Письмо №ВМ/1662/23 Решение № 024/07/3-110/2023 от 1 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

Решение № 024/07/3-110/2023

26 января 2023 года г.Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе: председатель Комиссии (далее – Комиссия Красноярского УФАС России), рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) жалобу ООО ЧОО «Илир-24» на действия организатора закупки – МАУ «Красгорпарк» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание охранных услуг в 2023 году (извещение № 32212009376) (далее – закупка), установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России 11.01.2023 поступила жалоба ООО ЧОО «Илир-24» на действия организатора закупки, выразившиеся в составлении закупочной документации с нарушением законодательства Российской Федерации.

Красноярским УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ в адрес подателя жалобы, организатора закупки направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении процедуры заключения договора до рассмотрения жалобы по существу.

Рассмотрение жалобы переносилось с 11:00 часов 19.01.2023 на 15:00 часов 26.01.2023 в связи необходимостью получения от организатора закупки, подателя жалобы информации, необходимой для принятия решения по жалобе. Жалоба рассмотрена в сроки, установленные частью 14 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ.

 

Согласно доводам жалобы организатором закупки в закупочной документации неправомерно установлено требование о том, что опыт по оказанию охранных услуг должен быть подтвержден только исполненными договорами (контрактами) по охране определенных объектов – мест массового пребывания людей, подлежащих антитеррористической защищенности в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 (далее - Требования к антитеррористической защищенности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272).

Организатор закупки представил возражения на доводы жалобы, в которых указал на то, что в отношении объектов организатора закупки, на охрану которых объявлен конкурс в электронной форме, действуют обязательные Требования к антитеррористической защищенности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272.

При наличии к объектам охраны требований к антитеррористической защищенности, к организации их охраны устанавливаются повышенные требования, так как законодатель выделил их в отдельный вид охранных услуг, предусмотренный пунктом 7 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон РФ № 2487-1). В связи с этим нецелесообразно запрашивать у участников закупки опыт охранных услуг в отношении объектов, к которым не предъявляются обязательные требования к антитеррористической защищенности. Таким образом, установленный оценочный критерий о наличии опыта работы по охране мест массового пребывания людей, подлежащих антитеррористической защищенности, не противоречит законодательству Российской Федерации и соответствует удовлетворению потребности организатора закупки в услугах с необходимыми показателями качества.

Комиссия Красноярского УФАС России, рассмотрев представленные документы и сведения, документы, размещенные на официальном сайте в сети «Интернет», выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, установила следующее.

Обжалуемая закупка проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ), Положением о закупках, утвержденном в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ.

Для проведения конкурса в электронной форме по указанной выше закупке организатором закупки разработана и размещена 30.12.2022 на официальном сайте закупочная документация.

Из пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно Таблице 1 пункта 2 Приложения 3 к закупочной документации установлены следующие критерии оценки заявок участников закупки.

 

Название закупки

Участник закупки №

Критерий выбора

Удельный вес критерия в общей оценке, от 0 до 1

Оценка критерия

от 0 до 1

Рейтинг критерия

4 = 2*3

1

2

3

4

Цена

0,6

 

 

Наличие трудовых ресурсов

0,2

 

 

Опыт работы

0,2

 

 

Рейтинг:

Сумма столбца 2 = «1»

неприменимо

Рейтинг (Сумма столбца 4)

 

Из подпункта «г» пункта 3 Приложения 3 к закупочной документации следует, что для оценки «Опыт работы» предоставляются копии договоров на охрану мест массового пребывания людей подлежащих антитеррористической защищенности в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», стоимость каждого из которых не менее 12 000 000,00 рублей за период 2020-2022 годы и копии документов, подтверждающих исполнение таких договоров (контрактов), содержащие все обязательные реквизиты установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и копии уведомлений о начале и об окончании охранных услуг в территориальные органы Росгвардии. Оценка производится следующим образом:

- 1 балл присваивается участнику, у которого 11 (одиннадцать) и более таких договоров;

- 0,66 балла присваивается участнику, у которого от 7 (семи) до 10 (десяти) таких договоров

- 0,33 балла присваивается участнику, у которого от 3 (трех) до 6 (шести) таких договоров

- 0 баллов присваивается участнику, у которого менее 3-х таких договоров.

В случае если не предоставлены копия договора (контракта) и (или) копии документов, подтверждающих исполнение таких договоров (контрактов), содержащие все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», подтверждающих исполнение такого договора (контракта), и (или) копии уведомлений о начале и об окончании охранных услуг в территориальные органы Росгвардии, то считается что такой договор (контракт) отсутствует.

В случае если предмет договора (контракта) не предусматривает оказание услуг по охране мест массового пребывания людей подлежащих антитеррористической защищенности в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», то считается что такой договор (контракт) отсутствует.

В случае если период исполнения заключенного договора (контракта) не включает требуемый период 2020-2022 годов, то считается что такой договор (контракт) отсутствует.

В случае если стоимость договора (контракта) менее 12 000 000,00 рублей, то считается что такой договор (контракт) отсутствует.

Из вышеуказанных требований подпункта «г» пункта 3 Приложения 3 к закупочной документации следует, что к оценке подлежат только исполненные договоры (контракты) на оказание услуг по охране мест массового пребывания людей, подлежащих антитеррористической защищенности в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности, утвержденными постановленем Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272.

Согласно положениям закупочной документации предметом закупки (договора) является оказание охранных услуг.

Из пункта 5.11 Положения о закупках следует, что для оценки и сопоставления конкурсных заявок заказчик вправе устанавливать, в том числе, критерий оценки «опыт участника закупки».

Предметом договора, как указано выше, является оказание охранных услуг. Указание в Техническом задании закупочной документации сведений о том, что на объекты заказчика - места массового пребывания людей распространяются Требования к антитеррористической защищенности, утвержденные Постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272, предмета закупки - оказание охранных услуг не меняет.

В соответствии со статьей 3 Закона РФ № 2487-1 в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 указанной части;

3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 указанного Закона.

Перечень охранных услуг, предусмотренный статьей 3 Закона РФ № 2487-1, не содержит каких-либо специальных требований к охранным организациям, исходя из специфики охраняемого объекта.

Требования к антитеррористической защищенности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272, на которые ссылается организатор закупки, предмета закупки (договора) – оказание охранных услуг не меняют, а свидетельствуют о том, что услуги по охране такого объекта могут оказывать организации, имеющие лицензию с соответствующим разрешенным видом охранных услуг, в частности, с видом услуг, установленным в пункте 7 Закона РФ № 2487-1.

Кроме того, поскольку требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) утверждены не только постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272, но и другими постановлениями Правительства РФ, принятыми в соответствии с пунктом 4 части 2 стать 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в зависимости от типов объектов и их ведомственной принадлежности (постановления Правительства РФ от 13.01.2017 № 8, от 14.05.2021 № 732 07.11.2019 № 1421, 02.08.2019 № 1006 и др.), наличие у участника закупки договоров (контрактов) на оказание охранных услуг мест массового пребывания людей, подлежащих антитеррористической защищенности в соответствии с иными постановлениями Правительства РФ (за исключением постановления от 25.03.2015 № 272), исходя из требований закупочной документации, не будут приняты закупочной комиссией к оценке в качестве опыта оказания охранных услуг.

При этом, охранные услуги по антитеррористической защищённости объектов (территорий), оказанные как в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272, так и с иными постановлениями Правительства РФ, соответствуют разрешенным видом охранных услуг, установленным в пункте 7 Закона РФ №2487-1 и свидетельствуют о наличии у участника закупки, представившего соответствующие договоры (контракты), требуемого опыта.

Согласно части 1 статьи 1 Закона №223-ФЗ о закупках наравне с созданием условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности среди целей, на достижение которых направлен данный закон, указано расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Цели законодательного регулирования достигаются, в том числе, путем соблюдения заказчиками при закупке товаров, работ, услуг принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ.

Таким образом, установление заказчиком требования по наличию опыта исполнения контрактов (договоров) только в местах массового пребывания людей, подлежащих антитеррористической защищенности в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности, утвержденными Постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272, ограничивает количество участников закупки, поскольку нормативно-правовые акты, регламентирующие оказание охранных услуг, должны соблюдаться вне зависимости от места оказания таких услуг, и будут являться, в таком случае, услугами аналогичного характера.

На основании вышеизложенного Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что установив в закупочной документации критерий оценки к опыту оказания охранных услуг мест массового пребывания людей, подлежащих антитеррористической защищенности именно в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности, утвержденными Постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272, организатор закупки нарушил требование пункта 5.11 Положения о закупках, пункта 1 части 3 и, как следствие, части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия Красноярского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО ЧОО «Илир-24» на действия организатора закупки – МАУ «Красгорпарк» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание охранных услуг в 2023 году (извещение № 32212009376) обоснованной.

2. Признать организатора закупки нарушившим требования части 1 статьи 2, части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ.

3. Выдать организатору закупки предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в закупочную документацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

МАУ «Красгорпарк»
ИНН 2462068173, ОГРН 1202400008414
ООО ЧОО «Илир»
ИНН 2461029990, ОГРН 1152468050680