Решение б/н Решение по делу № 024/01/11-573/2020 от 22 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

ООО «ФК Гранд Капитал Красноярск»

660048, Красноярский край, город Красноярск, Караульная улица, дом 5а, помещение 2 комната 13

 

ООО «Медико-техническая фирма «Мединстал»

660021, Красноярский край, город Красноярск, улица Ленина, дом 170"а"

 

ООО «Пульс Красноярск»

660118, Красноярский край, город Красноярск, Северное шоссе, дом 15г строение 4, кабинет 4

 

ЗАО Фирма «Центр внедрения «Протек»

115201, город Москва, Каширское шоссе, 22 корп. 4

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 8-11-20 (024/01/11-573/2020)

 

«22» сентября 2020 года

г. Красноярск

 

Резолютивная часть решение оглашена на заседании Комиссии 18.09.2020.

В полном объеме решение изготовлено 22.09.2020.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – <...>, заместитель руководителя управления; члены Комиссии – <...>, заместитель начальника отдела контроля  органов власти;  <...>  главный государственный инспектор правового отдела (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 8-11-20 (024/01/11-573/2020), возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «ФК Гранд Капитал Красноярск» (адрес регистрации: ул. Караульная, д.5а, пом.2, ком.13, г.Красноярск, Красноярский край, ИНН: 2463102268; ОГРН 1162468086175) (далее – ООО «ФК Гранд Капитал Красноярск»), общества с ограниченной ответственностью «Медико-техническая фирма «Мединстал» (адрес регистрации: Красноярский край, город Красноярск, улица Ленина, дом 170"а"; ИНН/ОГРН 2464010732/1022402297873) (далее – ООО  «МТФ «Мединстал»), общества с ограниченной ответственностью «Пульс Красноярск» (адрес регистрации: Северное шоссе, д.15г, стр. 4, каб. 4, г.Красноярск, 660118, ИНН 2466260135; ОГРН 1132468012907) (далее – ООО «Пульс Красноярск») и закрытого акционерного общества фирма «Центр внедрения «Протек» (адрес регистрации: г. Москва, Каширское шоссе, 22 корп. 4, ИНН 7724053916; ОГРН 1027700266670) (далее – ЗАО фирма «ЦВ «Протек»)  по признакам  нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»)

в присутствии генерального директора ООО «ФК Гранд Капитал Красноярск» <...> (Приказ № 16-к от 03.03.2018 «О вступлении в должность»),  представителя ООО  «МТФ «Мединстал» <...> (доверенность б/н от 18.05.2020),  а также посредством использования системы видеоконференцсвязи представителей ЗАО фирма «ЦВ «Протек» <...> (доверенность № 0001/ЮО.20 от 10.01.2020), представителя ООО «Пульс Красноярск», <...> (доверенность б/н от 01.09.2020)

УСТАНОВИЛА:

В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение Тывинского УФАС России (исх.№4-692 от 13.02.2020, вх.№2152 от 13.02.2020), в котором сообщалось о повышении оптовых отпускных цен на одноразовые маски медицинские, поставляемые на территорию республики Тыва, в том числе  ООО «ФК ГРАНД КАПИТАЛ» (г. Красноярск), ООО «Пульс Краноярск» (г. Красноярск), ООО МТФ «Мединстал» (г. Красноярск), ЗАО «ЦВ Протек» (г. Москва) филиал в г. Красноярске .

Кроме того в адрес Красноярского УФАС России также поступило обращение  Хакасского УФАС России (исх. №05-1383/ЕМ от 05.03.2020, вх.№3581 от 05.03.2020) с просьбой принять соответствующие меры реагирования в отношении, в том числе ООО «МТФ Мединстал», ООО «ФК Пульс», осуществляющих деятельность по оптовой реализации медицинских масок, в связи с дефицитом последних в аптеках г. Абакана, Республики Хакасия.

Вышеуказанные обращения направлены в рамках исполнения пункта 20 протокола заседания оперативного штаба по предупреждению завоза и распространению новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации под председательством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 31.01.2020 №2, поручения ФАС России от 03.02.2020 №АЦ/7399-ПР/20.

Из указанных  обращений следовало, что поставку масок медицинских на территорию Республики Тыва и территорию Республики Хакасия за период декабрь 2019 года – февраль 2020 года осуществляли, в том числе  ООО «Пульс Красноярск», ООО «ФК Гранд капитал Красноярск», ООО МТФ «Мединстал», а также  ЗАО фирма «ЦВ «Протек», осуществляющие деятельность на территории г.Красноярска.

Тывинское УФАС России в своем обращении сообщило, что изменение цен на маски медицинские составило от 242 % до 408 % за указанный период.

В частности,  увеличение цены Филиалом ЗАО фирма «ЦВ «Протек» в Красноярске за период декабрь 2019 года - январь 2020 года на маски медицинские трехслойные (производитель ООО «КИТ») составило 408% (с 1,05 рубля до 4,29 рубля за штуку); увеличение цены Филиалом ЗАО фирма «ЦВ «Протек» в Красноярске и ООО «ФК Гранд капитал Красноярск» за период декабрь 2019 года - январь 2020 года на маски медицинские трехслойные (производитель  ЗАО «Казанская фармацевтическая фабрика») составило 242 % (с 1,37 рубля до 3,32 рубля за штуку), увеличение цены Филиалом ЗАО фирма «ЦВ «Протек» в Красноярске, ООО МТФ «Мединстал» и ООО «Пульс Красноярск» за период декабрь 2019 года - январь 2020 года на маски медицинские трехслойные (производитель ООО «Фарм-Глобал») составило 259% (с 1,29 рубля до 3,32 рубля за штуку).

В связи с выявлением в действиях ООО «ФК Гранд Капитал Красноярск», ООО «МТФ «Мединстал», ООО «Пульс Красноярск» и ЗАО фирма «ЦВ «Протек» признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в достижении соглашения, следствием реализации которого явилось повышение оптовых отпускных цен на маски медицинские в период декабрь 2019 года – февраль 2020 года, приказом Красноярского УФАС России № 57 от 10.03.2020 возбуждено дело № 8-11-20 (024/01/11-573/2020).

Определением от 16.03.2020 рассмотрение дела было назначено на 15 апреля 2020 года.

В связи с ограничительными мероприятиями ввиду распространения новой коронавирусной инфекции уведомлением от 10.04.2020  дата рассмотрения дела № 8-11-20 (024/01/11-573/2020) была изменена, дело назначено к рассмотрению 20.05.2020.

Определением от 20.05.2020 рассмотрение дела было отложено, к материалам дела № 8-11-20 (024/01/11-573/2020) приобщены материалы внеплановых выездных проверок, проведенных Красноярским УФАС России в отношении ООО «ФК Гранд Капитал Красноярск», ООО «МТФ «Мединстал» и ООО «Пульс Красноярск», срок рассмотрения дела № 8-11-20 (024/01/11-573/2020) продлен до 10.12.2020, дело назначено к рассмотрению на 26.06.2020.

Определением от 26.06.2020 рассмотрение дела было отложено в связи с необходимостью получения дополнительной информации, дело назначено к рассмотрению на 03.09.2020.

Определением от 03.09.2020 рассмотрение дела было отложено в связи с необходимостью получения дополнительной информации, дело назначено к рассмотрению на 18.09.2020.

18 сентября 2020 года настоящее дело рассмотрено в присутствии генерального директора ООО «ФК Гранд Капитал Красноярск» <...> (Приказ № 16-к от 03.03.2018 «О вступлении в должность»),  представителя ООО  «МТФ «Мединстал» <...> (доверенность б/н от 18.05.2020),  представителей ЗАО фирма «ЦВ «Протек» <...> (доверенность № 0001/ЮО.20 от 10.01.2020), представителя ООО «Пульс Красноярск», <...> (доверенность б/н от 01.09.2020).

При рассмотрении дела Комиссией установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.

Принимая во внимание фактические обстоятельства, изложенные в обращениях Тывинского УФАС России  и Хакасского УФАС России, с целью обеспечения объективного и всестороннего рассмотрения данного вопроса Красноярским УФАС России  06.03.2020 были проведены выездные внеплановые проверки по факту осуществления предпринимательской деятельности по реализации масок медицинских в отношении ООО «ФК Гранд Капитал Красноярск», ООО «МТФ «Мединстал» и ООО «Пульс Красноярск»,  по результатам проведения которых было установлено следующее.

Из полученной информации Красноярским УФАС России относительно увеличения цен реализации масок медицинских ООО «Пульс Красноярск» на территорию Республики Тыва,  территорию Республики Хакасия и территорию Красноярского края в период декабрь 2019 года – февраль 2020 года было установлено следующее.

Цена реализации масок медицинских трехслойных «СпецМедЗащита» (50 штук в упаковке) на территории Красноярского края в течение декабря 2019 года составила от 1,09 руб. за штуку до 1,61 руб. за штуку (увеличение цены составило 47,7%), на территории Республики Хакасия в период с декабря 2019 года по январь 2020 года составила от 1,08 руб. за штуку до 1,15 руб. за штуку (увеличение цены составило 6,5%), а на территории Республики Тыва в период с декабря 2019 года по январь 2020 года составила от 1,09 руб. за штуку до 2,52 руб. за штуку (увеличение цены составило 131,2%).

Цена реализации  масок медицинских трехслойных «СпецМедЗащита» (5 штук в упаковке) на территории Красноярского края в период с декабря 2019 года по февраль 2020 года составила от 1,89 руб. за штуку до 3,6 руб. за штуку (увеличение цены составило 90,5%), на территории Республики Хакасия в этот же период составила от 1,88 руб. за штуку до 3 руб. за штуку (увеличение цены составило 59,6%), а на территории Республики Тыва за этот же период составила от 1,89 руб. за штуку до 3 руб. за штуку (увеличение цены составило 58,7%).

Цена реализации масок нестерильных (5 штук в упаковке) на территории Красноярского края в течение декабря 2019 года увеличилась с 1,86 руб. за штуку до 2,28 руб. за штуку (увеличение цены составило 22,6%), а в январе – с 1,89 руб. за штуку до 2,14 руб. за штуку (увеличение цены составило 15,1%), на территории Республики Хакасия цена реализации в период с декабря 2019 года по январь 2020 года составляла от 1,88 руб. за штуку до 2,15 руб. за штуку (увеличение цены составило 14,4 %), а на территории Республики Тыва в период с декабря 2019 года по январь 2020 года составила от 1,89 руб. за штуку до 4,02 руб. за штуку (увеличение цены составило 112,7%).

Таким образом,  за период с декабря 2019 года по февраль 2020 года цена на маски медицинские, поставляемые ООО «Пульс Красноярск», на территории Красноярского края увеличилась от 22,6% до 90,5%, на территории Республики Хакасия – от 6,5 % до 59,6%, а на территории Республики Тыва  - от 58,7 % до  131,2%.

Из полученной Красноярским УФАС России информации  относительно цен реализации масок медицинских ООО «МТФ «Мединстал»  в период декабрь 2019 года – февраль 2020 года установлено следующее:

- на территории Красноярского края маски медицинские трехслойные белые (Китай) (50 штук в упаковке) были реализованы обществом по цене от 2,83 руб. за штуку до 10,2 руб. за штуку (увеличение цены составило 260,4%);

- на территории Красноярского края маски медицинские трехслойные  с рисунком (Россия) (100 штук в упаковке) были реализованы обществом по цене от 1,56 руб. за штуку до 8 рублей за штуку (увеличение составило 412,8 %); эти же маски были реализованы обществом на территории Республика Тыва и Республика Хакассия по цене 2,2 руб. за штуку;

- на территории Красноярского края маски медицинские трехслойные  на резинке цветные (Гекса) (100 штук в упаковке) были реализованы обществом по цене от 1 руб. за штуку до 3 руб. за штуку (увеличение составило 200 %); эти же маски были реализованы обществом на территории Республика Тыва  по цене от 2 руб. за штуку до 3 руб. за штуку (увеличение составило 50 %); эти же маски на территории Республика Хакасия реализовывались обществом по цене 2 руб. за штуку;

- на территории Красноярского края маски медицинские трехслойные на резинке «СпецМедЗащита» (50 штук в упаковке) были реализованы обществом по цене от 2,4 руб. за штуку до 13,5 руб. за штуку (увеличение составило 462,5%);

- на территории Красноярского края маски медицинские трехслойные  на резинке «Leboo» (50 штук в упаковке) были реализованы обществом по цене от 1,3 руб. за штуку до 9 руб. за штуку (увеличение составило 592,3%); эти же маски были реализованы обществом на территории Республика Тыва по цене 1,9 руб. за штуку, а на территории Республики Хакасия  -  по цене от 1,7 руб. за штуку до 1,9 руб. за штуку (увеличение составило 11,8%);

- на территории Красноярского края и Республики Хакасия маски медицинские трехслойные  на резинке «Leboo»  (индивидуальная упаковка по 3 штуки) были реализованы обществом по цене от 5,7 руб. за штуку до 11 руб. за штуку (увеличение составило 93%); эти же маски на территории Республика Тыва реализовывались обществом  по цене от 8 руб. за штуку до 11 руб. за штуку (увеличение составило  37,5%);

- на территории Красноярского края маски медицинские трехслойные  на резинке «Еверослот» (упаковка 10 штук, европодвес)  были реализованы обществом по цене от 16,9 руб. за штуку до 28 руб. за штуку (увеличение составило 65,7%); на территории Республика Хакасия  эти же маски реализовывались обществом по цене 30  руб. за штуку.

Также Красноярским УФАС России было установлено, что ООО «МТФ «Мединстал»  реализовывало на территории Красноярского края в январе 2020 года маски медицинские трехслойные  на резинке (100 штук в упаковке) по цене 6 руб. за штуку, а в феврале – 1,68 руб. за штуку (изменение (повышение) цены составило 257,1%), тогда как на территории Республика Хакасия эти маски были реализованы общество в январе по цене 6 руб. за штуку.

Кроме того, Красноярским УФАС России было установлено, что ООО «МТФ «Мединстал» приобрело в феврале 2020 года у АО «ЭЛС» маски медицинские в индивидуальной упаковке по 10 штук по цене 13,18 руб. за штуку, а реализовало эти маски на территории Красноярского края, Республики Хакасия и Тыва по цене 100 руб. за штуку, торговая надбавка ООО «МТФ «Мединстал» составила 658,7%.

Таким образом,  за период с декабря 2019 года по февраль 2020 года цена на маски медицинские, поставляемые ООО «МТФ «Мединстал», на территории Красноярского края увеличилась от 40,4% до 592,3%, на территории Республики Хакасия – от 11,8 % до 93%, а на территории Республики Тыва  - от 37,5% до 50 %.

Из полученной информации  относительно цен реализации масок медицинских ООО «ФК Гранд Капитал Красноярск» в период декабрь 2019 года – февраль 2020 года установлено, что цена реализации масок медицинских трехслойных на территории Красноярского края составила от 1,2 руб. за штуку до 1,61 руб. за штуку (увеличение цены составило 34,2%), а на территории Республики Тыва - от 1,21 руб. за штуку до 1,61 руб. за штуку (увеличение цены составило также 34,2%).

Таким образом,  ООО «Пульс Красноярск», ООО «ФК Гранд капитал Красноярск», ООО МТФ «Мединстал» в период с декабря 2019 года по февраль 2020 года увеличили (повысили) цену реализации масок медицинских тех или иных видов как на территории Красноярского края в размере от 22,6 % до 592,3%, так и на территории Республики Хакасия  - в размере от  6,5% до 93 % и Республики Тыва - в размере от 34,2 % до 131,2%.

Также Красноярским УФАС России  в рамках проведения выездных внеплановых проверок в отношении ООО «ФК Гранд Капитал Красноярск», ООО «МТФ «Мединстал» и ООО «Пульс Красноярск» помимо исследования документации (накладные, счета-фактуры) на получение и отгрузку товара – масок медицинских,  была проанализирована вся входящая/исходящая корреспонденция, а также информация, содержащаяся в электронных ящиках указанных обществ  (2402550@mail.ru, dir24@puls.ru, nfominyh@grand-capital.pro) за период с ноября 2019 года по февраль 2020 года. Какой-либо переписки между ООО «ФК Гранд Капитал Красноярск», ООО «МТФ «Мединстал» и ООО «Пульс Красноярск» и ЗАО фирма «ЦВ «Протек» по вопросу формирования (повышения) оптовых отпускных цен на маски медицинские, а также переписки по иным вопросам не выявлено.

В ходе рассмотрения дела ЗАО фирма «ЦВ «Протек» была представлена информация относительно цен реализации масок медицинских обществом  в период декабрь 2019 года – февраль 2020 года, в соответствии с которой было установлено следующее:

- на территории Красноярского края  маски медицинские  3-х слойные Lipharma (50 шт. в упаковке) в декабре 2019 года реализовывались по цене от 2,32 руб/шт. до 2,37 руб/шт. (увеличение составило 2,16%), в январе 2020 года по цене от 2,32 руб/шт до 2,44 руб/шт (увеличение составило 5,18%); эти же маски были реализованы обществом на территории Республики Хакассия в декабре 2019 года и январе 2020 года по цене 2,32 руб/шт.;  эти же маски были реализованы обществом на территории Республики Тыва в декабре 2019 года по цене 2,32 руб/шт;

- на территории Красноярского края  маски медицинские  «СпецМедЗащита» (3 шт. в упаковке) в декабре 2019 года реализовывались по цене от 3,32 руб/шт до 3,43 руб/шт (увеличение составило 3,32%), в январе 2020 года по цене от 3,32 руб/шт до 3,98 руб/шт (увеличение составило 19,88%); эти же маски были реализованы обществом на территории Республики Хакассия в декабре 2019 года по цене от 3,31 руб/шт до 3,38 руб/шт (увеличение составило 2,12%), в январе 2020 года по цене от 3,35 руб/шт до 3,37 руб/шт (увеличение составило 0,61%); эти же маски были реализованы обществом на территории Республики Тыва в декабре 2019 года по цене от 3,36 руб/шт до 3,45 руб/шт (увеличение составило 2,68%), в январе 2020 года по цене от 3,32 руб/шт до 3,36 руб/шт (увеличение составило 1,21%);

- на территории Красноярского края  маски медицинские  «Клинса» детская (3 шт. в упаковке) в декабре 2019 года реализовывались по цене от 8,4 руб/шт до 8,73 руб/шт (увеличение составило 3,93%), в январе 2020 года по цене от 4,26 руб/шт до 10,09 руб/шт (увеличение составило 136,86%), в феврале 2020 года по цене 8,4 руб/шт.; эти же маски были реализованы обществом на территории Республики Хакассия в декабре 2019 года и январе 2020 года по цене от 8,4 руб/шт до 8,53 руб/шт (увеличение составило 1,55%); эти же маски были реализованы обществом на территории Республики Тыва в декабре 2019 года и январе 2020 года по цене от 8,4 руб/шт до 8,49 руб/шт. (увеличение составило 1,08%);

- на территории Красноярского края  маски медицинские  «Клинса» (5 шт. в упаковке) в декабре 2019 года реализовывались по цене от 2,81 руб/шт до 4,8 руб/шт (увеличение составило 70,82%), в январе 2020 года по цене от 3,98 руб/шт до 7,96 руб/шт (увеличение составило 100 %); эти же маски были реализованы обществом на территории Республики Хакассия в декабре 2019 года по цене от 3,98 руб/шт до 4,07 руб/шт (увеличение составило 2,27%), в январе 2020 года по цене 3,98 руб/шт до 5,3 руб/шт (увеличение составило 33,17%), в феврале 2020 года по цене от 5,21 руб/шт до  5,32 руб/шт (увеличение составило 2,12%); эти же маски были реализованы обществом на территории Республики Тыва в декабре 2019 года по цене 4,02 руб/шт, в январе 2020 года по цене от 3,99 руб/шт до 5,2 руб/шт (увеличение составило 30,33%), в феврале 2020 года по цене от 5,1 руб/шт до 5,2 руб/шт (увеличение составило 1,96%);

- на территории Красноярского края  маски медицинские  «Клинса» (50 шт. в упаковке) в декабре 2019 года реализовывались по цене от 1,38 руб/шт до 3,36 руб/шт (увеличение составило 143,48%), в январе 2020 года по цене от 0,69 руб/шт до 3,96 руб/шт (увеличение составило 473%); эти же маски были реализованы обществом на территории Республики Хакасия в декабре 2019 года по цене от 3,3 руб/шт до 3,35 руб/шт (увеличение составило 0,6%), в январе 2020 года по цене от 3,3 руб/шт дл 3,33 руб/шт (увеличение составило 0,9%); эти же маски были реализованы обществом на территории Республики Тыва в декабре 2019 года по цене 3,34 руб/шт, в январе 2020 года по цене от 3,3 руб/шт до 3,34 руб/шт. (увеличение составило 1,22%);

- на территории Красноярского края  маски медицинские  «СпецМедЗащита» (5 шт. в упаковке) в декабре 2019 года реализовывались по цене от 4,84 руб/шт до 5,14 руб/шт (увеличение составило 6,2%), в январе 2020 года по цене от 4,84 руб/шт до 5 руб/шт (увеличение составило 3,31%); эти же маски были реализованы обществом на территории Республики Хакасия в декабре 2019 года по цене от 4,89 руб/шт до 4,9 руб/шт (увеличение составило 0,21%), в январе 2020 года по цене  от 4,84 руб/шт до 4,91 руб/шт (увеличение составило 1,45%); эти же маски были реализованы обществом на территории Республики Тыва в декабре 2019 года по цене от 4,84 руб/шт до 4,89 руб/шт (увеличение составило 1,04%), в январе 2020 года по цене  от 4,84 руб/шт до 4,94 руб/шт (увеличение составило 2,07%).

Таким образом,  за период с декабря 2019 года по февраль 2020 года цена на маски медицинские, поставляемые ЗАО фирма «ЦВ «Протек», на территории Красноярского края увеличилась от 2,16 % до 473%, на территории Республики Хакасия – от 0,6 % до 33,17%, а на территории Республики Тыва  - от 1,04 % до 30,33 %.

Согласно представленным в ходе рассмотрения дела сведениям было установлено, что для ООО «ФК Гранд Капитал Красноярск» поставляло маски медицинские трехслойные только ООО «ФК Гранд Капитал» (г. Москва, ИНН 7729418511) на основании договора купли-продажи № ОП-17-246 от 18.10.2017. по цене 0,81 руб. за штуку за период с ноября по декабрь 2019 года. Цена поставки не менялась в исследуемый период.

ООО «Пульс Красноярск» реализовывало маски медицинские двух видов (СпецМедЗащита трехслойные по 5 масок в упаковке (цена от 1,88 руб. за штуку до 3,6 руб. за штуку) и по 50 масок в упаковке (цена от 1,09 руб. за штуку до 2,52 руб. за штуку), маски нестерильные одноразовые по 5 масок в упаковке (цена от 1,86 руб. за штуку до 4,02 руб. за штуку)) на основании договора комиссии, заключенного с ООО «ФК Пульс»,  как комиссионер (договор от 31.05.2013 № 1006-05/П).

ЗАО фирма «ЦВ «Протек» реализовывало маски медицинские в период с декабря 2019 по февраль 2020 года, приобретенные у  АО «ЭЛС» (по цене 1,4 руб. за штуку и 1,33 руб. за штуку), ООО «Милмед» (по цен 1,15 руб. за штуку и 1,58 руб. за штуку), ООО «КИТ» (по цене 2,97 руб. за штуку), ООО «Маска» (по цене 1,16 руб. за штуку и 0,98 руб. за штуку). Таким образом, имело место незначительно измение  цены поставщиков на маски медицинские.

ООО «МТФ «Мединстал» реализовывало маски медицинские в период с декабря 2019 по февраль 2020 года, приобретенные у ООО «ПКФ ДИСМЕД» (по цене 2,36 руб. за штуку), ООО ТД «Гекса-Сибирь» (по цене от 1 руб. за штуку до 18,6 руб. за штуку), ООО «МЕДИКОСМ» (по цене от 2 руб. за штуку до 3 руб. за штуку), ООО ТД «Архимед» (от 1,4 руб. за штуку до 6,7 руб. за штуку), АО «ЭЛС» (по цене 13,18 руб. за штуку). Таким образом, в рассматриваем случае имело место повышение цены поставщиков на маски медицинские.

В рамках рассмотрения дела № 8-11-20 (024/01/11-573/2020) Красноярским УФАС России были направлены запросы в адрес хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставку и реализацию масок медицинских на территории Красноярского края, республики Хакасия и Республики Тыва, а также производителям масок медицинских.

По результатам анализа полученной информации установлено, что на территории Красноярского края зарегистрировано более 100 хозяйствующих субъектов, основным видом деятельности которых является  оптовая торговли изделиями, применяемыми в медицинских целях (ОКВЭД  46.46.2),.

Кроме того, осуществление оптовой торговли изделиями, применяемыми в медицинских целях (ОКВЭД  46.46.2), осуществляют также организации, осуществляющие оптовую торговлю лекарственными средствами, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.

В соответствии со сведениями, полученными в рамках рассмотрения дела, на территории Красноярского края в 2019 году и в истекшем периоде 2020 года лицензию на осуществление деятельности по оптовой торговле фармацевтической продукцией (ОКВЭД 46.46.1), имеет 24 хозяйствующих субъекта.

Вместе с тем, круг хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию, в том числе оптовую именно масок медицинских в связи с распространением короновирусной инфекции и необходимостью применения средств индивидуальной защиты (в т.ч. масок медицинских), расширился.

Учитывая изложенное, установить полный субъектный состав лиц, осуществляющих оптовую реализацию масок медицинских на территории города Красноярска и края, не представляется возможным, поскольку деятельность по реализации масок медицинских не является лицензируемой, ее может осуществлять любой хозяйствующий субъект.

Вместе с тем, учитывая, что количество хозяйствующих субъектов, осуществляющих оптовую реализацию масок медицинских, постоянно растет, рынок реализации медицинских изделий (масок медицинских) является высококонкурентным и на территории города Красноярска не ограничивается исключительно субъектным составом ответчиков по настоящему делу.

Согласно сведениям, представленным хозяйствующими субъектами, осуществляющими оптовую торговлю медицинскими масками на территории Красноярского края, перебои с поставками масок медицинских начались с января 2020 года. Поставщики/производители перестали поставлять маски медицинские со второй половины 2020 года в необходимых объемах и повысили цену.

В соответствии с информацией, полученной от АО «ЭЛС» (исх. от 24.04.2020 № 54/4-ЭЛС, вх. № 7629 от 01.06.2020), осуществляющего поставку масок медицинский ЗАО фирма «ЦВ «Протек», ценовая политика компании осуществляется в соответствии со спросом на товар и бизнес-планированием, с учетом финансовых обязательств компании, в том числе кредитных обязательств и развитием новых направлений, ввиду кризиса значительно упал спрос на другие направления продукции, что также оказало влияние на принятие решений в ценообразовании. Цены на товар спекулятивными не являются, но на момент поставки в исследуемый период цены были определены в соответствии с повышенным спросом в условиях рынка. Искусственный дефицит компанией не создавался, товар постоянно отгружался и отгружается покупателям в имеющихся объемах в соответствии с заключенными договорами.

Согласно информации, полученной от производителя масок медицинских ООО «КИТ» (исх. от 08.06.2020 № 40, вх. от 17.06.2020 № 11078), с февраля 2020 года произошло увеличение цен на маски медицинские, в связи с увеличением цен на сырье.

В соответствии с информацией, полученной от производителя масок медицинских ООО ТД «Гекса-Сибирь» (исх. от 20.04.2020 № 228, вх. № 6873 от 21.04.2020), увеличение цен на маски медицинские также произошло с февраля 2020 года.

Таким образом, у отельных продавцов масок медицинских, поставляющих указанный товар ответчикам, имело место в рассматриваемый период повышение цены на рассматриваемые средства индивидуальной защиты (маски медицинские).  

В целях установления стойких финансово-хозяйственных связей ответчиков были направлены запросы о представлении информации в адрес электронных торговых площадок (АО «Единая электронная торговая площадка», ООО «РТС – Тендер», ЗАО «Сбербанк – АСТ», АО «Электронные торговые системы»), ООО «Мэйл.Ру», ФНС России, Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу, организаций, оказывающих услуги связи (интернет) ООО «ФК Гранд Капитал Красноярск», ООО «МТФ «Мединстал», ООО «Пульс Красноярск» и ЗАО фирма «ЦВ «Протек», удостоверяющих центров (изготовление сертификатов ЭЦП), а также в Правительство Красноярского края, Министерство здравоохранения Красноярского края, Тывинское УФАС России, Хакасское УФАС России.

В соответствии с полученной информацией с электронных торговых площадок, в период с 01.01.2019 по апрель 2020 года ООО «ФК Гранд Капитал Красноярск», ООО «МТФ «Мединстал», ООО «Пульс Красноярск» и ЗАО фирма «ЦВ «Протек» не принимали совместное участие в электронных торгах, в том числе с использованием одних и тех же IP-адресов.

В соответствии с информацией, полученной от ООО «КрасПромСтрой», ООО «ФК Гранд Капитал Красноярск» и ООО «Пульс Красноярск» в различный период времени имели одинаковый IP-адрес.

Законный представитель ООО «ФК Гранд Капитал Красноярск» при рассмотрении дела пояснила, что ООО «ФК Гранд Капитал Красноярск» занимает помещение, в котором ранее находилось ООО «Пульс Красноярск».

В подтверждение указанным обстоятельствам в материалы дела был представлен договора аренды нежилых помещений № 1-2019 от 01.01.2019, заключенный между ИП <...> и ООО «Пульс Красноярск» (на аренду нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Караульная, 7 и ул. Караульная 5а); договор аренды нежилого помещения № 507 от 26.07.2019, заключенный между ИП <...>и ООО «ФК Гранд Капитал Красноярск» (на аренду нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Караульная, 7 и ул. Караульная 5а).

Кроме того, в материалы дела был представлен договор № 101724 от 01.11.2018 об оказании услуг связи (интернет), заключенный между ООО «Пульс Красноярск» и ООО «КрасПромСтрой», в соответствии с которым услуги предоставляются по адресу: г.Красноярск, ул. Караульная, 5а. Соглашением от 07.05.2019 указанный договор был расторгнут. с 31.05.2020.

Также в материалы дела был представлен договор № 200908 об оказании услуг связи (интернет)  от 20.06.2020, заключенный между  ООО «ФК Гранд Капитал Красноярск» и ООО «КрасПромСтрой», в соответствии с которым услуги предоставляются по адресу: г.Красноярск, ул. Караульная, 5а. Указанный договор с 28.11.2019 был расторгнут.

Учитывая изложенное, IP-адрес у ООО «Гранд Капитал Красноярск» был такой же до момента расторжения договора с провайдером ООО «КрасПромСтрой», какой был ранее у ООО «Пульс Красноярск».

Так же в ходе рассмотрения дела Комиссией были запрошены выписки со счетов в банках, а также сведения о финансово-хозяйственных операциях между ООО «ФК Гранд Капитал Красноярск», ООО «МТФ «Мединстал», ООО «Пульс Красноярск» и ЗАО фирма «ЦВ «Протек» за период 2019 - истекший период 2020 года. По результатам проведенного анализа финансово-хозяйственных операций, подтверждающих наличие  соглашения, следствием реализации которого явилось повышение оптовых отпускных цен на маски медицинские в период декабрь 2019 года – февраль 2020 года, не установлено. Заключенные договоры поставки между ООО «Пульс Красноярск» и ООО «ФК Гранд Капитал Красноярск», а также между ООО «МТФ «Мединстал» и ООО «Пульс Красноярск», были заключены на поставку иных видов товаров и в другой временной период (от 09.05.2017 договор, на основании которого осуществлялась поставка ООО «Пульс Красноярск» для ООО «МТФ «Мединстал»  протезов в феврале, марте, апреле и мае 2019 года;  от 03.07.2019 договор на поставку камеры холодильной ООО «Пульс Красноярск» для ООО «ФК Гранд Капитал Красноярск»; кожный антисептик и жавельтон в марте 2019 года, термометры в марте и сентябре 2019 года были поставлены ООО «МТФ «Мединстал» для ООО «Пульс Красноярск» на бездоговорной основе).

Законный представитель ООО «Гранд Капитал Красноярск» в ходе рассмотрения дела пояснила, что ООО «ФК Гранд Капитал Красноярск» занимает помещение, в котором ранее находилось ООО «Пульс Красноярск» (г. Красноярск, ул. Караульная, 5а). Поскольку холодильная камера, принадлежащая ООО «Пульс Красноярск», является сложной для транспортировки, ее эксплуатация связана с профильной деятельностью общества (хранение лекарственных средств), а ООО «ФК Гранд Капитал Красноярск» занимается также поставкой лекарственных средств, хранение которых, в том числе, необходимо в холодильной камере, между ООО «ФК Гранд Капитал Красноярск» и ООО «Пульс Красноярск» был заключен договор поставки от  03.07.2019 № 496.

Также в ходе рассмотрения дела исследован вопрос о составе сотрудников ответчиков. Установлено, что в разные периоды времени <...>являлся работником как ЗАО фирма «ЦВ «Протек», так и работником ООО «МТФ «Мединстал»,  <...>являлась работником как ЗАО фирма «ЦВ «Протек», так и сотрудником ООО «Пульс Красноярск», <...>являлась как сотрудником ООО «Пульс Красноярск», так и сотрудником ООО «ФК Гранд Капитал Красноярск».

В соответствии с пояснениями, представленными сторонами при рассмотрении дела,  <...>, <...> и <...> занимали должности кладовщиков. Какими-либо полномочиями на представление интересов с любыми третьими лицами, в соответствии с представленными должностными инструкциями (трудовыми договорами) наделены не были.

В ходе рассмотрения дела было также установлено, что транспортные услуги для ЗАО фирма «ЦВ «Протек» и для ООО «Пульс Красноярск» оказывал, в том числе, <...>в период 2019г. – истекший период 2020 года.

При рассмотрении дела ЗАО фирма «ЦВ «Протек» пояснило, что ранее обществом был заключен договор перевозки грузов по маршруту Красноярск-Абакан-Красноярск с ООО «РТС Логистика», который сообщил о намерении поднять цены на свои услуги, в связи с чем договор с 01.01.2016 был расторгнут. Поскольку зимний период является одним из самых загруженных в году, в связи с необходимостью исполнения договорных обязательств перед контрагентами, определение исполнителя услуг перевозки грузов осуществлялось в срочном порядке путем мониторинга цен, по итогам проведения которого с ИП <...>15.12.2015 был заключен договор на перевозку грузов, действующий в настоящее время.

В соответствии с пояснениями ООО «Пульс Красноярск», договор на перевозку грузов был заключен 18.06.2018 именно с ИП <...> по причине конкурентной стоимости услуг, а также отсутствием негативной информации о контрагенте (в том числе, отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков, негативной судебной практики).

Таким образом, Комиссией не было установлено обстоятельств, свидетельствующих о наличии какой-либо связи между ООО «Пульс Красноярск» и ЗАО фирма «ЦВ «Протек» при заключении договоров на перевозку грузов с  ИП <...>, учитывая, в том числе, разный временной период заключения договоров (2015 и 2018 г.г.).

В соответствии с информацией, представленной ИФНС России, сведения о связях по признакам аффилированности  и взаимосвязи между ООО «ФК Гранд Капитал Красноярск», ООО «Пульс Красноярск», ООО «МТФ «Мединстал» и ЗАО фирма «ЦВ «Протек» отсутствуют.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «ФК Гранд Капитал Красноярск», ООО «Пульс Красноярск», ООО «МТФ «Мединстал» и ЗАО фирма «ЦВ «Протек» заявки от покупателей получают через Систему электронного заказа ИП <...> (ИП <...>). Цены конкурентов в этой системе, выкладывая свои ценовые предложения на реализуемые товары в виде прайс-листа, как сообщили ответчики, они не видят.

В соответствии с договорами, заключенными ООО «ФК Гранд Капитал Красноярск», ООО «Пульс Красноярск», ООО «МТФ «Мединстал», ЗАО фирма «ЦВ «Протек» (далее – Заказчик) с ИП <...> (ИП <...>),  указанным хозяйствующим субъектам предоставляется информационное обслуживание, включающее в себя размещение прайс-листа в систему сводного электронного заказа, его поддержка, передача заявок от клиентов, консультирование по телефону по работе системы, размещение подтверждений по заявкам, предоставление доступа Заказчику на  файловый сервер Исполнителя  для размещения и получения данных, используемых при работе системы. Таким образом, общества не имеют доступа к информации о ценах конкурентов.

Ответчики не согласились с вменяемым нарушением.

Законный представитель ООО «Гранд Капитал Красноярск» обратила внимание Комиссии на то, что в исследуемый период по настоящему делу общество осуществило реализацию масок медицинских на сумму около 4700 руб., при этом размер торговой надбавки несопоставим с торговой надбавкой иных ответчиков. Антиконкурентное соглашение ООО «Гранд Капитал Красноярск» с ответчиками по настоящему делу не заключало. Увеличение цен на маски медицинские за рассматриваемый в настоящем деле период произошло из-за увеличения стоимости транспортных расходов и указанное не является следствием какого-либо сговора. Также сообщила, что цены повысились из-за увеличения стоимости транспортных расходов не только на маски медицинские, а также и на другие товары, реализуемые обществом, в среднем по всем группам реализуемых товаров цена увеличилась на 20-25%. Указанные обстоятельства были подтверждены документальными доказательствами, представленными обществом в ходе рассмотрения дела (исх. от 14.08.2020 №265, вх. №14753 от 14.08.2020).

Представитель ЗАО фирма «ЦВ «Протек» также указала на отсутствие факта сговора с иными ответчиками по делу. Обратила внимание Комиссии, что настоящее дело было возбуждено на основании обращения Тывинского УФАС России, которое указало, что изменение цен на маски медицинские, поставляемые  ЗАО фирма «ЦВ «Протек» на территорию республики Тыва, составило 408 % за период с декабря 2019 года по январь 2020 года. Однако, документальных доказательств изложенным в обращении Тывинского УФАС России обстоятельствам в материалы дела не представлено. В исследуемый период на территорию Республики Тыва обществом осуществлялась поставка масок медицинских 6 видов. Резкого увеличения цены не было. Цены формируются в центральном офисе, в них включаются издержки общества (транспортные расходы), учитывается также объемы поставки, наличие/отсутствие предоплаты на поставку, наличие/отсутствие задолженности по предыдущим поставкам, иные обстоятельства. Также организация проводит различные акции, в том числе, для стимулирования спроса постоянным крупным покупателям. Кроме того, представитель ЗАО фирма «ЦВ «Протек» сообщила, что основным видом деятельности общества является реализация лекарственных средств. В ассортименте общества более 20000 товаров.  Товары медицинского назначения занимают гораздо меньший объем от общего объема реализации, чем лекарственные средства. Маски медицинские в основном являются сопутствующим товаром. В частности, поставка масок медицинских в исследуемый период составила порядка 1-2% от общего объема реализации товара обществом. Несмотря на то, что действующим законодательством ценообразование на маски медицинские не регулируется, общество формирует цены на них в разумных пределах. 

Представитель ООО «МТФ «Мединстал» также сообщил, что обществом антиконкурентное соглашение с ответчиками по настоящему делу не заключалось. В соответствии с документально подтвержденными пояснениями ООО «МТФ «Мединстал», увеличение цен на маски медицинские (продажа с рентабельностью выше средней по отрасли)  было обусловлено изменением потребительского проса на товар в условиях эпидемии коронавируса и возникшим дефицитом на маски медицинские, поскольку все запасы общества были реализованы. Кроме этого, поставщики увеличили цены на поставку масок. Необходимы были средства на приобретение новой партии масок с целью пополнения склада для исполнения обязательств перед покупателями по ранее заключенным договорам. Поставщики отказывались от исполнения договорных обязательств в связи с возникшим дефицитом из-за резкого увеличения спроса на маски. ООО «МТФ «Мединстал» самостоятельно приняло решение об увеличении цен на маски медицинские, не вступая в сговор с ответчиками по настоящему делу. Кроме того, каких-либо запретов на повышение цен на маски не имелось. Хозяйствующие субъекты вправе устанавливать  любую торговую надбавку на указанный вид товара, поскольку действующим законодательством она не регулируется.

 ООО «Пульс Красноярск», не согласившись с вменяемым нарушением, сослалось на то, что ценообразование на медицинские изделия зависит не только от ФОТ, а, в том числе, от конкретных регионов поставки товара, поскольку транспортные расходы составляют существенную роль в ценообразовании и постоянно увеличиваются в связи с повышением цен на топливо. Кроме того, цены на все товары, реализуемые ООО «Пульс Красноярск» по договору комиссии, устанавливаются ООО «ФК Пульс».

Исследовав материалы дела № 8-11-20 (024/01/11-573/2020) о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия пришла к выводу что доказательств, имеющихся в материалах дела, достаточно для принятия законного, обоснованного и мотивированного решения по делу.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ») на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Согласно части 1 статьи 38 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

В соответствии с ГОСТ Р 58396-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Маски медицинские. Требования и методы испытаний» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 28.03.2019 N 115-ст) медицинская маска (medical face mask) - медицинское изделие, закрывающее нос и рот и обеспечивающее барьер для минимизации прямой передачи инфекционных агентов между персоналом и пациентом.

Согласно статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» реализация медицинских изделий не входит в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. В проверяемый период специальных требований, ограничений к реализации масок медицинский законодательством РФ установлено не было.

Таким образом, в проверяемый период хозяйствующие субъекты вправе были осуществлять продажу на территории Российской Федерации масок медицинских без наличия специальной лицензии.

Маска медицинская, в силу пункта 1 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» и статьи 129 ГК РФ, является товаром не ограниченным в обороте. Оборот данного товара на территории Российской Федерации осуществляется на товарном рынке масок медицинских. 

Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Данная конституционная гарантия реализована в законодательстве о конкуренции.

Статья 34 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Кроме того, пунктом 3 статьи 1 ГК РФ предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, а в статье 10 ГК РФ конкретизируется запрет на использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Частью 1 статьи 3 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что названный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого их них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

В силу условий статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, соглашением может быть признана договоренность хозяйствующих субъектов в любой форме, о которой свидетельствуют скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершенные ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определенным Законом о защите конкуренции.

Согласно пунктам 5, 7, 18 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход; под конкуренцией - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Анализ вышеназванных норм права позволяет сделать вывод, что соглашения, которые приводят к повышению цены товара, не связанному с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке могут быть совершены как в письменной, так и в устной форме. Сама возможность заключения соглашения между хозяйствующими субъектами, если такое соглашение приводит или может привести к ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.

Под картелем согласно ФЗ «О защите конкуренции» понимаются соглашения между хозяйствующими субъектами - конкурентами, т.е. между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, которые приводят или могут привести к последствиям, указанным в части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции».

Картели несут повышенную общественную опасность, которая выражается в ограничении конкуренции путем заключения незаконных соглашений, направленных на ущемление интересов потребителей и незаконного извлечения сверхприбыли.

Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципа разумности и обоснованности.

Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе, с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов (пункт 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016).

Антиконкурентное соглашение является моделью группового поведения хозяйствующих субъектов, состоящего из повторяющихся (аналогичных) действий, не обусловленных внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка, которая замещает конкурентные отношения между ними сознательной кооперацией, наносящей ущерб гражданам и государству.

Антиконкурентное соглашение предполагает наличие направленных (синхронных) действий хозяйствующих субъектов, которые сознательно ставят свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка.

В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", отмечено, что согласованность действий хозяйствующих субъектов может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. О согласованности действия может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.

В настоящее время на территории Российской Федерации государственному регулированию в соответствии с частью 2.1 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан» подлежат предельные отпускные цены производителей и предельные размеры оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам на медицинские изделия, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

При этом, предельные отпускные цены производителей и предельные размеры оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам на маски медицинские не подлежат государственному регулированию. А действия хозяйствующих субъектов, реализующих маски медицинские по завышенной цене, сами по себе, в отсутствие доказательств договоренности, не могут свидетельствовать о наличии какого-либо сговора.

Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле) предусматривает возможность государственного регулирования цен только на социально значимые продовольственные товары.

Таким образом, цены на маски медицинские не регулируются действующим законодательством.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что торговая надбавка на маски медицинские, установленная ответчиками по настоящему делу, была различная, как и объемы реализации на территорию республики Тыва, республики Хакассия и Красноярского края. Установление цен на маски медицинские осуществлялось каждым хозяйствующим субъектом самостоятельно, исходя из собственных затрат и ценовой политики поставщиков и самих ответчиков (акции, объем, наличие дебиторской/кредиторской задолженности и пр.).

Также установлено, что ООО «ФК Гранд Капитал Красноярск» медицинские маски в исследуемый период на территорию республики Хакасия не поставляло. Общий объем выручки от реализации масок медицинских за исследуемый период составил около 4 700 руб.

При рассмотрении дела было также установлено, что ООО «МТФ «Мединстал» не имеет лицензии на реализацию лекарственных средств, соответственно реализует только изделия медицинского назначения.

ООО «ФК Гранд Капитал Красноярск», ООО «Пульс Красноярск» и ЗАО фирма «ЦВ «Протек» такую лицензию имеют, соответственно осуществляют в основном реализацию лекарственных средств. Реализация изделий медицинского назначения является не профильным видом деятельности указанных субъектов.

Указанные обстоятельства подтверждаются, в том числе, тем, что ООО «МТФ «Мединстал» с ООО «ФК Гранд Капитал Красноярск», ООО «Пульс Красноярск» и ЗАО фирма «ЦВ «Протек» не принимали совместное участие в электронных торгах.

 Устойчивых финансово-хозяйственных операций между субъектами в исследуемый период не зафиксировано, переписка, какие-либо косвенные доказательства сговора отсутствуют.

Само по себе увеличение цен на маски медицинские в соответствующих географических границах  без установления причин и условий формирования такой цены, а также анализа себестоимости, в том числе, логистических затрат, не может свидетельствовать о наличии нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии со сведениями, представленными ООО «МТФ «Мединстал», увеличение цен на маски медицинские было обусловлено возникшим дефицитом. После реализации запасов общества  необходимо было их восполнить путем приобретения масок по более высоким ценам. Для приобретения масок по более высоким ценам необходимы были средства на их приобретение, соответственно, общество было вынуждено реализовывать маски, приобретенные ранее, по цене, значительно превышающей закупочную, для того, чтобы иметь средства на приобретение масок по уже новым ценам у поставщиков. Указанное подтверждается полученными в ходе проведения проверки сведениями о ценах поставщиков, а именно: ООО ТД «Гекса-Сибирь» увеличило цену маски медицинские с 1 руб. за штуку до 18,6 руб. за штуку, ООО «МЕДИКОСМ» увеличило цену маски медицинские с 2 руб. за штуку до 3 руб. за штуку, ООО ТД «Архимед» увеличило цену маски медицинские с 1,4 руб. за штуку до 6,7 руб. за штуку, АО «ЭЛС» осуществляло поставку масок медицинских по цене 13,18 руб. за штуку.

Учитывая изложенное, Комиссия соглашается с доводами ООО «МТФ «Мединстал» о том, что увеличение цены на маски медицинские являлось ответной мерой, которая была обусловлена повышением стоимости поставщиков/производителей.

В ходе рассмотрения дела было так же установлено, что хозяйствующие субъекты реализовывали маски медицинские разных видов/разных производителей. При совпадении поставщиков/производителей масок для ЗАО фирма «ЦВ «Протек» и ООО «МТФ «Мединстал» Комиссией установлено, что цены поставщиков/производителей для указанных субъектов были разные, торговая надбавка ЗАО фирма «ЦВ «Протек» и ООО «МТФ «Мединстал»  для покупателей устанавливалась разная, цены, по которым указанные субъекты реализовывали маски медицинские, тоже были разные, как и объемы реализации. ООО «ФК Гранд Капитал Красноярск» не реализовывало маски медицинские на территории республики Хакасия в рассматриваемый период, как остальные субъекты. Поставку масок для ООО «ФК Гранд Капитал Красноярск»  осуществляло только ООО «ФК Гранд Капитал». Для ООО «Пульс Красноярск» цены устанавливало ООО «ФК Пульс» на основании договора комиссии.

За период с декабря 2019 года по февраль 2020 года цена на маски медицинские, поставляемые ООО «Пульс Красноярск», на территории Красноярского края увеличилась от 22,6% до 90,5%, на территории Республики Хакасия – от 6,5 % до 59,6%, а на территории Республики Тыва  - от 58,7 % до  131,2%.

За период с декабря 2019 года по февраль 2020 года цена на маски медицинские, поставляемые ООО «МТФ «Мединстал», на территории Красноярского края увеличилась от 40,4% до 592,3%, на территории Республики Хакасия – от 11,8 % до 93%, а на территории Республики Тыва  - от 37,5% до 50 %.

За период с декабря 2019 года по февраль 2020 года цена на маски медицинские, поставляемые ООО «ФК Гранд Капитал Красноярск» на территорию Красноярского края  и на территорию Республики Тыва, увеличилась на 34,2%.

За период с декабря 2019 года по февраль 2020 года цена на маски медицинские, поставляемые ЗАО фирма «ЦВ «Протек», на территории Красноярского края увеличилась от 2,16 % до 473%, на территории Республики Хакасия – от 0,6 % до 33,17%, а на территории Республики Тыва  - от 1,04 % до 30,33 %.

Таким образом, как следует из материалов дела стоимость закупаемых товаров, процент повышения,  итоговая цена реализации масок медицинских, даты повышения цены, ассортимент поставляемых ответчиками товаров являются различными.

Указанные обстоятельства также указывают на отсутствие какого-либо соглашения между субъектами-ответчиками, поскольку при наличии картельного сговора каждая из сторон соглашения устанавливает и/или поддерживает цены, надбавки, наценки относительно единообразно и синхронно в отсутствие на то объективных причин.

Учитывая изложенное, в рассматриваемой ситуации соглашение ООО «ФК Гранд Капитал Красноярск», ООО «Пульс Красноярск» и ЗАО фирма «ЦВ «Протек» и ООО «МТФ «Мединстал» о повышении цен на маски медицинские в период с декабря 2019 года по февраль 2020 года не подтверждается каким-либо синхронным поведением, определяющим цель действий ответчиков и причину выбора каждым из обществ модели поведения на товарном рынке. Как указывают ответчики и нашло свое отражение в представленных документах, повышение цен на маски в отсутствие государственного регулирования цен было вызвано следующими причинами  - увеличением цен поставщиков, увеличением транспортных расходов, увеличением спроса на данный товар и  необходимостью пополнения запасов на складе для исполнения обязательств по договорам, а также общим повышением цен по России  на указанный товар выше среднеотраслевого.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела не установлено фактов, свидетельствующих о том, что повышение цен на маски медицинские в исследуемый период является следствием достигнутой  между ответчиками договоренности.

Учитывая изложенное, ранее установленные признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», связанные с возможным  достижением соглашения между ООО «ФК Гранд Капитал Красноярск», ООО  «МТФ «Мединстал», ООО «Пульс Красноярск» и ЗАО фирма «ЦВ «Протек», следствием реализации которого явилось повышение оптовых отпускных цен на маски медицинские в период декабрь 2019 года – февраль 2020 года, не подтвердились.

Пунктом 1 части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии).

Учитывая вышеизложенные фактические и правовые обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о наличии основания для прекращения производства по делу, предусмотренного   пунктом 1 части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции», ввиду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ООО «ФК Гранд Капитал Красноярск», ООО  «МТФ «Мединстал», ООО «Пульс Красноярск» и ЗАО фирма «ЦВ «Протек».

При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 23, 41, 48 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного  законодательства

РЕШИЛА:

На основании пункта 1 части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции» производство по делу № 8-11-20 (024/01/11-573/2020), возбужденному в отношении ООО «ФК Гранд Капитал Красноярск», ООО  «МТФ «Мединстал», ООО «Пульс Красноярск» и ЗАО фирма «ЦВ «Протек»,   по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», прекратить в связи с отсутствием нарушения  антимонопольного законодательства  в рассматриваемых Комиссией действиях ответчиков.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке статьи 52 ФЗ «О защите конкуренции» в течение трех месяцев с момента вынесения решения. 

 

Председатель Комиссии

<...>

Члены Комиссии

<...>

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны