Решение б/н Решение № 265-17.1-12 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОАО «МРСК Сибири»

пр-т. Мира, 10,

г. Красноярск. 660049

 

МУП «Канский Электросетьсбыт»

ул. Высокая, 10/1, г. Канск,

Красноярский край, 663610

 

ООО «Красноярская региональная энергетическая компания»

ул. Копылова, 40,

г. Красноярск, 660001

 

МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом

города Канска»

Центральный 4-ый мкр, 22,

г. Канск, Красноярский край, 663600

 

 

РЕШЕНИЕ № 265-17.1-12

 

«2» октября 2012 года

                                                г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена «26» сентября 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено «2» октября 2012 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела № 265-17.1-12
о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: Харченко О.П., заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Бычкова Я.Ю., начальник отдела контроля размещения государственного заказа, Ковалевская И.Н., государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа, рассмотрев дело № 265-17.1-12 по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием «Канский Электросетьсбыт» (663610, Красноярский край, г. Канск, ул. Высокая, 10/1) (далее – МУП «Канский электросетьсбыт») части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О  защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции») установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ОАО «МРСК Сибири»
(исх. от 05.04.2012 № 1.3/01.2/4193-исх) на действия МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом города Канска» и МУП «Канский Электросетьсбыт» при предоставлении права пользования муниципальным имуществом (объектами электросетевого хозяйства, расположенными на территории города Канска). По мнению ОАО «МРСК Сибири», предоставление муниципальных объектов электросетевого хозяйства в пользование
ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» без проведения процедуры торгов противоречит требованиям антимонопольного законодательства.

По результатам рассмотрения указанного заявления на основании приказа Красноярского УФАС России от 26.06.2012 № 435 в отношении МУП «Канский Электросетьсбыт» возбуждено дело № 265-17.1-12 по признакам нарушения части 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в заключении с ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» договора аренды муниципального имущества от 30.11.2009 № 1-21/09 (предусматривающего переход права пользования в отношении объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории города Канска) без проведения процедуры торгов, а также в предоставлении объектов электросетевого хозяйства по истечении срока действия указанного договора без проведения торгов.

На основании статьи 42 Федерального закона «О защите конкуренции» к участию в деле
№ 265-17.1-12 в качестве заинтересованных лиц привлечены:  ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» (660001, г. Красноярск, ул. Копылова, 40) и МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом города Канска» (660049, Красноярский край, г. Канск, Центральный 4-ый мкр, 22).

При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства № 265-17.1-12 Комиссией установлены следующие обстоятельства.

На основании договора безвозмездного пользования имуществом от 28.06.2002 № 83П муниципальные объекты электросетевого хозяйства города Канска переданы Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Канска Красноярского края в безвозмездное пользование МУП «Канский Электросетьсбыт» на неопределенный срок. При этом в случае передачи имущества третьим лицам пунктом 2.2 указанного договора предусмотрена обязанность МУП «Канский Электросетьсбыт» о получении письменного согласия ссудодателя по договору (Комитета по управлению муниципальным имуществом города Канска Красноярского края).

На основании положений Гражданского кодекса Российской Федерации между
МУП «Канский Электросетьсбыт» и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» заключен договор аренды муниципального имущества от 29.05.2008 № 1-21/08, согласно которому  ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» получило во временное пользование объекты электросетевого хозяйства города Канска (срок действия указанного договора определен периодом с 01.12.2008 по 31.10.2009). При этом в соответствии
с информацией, представленной МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом города Канска», муниципальным учреждением согласованы действия МУП «Канский Электросетьсбыт» по передаче имущества (объектов электросетевого хозяйства) в пользование ООО «Красноярская региональная энергетическая компания».

Кроме того, 29.05.2008 между МУП «Канский Электросетьсбыт» и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» заключено соглашение № 1, предметом которого является сотрудничество и взаимодействие сторон при эксплуатации, обслуживании, проведении текущего и капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, а именно: МУП «Канский Электросетьсбыт» в период до 2020 года заключает с ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» договоры аренды электросетевого комплекса на 11 месяцев.
В соответствии с пунктом 4.1 указанного документа соглашение вступило в силу с момента подписания и действовало до 31.12.2008. Также пунктом 4.2 соглашения предусмотрена возможность пролонгации соглашения на следующий календарный год в случае, если ни одна из сторон не заявит о его (соглашении) расторжении за один месяц до окончания срока действия соглашения.

По истечении срока действия договора аренды от 29.05.2008 № 1-21/08 между
МУП «Канский Электросетьсбыт» и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» заключен договор аренды объектов электросетевого хозяйства от 30.11.2009
№ 1-21/09, в соответствии с которым муниципальное имущество предоставлено в пользование ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» с 01.12.2009 до 30.11.2010. При этом в адрес МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом города Канска» не поступало обращение МУП «Канский Электросетьсбыт» по вопросу согласования передачи муниципальных объектов электросетевого хозяйства в пользование ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» на основании вышеуказанного договора аренды.

В соответствии с информацией, представленной МУП «Канский Электросетьсбыт» правовым основанием заключения договора аренды явилось наличие действующего соглашения о сотрудничестве между сторонами по договору.  

В соответствии с дополнительным соглашением от 18.11.2011 к договору аренды от 30.11.2009 № 1-21/09 срок действия договорных отношений между МУП «Канский Электросетьсбыт» и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» продлен и установлен периодом с 18.11.2011 по 18.10.2012.

В соответствии с информацией, представленной МУП «Канский Электросетьсбыт» 
и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» в обоснование правомерности действий по заключению вышеуказанных договоров аренды и дополнительного соглашения
без проведения процедуры торгов указанные лица ссылаются на положения статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяя указанную норму к соглашению от 29.05.2008 № 1, заключенному до вступления в силу положений антимонопольного законодательства, устанавливающих порядок заключения договоров аренды муниципального имущества путем проведения процедуры торгов.

По результатам анализа материалов и пояснений, представленных лицами, участвующими в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Положения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», устанавливающие требования к проведению процедуры торгов в целях заключения договора аренды муниципального имущества вступили в силу 02.07.2008.

Согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (в редакции от 30.06.2008) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев, если указанные права на это имущество предоставляются на основании:

- актов Президента Российской Федерации, решений Правительства Российской Федерации;

- решения суда, вступившего в законную силу;

- федерального закона, устанавливающего иной порядок распоряжения этим имуществом.

Следовательно, на момент заключения договора аренды от 30.11.2009 № 1-21/09, предусматривающего переход права пользования муниципальным имуществом к
ООО «Красноярская региональная энергетическая компания», действовали нормы законодательства, требующие проведение торговой процедуры для заключения указанного договора.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73
«Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» в случаях, предусмотренных законом (в том числе, пунктом 1 статьи 17.1  Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов. В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным, равно как и соглашение о продлении такого договора. Вместе с тем договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 Гражданского Кодекса Российской Федерации, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (статья 422 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Наличие соглашения между МУП «Канский Электросетьсбыт» и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» о заключении договоров аренды электросетевого комплекса до 2020 года, подписанного до вступления в силу вышеуказанного требования к порядку заключения соответствующего договора аренды муниципального имущества, не исключает в рассматриваемом случае необходимость проведения процедуры торгов.

В соответствии со статьей 422 Гражданского Кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Согласно части 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Предметом соглашения МУП «Канский Электросетьсбыт» и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» о сотрудничестве и взаимодействии от 29.05.2008 № 1 является заключение между указанными хозяйствующими субъектами до 2020 года договоров аренды электросетевого комплекса сроком на 11 месяцев. При этом срок действия указанного соглашения определен до 31.12.2008.

Вышеуказанное соглашение заключено между МУП «Канский Электросетьсбыт»
и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» до вступления в силу статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», устанавливающей требования к проведению торгов при передаче муниципального имущества в пользование хозяйствующим субъектам.

Вместе с тем, по истечении срока действия соглашения 31.12.2008 при наличии действующих положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», устанавливающих требования к проведению процедуры торгов в целях заключения договора аренды муниципального имущества, пролонгация указанного соглашения на следующий календарный год осуществлена в нарушение законодательно установленных требований, что привело к заключению договора аренды муниципального имущества (объектов электросетевого хозяйства) от 30.11.2009 № 1-21/09 без проведения процедуры торгов.

Таким образом, положения соглашения между МУП «Канский Электросетьсбыт»
и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» не являются основанием для исключения обязанности муниципального предприятия по проведения торгов в целях заключения договора, предусматривающего переход права пользования в отношении муниципального имущества.

Учитывая изложенное, заключение договора аренды муниципального имущества от 30.11.2009 № 1-21/09 между МУП «Канский Электросетьсбыт» и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания», а также дополнительного соглашения к указанному договору от 18.11.2011 без проведения торгов, осуществлено в нарушение требований части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Таким образом, арендодателем по указанному договору (МУП «Канский Электросетьсбыт») нарушена указанная норма антимонопольного законодательства.

Действия МУП «Канский Электросетьсбыт» по передаче ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» права пользования муниципальным имуществом на без проведения публичной процедуры привели к созданию ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» преимущественных условий в получении возможности эксплуатации муниципального имущества и, следовательно, к недопущению конкуренции между претендентами на заключение договора аренды объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории города Канска.

В соответствии с положениями части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» к полномочиям антимонопольного органа относится выдача хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний, в том числе, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Таким образом, в целях обеспечения конкуренции на рынке пользования муниципальными объектами электросетевого хозяйства города Канска МУП «Канский Электросетьсбыт» необходимо совершить действия по истребованию муниципального имущества из владения и пользования ООО «Красноярская региональная энергетическая компания», а также действия по организации торгов по передаче прав владения и пользования на указанное имущество в соответствии с требованиями статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью
1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать МУП «Канский Электросетьсбыт» (663610, Красноярский край, г. Канск,
ул. Высокая, 10/1) нарушившим часть 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту заключения с ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» договора аренды муниципального имущества от 30.11.2009 № 1-21/09, а также предоставления муниципального имущества по истечении срока действия указанного договора без проведения процедуры торгов.

2. Выдать МУП «Канский Электросетьсбыт» предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии

                                                      О.П. Харченко

Члены Комиссии:

                                                       Я.Ю. Бычкова

 

                                                  И.Н. Ковалевская                                    

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его
(решения) принятия.

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны