Решение б/н Решение по делу № 263-15-11, возбужденного в отношении админ... от 12 декабря 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Администрация Краснотуранского района

 

 

 

ул. К. Маркса, 14, с. Краснотуранск, Краснотуранский район, Красноярский край, 662660

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

от «29» июля 2011 года по делу № 263-15-11                                                                     г. Красноярск

           

Резолютивная часть решения оглашена сторонам по делу на заседании Комиссии  26 июля 2011.

В полном объеме решение изготовлено 29 июля 2011.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Захаров В.М., руководитель управления, члены комиссии – Высотина Н.О., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, Муковозчик О.С., ведущий специалист-эксперт отдела информатизации и контроля рекламы, рассмотрев дело № 263-15-11, возбужденное по признакам нарушения администрацией Краснотуранского района (ул. К. Маркса, 14, с. Краснотуранск, Краснотуранский район, Красноярский край) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В рамках проведения Красноярским УФАС России контрольного мероприятия по проверке администрации Краснотуранского района на предмет соблюдения норм антимонопольного законодательства (приказ управления от 09.03.2011 № 132 «О проведении плановой проверки») выявлен договор аренды помещения, находящегося в казне Краснотуранского района № 152 от 25.01.2006, согласно которому администрация Краснотуранского района передает в аренду филиалу государственного предприятия Красноярского края «Губернские аптеки» «Центральная районная аптека № 42»  нежилое помещение в нежилом здании, расположенном по адресу: с. Краснотуранск, ул. Юности, 1-А, площадью 15 кв.м., сроком действия с 30.11.2005 по 29.11.2006.

Согласно документам, полученным управлением в рамках контрольного мероприятия, срок договора аренды № 152 от 25.01.2006 неоднократно продлялся, что подтверждается следующими соглашениями о пролонгации договора аренды:

№ 6 от 29.12.2006 (срок действия договора пролонгирован с 30.11.2006 по 25.11.2007),

№ 53 от 31.10.2007 (срок действия договора пролонгирован с 26.11.2007 по 21.11.2008),

№ 78 от 20.11.2008 (срок действия договора пролонгирован с 22.11.2008 по 20.11.2009)

№ 6 от 15.02.2010 (срок действия договора пролонгирован с 21.11.2009 по 19.11.2010),

№ 78 от 10.11.2010 (срок действия договора пролонгирован с 20.11.2010 по 18.11.2011).

Договор аренды № 152 от 25.01.2006, а также соглашения к договору аренды  заключены без получения предварительного согласия антимонопольного органа и без проведения торгов.

В соответствии с положениями статьи 41.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту ФЗ «О защите конкуренции») рассмотрению на соответствие требованиям антимонопольного законодательства подлежат выявленные соглашения  о пролонгации договора аренды № 152 от 25.01.2006: № 78 от 20.11.2008, № 6 от 15.02.2010 , № 78 от 10.11.2010.

По данному факту управлением на основании приказа № 486 от 15.07.2011  «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства» возбуждено  дело № 263-15-11 по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» в отношении администрации Краснотуранского района.

Дело № 263-15-11 рассмотрено с участием представителя администрации Краснотуранского района – <>.

Факт нарушения антимонопольного законодательства администрацией Краснотуранского района  признан.

Комиссия, исследовав материалы дела, отмечает:

ГПКК «Губернские аптеки» на основании Устава является юридическим лицом, основная цель деятельности которого получение прибыли. Данные положения свидетельствуют о том, что ГПКК «Губернские аптеки» обладает статусом субъекта предпринимательской деятельности, т.е. является хозяйствующим субъектом согласно пункту 5 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеуказанного ГПКК «Губернские аптеки» является самостоятельным хозяйствующим субъектом и должно осуществлять деятельность на товарных рынках в равных конкурентных условиях, так как предприятие самостоятельно распоряжается полученной в результате деятельности прибылью, оставшейся после уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и других обязательных платежей.

В соответствии  с частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или  постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

Согласно Уставу Краснотуранского района администрация Краснотуранского района осуществляет от имени Краснотуранского района в соответствии с решениями Совета депутатов правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью Краснотуранского района.

Законом, ограничивающим полномочия собственника по распоряжению муниципальным имуществом, является Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 3 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что названный закон распространяется  на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также  государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. 

Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», вступившим  в силу 26.10.2006, был введен институт муниципальной помощи (преференции).

В соответствии с пунктом 20 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» муниципальная преференция - предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот (п. 20 в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 164-ФЗ).

  Пунктом 1 части 4 статьи 19 ФЗ «О защите конкуренции»  (ред. от 17.07.2009) установлено, что не является государственной и муниципальной помощью предоставление преимущества отдельному лицу в результате определенных федеральными законами действий уполномоченного органа, по результатам торгов или иным способом,  определённым законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, после вступления в действие ФЗ «О защите конкуренции» любое предоставление муниципального имущества, без согласия антимонопольного органа за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 ФЗ «О защите конкуренции», или без проведения торгов (конкурсов, аукционов) является нарушением порядка предоставления муниципальной преференции, предусмотренного статьей 20.

Согласно статье 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Соответственно, срок заключенного договора аренды  от  25.01.2006 № 152 определен периодом с 30.11.2005 по 29.11.2006. С момента заключения дополнительных соглашений № 78 от 20.11.2008, № 6 от 15.02.2010, № 78 от 10.11.2010  к договору от 25.01.2006 № 152, возникли новые сроки исполнения обязательств.

В соответствии с п.п. 31, 32 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» РФ заключение договора аренды на новый срок по существу является заключением нового договора.

В силу требования статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В результате заключения дополнительного соглашения к действующему договору аренды, предусматривающего новый срок исполнения обязательства, между сторонами возникают новые обязательства. Таким образом, дополнительные соглашения  от 20.11.2008, от 15.02.2010, от 10.11.2010  к договору аренды № 152 от  25.01.2006, которыми сроки действия договора были установлены с 22.11.2008 по 20.11.2009, с 21.11.2009 по 19.11.2010, с 20.11.2010 по 18.11.2011, должны были быть заключены в соответствии с требованиями ФЗ «О защите конкуренции». То есть либо по результатам торгов, либо с предварительного согласия антимонопольного органа.

Согласно статье 20 ФЗ «О защите конкуренции» муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

 В 2010 году к договору аренды от  25.01.2006 № 152  было заключено дополнительное соглашение от 10.11.2010. Запрет, установленный пунктом 7 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», о недопустимости предоставления муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 закона, распространял свое действие на момент заключения дополнительных соглашений от 15.02.2010, от 10.11.2010, продляющих срок действия договора аренды  от 25.01.2006 № 152.

Системный анализ приведенных норм права свидетельствует об установленном действующим законодательством запрете органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без осуществления публичных процедур, при соблюдении которых иные потенциальные участники рынка имеют равную и справедливую возможность реализовать право на получение такого имущества.

Заключение дополнительных соглашений к договорам аренды, продляющих срок аренды муниципального имущества, после вступления в силу ФЗ «О защите конкуренции»  должно осуществляться в соответствии  с его требованиями. 

Комиссия отмечает по данному факту, что в ФЗ «О защите конкуренции» предусматривает особый порядок заключения договоров аренды в отношении государственного и муниципального имущества.

Согласно пункту 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок, если иное не предусмотрено законом или договором.

При этом статья 621 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает исключительно преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок при прочих равных условиях и не регулирует порядок предоставления прав на государственное или муниципальное имущество.

Таким образом, положения статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации не являются основанием для безусловного продления договора на новый срок без торгов либо без получения предварительного согласия антимонопольного органа.

Таким образом, администрация Краснотуранского района в 2010 году не имела законных оснований для  заключения с ГПКК «Губернские аптеки» по настоящему делу дополнительные соглашения от 20.11.2008, от 15.02.2010, от 10.11.2010 к договору аренды от 25.01.2006 № 152 на муниципальное имущество, ранее находящееся в его пользовании у общества.

Предоставление ГПКК «Губернские аптеки» муниципального имущества в нарушение установленного порядка  может препятствовать развитию конкуренции  и ущемлять интересы отдельных хозяйствующих субъектов, желающих получить права на муниципальное имущество. В данном случае ограничение конкуренции рассматривается в части возможного ограничения конкуренции за получение права пользования муниципальным имуществом.

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом - объектами муниципальной собственности путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных лиц. Кроме того, проведение торгов обеспечит выбор наиболее эффективного пользователя имуществом.

Наряду с ГПКК «Губернские аптеки» иные хозяйствующие субъекты имели бы возможность претендовать на право заключения договора аренды при проведении торгов, конкурируя друг с другом за право обладания ограниченным ресурсом (муниципальным имуществом).

Предоставление муниципального имущества на новый срок без проведения торгов создало административный барьер со стороны администрации Краснотуранского района для обращения за заключением договора аренды на объект муниципальной собственности для других хозяйствующих субъектов и позволило получить необоснованные преимущества для юридического лица.

На основании части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции. Данная конституционная гарантия реализована в законодательстве о конкуренции. Запрет для органов местного самоуправления по совершению действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, установлен пунктом 7  части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Администрация Краснотуранского района, предоставив муниципальную преференцию ГПКК «Губернские аптеки» в нарушение установленного порядка, ущемила в правах иных хозяйствующих субъектов (потенциальных хозяйствующих субъектов), осуществляющих (имеющих намерение осуществлять) предпринимательскую деятельность.

В соответствии с вышеизложенным  Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях администрации Краснотуранского района, выразившихся в заключении с  ГПКК «Губернские аптеки» дополнительных соглашений от 20.11.2008 и соглашений от 15.02.2010, от 10.11.2010 к договору аренды от 25.01.2006 № 152, продляющих срок аренды, нарушения соответственно части 1 и пункта 7 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

На заседании Комиссии 26.07.2011  представителем администрации Краснотуранского района представлено соглашение от 25.07.2011 о расторжении договора аренды нежилого помещения №152 от 25.01.2006. Кроме этого, представитель администрации Краснотуранского района озвучил, что право пользования данным имуществом будет выставлено на торги.

Учитывая вышеизложенные фактические и правовые обстоятельства, Комиссия приходит к выводу, что факт нарушения администрацией Краснотуранского района  устранен путем расторжения договора аренды № 152 от 25.01.2006.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

 1. Признать администрацию Краснотуранского района нарушившей часть 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий, ограничивающих (имеющих возможность ограничить) конкуренцию, выразившихся в предоставлении ГПКК «Губернские аптеки» муниципальной преференции путем продления срока аренды муниципального имущества по дополнительному соглашению от  20.11.2008 к договору аренды 25.01.2006 № 152 без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом.

2. Признать администрацию Краснотуранского района нарушившей пункт 7 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий, ограничивающих (имеющих возможность ограничить) конкуренцию, выразившихся в предоставлении ГПКК «Губернские аптеки» муниципальной преференции путем продления срока аренды муниципального имущества по дополнительным соглашениям от  15.02.2010, от 10.11.2010 к договору аренды 25.01.2006 № 152 без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом.

3. Прекратить рассмотрение дела № 263-15-11 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением администрацией Краснотуранского района нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

           

Председатель Комиссии                                                                                                           В.М. Захаров

 

Члены Комиссии                                                                                                                                                                                                     

                  

                                                                                                                                          Н.О. Высотина

 

О.С. Муковозчик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны