Постановление №ВМ/12530/23 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по де... от 25 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу

об административном правонарушении № 024/04/7.32.3-1038/2023

 

17 июля 2023 года

г. Красноярск

 

Резолютивная часть постановления объявлена: 17.07.2023.

В полном объеме постановление изготовлено: 20.07.2023.

 

Заместитель руководителя Красноярского УФАС России Мерзляков В.Л., руководствуясь статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), рассмотрев материалы административного дела № 024/04/7.32.3-1038/2023, возбужденного в отношении юридического лица – краевого государственного автономного учреждения «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» (далее – КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов»),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Красноярского УФАС России поступило постановление заместителя Красноярского транспортного прокурора Маклакова А.В. о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.03.2023 в отношении юридического лица – КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов», по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Возбуждение дела об административном правонарушении осуществлено путем составления постановления в присутствии представителя КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов».

Определением от 18.04.2023 рассмотрение дела № 024/04/7.32.3-1038/2023 назначено на 02.05.2023.

Определением от 02.05.2023 рассмотрение дела № 024/04/7.32.3-1038/2023 отложено на 16.06.2023 в связи с необходимостью получения дополнительной информации, срок рассмотрения дела продлен до 18.06.2023.

Определением от 16.06.2023 рассмотрение дела № 024/04/7.32.3-1038/2023 отложено на 17.07.2023 в связи с необходимостью получения дополнительных сведений о привлечении юридического лица к административной ответственности, срок рассмотрения дела продлен до 18.07.2023.

17 июля 2023 года дело об административном правонарушении № 024/04/7.32.3-1038/2023 рассмотрено в присутствии помощника Красноярского транспортного прокурора Кислицина Д.С. и представителей КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» Субботина М.Р. и Ласкаевой А.Д. по доверенностям.

Событие административного правонарушения: Красноярской транспортной прокуратурой по результатам проверки в деятельности КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» выявлены нарушения законодательства при осуществлении закупок на оказание авиационных услуг по патрулированию и тушению лесных пожаров с использованием самолетов и вертолетов.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Закон № 174-ФЗ) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.

Согласно частям 1 и 2 статьи 4 Закона № 174-ФЗ основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых такое автономное учреждение создано.

Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно части 2.1 статьи 4 Закона № 174-ФЗ автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 статьи 4 деятельности осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников (части 3, 4 статьи 4 Закона № 174-ФЗ).

Автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами. Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе) (части 6, 7 статьи 4 Закона № 174-ФЗ).

В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определено, что государственное задание представляет собой документ, который формируется и утверждается учредителем и устанавливает требования к составу, качеству, объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг (выполнения работ).

Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов (пункт 4 статьи 69.2 БК РФ).

Таким образом, выполнение государственного задания осуществляется автономным учреждением за счет средств соответствующего бюджета, посредством выделения финансовых средств учредителем.

Согласно части 7 статьи 51 Лесного кодекса РФ (далее – ЛК РФ) охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты лесов.

Частью 1 статьи 57 ЛК РФ установлено, что авиационные работы по охране лесов от пожаров включают в себя: авиационное патрулирование; тушение лесных пожаров; доставку воздушными судами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно.

Частью 2 статьи 19 ЛК РФ предусмотрено, что мероприятия по сохранению лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов.

Частью 4 статьи 19 ЛК РФ предписано, что, в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом.

При этом согласно пункту 1 статьи 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с Законом № 44-ФЗ с учетом положений Бюджетного кодекса РФ.

Таким образом, из системного толкования указанных норм законодательства следует, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, в том числе по осуществлению мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, авиационные работы по охране лесов от пожаров осуществляются за счет бюджетных средств как непосредственного органами государственной власти так и государственными учреждениями на основании государственного задания. При этом действующим законодательством не предусмотрен запрет на привлечение такими государственными учреждениями (в том числе автономными) к выполнению государственного задания третьих лиц, однако выбор таких лиц и последующее заключение с ними гражданско-правовых договоров должен осуществляться с соблюдением требований, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, поскольку выполнение государственного задания направлено на удовлетворение государственных нужд (а не нужд самого государственного автономного учреждения) и финансируется исключительно за счет бюджетных средств.

Согласно пункту 1.3 Устава КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов», утвержденного приказом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 12.02.2018 № 171-од, учреждение является унитарной некоммерческой организацией, не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не разделяет полученную прибыль между участниками.

Из пункта 2.2. Устава следует, что предметом деятельности учреждения является охрана лесов от пожаров, защита лесов от вредных организмов, авиационные работы, воздушные перевозки и полеты воздушных судов, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в лесах, вызванных лесными пожарами, массовым распространением вредителей и болезней леса, ликвидация их последствий, образовательная деятельность.

Пунктом 1.2 Устава предусмотрено, что учредителем и собственником КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» является Красноярский край, функции полномочий учредителя осуществляет Министерство лесного хозяйства Красноярского края.

Согласно пункту 2.3 Устава основными целями деятельности учреждения являются авиационное патрулирование, тушение лесных пожаров, проведение противопожарной пропаганды, защита лесов от вредителей и болезней.

Установлено, что 10.01.2023 между Министерством лесного хозяйства Красноярского края и КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» заключено соглашение № 61 о предоставлении из Краевого бюджета субсидии на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).

В соответствии с названным государственным заданием КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» за счет средств субсидии обязано выполнить на территории Красноярского края работы по охране лесов от пожаров, в том числе авиационный мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.

В рамках исполнения указанного соглашения КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» в период с 12.01.2023 по 15.02.2023 размещены извещения о проведении в соответствии с Положением о закупках, утверждённым во исполнение Закона № 223-ФЗ конкурентных процедур №№ 32312025852, 32312100605, 32312100656, 32312100631, 32312043714, 32312025785, 32312025731, 32312025493, 32312043888, 32312043836, 32312043638, 32312043560, 32312043508 на оказание авиационных услуг по патрулированию и тушению лесных пожаров с использованием самолетов и вертолетов, которые отнесены к мероприятиям по охране лесов и связаны с выполнением государственного задания, на исполнение которого учреждению выделена государственная субсидия.

По результатам проведения закупочных процедур заключены соответствующие договоры с авиакомпаниями.

Вместе с тем, поскольку Закон № 223-ФЗ определяет порядок закупок только для удовлетворения собственных нужд и потребностей автономных учреждений, а осуществление патрулирования и тушения лесных пожаров с использованием самолетов и вертолетов к таким потребностям не относится, поскольку данные функции отнесены к сфере полномочий государства и направлено на охрану лесов, находящихся в федеральной собственности, а сами автономные учреждения выступают государственными заказчиками в силу наделения их соответствующими полномочиями государственными органами, Закон № 223-ФЗ применению не подлежал, поскольку в этих случаях поставщики (подрядчики, исполнители) должны определяться конкурентными способами, указанными в статье 24 Закона№ 44-ФЗ.

Таким образом, в рассматриваемых случаях КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов», являясь некоммерческой организацией, созданной для осуществления мероприятий по охране лесов от пожаров, выполняя государственное задание, установленное учредителем, относящееся к основным видам деятельности, при осуществлении закупок авиационных услуг по патрулированию и тушению лесных пожаров с использованием самолетов и вертолетов обязано было проводить их в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Следовательно, КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» в нарушение Закона № 44-ФЗ неправомерно проведены конкурентные процедуры по извещениям №№ 32312025852, 32312043714, 32312025785, 32312025731 и 32312025493.

За данное нарушение законодательства предусмотрена ответственность по части 3 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) – осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.

Место совершения нарушения: место нахождения КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов», г. Красноярск, ул. Академгородок, 50а, корп.2.

Время совершения нарушения: 12.01.2023 (размещение извещения № 32312025852), 19.01.2023 (размещение извещений №№ 32312025785, 32312025731, 32312025493), 26.01.2023 (размещение извещений №№ 32312043714, 32312043888, 32312043836, 32312043638, 32312043560, 32312043508), 08.02.2023 (размещение извещения № 32312100605), 15.02.2023 (размещение извещений №№ 32312100656, 32312100631).

Статьей 4.5 КоАП РФ установлено, что давность привлечения за административное правонарушение, установленное частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ, составляет один год. Следовательно, на момент вынесения настоящего постановления срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Объект правонарушения - общественные отношения, складывающиеся в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в осуществлении закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Законом № 223-ФЗ в то время как они должны осуществляться в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ, то есть учреждением выбран неверный порядок осуществления закупок.

При этом объективная сторона рассматриваемого деяния является сложной и состоит из нескольких связанных элементов, охватываемых единой субъективной стороной нарушения, выразившейся в игнорировании КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» возложенной законом обязанности по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в случае, если такие закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должны осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Противоправное поведение было осуществлено в момент размещения извещения о проведении закупки ЕИС в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

Субъектом административной ответственности за данное нарушение является юридическое лицо - КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» ИНН 2463235719, адрес местонахождения: г. Красноярск, ул. Академгородок, 50а, корп.2.

Следовательно, КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» совершило административное правонарушение, установленное частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Поскольку доказательств того, что КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не представлено, вина в совершении административного правонарушения в действиях данного юридического лица установлена и подтверждается материалами административного дела.

Представителями КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» представлены пояснения, из которых следует, что закупка за счет средств субсидии на выполнение государственного задания авиационных транспортных услуг осуществлена для самостоятельного выполнения учреждением авиационных работ по мониторингу и тушению лесных пожаров, то есть для удовлетворения собственных нужд, что не охватывается исчерпывающими случаями обязательного применения Закона № 44-ФЗ. Полагает, что в данном случае применению подлежит статья 3, части 4, 6 статьи 15 Закона № 44-ФЗ, пункт 1 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ.

Доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, в материалы дела не представлено.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Действия, совершенные КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов»

повлекли нарушение установленного государством порядка осуществления закупок при расходовании бюджетных средств. В связи с чем, данное правонарушение не может расцениваться как малозначительное.

Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II данного кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 данного кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

В связи с тем, что в УФАС России по Красноярскому краю отсутствует информация, подтверждающая факт совершения ранее юридическим лицом КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» административного правонарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, с учетом наличия обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, в том числе в связи с тем, что данное нарушение не повлекло причинение вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и не причинило имущественный вред, административное наказание, предусмотренное ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ, подлежит замене на предупреждение.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ не установлено.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в соответствии со статьей 4.3 КоАП РФ не установлено.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать юридическое лицо – краевое государственное автономное учреждение «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов», (ИНН 2463235719, адрес местонахождения: г. Красноярск, ул. Академгородок, 50а, корп.2) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

2. Назначить КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» административное наказание в виде предупреждения.

В соответствии со статьей 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления об административном правонарушении, если постановление не было обжаловано или опротестовано, либо после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту.

Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со статьями 30.1, 30.3 КоАП РФ может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в Арбитражный суд Красноярского края в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

КГАУ "Лесопожарный центр"
ИНН 2463235719, ОГРН 1122468013920
Красноярская транспортная прокуратура
ИНН 2466029055, ОГРН 1032402940734