Решение б/н по результатам рассмотрения дела № 139-10-18 от 20 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

 

г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена «18» марта 2019 года

В полном объеме решение изготовлено «20» марта 2019 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель комиссии – <...>, заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: <...> – начальник отдела естественных монополий, <...>, главный специалист-эксперт отдела информатизации и контроля рекламы, (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 139-10-18 по признакам нарушения ООО «Арктур» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по факту нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на рынке розничной реализации автомобильного бензина марки АИ-98 на территории г. Норильска в мае, июле, августе 2018 года, в отсутствии на заседании представителя ООО «Арктур», установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России из ФАС России поступили обращения Брянцева В.В., Путинцева Г.А. с жалобой на рост розничных цен на нефтепродукты в г. Норильске. В рамках рассмотрения указанных обращений установлено следующее.

Действующим законодательством в области государственного регулирования цен, а именно – Конституцией Российской Федерацией, Гражданским Кодексом Российской Федерации, указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», постановлением Правительства России от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», постановлением администрации Красноярского края от 24.09.2001 № 670-п «О государственном регулировании тарифов, цен, сборов, платы в Красноярском крае», приказом  Министерства  промышленности  и  энергетики  Красноярского края от 22.05.2017 № 06-14н «Об установлении предельных снабженческо-сбытовых и торговых надбавок на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов» установлен определенный порядок ценообразования на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, согласно которому организации, осуществляющие оптовую и розничную реализацию нефтепродуктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, обязаны формировать (осуществлять ценообразование в организации) и применять цены на нефтепродукты таким образом, чтобы обеспечить реализацию нефтепродуктов с применением снабженческо-сбытовой и торговой надбавки в размере, не превышающем предельного размера, установленного приказом от 22.05.2017 № 06-14н.

Приказом Министерства промышленности, энергетики и торговли Красноярского края от 22.05.2017 № 06-14н «Об установлении предельных снабженческо-сбытовых и торговых надбавок на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов» (далее – Приказ от 22.05.2017 № 06-14н) утверждены предельные максимальные снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на нефтепродукты, реализуемые на территории г. Норильска: 6088,40 руб./т с НДС (снабженческо-сбытовая без учета транспортных расходов), 15540,71 руб./т. с НДС (снабженческо-сбытовая с учетом транспортных расходов), 981,60 руб./т. с НДС (торговая без учета транспортных расходов), 9231,00 руб./т. с НДС (транспортная с учетом транспортных расходов). Размер предельной снабженческо-сбытовой и торговой надбавки включает в себя издержки обращения продавца, уровень рентабельности не более 10 процентов к издержкам продавца и применяется к покупной стоимости нефтепродуктов.

Из вышеизложенного хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную реализацию нефтепродуктов на территории г. Норильска обязаны формировать (осуществлять ценообразование в организации) и применять цены на нефтепродукты таким образом, чтобы обеспечить реализацию нефтепродуктов с применением снабженческо-сбытовой и торговой надбавки в размере, не превышающем предельного размера, установленного Приказом от 22.05.2017 № 06-14н, а уровень рентабельности – не более 10% к издержкам обращения.

ООО «Арктур» реализовало бензин автомобильный марки АИ-98 через АЗС на территории г. Норильска с применением снабженческо-сбытовой и торговой надбавок с учетом транспортных расходов в мае 2018 года в размере 14354,56 руб./т. с НДС, в июле 2018 года – 21309,81 руб./т. с НДС, в августе 2018 года – 15702,90-23356,18 руб./т. с НДС, что не превысило предельный размер установленных надбавок (24771,71 руб./т. с НДС), но обеспечило обществу рентабельность продаж в размере 11,6% в мае 2018 года, 19% в июле 2018 года, 14,6% в августе 2018 года.

Согласно данным, представленным ООО «Арктур» в рамках рассмотрения заявления, рентабельность общества по розничной реализации бензина автомобильного марки АИ-98 за май, июль, август 2018 года превысила предельный уровень рентабельности в размере 10% к издержкам обращения, установленный Приказом от 22.05.2017 № 06-14н.

На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции ООО «Арктур» занимает доминирующее положение на рынке розничной реализации бензина автомобильного марки АИ-98 на территории г. Норильска.

В соответствии с положениями части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе – нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Нарушение ООО «Арктур» установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования на рынке розничной реализации бензина автомобильного марки АИ-98 на территории г. Норильска ущемляет интересы неопределенного круга потребителей, поскольку последним приходится приобретать топливо по завышенной цене.

На основании приказа Красноярского УФАС России от 29.11.2018 № 318 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства было возбуждено дело № 139-10-18 по признакам нарушения ООО «Арктур» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В рамках рассмотрения дела было установлено следующее.

ООО «Арктур» осуществляло в 2018 году на территории г. Норильска розничную реализацию бензина автомобильного марки АИ-92, АИ-95, АИ-98.

Согласно аналитическому отчету о состоянии конкуренции на рынке розничной реализации бензина автомобильного марки АИ-98 на территории г. Норильска за 2018 год доля ООО «Арктур» на указанном рынке превышает 50%, в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции ООО «Арктур» занимает доминирующее положение на указанном рынке, следовательно, относится к субъектам, обязанным соблюдать запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с положениями части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе – нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

В отношении цен на нефтепродукты, реализуемые на территории г. Норильска, осуществляется государственное регулирование в формировании установленных Приказом от 22.05.2017 № 06-14н предельных максимальных снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на нефтепродукты.

Приказом Министерства промышленности, энергетики и торговли Красноярского края от 22.05.2017 № 06-14н «Об установлении предельных снабженческо-сбытовых и торговых надбавок на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов» (далее – Приказ от 22.05.2017 № 06-14н) утверждены предельные максимальные снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на нефтепродукты, реализуемые на территории г. Норильска: 6088,40 руб./т с НДС (снабженческо-сбытовая без учета транспортных расходов), 15540,71 руб./т. с НДС (снабженческо-сбытовая с учетом транспортных расходов), 981,60 руб./т. с НДС (торговая без учета транспортных расходов), 9231,00 руб./т. с НДС (транспортная с учетом транспортных расходов). Размер предельной снабженческо-сбытовой и торговой надбавки включает в себя издержки обращения продавца, уровень рентабельности не более 10 процентов к издержкам продавца и применяется к покупной стоимости нефтепродуктов.

Уровень рентабельности определяется как отношение прибыли к сумме издержек, выраженное в процентах.

Значения уровня рентабельности розничной реализации бензина автомобильного марки АИ-98 на территории г. Норильска в январе-декабре 2018 года, произведенный в рамках рассмотрения настоящего дела, не превысил 10%.

Рентабельность розничной реализации бензина автомобильного марки АИ-98 на территории г. Норильска составила в январе 2018 года 2,42%, феврале 2018 года – 5,83%, марте 2018 года – 5,58%, апреле 2018 года – 7,28%, мае 2018 года – 6,37%, в июне 2018 года розничная реализация топлива не осуществлялась, июле 2018 года – 7,10%, августе 2018 года – 7,04%, сентябре 2018 года – 7,6%, октябре 2018 года – 6,68%, ноябре 2018 года – 5,18%, декабре 2018 года – 4,48%.

Расчет подтвержден документами бухгалтерской отчетности ООО «Арктур» за соответствующий период, в том числе – ведомостями остатков по счету 411 «Товары ГСМ», ведомостями поступлений топлива в ценах поставщика, синтетическим справками по счету 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу», 672 «Проценты по долгосрочным кредитам и займам», 662 «Проценты по краткосрочным кредитам и займам», копиями договоров на погрузочно-разгрузочные работы по перевалке в судно на ст. Абалаково, услуги фрахта по доставке топлива до г. Дудинки, погрузочно-разгрузочные работы в г. Дудинке, услуги по перевозке топлива по железной дороге от г. Дудинки до г. Норильска.

Согласно Учетной политике для целей бухгалтерского учета ООО «Арктур», утвержденной приказом руководителя ООО «Арктур» от 27.12.2012 № пбу-1, общество не осуществляет учет расходов в разрезе марок топлива. В связи с чем, коммерческие и управленческие расходы, банковские процентам по кредитам подлежали расчету пропорционально объему реализации бензина автомобильного марки АИ-98 по отношению к общему объему реализации по счетам 26, 44, 66/2, 67/2 без учета счета 4401 «Транспортные расходы».

Из вышеизложенного в действиях ООО «Арктур» по розничной реализации бензина автомобильного марки АИ-98 на территории г. Норильска в январе-декабре 2018 года нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования не установлено.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, 39.1, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила: прекратить рассмотрение дела № 139-10-18, возбужденного по признакам нарушения ООО «Арктур» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

 

<...>

 

 

 

Члены Комиссии

 

<...>

 

 

 

<...>

 

 

 

 

            Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны