Решение б/н Решение по делу №293-15/16/17.1-12 от 10 октября 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири»

660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144а

 

Администрация  города  Боготола Красноярского края

662060, Красноярский край, г. Боготол,

ул. Шикунова, 1

 

ООО «Красноярская региональная энергетическая компания»

660001, г. Красноярск, ул. Копылова, 40

 

 

РЕШЕНИЕ

 

«12» сентября 2012 года                                                                                                      г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения объявлена «30» августа 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено «12» сентября 2012 года.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - Красноярское УФАС России) по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – О.П. Харченко, заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Я.Ю.Бычкова, начальник отдела контроля  размещения государственного заказа, А.Ю.Гнедина, врио начальника отдела естественных монополий, О.Ю. Ильяшенко, главный специалист-эксперт аналитического отдела (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 293-15/16/17.1-12 по признакам нарушения Администрацией города Боготола Красноярского края (662060, Красноярский край, г. Боготол, ул. Шикунова, 1) (далее – Администрация) части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон), а также по признакам нарушения Администрацией и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» (660001, Российская  Федерация,  Красноярский край, город Красноярск, улица  Копылова, дом 40) (далее – ООО «КРЭК») статьи 16  Закона, установила следующее.

Основанием для возбуждения дела № 293-15/16/17.1-12 послужило  заявление  ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144 а) о нарушении антимонопольного законодательства Администрацией и ООО «КРЭК»  в связи с заключением между последними двумя договора аренды  муниципального имущества - объектов электросетевого хозяйства, предназначенных для электроснабжения города Боготола Красноярского края, без  проведения торгов, предусмотренных Законом, от 15.06.2012 № 1.3/01.2/8002-исх (вх. № 9859 от 18.06.2012).

Дело № 293-15/16/17.1-12 возбуждено Определением о назначении дела 293-15/16/17.1-12 о нарушении антимонопольного законодательства  к рассмотрению от 31.07.2012 исх. № 12320 (Приказ Красноярского УФАС России «О возбуждении дела и о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» от 18.07.2012 № 489).

В качестве заявителя к участию в рассмотрении дела привлечено  ОАО «МРСК Сибири».

К участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков  привлечены Администрация и ООО «КРЭК».

Дело № 293-15/16/17.1  рассматривалось  30.08.2012 при участии следующих представителей:

- ОАО «МРСК Сибири» - Алексеевой  А.С.  (доверенность  № 146Н/323 от 23.12.2011), Аверьяновой Г.А. (доверенность № 146Н/325 от 23.12.2011); 

- Администрации  - Кужельной  А.В. (доверенность № 34 от 30.08.2012);

- ООО «КРЭК» - Кузнецовой В.А. (доверенность № 110 от 01.01.2012).

Определением о назначении дела № 293-15/16/17.1-12  о нарушении антимонопольного законодательства  к рассмотрению от 24.08.2012 исх. № 12320  дело № 293-15/16/17.1-12  было назначено к рассмотрению на 24.08.2012.

В связи с поступлением в адрес Красноярского УФАС России ходатайства Администрации (вх. № 14349 от  24.08.2012) с просьбой об отложении  рассмотрения дела № 293-15/16/17.1-12 в соответствии с частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 46 Закона Комиссией объявлялся перерыв до 14 часов 00 минут (время местное) 30.08.2012.

На основании  статьи 43 Закона представитель Администрации 30.08.2012 был ознакомлен с материалами дела  № 293-15/16/17.1-12.

Лица, участвующие в деле,  были надлежащим образом уведомлены о перерыве в заседании Комиссии (Выписка из Протокола заседания комиссии Красноярского УФАС  России по рассмотрению дела № 293-15/16/17.1-12   от 24.08.2012, письмо Красноярского УФАС России от 24.08.2012 № 13844).

Комиссия,   рассмотрев представленные сведения (документы и материалы), установила следующее.

Администрация действует на основании устава города Боготола, принятого  решением № 4-13 Боготольского  городского Совета  20.05.1997, которым определены  вопросы местного значения города.  Так подпунктом 4  пункта 1 статьи 10 указанного устава к вопросам  местного значения города относится организация в границах городского  округа электроснабжения населения.

ОАО «МРСК Сибири» является сетевой организацией, основным видом  деятельности которой является оказание  услуг по передаче электрической энергии, в том числе на территории Красноярского края.

ООО «КРЭК» является хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края.

Товарный рынок может охватывать территорию Российской Федерации или выходить за ее пределы (федеральный рынок), охватывать территорию нескольких субъектов Российской Федерации (межрегиональный рынок), не выходить за границы субъекта Российской Федерации (региональный рынок), не выходить за границы муниципального образования (местный или локальный рынок).

В соответствии  с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий, где цена устанавливается уполномоченным государственным органом.

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Таким образом, естественная монополия - состояние рынка услуг, при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических особенностей производства и предоставления данного вида услуг.

Деятельность субъектов естественных монополий находится под контролем органов государственного регулирования естественных монополий.

Хозяйствующий субъект, предоставляющий услуги при отсутствии конкуренции со стороны других лиц, то есть в состоянии естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке оказания соответствующих услуг только в установленных (определенных) географических границах.

Формирование рынков естественно монопольных видов деятельности на основе конкуренции осуществляется  путем системы государственного регулирования тарифов.

Положение хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность в сфере естественной монополии дает возможность в соответствии со статьей 5 Закона рассматривать его как субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, специального анализа  состояния конкуренции для установления его положения на данном рынке не требуется.

В субъектный состав рынка услуг по передаче электрической энергии на территории Красноярского края входят несколько хозяйствующих субъектов, оказывающих названные услуги, в том числе ОАО «МРСК Сибири» и ООО «КРЭК».

Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утверждены  Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (вместе с «Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества»)).

Таким образом, в случае если объекты электросетевого хозяйства, являющиеся государственным или муниципальным имуществом, будут выставлены органами государственной/муниципальной власти на торги, то сетевые организации - хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность  в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии, будут бороться  за право обладания указанными объектами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Данный факт свидетельствует о том, что сетевые организации могут и будут бороться за право увеличения  географических границ осуществления деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии с целью усиления сферы влияния.

Соответственно, ОАО «МРСК Сибири» и ООО «КРЭК» могут рассматриваться как конкурирующие хозяйствующие субъекты.

ООО «КРЭК» и Администрацией по итогам проведения торгов в форме конкурса был заключен Договор № 147 аренды муниципального имущества заключенного на основании  конкурса 30.09.2009 от 12.10.2009 (далее – Договор № 147).

Предметом Договора №  147 является предоставление  арендатору (ООО «КРЭК») во временное  пользование муниципального движимого и недвижимого имущества, оставляющего  систему электросетевого  хозяйства  муниципального  образования город  Боготол, балансовой стоимостью 15 836 731,31  рублей. Срок действия Договора № 147  установлен до 12.09.2010.

Из пояснений ООО «КРЭК» от 11.07.2012 № 019/3522 следует, что общество и Администрация состояли в  договорных отношениях на основании Договора Аренды № 147 с 12.10.2009 по 16.02.2012.

ООО «КРЭК» полагает, что  соответствии с частью 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

Администрация по истечении срока Договора № 147 не совершала действий по возврату имущества, преданного на его основании ООО «КРЭК», иным образом не выражало возражений против использования указанным хозяйствующем субъектом имущества электросетевого комплекса после истечения срока указанного договора аренды.

ООО «КРЭК» и Администрация считают себя состоящими в договорных отношениях на основании Договора № 147 с 12.10.2009 по 16.02.2012.

ООО «КРЭК» 16.02.2012 на основании акта возврата муниципального имущества вернуло в казну города Боготола муниципальное имущество, переданное обществу на основании Договора  № 147.

В соответствии со статьей 17.1 Закона заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения торгов, за исключением установленных в частях 1, 3.1 и 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции случаев.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 17.1 Закона допускается заключать договор аренды без проведения процедуры торгов на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

На основании пункта 11 части 1 статьи 17.1 Закона 16.02.2012 Администрация и ООО «КРЭК» заключили договор аренды  муниципального  имущества на срок до 15.03.2012 (далее – Договор от 16.02.2012).

Предметом Договора  от 16.02.2012 является  предоставление арендатору (ООО «КРЭК») во временное  возмездное владение и пользование недвижимое имущество  электросетевого хозяйства, принадлежащего арендодателю (Администрации), в соответствии с перечнем, указанным в  приложении к Договору от 16.02.2012. В указанный перечень  входит 79 объектов, в том числе трансформаторные подстанции и линии электропередачи.

Сумма арендной платы по Договору  от 16.02.2012  за тридцать календарных  дней составляет 262730 рублей без учета НДС.

Как следует из части 9 статьи 17.1 Закона по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий: размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации; минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

 Из информации предоставленной ООО «КРЭК» письмом от  11.07.2012 № 019/3532 и письма Администрации  от 16.08.2012 № 2668 следует, что указанные лица на основании части 9 статьи 17.1 Закона заключили договор № 8-1/03/12  аренды муниципального имущества от 16.03.2012 (далее – Договор № 8-1/03/12). Срок договора № 8-1/03/12   установлен до 31.12.2018.

Предметом Договора № 8-1/03/12  является  предоставление арендатору (ООО «КРЭК») во временное  возмездное  владение и пользование муниципального имущества, представляющего собой совокупность объектов  электроснабжения, эксплуатации и обслуживания объектов  коммунальной  инфраструктуры  электросетевого хозяйства на территории города  Боготола. В предмет  Договора № 8-1/03/12  не входят предприятия. Перечень муниципального   имущества, входящего  в состав  арендуемого  объекта  определен  приложением № 1 к Договору № 8-1/03/12. В данный перечень включены 79 объектов, в том числе трансформаторные подстанции и линии электропередачи.

Красноярским УФАС России установлено то обстоятельство, что Администрацией по Договору № 8-1/03/12   передано ООО «КРЭК» муниципальное имущество, находящееся во временном   возмездном пользовании последнего на основании  Договора от 16.02.2012.

Размер  арендной платы по Договору № 8-1/03/12  в год составляет  3720257  рублей, в том числе НДС 567 496,80 рублей.  Размер  арендной платы по Договору № 8-1/03/12   в месяц составляет 310021,40 рублей в том числе НДС 47291, 40 рублей.

Таким образом,  в период с момента заключения Договора № 147 до даты настоящего заседания Комиссии (30.08.2012), муниципальное имущество, оставляющее систему электросетевого хозяйства муниципального образования город Боготол, находилось в пользовании ООО «КРЭК».

В Красноярское УФАС России  06.03.2012 поступила жалоба ОАО «МРСК  Сибири» на действия организатора  торгов – Администрацию при проведении открытого конкурса на право заключения договора  аренды  муниципального  имущества,  предназначенного  для  осуществления электроснабжения, эксплуатации и обслуживанию  объектов коммунальной инфраструктуры    электросетевого  хозяйства на территории  муниципального образования  город Боготол, размещенного 17.02.2012   на официальном сайте www.torgi.gov.ru (номер  извещения 17012/0010314/01) (далее – Жалоба).

Из Жалобы следовало, что представленный в составе конкурсной документации проект договора аренды муниципального имущества, предназначенного  для осуществления  электроснабжения, эксплуатации и  обслуживания объектов коммунальной инфраструктуры  электросетевого  хозяйства на территории муниципального образования  город Боготол (Приложение № 2) не соответствует целевому назначению передаваемого Администрацией в аренду имущества, смыслу самой документации и изложенным в ней критериями для оценки заявок участников, нарушает права и законные интересы ОАО «МРСК Сибири», и составлен с нарушением действующего законодательства в сфере электроэнергетики.

В связи  с необходимостью  получения дополнительных материалов для рассмотрения Жалобы,  в рассмотрении Жалобы Комиссией Красноярского УФАС России 14.03.2012 был объявлен перерыв до 17 часов 15 минут (время местное) 15.03.2012.

После перерыва в заседании Комиссии Администрацией  было представлено Постановление Администрации от 14.03.2012 № 0315-п согласно которому глава Администрации постановил:

1.  Отказаться от проведения открытого конкурса на право  заключения договора  аренды муниципального имущества предназначенного  для осуществления электроснабжения, эксплуатации и обслуживания  объектов коммунальной   инфраструктуры электросетевого хозяйства на территории муниципального образования город Боготол.

2. Разместить информационное сообщение  об отказе от проведения открытого конкурса на право  заключения договора  аренды муниципального имущества предназначенного  для осуществления электроснабжения, эксплуатации и обслуживания  объектов коммунальной   инфраструктуры электросетевого хозяйства на территории муниципального образования город Боготол на официальном сайте в сети Интернет www.torgi.gov.ru.

3. Постановление вступает в силу со дня подписания.

Комиссией по рассмотрению Жалобы установлено, что согласно сведениям, размещенным на официальном сайте в сети Интернет www.torgi.gov.ru торги, проводимые Администрацией, отменены (http://www.torgi.gov.ru/?wicket:interface=:2::::).

Решением от 19.03.2012 № 1 (исх. от 19.03.2012 № 3844) Красноярским УФАС России рассмотрение Жалобы по существу было прекращено в связи с отсутствием предмета.

ОАО «МРСК Сибири» в заявлении от 15.06.2012 № 1.3/01.2/8002-исх информировало Красноярское УФАС России о том, что в рамках работы по подписанию договора на поставку электроэнергии между ООО «КРЭК» и ОАО «МРСК Сибири» последнему стало известно, что между Администрацией и ООО «КРЭК»   заключен Договор от 16.02.2012 на срок 30 дней.

По истечении срока действия Договора от 16.02.2012 ОАО «МРСК Сибири» дважды  письмами от 22.03.2012 № 1.3/01/3228 и от 09.04.2012 № 1.3/01/4408 обращалось в адрес Администрации с просьбой о необходимости объявления торгов на право заключения договора аренды муниципального электросетевого имущества в соответствии со статьей 17.1 Закона.

Письмами от 13.04.2012 № 1192 и от 03.05.2012 № 1439 Администрация сообщила ОАО «МРСК Сибири» о том, что уже заключен договор аренды муниципальных объектов электросетевого хозяйства, предназначенных  для электроснабжения города  Боготола с добросовестным арендатором ООО «КРЭК».

Действия органа местного самоуправления муниципального образования город Боготол и ООО «КРЭК» привели к недопущению конкуренции на рынке передачи электроэнергии на территории города и нарушают права и интересы иных хозяйствующих субъектов  – конкурентов ООО «КРЭК», в том числе ОАО «МРСК Сибири».

В соответствии с частями 1, 3, 5 статьи 17.1 Закона заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, как закрепленного, так и не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, установленных законом.

Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 установлены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила).

Согласно части 9 статьи 17.1 Закона по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:

- размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;

- минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

В соответствии с частью 10 статьи 17.1 Закона арендодатель не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды в порядке и на условиях, которые указаны в части 9 статьи 17.1 Закона, за исключением следующих случаев:

- принятие в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом;

- наличие у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы
за более чем один период платежа, установленный договором аренды.

Таким образом, договор аренды муниципального имущества может быть продлен в порядке, установленном частями 9-10 статьи 17.1 Закона, в случаях, если такой договор был заключен в соответствии с законодательством Российской Федерации, иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации.

При этом, в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона
предоставление прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества возможно без проведения торгов на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Согласно части 3 статьи 610 ГК РФ законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.

Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному.

Максимальный срок договора аренды, заключенного по основаниям, установленным пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона, ограничен законодательством и не может быть изменен (продлен) по правилам, предусмотренным частями 9 - 11 указанной статьи.

Федеральная антимонопольная служба России опубликовала разъяснения от 05.06.2012 по применению статьи 17.1 Закона и Правил из которых следует, что договор аренды муниципального имущества может быть продлен в порядке, установленном частями 9-10 статьи 17.1 Закона, в случаях, если такой договор был заключен в соответствии с законодательством Российской федерации и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, после истечения 30-дневного срока аренды по Договору от 16.02.2012, заключенному между Администрацией и ООО «КРЭК», в рамках перечня исключений, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 17.1 Закона, стороны были не вправе заключать новый договор без проведения торгов.

Таким образом, Администрация нарушила установленный порядок предоставления в пользование муниципального имущества - электросетевого комплекса города Боготол, тем самым нарушила статью 17.1 Закона.

Администрация осуществила действия, которые привели к устранению конкуренции на рынке передачи электроэнергии на территории города Боготола, приняв Постановление от 14.03.2012 № 0315-п, отменяющее открытый конкурс на право заключения договора аренды муниципального электросетевого имущества города Боготол незадолго до срока окончания подачи заявок, после чего передала муниципальное электросетевое имущество в пользование ООО «КРЭК» без проведения торгов. То есть Администрация отказалась от проведения торгов, предусмотренных Законом и Правилами.

 Статьей 16 Закона запрещаются ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, в том числе соглашений или действий, которые приводят к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов.

Администрация города дважды в письменной форме подтвердила заключение договора аренды муниципальных объектов   электросетевого хозяйства, предназначенных для электроснабжения города Боготола, с ООО «КРЭК» (Договор  № 8-1/03/12). Письма были направлены в адрес ОАО «МРСК Сибири» в апреле - мае 2012 года, то есть после окончания действия Договора от 16.02.2012, заключенного сторонами на 30 дней.

Отмена Администрацией открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального электросетевого имущества в марте 2012 года и последующей передачей муниципального имущества во владение и пользование ООО «КРЭК», свидетельствуют о соглашении, направленном на недопущение конкуренции на рынке передачи электроэнергии города Боготол.

Заключение соглашения между Администрацией и ООО «КРЭК» носит неоднократный характер, поскольку в 2009 году между сторонами был заключен Договор № 147 на срок 11 месяцев: с 12.10.2009 по 12.09.2010, который фактически действовал до февраля 2012 года.

То есть после истечения срока действия Договора № 147 и вопреки требованиям статьи 17.1 Закона, устанавливающей обязанность органов местного самоуправления передавать муниципальное имущество третьим лицам только по результатам торгов.

Часть 9 статьи 17.1 Закона, разрешающая заключение на новый срок договора аренды, указанного в частях 1 и 3 указанной статьи, введена Федеральным законом от 06.12.2011 № 401-ФЗ и вступила в действие с 06.01.2012.

Красноярским УФАС России установлено то обстоятельство, что в период с 12.10.2009 по 12.09.2010 действовал Договор № 147, заключенный  на 11 месяцев, но ООО «КРЭК» продолжило пользоваться муниципальным имуществом после истечения срока договора.

В период с 16.02.2012 по 15.03.2012 действовал Договор от 16.02.2012 на 30 дней.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона заключение договора аренды муниципального имущества возможно без проведения конкурса при условии предоставления соответствующего права пользования в отношении имущества на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев.

Принимая во внимание то обстоятельство, Договор от 16.02.2012  заключен на тридцать дней, предоставление права пользования муниципальным имуществом ООО «КРЭК» на основании указанного договора осуществлено в соответствии с требованиями статьи 17.1 Закона.

Срок действия Договора от 16.02.2012, заключенного на 30 дней, истек 15.03.2012. У Администрации имелись правовые основания заключения данного договора. Указанная сделка соответствует Закону.

В период с 16.03.2012 до даты принятия решения по делу № 293-15/16/17.1-12 (30.08.2012) действовал Договор № 8-1/03/12, заключенный на основании пункта 9 части 1 статьи 17.1 Закона, как с добросовестным арендатором.

В соответствии со статьей 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

По истечении действия Договора от 16.02.2012  ООО «КРЭК» продолжало пользоваться муниципальным имуществом города Боготола.

Администрацией 17.02.2012 на официальном сайте www.torgi.gov.ru  опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества, предназначенного для осуществления электроснабжения, эксплуатации и обслуживания объектов коммунальной инфраструктуры электросетевого хозяйства на территории муниципального образования город Боготол (номер извещения 170212/0010314/01). 

Согласно пункту 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73
«Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» договор аренды муниципального имущества (заключение которого в соответствии с требованиями законодательства должно осуществляться по результатам проведения торгов), заключенный на новый срок без проведения торгов является ничтожным, равно как и соглашение о продлении такого договора. Договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 ГКРФ, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (статья 422 ГКРФ).

Таким образом, Администрация предоставила ООО «КРЭК» возможность использовать муниципальное имущество по истечении срока действия Договора № 147 в нарушение требований части 1 статьи 17.1 Закона  -  без проведения процедуры торгов.

Кроме того, бездействие Администрации по возврату муниципального имущества в связи с окончанием срока действия Договора № 147, а также действия по отказу от проведения торгов на право заключения договора аренды имущества привели к созданию ООО «КРЭК» преимущественных условий в получении возможности эксплуатации имущества и, следовательно,  к недопущению конкуренции между претендентами на заключение договора аренды объектов электросетевого хозяйства. 

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Следовательно, вышеизложенные действие Администрации являются нарушением части 1 статьи 15 Закона.

Более того, за период с даты окончания срока действия Договора № 147 (с 12.10.2010) до даты заключения Договора от 16.02.2012 между Администрацией и ООО «КРЭК» действовало соглашение, согласно которому в отсутствие правовых оснований Администрация предоставляла муниципальное имущество в пользование ООО «КРЭК», а последнее использовало объекты электросетевого хозяйства для осуществления хозяйственной деятельности.

В силу статьи 16 Закона между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами запрещаются соглашения если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Пунктом 18 статьи 4 Закона установлено, что соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Красноярским УФАС России установлено, что Администрация  письмом  от 01.03.2012 № 675  уведомило ООО «КРЭК»  о том, что  17.02.2012 объявлен открытый конкурс на предоставление в аренду  муниципального имущества предназначенного  для осуществления энергоснабжения, эксплуатации и обслуживания объектов  коммунальной   инфраструктуры электросетевого хозяйства. Этим письмом  Администрация сообщила ООО «КРЭК»,  о том что если  общество будет участвовать в открытом конкурсе, и не будет признано  победителем, то  договорные отношения будут расторгнуты и  договор аренды будет заключен с победителем.

ООО «КРЭК» на уведомление Администрации от 01.03.2012 № 675  письмом от 15.03.2012 № 001/1434 сообщило о  том, что 17.02.2012 конкурс объявлен  необоснованно, в связи с тем обстоятельством, что между  указанными лицами  заключен Договор от 16.02.2012 сроком на 30 календарных дней и по истечении его срока согласно части  9 статьи 17.1 Закона по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 данной статьи, заключение  такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом, исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, при  одновременном  соблюдении условий, определенных  частью 9 статьи 17.1 Закона. В данном письме ООО «КРЭК» информировало Администрацию о том, что в противном случае  общество будет вынуждено   обратиться в суд  с правом требования  возмещения убытков, причиненных отказом возобновить договор аренды в соответствии с гражданским законодательством.

Администрация  письмом от 15.03.2012 № 801 направила в адрес ООО «КРЭК» проект договора (в 3-х экземплярах) аренды  муниципального имущества, предназначенного для осуществления энергоснабжения, эксплуатации и обслуживания объектов коммунальной инфраструктуры  электросетевого хозяйства, без проведения конкурса в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона, как арендатору  надлежащим образом исполнившему свои обязанности.

Соглашение это  информационный обмен, предшествующий  подписанию договора,  а само соглашение о том, что Администрация  передает  муниципальное имущество, а ООО «КРЭК» принимает и эксплуатирует  его после истечения срока Договора от 16.02.2012.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Наличие в рассматриваемом случае соглашений (Договора № 147 после окончания срока его действия и Договора №8-1/03/12) между Администрацией и ООО «КРЭК» подтверждается фактическими обстоятельствами, а именно  эксплуатацией муниципального имущества последним без участия в публичных процедурах (торгах) и отсутствие действий Администрации по возврату объектов электросетевого хозяйства собственнику, а также своевременному проведению торгов в отношении имущества.

Таким образом, участие Администрации и ООО «КРЭК» в соглашениях, которые привели к недопущению конкуренции между претендентами на получение в пользование объектов электросетевого хозяйства города Боготола, является нарушением статьи 16 Закона.

Пролонгация Договора № 147 и заключение Договора № 8-1/03/12 без проведения процедуры торгов осуществлено ООО «КРЭК» и Администрацией в нарушение части 1 статьи 17.1 Закона. Следовательно, принимая во внимание положения пункта 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» Договор № 8-1/03/12  является ничтожным.

Кроме того, учитывая негативность последствий заключения Договора № 8-1/03/12 и  бездействия Администрации после окончания срока действия Договора № 147 в виде недопущения конкуренции между претендентами на получение в пользование муниципального имущества, действия Администрации по предоставлению объектов электросетевого хозяйства в пользование ООО «КРЭК» на основании указанных договоров противоречат требованиям части 1 статьи 15 Закона.

Красноярское УФАС России пришло к выводу также о наличии между Администрацией и ООО «КРЭК» соглашений, в результате которых Администрация в отсутствие законодательно определенных оснований предоставило, а ООО «КРЭК» получило в пользование муниципальное имущество (объекты электросетевого хозяйства) в соответствии с пролонгированным Договором № 147 и Договором № 8-1/03/12  для эксплуатации в процессе осуществления хозяйственной деятельности, что привело к недопущению конкуренции между претендентами на получение указанного имущества (в том числе ОАО «МРСК Сибири»). Эти соглашения, заключенные между местного самоуправления и хозяйствующим субъектов запрещены статьей 16 Закона.

Таким образом, Администрация нарушила часть 1 статьи 15 Закона в связи с:

- несовершением своевременных действий по возврату муниципального имущества из пользования ООО «КРЭК»;

- бездействием в форме не проведения торгов на право заключения договоров аренды муниципального имущества в связи с окончанием срока действия Договора № 147 и Договора от 16.02.2012, что привело к недопущению конкуренции между претендентами на получение в пользование муниципального имущества;

- неправомерным предоставлением в пользование ООО «КРЭК» муниципального имущества на основании Договора № 8-1/03/12, и после окончания срока действия Договора № 147,  что привело к недопущению конкуренции между претендентами на получение в пользование имущества;

- неправомерным  заключением Договора № 8-1/03/12 и  продлением срока действия Договора № 147. 

 Администрация  и ООО «КРЭК» нарушили статью 16 Закона в связи с участием в соглашениях, которые привели к недопущению конкуренции между претендентами на заключение договора аренды муниципального имущества предназначенного  для осуществления энергоснабжения.

Администрация нарушила часть 1 статьи 17.1 Закона в связи с:

- отказом от проведения торгов - открытого конкурса на предоставление в аренду  муниципального имущества предназначенного  для осуществления энергоснабжения, эксплуатации и обслуживания объектов  коммунальной   инфраструктуры электросетевого хозяйства (номер  извещения 17012/0010314/01), размещенного 17.02.2012   на официальном сайте www.torgi.gov.ru.

- заключением с ООО «КРЭК» Договора № 8-1/03/12 без проведения торгов;

- бездействием, выраженном в непроведении торгов, после истечения срока действия Договора № 147;

- предоставлением ООО «КРЭК» возможности использовать муниципальное имущество (объекты электросетевого хозяйства города Боготола Красноярского края) по истечении срока действия договора аренды муниципального имущества от 16.02.2012 без проведения торгов.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Закона,

1. Признать Администрацию нарушившей часть 1 статьи 15 Закона.

2. Признать Администрацию и ООО «КРЭК» нарушившими статью 16 Закона.

3. Признать Администрацию нарушившей часть 1 статьи 17.1 Закона.

4. Выдать Администрации и ООО «КРЭК» предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

5. Передать материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 293-15/16/17.1-12 должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о применении мер административной ответственности.

 

 

Председатель Комиссии

 

О.П.Харченко

 

Члены Комиссии

 

 

Я.Ю. Бычкова

 

 

 

А.Ю. Гнедина

 

 

 

О.Ю.Ильяшенко

 

 

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание.  За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.


 

 

 

 

ООО «Красноярская региональная энергетическая компания»

 

660001, г. Красноярск, ул. Копылова, 40

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 293-15/16/17.1-12

 

«12» сентября  2012 года

                                      г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела № 293-15/16/17.1-12
о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: председатель Комиссии – О.П. Харченко, заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Я.Ю.Бычкова, начальник отдела контроля  размещения государственного заказа, А.Ю.Гнедина, врио начальника отдела естественных монополий, О.Ю. Ильяшенко, главный специалист-эксперт аналитического отдела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон), на основании решения от 30.08.2012 по делу № 293-15/16/17.1-12 о нарушении Администрацией города Боготола Красноярского края (662060, Красноярский край, г. Боготол, ул. Шикунова, 1) (далее – Администрация) части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17.1 Закона, а также по признакам нарушения Администрацией и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» (660001, Российская  Федерация,  Красноярский край, город Красноярск, улица  Копылова, дом 40) (далее – ООО «КРЭК») статьи 16  Закона,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ООО «КРЭК» в течение трех месяцев с момента получения настоящего предписания совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: совершить действия по возврату Администрации муниципального имущества, представляющего собой совокупность объектов электроснабжения, эксплуатации и обслуживания объектов коммунальной инфраструктуры  электросетевого хозяйства на территории города  Боготола согласно перечню, определенному Приложением 1 к договору № 8-1/03/12  аренды муниципального имущества от 16.03.2012, заключенному  между Администрацией и ООО «КРЭК», из владения и пользования ООО «КРЭК».

О выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Красноярского УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

Председатель Комиссии

 

О.П.Харченко

 

Члены Комиссии

 

 

Я.Ю. Бычкова

 

 

 

А.Ю. Гнедина

 

 

 

О.Ю.Ильяшенко

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его (предписания) выдачи.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

  Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны