Решение б/н Решение по делу № 024/01/11-21/2019 от 30 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

  

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 21-11-19 (024/01/11-21/2019)

30 июля 2019 года

г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 16 июля 2019 года.

В полном объеме решение изготовлено 30 июля 2019 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – ВрИО заместителя руководителя «…»;  члены Комиссии – «…»., ВрИО начальника правового отдела; «…», ВрИО главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, рассмотрев дело №21-11-19, возбужденное в отношении муниципального автономного учреждения «Центр культурного развития города Шарыпово» «…» (далее – МАУ «ЦКР г. Шарыпово») и общества с ограниченной ответственностью «КРАСКУЛЬТМОНТАЖ» «…» (далее – ООО «Краскультмонтаж») по признакам нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»),

в присутствии законного представителя   МАУ «ЦКР г. Шарыпово»  «…»;

присутствии  законного представителя  ООО «Краскультмонтаж» «…»;

в отсутствие заявителя - Шарыповской межрайонной прокуратуры, уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение Шарыповской межрайонной прокуратуры «…» с просьбой о проведении проверки на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства действий МАУ «ЦКР г. Шарыпово», связанных с заключением с ООО «Краскультмонтаж» договора от 28.09.2018 № 201 на выполнение работ по монтажу механического оборудования, моторизированного экрана без соблюдения конкурсных процедур.

По результатам рассмотрения вышеназванного обращения, в связи с выявлением в действиях  МАУ «ЦКР г. Шарыпово» и ООО «Краскультмонтаж» признаков нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в достижении и реализации соглашения, которое привело или могло привести к ограничению доступа на товарный рынок  выполнения строительных специализированных работ (монтаж специализированного оборудования), путем заключения договора от 28.09.2018 № 201 без проведения публичных процедур приказом Красноярского УФАС России №51 от 19.02.2019 возбуждено настоящее дело.

Определением от 06.03.2019 о назначении дела №21-11-19 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, к участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков привлечены  МАУ «ЦКР г. Шарыпово», ООО «Краскультмонтаж», в качестве заявителя Шарыповская межрайоная прокуратура, а рассмотрение дела назначено на 23.04.2019.

23 апреля 2019 года дело №21-11-19 рассмотрено в присутствии директора МАУ «ЦКР г.Шарыпово» «…», в присутствии директора ООО «КРАСКУЛЬТМОНТАЖ» «…», в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения настоящего дела.

В ходе заседания Комиссия установила, что принятие законного и обоснованного решения по делу в данном заседании невозможно в связи с необходимостью получения  дополнительной информации.

Определением от 23.04.2019 об отложении рассмотрения дела №21-11-19 рассмотрение дела отложено на 03 июня 2019 года.

03 июня 2019 года дело №21-11-19 рассмотрено  в присутствии директора МАУ «ЦКР г.Шарыпово» «…», в присутствии директора ООО «КРАСКУЛЬТМОНТАЖ» «…», в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения настоящего дела.

Определением от 03.06.2019 об отложении рассмотрения дела №21-11-18 рассмотрение дела отложено в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела, рассмотрение дела назначено на 16.07.2019.

При рассмотрении дела №21-11-19 Комиссией установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.

МАУ «ЦКР г. Шарыпово» в соответствии с уставом, утвержденным приказом начальника отдела культуры администрации города Шарыпово от 14.03.2017 №48 (далее – Устав), является некоммерческой организацией.

Целью создания МАУ «ЦКР г. Шарыпово» является организация досуга и приобщения жителей города Шарыпово к творчеству, культурному развитию и самообразованию, любительскому искусству и ремеслам.

В соответствии с пунктом 2.2 Устава основными задачами МАУ «ЦКР г. Шарыпово» являются: удовлетворение потребностей населения в сохранности и развитии традиционного народного художественного творчества, любительского искусства, другой самодеятельности творческой инициативы и социально-культурной активности населения; организация культурного досуга и отдыха жителей г. Шарыпово; предоставление услуг социально-культурного, просветительского, оздоровительного и развлекательного характера, доступных для широких слоев населения; поддержка и развитие самобытных национальных культур, народных промыслов ремесел; развитие современных форм организации культурного досуга с учетом потребностей различных социально-возрастных групп населения.

Согласно пункту 3.2 МАУ «ЦКР г. Шарыпово» вправе без ущерба основным видам деятельности оказывать платные услуги и заниматься приносящей доход деятельностью, соответствующей целям его создания.

В соответствии с пунктом 3.1 Устава МАУ «ЦКР г. Шарыпово» осуществляет, в том числе следующие виды деятельности: проводит массовые театрализованные праздники и предоставления, народные гуляния, обряды и ритуалы в соответствии с региональными и местными обычаями и традициями; организует досуг различных групп населения, в том числе проводит вечера отдыха и танцев, дискотек, молодежных балов, карнавалов, детских утренников, игровых и других культурно-развлекательных программ; предоставляет платные услуги социально-культурного характера населению с учетом его запросов и потребностей.

Для достижения уставных целей МАУ «ЦКР г. Шарыпово», моторизированного экрана с ООО «Краскультмонтаж» на основании  подпункта 13 части 4 статьи 23 Положения о закупке товаров, работ и услуг для нужд МАУ «ЦКР г. Шарыпово», утвержденного Наблюдательным Советом МАУ «ЦКР г. Шарыпово» протоколом №15 от 01.08.2017 (далее – Положение о закупках). Цена договора составляет 608 220 рублей.

Согласно подпункту 13 части 4 статьи 23 Положения о закупках договор с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)  заключается без учета стоимости договора в случае, если возникла потребность в услугах исключительно конкретного физического лица или конкретно физических лиц, или конкретно юридических лиц: автор сценария, артист-исполнитель, балетмейстер-постановщик, композитор, дирижер, дирижер-постановщик, аранжировщик музыкального материала к спектаклю, концертмейстер, либреттист, режиссер-постановщик, репетитор по вокалу или балету, хореограф, хормейстер, художник-постановщик, художник по костюмам или декорациям, художник-бутафор, художник-гример, художник по свету; и с лицами, осуществляющими изготовление и поставку декораций; изготовление и поставку сценической мебели; изготовление и поставку костюмов (в том числе головных уборов и обуви); приобретение материалов, необходимых для создания декораций и театральных костюмов; приобретение театрального реквизита, бутафории, грима, постижерских изделий; поставку и установку светового и звукового специализированного оборудования.

Таким образом, вышеназванный пункт Положения о закупке предусматривает возможность МАУ «ЦКР г. Шарыпово» осуществить закупку работ по установке светового и звукового специализированного оборудования.

Вместе с тем в соответствии с Приложением №1 (локально-сметный расчет) к договору №201 от 28.09.2018, заключенного между МАУ «ЦКР г. Шарыпово» и ООО «Краскультмонтаж», монтажу (установке) подлежали лебедка электрическая антрактно-раздвижного занавеса, лебедка электрическая софитных подъемов, оборудование сценических подъемов: дорога антрактно-раздвижного занавеса, подвеска для штанги сценических подъемов, устройство натяжное, узел мертвого крепления дороги антрактно-раздвижного занавеса или люстры зрительного зала, навеска стального каната для сценических подъемов);

Таким образом, в предмет вышеназванного договора МАУ «ЦКР г. Шарыпово» были включены работы, не связанные с установкой светового и звукового специализированного оборудования.

Из письменных объяснений директора МАУ «ЦКР г. Шарыпово» «…» заместителю Шарыповского межрайонного прокурора следует, что в 2017 году из бюджета Красноярского края г. Шарыпово выделены денежные средства для выполнения монтажных работ в строящийся «ЦКР г. Шарыпово». В конце сентября 2018 года в соответствии с Положением о закупках был заключен договор на выполнение работ по монтажу механического оборудования и моторизированного экрана №201 от 28.09.2018 с ООО «Краскультмонтаж». При заключении указанного договора на сумму 608 220 рублей не было учтено, что согласно Положению о закупке эту закупку у единственного поставщика осуществлять было нельзя, поскольку подлежащее установке оборудование не является ни световым, ни звуковым. Помимо указанного договора одновременно был заключен договор с ООО «АРТМЕХАНИКА КРАСНОЯРСК» на монтаж светового и звукового оборудования, который ООО «Краскультмонтаж» выполнить не может. Срочность заключения договоров обусловлена предполагаемым вводом в октябре 2018 года строящегося объекта.

На заседании Комиссии директор МАУ «ЦКР г. Шарыпово» поддержала ранее представленные письменные пояснения (вх. №6365 от 16.04.2019), из которых следует, что 01.08.2018 Наблюдательным советом МАУ «ЦКР г. Шарыпово» было утверждено Положение о закупке товаров, работ и услуг для нужд МАУ «ЦКР г. Шарыпово». В ходе заседания Наблюдательного совета МАУ «ЦКР г. Шарыпово» было принято решение об изменении подпункта 13 пункта 4 статьи 23 Положения о закупках в части постановки запятой между словами «звукового» и «специализированного оборудования». Таким образом, новая редакция предоставляла возможность Учреждению закупать специализированное оборудование,  не являющееся световым или звуковым, у единственного поставщика. Однако, при размещении новой редакции 02.08.2018 контрактный управляющий, не убедившись в том, что изменение в указанной части сохранилось, разместил на сайте закупок Положение о закупках с технической опечаткой в подпункте 13 пункта 4 статьи 23 Положения о закупках. Таким образом, при заключении договора №201 от 29.09.2018 МАУ «ЦКР г. Шарыпово» с ООО «Краскультмонтаж» руководствовалось новой редакцией Положения о закупках. Совершение  сделки с ООО «Краскультмонтаж» на монтаж механического оборудования и моторизированного экрана было одобрено Наблюдательным советом МАУ «ЦКР г. Шарыпово». При этом начальная максимальная цена договора была определена по результатам анализа коммерческих предложений ООО «Театральные технологические системы», ИП «…» ООО «Краскультмонтаж». 

Директор ООО «Краскультмонтаж» поддержал доводы, изложенные ранее в письменных пояснениях (вх.№6573 от 18.04.2019), из которых следует, что до заключения договора №201 от 29.09.2018 на выполнение работ по монтажу механического оборудования, моторизированного экрана Обществом по запросу МАУ «ЦКР г. Шарыпово было представлено коммерческое предложение о готовности выполнить работы по монтажу механического оборудования. Стоимость вышеназванных работ была определена в размере 608220 рублей.  ООО «Краскультмонтаж», заключая указанный договор, исходило из срочности проведения работ  вызванной предполагаемым вводом строящегося объекта в эксплуатацию. Договор в полном объеме не исполнен, расторгнут по соглашению сторон.

Относительно редакции Положения о закупках ООО «Краскультмонтаж» пояснил, что до заключения договора №201 от 29.09.2018 на выполнение работ по монтажу механического оборудования - моторизированного экрана Положение о закупках МАУ «ЦКР г. Шарыпово» было представлено Обществу учреждением нарочно.  

Исследовав материалы дела, Комиссия по рассмотрению дела пришла к следующим выводам.

 Правовое положение автономных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, цели, порядок формирования и использования их имущества, основы управления автономными учреждениями, основы отношений автономных учреждений с их учредителями, с участниками гражданского оборота, ответственность автономных учреждений по своим обязательствам определены Федеральным законом Российской Федерации от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Закон № 174-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 174-ФЗ субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах), может создаваться автономное учреждение.

На основании части 7 статьи 2 Закона № 174-ФЗ автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 этой же статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ). Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели. Порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках») указанный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг в том числе автономными учреждениями.

Таким образом, при осуществлении закупок  МАУ «ЦКР г.Шарыпово» обязано руководствоваться положениями ФЗ «О закупках».

В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положения).

Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 2 статьи 2 ФЗ «О закупках» положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии  с частью 1 статьи 4 ФЗ «О закупках» положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.

Из вышеназванных норм следует, что МАУ «ЦКР г. Шарыпово» обязано осуществлять закупки товаров, работ, услуг с соблюдением процедуры закупки, установленной в Положении о закупке, которое, в свою очередь, должно соответствовать нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе ФЗ «О закупках» и Федеральному закону от 26.07.2006 « 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»).

На официальном сайте Единой информационной системы (далее –ЕИС) в сфере закупок МАУ «ЦКР г. Шарыпово» размещено Положение о закупках в соответствии с требованиями ФЗ «О закупках». Действующей на момент заключения указанных выше договоров являлась редакция положения от 01.08.2017.

Согласно части 1 статьи 11 вышеназванного Положения о закупках закупки товаров, работ, услуг могут осуществляться путем проведения торгов в форме открытого конкурса, в том числе в электронной форме; открытого аукциона, в том числе в электронной форме; без проведения торгов (запрос цен, в том числе в электронной форме, запрос предложений, в том числе в электронной форме, у единственного поставщика); иные.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Положения о закупках закупка товаров, работ, услуг иными способами, не указанными в части 1 статьи 11 Положения о закупках не допускается.

Решение о выборе способа закупки принимается МАУ «ЦКР г. Шарыпово», специализированной организацией в зависимости от предмета закупки и его спецификации, срочности закупки, ее объема и стоимости, требований к квалификации поставщиков (исполнителей, подрядчиков), наличия на рынке требуемых товаров (работ, услуг), иных обстоятельств, при которых совершается закупка.

В соответствии со статьями 7, 15, 17, 18, 21, 22 Положения о закупках в целях привлечения поставщиков к участию в закупочных процедурах при проведении торгов, а также при осуществлении закупок путем запроса цен, запроса предложений заказчик осуществляет размещение извещения о проведении закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. 

Статьей 23 Положения о закупках установлены условия применения процедуры закупки у единственного поставщика.

Так, в редакции от 01.08.2017 заказчик был вправе применять процедуру закупки у единственного поставщика  без учета стоимости договора в случае, если возникла потребность в услугах исключительно конкретного физического лица или конкретно физических лиц, или конкретно юридических лиц: автор сценария, артист-исполнитель, балетмейстер-постановщик, композитор, дирижер, дирижер-постановщик, аранжировщик музыкального материала к спектаклю, концертмейстер, либреттист, режиссер-постановщик, репетитор по вокалу или балету, хореограф, хормейстер, художник-постановщик, художник по костюмам или декорациям, художник-бутафор, художник-гример, художник по свету; и с лицами, осуществляющими изготовление и поставку декораций; изготовление и поставку сценической мебели; изготовление и поставку костюмов (в том числе головных уборов и обуви); приобретение материалов, необходимых для создания декораций и театральных костюмов; приобретение театрального реквизита, бутафории, грима, постижерских изделий; поставку и установку светового и звукового специализированного оборудования.

Таким образом, при осуществлении закупок для собственных нужд, МАУ «ЦКР г. Шарыпово» выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Положением о закупках.

Комиссией установлено, что заказчиком МАУ «ЦКР г. Шарыпово» и ООО «Краскультмонтаж»  при заключении договора № 201 от 28.09.2018 на выполнение работ по монтажу механического оборудования, моторизированного экрана с ООО «Краскультмонтаж» не было учтено, что закупка указанных работ, не относящихся к установке звукового или светового специализированного оборудования, не может быть осуществлена на основании подпункта 13 части 4 статьи  23 Положения о закупках, размещенного на официальном сайте закупок и являющегося правовой основой закупок  товаров, работ и услуг для учреждения.

Представленный МАУ «ЦКР г. Шарыпово» протокол заседания наблюдательного Совета МАУ «ЦКР г. Шарыпово»  №15 от 01.08.2017 по вопросу внесения изменений в Положение о закупках вопреки доводам директора МАУ «ЦКР г.Шарыпово» не содержит изменений в подпункта 13 части 4 статьи 23 Положения о закупках в части постановки запятой между словами звукового и специализированного оборудования.   

Изменения в Положение о закупке МАУ «ЦКР г. Шарыпово» не внесены,  на официальном сайте   не размещены.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для применения МАУ «ЦКР г. Шарыпово» и ООО «Краскультмонтаж» вышеуказанного пункта Положения о закупках при заключении договора № 201 от 28.09.2018 на выполнение работ по монтажу механического оборудования, моторизированного экрана.

При этом Комиссия отмечает отсутствие какой-либо объективной обусловленности не проведения конкурентных процедур, полагает, что заказчик располагал достаточным количеством времени для проведения закупки с использованием конкурентных процедур с момента доведения до МАУ «ЦКР г. Шарыпово» субсидии (Соглашение №1 от 02.06.2017).

Заключение договора сторонами без соблюдения правового основания привело к тому, что заказчиком не было размещено извещение в ЕИС о проведении закупки, как это требуется в соответствии с Положением о закупках для всех способов закупки, кроме закупки у единственного поставщика.  

Вместе с тем, действия заказчика должны соответствовать целям, указанным в части 1 статьи 3 ФЗ «О защите конкуренции», при этом праву заказчика на своевременное и полное удовлетворение потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности корреспондирует обязанность по обеспечению возможности участия юридических и физических лиц в закупке на конкурентной основе, стимулированию такого участия, развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности закупки, предотвращению коррупции и других злоупотреблений.

Принцип отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки является одним  из  основополагающих  принципов ФЗ «О закупках», соблюдение которого направлено на обеспечение как прав хозяйствующих субъектов, так эффективности расходования бюджетных средств, осуществления  закупок  по  обоснованным  рыночным  ценам,  сложившимся  в  условиях свободного спроса и предложения.

Также заказчикам необходимо руководствоваться Стандартом осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, утвержденный ФАС России, согласно которому наиболее предпочтительным способом определения победителя является проведение конкурса, аукциона в связи с тем, что за счет достаточных сроков подачи заявок и заключения договора указанные процедуры обеспечивают расширение числа участников закупок, а также минимизируют риски совершения согласованных действий заказчика и участника закупки.

Кроме того, с целью недопущения коррупционных проявлений, для реализации принципа прозрачности и гласности проводимых закупок, а также развития добросовестной конкуренции заказчикам рекомендуется расширять число закупок, проводимых в электронной форме.

При проведении торгов имеет место состязательность участников, конкурирующих между собой за право заключить договор, и стремящихся выдвинуть организатору торгов наиболее выгодные условия договора по поставке товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Именно торги позволяют максимально использовать механизм конкуренции и состязательности участников, достигать наиболее выгодных результатов, выдвигая более жесткие требования и условия по гарантиям исполнения, что и отвечает юридической природе торгов.

Проведение публичных процедур способствует развитию конкуренции за обладание правом исполнения договора путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к исполнению договора всех заинтересованных лиц.

Кроме того, проведение торгов обеспечивает выбор наилучшего исполнителя заказа по цене, времени и качеству исполнения. Тем самым только при проведении конкурентных процедур наилучшим образом достигаются принципы эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ и услуг, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

С позиции ФАС России, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры.

Таким образом, случаи избрания закупки у единственного поставщика должны обладать исключительным характером и заказчики не наделены абсолютным правом самостоятельно определять случаи закупки у единственного поставщика, при разработке Положения о закупках заказчикам необходимо руководствоваться принципами, установленными ФЗ «О закупках».

Так, из письма Минэкономразвития России от 17.02.2016 №Д28и-470 следует, что злоупотребление правом закупки у единственного поставщика может повлечь нарушение норм Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Необоснованное применение пункта 13 части 4 статьи 23 Положения о закупках при заключении договора №201 от 28.09.2018 на выполнение работ по монтажу оборудования, между МАУ «ЦКР г. Шарыпово» и ООО «Краскультмонтаж» способствовало созданию преимуществ ООО «Краскультмонтаж» и привело к лишению возможности других хозяйствующих субъектов, выполняющих аналогичные работы, реализовать свое право на заключение договора.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Таким образом, вышеуказанные нормы ГК РФ закрепляют принцип свободы договора. Вместе с тем, принцип свободы договора предполагает добросовестность действий его сторон, разумность и справедливость его условий. Свобода договора, предполагая, что стороны действуют по отношению друг к другу на началах равенства и автономии воли и определяют условия договора самостоятельно в своих интересах, при этом не означает, что при заключении договора стороны могут действовать и осуществлять свои права без учета прав других лиц, а также ограничений, установленных ГК РФ и другими законами.

В силу статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Таким образом, обязанность проверять соответствие положений договора и правовых оснований для его заключения действующему законодательству, в том числе ФЗ «О защите конкуренции» и ФЗ «О закупках», Положению о закупках возложена на обе стороны договора.

Заключение МАУ «ЦКР г. Шарыпово» и ООО «Краскультмонтаж» договора, являющегося согласованием воли сторон обо всех существенных условиях, в том числе противоречащих законодательству о закупках и антимонопольному законодательству, свидетельствует о наличии антиконкурентного соглашения.

Статьей 168 ГК РФ установлено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 74 и 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Аналогичную правовую позицию занимают и Арбитражные суды Российской Федерации. Так, в постановлении Арбитражного суда Уральского округа № Ф09-8787/16 по делу № А34-6943/2015, руководствуясь ст. 8, ч. 1, 2, 5 ст. 24, п. 4 ч. 1 ст. 93 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», п. 3.5.1 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, суд удовлетворил иск о признании недействительными (ничтожными) сделок, оформленных договорами поставки, заключенными между ответчиками; о применении последствий недействительности ничтожной сделки.

В соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

При этом согласно статье 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Частью 1 статьи 3 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что названный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого их них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При этом приведенный перечень признаков ограничения конкуренции не носит закрытый характер.

Под соглашением согласно пункту 18 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Анализ вышеназванных норм права позволяет сделать вывод, что соглашения, которые приводят или могут привести к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов могут быть совершены как в письменной, так и в устной форме. Сама возможность заключения соглашения между хозяйствующими субъектами, если такое соглашение приводит или может привести к ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.

Частью 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Для определения факта заключения антиконкурентного соглашения необходимо, прежде всего, установить как сам товарный рынок, на котором достигнуто соглашение и предполагается влияние на конкуренцию, в его географических границах, так и состав хозяйствующих субъектов, действующих на  товарном рынке. С указанной целью управлением проведен анализ состояния конкуренции.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Таким образом, в рассматриваемом случае нарушение антимонопольного законодательства совершено на товарном рынке выполнения строительных специализированных работ (монтаж специализированного оборудования).

Временной интервал определен исходя из цели исследования – анализа состояния конкурентной среды на указанном рынке в момент заключения договора на выполнение работ по монтажу механического оборудования, моторизированного экрана для нужд МАУ «ЦКР г. Шарыпово» и составил один месяц – сентябрь 2018 года.

Согласно пункту 1 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, под товаром, в том смысле, какой в него вкладывает ФЗ «О защите конкуренции» понимаются работы по монтажу механического оборудования, моторизированного экрана.

За продуктовые границы товарного рынка выполнения строительных специализированных работ (монтаж специализированного оборудования) в данном случае следует принять указанные работы. При этом, оценивая границы товарного рынка, определение продуктовых границ товарного рынка основывается на мнении покупателей о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Мнение покупателей может определяться путем анализа предмета договора, на основании которых осуществляется реализация товара. В рассматриваемом случае предварительное определение товара проведено на основании договора, заключенного между МАУ «ЦКР г. Шарыпово» и ООО «Краскультмонтаж». На этапе окончательного определения продуктовых границ исследуемого товарного рынка, подтвердились продуктовые границы товарного рынка, определенные на предварительном этапе.

Процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает: предварительное определение географических границ товарного рынка; выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями); определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

При этом, с учетом того, что заказчиком является субъект, расположенный на территории г. Шарыпово, соответствующая потребность заказчика существует только на территории г. Шарыпово. Следовательно, потенциальными подрядчиками могут быть любые хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории РФ, постоянно выполняющие (имеющие возможность выполнить) вышеуказанные работы  на  территории г. Шарыпово.

Таким образом, географические границы указанного товарного рынка охватываются территорией г. Шарыпово.

Рынок выполнения специализированных строительных работ по монтажу специализированного оборудования в пределах географических границ является высоконкурентным.   На вышеуказанном товарном рынке действуют такие хозяйствующие субъекты как ООО «Лифт» («…»), ООО «СПАС+1» («…»), ООО «Энергосервис» («…»), ООО «Импульс СБ» («…»), ООО «Строитель» («…»), ООО «Спецэлектромонтаж-к» («…»), ООО «Кабб-Монтаж-Сервис» («…») и иные хозяйствующие субъекты потенциально имеющие возможность выполнить аналогичный вид работ.

Таким образом, потенциально имеется неограниченное число участников закупки, а рынок выполнения специализированных строительных работ (монтаж специализированного оборудования) конкурентным.

В связи с вышеуказанными действиями МАУ «ЦКР г. Шарыпово» и ООО «Краскультмонтаж» у хозяйствующих субъектов возник барьер входа на рынок  выполнения специализированных строительных работ (монтаж специализированного оборудования).

Исходя из этого, Комиссия полагает доказанным, что между МАУ «ЦКР г. Шарыпово» и ООО «Краскультмонтаж» достигнуто антиконкурентное соглашение, запрет на достижение которого установлен пунктом 3 части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции». Реализация данного соглашения произведена в результате заключения договора  №201 от 28.09.2018   на выполнение работ по монтажу механического оборудования

Согласно подпунктам «а», «е» пункта 2 части 1 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в ФЗ «О защите конкуренции», обязательные для исполнения предписания, в том числе о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и об  устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

Вместе с тем, на момент вынесения решения договор №201 от 28.09.2018 расторгнут по соглашению сторон. Общая сумма исполнения договора №201 от 28.09.2018 составляет  400 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями, имеющимися в материалах дела.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи ответчикам обязательного для исполнения предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

Кроме того, действия по заключению хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП); действия по заключению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, а равно участие в нем, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 14.32 КоАП.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 указанного Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В связи с вышеуказанным, Комиссия приходит к выводу о необходимости передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении виновных лиц дел об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного, Комиссия по рассмотрению дела №111-11-18 о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьями 11, 23, 39, 41, 49, 50 ФЗ «О защите конкуренции»

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать  МАУ «ЦКР г. Шарыпово» и ООО «Краскультмонтаж»  нарушившими пункт 3 части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», в части  заключения антиконкурентного соглашения, которое привело или могло привести к ограничению доступа на товарный рынок  выполнения специализированных строительных работ (монтаж специализированного оборудования), путем заключения без проведения публичных процедур договора №201 от 28.09.2018.

2. Обязательное для исполнения предписание по делу не выдавать.

3. Передать в необходимом объеме копии материалов дела №21-11-19 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении МАУ «ЦКР г. Шарыпово» и ООО «Краскультмонтаж», а также в отношении виновных должностных лиц МАУ «ЦКР г. Шарыпово» и ООО «Краскультмонтаж» дел об административных правонарушениях по статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке статьи 52 ФЗ «О защите конкуренции».

Связанные организации

Связанные организации не указаны