Письмо №МД/7582/24 Решение № 024/07/3-1315/2024 от 17 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF







ООО «Встреча ВК»
ул. Взлетная, 8, пом. 1,

г. Красноярск, 660135

МАУ «Спортивно-оздоровительный комплекс «Лесной»
ул. Елены Стасовой, д. 67,
г. Красноярск, 660130




РЕШЕНИЕ 024/07/3-1315/2024


15 мая 2024 года г. Красноярск


Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе: председатель Комиссии – Хорышев Е.О., начальник отдела, члены Комиссии: Жукова Т.Э., заместитель начальника отдела, Горбачева П.И., главный государственный инспектор (далее – Комиссия), рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) жалобу ООО «Встреча ВК» на действия закупочной комиссии организатора торгов, организатора торгов – МАУ «Спортивно-оздоровительный комплекс «Лесной» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора по организации горячего пятиразового питания в ДОЛ «Сосновый бор» в период летней оздоровительной кампании (извещение № 32413400611) (далее – закупка),


УСТАНОВИЛА:


В адрес Красноярского УФАС России 02.05.2024 поступила жалоба ООО «Встреча ВК» на действия организатора закупки, закупочной комиссии, выразившиеся в проведении закупки с нарушением требований законодательства Российской Федерации.

В связи с тем, что жалоба соответствовала требованиям частей 4-6 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ, Красноярским УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ в адрес заявителя, организатора торгов было направлено уведомление о поступлении жалобы.

Рассмотрение жалобы прошло при участии представителей заявителя Ахвердиевой Л.Г. (доверенность от 29.09.2022 № 24 АА 4935426), организатора торгов Берсеневой А.Э. (доверенность от 11.03.2024 № 9). Жалоба рассмотрена 15.05.2024 в 11:00 (время местное), в сроки, установленные частью 14 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.



Согласно доводам жалобы конкурсной комиссией организатора торгов нарушен порядок оценки заявки заявителя по критерию «Обеспеченность кадровыми ресурсами», поскольку закупочной документацией предусмотрено излишнее требование о представлении участником закупки в качестве подтверждения наличия кадровых ресурсов – дипломов, подтверждающих присвоение квалификации «Повар», что ограничивает конкуренцию.

Организатор закупки представил возражения на доводы жалобы, из которых следует, что при проведении закупки конкурсная комиссия действовала в соответствии с требованиями закупочной документации, а срок обжалования положений конкурсной документации истек.

Комиссия Красноярского УФАС России, рассмотрев представленные документы и сведения, документы, размещенные на официальном сайте в сети «Интернет», выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, установила следующее.

В связи с возникшей потребностью организатором торгов были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) посредством проведения конкурса в электронной форме, объектом закупки является организация горячего пятиразового питания в ДОЛ «Сосновый бор» в период летней оздоровительной кампании.

Обжалуемая закупка проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ), Положением о закупках МАУ «СОК «Лесной», утвержденном в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона № 135-ФЗ, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона № 223-ФЗ и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе Положении о закупке такого заказчика.

Согласно доводу жалобы, закупочная документация содержит положения ограничивающие конкуренцию.

В силу части 11 статьи 3 Закона № 223-ФЗ в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно протоколу подведения итогов закупки от 27.04.2024 заявитель являлся участником закупки. Установлено, что ООО «Встреча ВК» по критерию оценки «Обеспеченность кадровыми ресурсами» присвоено 0 (ноль) баллов, поскольку, как указано в протоколе подведения итогов, заявителем «не представлены документы, подтверждающие присвоение квалификации «Повар» - дипломы (абз. 4, 6 подпункта 2 пункта 26, стр. 7 конкурсной документации).



Из пункта 2 части 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ следует, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Из пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Закон № 223-ФЗ не закрепляет перечень критериев оценки, которые могут быть применены при проведении конкурса, и не устанавливает обязательного для применения всеми заказчиками порядка проведения оценки заявок.

Вместе с тем, заказчик при осуществлении конкурентной процедуры наделен правом самостоятельного формирования порядка оценки заявок по критериям, определения их содержания, значимости, при условии, что такой порядок не повлечет за собой ограничение конкуренции.

Согласно части 19.2 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ в случае, если документацией о конкурентной закупке установлено применение к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, данная документация должна содержать указание на информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки. При этом отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки.

Разделом 26 закупочной документации предусмотрены следующие критерии оценки участников закупки: Цена услуг - 40%; Обеспеченность кадровыми ресурсами - 60%.

По критерию «Обеспеченность кадровыми ресурсами» оценивается наличие у участников закупки работников определенного уровня квалификации. Для подтверждения наличия кадровых ресурсов участнику закупки в составе заявки необходимо приложить:

- документы, подтверждающие наличие в штате Участника закупки работников - трудовые книжки либо выписки из электронных трудовых книжек.

- документы, подтверждающие наличие разряда по профессии (должности) – удостоверения, выданные аккредитованной организацией профессионального образования или свидетельство о квалификации по профессии, для целей оценки по критерию «Обеспеченность кадровыми ресурсами»;

- документы, подтверждающие присвоение квалификации «Повар» - дипломы.

При этом в случае отсутствия в заявке указанных документов, либо несоответствия таких документов, требованиям, установленным настоящей документацией, такой заявке по критерию «Обеспеченность кадровыми ресурсами» присваивается 0 процентов.

Так, заявитель указывает, что установив требование о представлении диплома для поваров 6-го разряда, организатор торгов ограничил конкуренцию, не указав возможность представления или диплома или свидетельства.


Вместе с тем, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ), в Российской Федерации выдаются: документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации.

Статьей 2 Закона № 273-ФЗ установлено, что квалификация - это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Из части 4 статьи 60 Закона № 273-ФЗ следует, что лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено Законом №273-ФЗ, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации.

Часть 7 статьи 60 Закона № 273-ФЗ устанавливает, что документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации (квалификаций):

1) среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании);

2) высшее образование - бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра);

3) высшее образование - специалитет (подтверждается дипломом специалиста);

4) высшее образование - магистратура (подтверждается дипломом магистра);

5) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ ординатуры, ассистентуры-стажировки (подтверждается дипломом об окончании соответственно ординатуры, ассистентуры-стажировки).

Вместе с тем, из статьи 2 Закона № 273-ФЗ следует, что профессиональное образование - это вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности

Часть 10 статьи 60 Закона № 273-ФЗ устанавливает, что документ о квалификации подтверждает:

1) повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке);

2) получение квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение (при наличии) квалификационного разряда, класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).

Части 1 статьи 73 Закона № 273-ФЗ устанавливает, что профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.


Часть 7 статьи 73 Закона № 273-ФЗ устанавливает, что перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием (при наличии) присваиваемых по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификационных разрядов, классов, категорий утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

Согласно перечню профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденному Приказом Минпросвещения России от 14.07.2023 № 534 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение», «Повар» является профессией рабочих, по которым осуществляется профессиональное обучение. Вместе с тем, указанный перечень содержит информацию о том, что по итогам такого обучения по профессии «Повар» может быть присвоен квалификационный разряд, класс, категория от 3 до 5.

Таким образом, из анализа положений Закона № 273-ФЗ следует, что присвоение квалификации «Повар» 6-го разряда в рамках профессионального обучения не осуществляется.

Вместе с тем, часть 1 статьи 76 Закона № 273-ФЗ устанавливает, что дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Так, статья 2 Закона № 273-ФЗ устанавливает, что дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Вместе с тем, часть 3 статьи 76 Закона № 273-ФЗ устанавливает, что к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Часть 6 статьи 76 Закона № 273-ФЗ устанавливает, что содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

Однако, из Постановления Минтруда Российской Федерации от 05.03.2004 № 30 «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 51, разделы: «Производство алкогольной и безалкогольной продукции»; «Хлебопекарно-макаронное производство»; «Кондитерское производство»; «Крахмалопаточное производство»; «Производство сахара»; «Производство пищевых концентратов»; «Табачно-махорочное и ферментационное производства»; «Эфиромасличное производство»; «Производство чая»; «Парфюмерно-косметическое производство»; «Масложировое производство»; «Добыча и производство поваренной соли»; «Добыча и переработка солодкового корня»; «Элеваторное, мукомольно-крупяное и комбикормовое производства»; «Торговля и общественное питание»; «Производство консервов» следует, что Повар 6-го (шестого) разряда должен иметь среднее профессиональное образование.

При этом пункт 1 Постановления Минтруда Российской Федерации от 09.02.2004 №9 «Об утверждении Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» устанавливает, что Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.

Указанное выше позволяет прийти к выводу о том, что в настоящее время повар 6-го (шестого) разряда должен иметь среднее профессиональное образование, обстоятельство получения которого удостоверяется дипломом (часть 7 статьи 60 Закона № 273-ФЗ).

Исходя из порядка оценки по критерию «Обеспеченность кадровыми ресурсами» закупочной документации организатору закупки необходимо предоставлять именно диплом об образовании, который в порядке части 7 статьи 60 Закона № 273-ФЗ является документом об образовании и о квалификации, подтверждающий получение профессионального образования, а также документы, подтверждающие уровень квалификации – наличия разряда (свидетельство или удостоверение).

Комиссией приняты во внимания пояснения представителя организатора торгов, согласно которым установление указанного порядка оценки по критерию «Обеспеченность кадровыми ресурсами» обусловлено выявлением лучших условий исполнения договора по организации горячего пятиразового питания в детском оздоровительном лагере.

Кроме того, Комиссии не доказаны обстоятельства того, что при наличии свидетельства о присвоении квалификации «Повар-6 разряда» лицо в настоящее время может не иметь диплом, подтверждающий присвоение как квалификации «Повар» так и получение профессионального образования, которые согласно условиям закупочной документации не подменяют друг друга и должны быть представлены совместно.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что данный порядок оценки заявок применяется в равной степени ко всем участникам закупки, соответствует объективной потребности организатора торгов, ввиду чего не может рассматриваться как дискриминационное условие, ограничивающее конкуренцию.

Таким образом, Комиссия считает данный довод жалобы необоснованным.

По доводу жалобы о неверной оценки заявки ООО «Встреча ВК» по критерию «Обеспеченность кадровыми ресурсами», Комиссия установила следующее.

Закупочная комиссия проводит оценку заявок по критериям исходя из представленных участником закупки документов и сведений в составе заявки на соответствие условиям закупочной документации.

Проанализировав, представленные оператором электронной площадки в качестве подтверждения наличия кадровых ресурсов, документы заявителя, Комиссией установлено, что участником закупки представлены документы на 9 человек, при этом в составе заявки отсутствуют дипломы, подтверждающие присвоение соответствующей квалификации «Повар» на указанных лиц.

Комиссия, проведя анализ представленных заявителем документов в составе заявки, не подтверждает довод жалобы, что наличие свидетельства о присвоении квалификации «повар-6 разряда» подтверждает наличие у такого лица диплома, свидетельствующим об окончании среднего профессионального или высшего учебного заведения и присвоении соответствующей квалификации «Повар».

Таким образом, расчет баллов по критерию оценки «Обеспеченность кадровыми ресурсами» заявки ООО «Встреча ВК» осуществлен закупочной комиссией в соответствии с условиями закупочной документации, ввиду чего указанный довод жалобы не нашел своего подтверждения.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ, Комиссия







РЕШИЛА:


Признать жалобу ООО «Встреча ВК» на действия закупочной комиссии организатора торгов, организатора торгов – МАУ «Спортивно-оздоровительный комплекс «Лесной» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора по организации горячего пятиразового питания в ДОЛ «Сосновый бор» в период летней оздоровительной кампании (извещение № 32413400611) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.



Председатель Комиссии


Е.О. Хорышев


Члены Комиссии



П.И. Горбачева




Т.Э. Жукова




2024-7873


Связанные организации

МАУ «Спортивно-оздоровительный комплекс «Лесной»
ИНН 2463225453, ОГРН 1112468001271
ООО "Встреча ВК"
ИНН 2465067386, ОГРН 1022402487953