Решение б/н Решение по делу № 35-15-11 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Администрация города Игарки

1 микрорайон, 31, г. Игарка,

Красноярский край, 663200

 

ООО «Игарская  стивидорная компания»

 

ул. Шмидта, 1, г. Игарка, Красноярский край, 663200

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

от  20 марта  2012 года                                                                                             г. Красноярск

по делу № 35-15-11                                                 

 

Резолютивная часть решения оглашена 16  марта  2012 года.

В полном объеме решение изготовлено 20 марта  2012 года.

Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных  о времени и месте рассмотрения.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены комиссии: Денк В.А., начальник отдела антимонопольного контроля, Константинов П.С., специалист-эксперт отдел контроля размещения государственного заказа, рассмотрев дело № 35-15-12, возбуждённое в отношении администрации города Игарки по признакам нарушения пункта 7 части 1  статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение (вх. № 20186 от 18.11.2011) начальника линейного пункта полиции в аэропорту и речном порту города Игарка <…> с просьбой проверить договор аренды № 01-11 от 19.10.2011, заключенный между администрацией города Игарка и ООО «Игарская стивидорная компания», на соответствие требованиям антимонопольного законодательства.

Из представленных материалов следует, что между администрацией города Игарка и ООО «Игарская стивидорная компания»  был заключен договор аренды муниципального имущества № 01-11  от 19.10.2011 сроком действия с 19.10.2011 по 19.09.2012. Предметом договора аренды является  самоходный грузопассажирский паром «СП-5».   Согласно акту приема-передачи  к договору арены № 01-11 от 19.10.2011 ООО «Игарская стивидорная компания» 19.10.2011  приняло в аренду  муниципальное имущество самоходный паром «СП-5».

          По указанному договору администрация города Игарки передала муниципальное имущество самоходный паром «СП-5» без проведения торгов и предварительного согласования с антимонопольным органом.

По факту заключения договора аренды № 01-11 от 19.10.2011,  на основании приказа руководителя  от 20.02.2012 года № 44 Красноярским УФАС России было возбуждено дело № 35-15-12 в отношении  администрации города Игарка по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия, исследовав материалы дела № 35-15-12, отмечает следующее.

В соответствии  с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности.

Согласно статье 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или  постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

Законом, ограничивающим полномочия собственника по распоряжению муниципальным имуществом, является Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно статье 1 ФЗ «О защите конкуренции» целью указанного закона является, в том числе защита конкуренции путём предупреждения и пресечения ограничения, устранения конкуренции.

Органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

После вступления в силу ФЗ «О защите конкуренции» любое предоставление государственного или муниципального имущества, в том числе в аренду, без согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ «О защите конкуренции», или без проведения торгов (конкурсов, аукционов) является нарушением порядка предоставления государственной и муниципальной помощи (преференции).

В соответствии с пунктом 20 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» муниципальная  помощь (преференция) - предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.

Согласно части 1 статьи 20 ФЗ «О защите конкуренции» государственная или муниципальная помощь (преференция) предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 19 ФЗ «О защите конкуренции».

Федеральным законом от 17.07.2009 № 164-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 23.08.2009, в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ внесены изменения: пункт 20 статьи 4 и статья 20 изложены в новой редакции: термин «государственная или муниципальная помощь» изменен на термин «государственная или муниципальная преференция», изменен перечень целей, на которые могут быть предоставлены государственные или муниципальные преференции.

При этом обязанность согласования муниципальной преференции была закреплена на момент заключения договора аренды.

Также статьей 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрен особый порядок заключения договоров передачи имущества в отношении государственного и муниципального имущества, а именно, по результатам проведения торгов.

В соответствии со статьей 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Таким образом, антимонопольным законодательством установлен запрет органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без проведения торгов либо без осуществления иных публичных процедур, при соблюдении которых иные потенциальные участники рынка имеют равную возможность реализовать право на получение такого имущества.

    Передача  администрацией  города Игарка  муниципального имущества ООО «Игарская стивидорная компания»  по договору аренды № 01-11 от 19.10.2011 в период действия ФЗ «О защите конкуренции» является муниципальной помощью (преференцией), поскольку предоставляет хозяйствующему субъекту преимущества путем передачи муниципальной собственности для осуществления предпринимательской деятельности без проведения публичных процедур.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», введённым Федеральным законом от 17.07.2009 № 164-ФЗ, определено, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается предоставлять государственную или муниципальной преференцию в нарушение порядка, установленного главой 5 ФЗ «О защите конкуренции».

15.03.2012 в адрес Красноярского УФАС России от администрации города Игарка поступили письменные пояснения по существу вменяемого нарушения, предусмотренного пунктом 7 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которыми администрация города Игарки вину во вменяемом ей нарушении не признает, указав на то, что  заключение договора аренды от 19.10.2011 № 01-11 является необходимостью, в целях сохранения в городе паромной переправы в летне-осенний период, необходимой для  нормального функционирования инфраструктуры города и обеспечения связи с городом с аэропортом, расположенном на острое «Игарский».

Между тем согласно части 2 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, орган местного самоуправления, имеющий намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, направляет в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на предоставление такой преференции.

Частью 2 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ предусмотрено, что антимонопольный орган рассматривает представленные ходатайство и документы и принимает по такому ходатайству решение. В случае, если в ходе рассмотрения представленных ходатайства и документов антимонопольный орган примет решение о том, что указанные в ходатайстве действия, на осуществление которых испрашивается согласие антимонопольного органа, не являются государственной или муниципальной помощью, антимонопольный орган уведомляет заявителя о том, что согласие антимонопольного органа на осуществление таких действий не требуется.

Доказательства наличия обстоятельств, исключающих в соответствии со статьей 19 ФЗ «О защите конкуренции» необходимость согласования антимонопольного органа при предоставлении муниципальной преференции, ответчиком не представлены. Равно как отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о том, что предоставление администрацией г.Игарка муниципального имущества по договору аренды от 19.10.2011 № 01-11, не является в соответствии со статьей 19 ФЗ «О защите конкуренции» муниципальной преференцией.

  Оказание хозяйствующему субъекту муниципальной преференции предоставляет ему определенные преимущества по сравнению с другими участниками рынка,  в том числе и потенциальными, в связи с чем антимонопольным органом должна быть согласована оказанная помощь на предмет ее соответствия требованиям ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с Письмом Федеральной антимонопольной службы от 15.08.2007 N ИА/13955 "Разъяснения по некоторым вопросам применения пункта 20 статьи 4, статей 19 - 21 Закона «О конкуренции" передача федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями хозяйствующим субъектам государственного или муниципального имущества в пользование без проведения публичных процедур является предоставлением преимущества отдельным хозяйствующим субъектам, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Таким образом, действующим антимонопольным законодательством предусмотрена возможность передачи хозяйствующему субъекту муниципального имущества при соблюдении требований, предусмотренных Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", то есть в соответствии с целями, перечисленными в статье 19 и в порядке, предусмотренном статьей 20 указанного Закона.

Следовательно, требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа при предоставлении муниципальной помощи, установленное Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в полной мере распространяется и на органы местного самоуправления, участвующие в охраняемых данным Законом правоотношениях, в том числе, при решении вопросов местного значения.

При этом, указанное требование не ограничивает права администрации города Игарки, как собственника муниципального имущества, не нарушает положений статей 130 и 132 Конституции Российской Федерации, поскольку установлено законодателем в целях осуществления государственного контроля по соблюдению антимонопольного законодательства.

Обращения   со стороны администрации города Игарки в адрес Управления по вопросу согласования предоставления муниципальной преференции ООО «Игарская стивидорная компания» в виде предоставления в аренду муниципального имущества - самоходного парома «СП-5» не поступали.   

          С учетом изложенного передача администрацией города Игарки муниципального имущества посредством заключения договора аренды № 01-11  от 19.10.2011, в соответствии с которым хозяйствующему переданы права  владения и пользования  муниципальным имуществом - самоходным паромом «СП-5», без проведения торгов и без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа является нарушением требований пункта 7 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию города Игарки нарушившей пункт 7 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» в части предоставления ООО «Игарская стивидорная компания» муниципальной преференции в виде предоставления права аренды муниципального имущества по договору аренды 01-11 от 19.10.2011 без предварительного согласования с антимонопольным органом и без проведения торгов.

2. Выдать администрации города Игарка  предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, согласно которому администрации города Игарки надлежит совершить действия, направленные на возврат муниципального имущества, предоставленного в аренду ООО «Игарская стивидорная компания»  по  договору № 01-11  от 19.10.2011 в казну города Игарки.

 

Примечание. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии                                                                                                 Е.Л. Лужбин

Члены Комиссии                                                                                                       

                                                                                                                                            В.А. Денк

 

                                                                                                                   П.С. Константинов

 

 

 

 

 

Администрация города Игарки

1 микрорайон, 31, г. Игарка,

Красноярский край, 663200

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 35-15-12 О  ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«28» марта  2011  года                                                                                                 г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены комиссии: Денк В.А., начальник отдела антимонопольного контроля, Высотина Н.О., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 28.03.2012 по делу № 35-15-12 о нарушении администрацией г. Игарка пункта 7 части 1  статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»:

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

администрации города Игарки надлежит прекратить нарушение пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившееся в предоставлении ООО «Игарская стивидорная компания» муниципальной преференции в виде предоставления права аренды муниципального имущества по договору аренды 01-11 от 19.10.2011 без предварительного согласования с антимонопольным органом и без проведения торгов.

С этой целью администрации города Игарка надлежит до 28.06.2012 совершить действия, направленные на возврат муниципального недвижимого имущества, предоставленного в аренду ООО «Игарская стивидорная компания» на основании договора аренды 01-11 от 19.10.2011 в казну города Игарка.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Председатель   Комиссии                                                                                               Е.Л. Лужбин

 

Члены Комиссии                                                                                                                  В.А. Денк

 

                                                                                                                 П.С. Константинов

                                                                                                                  

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны