Решение б/н Решение и предписание по делу № 291 от 11 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

КПК «Сберкасса»

 

ул. Дмитрия Мартынова, д. 45, пом. 145

 

г.  Красноярск , 660043

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 291

 

 «23» сентября 2016 года                                                                                                       г. Красноярск

 

Резолютивная часть решение оглашена 22 сентября 2016 года.

В полном объеме решение изготовлено 23 сентября 2016 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела О. П. Харченко, члены Комиссии: заместитель начальника отдела естественных монополий О. А. Чуракова, старший государственный инспектор аналитического отдела  Ю. Н. Крицкая, рассмотрев дело № 291, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Кредитным потребительским кооперативом «Сберкасса» (660043, г. Красноярск, ул. Дмитрия Мартынова, д. 45, пом. 145) (далее – КПК «Сберкасса») рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона                  «О рекламе»,

в присутствии представителя КПК «Сберкасса» по доверенности <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления государственной функции по надзору в сфере рекламы сотрудниками Красноярского УФАС России выявлено распространение на полосе Б32 газеты «Сегодняшняя газета – Красноярск-26» № 25 (1107) от 30.06.2016 информации следующего содержания: «…КПК «Сберкасса»… Принимаем сбережения до 20.6% годовых!... пр-т Курчатова, 3/1 ТК «Созвездие» 8-800-333-39-64…» (далее – Реклама).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это             информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на  привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание  интереса к нему и его продвижение на рынке.

Реклама содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение услуг на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к финансовым услугам, указанным в рекламе, предоставляемым соответствующим рекламодателем.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28  Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В рассматриваемой Рекламе сообщены не все условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, а именно максимальная процентная ставка –20,6, в то время как иные условия  не указаны. Иные условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, являются существенной информацией, отсутствие которой может ввести в заблуждение потенциальных потребителей Рекламы.

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Таким образом, рассматриваемая Реклама содержит признаки нарушения требований пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, и пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

В силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем рассматриваемой Рекламы является КПК «Сберкасса».

По данному факту Красноярским УФАС России 05 сентября 2016 года в отношении                     КПК «Сберкасса» возбуждено дело № 291 по признакам нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального  закона «О рекламе» (далее – Дело).

Определение о возбуждении Дела (исх. № 14618 от 05.09.2016) было направлено в адрес КПК «Сберкасса» заказным письмом с уведомлением и вручено 19.09.2016. В назначенное в определении о возбуждении Дела время на рассмотрение Дела явился представитель                         КПК «Сберкасса» по доверенности <…>. Запрошенные определением о возбуждении Дела документы и сведения КПК «Сберкасса» представлены.

В ходе рассмотрения Дела Комиссией Красноярского УФАС России установлены следующие обстоятельства.

Согласно свидетельству Федеральной налоговой службы, КПК «Сберкасса» зарегистрирован в качестве юридического лица 29.05.2014 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю за основным государственным регистрационным номером 1142468031848.

Из письменных пояснений Председателя Правления КПК «Сберкасса»  <…> (вх. № 16572 от 21.09.2016) следует то, что <…> проинструктировала сотрудника перед началом работы о необходимости изучения положений Федерального закона «О рекламе». Размещение Рекламы происходило без согласия <…> и без согласования с юристом КПК «Сберкасса». Управляющий Обособленным подразделением по г.Железногорску будет привлечен к дисциплинарной ответственности.

Из пояснений Председателя Правления КПК «Сберкасса»  <…> также следует то, что распространение Рекламы прекращено, позднее Реклама будет доработана и приведена в соответствие законодательству Российской Федерации.

В соответствии с трудовым договором КПК «Сберкасса» с управляющим Обособленного подразделения г.Железногорск кредитного кооператива <…> работодатель - КПК «Сберкасса» в лице Председателя  Правления <…> поручает, а работник – <…> принимает на себя выполнение трудовых обязанностей в должности управляющего Обособленного подразделения г. Железногорск КПК «Сберкасса».

Из письменных пояснений управляющего Обособленным подразделением г. Железногорск, члена Правления КПК «Сберкасса» <…>  (вх. № 16572 от 21.09.2016) следует то, что <…>, как новый управляющий Обособленным подразделением в г. Железногорске, приступивший к выполнению своих обязанностей 01.06.2016, изучая законодательство, не до конца уяснил требования пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» и полагал, что указанных данных достаточно для потребителя, так как в Рекламе присутствует адрес официального сайта КПК «Сберкасса» - sbercredit.com, где подробно расписаны все условия привлечения сбережений граждан, а также калькулятор, рассчитывающий доходность всех программ по сбережениям.

Вины КПК «СБЕРКАССА» как юридического лица, по мнению <…>, в данном случае нет, так как Председатель Правления, действующий на основании Устава, предоставлял <…> инструкцию о размещении рекламных материалов перед началом работы <…>, а также законодательную базу для изучения.

<…>, как управляющий Обособленным подразделением в г. Железногорске, не имел прямого умысла каким-либо образом исказить смысл информации в Рекламе или ввести в заблуждение потребителей рекламы.

<…> также сообщает о том, что им приняты все меры по недопущению впредь подобных нарушений законодательства Российской Федерации. <…> внимательно изучены статьи Федерального закона «О рекламе», относящиеся к рекламе финансовых услуг, смысл статей <…> полностью понятен.

В связи с вышеизложенным, <…> просит признать его ответственным за совершение правонарушения как должностное лицо, так как только он лично принимал окончательный макет от редакции газеты «Сегодняшняя газета - Красноярск-26».

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28  Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно  Положению о Сберегательных программах в КПК «Сберкасса», утвержденному Собранием членов Правления КПК «Сберкасса» (Протокол №01-09/2015 от 01.09.2015) сберегательные программы и их градация в зависимости от сумм и сроков КПК «Сберкасса»:

1. Сберегательная программа «Выгодный».

1.1 Сумма сбережений от 10 000 до 49 999 руб. Срок хранения 12 месяцев. Процентная ставка 17.60% годовых. Период начисления компенсации Пайщику – раз в год.

1.2 Сумма сбережений от 50 000 до 249 999 руб. Срок хранения 12 месяцев. Процентная ставка 19.10% годовых. Период начисления компенсации Пайщику – раз в год.

1.3 Сумма сбережений от 250 000 до 500 000 руб. Срок хранения 12 месяцев. Процентная ставка 20.60% годовых. Период начисления компенсации Пайщику – раз в год.

2. Сберегательная программа «Срочный».

2.1. Сумма сбережений от 10 000 до 49 999 руб. Срок хранения от 3 до 12 месяцев. Процентная ставка 16.10% годовых. Период начисления компенсации Пайщику – раз в месяц.

2.2. Сумма сбережений от 10 000 до 500 000 руб. Срок хранения от 3 до 5 месяцев. Процентная ставка 16.10% годовых. Период начисления компенсации Пайщику – раз в месяц.

2.3. Сумма сбережений от 50 000 до 249 999 руб. Срок хранения от 6 до 12 месяцев. Процентная ставка 17.60% годовых. Период начисления компенсации Пайщику – раз в месяц.

2.4. Сумма сбережений от 250 000 до 500 000 руб. Срок хранения от 6 до 12 месяцев. Процентная ставка 19.10% годовых. Период начисления компенсации Пайщику – раз в месяц.

В ходе рассмотрения Дела Комиссией Красноярского УФАС России установлено то, что в рассматриваемой Рекламе сообщены не все условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, а именно указана максимальная процентная ставка –20,6%, в то время как иные условия не указаны. Иные условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, являются существенной информацией, отсутствие которой может ввести в заблуждение потенциальных потребителей Рекламы.

Таким образом, рассматриваемая Реклама нарушает требования части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

В силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе»  рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рассматриваемая Реклама размещена на основании Договора № 3 на оказание рекламных услуг от 01.06.2016, заключенному между КПК «Сберкасса», в лице председателя правления <…>, действующей на основании Устава, с одной стороны, и ООО «БИК», в лице руководителя обособленного подразделения <…>, действующей на основании доверенности б/н от 15.02.2016, с другой стороны.

Исследовав материалы Дела, Комиссия Красноярского УФАС России установила тот факт, что в силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем рассматриваемой Рекламы является КПК «Сберкасса».

На момент рассмотрения дела Комиссия Красноярского УФАС России не располагала информацией, подтверждающей тот факт, что нарушение требований части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» КПК «Сберкасса». 

На основании изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона №38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 30, 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей Рекламу, распространяемую КПК «Сберкасса», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона                    «О рекламе».

2. Выдать КПК «Сберкасса» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

         О. П. Харченко

 

Члены Комиссии

 

 

Ю. Н. Крицкая

 

 

 

 

 

 

О. А. Чуракова

 

 

 

 

 

Крицкая Юлия Николаевна

(391)211-24-54

 

КПК «Сберкасса»

 

ул. Дмитрия Мартынова, д. 45, пом. 145

 

г.  Красноярск , 660043

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 291 О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

«23» сентября 2016 года                                                                                                        г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела О. П. Харченко, члены Комиссии: заместитель начальника отдела естественных монополий О. А. Чуракова, старший государственный инспектор аналитического отдела  Ю. Н. Крицкая, на основании своего решения от 23 сентября 2016 года по делу № 291  о признании ненадлежащей рекламы, распространяемой Кредитным потребительским кооперативом «Сберкасса» (660043, г. Красноярск, ул. Дмитрия Мартынова, д. 45, пом. 145) (далее – КПК «Сберкасса») и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона №38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. КПК «Сберкасса» в течение 10 дней с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы, содержащей нарушение части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. КПК «Сберкасса» представить в течение 5 дней с момента исполнения пункта 1 настоящего предписания  в Красноярское УФАС России доказательства прекращения нарушения законодательства о рекламе Российской Федерации.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Красноярское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии

 

О. П. Харченко

 

 

 

Члены Комиссии

 

Ю. Н. Крицкая

 

 

 

 

 

О. А. Чуракова

Крицкая Юлия Николаевна

(391)211-24-54

Связанные организации

Связанные организации не указаны