Постановление №ЕК/3549/23 ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 024/04/9.21-3292/2022 о прекращении производ... от 3 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 024/04/9.21-3292/2022

о прекращении производства по делу об административном правонарушении

 

28 февраля 2023 года

г. Красноярск


 

 

Заместитель руководителя Красноярского УФАС России Е.В. Куштысева, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 024/04/9.21-3292/2022, возбужденного в отношении муниципального унитарного предприятия «ШТЭС» (ИНН 2442000890, ОГРН 1022401128683, 662710, Красноярский край, п. Шушенское, ул. Пионерская, д. 14) (далее – МУП «ШТЭС», сетевая организация, Общество), по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), на основании пункта 1 статьи 29.6, статьи 29.7 КоАП РФ,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление гр. Тройнич А.Ю. (вх. №21644-ИП/22 от 25.11.2022) на действия МУП «Тепловые электрические сети Шушенского района» (далее – МУП «ШТЭС»), выразившиеся в нарушении установленного порядка технологического присоединения строящегося гаража, расположенного по адресу: Красноярский край, п. Шушенское, район кв. ПТФ, гараж (ряд) №5, бокс №57 (далее – Объект).

07.12.2022 в отношении МУП «ШТЭС» возбуждено дело об административном правонарушении № 024/04/9.21-3292/2022, принято решение о проведении административного расследования.

Определением от 28.12.2022 по делу об административном правонарушении № 024/04/9.21-3292/2022 продлен срок административного расследования до 07.02.2023.

По результатам проведенного административного расследования законному представителю МУП «ШТЭС» письмом (исх. № ЕК/2030/23 от 07.02.2023) предложено 28.02.2023 в 11 час. 00 мин. явиться в Красноярское УФАС России по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, д. 81д, каб. 3А для составления протокола об административном правонарушении.

Указанное письмо получено МУП «ШТЭС» 13.02.2023, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 80090081543097.

Оснований для составления протокола не имеется в связи со следующим.

В тексте заявления указано, что 01.03.2022 между гр. Тройнич А.Ю. и МУП «ШТЭС» заключен договор №23-П об осуществлении технологического присоединения Объекта к электрическим сетям (далее – Договор).

Согласно пункту 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.

В соответствии с пунктом 104 Правил наличие заключенного заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

Пунктом 10 Договора установлено, что размер платы заявителя за технологическое присоединение составляет 550,00 руб.

Оплата по договору произведена 01.03.2022 в соответствии с представленной копией кассового чека от 01.03.2022.

Таким образом, договор считается заключенным 01.03.2022.

Обязательств, предусмотренных Договором, МУП «ШТЭС» в указанный срок (до 01.09.2022) не исполнило.

В соответствии с пунктом 10 технических условий сетевая организация осуществляет:

1) монтаж прибора учета, присоединяемого к интеллектуальной системе учета на границе балансовой принадлежности или в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки;

2) пусконаладочные работы, обслуживание и контроль технического состояния счетчика электрической энергии, присоединяемого к интеллектуальной системе учета;

3) мероприятия по усилению существующей электрической сети, в связи с присоединением новых мощностей;

4) обеспечение на границе балансовой принадлежности показателей качества электрической энергии в соответствии с требованиями ГОСТ 32144-2013.

В соответствии с пунктом 11 технических условий заявитель осуществляет:

1) выполнение электроснабжения объекта вновь смонтированной кабельной (кабельно-воздушной) линией, кабелем в атмосферостойкой изоляции сечением не менее 10мм2 по меди или 16 мм2 по алюминию, или самонесущим изолированным проводом сечением не менее 16 мм2, согласно ПУЭ;

2) выполнение и согласование с сетевой организацией чертеж-проекта электроснабжения объекта;

3)установку на вводе в ВРУ-0,4кВ объекта:

- автоматического выключателя на ток не более 25А;

- симметричное распределение нагрузки по фазам;

- электропроводку проводом с двойной изоляцией (кабелем) с медными жилами с системой заземления TN-C-S;

- повторное заземление нулевого провода на вводе в ВРУ-0,4кВ объекта согласно ПУЭ гл. 1.7.;

- обеспечение на границе балансовой принадлежности показателей качества электрической энергии в соответствии с требованиями ГОСТ 32144-2013;

- обеспечение наличия у оборудования приспособлений для опломбировки;

- проектные, электромонтажные работы и пуско-наладочные испытания должны быть выполнены в соответствии с требованиями «Правил устройства электроустановок» организациями, имеющими свидетельство СРО на выполнение соответствующих работ;

- электрооборудование заявителя должно быть подвергнуто приемо-сдаточным испытаниям в соответствии с требованиями главы 1.8 ПУЭ.

Согласно пункту 6 технических условий точка присоединения – Ф 31-19 ТП 10/0,4кВ №629 РУ-10кВ ТМ-250кВА РУ-0,4кВ Л-7 ВЛ-0,4кВ опора №5.

В адрес МУП «ШТЭС» потерпевшей направлена претензия (получена МУП «ШТЭС» 12.09.2022 согласно отметке на представленной копии претензии). Как следует из претензии, точка присоединения, указанная в договоре №23-П от 01.03.2022, фактически находится на расстоянии, большем, чем 15 метров от границы участка заявителя, что не соответствует условиям договора.

Таким образом, как следует из заявления, МУП «ШТЭС» при рассмотрении заявки от 25.01.2022 неверно определена точка присоединения Объекта к электрическим сетям, что повлекло невозможность исполнения мероприятий по технологическому присоединению Объекта к электрическим сетям в сроки, установленные договором.

Как следует из материалов административного дела, 18.10.2022 к договору №23-П от 01.03.2022 заключено дополнительное соглашение, согласно которому пункт 7 договора излагается в следующей редакции: точка присоединения – ф 31-19 ТП 10/0,4кВ №629 РУ-10кВ ТМ-250кВА РУ-0,4кв Л-7 ВЛ-0,4кВ опора №5/1. Дополнительное соглашение подписано сторонами.

В соответствии со статьей 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).

К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (пункт 4 статьи 539 ГК РФ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») настоящий закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2 ФЗ «Об электроэнергетике»).

Согласно части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также – технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила). Указанные Правила определяют порядок осуществления технологического присоединения к электрическим сетям.

Согласно пункту 3 Правил, независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно пункту 8 Правил для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям № 4 - 7 любым способом ее подачи (очно, почтой, с использованием официального сайта сетевой организации или в случае обеспечения сетевой организацией, в которую подается заявка, возможности реализации прав и обязанностей заявителей, возникающих в ходе осуществления процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Для целей настоящих Правил под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом «б» пункта 16 настоящих Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.

В соответствии с пунктом 105 Правил в отношении заявителя, указанного в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает в личном кабинете заявителя:

- условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям согласно приложению N 17;

- счет на оплату технологического присоединения по договору;

- подписанные со стороны сетевой организации технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации;

- инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

Заключая дополнительное соглашение, порядок исполнения которого предусмотрен императивными нормами публичного права, сетевая организация, как профессиональный участник рынка, приняла на себя все риски его исполнения, исходя из статуса сторон, а также с учетом того, что такие риски являются неотъемлемо сопутствующими коммерческой деятельности сетевой организации в силу пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исходя из совокупного толкования пунктов 16, 25.1 Правил № 861, условия о сроках осуществления технологического присоединения, а также о распределении обязательств в рамках договора между сетевой организацией и абонентом, определены законодателем и на усмотрение сетевой организации не относятся. Это означает, в частности, что в случае удовлетворения заявки абонента требованиям подпункта "б" пункта 16 Правил № 861 алгоритм действий сетевой организации не может быть определен последней самостоятельно, а также не предполагает возможности осуществления мероприятий по технологическому присоединению какими-либо иными способами, помимо как прямо предусмотренными Правилами № 861.

При этом, исходя из специального характера норм Правил № 861, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению подлежит исчислению с момента поступления подписанного абонентом договора в сетевую организацию в силу пункта 15 упомянутых Правил.

Таким образом, возможность продления срока осуществления мероприятий по технологическому осуществлению Правилами № 861 не предусмотрена, поскольку установленный пунктом 16 Правил № 861 срок носит императивный характер и не может быть изменен по соглашению сторон. Подобное толкование, в частности, приведено в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.07.2019 по делу № А33-29275/2018.

Как указывалось ранее, при заключении договора №23-П от 01.03.2022 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организацией неправильно определена точка присоединения.

Как следует из пояснений МУП «ШТЭС» (вх.№1153-ЭП/23 от 19.01.2023) определение точки технологического присоединения к электрической сети по заявке гр. Тройнич А.Ю. проходило без присутствия заявителя. Так как объектом гр. Тройнич А.Ю. является гараж, который находится в гаражном массиве, где отсутствует обозначение объектов, которые бы соответствовали правоустанавливающим документам, представленным абонентом. Вследствие вышеуказанных причин точка подключения была дана дальше 15 метров от границ участка объекта заявителя. До получения претензии от гр. Тройнич А.Ю. от 12.09.2022 представители МУП «ШТЭС» не подозревали, что точка присоединения находится дальше 15 метров от границ участка заявителя.

29.09.2022 в адрес гр. Тройнич А.Ю. в ответ на претензию от 12.09.2022 МУП «ШТЭС» направлено письмо исх.№847, в котором указано, что для внесения изменений в технические условия сетевой организации необходимо:

- заключить с заявителем дополнительное соглашение, в связи с изменением точки подключения и изменением сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению;

- согласовать выделение земельного участка с Администрацией Шушенского района на установку дополнительной опоры.

Вместе с тем, в пояснениях МУП «ШТЭС» (вх.№1153-ЭП/23 от 19.01.2023) указано, что надлежащее технологическое присоединение Объекта к электрическим сетям осуществлено (уведомление о выполнении технических условий заполнено заявителем 10.01.2023, акт о выполнении технических условий и акт об осуществлении технологического присоединения Объекта к электрическим сетям подписаны заявителем и сетевой организацией 10.01.2023).

Согласно пункту «а» пункта 25(1) Правил №861 в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны точки присоединения, которые не могут располагаться далее 15 метров во внешнюю сторону от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя. При этом определение точки присоединения вне границ участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя, возможно исключительно в случае, когда такое расположение точки присоединения не налагает на заявителя обязанности по урегулированию отношений с иными лицами, включая сетевые организации, в том числе по оформлению земельно-имущественных отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 18.05.2011 № 16008/10 по делу № А53-4325/2010 норма подпункта "а" пункта 25(1) Правил №861 устанавливает пределы возможного расположения точки присоединения в пределах участка заявителя.

Включение в направленный и подписанный сетевой организацией проект договора технологического присоединения условий об обязанностях заявителя по выполнению мероприятий по технологическому присоединению за пределами границ его участка противоречит Правилам.

К пояснениям МУП «ШТЭС» (вх.№1153-ЭП/23 от 19.01.2023) представлен скриншот личного кабинета заявителя, согласно которому заявка гр. Тройнич А.Ю. поступила 25.01.2022.

По результатам рассмотрения заявки от 25.01.2022 МУП «ШТЭС» должно было направить в адрес заявителя проект договора, содержащий исполнимые условия, т.е. позволяющие определить точку присоединения Объекта для выполнения мероприятий по технологическому присоединению Объекта к электрическим сетям в соответствии с требованиями пункта 25(1) Правил №861 в срок до 01.09.2022.

В связи с неправильным оформлением технических условий, мероприятия по договору не могли быть исполнены в срок до 01.09.2022. Указанное также подтверждается наличием в материалах административного дела копии ответа на претензию от 29.09.2022 исх.№847, направленного в адрес гр. Тройнич А.Ю.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Приказом от 01.12.1999 №53/3 МУП «ШТЭС» (ИНН 2442000890) включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе за регистрационным номером 24.1.28.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлено, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, в действиях МУП «ШТЭС» по нарушению порядка рассмотрения заявки от 25.01.2022 содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении в настоящем случае не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 данной статьи при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Вместе с тем, пунктом 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 5 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» определено, что административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» также разъяснено, что невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Из изложенного следует, что неосуществление мероприятий технологического присоединения в установленный пунктом 16 Правил срок, не является длящимся административным правонарушением. Срок давности такого правонарушения должен исчисляться с момента истечения срока, установленного для осуществления мероприятий по технологическому присоединению. А с учетом несоответствия договора требованиям Правил №861, срок давности должен исчисляться со дня, когда в адрес заявителя должен был быть направлен проект договора и технические условия к нему (08.02.2022), позволяющие исполнить мероприятия по технологическому присоединению Объекта к электрическим сетям в соответствии с требованиями Правил №861,в том числе в сроки, установленные договором.

Время совершения административного правонарушения – 09.02.2022, срок давности привлечения к ответственности истек 09.02.2023.

Вместе с тем, дело об административном правонарушении по факту нарушения МУП «ШТЭС» порядка рассмотрения заявки от 25.01.2022 не может быть возбуждено в связи с истечением срока давности для привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании вышеизложенного, а также руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5, части 1 статьи 29.9 КоАП,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

Производство по делу № 024/04/9.21-3292/2022, возбужденному в отношении МУП «ШТЭС» (ИНН 2442000890, ОГРН 1022401128683, 662710, Красноярский край, п. Шушенское, ул. Пионерская, д. 14), прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП.

 

Примечание:

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

МУП "ШТЭС"
ИНН 2442000890, ОГРН 1022401128683
Тройнич А.Ю.
ИНН , ОГРН