Решение б/н РЕШЕНИЕ № 35-10-15 от 7 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ачинская транспортная прокуратура

ул.Привокзальная, 19, г.Ачинск,

Красноярский край, 662156

 

ОАО «РЖД»

ул. Новая Басманная, 2, г.Москва, 107174

 

Красноярская железная дорога»-

филиал ОАО «РЖД»

ул. Горького, 6, г.Красноярск, 660021

 

ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС»

ул.Красноярская, 30, офис 2-5, г.Ачинск, Красноярский край, 662150

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

№ 35-10-15 от 5 июня 2015 года                                                                                      г. Красноярск

 

          Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 22 мая 2015 года. В полном объеме решение изготовлено 5 июня  2015 года.

          Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления; члены Комиссии – Капсудин Е.В., начальник контрольного отдела; Игнатенко О.С., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти рассмотрела дело №35-10-15, возбужденное в  отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ул. Новая Басманная, 2, г.Москва, 107174, ИНН7708503727/ОГРН03773987295) (далее - ОАО «РЖД», Перевозчик, Ответчик) по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») в рамках рассмотрения заявлений (исх. №415ж-2014 от 10.12.2014; вх.№26396 от 25.12.2014; исх. №415ж-2014 от 14.01.2015; вх.№979 от 22.01.2015; исх. №415ж-2014 от 15.01.2015; вх.№980 от 22.01.2015)  Ачинской транспортной прокуратуры

         при участии в  заседании Комиссии представителей:

         Ответчика – <…>, по доверенности от 05.03.2015 (до и после перерыва); <…>, по доверенности №541-Д от 25.08.2014 (до перерыва);

         общества с ограниченной ответственностью «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» (ул.Красноярская, 30, офис 2-5, г.Ачинск, Красноярский край, 662150, ИНН 244304285) (далее- ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС») – директора <…> (до перерыва), представителя – <…>, по доверенности  от 28.04.2015 (до и после перерыва);

         в отсутствие представителей Ачинской транспортной прокуратуры, направившей в адрес Управления ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие

 установила:

В адрес Красноярского УФАС России поступили заявления (исх. №415ж-2014 от 10.12.2014; вх.№26396  от 25.12.2014; исх. №415ж-2014 от 14.01.2015; вх.№979 от 22.01.2015; исх. №415ж-2014 от 15.01.2015; вх.№980 от 22.01.2015) Ачинской транспортной прокуратуры о проведении проверки на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства, действий ОАО «РЖД», выразившихся в необоснованном, по мнению Ачинской транспортной прокуратуры, отказе в подаче вагонов грузополучателю ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС».

         Из заявления и приложенных к нему документов, что 25.02.2014 между ОАО «РЖД», ООО «Ачинский зерноперерабатывающий комбинат» и ООО «Желдоральянс» заключено трехстороннее соглашение № С-2/92 (к договору от 11.09.2012 № 2/693) на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО «Ачинский зерноперерабатывающий комбинат», примыкающего к железнодорожной станции Ачинск-2 Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», при обслуживании локомотивом владельца.

        22.10.2014 порожние вагоны №№ 95338687, 95338661, 95338117, 95338224, 95338232, 95337929, 95337960, 95337978, 95338034, 95338364, принадлежащие ООО «Восток 1520», следовали согласно транспортной железнодорожной накладной № ЭУ970474 со станции отправления Багульная Восточно-Сибирской железной дороги до станции назначения Ачинск-2 Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», грузоотправителем которого является ОАО «Русал Братский алюминиевый завод» (плательщик ООО «Восток 1520»), грузополучателем - ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС». Однако в приеме вагонов к перевозке в адрес ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» отказано, что подтверждается выпиской из автоматизированной системы «ЭТРАН» (22.10.2014 произведен откат операции агентом СФТО ЛАФТО Братск <…>).

       При переоформлении ООО «Восток 1520» по просьбе директора ООО «Желдоральянс» данных вагонов на другого грузополучателя (заявка № ЭФ141882), а именно ОАО «Ачинская хлебная база №17» (пути необщего пользования граничат с путями ООО «Ачинский зерноперерабатывающий комбинат»), указанные выше 10 вагонов приняты к доставке и беспрепятственно доставлены 01.11.2014 в адрес ОАО «Ачинская хлебная база».

       22.10.2014 ОАО «Первая грузовая компания» с целью отправки вагона № 51942977 со станции Новая Еловка Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» на пути необщего пользования, эксплуатируемые ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» на станции Ачинск-2 Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», оформлена накладная № ЭУ007602. Однако согласно автоматизированной системе «ЭТРАН» в этот же день агентом СФТО ЛАФТО Ачинск-1 <…> в перевозочный документ внесен отказ ОАО «РЖД» в приемке вагона по причине «превышения технических и (или) технологических возможностей».

       23.10.2014 ОАО «Первая грузовая компания» по перевозочному документу № ЭФ058457 со станции Новая Еловка в адрес ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» оформлен вагон № 73398729. Вместе с тем, и в этом случае агентом ЛАФТО Ачинск-1 <…> 24.10.2014 в согласовании перевозочного документа отказано по причине «превышения технологических возможностей».

      Однако при переоформлении ОАО «Первая грузовая компания» по просьбе директора ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» данных вагонов на другого грузополучателя, а именно ОАО «Ачинская хлебная база №17» указанные выше вагоны 08.11.2014 и 13.11.2014 беспрепятственно доставлены на станцию Ачинск-2 в адрес ОАО «Ачинская хлебная база №17».

21.10.2014 ОАО «Русал Братский алюминиевый завод» (плательщик ООО «Восток 1520») подана заявка на перевозку 21 порожнего вагона по накладной № ЭУ970461 со станции Багульная Восточно-Сибирской железной дороги до станции Ачинск-2 Красноярской железной дороги в адрес грузополучателя ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» с целью погрузки порожних вагонов и его дальнейшего следования.

Однако 23.10.2014 указанные заявки отклонены ОАО «РЖД». Согласно выпискам из автоматизированной системы «ЭТРАН», представленной ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС», причиной для отказа в согласовании заявки на перевозку указанных выше порожних вагонов явилось откат что значит откат? операции агентом СФТО ЛАФТО Братск <…>).

Также, по причине «превышения технологических возможностей» агентом ЛАФТО Ачинск-2 <…> 23.10.2014 отклонена заявка ЗАО «ЭКСТЭС-ТРАНСПОРТ» о направлении в адрес ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» на станцию Ачинск-2 Красноярской железной дороги-филиала ОАО «РЖД»  на промывку вагона № 59598367.

Вместе с тем, при оформлении 26.10.2014 грузоотправителем ЗАО «ЭКСТЭС-ТРАНСПОРТ» заявок на вагоны №№ 53201752, 53213914 на станцию Ачинск-2 Красноярской железной дороги-филиала ОАО «РЖД» в адрес ОАО «Ачинская хлебная база № 17» они приняты к перевозке и доставлены 01.11.2014 в адрес грузополучателя.

Кроме того, 24.10.2014, 28.10.2014 и 02.11.2014 приняты к перевозке и доставлены на станцию Ачинск-2 Красноярской железной дороги-филиала ОАО «РЖД» (грузоотправители ООО «Восток 1520», ОАО «Русал Красноярский алюминиевый завод») 10 порожних вагонов в адрес ОАО «Ачинская хлебная база № 17».

30.10.2014 отклонены перевозочные документы ЭФ388125 со станции Блюхер, ЭФ385587 со станции Карабула, ЭФ362255 со станции Крабовая (Эксп.) и отказано в согласовании перевозочного документа ЭФ368012 со станции Абаза.

31.10.2014 отказано в согласовании перевозочных документов ЭФ472038, ЭФ472006, ЭФ471958, ЭФ471884 со станции Новая Еловка, отклонены перевозочные документы ЭФ468435, ЭФ420457 со станции Блюхер, ЭФ469475 со станции Дземги, ЭФ454488  со станции Артем-Приморский, ЭФ418548 со станции Уссурийск.

01.11.2014 отклонен перевозочный документ ЭФ507292 на перевозку груза со станции Блюхер, и отказано в согласовании перевозочного документ ЭФ500595 со станции Абаза и перевозочного документа ЭФ484539 со станции Артем-Приморский.

03.11.2014 отказано в согласовании перевозочного документа ЭФ85089 со станции Новая Еловка, а 02.11.2014 - перевозочных документов ЭФ545932, ЭФ545860, ЭФ545767.

04.11.2014  отклонены перевозочные документы ЭФ621618 со станции Дземги, ЭФ597085 со станции Крабовая, ЭФ593736 со станции Уссуриск, ЭФ593591 со станции Артем-Приморский-1.

05.11.2014  отказано в согласовании перевозочных     документов ЭФ630622, ЭФ631496, ЭФ631513 со станции Уссурийск, ЭФ663128 со станции Новая Еловка, отклонены перевозочные документы ЭФ663006 со станции Крабовая (Экп.) и ЭФ634092 со станции Блюхер.

06.11.2014 отказано в согласовании перевозочного документа ЭФ689559 со станции Новая Еловка и ЭФ685772 со станции Уссурийск.

07.11.2014  отказано в согласовании         перевозочного документа ЭФ741790 со станции Новая Еловка.

11.11.2014 отказано в согласовании перевозочного документа ЭФ299614 со станции Первая речка.

20.11.2014 на отправку груза со станции Дземги отклонены перевозочные документы ЭХ415930, ЭХ415801, ЭХ415045, 15.1 1.2014 с этой же станции - ЭХ 146478, а со станции Рыбники - ЭХ 146231, ЭХ146192, ЭХ146140.

25.11.2014 на отправку груза со станции Лесосибирск отклонен перевозочный документ ЭХ642630, а 24.11.2014 - отказано в согласовании перевозочного документа ЭХ570885.

26.11.2014  на отправку груза со станции Новая Еловка отказано в согласовании перевозочных документов ЭХ713064 и ЭХ713061, отклонен перевозочный документ ЭХ676607 со станции Дземги.

27.11.2014  на отправку груза со станции Лесосибирск отклонен перевозочный документ ЭХ729921 и отказано в согласовании перевозочного документа ЭХ 723177 со станции Новая Еловка.

Перевозочный документ ЭХ791172 на отправку груза со станции Лесосибирск находится на стадии согласования с 28.11.2014.

30.11.2014 на отправку груза с этой же станции отказано в согласовании перевозочных документов ЭХ888707, ЭХ874438, ЭХ872409, ЭХ872354, а 29.11.2014 -ЭХ844517.

01.12.2014 на отправку груза со станции Новая Еловка отказано в согласовании перевозочных документов ЭХ912029, ЭХ911614, ЭХ911474.

02.12.2014 на отправку груза со станции Новая Еловка отклонен перевозочный документ ЭЦ000206 и отказано в согласовании перевозочного документа ЭХ980020.

03.12.2014 на отправку груза со станции Новая Еловка отклонен перевозочный документ ЭЦ092444.

04.12.2014 отказано в согласовании перевозных документов ЭЦ067258 со станции Первая речка и ЭЦ071968 со станции Лесосибирск. а перевозочный документ ЭЦ077408 со станции Лесосибирск до настоящего времени находится на согласовании.

05.12.2014 на отправку груза со станции Дземги отклонены перевозочные документы ЭЦ146934, ЭЦ 124174, отказано в согласовании перевозочного документа ЭЦ 132660.

           06.12.2014 на отправку груза со станции Дземги отказано в согласовании перевозочных документов ЭЦ166532, ЭЦ163407, а перевозочный документ ЭЦ 175794 на отправку груза со станции Первая Речка до настоящего времени находится на стадии согласования.

 

07.12.2014 на отправку груза со станции Дземги отклонен перевозочный документ ЭЦ209704 и отказано в согласовании перевозочного документа ЭЦ188221.

08.12.2014 на отправку груза со станции Дземги отклонен перевозочный документ ЭЦ261023, и до настоящего времени на стадии согласования находятся перевозочные документы ЭЦ226282 со станции Багульная, ЭЦ 220193 со станции Лесосибирск, ЭЦ218752 со станции Лазо.

09.12.2014 на отправку груза со станции Дземги отклонен перевозочный документ ЭЦ275930, отказано в согласовании перевозочного документа ЭЦ269446 со станции Хабаровск-2, а перевозочный документ ЭЦ271411 со станции Хабаровск-2, до настоящего времени находится на стадии согласования.

10.12.2014 отклонены перевозочные документы ЭЦ354692 и ЭЦ318805 на отправку груза со станции Дземги.

11.12.2014 на отправку груза со станции Дземги отклонен перевозочный документ ЭЦ407692 и отказано в согласовании перевозочных документов ЭЦ406958, ЭЦ398215 со станции Первая Речка.

  В связи с выявлением в действиях ОАО «РЖД» признаков  нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неподаче порожних вагонов на пути необщего пользования ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС», без наличия на то законных оснований, приказом Красноярского УФАС России №57 от 12.02.2015 возбуждено настоящее дело.

  Определением от 12.02.2015 о назначении дела №35-10-15 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечено ОАО «РЖД», в качестве заявителя Ачинская транспортная прокуратура, в качестве заинтересованного лица ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС», а рассмотрение дела назначено на 26 марта 2015 года.

Определением от 26.03.2015, в связи с необходимостью анализа, полученной от сторон информации, рассмотрение дела было отложено на 23.04.2015.

Определением от 23.04.2015, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств,  срок рассмотрения дела был продлен 12.11.2015, а рассмотрение дела  отложено на 20.05.2015.

20 мая 2015 года в деле, в соответствии со статьей 46 ФЗ «О защите конкуренции», объявлен перерыв до 22.05.2015.

         При рассмотрении дела №35-10-15 Комиссией установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.

          ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №4 по Красноярскому краю 06.11.2013 под регистрационным №1132443001965, что подтверждается  выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 16.03.2015.

         Согласно уставу, утвержденному решением единственного участника от 19.12.2014 общество создано путем учреждения на основании решения единственного участника, является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права.

         Основным видом деятельности ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» является деятельность железнодорожного транспорта.

          ОАО «РЖД» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №39 по г. Москве 23.09.2003 за основным государственным регистрационным  номером 103773877295.

          Согласно уставу ОАО «РЖД», утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 №585, основной целью деятельности  ОАО «РЖД» является обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, осуществляемых ОАО «РЖД», а также извлечение прибыли.

           В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права 24 ГС №0003145 от 25.03.2004 имеет на основании права собственности сооружение – «Комплекс Красноярской дистанции пути» застроенной площадью 12037.9 кв.м. по адресу: Россия, Красноярский край, от 4082 км. ПК0 до 4163 ПК0 Транссибирской железнодорожной магистрали,  переданное в уставный капитал ОАО «РЖД» на основании сводного передаточного акта «На имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО «РЖД»» от 30.09.2003, утвержденного совместным распоряжением Министерства имущественных отношений Российской федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации и Министерства путей сообщений.

           Согласно приложению №758 к вышеназванному сводному передаточному акту ФГУП «Крас.ж.д.» в качестве вклада в уставной капитал передало, а ОАО «РЖД» приняло имущественный комплекс государственного предприятия  и имущество с учетом обязательств государственного учреждения федерального железнодорожного транспорта, в составе которого, согласно приложению входит станция Ачинск-2 Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».

  Пунктом 1 приказа Федеральной службы по тарифам от 29.12.2004 N 435-т «О включении (исключении) организаций в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий на транспорте» ОАО «РЖД» включено в раздел 1 «Железнодорожные перевозки и услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования» Реестра субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, под регистрационным номером 77/1/2.

         В соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службы №121 от 14.06.2005 ОАО «РЖД» включено  в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, с установлением доли, составляющей более 65 % на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

          Из информации, представленной ОАО «РЖД» следует, что подачу и уборку вагонов под погрузку/выгрузку грузополучателям/грузоотправителям по станции Ачинск-2 Красноярской железной дороги-филиала ОАО «РЖД» на/с пути общего пользования в 2013 - 2015 годах осуществляло ОАО «РЖД».

По результатам проведенного управлением анализа состояния конкурентной среды было установлено, что доля ОАО «РЖД» на рынке оказания услуг по подаче и уборке вагонов на (с) железнодорожные пути необщего пользования, примыкающие к станции Ачинск-2 Красноярской железно дороги – филиала ОАО «РЖД», при обслуживании локомотивом перевозчика в установленных географических границах, составляет 100 процентов.

         В 2012 году между ООО «Ачинский зерноперерабатывающий комбинат» и ОАО «Ачинская хлебная база №17» утверждена инструкция о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования ОАО «Ачинская хлебная база №17», примыкающем к путям необщего пользования ООО «Ачинский зерноперерабатывающий комбинат».

         11 сентября 2012 года между ОАО «РЖД» и ООО «Ачинский зерноперерабатывающий комбинат» заключен договор №2/693 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО «Ачиснкий зерноперерабатывающий комбинат», примыкающего к станции Ачинск-2 Красноярской железной дороги- филиала ОАО «РЖД» при обслуживании локомотивом Владельца, согласно которому ОАО «РЖД» осуществляет подачу, расстановку на места погрузки, выгрузки и уборку вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ООО «Ачинский зерноперерабатывающий комбинат», примыкающего стрелочным переводом №130 к пути №67 станции Ачинск-2 Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (далее - Договор №2/693).

         Согласно пункту 13 Договора №2/693 на условиях Договора №2/693 вагоны подаются контрагентам ООО «Ачинский зерноперерабатывающий комбинат».

         Пунктом 20 Договора №2/693 установлено, что односторонний отказ от исполнения последнего не допускается.

         Срок действия Договора №2/693 установлен сторонами до 30.09.2016 (дополнительное соглашение №44/2014  от 01.08.2014 к Договору №2/693).

          На железнодорожный путь необщего пользования ООО «Ачинская хлебная база №17», примыкающий к станции Ачинск 2 Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» в 2012 году ОАО «Росжелдорпроект» изготовлен технический паспорт.

          28 ноября 2013 года между ОАО «Ачинская хлебная база №17» и ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» заключен договор аренды №58, согласно которому ОАО «Ачинская хлебная база» предоставляет ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» за плату во временное владение и пользование сооружение железнодорожный подъездной путь, в целях использования его для хранения грузовых железнодорожных вагонов и под коммерческие нужды, а именно 3,4,5,6 общей протяженностью 2416,6 погонных метров по адресу: Красноярский край, г.Ачинск, ул.Манкевича, 37, для ????

          10 января 2014 года ООО «Ачинский зерноперерабатывающий комбинат» обратилось в адрес ОАО «РЖД» с просьбой включить в Договор №2/693 в перечень обслуживаемых предприятий ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС».

          10 января 2014 года между ООО «Торговая компания «ПРОСТОРЫ СИБИРИ» и Заявителем заключен договор аренды железнодорожного пути, согласно которому ООО «Торговая компания «ПРОСТОРЫ СИБИРИ» передает, а ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» принимает в аренду погрузочно-выгрузочный путь №1 протяженностью 790 м., инвентарный номер <...> :403:002:000153630:0015, расположенный по адресу: Красноярский край, г.Ачинск, ул.Манкевича, сооружение 37.

          17 января 2014 года ОАО «РЖД» сообщило (исх. №02/ДЦСМ/2014) ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» о том, что в  отдел коммерческой работы в сфере грузовых перевозок предоставлен пакет документов для заключения соглашения к Договору №2/693 при проверки которого выявлено, что отсутствует свидетельство на право собственности на железнодорожные пути №№ 3,4,5,6 общей протяженностью 2416,6 п.м. ОАО «Ачинская хлебная база №17», переданных ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» в аренду на основании договора аренды №58 от 28.11.2013, что для заключения соглашения к Договору №2/693 необходимо предоставить названное свидетельство.

          4 февраля 2014 года между ОАО «РЖД» и ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС»  заключен договор №880070233, в соответствии с которым ОАО «РЖД» по заявке ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» обязуется принимать на себя обязательства по оказанию услуг по временному размещению на железнодорожных путях общего пользования железнодорожных станций, в том числе станций не открытых для выполнения грузовых операций в соответствии с Тарифным руководством №4 порожних вагонов, принадлежащих ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» на праве собственности или ином праве (далее - Договор №.880070233)

        Приложением №5 к  Договору №.880070233 определен перечень станций, которые не могут быть использованы для длительного (более 45 суток) отстоя порожнего собственного железнодорожного состава, временно не задействованного в перевозочном процессе (шкала «Б»), в который в том числе включены станции Ужур и Ачинск 2 Красноярской железной дороги –филиала ОАО «РЖД».

        4 февраля 2014 года  между ОАО «РЖД» и ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» заключен договор №880010891 на оказание услуг, связанных с перевозкой грузов, в соответствии с которым ОАО «РЖД» обязуется оказать либо организовать оказание услуг, связанных с перевозкой грузов (далее - Договор №880010891).

        Согласно пункту 21 Договора  №880010891 ОАО «РЖД» обязуется: оказывать услуги в соответствии с согласованными заявками ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС»; письменно подтверждать ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» прием (отказ в приеме) заявки к исполнению в течении 2 (двух) рабочих дней с даты ее получения путем проставления на заявке соответствующей отметки, и передать копию такой заявки (с отметкой о принятом решении); обеспечивать своевременное выполнение услуг по согласованным заявкам; при необходимости привлекать третьих лиц для выполнения согласованных заявок; информировать клиента обо всех обстоятельствах, препятствующих выполнению условий договора, и в переделах своей компетенции принимать меры к устранению таких обстоятельств.

         ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» обязуется: направлять в ОАО «РЖД» надлежащим образом оформленные заявки не позднее, чем за 5 (пять) рабочих дней до предполагаемой даты оказания услуг; представлять ОАО «РЖД» необходимые для выполнения договора документы; по факту оказания  услуги подписывать накопительную ведомость формы ФДУ-92; обеспечить полное и своевременное внесение платы за услуги, оказываемые в рамках договора; в течении 12 часов завершения процедуры таможенного транзита, получатель товара, обязан совершить таможенные операции, связанные с декларированием либо помещением товаров на временное хранение (п. 2.2 Договора  №880010891).

       4 февраля 2014 года между ОАО «РЖД» и ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» подписано соглашение об организации расчетов №ЕЛС-14, регулирующее взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО «РЖД» платежей с использованием Единого лицевого счета при перевозах грузов и/или порожних вагонов. В рамках соглашения ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» присвоен код плательщика 1004985331.

       Дополнительным соглашением №8/2014 от 14.02.2014 к Договору №2/693 пункт 8 названного договора дополнен абзацем: « перерабатывающая способность железнодорожного пути необщего пользования составляет 55 вагонов в сутки, в том числе, по погрузке: муки- 10 вагонов в сутки, комбикорма 3 вагона в сутки, зерна 42 вагона в сутки. 

       25 февраля 2014 года между ОАО «РЖД», ООО «Ачинский зерноперерабатывающий комбинат» и ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» подписано соглашение №С-2/92 к договору №2/693 от 11.09.2012 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО «Ачинский зерноперерабатывающий комбинат», примыкающего к станции Ачинск-2 Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», согласно которому ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» уплачивает Перевозчику плату за пользование вагонами согласно статье 39 Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - ФЗ «Устав железнодорожного транспорта») другие платы и сборы, в том числе сбор за подачу и уборку вагонов, а также несет ответственность в соответствии со статьями 62 и 99 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта» за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на 24 часа сверх технологического срока оборота вагона, который устанавливается в размере 7,6 часа (далее - Соглашение №С-2/92).

       Дополнительным соглашением  №9/2014 от 25.02.2015  к Договору №2/693 пункт 13 договора дополнен контрагентом ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС».

       28 апреля 2014 года между ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» и ОАО «Первая грузовая компания» заключен договор №ДР/ФКрс/ФПГ-83/41, который регулирует взаимоотношения сторон, связанные с оказанием услуг по временному размещению на железнодорожных путях необщего пользования ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» порожних вагонов, принадлежащих ОАО «Первая грузовая компания» на праве собственности или ином праве, временно не задействованных в перевозочном процессе.

       13 мая 2014 года между ОАО «РЖД» и ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» заключен договор №880080546-ЭЦП об электронном обмене документов, согласно которому  стороны договорились осуществлять обмен электронными документами, подписанными электронной подписью, в порядке, определенном в Положении об организации электронного документооборота при оформлении перевозочных и/или иных документов с использованием электронной подписи при организации перевозок грузов, порожних вагонов, не принадлежащих ОАО «РЖД», и технологиях оформления заявок на перевозку грузов формы ГУ-12, перевозочных документов, перевозочных документов на собственный подвижной состав, оформления в электронной накладной сведений о размещении и креплении груза, заявлений на переадресовку груженных вагонов, заявлений на переадресовку собственного подвижного состава, оформления заявок на размещение подвижного состава не задействованного в перевозочном процессе, на путях общего пользования, ведомостей подачи и уборки вагонов, накопительных карточек, учетных карточек, используемых грузоотправителями при перевозках грузов (далее - Договор №880080546-ЭЦП).

        18 июня 2014 года между ОАО «РЖД» и ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» заключен договор №880050416 на выполнение и оплату перевозок грузов в особых условиях, согласно которому  ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» поручает и оплачивает, а ОАО «РЖД» выполняет в соответствии со статьей 8 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта» и разрешающей телеграммой ОАО «РЖД» №6261 от 21.04.2014, перевозки на особых условиях грузов лом стальной, лом черных металлов для пакетирования и не поименованного в АЕТСНГ, лом и отходы цветных металлов и их сплавов, кроме опасных в полувагонах без укрытия пола люковых полувагонов деревянными щитами и после погрузки в люковые полувагоны и с глухим кузовом сверху по всему периметру деревянными щитами со станции Ужур Крансоярской железной дороги назначением на станции Российских железных дорог, в том числе на экспорт через Российские порты (далее- Договор №880050416).

         1 октября 2014 года между ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» и ООО «Ачинский зерноперерабатывающий комбинат» заключен договор об оказании услуг №1023-14/ЖДА-АЗК, согласно которому ООО «Ачинский зерноперерабатывающий комбинат» обязуется по заявкам ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» оказать услугу последнему, связанную с временным размещением, хранением на территории ООО «Ачинский зерноперерабатывающий комбинат» вагонов, прибывающих в адрес ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС».

           22 октября 2014 года ЗАО «ЭКСТЭС-ТРАНСПОРТ» направило в адрес Заявителя, в соответствии с условиями договора №1021-14 ЭТР/ЖДА от 21.10.2014, заявку  с просьбой принять в промывку вагоны собственности – аренды №№ 53201489, 53201620, 53201505, 53201539, 53213906, 59598367.

           22 октября 2014 года ЗАО «ЭКСТЭС-ТРАНСПОРТ» проинформировало Заявителя, что 22 октября 2014 года по перевозочному документу ЭФ999728, для промывки согласно договору №1021-14 ЭТР/ЖДА от 21.10.2014, в адрес ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» на станцию Ачинск-2 Красноярской железной дороги-филиала ОАО «РЖД» по ранее согласованной заявке оформлен вагон №59598367, однако согласно данным автоматической системы ЭТРАН ОАО «РЖД» отказано в согласовании перевозочного документа по основанию – превышение технологических возможностей. 22.10.2014 по перевозочному документу ЭФ000033, для промывки согласно договору №1021-14 ЭТР/ЖДА от 21.10.2014, в адрес ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» на станцию Ачинск-2 Красноярской железной дороги-филиала ОАО «РЖД» по ранее согласованной заявке оформлены вагоны №53201483 и №53201620. Кроме того, по перевозочным документам ЭФ000110, ЭФ000172, ЭФ000268 от 22.10.2014, для промывки согласно вышеназванному договору в адрес ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» на станцию Ачинск-2 Красноярской железной дороги-филиала ОАО «РЖД» оформлены вагоны №№ 53201505, 53201539, 53213906, согласно данным автоматической системы ЭТРАН, 22.10.2014 ОАО «РЖД» в согласовании вышеперечисленных отказано по причине превышение технологических возможностей. Также ЗАО «ЭКСТЭС-ТРАНСПОРТ» просило Заявителя положительно решить вопрос с Перевозчиком, так как промедление в подготовке вагонов вызовет срыв погрузки.

           22 октября 2014 года ООО «Восток 1520» направило в адрес ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС», в соответствии с условиями договора №923-14/ЖДА-В от 23.09.2014, заявки на промывку вагонов собственности-аренды ООО «Восток 1520» со станции Красноярской – Северный Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» и станции Багульник: 95337788, 95338081, 95338026, 95338125, 95338133, 95338315, 95338448, 95338836, 95338976, 95337945, 95338000, 95338943, 95339008, 95338430, 95338430, 95338505, 95339222, 95337911, 95337937, 95337952, 95338075, 95338083, 95338109, 95338471, 95338570, 95339180, 95339206, 95337929, 95337960, 95337978, 95337986, 95338034, 95338042, 95338059, 95338067, 95338117, 95338224, 95338232, 95338364, 95338380, 95338406, 95338620, 95338661, 95338687, 95338703, 95338711, 95338877, 95339016, 95339024, 95339131, 95339230.

            22 октября 2014 года ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» уведомило (исх.№1024-70 ЖДА) ООО «Восток 1520» о том, что по заявкам последнего  ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» в настоящее время не имеет возможности принимать вагоны в свой адрес на станцию Ачинск -2 Красноярской           железной дороги – филиала ОАО «РЖД», поскольку ОАО «РЖД» воспользовавшись своим доминирующим положением на рынке оказания услуг по перевозке грузов, незаконно ограничило деятельность Заявителя, ввиду чего, в целях недопущения срыва погрузки зерна ООО «Хозяин», просило провести переоформление перевозочных документов ЭУ970474 и ЭУ970461 вместо ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» в адрес  ОАО «Ачинская хлебная база №17».

           27 октября 2014 года ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» проинформировало (исх.№1027-01) ОАО «РЖД», что 13.10.2013 на станцию Ачинск-2 в адрес ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» прибыл  вагон на промывку, о прибытии которого ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» сообщило ОАО «РЖД», которое подало вагон только 20.10.2014.с датой разберитесь

          29 октября 2014 года ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» проинформировало (исх.№1029-01) ОАО «РЖД», что 13.10.2013 на станцию Ачинск-2 в адрес ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» прибыли 2 вагона на промывку, о прибытии которых ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» сообщило ОАО «РЖД», которое подало вагоны только 20.10.2014 с датой разберитесь

         31 октября 2014 года ОАО «РЖД» сообщило (исх.№ДЦС2/253) ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» о том, что по фактам несвоевременной подачи вагонов, изложенным в обращениях ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» (исх. №1027-01 от 27.10.2014 и №1029-01 от 29.10.2014) с причастными работниками и руководителями станции Ачинск-2 проведен разбор и установлено, что задержка подачи вагонов произошла по причине технологических затруднений в работе станции Ачинск-2, в следствие завышения рабочего парка станции, вызванного увеличением технологического оборота вагонов под грузовыми операциями ряда грузоотправителей и грузополучателей станции Ачинск – 2. В целях устранения выявленных нарушений технологии и исключения задержек подачи вагонов принят ряд мер технологического характера, а также привлечены к дисциплинарной ответственности работники оперативно-диспечерского персонала станции, не проявившие должную распорядительность, при организации маневровой работы по подаче вагонов.

        19 ноября 2014 года Сибирское управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации сообщило (исх. №01-1608/ОГ) ОАО «РЖД», что в ходе проведения внеплановой проверки ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» установлено, что названное общество оказывает услуги владельцам подвижного состава по отстою и хранению невостребованных железнодорожных вагонов на пути необщего пользования ОАО «Ачинская хлебная база №17», примыкающие к станции Ачинск-2 Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД». С этой целью ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» арендует железнодорожные пути у ОАО «Ачинская хлебная база №17», а также имеет собственные вновь построенные железнодорожные пути, примыкающие к железнодорожным путям ОАО «Ачинская хлебная база №17», при этом, в нарушение приказа Минтранса от 06.08.2008 №125, разрешение на примыкание вновь построенных железнодорожных путей к существующим отсутствует. Также отсутствует проектно-техническая документация, акты приемки путей в эксплуатацию, не рассчитана их длина, профиль и порядок закрепления вагонов, данные пути в нарушение пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ») находятся в эксплуатации несколько лет. На момент проверки, согласно информации Ачинского центра организации работы станций Красноярской дирекции управления движением ОАО «РЖД», на указанных железнодорожных путях находится 882 вагона, из них 650 вагонов принадлежит ОАО «ПГК». Подача и уборка вагонов производится локомотивом ОАО «Ачинская хлебная база №17». При проведении осмотра выявлены нарушения, которые создают угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности подвижного состава, а также, в случае самопроизвольного движения подвижного состава, при возникновении аварийной ситуации прямую угрозу жизни и здоровью людей. Одновременно Сибирское управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации просило рассмотреть выполнение служебных обязанностей причастными работниками ОАО «РЖД»  и принять меры по прекращению грубейших нарушений безопасности движения на станции Ачинск-2, о чем сообщить в Сибирское управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации 01.12.2014

          8 декабря 2014 года Сибирское управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации сообщило ОАО «РЖД», что на основании обращения ОАО «РЖД» (исх.№1993/КРАСНД от 05.11.2014)  в отношении ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» проведена проверка, в ходе проведения которой установлено, что ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» деятельность на пути необщего пользования ООО «Ачинский зерноперерабатывающий комбинат» не осуществляет, оказывает услуги владельцам подвижного состава по отстою и хранению невостребованных железнодорожных вагонов на пути необщего пользования ООО «Ачинская хлебная база №17», примыкающие к станции Ачинск-2 через пути ООО «Ачинский зерноперерабатывающий комбинат». Совместно с Ачинской транспортной прокуратурой произведен осмотр железнодорожного пути необщего пользования ОАО «Ачинская хлебная база №17», а также вновь построенных железнодорожных путей, используемых ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» для оказания услуг по отстою вагонов. Выявленные нарушения требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта переданы в Ачинскую транспортную прокуратуру  для принятия мер прокурорского реагирования.

        11 декабря 2014 года ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» сообщило (исх.№1211-01-14) ОАО «РЖД» о том, что с 20.10.2014 по день обращения, при оформлении в адрес ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» вагонов на промывку либо временный отстой, работники станции отправления при согласовании перевозочного документа, отказывают в согласовании с мотивировкой: «превышение технологических возможностей станции» либо «логический контроль». При этом, в случае переоформления вагонов в адрес другого грузополучателя, территориально находящегося на тех же железнодорожных путях необщего пользования, вагон к перевозке принимается, ввиду чего ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» просило разобраться в названных фактах и принять меры к исключению подобных фактов в дальнейшем.           

       В соответствии с актом от 01.04.201, какой год?составленным сотрудниками промывочно-пропарочной станции Ачинск ОАО «ПГК», проверены вагоны-цистерны в количестве 366 штук на содержание паров углеводородов газоанализаторов Колион-1 заводской номер <...> с выездом к месту отстоя. По результатам осмотра установлено, что содержание паров не превысило нормативного – 100 мг/м3.

          12 января 2015 году между ОАО «Ачинская хлебная база №17», ООО «Ачинскхлебопродукт» и ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» подписана инструкция о порядке обслуживания и организации движении на железнодорожных путях необщего пользования  ОАО «Ачинская хлебная база №17», ООО «Ачинскхлебопродукт» и ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС», примыкающих к станции Ачинск-2 Красноярской железной дороги –  филиала ОАО «РЖД».

        4 февраля 2015 года ОАО «РЖД» обратилось (исх.№229/КрасЖД) в адрес Ачинского транспортного прокурора с просьбой сообщить о результатах рассмотрения материалов проверки Сибирского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации по факту оказания ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» услуг по отстою вагонов-цистерн из под опасных грузов.

         22 февраля 2015 года Ачинская транспортная прокуратура сообщила (исх.№13-71в-2015) ОАО «РЖД», что материалы в отношении ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС», осуществляющего деятельность на железнодорожных путях необщего пользования на станции Ачинск -2 Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» в части нарушений требований в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в ноябре 2014 года из Сибирского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации в Ачинскую транспортную прокурату не поступали, проверка не проводилась, меры прокурорского реагирования не принимались.

         Согласно справке, представленной ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» отказ Перевозчика в приеме к перевозке вагонов, оформленных в адрес ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС», привел к неполучению последним денежных средств за хранение не поступивших вагонов (из расчета 250 рублей за вагон в сутки), не получению оплаты за промывку вагонов (из расчета 10000 рублей за вагон), в связи с их направлением в адрес другого собственника, простою путевого хозяйства без вагонов, в результате чего ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» понесло убытки, в связи с затратами на содержание путевого хозяйства и аренду путей.

         Из информации, представленной ОАО «РЖД» (исх.№13-669/19юр от 16.03.2015; вх.№4644 от 17.03.2015) следует, что при подаче/уборке вагонов в адрес ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» на станции Ачинск-2  Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» используется пути необщего пользования ООО «Ачинский зерноперерабатывающий комбинат», ООО «АЧИНСКХЛЕБОПРОДУКТ», ОАО «Ачинская хлебная база №17».Оказание услуг по подаче и уборке вагонов на/с железнодорожные пути необщего пользования, примыкающие к станции Ачинск-2 Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» осуществляют: ОАО «РЖД», ОАО «Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта», ООО «Ачинский зерноперерабатывающий комбинат», ООО «АЧИНСКХЛЕБОПРОДУКТ», ОАО «Ачинская хлебная база №17».

          ОАО «РЖД» не согласилось с вменяемым нарушением, сослалось на письменные пояснения, согласно которым ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» на рассматриваемый период являлось контрагентом ООО «Ачинский зерноперерабатывающий комбинат» по Договору №2/693 в соответствии с соглашением №С-2/92 от 25.02.2014, на основании договора аренды №58 ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» арендовало у ОАО «Ачинская хлебная база №17» пути №3,4,5,6 протяженностью 2416, 6 метров, на которых возможно размещение около 172 условных вагонов (201 условных вагонов цистерн). Сибирское управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации провело внеплановую проверку ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» на путях необщего пользования, примыкающих к станции Ачинск-2, в ходе которой было установлено, что на железнодорожных путях находятся 882 вагона. При этом ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» помимо арендуемых у ОАО «Ачинская хлебная база №17» путей имеет собственные вновь построенные железнодорожные пути, примыкающие к железнодорожным путям ОАО «Ачинская хлебная база №17». Выявленные нарушения на вновь построенных железнодорожных путях создают прямую угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности подвижного состава, при возникновении аварийной ситуации прямую угрозу жизни и здоровья граждан. Сибирским управлением государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации в адрес ОАО «РЖД» было направлено требование принять меры по прекращению грубейших нарушений безопасности движения на станции Ачинск-2. Данные обстоятельства подтверждают наличие превышения технических и (или) технологических возможностей, а также иных обстоятельства, которые могут являться основанием, не позволяющим согласовать указанную отправителем дату и время приема собственных порожних вагонов.

          Заявитель не согласился с позицией Перевозчика, поддержал позицию, изложенную в письменных пояснениях, согласно которой у ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» в собственности железнодорожных путей необщего пользования не имеется, ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» осуществляет свою деятельность на арендованных железнодорожных путях необщего пользования №№3,4,5,6, принадлежащих ОАО «Ачинская хлебная база №17», общая протяженность которых составляет 2416,6 погонных метров или 172 вагоно-места. Железнодорожные пути необщего пользования, арендуемый ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС», примыкают к станции Ачинск-2 Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», через железнодорожные пути ООО «Ачинский зерноперерабатывающий комбинат», также ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» для размещения временно не задействованных в перевозочном процессе вагонов, в количестве 250 единиц, использует другие пути ОАО «Ачинская хлебная база №17», на основании договора об оказании услуг по размещению вагонов, кроме того, ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» арендует железнодорожный путь необщего пользования №1, принадлежащий ООО «Просторы Сибири», и расположенный на той же территории, общая площадь которого составляет 790 погонным метров, или 56 вагонов мест, а так же ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» для размещения временно незадействованных в перевозочном процессе вагонов, используются железнодорожные пути необщего пользования ООО «Ачинский зерноперерабатывающий комбинат», вместимостью свыше 500 вагоно-мест и общей протяженностью свыше 30 км. Помимо перечисленного, незначительное количество временно незадействованного в перевозочном процессе подвижного состава, размещается ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» на путях необщего пользования, принадлежащих физическим лицам, и примыкающим к железнодорожным путям ОАО «Ачинская хлебная база №17». Итого, общее количество вагоно-мест, используемое ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» составляет более 1000 единиц.   Договор №2/693 и соглашение к нему №С-2/92 от 25.02.2014 ограничений по количеству подаваемых вагонов не содержит, вместимость используемых ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» путей не оговорена. Актом общей формы по фактам задержки Перевозчиком подачи вагонов, прибывающих в адрес ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» по причине отсутствия свободных вагоно-мест, за весь период деятельности ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» ни разу не составлялись. Вагоны собственности ООО «Восток 1520» и ЗАО «ЭКСТЭС-ТРАНСПОРТ», в приемке к перевозке которых в адрес ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» было отказано в октябре 2014 года, оформлялись не для временного хранения, а для промывки, срок которой составляет не более 3-х дней. То есть, максимум по истечении трех дней после прибытия, указанные вагоны подлежали выводу с используемых ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» путей под погрузку, промывочный путь, для временного хранения вагонов не используется, следовательно, всегда свободен для приема вагонов к промывке. После отказа Перевозчика в согласовании перевозочных документов ЭУ970474 и ЭУ970461 на отправку вагонов ООО «Восток 1520» в адрес ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС», указанные вагоны были переоформлены в адрес ОАО «Ачинская хлебная база №17», после чего сразу же были согласованы Перевозчиком, приняты к перевозке и доставлены по назначению, вагоны ЗАО «ЭКСТЭС-ТРАНСПОРТ» в приемке к перевозке которых Перевозчиком в адрес ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» по перевозочным документам ЭУ999728, ЭФ000033, ЭФ000110, ЭФ000172, ЭФ000268 отказано 22.10.2014, были переоформлены и направлены другому адресату, в связи с чем ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» не получена оплата за промывку вагонов. Период необоснованного отказа Перевозчиком в приемке оформленных в адрес ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» вагонов составляет с 22.10.2014 по декабрь 2014 года. При этом, в приемке к перевозке отказывалось только в отношении вагонов, оформленных в адрес ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС», при переоформлении перевозочных документов в адрес ОАО «Ачинская хлебная база №17» (которая территориально расположена там же, где и ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС»), вагоны незамедлительно принимались к перевозке. 24 октября 2014 года ОАО «РЖД» с формулировкой превышение технологических возможностей отказано согласовании перевозочного документа ЭФ114354, на оформленный в адрес ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» вагон собственности ОАО «Первая грузовая компания» №73279218. Однако 9 вагонов собственности ООО «Восток 1520», оформленные в то же день по перевозочным документам №№ ЭФ084373 и ЭФ085200 ч адрес ОАО «Ачинская хлебная база №17» были приняты к перевозке. 02.11.2014 ОАО «РЖД» с формулировкой превышение технологических возможностей  отказано в согласовании перевозочного документа ЭФ545932 на оформленный в адрес ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» вагон собственности ОАО «Первая грузовая компания» №51973204, но вагоны, оформленные в тот же день в адрес ОАО «Ачинская хлебная база №17» по перевозочным документам ЭФ508358 и ЭФ508585, приняты к перевозке. Все имеющиеся в отстое вагоны-цистерны из под опасных грузов проверены лабораторией химического анализа  промывочно-пропарочной станции Ачинск, с выездом к месту отстоя, с составлением соответствующего акта, в ходе проверки установлено, что содержание паров углеводородов не превышает нормативные требования.

          Исследовав материалы дела №35-10-15, заслушав пояснения сторон, Комиссия  пришла к следующим выводам.

   В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) граждане и юридические лица свободны в заключении договора, а условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

  Частью 1 статья 422 ГК предусмотрено, что  договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

           Отношения, связанные с подачей и уборкой вагонов регулируются нормами ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ», ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» и Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 №26 (далее - Правила).

           В соответствии со статьёй  55 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта» отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

           При отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком железнодорожном пути осуществляются локомотивом, принадлежащим перевозчику.

  Статьей 56 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» предусмотрено, что подача и уборка вагонов, маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями.

   Подача и уборка вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, не имеющих складов и погрузочно-разгрузочных площадок на не принадлежащих им железнодорожных путях необщего пользования, осуществляются по договору соответственно между грузоотправителями, грузополучателями, перевозчиком и владельцем такого железнодорожного пути необщего пользования. Данный договор устанавливает порядок подачи и уборки вагонов, плату за пользование вагонами, взаимную ответственность сторон.

  Договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки из вагонов. Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

В случаях, если по прибытии составов или групп вагонов (груженых или порожних) грузоотправители, грузополучатели или обслуживающий грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владелец железнодорожного пути необщего пользования выполняют своими средствами технологические операции, которые являются обязанностью перевозчика, время на выполнение этих операций не включается в оплачиваемое время пользования вагонами. Продолжительность этих операций оговаривается в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или в договоре на подачу и уборку вагонов.

Перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.

Перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на не принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику.

Если подача и уборка вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих перевозчику, осуществляются локомотивом, принадлежащим владельцу другого железнодорожного пути необщего пользования или иному лицу, с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) и указанных владельца железнодорожных путей необщего пользования или иного лица перевозчиком взимается плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.

         Размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. (статья 58 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ»).

           Статьей 64 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» определено, что взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.

           Согласно пункту 2.1 Правил, отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, имеющим на праве собственности железнодорожный путь необщего пользования, примыкающий к железнодорожному пути необщего пользования основного владельца, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. Договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования заключаются между  перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования при обслуживании такого пути локомотивом перевозчика.

            Подача и уборка вагонов пользователю или контрагенту, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры или иному владельцу железнодорожного пути необщего пользования, имеет склады и погрузочно-разгрузочные площадки, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов.

            Анализ вышеназванных норм права позволяет сделать вывод о том, что порядок  подачи и уборки вагонов, а также сборы за указанные операции, осуществляемые Перевозчиком, устанавливаются сторонами по соглашению сторон при заключении  договоров на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договоров на подачу и уборку вагонов.

            Как установлено выше, между ОАО «РЖД» и ООО «Ачинский зерноперерабатывающий комбинат» заключен договор №2/693 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО «Ачиснкий зерноперерабатывающий комбинат», примыкающего к станции Ачинск-2 Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» при обслуживании локомотивом Владельца, согласно которому ОАО «РЖД» осуществляет подачу, расстановку на места погрузки, выгрузки и уборку вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ООО «Ачинский зерноперерабатывающий комбинат», примыкающего стрелочным переводом №130 к пути №67 станции Ачинск-2 Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».

         Согласно пункту 13 Договора №2/693 на условиях Договора №2/693 вагоны подаются контрагентам ООО «Ачинский зерноперерабатывающий комбинат».

         Пунктом 20 Договора №2/693 установлено, что односторонний отказ от исполнения последнего не допускается.

          10 января 2014 года ООО «Ачинский зерноперерабатывающий комбинат» обратилось в адрес ОАО «РЖД» с просьбой включить в Договор №2/693 в перечень обслуживаемых предприятий ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС».

          25 февраля 2014 года между ОАО «РЖД», ООО «Ачинский зерноперерабатывающий комбинат» и ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» подписано соглашение №С-2/92 к договору №2/693 от 11.09.2012 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО «Ачинский зерноперерабатывающий комбинат», примыкающего к станции Ачинск-2 Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», согласно которому ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» уплачивает Перевозчику плату за пользование вагонами согласно статье 39 Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - ФЗ «Устав железнодорожного транспорта») другие платы и сборы, в том числе сбор за подачу и уборку вагонов, а также несет ответственность в соответствии со статьями 62 и 99 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта» за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на 24 часа сверх технологического срока оборота вагона, который устанавливается в размере 7,6 часа (далее- Соглашение №С-2/92).

       Дополнительным соглашением  №9/2014 от 25.02.2015  к Договору №2/693 пункт 13 договора дополнен контрагентом ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС».

Согласно абзацу 1 части 1 статьи 16 ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ»  железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность.

   Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега (абзац 3 части 1 статьи 16 ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ»).

  Частью 5 статьи 16 ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» предусмотрено, что уполномоченный представитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в порядке, установленном указанным органом, имеет право проверять техническое состояние железнодорожных путей необщего пользования, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также соблюдение требований безопасности выполнения погрузочно-разгрузочных работ при погрузке грузов в вагоны и контейнеры и их выгрузке из вагонов и контейнеров. При обнаружении на железнодорожном пути необщего пользования неисправностей, угрожающих безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности, техническому состоянию железнодорожного подвижного состава, контейнеров или состоянию грузов, уполномоченный представитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта составляет акт. На основании этого акта соответствующее должностное лицо владельца инфраструктуры запрещает подачу железнодорожного подвижного состава на железнодорожный путь необщего пользования или его участок, указанные в этом акте, до устранения неисправностей. Ответственность за несоблюдение требований, касающихся подачи, задержки, уборки вагонов, охраны грузов, выполнения принятой заявки на перевозку грузов, оплаты пользования вагонами и контейнерами, несет виновная сторона, указанная в этом акте.

 Пунктом 1.10 Правил также установлено, что уполномоченный представитель МПС России имеет право проверять соблюдение требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, техническое состояние железнодорожных путей необщего пользования, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также выполнения погрузочно-разгрузочных работ при погрузке грузов в вагоны и контейнеры и их выгрузке из вагонов и контейнеров. Предписания, выданные в ходе указанных проверок уполномоченным представителем МПС России, являются обязательными для исполнения.

 При обнаружении на железнодорожном пути необщего пользования неисправностей, угрожающих безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности, техническому состоянию железнодорожного подвижного состава, контейнеров или состоянию грузов, уполномоченный представитель МПС России составляет акт.

 На основании этого акта соответствующее должностное лицо владельца инфраструктуры запрещает подачу железнодорожного подвижного состава на железнодорожный путь необщего пользования или его участок, указанные в этом акте, до устранения неисправностей. Ответственность за несоблюдение требований, касающихся подачи, задержки, уборки вагонов, охраны грузов, выполнения принятой заявки на перевозку грузов, оплаты пользования вагонами и контейнерами, несет виновная сторона, указанная в этом акте.

 Таким образом, анализ вышеназванных норм права позволяет сделать вывод, о том, что запрещение подачи вагонов на пути необщего пользования может устанавливаться на основании акта уполномоченного представителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

         При рассмотрении дела установлено, что 19 ноября 2014 года Сибирское управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации сообщило (исх. №01-1608/ОГ) ОАО «РЖД», что в ходе проведения внеплановой проверки ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» установлено, что названное общество оказывает услуги владельцам подвижного состава по отстою и хранению невостребованных железнодорожных вагонов на пути необщего пользования ОАО «Ачинская хлебная база №17», примыкающие к станции Ачинск-2 Красноярской железной дороги- филиала ОАО «РЖД», с этой целью ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» арендует железнодорожные пути у ОАО «Ачинская хлебная база №17», а также имеет собственные вновь построенные железнодорожные пути, примыкающие к железнодорожным путям ОАО «Ачинская хлебная база №17», при этом, в нарушение приказа Минтранса от 06.08.2008 №125, разрешение на примыкание вновь построенных железнодорожных путей к существующим отсутствует, также отсутствует проектно-техническая документация, акты приемки путей в эксплуатацию, не рассчитана их длина, профиль и порядок закрепления вагонов, данные пути в нарушение пункта 4 статьи 16 ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» находятся в эксплуатации несколько лет, на момент проверки, согласно информации Ачинского центра организации работы станций Красноярской дирекции управления движением ОАО «РЖД», на указанных железнодорожных путях находится 882 вагона, из них 650 вагонов принадлежит ОАО «ПГК», подача и уборка вагонов производится локомотивом ОАО «Ачинская хлебная база №17». При проведении осмотра выявлены нарушения, которые создают угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности подвижного состава, а также, в случае самопроизвольного движения подвижного состава, при возникновении аварийной ситуации прямую угрозу жизни и здоровью людей. Одновременно Сибирское управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации просило рассмотреть выполнение служебных обязанностей причастными работниками ОАО «РЖД» и принять меры по прекращению грубейших нарушений безопасности движения на станции Ачинск-2, о чем сообщить в Сибирское управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации 01.12.2014

          8 декабря 2014 года Сибирское управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации сообщило ОАО «РЖД», что на основании обращения ОАО «РЖД» (исх.№1993/КРАСНД от 05.11.2014)  в отношении ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» проведена проверка, в ходе проведения которой установлено, что ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» деятельность на пути необщего пользования ООО «Ачинский зерноперерабатывающий комбинат» не осуществляет, оказывает услуги владельцам подвижного состава по отстою и хранению невостребованных железнодорожных вагонов на пути необщего пользования ООО «Ачинская хлебная база №17», примыкающие к станции Ачинск-2 через пути ООО «Ачинский зерноперерабатывающий комбинат». Совместно с Ачинской транспортной прокуратурой произведен осмотр железнодорожного пути необщего пользования ОАО «Ачинская хлебная база №17», а также вновь построенных железнодорожных путей, используемых ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» для оказания услуг по отстою вагонов, выявленные нарушения требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта переданы в Ачинскую транспортную прокуратуру  для принятия мер прокурорского реагирования.

           Вместе с тем, как установлено выше, акт Сибирским управлением государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации не составлялся.         

          Ввиду этого, Комиссия делает вывод, что неподача в октябре-декабре 2014 вагонов ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» осуществлялась без наличия на то законных оснований.

           Согласно справке, представленной ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» отказ Перевозчика в приеме к перевозке вагонов, оформленных в адрес ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС», привел к неполучению последним денежных средств за хранение не поступивших вагонов (из расчета 250 рублей за вагон в сутки), не получению оплаты за промывку вагонов (из расчета 10000 рублей за вагон), в связи с их направлением в адрес другого собственника, простою путевого хозяйства без вагонов, в результате чего ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» понесло убытки, в связи с затратами на содержание путевого хозяйства и аренду путей.

           Вышеназванные обстоятельства, по мнению Комиссии, свидетельствуют о безразличном отношении ОАО «РЖД» к правам и свободам Заявителя. 

 Комиссия обращает внимание, что неподача в октябре-декабре 2014 вагонов ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» ограничила конкурентоспособность Заявителя и ущемила его экономические интересы  как субъекта предпринимательской деятельности.

          Комиссия отклоняет как несостоятельный довод ОАО «РЖД» о том, что неподача в  октябре-декабре 2014 вагонов ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС», вызвано выявлением в  ходе проведения внеплановой проверки Сибирским управлением государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации на путях необщего пользования, примыкающих к станции Ачинск-2 882 вагона, поскольку об этом  факте ОАО «РЖД» стало известно лишь в ноябре 2014 года, а неподача вагонов  стала происходить с октября 2014 года.

         При этом, комиссия отмечает, что при оформлении в октябре-декабре 2014 года в адрес ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» вагонов, на промывку либо временный отстой, ОАО «РЖД» при согласовании перевозочного документа, отказывало в согласовании с мотивировкой: «превышение технологических возможностей станции» либо «логический контроль», однако в случае переоформления вагонов в адрес другого грузополучателя, территориально находящегося на тех же железнодорожных путях необщего пользования, вагон к перевозке принимался.

         Кроме того, с января 2015 года и на момент вынесения решения ОАО «РЖД» осуществляется подача вагонов  ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС».

         Данные обстоятельства, по мнению Комиссии, свидетельствуют о направленности действий ОАО «РЖД» на ущемление интересов Заявителя, поскольку, при рассмотрении дела установлено, что ОАО «РЖД» и ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» являются конкурентами, ввиду того, что ОАО «РЖД» также оказывает услуги по временному размещению на железнодорожных путях общего пользования железнодорожных станций, в том числе станций не открытых для выполнения грузовых операций в соответствии с Тарифным руководством №4 порожних вагонов.

         В соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

При этом согласно статье 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В силу абзаца 2 части 1 статьи 10 ГК не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

          Данная правовая позиция нашла свое подтверждение в Постановление от 24.06.2009 № 11-П Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которому в силу конституционного принципа справедливости, проявляющегося, в частности, в необходимости обеспечения баланса прав и обязанностей всех участников рыночного взаимодействия, свобода, признаваемая за лицами, осуществляющими предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность, равно как и гарантируемая им защита должны быть уравновешены обращенным к этим лицам (прежде всего - к тем из них, кто занимает доминирующее положение в той или иной сфере) требованием ответственного отношения к правам и свободам тех, кого затрагивает их хозяйственная деятельность.      

           Таким образом, хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке при осуществлении своей предпринимательской деятельности, должен ответственно и добросовестно относиться к правам тех хозяйствующих субъектов, чьи права и законные интересы могут быть затронуты при исполнении им своих обязательств перед третьими лицами.

           Частью 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. При этом доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

          Согласно пункту 4 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» товарным рынком признается сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность, либо целесообразность, отсутствует за ее пределами.

   Как установлено выше, по результатам проведенного Красноярским УФАС России анализа  состояния конкурентной среды,  доля ОАО «РЖД» на рынке оказания услуг по подаче и уборке вагонов на (с) железнодорожные пути необщего пользования, примыкающего к станции Ачинск-2 Красноярской железно дороги – филиала ОАО «РЖД», при обслуживании локомотивом перевозчика  в установленных географических границах, составила 100 процентов.

    Пунктом 4 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

            Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу, что действия ОАО «РЖД», связанные с неподачей в октябре –декабре 2014 года порожних вагонов на пути необщего пользования ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС», примыкающие к станции Ачинск-2 Красноярской железной дороги –филиала ОАО «РЖД»,  нарушают требования пункта 4 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

             В связи с тем, что на момент принятия решения вагоны ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС» на пути необщего пользования, примыкающие к станции Ачинск-2 Красноярской железной дороги –филиала ОАО «РЖД» Перевозчиком подаются, Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований  для выдачи ОАО «РЖД» обязательного для исполнения предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

     Вместе с тем, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции влечет административную ответственность по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП).

            Руководствуясь статьями  5, 10, 23, 39, 41, 49, 50 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

РЕШИЛА

            1. Признать открытое акционерное общество «Российские железные дороги»  нарушившим  пункт 4 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» в части  неподачи  в октябре – декабре 2014 года порожних вагонов на пути необщего пользования ООО «ЖЕЛДОРАЛЬЯНС», примыкающие к станции Ачинск-2 Красноярской железной дороги –филиала ОАО «РЖД». 

            2. Обязательное для исполнения предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции не выдавать.

           3. Передать копии материалов дела №35-10-15 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги», а также  виновного должностного лица открытого акционерного общества «Российские железные дороги» дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 14.31 КоАП.

       Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края  в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

 

 

Председатель Комиссии

                  Е.Л. Лужбин

 

Члены Комиссии

 

               О.С. Игнатенко

 

                  Е.В. Капсудин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны