Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 310-16-15 от 9 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

ОАО «Красноярскэнергосбыт»

ул. Дубровинского, 43, г. Красноярск, 660017

 

МКУ «КУМИ администрации

Канского района»

ул. Ленина 4/1, г. Канск, 663600

 

ООО «Стройводхоз»

ул. 30 лет Победы, 47, с. Сотниково, Канский район

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 310-16-15

 

09 сентября 2015 года                                                                                                    г. Красноярск

Резолютивная часть решения оглашена 29 августа  2015 года. 

В полном объеме решение изготовлено 09 сентября 2015 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Лужбин Е.Л., ВрИО руководителя управления, члены Комиссии: Фомушкина Ю.В., начальник отдела контроля органов власти, Костюкевич Я.С., ведущий специалист-эксперт контрольного отдела, рассмотрела дело № 310-16-15, возбужденное в отношении Муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Канского  района» и общества с ограниченной ответственностью «Стройводхоз» по признакам нарушения статьи 16  Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»).

Настоящее дело рассмотрено с участием: Руководителя МКУ «КУМИ Администрации Канского района» Бородиной Т.Ю.; Директора ООО «Стройводхоз» …, в отсутствие представителя ОАО «Красноярскэнергосбыт»  надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения настоящего дела.

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение ОАО «Красноярскэнергосбыт» (вх. № 8136 от 30.04.2015)  с просьбой провести проверку на предмет соответствия антимонопольному законодательству договоров аренды муниципальной собственности Канского района № 1К-2014 от 11.04.2014, № 1К-2014/1 от 10.03.2015, заключенных между ООО «Стройводхоз» и МКУ «КУМИ администрации Канского района.

В результате анализа информации, полученной в ходе рассмотрения заявления, установлено следующее:

В адрес ОАО «Красноярскэнергосбыт» обратилось ООО «Стройводхоз» с заявлением о заключении договора энергоснабжения. В качестве документа, подтверждающего право владения объектами коммунального хозяйства (насосные станции, скважины) был представлен договор аренды муниципального имущества № 1К-2014 от 11.04.2014 со сроком действия до 11.03.2015.

07.07.2014 между ОАО «Красноярскэнергосбыт» и ООО «Стройводхоз» был заключен договор энергоснабжения № 5413, срок действия которого был согласован сторонами на срок действия договора аренды № 1К-2014, то есть до 11.03.2015.

10.03.2015 для пролонгирования договора энергоснабжения ООО «Стройводхоз» предоставило договор аренды муниципального имущества № 1К-2014/1 от 10.03.2015.

Срок действия данного договора определен 30 дней (до 10.04.2015). 

09.04.2015 в адрес ОАО «Красноярскэнергосбыт» поступило письмо от ООО «Стройводхоз» в котором указано, что факт истечения срока аренды без передачи имущества арендодателю не свидетельствует о прекращении арендных отношений, а также в соответствии с п. 4.4.11 договора аренды № 1К-2014/1 от 10.03.2015 муниципальное имущество в течение 30 рабочих дней с момента прекращения договора, находится во временном владении арендатора.

К вышеуказанному письму было приложено письмо от 07.04.2015 № 168 заместителя руководителя администрации Канского района по земельно-имущественным отношениям и архитектурной деятельности аналогичного содержания.

По сведениям, представленным заявителем, публичных процедур по продлению договора аренды № 1К-2014/1 от 10.03.2015 МКУ КУМИ администрации Канского района не проводилось.

В рамках рассмотрения  данного обращения в адрес МКУ был направлен запрос (от 15.05.2015 № 9728, от 29.06.2015 №12793) о предоставлении письменных пояснений по факту заключения договора аренды муниципального имущества №1К-2014/1 от 10.03.2015   без проведения публичных процедур.

Из письменных пояснений МКУ (исх. № 587 от 17.07.2015, вх № 13671 от 20.07.2015), представленных во исполнение запроса следует, что договор аренды муниципального имущества (Канского группового водопровода) от 11.04.2014 года № 1К-2014 был заключен по результатам торгов от 01.04.2014, проведенных в соответствии с Приказом ФАС России № 67 от 10.02.2010.

В связи с окончанием срока действия договора аренды от 11.04.2014  № 1К- 2014 в соответствии с п. 11 ч.1 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключен договор аренды муниципального имущества (Канского группового водопровода) от 10.03.2015 года № 1К-2014/1  на срок 30 дней (на период с 12.03.2015 г. по 10.04.2015).

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» на сайте торгов размещена конкурсная документация открытого конкурса № 1КС-2015 на право заключения концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры, находящейся в собственности Канского района, предназначенной для бесперебойной подачи холодного водоснабжения (Канский групповой водопровод) по результатам которого будет заключено концессионное соглашение.

До момента заключения концессионного соглашение имущество, являющееся предметом договоров № 1К- 2014 от 11.04.2014,   № 1К-2014/1 от 10.03.2015 будет находиться в пользовании ООО «Стройводхоз».

Согласно информации, представленной МКУ, открытый конкурс № 1КС-2015 состоится 27.11.2015, что свидетельствует о том, что муниципальное имущество, являющиеся предметом договора № 1К-2014/1 от 10.03.2015 будет находиться в пользовании ООО «Стройводхоз» без правовых оснований до указанной даты.

По данному факту Красноярским УФАС России было возбуждено дело № 310-16-15  в отношении МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Канского  района» и ООО «Стройводхоз» по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), выразившегося в заключении антиконкурентного соглашения о передаче/получении в пользование ООО «Стройводхоз» объектов коммунального хозяйства муниципального образования Канский район на праве аренды без проведения процедуры торгов, путем заключения договора № 1К-2014/1 от 10.03.2015 в нарушение требований части 3 статьи 41.1  Федерального Закона от 07.12.11 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», что свидетельствует  об ограничении конкуренции путем создания необоснованных преимущественных условий деятельности ООО «Стройводхоз» при предоставлении указанного муниципального имущества в пользование и ограничивает доступ на рынок водоснабжения муниципального образования  Канский район для  иных хозяйствующих субъектов.

Также при рассмотрении настоящего дела Комиссией было установлено, что ранее МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Канского  района», а также ИП Гарин (директор ООО «Стройводхоз») привлекались к ответственности за аналогичное правонарушение. А именно  по факту заключения антиконкурентных соглашений о передаче / получении в пользование ИП Гарину А.В. тех же объектов коммунальной инфраструктуры без проведения процедуры торгов.

Ответчики с вменяемым нарушением не согласились, в обоснование своих действий указали на следующее.

Договор № 1К-2014/1 от 10.03.2015 был заключен в соответствии со статьей 17.1  ФЗ «О защите конкуренции» сроком на 30 дней. Данный договор не изменялся и не продлялся. Имущество, переданное в аренду по вышеуказанному договору, в казну муниципального образования Канский район в настоящий момент не возвращено и находится в пользовании ООО «Стройводхоз».  

В связи с тем что, Федеральным законом от 07.12.2011 №416 «О водоснабжении и водоотведении» с 01.01.2015 определено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется только по концессионному соглашению, администрация района своевременно приступила к подготовке конкурсной документации, в установленном порядке.

В ходе подготовки документации возникли объективные причины, которые повлияли на сроки заключения концессионного соглашения.

Одной из причин, сдерживающих размещение конкурсной документации, является нарушение сроков согласования уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ (РЭК) значений долгосрочных параметров регулирования и метода регулирования тарифов. Вместо установленного законодательством двухнедельного срока согласование было получено в течение 2.5 месяцев.

В настоящее время конкурсная документация на право заключения концессионного соглашения в отношении системы водоснабжения (Канский групповой водовод) подготовлена и размещена на официальном сайте.

До момента заключения концессионного соглашения с победителем конкурса необходимо продолжать осуществлять водоснабжение 8-ми населенных пунктов на территориях трех сельских поселений.

Отсутствие эксплуатирующей организации может привести к прекращению водоснабжения 5-ти образовательных школ, 5-ти детских дошкольных учреждений, 8-ми объектов здравоохранения.

Комиссия, исследовав материалы дела, ознакомившись с позицией ответчиков, отмечает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно, в том числе управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 Согласно пункту 2 статьи 51  Федерального закона от 06.10.2003  № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное владение или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе, по своему усмотрению, совершать в отношении принадлежащего ему  имущества  любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц,  в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Законом, ограничивающим полномочия собственника по распоряжению  муниципальным имуществом, является Федеральный закон от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно статье 3 Федерального закона «О защите конкуренции» настоящий Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции  заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, кроме случаев, указанных в данной статье.

Порядок проведения конкурсов и аукционов на право владения и пользования публичным имуществом, установлен Приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. №67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении, которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее - Приказ ФАС России № 67).

Применение указанного порядка является обязательным, и с момента вступления в силу Приказа ФАС России  № 67 органы власти, государственные и муниципальные предприятия и учреждения и иные лица, осуществляющие функции по организации и проведению торгов на право заключения договоров, должны руководствоваться Правилами, утвержденными Приказом  ФАС России  № 67,  который вступил в действие 7 марта 2010 года.

Таким образом, правоотношения, возникшие в связи с заключением договоров предусматривающих переход прав пользования муниципальным имуществом, подлежат регулированию нормами статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой переход прав владения в отношении муниципального имущества иному лицу без проведения процедуры торгов является нарушением требований, предусмотренных названной нормой. В пункте 11 части 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» указанно, что муниципальное имущество может быть передано без проведения публичных процедур на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев, при этом предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается.

Системный анализ указанных норм позволяет прийти к выводу, что заключение договора аренды в отношении муниципального имущества без проведения публичных процедур, в порядке исключения, предусмотренного пунктом 11 части 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», возможно лишь в том случае, если указанное муниципальное имущества ранее (на протяжении 6 последовательных месяцев) не находилось в пользовании и (или) владении у хозяйствующего субъекта, претендующего на данное имущество.

Кроме того, в соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 №103-ФЗ от 07.05.2013 «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами без учета требований, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» допускается только до 01.01.2015.

Объектом арендных отношений по договору №1К-2014/1 являются объекты холодного водоснабжения, а ООО «Стройводхоз» является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку холодной воды абонентам, находящимся на территории Канского района, следовательно, передача таких объектов во временное владение и пользование регулируется специальными нормами.

В соответствии с частью 3 статьи 41.1  ФЗ от 07.12.11 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, МКУ «КУМИ администрации Канского района»  и ООО «Стройводхоз» не имели права в соответствии с действующим законодательством заключать договор аренды муниципального имущества № 1К-2014/1 от 10.03.2015, после истечения срока договора № 1К-2014 от 11.04.2014, поскольку действующим законодательством определено, что с 01.01.2015 объекты коммунального хозяйства могут быть переданы в пользование только по договорам концессии, что также свидетельствует об ограничении конкуренции путем создания преимущественных условий ООО «Строводхоз» при предоставлении указанного муниципального имущества в пользование и ограничивает доступ на рынок водоснабжения муниципального образования Канский район.

Кроме того, ответчиками не представлено в материалы дела документальных доказательств наличия объективных причин, препятствующих передаче указанного имущества в пользование хозяйствующему субъекту в соответствии с  установленным законом порядком.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О защите конкуренции»  установлен запрет на соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Сама возможность заключения соглашения  между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такое соглашение приводит или может привести к недопущению, устранению, ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.

Таким образом, заключение договора аренды муниципального имущества № 1К-2014/1 от 10.03.2015  противоречит положениям статей  16, 17.1 Закона о защите конкуренции, части 3 статьи 41.1  ФЗ от 07.12.11 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и свидетельствует  об ограничении конкуренции путем создания преимущественных условий ООО «Строводхоз» при предоставлении указанного муниципального имущества в пользование и ограничение доступа на рынок водоснабжения муниципального образования – Канский район для иных хозяйствующих субъектов.

В результате исследования доказательств, Комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу о  том, что в действиях МКУ «КУМИ администрации Канского района»  и ООО «Стройводхоз» имело место -   сложное, продолжаемое  нарушение антимонопольного законодательства, которое складывалось из ряда тождественных деяний, направленных к достижению одной цели и объединенных одним умыслом – создать преимущественные условия деятельности ООО «Стройводхоз».

Вред публичным правам и интересам, т.е. посягательство на правопорядок в сфере конкуренции, определяется  через категории недопущения, ограничения или устранения конкуренции,  либо через категорию "вред конкуренции". 

Недопущение конкуренции - это такая ситуация, при которой исключается возможность конкуренции; ограничение конкуренции - когда существенно снижается возможность конкуренции,  устранение конкуренции - когда устраняется ее возможность, вплоть до нуля.

 Вина в совершении согласованных действий обусловлена  и выражается в непринятии необходимых мер для несовершения правонарушения при наличии возможности принятия таких мер.

Учитывая, что ответчики ранее уже были привлечены к ответственности за аналогичное правонарушение, Комиссия приходит к выводу о том, что сторонам было известно о том, что их действия, связанные с заключением антиконкурентного соглашения о передаче/получении в пользование ООО «Стройводхоз» объектов коммунального хозяйства муниципального образования - Канский район на праве аренды, без проведения процедуры торгов путем заключения договора № 1К-2014/1 от 10.03.2015, не соответствует требованиям действующего законодательства, что свидетельствует о виновности лиц, участвующих в рассмотрении дела, в частности: МКУ «КУМИ администрации Канского района» и ООО «Стройводхоз».

В соответствии с вышеизложенным, Комиссия пришла к выводу:

- об отсутствии оснований  для прекращения производства по делу по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции», возбужденного  в отношении МКУ «КУМИ администрации Канского района» и ООО «Стройводхоз»;

- о наличии в действиях МКУ «КУМИ администрации Канского района» и ООО «Стройводхоз» усматривается нарушение статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся  в заключении антиконкурентного соглашения о передаче/получении в пользование ООО «Стройводхоз» объектов коммунального хозяйства муниципального образования - Канский район на праве аренды, без проведения процедуры торгов путем заключения договора № 1К-2014/1 от 10.03.2015 в нарушение требований части 3 статьи 41.1  ФЗ от 07.12.11 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении.

- о необходимости выдачи МКУ «КУМИ администрации Канского района» и ООО «Стройводхоз» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 23,39, 41,49, 50  Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

 

РЕШИЛА:

1. Признать муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Канского  района» и общество с ограниченной ответственностью «Стройводхоз» нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части заключения антиконкурентного соглашения о передаче/получении в пользование ООО «Стройводхоз» объектов коммунального хозяйства муниципального образования Канский район на праве аренды без проведения процедуры торгов, путем заключения договора № 1К-2014/1 от 10.03.2015 в нарушение требований части 3 статьи 41.1  Федерального Закона от 07.12.11 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», что свидетельствует  об ограничении конкуренции путем создания необоснованных преимущественных условий деятельности ООО «Стройводхоз» при предоставлении указанного муниципального имущества в пользование и ограничивает доступ на рынок водоснабжения муниципального образования  Канский район для  иных хозяйствующих субъектов.

2. В целях защиты публичного порядка, восстановления положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства, выдать МКУ «КУМИ администрации Канского района» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства,  с этой целью МКУ «КУМИ администрации Канского района» района Красноярского края надлежит:

- принять меры по истребованию муниципального имущества, являющегося предметом договора № 1К-2014/1 от 10.03.2015;

- осуществлять дальнейшую передачу указанного муниципального имущества с соблюдением требований части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», части 3 статьи 41.1  Федерального Закона от 07.12.11 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

3. В целях защиты публичного порядка, восстановления положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства, выдать ООО «Стройводхоз» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства,  с этой целью ООО «Стройводхоз» надлежит:

- принять меры по возврату муниципального имущества, являющегося предметом договора № 1К-2014/1 от 10.03.2015.

Примечание:

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

В соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Председатель Комиссии                                                                               Е.Л. Лужбин

 

         Члены Комиссии                                                                                                                                                                                                              

                                                                                                                                  Ю.В. Фомушкина

                                                                                                                         Я. С. Костюкевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны