Постановление №ВМ/19073/22 ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 024/04/9.21-792/2022 о назначении администра... от 25 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

23 ноября 2022 года г. Красноярск

 

Резолютивная часть постановления оглашена 23.11.2022.

В полном объеме постановление изготовлено 25.11.2022.

 

Врио заместителя руководителя Красноярского УФАС России ., рассмотрев дело об административном правонарушении 024/04/9.21-792/2022 в отношении публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (ИНН 2460069527, ул. Бограда, д. 144А, г. Красноярск, 660021) по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП), на основании пункта 1 статьи 29.6, статьи 29.7 КоАП,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление КГБУЗ «Партизанская районная больница» (вх. № 4641 от 17.03.2022) на действия ПАО «Россети Сибирь», выразившиеся в нарушении установленного порядка рассмотрения заявки на осуществление технологического присоединения «Объекта медицинского учреждения (здание / помещение медицинской организации)», расположенного (который будет располагаться) по адресу: Красноярский край, Партизанский район, п.Мина, ул. Первомайская, д. 1, к.н. земельного участка 24:30:2201001:1194 (далее – Объект) к электрическим сетям, в части навязывания невыгодных условий договора об осуществлении технологического присоединения Объекта к электрическим сетям.

Определением от 13.04.2022 в отношении ПАО «Россети Сибирь» возбуждено дело об административном правонарушении № 024/04/9.21-792/2022 и принято решение о проведении административного расследования; КГБУЗ «Партизанская районная больница» привлечено к участию в деле в качестве потерпевшего. Определением от 12.05.2022 срок проведения административного расследования продлен до 13.06.2022.

По итогам административного расследования письмом от 14.06.2022 № 9687 Красноярское УФАС России уведомило законного представителя ПАО «Россети Сибирь» о необходимости явиться на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП. Протокол № 024/04/9.21-792/2022 об административном правонарушении составлен 02.08.2022 в отсутствии законного представителя, защитника ПАО «Россети Сибирь».

Определением № 024/04/9.21-792/2022 от 02.08.2022 рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на 12 часов 00 минут 16.08.2022.

Определением от 16.08.2022 срок рассмотрения дела № 024/04/9.21-792/2022 был продлен до 16.09.2022, рассмотрение дела отложено, назначено к рассмотрению на 15.09.2022 в 12 часов 00 минут.

Определением от 15.09.2022 рассмотрение дела отложено на 20.10.2022 в 14:30.

Определением от 20.10.2022 рассмотрение дела отложено на 23.11.2022 в 15:30.

Указанное определение было получено ПАО «Россети Сибирь» 31.10.2022, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 80102277056233, КГБУЗ «Партизанская районная больница» 02.11.2022 (почтовое уведомление № 80102277056226).

В рассмотрении дела № 024/04/9.21-792/2022, состоявшемся 23.11.2022, участие посредством видеоконференцсвязи приняла представитель потерпевшего Евстратова А.В., действующая на основании доверенности № 45; защитник ПАО «Россети Сибирь» Ельпин С.В., действующий на основании доверенности № 24/111, принял очное участие в рассмотрении дела.

Существо административного правонарушения.

Согласно информации, содержащейся в личном кабинете потребителя, КГБУЗ «Партизанская районная больница» 27.01.2022 обратилось в адрес ПАО «Россети Сибирь» с заявкой на технологическое присоединение Объекта (максимальная мощность 70 кВт при напряжении 10 кВ, категория надежности III).

ПАО «Россети Сибирь» 02.02.2022 направило в адрес заявителя условия типового договора №20.2400.767.220 об осуществлении технологического присоединения Объекта к электрическим сетям (далее – Договор) и технические условия № 8000485934.

Пунктом 11 Договора определено, что ПАО «Россети Сибирь» сформирована плата за оказание услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям Объекта в размере 637785,91 (шестьсот тридцать семь тысяч семьсот восемьдесят пять рублей 91 копейка), в том числе НДС 20% в сумме 106297,65 рублей (сто шесть тысяч двести девяносто семь рублей 65 копеек).

Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению (пункт 6) – 6 месяцев.

Не согласившись с условиями Договора и технических условий КГБУЗ «Партизанская районная больница» 14.02.2022 направило в адрес ПАО «Россети Сибирь» мотивированный отказ от подписания Договора (вх. № 1.3/1/2147 от 15.02.2022), согласно которому в технических условиях должны быть указаны все технические показатели, необходимые для расчета платы за технологическое присоединение; неверно определен срок исполнения Договора 6 месяцев; отсутствует необходимость строительства ЛЭП (пп. 7, 10.2.1 технических условий).

На указанный отказ сетевая организация (исх. № 1.3/20/588 от 04.03.2022) уведомила заявителя о том, что в личном кабинете потребителя выставлены откорректированные условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 20.2400.767.22, а также направила расчет размера платы за технологическое присоединение.

Согласно скорректированному договору ТП и техническим условиям, параметры следующие:

- размер платы за ТП определен по стандартизированным тарифным ставкам в соответствии с Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2021 № 99-э с изменениями, внесенными Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 04.02.2022 № 5-э и составляет 633 914,40 руб., в том числе НДС 20% в сумме 105 652,40 руб.;

- срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяца со дня заключения договора;

- точка присоединения – опора №218 ВЛ 10 кВ ф. 129-04;

- мероприятия сетевой организации: выполнить монтаж комплекса коммерческого учета электрической энергии в соответствии с требованиями Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике»), указанный Федеральный закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2 ФЗ «Об электроэнергетике»).

Согласно части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике», технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила). Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с пунктом 8 Правил технологического присоединения, для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям № 4 - 7 любым способом ее подачи (очно, почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).

Согласно пункту 15 Правил, сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12-14 Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12-14 Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.

В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его Правилам заявитель вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и подписанных технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с Правилами.

В случае направления заявителем в течение 10 рабочих дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием приведения его в соответствие с Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с Правилами в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия (как неотъемлемое приложение к договору).

Исходя из пункта 16 Правил, договор должен содержать следующие существенные условия:

а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;

б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать установленных в указанном пункте сроков. Так, для заявителей (в том числе указанных в пунктах 13(3), 13(5) и 13(6) Правил), максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно, указанный срок не может превышать 4 месяца со дня заключения договора;

в) положение об ответственности сторон за несоблюдение установленных договором и настоящими Правилами сроков исполнения своих обязательств;

г) порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон;

д) размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III Правил), за исключением случаев поэтапного технологического присоединения и оплаты, предусмотренных пунктом 17(1) Правил;

д(1)) порядок определения размера платы при поэтапном технологическом присоединении и оплате в случаях, предусмотренных пунктом 17(1) Правил (размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом предусмотренных пунктом 17(1) Правил особенностей, при этом в случае заключения договора на основании заявки, содержащей сведения, предусмотренные подпунктом "и(2)" пункта 9 настоящих Правил, условия о поэтапной оплате с учетом требований пункта 17(1) Правил включаются в договор по согласованию с сетевой организацией);

е) порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение (в случаях, предусмотренных пунктом 17(1) Правил, договором предусматривается определяемый по соглашению сторон график поэтапного внесения платы, который должен обеспечивать предварительное финансирование экономически обоснованных затрат сетевой организации на реализацию мероприятий по технологическому присоединению на каждом из этапов осуществления таких мероприятий).

Пунктом 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования) (в редакции, действовавшей на момент подачи заявки на технологическое присоединение), предусмотрено, что лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение в соответствии с особенностями, предусмотренными методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.

Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденные приказом ФАС России от 29.08.2017 №1135/17 (далее – Методические указания), действовавшие на момент подачи заявки на технологическое присоединение, определяют основные положения по расчету размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии.

Согласно пункту 7 Методических указаний органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям утверждаются: 1) плата для Заявителя, подавшего заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), в размере не более 550 рублей, в соответствии с особенностями, указанными в пункте 9; 2) на период регулирования: стандартизированные тарифные ставки согласно Главе II Методических указаний; ставки за единицу максимальной мощности (руб./кВт), рассчитанные в соответствии с Главой III Методических указаний; - формула платы за технологическое присоединение.

Лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение при условии, что расстояние от границ участка Заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого Заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет менее 10 км, и максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет менее 670 кВт. Выбор ставки платы осуществляется Заявителем на стадии заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

В случае, если Заявитель не выбрал вид ставки, сетевая организация вправе самостоятельно выбрать ставку и произвести расчет размера платы за технологическое присоединение.

Согласно правовой позиции Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, изложенной в Постановлении от 16.07.2021 № Ф02-3388/2021 по делу № А74-6709/2020, на этапе заключения договора технологического присоединения возможность выбора заявителем вида ставки платы за технологическое присоединение должна быть объективно предоставлена ему сетевой организацией. И только при предоставлении заявителю выбора в случае, когда он им не воспользовался, сетевая организация вправе выбрать ставку самостоятельно и произвести расчет размера платы за технологическое присоединение. Предусмотренный Правилами технологического присоединения порядок заключения договора об осуществлении технологического присоединения устанавливает обязанность сетевой организации обеспечить возможность выбора вида ставки платы за технологическое присоединение. Данный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, поддержанной в Определении от 08.11.2018 № 309-АД18-17881.

Согласно позиции ФАС России (исх. № ВК/75325/21 от 06.09.2021) сетевая организация обязана указывать в технических условиях для заявителя все технические показатели, необходимые для расчета платы за технологическое присоединение в соответствии с Правилами, утвержденными ставками, т.е. формировать условия договора таким образом, чтобы у заявителя была возможность самостоятельно выбрать ставку платы за технологическое присоединение.

Стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям, утверждены приказами министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2021 № 99-э, от 04.02.2022 № 5-э.

Так, стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) (на напряжении 1-20 кВ) на территориях, не относящихся к территориям городских населенных пунктов, составляет 519457,69 рублей за точку учета без НДС.

Ставка платы за единицу максимальной мощности на покрытие расходов сетевой организации на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) (на напряжении 1-20 кВ) на территории городских населенных пунктов составляет 2134,61 (КУ трехфазный косвенного включения) и 13293,66 (КУ трехфазный прямого включения) руб./кВт.

Соответствующая ставка платы за единицу максимальной мощности на территориях, не относящихся к территориям городских населенных пунктов, не утверждена.

При этом присоединяемый объект располагается (будет располагаться) по адресу: Красноярский край, Партизанский район, п. Мина, т.е. на территории, не относящейся к территориям городских населенных пунктов.

Технические условия № 8000485934 к условиям типового договора № 20.2400.767.220 об осуществлении технологического присоединения Объекта к электрическим сетям, направленные ПАО «Россети Сибирь» 02.02.2022 в адрес потерпевшего, в качестве мероприятия по организации учета электроэнергии содержали пункт 10.2.3 следующего содержания: «Выполнить монтаж комплекса коммерческого учета электрической энергии в соответствии с требованиями Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442».

Иные технические сведения о планируемом к монтажу комплексе коммерческого учета, в том числе сведения о типе и характеристиках системы учета электроэнергии в технических условиях отсутствовали.

Таким образом, сетевая организация, направив 02.02.2022 в адрес КГБУЗ «Партизанская районная больница» технические условия № 8000485934, не обеспечила заявителю возможность выбора ставки платы за технологическое присоединение.

Вместе с тем, ПАО «Россети Сибирь» было допущено нарушение установленного пунктом 15 Правил срока представления заявителю новой редакции проекта договора для подписания, а также технических условий: сетевая организация письмом исх. № 1.3/20/588 от 04.03.2022 уведомила заявителя о размещении в его личном кабинете указанных документов, тогда как при соблюдении установленного пунктом 15 Правил срока указанные документы должны были быть размещены до 01.03.2022 включительно.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э ОАО «МРСК Сибири» (переименованное в ПАО «Россети Сибирь»), осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 24.1.58.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Исходя из положений части 2 статьи 4.3 КоАП РФ, повторным признается совершение однородного административного правонарушения в период, когда лицо было подвергнуто административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

Согласно требованиям статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Постановлением № 024/04/9.21-3466/2020 от 31.03.2021 ПАО «Россети Сибирь» было привлечено к административной ответственности за нарушение части 2 статьи 9.21 КоАП (период действия с 21.06.2021 по 02.12.2022, поскольку постановление № 024/04/9.21-3466/2020 от 31.03.2021 вступило в законную силу 21.06.2021 (решение Арбитражного суда Красноярского края по делу №А33-10175/2021 от 11.06.2021), штраф оплачен 02.12.2021).

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в промышленности, строительстве и энергетике.

Объективная сторона – нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Субъект – ПАО «Россети Сибирь» (ИНН 2460069527).

Субъективную сторону административного правонарушения образует вина, выразившаяся в непринятии всех зависящих мер для соблюдения требований действующего законодательства, поскольку доказательств того, что обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не представлено. Таким образом, у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Время совершения административного правонарушения: 02.02.2022, 02.03.2022.

Место совершения административного правонарушения: 660021, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144а.

Таким образом, действия ПАО «Россети Сибирь» по направлению в адрес заявителя технических условий, содержание которых не обеспечивает возможность самостоятельного выбора заявителем ставки платы за технологическое присоединение, а также по нарушению срока представления заявителю новой редакции проекта договора для подписания и технических условий (с учетом повторного совершения однородного правонарушения), образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП.

Факт правонарушения в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП удостоверяется заявлением КГБУЗ «Партизанская районная больница» (вх. № 4641 от 17.03.2022), а также материалами дела об административном правонарушении № 024/04/9.21-792/2022.

Доказательств, свидетельствующих о принятии ПАО «Россети Сибирь» необходимых и достаточных мер по соблюдению норм Правил № 861, либо невозможности соблюдения указанных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, представлено не было, что подтверждает вину Общества согласно части 2 статьи 2.1 КоАП.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Постановлении от 15.07.1999 № 11-П, Постановлении от 17.01.2013 № 1-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения.

При введении в качестве меры административной ответственности значительных по размеру безальтернативных административных штрафов законодатель в силу конституционных требований соразмерности и индивидуализации юридической ответственности обязан вводить соответствующие правила назначения и исполнения административных наказаний, в том числе критерии, позволяющие надлежащим образом учитывать материальное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица.

Меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений.

Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчётности, совокупный финансовый результат ПАО «Россети Сибирь» за 2019 год составил 735 792 тыс. руб., за 2020 год – 2 757 тыс. руб., за 2021 год – 1 102 864 тыс. руб.

В Постановлении Третьего Арбитражного апелляционного суда от 12.09.2022 № А74-2035/2022 поддержан вывод суда первой инстанции о том, что ПАО «Россети Сибирь» не обосновало наличие исключительных обстоятельств, связанных с его имущественным и финансовым положением, которые могли бы повлечь снижение назначенного административного штрафа. Так, согласно аудиторскому заключению независимого аудитора о бухгалтерской (финансовой) отчетности ПАО «Россети Сибирь» за 2020 год чистая прибыль общества за 2020 год составила положительный результат в сумме 2 757 000 руб. На официальном сайте ПАО «Россети Сибирь» размещен отчет о финансовых результатах за январь-декабрь 2021 года, согласно которому чистая прибыль общества за 2021 год составила положительный результат в сумме 1 102 864 000 руб. Обществом не доказано, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для него необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность ПАО «Россети Сибирь», предусмотренные статьями 4.2 КоАП, Обществом не были заявлены, при рассмотрении данного дела не установлены.

Применение положений статьи 2.9 КоАП и освобождение ПАО «Россети Сибирь» от административной ответственности рассмотрено и признано невозможным, ввиду следующего.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Одним из отличительных признаков малозначительного правонарушения является то, что оно, при формальном наличии всех признаков состава правонарушения, само по себе, не содержит каких-либо угроз для личности, общества и государства.

Таким образом, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношениям может быть оценено только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям по рассматриваемому правонарушению заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении ПАО «Россети Сибирь» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Вместе с тем, действиями ПАО «Россети Сибирь» ущемлены интересы потерпевшего в части нарушения права на технологическое присоединение Объекта к электрическим сетям. Кроме того, об ущемлении интересов потерпевшего свидетельствует поданное заявление в адрес Красноярского УФАС России.

В связи с изложенным, для признания вышеуказанного правонарушения малозначительным отсутствуют правовые основания.

Принимая во внимание, что целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, применяя критерии справедливости и соразмерности административного наказания, обозначенные Конституционным судом Российской Федерации в Постановлении от 25.02.2014 № 4-П и Постановлении от 17.01.2013 № 1-П, руководствуясь, статьями 4.1, 4.2, 29.9, 29.10 КоАП,

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать ПАО «Россети Сибирь» (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, 660021, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144А) виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП.

2. Назначить ПАО «Россети Сибирь» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП, административное наказание в виде штрафа в размере 600 000 (шестисот тысяч) рублей.

3. Внести в ПАО «Россети Сибирь» представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

 

Примечание: в соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

 

 

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Частью 1.3-3 статьи 32.2 КоАП установлено, что при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.15, 13.37, 14.31, 14.31.2, частями 5 - 7 статьи 14.32, статьями 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, частями 1 - 8.1, 9.1 - 39 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7.5 - 2, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 КоАП.

При этом, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности.

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

КГБУЗ «Партизанская районная больница»
ИНН 2524001397, ОГРН 1022501027064
Законному представителю ПАО «Россети Сибирь»
ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327