Решение б/н Решение № 26-10-15 от 16 октября 2015 года от 3 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «8» октября 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено «16» октября 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии <…>, члены Комиссии: <…>, <…>, <…> (далее – Комиссия), рассмотрев дело
№ 23-10-15 по признакам нарушения закрытым акционерным обществом «Таймырская топливная компания» (ул. Бограда, 15, г. Красноярск, 660049) (далее – ЗАО «ТТК») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление от <…> на действия
ЗАО «ТТК», выразившиеся в повышении стоимости дизельного топлива на АЗС в городе Норильске с 01.11.2014.

В рамках рассмотрения заявления, полученных материалов, Красноярским УФАС России установлено следующее.

В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации
от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемых
в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов.

Постановление Администрации Красноярского края от 24.09.2001 № 670-П «О государственном регулировании цен (тарифов) в крае» предусматривает обязательное государственное регулирование снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам
на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
с ограниченными сроками завоза грузов.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 № 402 «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)» город Норильск Красноярского края включен в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции).

Приказом Министерства промышленности и энергетики Красноярского края от 30.06.2010 № 011/46 «Об установлении предельных максимальных снабженческо-сбытовых и торговых надбавок на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненным в ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов» (далее – Приказ от 30.06.2010 №  011/46) установлены предельные максимальные размеры снабженческо-сбытовых и торговых надбавок
к ценам не нефтепродукты (в редакции № 4 от 27.02.2014, действовавшей до 10.08.2015
с неизменными значениями надбавок для города Норильска Красноярского края).

Величина установленных предельных максимальных снабженческо-сбытовых надбавок для г. Норильска составляет 6088,40 руб./т. с НДС (без учета транспортных расходов), 8548,30 руб./т.
с НДС (с учетом транспортных расходов), торговых надбавок – 981,60 руб./т. с НДС (без учета транспортных расходов), 1799,60 руб./т. с НДС (с учетом транспортных расходов).

Из Приказа от 30.07.2010 № 011/46 следует, что размер предельной снабженческо-сбытовой и торговой надбавки включает в себя издержки обращения продавца, уровень рентабельности не более 10 процентов к издержкам продавца и применяется к покупной стоимости нефтепродуктов.

По информации, представленной ЗАО «ТТК» (исх. № ТТК-14/91 от 12.01.2015; вх. № 112
от 12.01.2015), установленная ЗАО «ТТК» торговая надбавка не превышала предельный размер, установленный Приказом от 30.06.2010 № 011/46.

В письме ЗАО «ТТК» также указано следующее.

Завоз нефтепродуктов на территорию города Норильска осуществляется только
в период речной навигации (июнь-октябрь). Нефтепродукты от поставщика поступают
на перевалочную нефтебазу ЗАО «ТТК» «Песчанка» в городе Красноярске, далее судами
ОАО «Енисейское речное пароходство» доставляются по реке до перевалочной нефтебазы
г. Дудинка. На Дудинской нефтебазе топливо принимается в резервуары и далее распределяется между нефтебазами НПР (Дудинская, Кайерканская, Норильская) для дальнейшей реализации. Доставка нефтепродуктов с нефтебаз до АЗС ЗАО «ТТК» осуществляется топливо - заправщиками. Цены реализации на светлые нефтепродукты пересматриваются ежемесячно в период речной навигации, с учетом поступления на склады хранения нефтепродуктов, завезенных в речную навигацию, и не пересматриваются в межнавигационный период. В период июнь-октябрь
2014 года ЗАО «ТТК» реализовывались нефтепродукты, завезенные, как в навигацию 2014 года,
так и в навигацию 2013 годах. Расчет оптовых и розничных цен реализации нефтепродуктов
ЗАО «ТТК» основывался на средневзвешенной себестоимости нефтепродуктов, сформированной на последнее число предшествующего месяца, учитывая завоз в 2014, 2013 году, не превышающей предельных значений снабженческо-сбытовой и торговой надбавок к ценам на нефтепродукты, реализуемые на территории муниципального образования г. Норильск, утвержденных Приказом
от 30.06.2010 № 011/46. При этом расчет производится на даты изменения оптовой и розничной цены дизельного топлива, реализуемого ЗАО «ТТК».

В соответствии с приведенными ЗАО «ТТК» расчетами оптовых и розничных цен реализации дизельного топлива, реализованного ЗАО «ТТК» на территории города Норильска
во втором полугодии 2014 года, в период с 01.07.2014 по 01.11.2014 ЗАО «ТТК» было реализовано дизельное топливо Евро, класс 4 и дизельное топливо  Евро, класс 2.

В период с 01.07.2014 по 03.10.2014 ЗАО «ТТК» реализовывало дизельное топливо Евро, класс 2 по цене <…> рублей за литр.

В соответствии с приказом об утверждении розничных цен реализации нефтепродуктов через АЗС за наличный расчет от 30.06.2014 № ТТК/83 п-п в период с 01.07.2014 розничная цена на дизельное топливо Евро, класс 2 установлена в размере <…> рублей.

В период с 03.10.2014 по 01.11.2014 ЗАО «ТТК» реализовывало дизельное топливо Евро, класс 2 по цене <…>рублей за литр.

В соответствии с приказом об утверждении розничных цен реализации нефтепродуктов через АЗС за наличный расчет от 02.10.2014 № ТТК/116 п-п в период с 03.10.2014 розничная цена на дизельное топливо Евро, класс 2 установлена в размере <…>рублей.

В период с 01.11.2014 ЗАО «ТТК» реализовывало дизельное топливо Евро, класс 4 по цене <…> рублей за литр.

В соответствии с приказом об утверждении розничных цен реализации нефтепродуктов через АЗС за наличный расчет от 31.10.2014 № ТТК/125 п-п в период с 01.11.2014 розничная цена на дизельное топливо Евро, класс 4 установлена в размере <…> рублей.

С 01.09.2014 года средневзвешенная себестоимость дизельного топлива составила <…> рублей за тонну, с 03.10.2014 –           <…> рублей за тонну. С 01.11.2014 средневзвешенная себестоимость дизельного топлива Евро, класс 4 составила    <…>  рублей за тонну.

Приказом Красноярского УФАС России от 02.02.2015 № 40 возбуждено дело  № 23-10-15  по признакам нарушения ЗАО «ТТК» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением о назначении дела № 23-10-15 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 05.02.2015 дело назначено к рассмотрению на «20» марта 2015 года. К рассмотрению дела № 23-10-15 привлечены в качестве заявителей <…>, <…>.

Заявление <…> поступило в адрес антимонопольного органа 11.12.2014
(вх. № 24996). На момент поступления указанного заявления Красноярским УФАС России начата проверка по доводам, указанным в заявлении <…> (аналогичные доводы в заявлении <…>).

Дело откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств (исх. № 5414 от 24.03.2015; исх. № 12944 от 01.07.2015; исх. № 17069 от 02.09.2015).

Определением об отложении рассмотрения дела № 23-10-15 от 20.04.2015 дело отложено
в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств и привлечением к участию
в рассмотрении дела в качестве эксперта Министерства промышленности, энергетики и торговли Красноярского края.

Определением об отложении рассмотрения дела № 23-10-15 от 20.05.2015 дело отложено
в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств и привлечением к участию
в рассмотрении дела в качестве эксперта Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края.

В силу пункта 3.3 Положения о службе финансово-экономического контроля
и контроля в сфере закупок Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 13.12.2013 № 657-п, осуществление регионального государственного надзора за применением цен (тарифов) на продукцию, товары и услуги, государственное регулирование которых осуществляется органами исполнительной власти края, за исключением государственного надзора, осуществление которого отнесено к компетенции иных органов исполнительной власти края относится к компетенции Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края.

В рамках проведения Службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края экспертизы обоснованности применения снабженческо-сбытовых
и торговых надбавок при определении ЗАО «ТТК» розничной цены дизельного топлива, реализованного ЗАО «ТТК» в период с 01.09.2014 по 01.12.2014 на территории города Норильска, в рамках дела № 23-10-15 Службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края установлено следующее (письмо от 17.08.2015 от СД/1754;
вх. № 15789 от 17.08.2015).

ЗАО «ТТК» представлен расчет оптовых и розничных цен реализации дизельного топлива, реализованного ЗАО «ТТК» на территории города Норильска во втором полугодии 2014 года, согласно которому розничные цены на дизельное топливо сформированы с учетом снабженческо-сбытовой и торговой надбавок, исчисленных к средневзвешенной стоимости нефтепродуктов. Согласно подпункту 1 пункта 2.3.2 подраздела 2.3 раздела II Положения об учетной политике для целей бухгалтерского учета ЗАО «ТТК» на 2013 год, действовавшего в 2014 году,  утвержденного приказом генерального директора ЗАО «ТТК» от 28.12.2012 № ТТК/173-п-п,  при отпуске материально-производственных запасов в производство и ином выбытии их оценка производится в следующем порядке: товары для перепродажи – по себестоимости каждой единицы запасов,
что подтверждается бухгалтерскими документами: ежемесячными оборотно-сальдовыми ведомостями по счету 41 в разрезе видов нефтепродуктов. Следовательно, формирование цен реализации нефтепродуктов с применением снабженческо-сбытовой и торговой надбавки
должно производится в соответствии с Приказом от 30.06.2010 № 011/46 и подпунктом 1 пункта 2.3.2 подраздела 2.3 раздела II вышеуказанного положения, а именно: списание товаров для перепродажи должно производится по себестоимости каждой единицы запасов. Согласно представленным расчетам оптовых и розничных цен реализации на дизельное топливо, реализованное ЗАО «ТТК» на территории города Норильска во втором полугодии 2014 года,
ЗАО «ТТК» в сентябре 2014 года реализовало через АЗС топливо дизельное Евро класс 2
по розничной цене   <…> руб/т С НДС (  <…> без НДС) или   <…> руб/л; в октябре (с 03.10.2014), ноябре 2014 года реализовало через АЗС топливо дизельное Евро класс 2
по розничной цене   <…> руб/т с НДС (   <…> руб/т без НДС) или     <…> руб/л. В ноябре 2014 года (с 01.11.2014) топливо дизельное Евро класс 4 реализовалось через АЗС по розничной цене <…> руб/т с НДС (<…> руб/т без НДС) или <…>  р/л. Согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету 41.02 за период с сентября по ноябрь 2014 года ЗАО «ТТК» производилась реализация топлива дизельного Евро класс 2, полученного от поставщиков по закупочным ценам от             <…> до <…> руб/т, с фактическими надбавками, превышающими предельные максимальные надбавки к ценам не нефтепродукты, установленные Приказом от 30.06.2010 № 011/46. Согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету 41.02 за ноябрь 2014 года ЗАО «ТТК» производилась реализация топлива дизельного Евро класс 4, полученного от поставщиков по закупочным ценам (без НДС) от <…> руб/т до <…> руб/т с фактическим надбавками, превышающими предельные максимальные надбавки к ценам на нефтепродукты, установленные Приказом от 30.06.2010 № 011/46.

В рамках рассмотрения дела № 23-10-15 ЗАО «ТТК» представлен отчет Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральной университет» (далее - ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет») о проведении экспертизы по обоснованию размера снабженческо-сбытовой и торговой надбавок при продаже дизельного топлива (письмом от 26.08.2015 № б/н).

Согласно проведенной экспертизе постановкой проблемы было, в том числе: правомерность расчета розничной цены дизельного топлива, реализованного ЗАО «ТТК»
на территории города Норильска с 01.09.2014 по 01.12.2014 путем применения снабженческо-сбытовой надбавки на средневзвешенную себестоимость топлива и применением к рассчитанной величине значения торговой надбавки и коэффициента плотности топлива.

Согласно выводам ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»  Приказ
от 30.06.2010 № 011/46 не содержит порядка определения закупочной цены, в связи с этим предприятие должно самостоятельно определить порядок расчета закупочной цены, к которой будет применяться установленных размер снабженческо-сбытовой и торговой надбавок.

Письмом  от 06.10.2015 № ТТК-К-15-1580-исх ЗАО «ТТК» указало, что порядок ценообразования (утверждения торговой наценки на нефтепродукты, реализуемые через нефтебазы Норильского промышленного региона) регулируются Порядком ценообразования на товарную массу, утвержденным Приказом № ТТК/235 п-п от 29.12.2006.
В соответствии с указанным порядком ценообразования на товарную массу торговая наценка устанавливается к средневзвешенной закупочной цене 1 тонны нефтепродуктов.

Комиссией по рассмотрению дела № 23-10-15 установлено, что Приказом от 30.06.2010
№ 011/46 определено, что размер предельной снабженческо-сбытовой и торговой надбавки включает в себя издержки обращения продавца, уровень рентабельности не более 10 процентов
к издержкам продавца и применяется к покупной стоимости нефтепродуктов.

Заключение ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» содержит информацию о том, что размер покупной цены, применяемой при ценообразовании на нефтепродукты, может быть получен в систематизированном и достоверном виде только из системы бухгалтерского учета, где формирование показателя покупной цены регламентируется соответствующими нормативно-правовыми актами, а также локальным нормативным актом – положением об учетной политике организации.

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В рамках проведения Красноярским УФАС России Анализа и оценки состояния конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива на территории города Норильска Красноярского края за 2014 год установлено следующее.

На территории города Норильска Красноярского края имеются признаки коллективного доминирования ООО «Арктур» и ЗАО «ТТК» на розничном рынке дизельного топлива за 2014 год. Исследуемый рынок (розничный рынок дизельного топлива на территории города Норильска Красноярского края за 2014 год) характеризуется высоким уровнем концентрации и неразвитым состоянием конкуренции.

ЗАО «ТТК» реализовало <…> дизельного топлива в 2014 году на территории города Норильска Красноярского края.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия: совокупная доля
не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (указанное положение не применяется, если доля хотя бы одного
из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов).

Таким образом, ЗАО «ТТК» занимало доминирующее положение на розничном рынке дизельного топлива на территории города Норильска Красноярского края в 2014 году.

Нижеприведенной таблицей подтверждаются обстоятельства, свидетельствующие
о реализации ЗАО «ТТК» нефтепродуктов по цене, сформированной с учетом снабженческо-сбытовой и торговой надбавок, превышающих нормативно установленные.

<…>

Согласно данным (разница в надбавках), представленных Службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, доход, полученный ЗАО «ТТК» вследствие неправомерного применения обществом надбавок (снабженческо-сбытовой и торговой), составил 1 237 518 рублей 34 копейки.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать закрытое акционерное общество «Таймырская топливная компания» нарушившим требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции», выразившегося в нарушении  установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при розничной реализации ЗАО «ТТК» дизельного топлива на территории города Норильска Красноярского края в сентябре, октябре, ноябре
2014 года.

2. Выдать закрытому акционерному обществу «Таймырская топливная компания» предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

3. Выдать закрытому акционерному обществу «Таймырская топливная компания» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии                                                                                                    <…>

 

Члены Комиссии:                                                                                                               <…>

 

<…>

 

                                                                                                                                             <…>

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 23-10-15

о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного
вследствие нарушения антимонопольного законодательства

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: <…>, члены Комиссии: <…>,<…>, <…>, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на  основании своего решения от 16.10.2015 по делу № 23-10-15 о  нарушении закрытым акционерным обществом «Таймырская топливная компания» (далее – ЗАО «ТТК»)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ЗАО «ТТК» в течение 60 (шестидесяти) дней с момента получения настоящего предписания перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в нарушении ЗАО «ТТК» установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при розничной реализации
ЗАО «ТТК» дизельного топлива на территории города Норильска Красноярского края в сентябре, октябре, ноябре 2014 года, в размере  1 237 518 рублей 34 копейки.

Об исполнении предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения, с приложений копий подтверждающих документов.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                    <…>

 

Члены Комиссии:                                                                                                               <…>

 

                                                                                                                                              <…>

 

                                                                                                                                              <…>

 

                                  

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня
его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная     ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 23-10-15

о недопущении действий, которые могут привести
к нарушению антимонопольного законодательства

 

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: <…>, члены Комиссии: <…>,           <…>, <…>, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 16.10.2015 по делу № 23-10-15 о  нарушении закрытым акционерным обществом «Таймырская топливная компания» (далее – ЗАО «ТТК»)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ЗАО «ТТК» с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении  установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при розничной реализации ЗАО «ТТК» дизельного топлива на территории города Норильска Красноярского края в сентябре, октябре, ноябре 2014 года, а именно: формирование розничной цены на дизельное топливо, реализуемое ЗАО «ТТК» в городе Норильске, осуществлять исходя из покупной стоимости нефтепродуктов, определенной в соответствии с порядком оценки товаров для перепродажи, установленной действующим положением об учетной политике ЗАО «ТТК»,
и размеров снабженческо-сбытовой и торговой надбавок, не превышающих  предельные максимальные снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, установленные уполномоченным регулирующим органом.

Об исполнении предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения, с приложений копий подтверждающих документов.

При изменении ЗАО «ТТК» розничной  цены реализации дизельного топлива
на территории города Норильска в течение 5 дней с момента изменения указанной цены 
ЗАО «ТТК» направлять указанные сведения в адрес Красноярского УФАС России с приложением копий подтверждающих документов и расчета установленной цены в течение 2-х лет с момента вступления настоящего предписания в законную силу.

 

Председатель Комиссии                                                                                        <…>

 

Члены Комиссии:                                                                                                    <…>

 

                                                                                                                                 <…>

 

                                                                                                                                  <…>

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная  ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны