Решение №ВМ/5228/24 РЕШЕНИЕ № 024/07/3-779/2024 от 8 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF



ООО «АЗС Сольвент»

ул. Березина, д.82г,
г. Красноярск, Красноярский край,

660020, solvent@mail.ru


ООО «КРАСЭКО-ЭЛЕКТРО»

ул. Восточная, д. 12, пом. 314, д. 12,

оф. (кв.) 314, г. Железногорск, Красноярский край, 662970, mail@kraseco-elektro.ru


АО «КраЭКо»

пр. Мира, д. 10, пом. 55,

г. Красноярск, Красноярский край

660049, pTsarikovskaya@kraseco24.ru





РЕШЕНИЕ № 024/07/3-779/2024


4 апреля 2024 года г. Красноярск


Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе:

председатель Комиссии – Мерзляков В.Л., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии: Чайкун И.А., начальник отдела, Горбачева П.И., главный государственный инспектор (далее – Комиссия),

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) жалобу ООО «АЗС СОЛЬВЕНТ» на действия организатора торгов – АО «КрасЭКо», закупочной комиссии при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку светлых нефтепродуктов (бензин АИ-92, дизельное топливо) через сеть АЗС по электронным картам (извещение №32413284122) (далее – закупка),

с участием: от организатора торгов Цариковской П.Г. (доверенность Д-19 от 23.01.2024), от заявителя Рачковского Д.В. (доверенность от 11.04.2023),


УСТАНОВИЛА:


В адрес Красноярского УФАС России 19.03.2024 поступила жалоба ООО «АЗС СОЛЬВЕНТ» на действия организатора торгов, выразившиеся в составлении закупочной документации с нарушением законодательства Российской Федерации, на действия закупочной комиссии, выразившиеся в необоснованном отклонении заявки заявителя на основании отсутствия АЗС на территории д. Шивера (либо на расстоянии до 25 километров).

Красноярским УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ в адрес заявителя и организатора торгов направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении процедуры заключения договора до рассмотрения жалобы по существу.

Рассмотрение жалобы переносилось с 12:30 26.03.2024 до 12:00 04.04.3034 в связи с необходимостью получения от организатора торгов дополнительной информации и сведений, необходимых для принятия решения по жалобе. Жалоба рассмотрена в сроки, установленные частью 14 статьи 18.Закона № 135-ФЗ.

Согласно доводам жалобы заявка заявителя необоснованно отклонена закупочной комиссией на основании отсутствия у ООО «АЗС СОЛЬВЕНТ» автозаправочной станции (далее – АЗС) на территории д. Шивера (либо на расстоянии до 25 километров).

Вместе с тем, заявитель указывает на то, что критерий «непосредственная близость» в Техническом задании закупочной документации не раскрыт. Порядок определения расстояния «до 25 километров от д. Шивера» в Техническом задании закупочной документации не указан.

Также из доводов жалобы следует, что Техническое задание закупочной документации сформировано под конкретного поставщика – АО «Красноярскнефтепродукт», поскольку только данная организация отвечает требованиям Технического задания закупочной документации, в части требований к местам нахождения АЗС, что ограничивает конкуренцию.

В дополнении к жалобе от 29.03.2023 заявитель указывает, что отклонение по причинам отсутствия в техническом предложении полного наименования нефтепродуктов и наименования и места нахождения производителя, несоответствия решения об одобрении крупных сделок, представленного в составе заявки заявителя, является формальным.

Организатор торгов представил возражения на доводы жалобы, в которых указал, что заявка заявителя отклонена закупочной комиссией правомерно. В частности, по данным информационного центра «Яндекс карты» ближайшая АЗС заявителя, согласно маршруту с учетом дорог общего пользования, специальных проездов зимних автодорог и водных преград (р. Енисей), расположена на расстоянии 57 километров от д. Шивера, что не соответствует требованиям Технического задания закупочной документации.

Также из возражений организатора торгов на доводы жалобы следует, что требования Технического задания закупочной документации, в части условия о месте расположения АЗС, обусловлены потребностью заказчика. Довод заявителя о том, что требованию о наличии АЗС на территории д. Шивера (либо на расстоянии до 25 километров) соответствует только поставщик - АО «Красноярскнефтепродукт» не состоятелен, так как на расстоянии до 25 километров в п. Частоостровское имеется заправка иного поставщика.

Комиссия, рассмотрев представленные документы и сведения, а также документы, размещенные на официальном сайте в сети «Интернет», выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, установила следующее.

Обжалуемая закупка проводится в соответствии с требованиями Закона №223-ФЗ, Положением о закупках АО «КрасЭКо», утвержденным в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ.

Согласно протоколу №2/32413284122/135 подведения итогов запроса предложений в электронной форме от 13.03.2024 (далее – протокол от 13.03.2024) заявка заявителя отклонена по следующим основаниям:

«пп. 2.2.2. п. 2 Инструкции по заполнению заявки на участие в запросе предложений и порядку ее оценки и пп. 12.7.3.3. п. 12.7.3 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «КрасЭКо» несоответствия заявки на участие в запросе предложений требованиям к заявкам, установленным документацией о проведении запроса предложении:

  • в техническом предложении участника закупки отсутствует полное наименование производителя, место нахождение производителя, что не соответствует ч. 1 п.п. 1.1 п. 1 Инструкции по заполнению заявки на участие в запросе предложений и порядок ее оценки;

  • решение об одобрении и совершении крупных сделок содержит одобрение крупных сделок только по результатам открытых аукционов в электронной форме, что не соответствует проводимому Заказчиком способу закупки - запрос предложений в электронной форме;

- представленный участником список АЗС не соответствует списку (территорий присутствия), предусмотренного Приложение № 1 к документации о проведении запроса предложений в электронной форме (Техническое задание), отсутствует указание на наличие сети автозаправочных станций по территории присутствия - Красноярский край, д. Шивера (либо на расстояние до 25 километров)».

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 раздела 1 Инструкции по заполнению заявки на участие в запросе предложений и порядка ее оценки (далее – Инструкция) первая часть заявки должна содержать описание поставляемого товара, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик с указанием страны происхождения поставляемых товаров (участник несет ответственность за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке): участник закупки должен представить описание поставляемого товара, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик в форме отдельного документа, составленного по форме № 4 (приложение № 3 к настоящей документации), с соблюдением следующих требований: при описании товара, предлагаемого к поставке, участник закупки должен описать конкретные характеристики товара, предлагаемого к поставке, по каждому из критериев, предусмотренных в техническом задании. Характеристики должны быть указаны в соответствии с документами на указанный товар. Должен быть указан товарный знак товара, предлагаемого к поставке (при его наличии), полное наименование производителя (с обязательным указанием организационно-правовой формы), место нахождения производителя, страна происхождения поставляемого товара. Описание составляется по форме технического предложения и должно быть приложено в двух форматах: Word (или Exel) и Pdf.

Из анализа заявки заявителя, следует, что техническое предложение ООО «АЗС СОЛЬВЕНТ» не содержит полное наименование (указана аббревиатура организационно-правовой формы и название) и место нахождения производителя, что противоречит вышеназванному пункту Инструкции.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1.1 раздела 1 Инструкции первая часть заявки должна содержать решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копию такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника закупки поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в запросе предложений, обеспечения исполнения договора являются крупной сделкой. В том случае, если сделка (сделки) не являются крупными, участник должен представить соответствующую справку, подписанную участником закупки.

В случае, если в силу законодательства такое одобрение не требуется, то участник предоставляет справку/информационное письмо об отсутствии необходимости одобрения или совершения сделки.

Комиссией, в результате анализа заявки заявителя, установлено, что решение об одобрении и совершении крупных сделок содержит одобрение крупных сделок только по результатам открытых аукционов в электронной форме, что не соответствует способу обжалуемой закупки - запрос предложений в электронной форме, в рамках которой представлено указанное решение. Решение об одобрении или о совершении крупной по результатам запроса предложений в электронной форме в составе заявки заявителя отсутствует, также отсутствует справка/информационное письмо об отсутствии необходимости одобрения или совершения такой сделки.

Согласно пункту 2.1 раздела 2 Инструкции комиссия по осуществлению закупок рассматривает заявки, поданные на участие в запросе предложений в электронной форме, на предмет их соответствия требованиям документации о проведении запроса предложений.

Положения закупочной документации не содержат положений, наделяющих закупочную комиссию полномочиями по оценке степени несоответствия заявки, в частности, формального/неформального, существенного/несущественного нарушения положений закупочной документации (при наличии такового).

Подпунктом 2.2.2 пункта 2.1 раздела 2 Инструкции установлено, что заявка участника закупки отклоняется комиссией по осуществлению закупок при рассмотрении в случае несоответствия заявки на участие в запросе предложений требованиям к заявкам, установленным документацией о проведении запроса предложений.

На основании вышеизложенного, ввиду отсутствия у закупочной комиссии полномочий по оценке степени несоответствия заявки заявителя, Комиссия пришла к выводу о правомерности действий закупочной комиссии по отклонению заявки заявителя по причинам отсутствия в техническом предложении полного наименования производителя нефтепродуктов и наименования и места нахождения производителя, несоответствия решения об одобрении крупных сделок, в части способа проведения настоящей закупки.

Согласно подпункту 8 пункта 1.1 раздела 1 Инструкции первая часть заявки должна содержать список и фактические адреса АЗС, а также реквизиты правоустанавливающих документов на право владения/пользования АЗС, на которых будет производиться отпуск ГСМ в рамках заключаемого по итогам закупки договора.

В подпункте 2.1 пункта 2 Технического задания закупочной документации указано, что поставщик должен иметь сеть автозаправочных станций, находящихся в его собственности или аренде, обеспечивающих оказание услуг по ежедневной круглосуточной выдаче всех видов ГСМ (предусмотренных настоящим техническим заданием), расположенных в непосредственной близости к территории присутствия заказчика по адресам в соответствии с Таблицей 1, а также разветвленной сетью автозаправочных станций по пути следования между населенными пунктами, указанными в Таблице 1.

Таблица 1

Территория присутствия

Красноярский край, ЗАТО Железногорск

Красноярский край, г. Красноярск

Красноярский край, д. Шивера (либо на расстояние до 25 километров)


Из вышеуказанных требований следует, что организатор торгов устанавливает следующие требования к месту расположения АЗС:

  1. в непосредственной близости к территории присутствия заказчика по адресам в соответствии с Таблицей 1;

  2. по пути следования между населенными пунктами, указанными в Таблице 1;

При этом, как верно указывает заявитель, показатель «непосредственная близость» в Техническом задании закупочной документации не раскрыт, что не позволяет определить конкретные критерии по указанному показателю, и, как следствие, произвести закупочной комиссией объективную и равноправную оценку заявок участников по указанному показателю.

Также Комиссия соглашается с доводом заявителя о том, что Техническое задание закупочной документации не содержит порядок определения расстояния: до 25 километров до д. Шивера. Положения о том, что такое расстояние определяется согласно пути следования, с учетом дорог общего пользования, специальных проездов, зимних дорог и водных преград, на которые ссылается организатор торгов, в закупочной документации, в частности в Техническом задании, отсутствуют.

Часть 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ содержит перечень принципов, которыми при проведении закупки обязан руководствоваться заказчик, в частности:

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2);

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, установив в закупочной документации вышеназванные требования («непосредственная близость», «либо на расстояние до 25 километров»), которые по факту являются неизмеряемыми, в ввиду отсутствия в закупочной документации положений, раскрывающих такие показатели, и порядка оценки по ним, организатор торгов нарушил вышеназванные принципы проведения закупки и, как следствие, часть 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ.

Вместе с тем, отсутствие порядка оценки по показателю – «на расстояние до 25 километров» привело к необоснованному отклонению заявки заявителя.

В частности, согласно списку АЗС ООО «АЗС СОЛЬВЕНТ», представленному в составе заявки, у заявителя имеется АЗС, в том числе, по адресу: г. Железногорск, ул. Красноярская, 53, кратчайшее расстояние от которой (по прямой) до д. Шивера, согласно сведениям «Яндекс Карты», составляет 14,1 километров, что не противоречит требованиям Технического задания.

При этом, согласно протоколу от 13.03.2024 заявка заявителя отклонена от участия в закупке за отсутствие «сети автозаправочных станций по территории присутствия - Красноярский край, д. Шивера (либо на расстояние до 25 километров)», что не соответствует положениям Технического задания закупочной документации, в ввиду отсутствия в нем порядка определения расстояния – по пути следования, с учетом дорог общего пользования, специальных проездов, зимних дорог и водных преград, на который в своих возражениях ссылается организатор торгов.

Таким образом, отклонив заявку заявителя, закупочной комиссией нарушен пункт 2.3 Инструкции, которым установлен запрет на отклонение заявок участников закупки по основаниям, непредусмотренным закупочной документацией, и, как следствие часть 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ.

В результате рассмотрения доводов жалобы о том, что Техническое задание закупочной документации сформировано под конкретного поставщика – АО «Красноярскнефтепродукт», путем установления требования о наличие АЗС на территории д. Шивера (либо на расстояние до 25 километров), поскольку у заказчика в д. Шивера отсутствуют филиалы или и обособленные подразделения, а также указанному показателю соответствует только АО «Красноярскнефтепродукт», Комиссией установлено следующее.

Из письменных возражений организатора торгов, поддержанных представителем при рассмотрении жалобы, следует, что требование о наличие АЗС по пути следования, в частности, до д. Шивера, а также показатель о наличии в непосредственной близости к территории присутствия заказчика - Красноярский край, д. Шивера (либо на расстояние до 25 километров) обусловлен наличием у заказчика в д. Шивера котельной и водонапорной башни, для обслуживания которых необходимы бензин АИ-92 и дизельное топливо. Доказательства обратного в материалах жалобы отсутствуют.

Также организатор торгов указал на наличие АЗС в п. Частоостровское Емельяновского района Красноярского края, место расположения которой отвечает требованиям Технического задания (требованию «либо на расстояние до 25 километров»).

Вместе с тем, организатор торгов сослался на ранее проведенные закупки, в которых участвовало более 1 участника, что свидетельствует, по мнению организатора торгов, о правомерности установления вышеуказанного требования.

Комиссией, с целью оценки довода заявителя о том, что требованию о наличие АЗС на территории д. Шивера либо на расстояние до 25 километров, с учетом измерения расстояния, которое осуществлено закупочной комиссией – по пути следования, с учетом дорог общего пользования, специальных проездов, зимних дорог и водных преград, при наличии иных требований, указанных в подпункте 2.1 пункта 2 Технического задания закупочной, соответствует лишь один поставщик – АО «Красноярскнефтепродукт», а также возражений организатора торгов в обжалуемой части, у организатора торгов были запрошены следующие документы и сведения:

- копии коммерческих предложений, полученных с целью определения НМЦ договора, с приложением соответствующих запросов;

- письменные пояснения, содержащие обоснование установления в закупочной документации требования к максимальной удаленности от д. Шивера Красноярского края – не более 25 километров;

- сведения о правообладателе АЗС, расположенной на расстоянии не более 25 километров от д. Шивера Красноярского края, о наличии которой указанно в письменных возражениях организатора торгов от 25.03.2024;

- сведения о ранее проведенных закупках с аналогичным предметом за последние 3 года (с указанием извещений), а также о заключенных договорах с аналогичным предметом (с указанием поставщика).

В результате анализа вышеуказанных сведений, Комиссией установлено следующее.

С целью определения НМЦ договора на условиях закупочной документации, в частности, требований к месту расположения АЗС, заказчиком получено 3 коммерческих предложения:

  1. ООО «Круг», согласно предложению которого АЗС в г. Красноярске и г. Железногорске у указанного поставщика отсутствуют;

  2. ООО «Хастар», являющегося партнером сети АЗС «25 часов» в Красноярском крае, которое предложило обслуживание на АЗС «25 часов», КНП, Газпромнефть;

  3. АО «Красноярскнефтепродукт» (КНП).

Согласно сведениям «Яндекс Карты» требованию к максимальной удаленности от д. Шивера Красноярского края – не более 25 километров, с учетом дорог общего пользования, специальных проездов, зимних дорог и водных преград, соответствует лишь АЗС по адресу: Красноярский край, Сухобузимский район, с. Атаманово, ул. 4-х Борцов, 129, указанная в коммерческом предложении АО «Красноярскнефтепродукт». При этом, требованию «по пути следования» указанная АЗС не отвечает, поскольку находится севернее от д. Шивера и не расположена по маршруту следования г.Красноярск - д.Шевера

Предложение ООО «Хастар», содержащее сведения о возможности обслуживания, в том числе, на АЗС сети КНП, сведений об адресах таких АЗС не содержит, что исключает возможность сделать вывод о соответствии ООО «Хастар» требованиям Технического задания закупочной документации, в части требований о наличии АЗС на территории д. Шивера либо на максимальной удаленности от нее – не более 25 километров.

Таким образом, из представленных коммерческих предложений о соответствии требованиям Технического задания закупочной документации однозначно соответствует лишь один поставщик - АО «Красноярскнефтепродукт».

Сведения о правообладателе АЗС, расположенной на расстоянии не более 25 километров от д. Шивера Красноярского края (п. Частоостровское Емельяновского района Красноярского края), на наличие которой в своих письменных возражениях от 25.03.2024 ссылается организатор торгов, последним не представлено, также как и не представлено доказательств о том, что правообладатель данной АЗС соответствует иным требованиям Технического задания закупочной документации, в части наличия АЗС в непосредственной близости к территории присутствия заказчика – г. Красноярск, г. Железногорску, а также по требуемому заказчику пути следования (г. Красноярск, г. Железногорск, д. Шивера).

Таким образом, сведения об иных АЗС, кроме АО «КНП», отвечающих полностью требованиям условиям технической документации, организатором торгов не представлено.

В ответ на запрос о предоставлении информации о ранее проведенных закупках, которые, по мнению организатора торгов, подтверждают правомерность установления вышеуказанного требования, организатором торгов были представлены сведения в отношении следующих закупок: №№ 32110766338, 32312175053.

В результате анализа закупочных документаций по указанным выше закупкам Комиссией установлено, что показатель «либо на расстояние до 25 километров» от д. Шивера в названных документациях отсутствовал.

На участие в закупке № 32110766338 было подано 2 заявки:

- АО «Красноярскнефтепродукт» (признано победителем закупки);

- ООО «Энергоресурс», у которого АЗС на расстоянии до 25 километров от д. Шивера (по пути следования, с учетом дорог общего пользования, специальных проездов, зимних дорог и водных преград), согласно сведениям «Яндекс Карты», отсутствуют.

На участие в закупке № 32312175053 поступила заявка 1 участника – АО «Красноярскнефтепродукт», с которым по результатам закупки заключен договор.

Таким образом, сведения в отношении ранее проведенных закупках, которые были представлены организатором торгов в качестве подтверждения правомерности установления вышеуказанного требования, и отсутствия ограничения конкуренции, путем установления обжалуемого требования, такие доводы организатора торгов не подтверждают, наоборот свидетельствуют о том, что единственным поставщиком, отвечающим требованиям настоящего Технического задания закупочной документации может выступить лишь АО «Красноярскнефтепродукт».

Требования к месту оказания услуг не должны приводить к необоснованному ограничению конкуренции, в частности, к ситуации, когда указанным требованиям соответствует только один потенциальный поставщик.

Таким образом, установив в закупочной документации требование к максимальной удаленности от д. Шивера Красноярского края – не более 25 километров, с учетом оценки соответствия/несоответствия указанному показателю, осуществленному закупочной комиссией при рассмотрении заявки заявителя, организатор торгов ограничил количество участников закупки, тем самым нарушил принцип проведения закупки, закрепленный в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ, Комиссия

РЕШИЛА:


  1. Признать жалобу ООО «АЗС СОЛЬВЕНТ» на действия организатора торгов – АО «КрасЭКо», закупочной комиссии при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку светлых нефтепродуктов (бензин АИ-92, дизельное топливо) через сеть АЗС по электронным картам (извещение №32413284122) (далее – закупка) обоснованной.

  2. Признать закупочную комиссию нарушившей часть 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ.

3. Признать организатора торгов нарушившим требования части 1 статьи 2, часть 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ.

4. Выдать организатору торгов предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в конкурсную документацию.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.



Председатель Комиссии

В.Л. Мерзляков



Члены Комиссии

И.А. Чайкун


П.И. Горбачева
















Исп.Горбачева П.И.

тел.8(391) 211-26-00


2024-5411


Связанные организации

ООО «АЗС Сольвент»
ИНН 2466174528, ОГРН 1162468100552
АО «КрасЭКо»
ИНН 2460087269, ОГРН 1152468001773
ООО «КРАСЭКО-ЭЛЕКТРО»
ИНН 2460225783, ОГРН 1102468046790