Решение б/н Решение по делу № 24-11-18 от 4 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По списку

РЕШЕНИЕ

по делу № 24-11-18 о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена по окончании рассмотрения дела 21.01.2019

В полном объеме решение изготовлено 04.02.2018

 

«04» февраля 2019 года

г.Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – <…>, заместитель руководителя управления; члены Комиссии – <…>, главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти; <…>, специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее по тексту – Комиссия) рассмотрев дело №24-11-18, возбужденное в отношении муниципального предприятия ЗАТО Железногорск Красноярского края «Гортеплоэнерго» (ИНН/ОГРН – 2452024096/1022401406554) (далее по тексту – МП «Гортеплоэнерго»), акционерного общества «Красноярскнефтепродукт» (ИНН/ОГРН – 2460002949/1022401784954) (далее по тексту – АО «КНП»), общества с ограниченной ответственностью «ЮК-Ойл» (ИНН/ОГРН – 2458010043/1072404001603) (далее по тексту – ООО «ЮК-Ойл»), общества с ограниченной ответственностью «Угольная компания «Бородинский» (ИНН/ОГРН – 2404015694/1122404001323; ул. Юности, 11 Б, оф. 205, пгт. Березовка, Березовский район, Красноярский край) (далее по тексту – ООО «Угольная компания «Бородинский») по признакам нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – ФЗ «О защите конкуренции»),

в присутствии представителей: МП «Гортеплоэнерго» <…> (доверенность № Д-3/2019 от 15.01.2019), АО «КНП»- <…> (доверенность № 28 от 05.03.2018), в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте его рассмотрения,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Красноярского УФАС России поступило коллективное заявление жителей ЗАТО г.Железногорск, перенаправленное Прокуратурой ЗАТО г. Железногорск (исх. №1р-2017 от 28.11.2017; вх. №22730 от 04.12.2017; исх. №1р-2017 от 07.12.2017; вх. №23612 от 15.12.2017) и заявление <…>., перенаправленное Прокуратурой Красноярского края (исх. №7/1-р-2017 от 01.12.2017; вх. №23170 от 11.12.2017) с просьбой провести проверку, на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства, действий АО «КНП» и МП «Гортеплоэнерго», связанных с заключением договоров на поставку топочного мазута за 2015-2016 годы.

По результатам анализа информации как приложенной к заявлению, так и полученной Красноярским УФАС России в ходе рассмотрения заявления и в связи с выявлением в действиях МП «Гортеплоэнерго», АО «КНП» и ООО «ЮК-Ойл» признаков нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в достижении соглашения, в части пролонгации договора поставки №135/11 от 30.12.2011 и договора поставки №136/11 от 30.12.2011 путем заключения соглашения №2 от 18.12.2014 о внесении изменений к договору поставки №135/11 от 30.12.2011 и соглашения №2 от 18.12.2014 о внесении изменений к договору поставки №136/11 от 30.12.2011 без проведения публичных процедур которое привело к ограничению доступа хозяйствующим субъектам на рынок оказания услуг  поставки топочного мазута для нужд для нужд МП «Гортеплоэнерго, приказом руководителя Красноярского УФАС России №66 от 17.03.2018 года возбуждено настоящее дело. 

Определением от 16.03.2018 о назначении дела №24-11-18 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, к участию в рассмотрении дела в качестве заявителей привлечены – Президент «МОО «Наш Дом» <…>, <…>., в качестве ответчиков – МП «Гортеплоэнерго», АО «КНП» и ООО «ЮК-Ойл», а рассмотрение дела назначено на 03.05.2018.

Определением от 03.05.2018 рассмотрение дела № 24-11-18 отложено в связи с необходимостью привлечения к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах: Региональную энергетическую комиссию Красноярского края на 01.06.2018.

Определением от 01.06.2018 рассмотрение настоящего дела отложено в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу на 18.07.2018.

Определением от 18.07.2018 рассмотрение дела отложено на 04.09.2018, к участию в деле в качестве ответчика привлечено ООО «Угольная компания «Бородинский», в качестве заявителя – МУ МВД России по ЗАТО г.Железногорск.

Определением от 04.09.2018 рассмотрение дела отложено на 09.10.2018 в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

Определением от 09.10.2018 рассмотрение настоящего дела отложено на 21.11.2018 в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела.

Копия заключения об обстоятельствах дела направлена в адрес лиц, участвующих в деле, 16.10.2018.

От МП «Гортеплоэнерго», ООО «ЮК-Ойл» поступили пояснения на заключение об обстоятельствах дела.

Определением от 21.11.2018 рассмотрение настоящего дела отложено на 21.01.2019.

21 января 2019 года настоящее дело рассмотрено в присутствии представителей: МП «Гортеплоэнерго» <…> (доверенность № Д-3/2019 от 15.01.2019), АО «КНП»- <…> (доверенность № 28 от 05.03.2018), в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте его рассмотрения.

В срок до заседания Комиссии от ООО «ЮК-Ойл» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя общества (вх.№ 684 от 18.01.2019). Рассмотрев данное ходатайство, Комиссия не находит препятствий для рассмотрения дела в отсутствие представителя ООО «ЮК-Ойл».

В ходе рассмотрения дела представителем МП «Гортеплоэнерго» были даны следующие письменные и устные пояснения: Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту – ФЗ «О закупках) императивно не определяет случаи, когда заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика. В связи с этим заказчик вправе включать в положение о закупках случаи закупки у единственного поставщика, которые посчитает необходимым. При этом, относительно нарушения статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» даны пояснения о том, что в настоящем деле отсутствуют доказательства того, что заключение дополнительных соглашений к договорам поставки № 134/11, 135/11 и №136/11 привело или могло привести к ограничению конкуренции, а заключенные дополнительные соглашения являются недопустимыми. Кроме того, представителем МП «Гортеплоэнерго» заявлено о пропуске срока давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, поскольку спорные дополнительные соглашения заключены в 2014 году, а настоящее дело возбуждено в 2018 году. На основании изложенных доводов представитель МП «Гортеплоэнерго» просил рассмотрение настоящего дела прекратить.

Представителями ООО «ЮК-Ойл» были даны следующие письменные и устные пояснения: между МП «Гортеплоэнерго» и ООО «ЮК-Ойл» какие-либо письменные либо устные соглашения не заключались, что исключает возможность вменения ответчикам нарушения запрета, установленного пунктом 3 части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции». Кроме того, дополнительное соглашение № 2 от 18.12.2014, которым внесены изменения в договор поставки № 135/11 от 30.12.2011, не является соглашением, не создает другим хозяйствующим субъектам препятствия доступу на товарный рынок или выходу из него. Также пояснили, что договор поставки № 135/11 от 30.12.2011, по мнению представителей общества, представляет собой «вертикальное» соглашение, оснований для признания которого недопустимым в соответствии с частью 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции». Помимо этого, обращено внимание Комиссии на пропуск срока давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Ввиду изложенного, представители ООО «ЮК-Ойл» полагали что в действиях общества отсутствует нарушение требований антимонопольного законодательства, просили рассмотрение дела прекратить.

Представителями АО «КНП» были даны следующие письменные и устные пояснения: обращено внимание Комиссии на то обстоятельство что при рассмотрении настоящего дела пропущен срок давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с чем представители АО «КНП» просили рассмотрение настоящего дела прекратить.

ООО «Угольная компания «Бородинский» при рассмотрении дела пояснений по существу вменяемого нарушения не представляло, явку своего представителя для участия в рассмотрении дела не обеспечило.

Также Комиссия были запрошены пояснения у Региональной энергетической комиссии Красноярского края (в настоящее время Министерство тарифной политики Красноярского края), согласно которым при установлении тарифа для МП «Гортеплоэнерго» на тепловую энергию, отпускаемую предприятием, плановая цена на топливо учитывалась РЭК с применением прогноза индекса потребительских цен к средневзвешенной фактической цене определяемой на основе фактических данных, представляемых предприятием по системе отчетности ФАС-ЕИАС.

Рассмотрев материалы дела № 24-11-18 о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия установила, что имеющихся в деле доказательств достаточно для принятия законного, обоснованного и мотивированного решения по делу.

При рассмотрении дела № 24-11-18 Комиссией установлены следующие, имеющие значение для разрешения дела, обстоятельства.

МП ЗАТО Железногорск Красноярского края «Гортеплоэнерго» (ИНН/ОГРН – 2452024096/1022401406554) зарегистрировано в качестве юридического лица Едином государственном реестре юридических лиц 20.02.2001, за основным государственным регистрационным  номером 1022401406554.

Согласно Уставу МП «Гортеплоэнерго», утвержденному Постановлением администрации ЗАТО г. Железногорск от 03.06.2009 №910п (далее по тексту – Устав МП «Гортеплоэнерго»), является коммерческой организацией, созданной для осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

Целями деятельности МП «Гортеплоэнерго» является удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли (пункт 2.1 Устава МП «Гортеплоэнерго»).

В соответствии с пунктом 2.2 Устава МП «Гортеплоэнерго» для достижения указанных целей МП «Гортеплоэнерго» осуществляет следующие виды деятельности (предмет деятельности предприятия): своевременное и качественное обеспечение ЗАТО Железногорск тепловой энергией, услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; проведение реконструкций, капитальных и текущий ремонтов зданий, коммуникаций и инженерных сооружений; обслуживание инженерных сооружений, коммуникаций и оборудования.

Кроме указанных видов деятельности предприятие осуществляет посредническую, торгово-закупочную деятельность; строительно-монтажные работы; оказание автотранспортных услуг, а также услуг с использованием строительно-дорожной техники; услуги, оказываемые с использованием электрогазосварочного и иного механического оборудования; услуги по испытанию электрогазосварочного и иного механического оборудования; сдача в аренду временно неиспользуемого имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами ЗАТО Железногорск и настоящим Уставом; предоставление медицинских услуг по доврачебной помощи по специальности лечебное дело работниками предприятия; предоставление работ и услуг по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств.

Согласно пунктам 3.1 и 3.2 Устава МП «Гортеплоэнерго» имущество предприятия принадлежит на праве собственности ЗАТО Железногорск, вместе с тем владеет и пользуется указанным имуществом МП «Гортеплоэнерго» на праве хозяйственного ведения.

АО «КНП» (ИНН/ОГРН – 2460002949/1022401784954) зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц 29.07.1996, за основным государственным регистрационным  номером 1022401784954.

Согласно Уставу АО «КНП», утвержденному общим собранием акционеров АО «КНП» (протокол №1-2013 от 13.05.2013), является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе.

Целью деятельности АО «КНП» является получение прибыли (пункт 4.1 Устава АО «КНП»).

В соответствии с пунктом 4.2. Устава основными видами деятельности АО «КНП» являются: хранение нефти, газа и продуктов их переработки. Реализация нефти, газа и продуктов их переработки объединениям, организациям и владельцам индивидуальных транспортных средств; эксплуатация взрывоопасных производственных объектов; эксплуатация пожароопасных производственных объектов; погрузо-разгрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте; погрузо-разгрузочная деятельность на железнодорожном транспорте; проектирование зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом; профессиональная подготовка специалистов по работе с нефтепродуктами; поставка нефтепродуктов по заключенным договорам и лицензиям в другие регионы РФ и за ее пределы; оказание технических и иных услуг предприятиям, организациям, гражданам на основе договорных отношений; осуществление инвестиционной деятельности; выполнение заказов для государственных и региональных нужд; инвестиционное, научно-техническое, снабженческо-сбытовое, экономическое, внешнеэкономическое и правовое обеспечение деятельности предприятий; общество также осуществляет и иные виды хозяйственной деятельности, за исключением запрещенных действующим законодательством.

30 декабря 2011 года между АО «КНП» и МП «Гортеплоэнерго» был заключен договор поставки №135/11 от 30.12.2011. Согласно пункту 1.1 указанного договора АО «КНП» (поставщик) обязуется поставить МП «Гортеплоэнерго» (покупатель) мазут топочный, в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 1.2 настоящего договора в количестве согласованном сторонами в спецификациях к настоящему договору, а покупатель обязуется приять и оплатить мазут по цене и в порядке, согласованном сторонами в настоящем договоре.

В силу пункта 1.2 указанного договора поставки АО «КНП» обязуется поставить МП «Гортеплоэнерго» мазут топочный марки М-100 или ТКМ-16, соответствующий требованиям ГОСТ 10585-99 «Топливо нефтяное. Мазут» с массовой долей содержания серы не более 1,5%.

Ориентировочное количество мазута, поставляемого по договору поставки №135/11 от 30.12.2011, составляет 18 000 тонн в соответствии с графиком поставки мазута на котельные, принадлежащие МП «Гортеплоэнерго» на праве хозяйственного ведения, в период январь 2012 года – декабрь 2012 года.

Соглашением №1 от 27.01.2012 о внесении изменений в договор поставки №135/11 от 30.12.2011 срок действия указанного договора был продлен до 31 декабря 2014 года.

Соглашением №2 от 18.12.2014 о внесении изменений в договор поставки №135/11 от 30.12.2011 срок действия указанного договора был продлен до 31 декабря 2015 года.

Также указанным соглашением предусмотрено, что в случае если ни одна из сторон по настоящему договору за один месяц до окончания срока действия договора не заявит о его прекращении, договор считается пролонгированным до конца следующего календарного года. Поскольку ни одна из сторон договора не заявляла о его прекращении, действие договора было продлено до 31.12.2016.

30 декабря 2011 года между ООО «ЮК-Ойл» и МП «Гортеплоэнерго» был заключен договор поставки №136/11 от 30.12.2011. Согласно пункту 1.1 указанного договора ООО «ЮК-Ойл» (поставщик) обязуется поставить МП «Гортеплоэнерго» (покупатель) мазут топочный, в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 1.2 настоящего договора в количестве согласованном сторонами в спецификациях к настоящему договору, а покупатель обязуется приять и оплатить мазут по цене и в порядке, согласованном сторонами в настоящем договоре.

В силу пункта 1.2 указанного договора поставки ООО «ЮК-Ойл» обязуется поставить МП «Гортеплоэнерго» мазут топочный марки М-100 или ТКМ-16, соответствующий требованиям ГОСТ 10585-99 «Топливо нефтяное. Мазут» с массовой долей содержания серы не более 1,5%.

Ориентировочное количество мазута, поставляемого по договору поставки №136/11 от 30.12.2011, составляет 10000 тонн в соответствии с графиком поставки мазута на котельные, принадлежащие МП «Гортеплоэнерго» на праве хозяйственного ведения, в период январь 2012 года – декабрь 2012 года.

Соглашением №1 от 27.01.2012 о внесении изменений в договор поставки №136/11 от 30.12.2011 срок действия указанного договора был продлен до 31 декабря 2014 года.

Соглашением №3 от 11.12.2014 о внесении изменений в договор поставки №136/11 от 30.12.2011 срок действия указанного договора был продлен до 31 декабря 2017 года.

Между МП «Гортеплоэнерго» и ООО «Бородинский уголь» заключен договор поставки энергетического угля №134/11 от 30.12.2011.

Согласно пунктом 6.1 договора поставки №134/11 от 30.12.2011 срок действия договора установлен периодом с 1 января 2012 года по 31 декабря 2012 года.

В соответствии с единым государственным реестром юридических лиц, размещенным в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Федеральной налоговой службы (https://egrul.nalog.ru/), ООО «Бородинский уголь» прекратило деятельность с 20.06.2014.

В соответствии с соглашением о передаче прав и обязанностей (перемена лиц в обязательстве) от 01.09.2012 по договору поставки №134/11 от 30.12.2011 поставщик (ООО «Бородинский уголь») производству передачу преемнику-ООО «УКБ» прав и обязанностей по договору в полном объеме и на тех же условиях, которые существовали  на дату подписания соглашения.

Таким образом, правопреемником по договору поставки №134/11 от 30.12.2011 с 01.09.2012 выступает ООО «УКБ».

Соглашением от 23.12.2014 о внесении изменений к договору поставки №134/11 от 30.12.2011 был продлен срок действия договора до 31.12.2015.

Кроме того, соглашением введена новая редакция пункта 6.1 договора поставки №134/11 от 30.12.2011, согласно которой в случае если ни одна из сторон по настоящему договору за один месяц до окончания срока действия договора не заявит о его прекращении, договор считается пролонгированным до конца следующего календарного года.

Договоры поставки № 134/11, 135/11 и №136/11 были заключены до момента вступления в законную силу ФЗ «О закупках», то есть до 1 января 2012 года.

Во всех случаях (как с АО «КНП», так и с ООО «ЮК-Ойл», ООО «УКБ») после заключения договора происходила его пролонгация с последующим внесением условия о возможности пролонгации на неограниченный срок.

Приказом МП «Гортеплоэнерго» от 30.03.2012 №91пр было утверждено Положение о порядке проведения закупок продукции (товаров, работ, услуг) для нужд МП «Гортеплоэнерго» (далее – Положение о закупках). Положение о закупках МП «Гортеплоэнерго» было введено в действие с 1 апреля 2012 года.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов установлены ФЗ «О закупках» (часть 2 статьи 1 ФЗ «О закупках»).

Согласно части 1 статьи 1 ФЗ «О закупках» целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей в том числе указанных выше юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, закупка любых товаров, работ, услуг должна осуществляться заказчиком в порядке, установленном законом о закупках, вне зависимости, например, от того: будут ли расходоваться собственные денежные средства заказчика либо денежные средства, полученные заказчиком в качестве возмещения понесенных им расходов, за исключением случаев, когда заказчик будет являться получателем средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов; связаны ли закупки с обеспечением регулируемого, либо иного вида деятельности.

 В соответствии с частью 1 статьи 8 ФЗ «О закупках» требования, установленные в названном законе, распространяются на МП «Гортеплоэнерго».

Согласно части 1 статьи 2 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 ФЗ «О закупках» правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

 Как установлено выше, МП «Гортеплоэнерго», во исполнение требований ФЗ «О закупках» 30.03.2012 утверждено Положение о закупках и введено в действие 01.04.2012.

Частью 1 статьи 3 ФЗ «О закупках»  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки;  равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Вместе с тем, согласно пункту 1.2 Положения о закупках  регламентация закупочной деятельности МП «Гортеплоэнерго» осуществляется в целях создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей предприятия в товарах работах, услугах с необходимым показателями цены, качества и надежности; эффективного использования денежных средств МП «Гортеплоэнерго»; расширения возможности для участия юридических и физических лиц в закупках продукции для нужд МП «Гортеплоэнерго» и стимулирование такого участия; обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов; предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Согласно приказу МП «Гортеплоэнерго» от 26.01.2015 №19пр «О внесении изменений в Положение о закупках для нужд МП «Гортеплоэнерго», Положение о закупках было дополнено подпунктом 34 пунктом 7.1 – размещение заказа у единственного источника в случае, если возникла потребность в пролонгации договоров по приобретению товаров, выполнению работ, оказанию услуг, заключенных до 1 апреля 2012 года, при условии, что в указанных договорах предусмотрено условие о пролонгации договоров (продлении срока действия договоров на следующий период), в случае, если в установленный договором срок ни одна из сторон письменно не заявила о намерении расторгнуть договор.

Наличие в Положении о закупках названного основания, позволило осуществить размещение заказа у единственного поставщика для удовлетворения потребности МП «Гортеплоэнерго», выразившегося в приобретении мазута у АО «КНП» и ООО «Юк-Ойл», угля у ООО «УКБ».

Вместе с тем, ни в одном из вышеуказанных договоров (№ 134/11 с ООО «УКБ» (как правопреемником ООО «Бородинский уголь»), № 135/11 с АО «КНП», № 136/11 с ООО «ЮК-Ойл») до 2014 года не содержалось условие о возможности пролонгации договоров (продлении срока действия договоров на следующий период).

То есть, в настоящей ситуации, Комиссией установлено, что пролонгация договоров с АО «КНП», ООО «ЮК-Ойл» и ООО «УКБ» была осуществлена в отсутствие на то правовых оснований. Из текста Положения следует, что у заказчика в данных обстоятельствах отсутствовала юридическая возможность заключения договоров с единственным поставщиком, что влечет за собой обязанность провести соответствующие конкурентные процедуры.

Исследовав материалы дела, заслушав позицию сторон, Комиссия по рассмотрению дела № 24-11-18 пришла к следующим выводам.

Согласно статье 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В силу абзаца 2 части 1 статьи 10 ГК не  допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Данная правовая позиция нашла свое подтверждение в Постановлении от 24.06.2009 № 11-П Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которому в силу конституционного принципа справедливости, проявляющегося, в частности, в необходимости обеспечения баланса прав и обязанностей всех участников рыночного взаимодействия, свобода, признаваемая за лицами, осуществляющими предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность, равно как и гарантируемая им защита должны быть уравновешены обращенным к этим лицам требованием ответственного отношения к правам и свободам тех, кого затрагивает их хозяйственная деятельность.

Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Данная конституционная гарантия реализована в законодательстве о конкуренции.

Частью 1 статьи 3 ФЗ «О защите конкуренции»  установлено, что названный закон распространяется  на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также  государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. 

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого их них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Заключение  договоров поставки №135/11 между  МП «Гортеплоэнерго» и АО «КНП», №136/11 между МП «Гортеплоэнерго» и АО «КНП»,  № 134/11 между МП «Гортеплоэнерго» и ООО «УКБ» без проведения торгов, в отсутствие на то правовых оснований, свидетельствуют о наличии между названными субъектами соглашения, которое привело к ограничению доступа хозяйствующим субъектам на рынок поставки топочного мазута, угля для нужд МП «Гортеплоэнерго».

  В силу пункта 3 части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 ФЗ «О защите конкуренции»), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции, в частности к  созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

Под соглашением согласно пункту 18 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции»   понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Анализ вышеназванных норм права позволяет сделать вывод, что соглашения, которые приводят или могут привести к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов могут быть совершены как в письменной, так и в устной форме.

Сама возможность заключения соглашения между хозяйствующими субъектами, если такое соглашение приводит или может привести к ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.

Достигнутые между МП «Гортеплоэнерго» и АО «КНП», ООО «ЮК-Ойл», ООО «УКБ» (применительно к каждому из ответчиков) соглашения, которые привели к ограничению доступа хозяйствующим субъектам на рынок поставки топочного мазута, угля для нужд МП «Гортеплоэнерго» противоречит  целям и принципам закупочной деятельности МП «Гортеплоэнерго», установленным  пунктом 1.2 Положения о закупках а именно: создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей предприятия в товарах работах, услугах с необходимым показателями цены, качества и надежности; эффективного использования денежных средств МП «Гортеплоэнерго»; расширения возможности для участия юридических и физических лиц в закупках продукции для нужд МП «Гортеплоэнерго» и стимулирование такого участия; обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов; предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Более того, включение МП «Гортеплоэнерго» в Положение о закупках такого основания для закупки у единственного поставщика (подпункт 34 пункт 7.1 Положения о закупках) противоречит как принципам, установленным частью 1 статьи 3 ФЗ «О закупках», так и принципам, указанным в пункте  1.2  Положения о закупках поскольку имеет результатом необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки, неэффективному использованию денежных средств.

Указанное основание закупки у единственного поставщика может использоваться в целях создания необоснованных преимуществ хозяйствующим субъектам, что и было сделано, по мнению Комиссии, в настоящей ситуации.

Действия МП «Гортеплоэнерго», связанные с пролонгацией договоров поставки № 134/11, № 135/11 и №136/11 могли на момент их совершения привести  к ограничению конкуренции, поскольку привлечение контрагентов как единственных поставщиков для поставки товаров на конкурентных товарных рынках в отсутствие на то правовых оснований влекут за собой создание преимуществ конкретным хозяйствующим субъектам, в то время как иные лица, в равной мере способные осуществить поставку названных товаров, поставлены в дискриминационные условия.

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание правом исполнения  договора путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к исполнению заказа всех заинтересованных лиц. Кроме того, проведение торгов обеспечивает выбор наилучшего исполнителя заказа по цене, времени и качеству исполнения, что в свою очередь корреспондируется с пунктом 1.2 Положения о закупках.

При этом, не проведение торгов, когда это необходимо в силу закона, свидетельствует о предоставлении  необоснованных преимуществ при осуществлении хозяйственной деятельности исполнителю и как следствие о достижении соглашения, направленного на ограничение конкуренции.

Вместе с тем, нельзя признать, что включение в Положения о закупках вышеназванного способа закупки у единственного поставщика соответствует ФЗ «О закупках», поскольку заказчик при определении перечня оснований, по которым допускается закупка у единственного поставщика должен ориентироваться на федеральные законы, регулирующие схожие правоотношения, а именно на ранее действовавший (на момент принятия Положения о закупках) Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О размещении заказов), так и на действовавший на момент пролонгации договоров поставки № 134/11, №135/11 и № 136/11 ФЗ «О контрактной системе».

 Учитывая, что цели и принципы ФЗ «О закупках» и  ФЗ «О размещении заказов», ФЗ «О контрактной системе» идентичны можно сделать вывод, что  при разработке Положений о закупке и определения способов закупки, МП «Гортеплоэнерго» должно было, при определении случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), прежде всего, руководствоваться статьей 55 ФЗ «О размещении заказов», статьей 93 ФЗ «О контрактной системе».

Так же, для определения факта заключения антиконкурентного соглашения необходимо, прежде всего, установить как сам товарный рынок, на котором достигнуто соглашение и предполагается влияние на конкуренцию, в его продуктовых и географических границах, так и состав хозяйствующих субъектов, действующих на определенном товарном рынке.

Определение товарного рынка и его границ является юридически значимым для доказывания вмененного нарушения, поскольку без установления данных обстоятельств влияние (возможность влияния) рассматриваемого соглашения на конкуренцию не может быть доказано. Конкуренция в любом случае предполагает ее существование на определенном товарном рынке.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Таким образом, в рассматриваемом случае нарушение антимонопольного законодательства совершено на товарном рынке поставки топочного мазута, поставки угля.

Временной интервал определен исходя из цели исследования – анализа состояния конкурентной среды на указанном рынке в период пролонгации договоров поставки № 134/11 от 30.12.2011, № 135/11 от 30.12.2011, № 136/11 от 30.12.2011 и до момента истечения срока действия указанных договоров, то есть до декабря 2017 года. Таким образом, временной интервал составляет 37 месяцев – с декабря 2014 года по декабрь 2017 года.

Согласно пункту 1 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, мазут топочный и уголь представляют собой товары по смыслу пункта 1 статьи 4 ФЗ О «О защите конкуренции».

За продуктовые границы товарного рынка строительных работ следует принять указанные товары. При этом, оценивая границы товарного рынка, определение продуктовых границ товарного рынка основывается на мнении покупателей о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Мнение покупателей может определяться путем анализа предмета договоров, предметом которых является поставка соответствующих товаров. В рассматриваемом случае предварительное определение товара проведено на основании договоров, заключенных между АО «КНП», ООО «ЮК-Ойл» и ООО «УКБ». На этапе окончательного определения продуктовых границ исследуемого товарного рынка, подтвердились продуктовые границы товарного рынка, определенные на предварительном этапе.

Процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает: предварительное определение географических границ товарного рынка; выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями); определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Определение географических границ товарного рынка осуществлялось методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Местоположение потребителя – ЗАТО г.Железногорск Красноярского края. Вместе с тем, поскольку в том случае, если бы МП «Гортеплоэнерго» проводило закупку конкурентными способами определения поставщика (исполнителя, подрядчика), извещение о проведении закупки было бы размещено в единой информационной системе в сфере закупок, которое не может содержать требований о нахождении исполнителя в конкретном регионе, и потенциальными исполнителями могли быть любые хозяйствующие субъекты, постоянно осуществляющие  поставку подобных товаров.

При этом, как следует из пункта 4 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», определяющим для определения географических границ товарного рынка является именно положение покупателя товара, которым в данном случае является МП «Гортеплоэнерго».

Таким образом, географические границы указанного товарного рынка охватываются территорией ЗАТО г.Железногорск Красноярского края.

Как МП «Гортеплоэнерго», так и АО «КНП», ООО «ЮК-Ойл», ООО «УКБ» действуют в границах данного товарного рынка.

Относительно доводов ответчиков, излагавшихся в их пояснениях по делу, Комиссия отмечает следующее.

МП «Гортеплоэнерго» указывает, что ФЗ «О закупках» не устанавливает императивный перечень случаев закупки у единственного поставщика, что дает заказчику право самостоятельно определять соответствующий перечень в своем положении о закупках.

Комиссия отмечает, что, несмотря на то обстоятельство, что ФЗ «О закупках» действительно не дает соответствующего перечня, данный факт не означает, что заказчик имеет возможность вносить любые основания для закупки у единственного поставщика в свое положение.

ФЗ «О закупках» в том числе основывается на принципе обеспечения конкуренции (пункт 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках»). Аналогичная норма содержится и в пункте 1.2 Положения о закупках МП «Гортеплоэнерго», согласно которому одной из целей закупочной деятельности предприятия является расширение возможности для участия юридических и физических лиц в закупках продукции для нужд МП «Гортеплоэнерго» и стимулирование такого участия.

Ввиду этого, вносимые в Положение о закупке случаи, при которых допускается размещение заказа у единственного поставщика должно согласовываться с данными принципами и не допускать возможности удовлетворения всех потребностей заказчика исключительно посредством данного способа закупки.

Данный вывод также следует из Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, утвержденного ФАС России.

ФАС России в Стандарте указано, что при установлении в положении о закупке права заказчика осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) рекомендуется предусмотреть исчерпывающий перечень оснований для заключения договора с единственным поставщиком. Закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры. Также в положении о закупке целесообразно предусмотреть обязанность обоснования необходимости заключения заказчиком договора с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), начальной (максимальной) цены договора и выбора им конкретного поставщика (исполнителя, подрядчика), с которым заключается такой договор.

Данный вывод согласуется в правовой позицией, изложенной в пункте 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 16.05.2018.

Кроме того, Комиссией выше дана мотивация возможности применения по аналогии положений ФЗ «О размещении заказов», ФЗ «О контрактной системе» к отношениям, неурегулированным ФЗ «О закупках», положением о закупках.

В связи с изложенным, комментируемый довод МП «Гортеплоэнерго» отвергается Комиссией как несостоятельный.

Кроме того как МП «Гортеплоэнерго», так и ООО «ЮК-Ойл» указывают, что в настоящей ситуации заключение дополнительных соглашений к договору поставки № 136/11 от 30.12.2011 не привело к ограничению конкуренции.

Комиссия не может согласиться с данным доводом ввиду следующего.

Согласно подпункту 34 пункта 7.1 Положение о закупках МП «Гортеплоэнерго» размещение заказа у единственного источника может осуществляться в случае, если возникла потребность в пролонгации договоров по приобретению товаров, выполнению работ, оказанию услуг, заключенных до 1 апреля 2012 года, при условии, что в указанных договорах предусмотрено условие о пролонгации договоров (продлении срока действия договоров на следующий период), в случае, если в установленный договором срок ни одна из сторон письменно не заявила о намерении расторгнуть договор.

Однако договор поставки № 136/11 от 30.12.2011 вплоть до 18.12.2014 (дата заключения дополнительного соглашения № 3 к указанному договору) не предусматривал возможности его пролонгации.

То есть, заказчик в данной ситуации допустил нарушение собственного положения о закупках.

Кроме того, Комиссия не считает данную норму Положения о закупках МП «Гортеплоэнерго», как уже было отмечено, соответствующей как принципам, определенным ФЗ «О закупках», так и ФЗ «О защите конкуренции», поскольку допускает ситуацию, когда применение названного пункта ведет к созданию необоснованных преимуществ для отдельных хозяйствующих субъектов.

То есть, с учетом нарушения требований Положения о закупках, у заказчика отсутствовала правовая возможность осуществить размещение заказа в настоящем случае у единственного поставщика. В связи с этим у предприятия существовала обязанность проведения конкурентных процедур для закупки мазута.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, выраженной в постановлении Президиума от 05.04.2011 № 14686/10 по делу № А13-10558/2008 в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

С учетом этого, Комиссия приходит к выводу, что действия ответчиков привели к ограничению конкуренции. В равной мере данный вывод относится и к договорам поставки № 134/11 и № 136/11 от 30.12.2011, заключенными с АО «КНП» и ООО «Угольная компания «Бородинский» соответственно.

Относительно довода об отсутствии соглашения между ответчиками антимонопольный орган отмечает следующее.

Для констатации антиконкурентного соглашения необходимо проанализировать ряд косвенных доказательств, сопоставив каждое из них с другими и не обременяя процесс доказывания обязательным поиском хотя бы одного прямого доказательства. По итогам доказывания совокупность косвенных признаков соглашения и (или) согласованных действий (при отсутствии доказательств обратного) может сыграть решающую роль (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.04.2015 по делу №А42-2564/2014).

Для вывода о наличии запрещенного антимонопольным законодательством соглашения необходимо оценить полноту сбора доказательств, их «весомость» как в отдельности, так и в совокупности. Иной подход означает, что антиконкурентные соглашения недоказуемы в принципе (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.08.2017 по делу № А64-4040/2016).

Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов (пункт 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ от 16.03.2016).

В настоящем деле отсутствие правовых оснований для пролонгации и неоднократная последующая пролонгация договоров, заключенных с АО «КНП», ООО «ЮК-Ойл» и ООО «УКБ» (то есть фактическое поведения контрагентов) является доказательством наличия антиконкурентного соглашения между ними. В свою очередь, какие-либо препятствия для проведения конкурентных процедур у МП «Гортеплоэнерго» отсутствовали, что также является подтверждением заинтересованности последнего именно в создании преимуществ для соответчиков по делу.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что на дату рассмотрения дела срок давности по делу о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренный статьей 41.1 ФЗ «О защите конкуренции» истек, поскольку дополнительные соглашения, позволившие МП «Гортеплоэнерго» производить пролонгацию договоров с АО «КНП», ОООО «ЮК-Ойл» и ООО «УКБ» в отсутствие для этого правовых оснований, заключены 18.12.2014, 11.12.2014 и 23.12.2014 соответственно.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе, в случае истечения срока давности, предусмотренного статьей 41.1 настоящего Федерального закона.

Основания для прекращения рассмотрения дела, установленные статьей 48 ФЗ «О защите конкуренции» являются безусловными, ввиду чего Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела в связи с истечением срока давности.

Вместе с тем, Комиссия полагает, что в действиях должностных лиц МП «Гортеплоэнерго» могут усматриваться признаки составов преступлений, предусмотренных статьями 159, 285, 286 УК РФ, поскольку договоры с АО «КНП», ООО «ЮК-Ойл» и ООО «УКБ» как с единственными поставщиками были заключены в отсутствие на то правовых оснований, в результате подобных действий мог быть причинен существенный ущерб интересам МП «Гортеплоэнерго» как муниципального предприятия, заинтересованного в приобретении соответствующего товара (мазута) по наиболее выгодным условиям, а также охраняемым законом интересам общества и государства.

В связи с этим, Комиссия приходит к выводу о необходимости направления в необходимом объеме материалов дела № 24-11-18 в ГУ МВД России по Красноярскому краю для проведения проверки в порядке, установленном статьей 144 УПК РФ, в отношении должностных лиц МП «Гортеплоэнерго» на предмет наличия/отсутствия в их действиях признаков преступлений, предусмотренных статьями 159, 285, 286 Уголовного кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 11, 23, 49, 50 ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Рассмотрение дела № 24-11-18 о нарушении антимонопольного законодательства прекратить в связи с истечением срока давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

2. Передать в необходимом объеме копии материалов дела № 24-11-18 о нарушении антимонопольного законодательства в ГУ МВД России по Красноярскому краю для проведения проверки в порядке, установленном статьей 144 УПК РФ, в отношении должностных лиц МП «Гортеплоэнерго» на предмет наличия/отсутствия в их действиях признаков преступлений, предусмотренных статьями 159, 285, 286 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 52 Федерального закона 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

Председатель Комиссии

<…>

Члены Комиссии

<…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны