Решение б/н Решение по делу № 245-10-10, возбужденному в отношении МУП "... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Муниципальное унитарное предприятие

«Ачинский транспорт»

 

662150, Красноярский край,

г. Ачинск, ул. Карла Маркса, стр. 2

 

 

ООО УК «ЖилКомфорт»

 

662155, Красноярский край,

г. Ачинск, 4-й Привокзальный, 13, п.18

 

 

ООО УК «Городской жилищный сервис»

 

662153, Красноярский край,

г. Ачинск, ул. 3 Привокзальный, 30

 

РЕШЕНИЕ

 

 

от «27» сентября 2010 года

 по делу № 245-10-10                                                                       

                                                 г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена 14 сентября 2010 года.

В полном объеме решение изготовлено  27 сентября 2010 года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении  антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены комиссии: Деревягина О.Е., начальник контрольного отдела, Корнилова Т.С., специалист-эксперт правового отдела, рассмотрев дело № 245-10-10, возбужденное в отношении муниципального унитарного предприятия «Ачинский транспорт» (далее - МУП «Ачинский транспорт»)  по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее ФЗ «О защите конкуренции»),

При участии:

От заявителя: <...> (директора) – на основании паспорта.

От лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах: <...>  на основании доверенности б/н от 7 июня 2010 года.

УСТАНОВИЛА:

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания «Жилкомфорт» (далее ООО УК «Жилкомфорт») (вх. № 3415 от 24.03.2010, исх. № 46 от 23.03.2010) на действия МУП «Ачинский транспорт». Из заявления следует, что ООО УК «ЖилКомфорт» на основании решений собственников жилых помещений, и в связи с признанием решениями Ачинского городского суда Красноярского края, которыми решения собственников о выборе способа управления в пользу ООО УК «Городской жилищный сервис» были признаны недействительными, приступило к управлению тремя многоквартирными жилыми домами.

ООО УК «Жилкомфорт» обратился к МУП «Ачинский транспорт» с просьбой заключить договор на оказание услуг по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов, которое письменно отказало Заявителю в заключении договора.

В связи с невозможностью заключить договор на оказание услуг по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов с другим хозяйствующим субъектом, ООО УК «Жилкомфорт» обратилось в Красноярское УФАС России.

На основании приказа о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела № 245-10-10 по признакам нарушения антимонопольного законодательства № 374 от 02.07.2010, было возбуждено дело № 245-10-10 в отношении МУП «Ачинский транспорт» по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Собственниками многоквартирных жилых домов Привокзального района города Ачинска были заключены договоры управления с ООО УК «ЖилКомфорт»: 31 июля 2009 года собственниками 4-го Привокзального дома №2, 17 августа 2009 года собственниками 3-го Привокзального дома №39, 11 августа 2009 года собственниками 3-го Привокзального дома № 33А, 11 августа 2009 года собственниками 3-го Привокзального района дома №32, 19 августа 2009 года собственниками 3-го Привокзального района дома №35, 11 августа 2009 года собственниками 3-го Привокзального района дома №40, 2 сентября 2009 года собственниками 3-го Привокзального района дома № 4, 17 августа 2009 года собственниками ул. Кирова дома № 46.

Одновременно с выбором способа управления в пользу ООО УК «ЖилКомфорт», в данных многоквартирных домах 1 августа 2009 года собственниками помещений в качестве управляющей организации выбрано ООО УК «Городской жилищный сервис».

В июле 2009 года ООО УК «Городской жилищный сервис» обратилось в муниципальное унитарное предприятие «Ачинское дорожное ремонтно-строительное предприятие» (далее - МУП «АДРСП») для заключения договора  на оказание услуг по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов. 31 июля 2009 года МУП «АДРСП» с ООО УК «Городской жилищный сервис» заключили договор № 4-ГЖС об оказании услуг по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов, в том числе в многоквартирных жилых домах, находящихся по адресам: 3 м-он Привокзального района дом 33А; 4м-он Привокзального района дом 2; 3 м-н Привокзального района, дом 39; 3 м-он Привокзального района, дом  32, 3 м-он Привокзального района, дом  35, 3 м-он Привокзального района, дом  40, 3 м-он Привокзального района, дом  4, ул. Кирова, 46. Согласно договору № 4-ГЖС от 31 июля 2010 года МУП «АДРСП» своими силами и транспортом производит вывоз и захоронение твердых бытовых отходов, в том числе крупногабаритный мусор и мусор, образовавшийся от жизнедеятельности населения, с периодичностью, и в соответствии с согласованным сторонами графиком, обеспечивает размещение указанных отходов, а управляющая организация оплачивает оказанные услуги.

Приказом Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска № 468 от 22 июля 2009 года «О реорганизации муниципального унитарного предприятия «Ачинский транспорт» Председатель комитета приказала в целях реорганизации МУП «Ачинский транспорт» путём присоединения к нему МУП «АДРСП», директору МУП «Ачинский транспорт» Маркерту А.А. и МУП «АДРСП» Биденко А.Б. в срок до 01 октября 2009 года зарегистрировать изменения в устав предприятия и реорганизацию МУП «АДРСП» в установленном законном порядке, а отделу по управлению объектами муниципальной собственности в срок до 1 октября 2009 года внести изменения в устав МУП «Ачинский транспорт», в части осуществления мероприятий по передаче имущества, находящегося в хозяйственном ведении МУП «АДРСП» в хозяйственное ведение МУП «Ачинский транспорт», также расторгнуть договор хозяйственного ведения с МУП «АДРСП».

Таким образом, обязательства МУП «АДРСП» по исполнению договора № 4-ГЖС об оказании услуг по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов с ООО УК «Городской жилищный сервис», перешли к МУП «Ачинский транспорт».

ООО УК «Жилкомфорт» приступило к управлению многоквартирными жилыми домами в городе Ачинске по адресам: 3 м-он Привокзального района дом 33А; 4м-он Привокзального района дом 2; 3 м-н Привокзального района, дом 39; 3 м-он Привокзального района, дом  32, 3 м-он Привокзального района, дом  35, 3 м-он Привокзального района, дом  40, 3 м-он Привокзального района, дом  4, ул. Кирова, 46. К управлению некоторыми многоквартирными жилыми домами хозяйствующий субъект приступил после признания решениями Ачинского городского суда Красноярского края решений собственников помещений по выбору способа управления многоквартирным домом в пользу  ООО УК «Городской жилищный сервис» недействительными. ООО УК «Жилкомфорт» выполняет возложенные на него обязательства перед собственниками жилых помещений по заключенным договорам управления, о чем составляются акты выполненных работ.

Решением Ачинского городского суда Красноярского края от 8 декабря 2009 года, вступившим в силу 17 марта 2010 года,  решение собственников помещений по выбору способа управления многоквартирным домом №33А в микрорайоне 3 Привокзального района г.Ачинска в пользу ООО УК «Городской жилищный сервис»  было признано недействительным.

Решением Ачинского городского суда Красноярского края от 19 ноября 2009 года, вступившим в силу 20 января 2010 года,  решение собственников помещений по выбору способа управления многоквартирным домом № 2 в микрорайоне 4 Привокзального района г.Ачинска в пользу ООО УК «Городской жилищный сервис»  было признано недействительным.

Решением Ачинского городского суда Красноярского края от 29 января 2010 года, вступившим в силу 25 февраля 2010 года, решение собственников помещений по выбору способа управления многоквартирным домом №39 в микрорайоне 3 Привокзального района г.Ачинска в пользу ООО УК «Городской жилищный сервис»  было признано недействительным. 

Позже решениями Ачинского городского суда Красноярского края решения собственников помещений по выбору способа управления в пользу ООО УК «Городской жилищный сервис» были признаны недействительными по адресам:

 3 м-он Привокзального района, дом  32 (решение Ачинского городского суда вступило в силу 5 апреля 2010 года),

ул. Кирова, 46 (решение Ачинского городского суда вступило в силу 23 апреля 2010 года).

В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом, деятельность.

Сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов в многоквартирном доме в соответствии с пп. «д» п. 11  Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее Правила) является составной частью деятельности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.

Организация, осуществляющая управление многоквартирными жилыми домами, для надлежащего выполнения своих обязательств по договору управления заключает договоры с подрядными и иными организациями, предоставляющими определённые услуги. С целью надлежащего исполнения договора управления, а также для выполнения своей обязанности перед собственниками жилых помещений в многоквартирном доме по содержанию многоквартирного жилого дома, ООО УК «Жилкомфорт» обратился к МУП «Ачинский транспорт» с просьбой заключить договор на оказание услуг по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов.

Так ООО УК «Жилкомфорт» направило в адрес МУП «Ачинский транспорт» письмо (исх. №31 от 17.09.09) о заключении договора на сбор, вывоз и захоронение твердых бытовых отходов с  ООО УК «Жилкомфорт» с 01.09.2009 (с приложением копий устава, свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, приказа от 06.07.2009 о назначении на должность директора, копии выписки из ЕГРЮЛ, выписки из протокола учредительного собрания участников ООО УК «Жилкомфорт», протоколов общих собраний собственников о выборе способа управления многоквартирных домов, перечень домов).

Ответа на письмо не последовало.

Далее ООО УК «Жилкомфорт» направило в адрес МУП «Ачинский транспорт» уведомление (исх. №15 от 10.02.10) о том, что решением Ачинского городского суда от 19.11.09 общее собрание собственников помещений по выбору способа управления в доме № 2, 4-го Привокзального микрорайона в пользу ООО УК «Городской жилищный сервис» признано недействительным. С момента признания общего собрания собственников помещений недействительным, договор на управление многоквартирным домом теряет силу. Далее ООО УК «Жилкомфорт» просит заключить договор на оказание коммунальных услуг в вышеуказанном доме (с приложением копии решения Ачинского городского суда от 19.11.2009).

В ответ МУП «Ачинский транспорт» на письмо ООО УК «Жилкомфорт» №15 от 10.02.2010 письмом от 18.02.2010 № 01-02-167 отказало в заключении договора на оказание услуг по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов на дом № 2, 4-го Привокзального микрорайона, в связи с тем, что не были предоставлены документы, подтверждающие передачу жилищного фонда от  ООО УК «Городской жилищный сервис» к ООО УК «Жилкомфорт».

Позже ООО УК «Жилкомфорт» направило уведомление (исх. №20 от 15.02.10) о том, что решением Ачинского городского суда от 08.12.09 общее собрание собственников помещений по выбору способа управления в доме № 33А, 3-го Привокзального микрорайона в пользу ООО УК «Городской жилищный сервис» признано недействительным. С момента признания общего собрания собственников помещений недействительным договор на управление многоквартирным домом теряет силу. Далее ООО УК «Жилкомфорт» просит прекратить договорные отношения с ООО УК «Городской жилищный сервис», с тем, чтобы с 1 февраля 2010 года заключить договор на оказание коммунальных услуг в вышеуказанном доме (с приложением заочного решения Ачинского городского суда от 08.12.2009, протокола общего собрания, повестки дня внеочередного собрания собственников дома №33А от 12.02.2010).

На письмо ООО УК «Жилкомфорт» №20 от 15.02.2010, МУП «Ачинский транспорт» письмом от 18.02.2010 № 01-02-168 отказало ООО УК «Жилкомфорт» в заключении договора на оказание услуг по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов на дом № 33А, 3-го Привокзального микрорайона, в связи с тем, что не были предоставлены документы на передачу жилищного фонда от  ООО УК «Городской жилищный сервис» к ООО УК «Жилкомфорт».

ООО УК «Жилкомфорт» снова направило в адрес МУП «Ачинский транспорт» следующие обращения:

- уведомление (исх. №25 от 19.02.10) о том, что решением Ачинского городского суда от 19.11.09 общее собрание собственников помещений по выбору способа управления в доме № 2, 4-го Привокзального микрорайона в пользу ООО УК «Городской жилищный сервис» признано недействительным. Далее ООО УК «Жилкомфорт» просит с 1 февраля 2010 года заключить договор на оказание коммунальных услуг.

- уведомление (исх. №29 от 19.02.10) о том, что решением Ачинского городского суда от 8.12.09 общее собрание собственников помещений по выбору способа управления в доме № 33А, 3-го Привокзального микрорайона в пользу ООО УК «Городской жилищный сервис» признано недействительным. Далее ООО УК «Жилкомфорт» просит с 1 февраля 2010 года заключить договор на оказание коммунальных услуг;

- письмо (исх. №39 от 01.03.10) о том, что решением Ачинского городского суда от 29.01.10 общее собрание собственников помещений по выбору способа управления в доме № 39, 3-го Привокзального микрорайона в пользу ООО УК «Городской жилищный сервис» признано недействительным. С момента признания общего собрания собственников помещений недействительным договор на управление многоквартирным домом теряет силу. Далее ООО УК «Жилкомфорт» просит заключить с 1 марта 2010 года договор на оказание коммунальных услуг в вышеуказанном доме (с приложением решения Ачинского городского суда от 29.01.2010).

На обращение ООО УК «Жилкомфорт» (исх. №39 от 01.03.2010) письмом от 02.03.2010 №01-02-195 МУП «Ачинский транспорт» отказало ООО УК «Жилкомфорт» в заключении договора на оказание услуг по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов на дом № 39, 3-го Привокзального микрорайона, в связи с тем, что не были предоставлены документы на передачу жилищного фонда от  ООО УК «Городской жилищный сервис» к ООО УК «Жилкомфорт».

25 мая 2010 года ООО УК «Жилкомфорт» направило в адрес обращение №84 от 25.05.2010 с просьбой предоставить банковские реквизиты для осуществления расчетов. Банковские реквизиты были предоставлены МУП «Ачинский транспорт» 26 мая 2010 года (№01-02-456 от 26.05.2010).

ООО УК «Жилкомфорт» письмом (исх. № 64 от 30.04.2010) снова просит заключить договор на сбор, вывоз и захоронение твердых бытовых отходов в многоквартирных жилых домах, находящихся по адресам: 3 м-он Привокзального района дом 33А; 4м-он Привокзального района дом 2; 3 м-н Привокзального района, дом 39; 3 м-он Привокзального района, дом  32, 3 м-он Привокзального района, дом  35, 3 м-он Привокзального района, дом  40, 3 м-он Привокзального района, дом  4, ул. Кирова, 46.

МУП «Ачинский транспорт» письмом от 29.06.2010 № 01-02-581/1 отказало ООО УК «Жилкомфорт» в заключении договора на оказание услуг по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов на дома, находящиеся по адресам: 3 м-он Привокзального района дом 33А; 4м-он Привокзального района дом 2; 3 м-н Привокзального района, дом 39; 3 м-он Привокзального района, дом  32, 3 м-он Привокзального района, дом  35, 3 м-он Привокзального района, дом  40, 3 м-он Привокзального района, дом  4, ул. Кирова, 46, в связи с тем, что на содержание указанных ООО УК «Жилкомфорт» домов МУП «Ачинский транспорт» заключен договор на оказание услуг по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов с ООО УК «Городской жилищный сервис». Передача жилого фонда от ООО УК «Городской жилищный сервис» к ООО УК «Жилкомфорт» не была произведена.

ООО УК «Жилкомфорт» письмом (исх. № 135 от 27.07.2010) вновь просит заключить договор на оказание коммунальных услуг по ранее указанным восьми многоквартирным жилым домам.

На  обращение (исх. № 135 от 27.07.2010) МУП «Ачинский транспорт» ответило письмом от 29.07.2010 № 01-02-697, в котором сообщило о том, что ООО УК «Жилкомфорт» обратилось в МУП «Ачинский транспорт» для заключения договора на оказание коммунальных услуг на тот же жилой фонд, что и ООО УК «Городской жилищный сервис». Доказательств передачи жилого фонда в ООО УК «Жилкомфорт» не было произведено. Заключить договорные отношения на один и тот же жилой фонд с двумя юридическими лицами не предоставляется возможным.

Таким образом, ООО УК «Жилкомфорт» была неоднократно направлена оферта на заключение договора оказания услуг по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов. МУП «Ачинский» транспорт отказало в заключении указанного договора.

Из пояснений МУП «Ачинский транспорт», представленных в адрес Управления следует, что ООО УК «Жилкомфорт» было отказано в заключении договора на оказание услуг по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов, в связи с тем что договор на обслуживание, указанных ООО УК «Жилкомфорт»,  многоквартирных жилых домов заключен с ООО УК «Городской жилищный сервис». Оснований для расторжения договора с ООО УК «Городской жилищный сервис» нет, так как договорные отношения в рамках заключенного договора выполняются в полном объеме, также не была произведена передача жилого фонда ООО УК «Жилкомфорт».

На заседании Комиссии представитель ООО УК «Жилкомфорт» поддержал требования, изложенные в своём заявлении, а также пояснил, что их управляющая компания выполняет перед собственниками обязательства по договору управления. МУП «Ачинский транспорт» отказало в заключении договора на оказание услуг по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов, но фактически МУП «Ачинский транспорт» вывозит мусор в многоквартирных жилых домах, управление которыми осуществляет ООО УК «Жилкомфорт». Также представитель ООО УК «Жилкомфорт» сообщил о том, что за оказанные услуги по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов в многоквартирных домах ООО УК «Жилкомфорт» перечисляет МУП «Ачинский транспорт» денежные средства на предварительно предоставленный последним банковский счет, что также подтвердил на заседании Комиссии и представитель МУП «Ачинский транспорт».

Представитель МУП «Ачинский транспорт» с требованиями ООО УК «Жилкомфорт» не согласен и пояснил, что МУП «Ачинский транспорт» заключит договор на оказание услуг по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов с той управляющей компанией, которая подтвердит свои полномочия на управление многоквартирными жилыми домами.

По данным администрации г.Ачинска, деятельность на территории г.Ачинска по сбору, вывозу и утилизации (размещению и захоронению) твердых бытовых отходов занимается единственный хозяйствующий субъект - МУП «Ачинский транспорт». МУП «Ачинский транспорт»  зарегистрировано в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ за основным государственным номером 1082443001090.

Услуги по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов относятся к сфере деятельности на товарных рынках оказания жилищно-коммунальных услуг. Из проведенного Красноярским УФАС России анализа состояния конкурентной среды следует, что на локальных товарных рынках услуг по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов в географических границах города Ачинска Красноярского края (в том числе в зоне расположения многоквартирных жилых домов: 3 м-он Привокзального района дом 33А; 4м-он Привокзального района дом 2; 3 м-н Привокзального района, дом 39; 3 м-он Привокзального района, дом  32, 3 м-он Привокзального района, дом  35, 3 м-он Привокзального района, дом  40, 3 м-он Привокзального района, дом  4, ул. Кирова, 46) доля МУП «Ачинский транспорт» составляет более 50%. Таким образом, МУП «Ачинский транспорт» имеет признаки наличия доминирующего положения на рынке определенного товара, дающего ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке.

Комиссия, рассмотрев выше обозначенные пояснения сторон, представленные материалы в дело № 245-10-10, отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке.

В части 1 статьи 2 ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из ФЗ «О защите конкуренции», иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующее положение – положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Статья 4 ФЗ «О защите конкуренции» определяет товарный рынок как сферу обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В силу части 1 статьи 10 названного Закона запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Комиссией установлено, и МУП «Ачинский транспорт» не отрицает, что оно занимает доминирующее положение на рынке оказания жилищно-коммунальных услуг по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов на рассматриваемой территории. У хозяйствующих субъектов, нуждающихся в услугах по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов отсутствует возможность заключить договор с иным субъектом, кроме как с МУП «Ачинский транспорт».

С учетом положения МУП «Ачинский транспорт», для него заключение договора является обязательным, при наличии у него возможности в заключении договора.

Однако, из материалов дела следует, что некоторые обращения о заключении договора оказания услуг, остались без ответа.

В соответствии с ч. 1 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами для стороны, которой направлена оферта, заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. В п. 3 данной стати указано, что правила о сроках, предусмотренные пунктом 1 ст. 445 ГК РФ применяются, если другие сроки не установлены законом, иными правовыми актами или не согласованы сторонами. В силу ч. 4 ст. 445 ГК РФ сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.

Таким образом, МУП «Ачинский транспорт» не был в течение предусмотренного гражданским законодательством срока напарвлено извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях.

Оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов осуществляется на основании договора оказания услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно ч. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Так как договора на оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов осуществляется на основании договора оказания услуг, единственным условием, необходимым для заключения данного договора, является условие о предмете договора.

В силу ч. 2 ст. 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

В силу ч. 1 ст.435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.

Из материалов дела № 245-10-10 следует, что ООО УК «Жилкомфорт» были неоднократно направлены в МУП «Ачинский транспорт» предложения заключить договор. МУП «Ачинский транспорт» получало данные предложения, и неоднократно отказывало Заявителю в заключении договора на оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов. Следовательно, предмет договора МУП «Ачинский транспорт» был известен и понятен, соответственно, ООО УК «Жилкомфорт» были соблюдены, необходимые для заключения указанного договора условия.

МУП «Ачинский транспорт» не было представлено нормативно-правового обоснования отказа в заключении договора на оказание услуг по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов с ООО УК «Жилкомфорт».

Кроме того, МУП «Ачинский транспорт» был предоставлен Регламент по работе абонентского отдела, устанавливающий порядок оказания услуг по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, в частности перечень необходимых документов для заключения договора оказания услуг по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов с юридическими лицами. В данном перечне не содержится сведений о том, что для заключения договора оказания услуг по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов необходимы документы, подтверждающие передачу жилого фонда от одной управляющей организации другой. Соответственно, требования, предъявляемые к ООО УК «Жилкомфорт» для заключения договора на оказание услуг по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов являются дискриминационными и необоснованными, ущемляют права и интересы хозяйствующего субъекта.

МУП «Ачинский транспорт» известно об объемах отходов, образовывающихся в испрашиваемых многоквартирных жилых домах, так как он оказывает в указанных многоквартирных жилых домах услуги по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов по договору с ООО УК «Городской жилищеый сервис». Также МУП «Ачинский транспорт» был предоставлен приказ от 30 ноября 2009 года № 407 «Об утверждении среднегодовых норм образования и накопления твердых бытовых отходов», которым утверждены удельные показатели образования твердых бытовых отходов по городу Ачинску, применяемые для заключения договоров на оказание слуг по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов.  Согласно данному приказу, среднегодовая норма образования и накопления отходов по жилому фонду составляет 1, 44 м3 на человека.

Таким образом, хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке оказания жилищно-коммунальных услуг по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов не вправе отказать субъекту в заключении договора на оказание названных услуг при направлении субъектом оферты, содержащей сведения о существенных условиях договора (условие о предмете), а также при наличии технической возможности исполнять условия договора.

Материалами дела подтверждается, что ООО УК «Жилкомфорт» были соблюдены все условия, необходимые для заключения договора оказания услуг с МУП «Ачинский транспорт».

Одновременно с этим из материалов дела усматривается, и МУП «Ачинский транспорт» не отрицает, что оно фактически оказывало ООО УК «Жилкомфорт» в рассматриваемый период в заключении договора оказания услуг по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов, то есть обладало технической возможностью оказывать услуги по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов.

Вместе с тем, на заседании Комиссии, 14 сентября 2010 года представитель ООО УК «Жилкомфорт» предоставил договор № 18 УК об оказании услуг по сбору, вывозу и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов от 10 августа 2010 года, заключенный с МУП «Ачинский транспорт». Предметом заключенного договора является вывоз и утилизация твердых бытовых отходов, негабаритных отходов силами и транспортом МУП «Ачинский транспорт», а ООО УК «Жилкомфорт» оплачивает оказанные услуги. Таким образом, МУП «Ачинский транспорт» добровольно устранило нарушение, заключив договор с ООО УК «Жилкомфорт».

Пункт 5 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями в случае наличия возможности поставки соответствующего товара, а также в случае если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В силу п.1 ч.1 ст. 48 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Далее ч. 2 указанной статьи Закона предусмотрено то, что в случае, если рассмотрение дела прекращается в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48, резолютивная часть решения о прекращении рассмотрения дела должна содержать сведения об установлении факта нарушения ответчиком или ответчиками антимонопольного законодательства.

Несмотря на устранение в рамках рассмотрения дела нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия, учитывая монопольное положение МУП «Ачинский транспорт», считает, что  МУП «Ачинский транспорт», отказывая в заключении договора, злоупотребляло своим положением, что привело к ущемлению права и законных интересов ООО УК «Жилкомфорт».

Вместе с тем, учитывая, что на момент принятия решения договор оказания услуг по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов был заключен с ООО УК «ЖилКомфорт», Комиссия приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания МУП «Ачинский транспорт» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

Заслушав представителей сторон, участвующих в деле, исследовав полученные в ходе рассмотрения дела доказательства, изучив материалы дела, Комиссия по рассмотрению дела № 245-10-10 о нарушении антимонопольного законодательства пришла к выводу о наличии нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в действиях МУП «Ачинский транспорт», хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке оказания жилищно-коммунальных услуг по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, выразившихся в совершении действий по необоснованному отказу в заключении договора с отдельным хозяйствующим субъектом - ООО УК «Жилкомфорт», которые ущемляют его права. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства, наличия оснований для прекращения производства по делу № 245-10-10 и отсутствии оснований для выдачи предписания.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьёй 48, часть 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать МУП «Ачинский транспорт» нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Рассмотрение дела № 245-10-10 прекратить
  3. Предписание МУП «Ачинский транспорт» не выдавать, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
  4. Передать копии материалов дела №245-10-10 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении МУП «Ачинский транспорт»  дел об административных правонарушениях по  статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии

Е.Л. Лужбин

 

Члены Комиссии

 

О.Е. Деревягина

 

Т.С. Корнилова

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны