Решение б/н Решение Красноярского УФАС России по делу № 286-10-12 от 10 марта 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<…>

 

ОАО «МРСК Сибири»

ул. Бограда, 144 А

Красноярский край

г. Красноярск, 660021

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

№286-10-12 от 25 сентября 2012 года                                                                             г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения объявлена на заседании Комиссии 21 сентября 2012 года, в полном объеме решение изготовлено 25 сентября 2010 года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены Комиссии – Коваленко А.В., заместитель начальника правового отдела, Шмыгин С.И., специалист – эксперт правового отдела, рассмотрев дело № 286-10-12, возбуждённое по признакам нарушения ст. 10 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» открытым  акционерным  обществом  «МРСК Сибири» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144 «а») (далее ОАО «МРСК Сибири»), установила.

при участии в заседании Комиссии по рассмотрению дела №286-10-12:

от ОАО «МРСК Сибири» - <…>

Надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела
Худайбердин Д.Х. на заседание Комиссии не явился, своего представителя не направил.

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление гражданина <…> с жалобой на действия ОАО «МРСК Сибири», выразившиеся  в отказе заключить договор на технологическое присоединение энергопринимающего устройства объекта, расположенного по адресу: Красноярский край, Краснотуранский район, сопка «Серебряная», садовые участки Зеленый бор, ул. Малиновая, 15, максимальной мощностью 15 кВт, напряжением 380 В (далее - объект).

По результатам рассмотрения данного заявления, Красноярским УФАС России ОАО «МРСК Сибири» выдано предупреждение (исх.№7609 от 12.05.2012 г.) о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно в срок до 13.06.2012 года рассмотреть заявку гражданина <…> на технологическое присоединение энергопринимающего устройства объекта заявителя, расположенного по адресу: Красноярский край, Краснотуранский район, сопка «Серебряная», садовые участки Зеленый бор, ул. Краснотуранская, 16, максимальной мощностью 15 кВт, напряжением 380 В, в соответствии с требованиями указанных Правил.

Письмом (исх.№1.3/01.2/75533 от 06.06.2012, вх.№9420 от 08.06.2012) ОАО «МРСК Сибири» в адрес антимонопольного органа пояснения в которых указало, что объект <…> уже имеет технологическое присоединение к электрическим сетям СНТ «Зеленый бор», повторное технологическое не предусмотрено нормами действующего законодательства.

В соответствии со статьей 39.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Приказом Красноярского УФАС России от 11 июля 2012 года №475 возбуждено дело № 286-10-12 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ОАО «МРСК Сибири».

Определением о назначении к рассмотрению дела № 286-10-12 от 11.07.2012 года к участию в деле в качестве ответчика было привлечено ОАО «МРСК Сибири».

Определением от 05.09.2012 рассмотрение дела №286-10-12 отложено на 21.09.2012 г. на 11:00.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

<…> является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Краснотуранский район, сопка «Серебряная», садовые участки Зеленый бор, ул. Малиновая, 15 (свидетельство о государственной регистрации от 18.08.2009 г. № 24 ЕИ 258143).

В адрес ОАО «МРСК Сибири» поступила заявка от гражданина <…> на технологическое присоединение садового дома (вх. № 14667.11 от 27.06.2011) расположенного по адресу: Красноярский край, Краснотуранский район, сопка «Серебряная», садовые участки Зеленый бор, ул. Краснотуранская, 16, максимальной мощностью15 кВт, напряжением 380 В.

В письме за подписью начальника Краснотуранского РЭС <…> на заявку (вх. №14667.11 от 27.06.2011) <…>  об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «МРСК Сибири» (б/д, б/н) указано, что данные сети 0,4 кВ находятся на балансе СНТ «Зеленый бор», и для заключения договора на технологическое присоединение заявку требуется направить в СНТ «Зеленый бор», объекты электросетевого хозяйства которого расположены на наименьшем расстоянии от границ объекта заявителя сопка «Серебряная».

В ходе рассмотрения дела представителем ОАО «МРСК Сибири» были приведены доводы о правомерности отказа в технологическом присоединении объекта <…> в частности: технологическое присоединении должно осуществляться однократно, объект <…> уже имеет технологическое присоединение к сетям СНТ «Зеленый бор». На заседание Комиссии представитель ОАО «МРСК Сибири» представил копию договора на технологическое присоединение объекта <…> , при этом указал, что позиция ОАО «МРСК Сибири» по данному вопросу не изменилась.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика и заинтересованных лиц, Комиссия по рассмотрению дела №286-10-12 пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).

К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (пункт 4 статьи 539 ГК РФ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») настоящий закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2 ФЗ «Об электроэнергетике»).

Согласно части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила). Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Комиссия, в ходе анализа письма ОАО «МРСК Сибири» (б/н, б/д) (на вх. №14667.11 от 27.06.2011) за подписью начальника Краснотуранского РЭС <…> направленное в адрес гражданина <…> об отказе технологического присоединения энергопринимающего устройства объекта заявителя, расположенного по адресу: Красноярский край, Краснотуранский район, сопка «Серебряная», садовые участки Зеленый бор, ул. Краснотуранская, 16, максимальной мощностью 15 кВт, напряжением 380 В., приходит к выводу о том, что действия ОАО «МРСК Сибири» является неправомерными, нарушающими Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года №861 (далее – Правила технологического присоединения), и ущемляющие законные интересы гражданина <…>, на основании следующего.

Абзацем 1 пункта 3 Правил установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Согласно абзацу 2 пункта 3 и пункту 14 Правил независимо от наличия или отсутствия технологической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с заявителями - физическими лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее – физическое лицо), принадлежащих физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с пунктом 15 Правил Сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки.

В соответствии с информацией (вх. №10953 от 05.07.2012), представленной СНТ «Зеленый бор», технологическое присоединение объекта <…> носит временный характер на время строительства, СНТ «Зеленый бор» не является сетевой организацией.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (п. 5 ч. 1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 года №179-э ОАО «МРСК Сибири», осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 24.1.58. Таким образом, общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в Красноярском крае в границах расположения принадлежащих ОАО «МРСК Сибири» электрических сетей.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на экономически или технологически необоснованный отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара.

Комиссия Красноярского УФАС России, проанализировав нормы действующего законодательства и объективные обстоятельства дела, приходит к выводу, что отказ ОАО «МРСК Сибири» (б/н, б/д на вх. №14662.11 от 27.06.2011) от заключения договора на технологическое присоединение объекта <…>. является неправомерным, ущемляющим его интересы.

На основании вышеизложенного, Комиссия по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статей 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

  

РЕШИЛА:

 

  1. Признать действия ОАО «МРСК Сибири», выразившиеся в отказе от заключения договора на технологическое присоединение энергопринимающего устройства объекта, расположенного по адресу: Красноярский край, Краснотуранский район, сопка «Серебряная», садовые участки Зеленый бор, ул. Малиновая, 15, максимальной мощностью 15 кВт, напряжением 380 В с гражданином <…> (б/н, б/д на вх. №14662.11 от 27.06.2011) нарушающим часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
  2. В связи с тем, что на момент рассмотрения дела №286-10-12 ОАО «МРСК Сибири» заключило с <…> договор на технологическое присоединение  обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

 

Председатель Комиссии

 

                           Е.Л. Лужбин

 

Члены Комиссии

    

А.В. Коваленко

 

С.И. Шмыгин

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны