Решение б/н РЕШЕНИЕ №249-15-12 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Муниципальное учреждение «Департамент инженерного обеспечения  администрации Эвенкийского муниципального района

Красноярского края»

 

ул. Советская, 2, п. Тура, Эвенкийский муниципальный район,

Красноярский край, 648000

 

Общество с ограниченной ответственностью «ЭВРИ»

 

ул. Молокова, 40, пом. 185, г. Красноярск, Красноярский край, 660077

 

РЕШЕНИЕ

 

«29» августа 2012 года по делу № 249-15-12

 

г. Красноярск

Резолютивная часть решения оглашена лицам, участвующим в деле, на заседании  Комиссии 16 августа 2012 года, в полном объеме решение  изготовлено 29 августа 2012 года.

Комиссия Красноярского УФАС России  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: Захаров В.М., руководитель управления, члены Комиссии: - Денк В.А. - начальник отдела антимонопольного контроля; Высотина Н.О., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля рассмотрела дело № 249-15-12, возбужденное в отношении муниципального учреждения «Департамент инженерного обеспечения администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края» (648000, Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, п. Тура, ул. Советская, 2) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»).

 

Определением от 25.04.2012 о назначении дела № 249-15-12 его рассмотрение было назначено на 17.07.2012.

Письмом от 26.06.2012 № 10426 определение от 25.04.2012 было отозвано, взамен его было направлено определение от 25.06.2012 в исправленном варианте.

Согласно определению о назначении дела № 249-15-12 к рассмотрению с учетом изменений дата его рассмотрения была указана 12.07.2012.

12 июля 2012 года рассмотрение дела № 249-15-12 определением об отложении откладывалось в связи с отсутствием информации о надлежащем уведомлении лиц, участвующих в деле о времени и месте его рассмотрения.

2 июля 2012 года в адрес управления поступило письмо вх. № 12765, подписанное гражданкой <...>, указавшей, что таковая является представителем Департамента инженерного обеспечения. В письме изложено ходатайство об отложении рассмотрения дела № 249-15-12 в связи с тем, что представитель не имеет возможности присутствовать на комиссии. Также 02.07.2012 в управление поступило письмо вх. № 12766, подписанное гражданкой <...>, согласно которому заявлено, что Департаментом инженерного обеспечения в материалы дела будет представлена информация, которая повлияет на результат рассмотрения дела. К указанным письмам не приложены какие-либо документы (в том числе копии), подтверждающие полномочия <...> представлять интересы МУ «Департамент инженерного обеспечения администрации Эвенкийского муниципального района».

 

Согласно части 2 статьи 42 Федерального закона «О защите конкуренции» при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, вправе осуществлять свои права и обязанности самостоятельно или через представителя.

Согласно статье 45 Федерального закона «О защите конкуренции» председатель комиссии на заседании в ходе рассмотрения объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, проверяет явку на заседание комиссии лиц, участвующих в деле, проверяет их полномочия, устанавливает, извещены ли надлежащим образом лица, не явившиеся на заседание, и имеются ли сведения о причинах их неявки. При этом Комиссия вправе отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с невозможностью явки этого лица или его представителя на заседание комиссии по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами.

В соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. МУ «Департамент инженерного обеспечения администрации Эвенкийского муниципального района» является юридическим лицом.

Таким образом, в материалы дела не представлено документов, подтверждающих полномочия <...> на осуществление действий в интересах Департамента при рассмотрении дела. Каких-либо дополнительных пояснений, ходатайств от Департамента, из которых следовало бы уполномочивание указанной гражданки  на представление интересов ответчика, в  управление не поступало.

В деле объявлялось два последующих перерыва (02.08.2012 и 09.08.2012) с целью получения от муниципального учреждения «Департамент инженерного обеспечения администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края» и Комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Эвенкийского муниципального района информации, запрошенной определением о назначении дела № 249-15-12 от 15.05.2012 к рассмотрению.

После перерыва дело № 249-15-12 рассмотрено без участия полномочных представителей муниципального учреждения «Департамент инженерного обеспечения администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края», общества с ограниченной ответственностью «ЭВРИ».

С учетом достаточности в материалах дела документальных доказательств Комиссия в соответствии со статьей 45 Федерального закона «О защите конкуренции» признала возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц по делу.

 

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

 

Красноярским УФАС России на запрос (исх. № 1967 от 14.02.2012) получена информация от управления муниципального заказа администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края (вх. 3523 от 11.03.2012). В рамках анализа полученной информации выявлены следующие факты.

Между МУ «Департамент инженерного обеспечения  администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края» и ООО «ЭВРИ» заключен муниципальный контракт № 12/94Б от 28.03.2011 на разработку рабочего проекта капитального ремонта Водонасосной станции в с. Ванавара без проведения торгов.

Муниципальный контракт № 12/94Б от 28.03.2011 заключен вследствие обстоятельств непреодолимой силы, предусмотренных пунктом 6 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ).

Согласно частям 2, 4 статьи 10 Федерального закона № 94-ФЗ во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона.

Применение других способов размещения заказа, то есть без проведения торгов (запрос котировок, размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), размещение на товарных биржах), рассматривается как исключение и допускается только в случаях, непосредственно предусмотренных Федеральным законом № 94.

В соответствии со статьей 48 Федерального закона № 94 заказчик вправе разместить заказ путем запроса котировок у участников размещения заказа, которые прошли предварительный отбор в целях устранения последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и квалификация которых соответствует предъявленным требованиям.

 Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, установлен Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2006 № 261-р. В случае если возникает потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных таким перечнем, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляется в соответствии с общим правилом статьи 10 Федерального закона № 94. При этом, если потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных таким перечнем, возникла вследствие непреодолимой силы и применение иных способов размещения заказа нецелесообразно в связи с затратой времени, размещение заказа осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона.

Основанием, подтверждающим обстоятельство, на основании которого заключен  муниципальный контракт № 12/94Б от 28.03.2011, является решение Комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Эвенкийского муниципального района (Протокол № 5 от 25.03.2011).

Повестка дня согласно  Протоколу Комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Эвенкийского муниципального района № 5 от 25.03.2011 включала в себя обращение МУ «Департамент инженерного обеспечения  администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края». В целях устранения последствий чрезвычайной ситуации в с. Ванавара, возникшей вследствие взрыва на котельной «Катангская» 10.12.2010  Комиссией по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Эвенкийского муниципального района принято решение о заключении муниципальных контрактов на геодезическую съемку земельных участков под котельной «Катангская», водонапорной башни, капитальный ремонт котельной «Катангская», на проектирование водонапорной станции для котельной «Катангская» в с. Ванавара без проведения аукционов.

Потребность в разработку рабочего проекта капитального ремонта Водонасосной станции в с. Ванавара носила долгосрочный плановый и инвестиционный характер и возникла не вследствие непреодолимой силы.

При отсутствии  в законодательстве ограничений прав на выполнение работ по поставке оборудования данный вид работ признается равнодоступным для других хозяйствующих субъектов. Заключение муниципального контракта без проведения торгов исключило законную и добросовестную конкуренцию между хозяйствующими субъектами за право доступа к выполнению строительных работ.

В связи с выявлением в действиях муниципальным учреждением «Департамент инженерного обеспечения администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края», связанных с заключением муниципального контракта № 12/94Б от 28.03.2011 без проведения торгов, на основании Приказа от 22.06.2012 № 420 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела № 249-15-12 о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено дело № 249-15-12.

 

Исследовав представленные материалы, Комиссия установила следующие имеющие значение для дела обстоятельства.

 

В период 2011-2013 годов планировались работы на объекте котельной «Катангская». Так, в муниципальном контракте № 12/94Б от 28.03.2011  имеется ссылка в качестве основания его заключения на Постановление администрации ЭМР от 22.03.2011 № 189. В рамках Постановления администрации ЭМР от 22.03.2011 № 189 были запланированы мероприятия по долгосрочной целевой программе «Строительство и реконструкция, модернизация и капитальный ремонт системы энергоснабжения, жилищно-коммунального комплекса и транспорта, создание муниципального резерва топлива в ЭМР на 2011-2013 годы», в соответствии с которой планировалось провести ремонтные работы на котельной «Катангская».

Целью Программы является: строительство и реконструкция, модернизация и капитальный ремонт системы энергоснабжения, жилищно-коммунального комплекса и транспорта, создание муниципального резерва топлива в Эвенкийском муниципальном районе.

Реализация программных мероприятий должна осуществляться в соответствии законодательством о размещении заказов. Такое требование содержится в Порядке принятия решений о разработке и реализации долгосрочных целевых программ Эвенкийского муниципального района, утвержденном постановлением администрации района от 21.12.2009 № 985-п (пункт 5.3). 

 

28 марта 2011 года Департаментом инженерного обеспечения без проведения аукциона заключен муниципальный контракт № 12/94Б на разработку рабочего проекта капитального ремонта Водонасосной станции в с. Ванавара. Работы по муниципальному контракту должны быть начаты с момента подписания контракта и сданы 01.05.2011. По факту акт сдачи-приемки подписан 29.04.2011. Стоимость работ по контракту № 12/94Б от 28.03.2011 составила 888 828, 29 рублей.

Департаментом  инженерного обеспечения перечислено денежных средств ООО «ЭВРИ» за выполнение работ в рамках контракта от 28.03.2011 № 12/94Б согласно платежным поручениям: № 101 от 20.04.2011 на сумму 266648,49 рублей и № 205 от 26.06.2011 на сумму 622179,80 рублей.

Общая сумма денежных средств, полученная ООО «ЭВРИ» в рамках муниципального контракта составила 888 828, 29 рублей.

Обязательства сторон по муниципальному контракту на момент возбуждения дела № 249-15-12 исполнены в полном объеме, акт приемки выполненных работ подписан.

 

Департамент инженерного обеспечения является органом местного самоуправления Эвенкийского муниципального района, входит в структуру администрации Эвенкийского муниципального района, является муниципальным учреждением, финансируемым за счет бюджета района.

Департамент обеспечивает проведение политики района в области инженерного обеспечения, в связи с чем на него возлагается такие функции как формирование и реализация политики в сфере инженерного обеспечения, обеспечение контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, Красноярского края и нормативных правовых актов Эвенкийского муниципального района в сфере инженерного обеспечения.

В соответствии с пунктом 7 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 (далее - Положение), на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) координационным органом единой системы является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления.

В силу пункта 8 названного Положения образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.

В соответствии с Положением о Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Эвенкийского муниципального района, утвержденным решением районного Совета депутатов ЭМР от 15.03.2007 № 177-8 (далее - Положение), Комиссия является координирующим органом единой системы противопожарной пропаганды и осуществления своевременных и эффективных мер по предупреждению и профилактике возможных аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий, эпидемий (пункт 3.1 Положения).

Согласно пункту 3.2 Положения к основным задачам Комиссии отнесены в том числе: обеспечение согласованности действий органов исполнительной власти Красноярского края и органов местного самоуправления ЭМР при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности; организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности; организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование ЧС.

В силу пункта 3.5 Положения Комиссия вправе в пределах своей компетенции принимать решения, обязательные для выполнения предприятиями, организациями, учреждениями ЭМР.

Протокол Комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Эвенкийского муниципального района № 5 от 25.03.2011 содержит указания на заключение муниципального контракта на геодезическую съемку земельных участков под котельной «Катангская», водонапорной станции, на капитальный ремонт котельной «Катангский» в с. Ванавара, на проектирование водонапорной станции для котельной «Катангская» в с. Ванавара. Вопрос о возможности заключения муниципальных контрактов на капитальный ремонт теплосетей, сетей холодного водоснабжения, канализации, проектирования капитального ремонта котельной «Катангская» в с. Ванавара без проведения аукциона обсуждался Комиссией по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Эвенкийского муниципального района 22.03.2011 (Протокол № 4).

ООО «ЭВРИ» является коммерческой организацией, которая выполняет все работы связанные с выполнением инженерно-геодезических, инженерно-геологических изысканий.

Департамент не представил письменные пояснения о причинах выбора в качестве подрядчика ООО «ЭВРИ».

 

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (статья 15 Конституции РФ).

Полномочия и компетенция органов местного самоуправления установлены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ).

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального района наделены полномочием формировать и размещать муниципальный заказ (статья 17 Федерального закона № 131-ФЗ).

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, регулирует Федеральный закон № 94  в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (статья 1).

Согласно статье 2 Федерального закона № 94-ФЗ законодательство о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации и Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).

Ассигнования на оплату муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, услуг для муниципальных нужд относится согласно статье 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям.

При этом использование бюджетных средств должно осуществляться с соблюдением принципа результативности и эффективности, который означает, что при исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (статья 34 БК РФ).

В соответствии пунктом 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке

Положениями статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

В соответствии со  статьей 10 Федерального закона № 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, либо без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона № 94-ФЗ путем проведения аукциона должно осуществляться размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, включенных в соответствующий перечень,  которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам.

Строительные услуги и объекты строительства включены в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р в перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона № 94 под аукционом на право заключить муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену муниципального контракта. Аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на «шаг аукциона» (статья 37 Федерального закона № 94). Согласно статье 41.1 Федерального закона № 94 под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном главой 3 Федерального закона № 94-ФЗ.

Таким образом, Департамент инженерного обеспечения обязан был заключить муниципальный контракт в рамках процедуры открытого аукциона в электронной форме.

В рассматриваемом случае в результате заключения между Департаментом инженерного обеспечения и ООО «ЭВРИ» муниципального контракта общество, целью которого является извлечение коммерческой выгоды, получило муниципальный контракт по максимально возможной цене (цене определенной в сметных расчетах) без участия в какой-либо конкурентной борьбе, без подачи предложений о снижении цены муниципального контракта. Тем самым хозяйствующий субъект был поставлен в неравное преимущественное положение с любым другим хозяйствующим субъектов, имеющим желание выполнять работы.

Заключение муниципального контракта без проведения аукциона исключило какую-либо конкуренцию, другие хозяйствующие субъекты не имели возможности предложить более низкую цену муниципального контракта. Более того заключение муниципального контракта исключило проведение процедуры рассмотрения аукционных заявок, в рамках которой определяется соответствие участников размещения заказа – лиц, претендующих на заключение муниципального контракта, требованиям, которые предъявляются к ним законодательством.

Согласно статьям 10, 11 Федерального закона № 94 установлены требования и условия допуска хозяйствующих субъектов к торгам. При этом помимо обязательных требований, установленных в соответствии с законодательством РФ, к участникам размещения заказа могут предъявляться дополнительные требования.

 

Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований, обосновывающих правомерность заключения Департаментом инженерного обеспечения муниципального контракта с ООО «ЭВРИ» без проведения публичных процедур вследствие непреодолимой силы. Вчастности:

  1. Комиссия приходит к выводу о том, что наличие обстоятельств непреодолимой силы на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Федерального закона № 94, не соответствуют правовым и фактическим обстоятельствам дела.

В целях устранения последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик в соответствии со статьей 48 Федерального закона № 94 вправе разместить заказ путем запроса котировок у участников размещения заказа, которые прошли предварительный отбор в целях устранения таких последствий.

Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, устанавливается Правительством РФ.

В случае возникновения потребности в товарах, работах, услугах, не предусмотренных таким перечнем, размещение заказов должно осуществляться в соответствии с общей нормой статьи 10 Федерального закона № 94, то есть заказчик обязан принять решение о том способе размещения заказа, который предписан данным законом.

Применение такого способа, предусмотренного в пункте 6 части 2 статьи 55 Федерального закона № 94, как размещение заказа у единственного поставщика, допустимо, если потребность в работах, товарах, услугах возникла вследствие непреодолимой силы, и применение иных способов размещения заказа нецелесообразно в связи с затратой времени.

Материалами дела установлено, что потребность в проведении работ на объекте котельной «Катангская» возникла в 2010 году, т. е до заключения муниципального контракта с ООО «ЭВРИ». Данная потребность нашла отражение в районной программе на 2011-2013 годы «Строительство и реконструкция, модернизация и капитальный ремонт системы энергоснабжения, жилищно-коммунального комплекса и транспорта, создание муниципального резерва топлива в ЭМР», утвержденной постановлением администрации ЭМР от 22.03.2011 № 189. Таким образом, такая потребность носила плановый и целевой характер.

2. Не могут быть обоснованы действия по заключению муниципального контракта без торгов тем, что применение такого способа нецелесообразно в связи с затратой времени. Взрыв котельной «Катангская» произошел 10.12.2010. Муниципальный контракт № 12/94Б заключен 28.03.2011, то есть по прошествии 108 дней.  С учетом положений Федерального закона № 94 размещение муниципального заказа путем проведения аукциона могло быть осуществлено в течение максимального срока, составляющего 35 дней.

3.         В соответствии с протоколами заседания Комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Эвенкийского муниципального района (далее – комиссия по ЧС) № 4 от 22.03.2011 и № 5 от 25.03.2011 расходование бюджетных средств было предписано производить без проведения торгов. Указанное решение комиссии по ЧС в силу требований Федерального закона      № 131-ФЗ, Устава Эвенкийского муниципального района не является нормативным или иным правовым актом органов местного самоуправления Эвенкийского муниципального района. Согласно пункту 7 постановления Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» комиссия по ЧС является органом единой системы на местном уровне. Основные задачи комиссии по ЧС определены в пункте 9 данного постановления. Выбор способа размещения заказа не входит в компетенцию комиссии по ЧС. В связи с этим решение комиссии по ЧС № 4 от 22.03.2011 не может являться законным основанием для заключения департаментом инженерного обеспечения муниципального контракта без проведения торгов.

Таким образом, ни одно из определенных в пункте 6 части 2 статьи 55 Федерального закона необходимых  условий для размещения муниципального заказа у единственного поставщика, не было соблюдено:

  1. потребность департамента инженерного обеспечения в разработке рабочего проекта капитального ремонта Водонасосной станции в с. Ванавара не является потребностью в товарах, работах, услугах, возникшей  вследствие не преодолимой силы;
  2. муниципальный контракт от 28.03.2011 № 12/94Б не был заключен в сроки, которые позволили бы избежать затраты времени, необходимые для проведения аукциона.

 

В соответствии со статьей 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется свобода экономического пространства, свободное перемещение товаров, работ и услуг. Ограничение прав и свобод согласно статье 55 Конституции РФ возможно только федеральным законом. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.

Данная конституционная гарантия нашла дальнейшую реализацию и в статье 1 ГК РФ, согласно которой товары, работы и услуги свободно перемещаются на территории России. Целям обеспечения единства экономического пространства служат положения Федерального закона № 94 (статья 1), равно как и нормы Федерального закона «О защите конкуренции» (статья 1).

Все требования, предъявляемые Федеральным законом № 94 к участникам размещения муниципального заказа, призваны обеспечить защиту интересов муниципального заказчика, а в конченом счете муниципального образования и местного населения, от недобросовестных действий подрядчиков, сократить риски, связанные с неисполнением муниципальных контрактов. Однако его требования ни к коей мере не связывают возможность допуска к выполнению работ для муниципальных нужд с территориальной сферой деятельности какого-либо хозяйствующего субъекта. Иное ставило бы под угрозу конституционную гарантию свободы экономической деятельности и экономического пространства.

Публичная процедура торгов, без проведения которой между Департаментом инженерного обеспечения и ООО «ЭВРИ» был заключен муниципальный контракт от 28.03.2011 № 12/94Б, призвана решить поставленные задачи выбора лучшего подрядчика и эффективного использования бюджетных средств. Данная задача решается путем обеспечения реальной и добросовестной конкуренции между хозяйствующими субъектами за право доступа к выполнению работ по капитальному ремонту наружных сетей холодного водоснабжения с. Ванавара. Под конкуренцией согласно статье 4 Федерального закона «О защите конкуренции» понимается  соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В статье 4 Федерального закона «О защите конкуренции» приведены признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

На основании перечисленных обстоятельств Комиссия установила, что в результате заключения муниципального контракта от 28.03.2011 № 12/94Б ООО «ЭВРИ», целью деятельности которого является извлечение коммерческой выгоды,  имело заинтересованность и получило доступ к разработке проекта капитального ремонта Водонасосной станции в с. Ванавара по максимально возможной цене (цене определенной в сметных расчетах) без участия в какой-либо конкуренции, без подачи предложений о снижении цены муниципального контракта, тем самым было поставлено в неравное преимущественное положение с любым другим хозяйствующим субъектов, имеющим желание выполнять данные работы. Данные обстоятельства свидетельствуют об ограничении конкуренции.

Департамент инженерного обеспечения в результате заключения муниципального контракта от 28.03.2011 № 12/94Б с ООО «ЭВРИ» не осуществил в установленном порядке выбор подрядчика, не обеспечил равный доступ всем потенциальным участникам товарного рынка.

Заключение муниципального контракта без проведения аукциона исключило какую-либо конкуренцию, другие хозяйствующие субъекты не имели возможности сделать свои предложения относительно предмета муниципального контракта. Более того заключение муниципального контракта исключило проведение процедуры рассмотрения аукционных заявок, в рамках которой определяется соответствие участников размещения заказа – лиц, претендующих на заключение муниципального контракта, требованиям, которые предъявляются к ним законодательством.

Тем самым, цели эффективного использования средств бюджетов, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов, установленные законодательством о размещении заказов, не достигнуты.

Муниципальный контракт от 28.03.2011 № 12/94Б между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом предполагает обеспечение доступа ООО «ЭВРИ» на товарный рынок работ связанных с проектно-сметной документацией вне конкуренции, и привело к недопущению конкуренции путем не проведения торгов, чем ограничен доступ иных хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, что противоречит положениям части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Согласно статье пункту 3 части 1 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган  выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей части, обязательные для исполнения предписания:

а) об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство;

б) о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство;

в) о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции;

г) о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

В связи с тем, что действия МУ «Департамент инженерного обеспечения администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края» совершены в определенный временной период, имеют оконченный характер, основания для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях МУ «Департамент инженерного обеспечения администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края», выразившихся в заключении муниципального контракта от 28.03.2011 № 12/94Б на разработку рабочего проекта капитального ремонта Водонасосной станции в с. Ванавара, нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

2. Предписание не выдавать.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                              В. М. Захаров

 

Члены комиссии

 

 

В.А. Денк

 

Н.О. Высотина

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны