот девяносто тысяч) рублей.

14 сентября 2015 года между Администрацией ЗАТО г. Железногорск (Заказчик) и ООО «Стройпроект» (Подрядчик) заключен муниципальный контракт № 0119300038915000038-0206867-03, согласно которому Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по капитальному ремонту тепловой изоляции надземной теплосети 2Ду700 в однотрубном исполнении, длиной 352 м и сдать результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.

Как установлено при рассмотрении дела ООО «Стройпроект», ООО «ЕнисейСтройСервис» и ИП <…> в ходе участия в указанном выше аукционе применяли следующую стратегию поведения: двое из участников - ИП <…> и ООО «ЕнисейСтройСервис» в течение короткого промежутка времени (на первых минутах торгов) поочередно снижали цену лота на существенную величину, пока не убедились, что добросовестные участники аукциона, введенные в заблуждение такой стратегией поведения своих конкурентов, отказались от конкурентной борьбы в ходе аукциона, такое снижение цены контракта участниками ИП <…> и ООО «ЕнисейСтройСервис» составило 54% и 53,5% соответственно; затем, третий участник - ООО «Стройпроект» на последних секундах аукциона (в период доподачи ценовых предложений), а именно за 17 секунд до окончания аукциона предложил цену, незначительно ниже максимальной цены контракта - 4 890 000 (четыре миллиона восемьсот девяносто тысяч) рублей, которая также была ниже предложенной добросовестными участниками аукциона – ООО «РиК» и ООО «ПК «Пентар» и стал победителем аукциона, так как два участника, предложения цены контракта которых оказались самыми низкими – ИП <…> и ООО «ЕнисейСтройСервис» были отклонены по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме, поскольку в составе вторых частей заявок не были представлены документы, указывающие на соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым документацией об аукционе (участниками не предоставлена декларация о соответствии требованиям, установленным п.3-9 ч.1 ст.31 ФЗ «О контрактной системе», а также декларация о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии с ч.З ст.30 ФЗ «О контрактной системе», т.е. заведомо участники знали о том, что по результатам рассмотрения вторых частей данные заявки будут отклонены, что и позволило применить указанную стратегию.

Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у ИП <…> и ООО «ЕнисейСтройСервис» цели заключения контракта и наличие цели вывести из борьбы конкурентов, путем создания у добросовестных участников аукциона заблуждения и отказа последних от конкурентной борьбы за право заключения контракта, для обеспечения победы ООО «Стройпроект», сделавшего предложение на последних секундах аукциона незначительно ниже добросовестных участников.

Управлением было установлено, что указанные общества, а так же ООО «Аркада» (ИНН 2465271342) применяли аналогичную тактику и в других аукционах.

Так, в аукционах 0319300278815000076,  031900192015000042, 0119300048615000046-2, 0119300019815001785 ООО «Аркада», ИП <…> и ООО «ЕнисейСтройСервис» так же выполняли роль  субъектов, которые пытались ввести в заблуждение добросовестных участников закупки с целью их отказа от дальнейшего участия в аукционе и непоступления от них иных ценовых предложений, путем значительного снижения цены контракта, осознавая невозможность своей победы ввиду несоответствия вторых частей заявок.

На заседаниях Комиссии представителем ООО «Стройпроект», ООО «Енисейстройсервис», ИП <…> – <…> были заявлены возражения относительно вменяемого нарушения антимонопольного законодательства и заключения об обстоятельствах дела, из возражений следует, что добросовестные участники аукциона могли направить свои предложения о снижении цены контракта после того, как ООО «Стройпроект» сделал предложение о цене, поскольку до окончания торгов оставалось 17 секунд; так же, ответчики в возражении указывают, что ИП <…> и ООО «ЕнисейСтройСервис» делали свои ценовые предложения исходя из расчетов рентабельности контрактов.

Исследовав материалы дела,  Комиссия по рассмотрению дела №380-11-15  пришла к следующим выводам.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»).

Согласно частям 1 и 2 статьи 5 ФЗ «О контрактной системе» в рамках отношений, указанных в ФЗ «О контрактной системе», допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы. Ключи усиленной электронной подписи, а также сертификаты ключей проверки электронных подписей, предназначенные для использования в целях настоящего Федерального закона, создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", или в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, удостоверяющими центрами, созданными в соответствии с нормами права иностранного государства.

Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 ФЗ «О контрактной системе»).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8 ФЗ «О контрактной системе» контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего ФЗ «О контрактной систем», в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Частями 1- 5 статьи 24 ФЗ «О контрактной системе» предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта. Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Статьей 59 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно части 1 статьи  60 ФЗ «О контрактной системе» обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.

Документы и информация, направляемые в форме электронных документов участником электронного аукциона, заказчиком, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такого аукциона, заказчика. Документы и информация, направляемые в форме электронных документов оператором электронной площадки участнику электронного аукциона, заказчику или размещаемые оператором электронной площадки на электронной площадке и в единой информационной системе, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени оператора электронной площадки. Ключи усиленных электронных подписей, а также сертификаты ключей проверки электронных подписей, предназначенные для использования в целях настоящей статьи, создаются и выдаются в соответствии с частью 2 статьи 5 ФЗ «О контрактной системе» (части 2-4 статьи 60 ФЗ «О контрактной системе»).

В соответствии с частью 1 статьи 61 ФЗ «О контрактной системе» для обеспечения доступа к участию в электронных аукционах оператор электронной площадки осуществляет аккредитацию участников такого аукциона.

Согласно статье 66 ФЗ «О контрактной системе»  подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, получившими аккредитацию на электронной площадке. Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:  согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.

Частью  5 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе»  предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: 1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона; 2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе», или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31ФЗ «О контрактной системе»; 3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой; 5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 ФЗ «О контрактной системе», или копии этих документов; 6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов; 7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 ФЗ «О контрактной системе».

В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3 и 5 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе» аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения (6.1. статьи 66 ФЗ «О контрактной системе»).

В соответствии с частью 7 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе» участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.

Заявка на участие в электронном аукционе направляется участником такого аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих части заявки, предусмотренные частями 3 и 5 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе». Указанные электронные документы подаются одновременно (часть 8 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе»).

В силу части 1 статьи 67 ФЗ «О контрактной системе» аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе», на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 ФЗ «О контрактной системе» (часть 3 статьи 67 ФЗ «О контрактной системе»).

 Согласно части 1 статьи 68 ФЗ «О контрактной системе» в электронном аукционе могут участвовать только аккредитованные и допущенные к участию в таком аукционе его участники.

 Электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном статьей 68 (часть 4 статьи 68 ФЗ «О контрактной системе»).

 В соответствии с частями 6 - 9 статьи 68 ФЗ «О контрактной системе» величина снижения начальной (максимальной) цены контракта (далее - "шаг аукциона") составляет от 0,5 процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта. При проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах "шага аукциона". При проведении электронного аукциона любой его участник также вправе подать предложение о цене контракта независимо от "шага аукциона" при условии соблюдения требований, предусмотренных частью 9 настоящей статьи. При проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта с учетом следующих требований: 1) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, равное ранее поданному этим участником предложению о цене контракта или большее чем оно, а также предложение о цене контракта, равное нулю; 2) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженное в пределах "шага аукциона"; 3) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта в случае, если оно подано таким участником электронного аукциона.

Согласно частям 10 и 11 статьи 68 ФЗ «О контрактной системе» от начала проведения электронного аукциона на электронной площадке до истечения срока подачи предложений о цене контракта должны быть указаны в обязательном порядке все предложения о цене контракта и время их поступления, а также время, оставшееся до истечения срока подачи предложений о цене контракта в соответствии с частью 11 статьи 68. При проведении электронного аукциона устанавливается время приема предложений участников такого аукциона о цене контракта, составляющее десять минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также десять минут после поступления последнего предложения о цене контракта. Время, оставшееся до истечения срока подачи предложений о цене контракта, обновляется автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих проведение такого аукциона, после снижения начальной (максимальной) цены контракта или поступления последнего предложения о цене контракта. Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене контракта не поступило, такой аукцион автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих его проведение, завершается.

В течение десяти минут с момента завершения в соответствии с частью 11 статьи 68 электронного аукциона любой его участник вправе подать предложение о цене контракта, которое не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта независимо от "шага аукциона", с учетом требований, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 9 настоящей статьи (часть 12 статьи 68 ФЗ «О контрактной системе»).

Протокол проведения электронного аукциона размещается на электронной площадке ее оператором в течение тридцати минут после окончания такого аукциона. В этом протоколе указываются адрес электронной площадки, дата, время начала и окончания такого аукциона, начальная (максимальная) цена контракта, все минимальные предложения о цене контракта, сделанные участниками такого аукциона и ранжированные по мере убывания с указанием порядковых номеров, присвоенных заявкам на участие в таком аукционе, которые поданы его участниками, сделавшими соответствующие предложения о цене контракта, и с указанием времени поступления данных предложений (часть 18 статьи 68 ФЗ «О контрактной системе»).

В соответствии с частями  1 и 2 статьи 69 ФЗ «О контрактной системе» аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе. Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.

Согласно части 3 статьи 69 ФЗ «О контрактной системе»  аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе до принятия решения о соответствии пяти таких заявок требованиям, установленным документацией о таком аукционе. В случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников и менее чем пять заявок на участие в таком аукционе соответствуют указанным требованиям, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем. Рассмотрение данных заявок начинается с заявки на участие в таком аукционе, поданной его участником, предложившим наиболее низкую цену контракта, и осуществляется с учетом ранжирования данных заявок в соответствии с частью 18 статьи 68 ФЗ «О контрактной системе».

Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: 1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе», несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;  несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» (часть 6 статьи 69 ФЗ «О контрактной системе»).

 В соответствии с частью 10 статьи 69 ФЗ «О контрактной системе» участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.

Согласно части 1 статьи 70 ФЗ «О контрактной системе» по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 ФЗ «О контрактной системе» признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Как установлено выше, по результатам анализа аукциона №0119300038915000038, установлена следующая тактика поведения участников соглашения: двое из участников - ИП <…> и ООО «ЕнисейСтройСервис» в начале аукциона вступали в конкурентную борьбу с добросовестными участниками размещения заказа, заведомо зная о последующем отклонении их предложений по несоответствию вторых частей заявок, которые своими ценовыми предложениями выводили из конкурентной борьбы добросовестных участников размещения заказа, путем быстрого снижения начальной (максимальной) (на первых секундах аукциона, понижение первоначальной  цены контракта достигала до 53-54%), после чего добросовестные участники, потеряв экономический интерес к заключению контракта добровольно  отказывались от продолжения конкурентной борьбы. После чего третий участник - ООО «Стройпроект» на последних секундах аукциона (в период доподачи ценовых предложений), а именно за 17 секунд до окончания аукциона предлагал цену, незначительно ниже цены добросовестных участников и становился победителем аукциона.

В соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

При этом согласно статье 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно части 1 статьи 9 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (пункт 2 части 1 статьи 10 ГК РФ).

Пункт 1 части 1 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В силу пункта 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Под соглашением согласно пункту 18 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Анализ вышеназванных норм права позволяет сделать вывод, что соглашения, которые приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах могут быть совершены как в письменной, так и в устной форме.

При этом, положения статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль, либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 7 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции»).

В силу части 8 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» под контролем в статье 11 настоящего Федерального закона понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий: 1) распоряжение более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица; 2) осуществление функций исполнительного органа юридического лица.

Манипулирование ценами на аукционе путем их понижения ООО «ЕнисейСтройСервис», ИП <…>, которые заведомо не могли стать победителями, с целью обеспечения победы ООО «Стройпроект» и недопущения возможности победы иных субъектов - конкурентов, свидетельствует о наличии/достижении между названными субъектами соглашения, которое привело к поддержанию максимально высокой цены на торгах.

Управлением был проведен анализ состояния конкуренции на рынке выполнения работ по капитальному ремонту тепловой изоляции надземных теплосетей. В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемые услуги в пределах определенного временного интервала. Возможность выполнения работ по капитальному ремонту тепловой изоляции надземных теплосетей имеется у хозяйствующих субъектов Красноярского края и соседних субъектов Федерации. Следовательно, потенциально имеется неограниченное число продавцов товара на анализируемом рынке. Таким образом, Управлением был определен товарный рынок (на котором совершено нарушение антимонопольного законодательства, а именно заключено/достигнуто антиконкурентное соглашение) и его участники, а также установлено, что достигнутое между Ответчиками соглашение не является допустимым горизонтальным.

Соглашения, которые приводят или могут привести к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов могут быть совершены как в письменной, так и в устной форме. Сама возможность заключения соглашения между хозяйствующими субъектами, если такое соглашение приводит или может привести к ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.

Правильность вывода о достижении Ответчиками недопустимого антимонопольным  законодательством соглашения, по мнению Комиссии, подтверждается обстоятельствами дела, указанными выше, а именно тактикой используемой ответчиками при проведении публичной процедуры, а так же систематичностью такого поведения на рынке, что позволило манипулировать ценами на аукционе путем их понижения участниками, которые заведомо не могли стать победителями, с целью обеспечения победы ООО «Стройпроект» и недопущения возможности победы иных субъектов.

Учитывая изложенное Комиссия пришла к выводу, что  достигнутое/заключенное Ответчиками соглашение привело к ограничению конкуренции, поскольку ООО «Стройпроект» получило необоснованные преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности, что нарушает принцип самостоятельности и состязательности хозяйствующих субъектов, участвующих в конкурентной борьбе на  товарных  рынках и позволило извлечь ООО «Стройпроект» необоснованные доходы и создало другим хозяйствующим субъектам препятствия доступу на товарный рынок выполнения работ по капитальному ремонту тепловой изоляции надземных теплосетей.

Доводы  ответчиков Комиссия считает не обоснованными и отклоняет по следующим основаниям, тактика поведения ООО «ЕнисейСтройСервис» и ИП <…> была направлена на введение в заблуждение иных участников аукциона, ценовые предложения указанных лиц, направленные на снижения цены аукциона в течение короткого промежутка времени (на первых минутах торгов) производились на существенную величину, 54% и 53,5% соответственно, при этом добросовестные участники аукциона, осознавая нецелесообразность дальнейшего участия ввиду не рентабельности дальнейшего предложения более низкой цены, отказывались от конкурентной борьбы, поскольку полагали, что ООО «ЕнисейСтройсервис» и ИП <…> добросовестные участники, которые действительно имеют намерения выиграть торги и заключить контракт. В свою очередь ООО «ЕнисейСтройсервис» и ИП <…>, осознавали, что вторые части их заявок будут признаны не соответствующими и контракт с ними заключен не будет. Убедившись, что добросовестные участники аукциона, введенные в заблуждение такой стратегией поведения своих конкурентов, отказались от конкурентной борьбы в ходе аукциона, на последних секундах аукциона ООО «Стройпроект» делает ценовое предложение ниже добросовестных участников, но выше предложений ООО «ЕнисейСтройсервис» и ИП <…>, поскольку участвует с ними в сговоре и осознает, что их заявки будут в дальнейшем отклонены.

Как было установлено выше ООО «ЕнисейСтройСервис» и ООО «СтройПроект», в соответствии со статьей 9 ФЗ «О защите конкуренции», образуют между собой группу лиц.

Установленные при рассмотрении дела фактические и правовые обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях группы лиц: общества с ограниченной ответственностью «Стройпроект» (ИНН/ОГРН 2460224525/1102468036978; ул. Калинина, 70 «Б» - 29, г. Красноярск, 660061), общества с ограниченной ответственностью «ЕнисейСтройСервис» (ИНН/ОГРН 2465222659/1092468021810; ул. 3 августа, 24-3, г. Красноярск, 660133) и индивидуального предпринимателя <…> (ИНН/ОГРНИП <…>; <…>) нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в манипулировании ценами на аукционе путем их понижения участниками соглашения, которые заведомо не могли стать победителями, с целью обеспечения победы определенного субъекта, участника соглашения и недопущении возможности победы иных субъектов - конкурентов, что привело к поддержанию цен на торгах.

Согласно подпункту «к» пункта 2 части 1 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в ФЗ «О защите конкуренции», хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

Пунктом 5 части 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи ООО «Стройпроект», ООО «ЕнисейСтройСервис» и ИП <…> обязательного для исполнения предписания.

Кроме того, действия по заключению хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьей 11, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статей 50 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать группу лиц: общество с ограниченной ответственностью «Стройпроект», общество с ограниченной ответственностью «ЕнисейСтройСервис» и индивидуального предпринимателя <…>  нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части манипулирования ценами на аукционе путем их понижения участниками соглашения, которые заведомо не могли стать победителями, с целью обеспечения победы определенного субъекта, участника соглашения и недопущении возможности победы иных субъектов - конкурентов.

2. Предписание по делу не выдавать.

3. Передать копии материалов дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ответчиков и виновных должностных лиц последних дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.32 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев или в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение одного месяца со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

<...>

 

<...>

 

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны