Решение б/н Решение по делу № 280-10-11, возбужденному в отношении ОАО «... от 2 июля 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири»

<…>

 

ООО «Алеанта»

<…>

 

РЕШЕНИЕ

 

«11» октября 2011 года

г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена «4» октября 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено «11» октября 2011 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – О.П. Харченко, заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: В.В. Сугорова, ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, И.Н. Ковалевская, государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 280-10-11 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (<…>) (далее – ОАО «МРСК Сибири», сетевая организация) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ООО «Алеанта» (далее также – заявитель) на бездействие ОАО «МРСК Сибири», выразившееся в ненаправлении в адрес заявителя проекта договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий к нему в сроки, установленные пунктом 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

В связи с изложенным, приказом Красноярского УФАС России о возбуждении дела и о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 22.07.2011 № 509 было возбуждено дело № 280-10-11 по признакам нарушения ОАО «МРСК Сибири» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе подготовки дела к рассмотрению были установлены следующие обстоятельства.

ОАО «МРСК Сибири» действует на основании Устава, согласно статье 3 которого основной целью деятельности общества является получение прибыли; для ее получения общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе: оказание услуг по передаче электрической энергии; оперативно-технологическое управление; оказание услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В связи с необходимостью увеличения присоединенной мощности ООО «Алеанта» 08.04.2011 направило в адрес ОАО «МРСК Сибири» заявку на технологическое присоединение энергопринимающего устройства (<…>), расположенного по адресу: <…>. Согласно техническим характеристикам энергопринимающего устройства максимальная присоединенная мощность составляет 100 кВт (с учетом ранее присоединенной мощности), категория надежности – III, характер нагрузки – объект общественного питания (кафе, пекарня).

Указанная заявка была получена ОАО «МРСК Сибири» 08.04.2011.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям определен Правилами технологического присоединения.

Пунктом 8 Правил технологического присоединения установлено, что для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя. Сведения, которые должны быть указаны в заявке юридическим лицом в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), указаны в пункте 12.1 Правил технологического присоединения. Перечень документов, которые должны быть приложены к заявке на технологическое присоединение, установлен пунктом 10 Правил технологического присоединения.

В соответствии с пунктами 12.1, 15 Правил технологического присоединения, сетевая организация обязана направить заявителям, к которым отнесены юридические лица или индивидуальные предприниматели в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), заполненный и подписанный ею проект договора об осуществлении технологического присоединения в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора в течение 30 дней с даты получения заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании.

При этом абзацем 2 пункта 3 Правил технологического присоединения установлена обязанность сетевой организации по заключению договора об осуществлении технологического присоединения с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств указанных лиц мероприятия по технологическому присоединению, независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя.

В соответствии с пунктом 12.1 заявитель (ООО «Алеанта») является юридическим лицом в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности).

Таким образом, требованиями Правил технологического присоединения установлена обязанность ОАО «МРСК Сибири» в течение тридцати дней со дня получения заявки на технологическое присоединение ООО «Алеанта» направить в адрес указанного лица проект договора об осуществлении технологического присоединения и технические условия к нему.

Согласно информации, представленной ОАО «МРСК Сибири» на определение о назначении дела № 280-10-11 к рассмотрению, ООО «Алеанта» при подаче заявки на технологическое присоединение не были представлены документы, подтверждающие право пользования объектом общественного питания (кафе, пекарня). Тогда как в соответствии с подпунктом г) пункта 10 Правил технологического присоединения к заявке должна быть приложена копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства.

Вместе с тем, пунктом 15 Правил технологического присоединения установлено, что при отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 1214 Правил технологического присоединения, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.

На основании изложенного, Комиссией установлено, что на ОАО «МРСК Сибири» лежала обязанность по уведомлению ООО «Алеанта» об отсутствии необходимых сведений в срок до 15.04.2011 (заявка была получена сетевой организацией 08.04.2011). Комиссией установлено, что ОАО «МРСК Сибири» не были предприняты действия по уведомлению ООО «Алеанта» об указанных обстоятельствах в связи со следующими обстоятельствами.

В соответствии с письмом ОАО «МРСК Сибири» от 22.08.2011 № 1.3/29-10526 договор об осуществлении технологического присоединения и технические условия были подготовлены сетевой организацией 12.08.2011; 17.08.2011 указанные документы были направлены на финансово-правовую экспертизу, которая установила, что к заявке на технологическое присоединение ООО «Алеанта» от 08.04.2011 не были приложены документы, подтверждающие право собственности или иное законное право указанного лица на объект общественного питания (кафе, пекарня). Были представлены следующие документы: свидетельство о праве собственности на жилой дом от 04.03.2011, согласно которому собственником указанного жилого дома является гражданин <…>, а также договор аренды жилого дома и земельного участка, заключенный между гражданином <…> и ООО «Алеанта». Кроме того, установлено, что договор об осуществлении технологического присоединения № Г-Ц-441 от 21.09.2006 был заключен в отношении указанного объекта (жилого дома) со следующими техническими характеристиками: мощность энергопринимающего устройства – 5 кВт, уровень напряжения – 220 В, категория надежности электроснабжения – 3.

Кроме того, письмом от 05.07.2011 № 10899, определением о назначении дела № 280-10-11 к рассмотрению, Красноярское УФАС России предлагало ОАО «МРСК Сибири» представить в адрес антимонопольного органа копии всей переписки с заявителем по вопросу заключения договора об осуществлении технологического присоединения и иную информацию, имеющую, по мнению сетевой организации, значение для рассмотрения дела. Сведения о том, что ОАО «МРСК Сибири» информировало ООО «Алеанта» об отсутствии необходимых документов к заявке на технологическое присоединение, сетевой организацией представлены не были.

В ходе рассмотрения дела № 280-10-11 представитель ОАО «МРСК Сибири» информировал Комиссию о том, что сетевая организация уведомила заявителя о необходимости представления дополнительных документов по телефонному номеру, указанному в заявке на технологическое присоединение (сведения о дате совершения указанного телефонного звонка представлены не были). Вместе с тем, Комиссией установлено, что телефонный звонок не может являться достаточным доказательством для установления содержания телефонного разговора, в том числе, уведомления сетевой организацией ООО «Алеанта» об отсутствии необходимых документов к заявке на технологическое присоединение, а также о лице, получившем указанную информацию. Кроме того, Комиссией установлено, что в заявке на технологическое присоединение ООО «Алеанта» было также указано место нахождения  заявителя: <…>. При этом Комиссия не располагает сведениями о направлении ОАО «МРСК Сибири» в адрес заявителя уведомления в письменной форме.

Вместе с тем, ООО «Алеанта» 24.06.2011 направило в адрес Красноярского УФАС России заявление на бездействие ОАО «МРСК Сибири», выразившееся в ненаправлении проекта договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий к нему в сроки, установленные пунктом 15 Правил технологического присоединения. Указанное обстоятельство может свидетельствовать о том, что по состоянию на дату обращения в антимонопольный орган заявитель не располагал сведениями о необходимости представления дополнительных документов к заявке на  технологическое присоединение.

Комиссией также установлено, что направление ООО «Алеанта» в адрес сетевой организации новой заявки на технологическое присоединение энергопринимающего устройства с указанием характера нагрузки – жилой дом, а также заключение между ОАО «МРСК Сибири» и ООО «Алеанта» на основании указанной заявки договора об осуществлении технологического присоединения от 05.09.2011 № 20.24.4830.11, не может являться обстоятельством, обосновывающим неисполнение сетевой организацией обязанности по уведомлению заявителя об отсутствии необходимых документов к заявке на технологическое присоединение, в сроки, установленные пунктом 15 Правил технологического присоединения.

На основании анализа материалов, пояснений, полученных в ходе подготовки дела к рассмотрению, рассмотрения дела № 280-10-11, Комиссия пришла к следующим выводам.

Бездействие ОАО «МРСК Сибири» по уведомлению ООО «Алеанта» об отсутствии документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание пользования объектом общественного питания (кафе, пекарня), в сроки, установленные пунктом 15 Правил технологического присоединения (в срок до 15.04.2011), не позволило указанному лицу осуществить технологическое присоединение энергопринимающего устройства к электрическим сетям, в том числе в необходимые (запланированные) сроки, и, как следствие, могло привести к ущемлению интересов заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Основным видом деятельности ОАО «МРСК Сибири», в том числе на территории Красноярского края, является оказание услуг по передаче электрической энергии. Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э ОАО «МРСК Сибири», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным № 24.1.58. Указанным приказом ФСТ России в отношении ОАО «МРСК Сибири» в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» ввела государственное регулирование и контроль. Таким образом, ОАО «МРСК Сибири» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии Красноярского края в границах расположения принадлежащих ОАО «МРСК Сибири» электрических сетей.

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

На основании изложенного, бездействие ОАО «МРСК Сибири» по уведомлению ООО «Алеанта» об отсутствии документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание пользования заявителем объектом общественного питания (кафе, пекарня), указанным в заявке на технологическое присоединение от 08.04.2011, в сроки, установленные пунктом 15 Правил технологического присоединения, образует состав нарушения ОАО «МРСК Сибири» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации. Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Таким образом, требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 Федеральная антимонопольная служба в рамках наделенных полномочий определена органом по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Таким образом, не подлежит удовлетворению ходатайство ОАО «МРСК Сибири» о прекращении рассмотрения дела № 280-10-11 на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с тем, что правоотношения между ОАО «МРСК Сибири» и ООО «Алеанта», по мнению сетевой организации, имеют гражданско-правовой характер, не относятся к компетенции антимонопольного управления и подлежат урегулированию в судебном порядке.

В ходе рассмотрения дела № 280-10-11 ОАО «МРСК Сибири» был представлен заключенный с ООО «Алеанта» договор об осуществлении технологического присоединения от 05.09.2011 № 20.24.4830.11 и технические условия к нему. Заявителем был подтвержден указанный факт письмом от 03.10.2011.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» нарушившим требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту бездействия ОАО «МРСК Сибири» по уведомлению ООО «Алеанта» об отсутствии документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание пользования заявителем объектом общественного питания (кафе, пекарня), указанным в заявке на технологическое присоединение от 08.04.2011, в сроки, установленные пунктом 15 Правил технологического присоединения.

2. Предписание открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» не выдавать.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                 О.П. Харченко

 

Члены Комиссии:                                                                                                              В.В. Сугорова

 

                                                                                                                                        И.Н. Ковалевская

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны