Письмо б/н Решение от 6 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

Шарыповская межрайонная прокуратура 

«…»

 

Администрации «...»

 

ООО «...»

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №25-15-20 (024/01/15-1772/2020)

06 ноября 2020 года

                                                      г. Красноярск

 

 

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 22 октября 2020 года.

В полном объеме решение изготовлено 06 ноября 2020 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – «…», заместитель руководителя управления – начальник контрольного отдела;  члены Комиссии –  «…», начальник отдела контроля органов власти; «…», старший государственный инспектор контрольного отдела, рассмотрев дело №25-15-20 (024/01/15-1772/2020), возбужденное в отношении Администрации «...»  по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»),

в отсутствие лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела, надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела,

  

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение Шарыповской межрайонной прокуратуры (исх. № 7/1-01-2019 от 06.11.2019; вх. № 19644 от 07.11.2019) в отношении Администрации «…» о нарушении антимонопольного законодательства при заключении договора безвозмездного пользования объектами водоснабжения и теплоснабжения с обществом с ограниченной ответственностью «…» (далее – ООО «...»).

По результатам рассмотрения вышеназванного обращения, в связи с выявлением в действиях Администрации «…» признаков нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в передаче ООО «...» по договору безвозмездного пользования № 1/19 от 24.09.2019 муниципального имущества - объектов водоснабжения и теплоснабжения без проведения публичных процедур, что создало необоснованные преимущественные условия деятельности ООО «...», привело к ограничению конкуренции за право пользования муниципальным имуществом коммунального назначения и доступа на рынок водоснабжения в территориальных границах с. Новоалтатка, д. Скрипачи, п. Крутоярский, д. Новокурск, д. Глинка, д. Белозерка Шарыповского района Красноярского края и на рынок теплоснабжения в территориальных границах с. Новоалтатка Шарыповского района Красноярского края иным хозяйствующим субъектам – потенциальным участникам торгов, Красноярским УФАС России выдано предупреждение №19926 от 05.12.2019  о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения, и о принятии мер по устранению последствий нарушения, а именно  Администрации «...» надлежало совершить следующие действия:

- принять меры, направленные на возврат муниципального имущества, переданного по ничтожному договору безвозмездного пользования № 1/19 от 24.09.2019 ООО «...»;

- принять организационные меры по передаче в пользование (эксплуатацию) в установленном законом порядке муниципальных объектов водоснабжения, теплоснабжения, являющихся предметом вышеуказанного договора;  

- не допускать фактов передачи в пользование хозяйствующим субъектам объектов муниципальной собственности (объектов водоснабжения, теплоснабжения), являющегося предметом вышеуказанных договоров, без соблюдения требований действующего законодательства, в том числе Федерального закона «О защите конкуренции», ФЗ «О концессионных соглашениях», а также статьи 41.1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», статьи 28.1 ФЗ «О теплоснабжении». 

Указанные меры по устранению последствий нарушения должны были быть приняты  в срок до 01 марта  2020 года.

28.02.2020 в адрес Управления поступило письмо Администрации «...» (исх.№26/2 от 27.02.2020, вх.№3043 от 28.02.2020) об исполнении предупреждения путем расторжения договора аренды №1/19 от 24.09.2019 и передаче имущества Администрации «…».

28.02.2020 Администрацией «...» в адрес Управления направлено также ходатайство о продлении срока исполнения предупреждения до 31.05.2020, в связи с неоконченным отопительным периодом, для недопущения чрезвычайной ситуации – оставления населения без услуги теплоснабжения в зимний период.

Указанное ходатайство Администрации «...» было удовлетворено, срок исполнения предупреждения продлен до 31.05.2020.    

В установленный срок информация об исполнении предупреждения не поступила, предупреждение Администрацией «...» не было исполнено.

В связи с неисполнением вышеуказанного предупреждения в срок приказом Красноярского УФАС России  №138 от 22 июня 2020 года возбуждено настоящее дело.  

Определением от 26.06.2020 о назначении дела №25-15-20 (024/01/15-1772/2020) о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечена Администрация «…» , в качестве заявителя  Шарыповская межрайонная прокуратура, в качестве заинтересованного лица ООО « », рассмотрение дела назначено на 04 августа 2020 года.

Определением от 04.08.2020 об отложении рассмотрения дела  №25-15-20 (024/01/15-1772/2020) рассмотрение дела в связи с отсутствием кворума отложено на 29 сентября 2020 года, срок рассмотрения дела продлен до 26.03.2021.

29.09.2020 дело №67-16-18 рассмотрено в отсутствие лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела, уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.

Определением от 29.09.2020 рассмотрение дела в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела отложено на 22.10.2020.

Копия заключения об обстоятельствах дела направлена в адрес лиц, участвующих в деле (исх.№17466А от 01.10.2020). Возражений от лиц, участвующих в деле, на заключение об обстоятельствах дела не поступило.

22.10.2020 дело №67-16-18 рассмотрено по существу в отсутствие лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела, уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела. 

При рассмотрении дела №25-15-20 (024/01/15-1772/2020) Комиссией установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.

Между Администрацией «...»и ООО «...» 24.09.2019 был заключен договор временного безвозмездного пользования имуществом №1/19 (далее – Договор №1/19).

Согласно пункта 1 Договора №1/19 Ссудодатель (Администрация «…») предоставляет Ссудополучателю (ООО «...»), на основании Распоряжения администрации «…»  от 24.05.2017г. № 40 «О предоставлении недвижимого муниципального имущества во временное безвозмездное пользование» во временное безвозмездное пользование следующее недвижимое имущество:

-Водонапорная башня, общей площадью 24,3 кв.м., расположенное по адресу: Красноярский край Шарыповский район с. Новоалтатка, ул. Верхняя, сооружение 4;

-Водонапорная башня, общей площадью 12,8 кв.м., расположенное по адресу: Красноярский край Шарыповский район п.Крутоярский, ул.Советская, сооружение 1;

-Водонапорная башня, общей площадью 6,2 кв.м., расположенное по адресу: Красноярский край Шарыповский район д.Скрипачи, ул.Верхняя, сооружение 2;

-Водонапорная башня, общей площадью 33,4 кв.м., расположенное по адресу:  Красноярский край Шарыповский район д.Скрипачи, ул. Школьная, сооружение 1;

-Водонапорная башня, общей площадью 9,0 кв.м., расположенное по Красноярский край Шарыповский район д.Новокурск, ул.Центральная, сооружение 1;

-Водонапорная башня, общей площадью 61,2 кв.м., расположенное по адресу: Красноярский край Шарыповский район с.Новоалтатка, ул.Советская, сооружение 2;

-Водонапорная башня, общей площадью 66,2 кв.м., расположенное по адресу: Красноярский край Шарыповский район с.Новоалтатка ул.Западная, сооружение 1;

-Водонапорная башня, общей площадью 18,7 кв.м., расположенное по адресу: Красноярский край Шарыповский район д.Глинка ул.Центральная, сооружение 1;

-Водонапорная башня, общей площадью 9,0 кв.м., расположенное по адресу: Красноярский край Шарыповский район д.Белоозерка, ул. Центральная, сооружение 1;

-Водопровод, общей протяженностью 278,0 м, расположенные по адресу: Красноярский край, Шарыповский район, д.Скрипачи ул. Полтавская-Черниговская, сооружение 3;

-Водопровод, общей протяженностью 278,0 м, расположенные по адресу: Красноярский край, Шарыповский район, д.Скрипачи ул. Школьная, сооружение 4;

-Водопроводные сети, общей протяженностью 7251,0 м, расположенные по адресу: Красноярский край, Шарыповский район, с.Новоалтатка ул.Восточная, ул.Школьная, ул.Советская, ул.Тупиковая, ул.Западная, ул.Кольцевая;

-Тепловые сети, общей протяженностью 5707,0 м, расположенная по адресу: Красноярский край, Шарыповский район, с.Новоалтатка ул.Восточная, ул.Школьная, ул.Советская, ул.Тупиковая, ул.Западная, ул.Кольцевая, сооружение 1;

-Водопровод, общей протяженностью 869,0 м, расположенные по адресу: Красноярский край, Шарыповский район, п.Крутоярский, сооружение 1;

-Водопровод, общей протяженностью 619 м, расположенные по адресу: Красноярский край, Шарыповский район, д.Глинка, ул.Центральная, ул.Прудовая, сооружение 1;

- Водопровод, общей протяженностью 464 м, расположенные по адресу: Красноярский край, Шарыповский район, д.Новокурск, ул.Центральная, сооружение 1;

-Водопровод, протяженностью 800,0 м, расположенные по адресу:   Красноярский край, Шарыповский район, д.Белоозерка ул. Центральная-Зеленая, сооружение № 2;

-Нежилое здание- котельная, общей площадью 378,5 кв.м, расположенное по адресу: Красноярский край, Шарыповский район, с.Новоалтатка, ул.Школьная 29;

-нежилое помещение, общей площадью 28,5 кв.м., расположенное по адресу: Красноярский край, Шарыповский р-он, с. Новоалтатка, ул. Школьная д.2а, пом. 16.

Согласно пункту 7 Договора №1/19 срок действия договора с 01.10.2019 по 31.08.2020.

В соответствии с приложением к Договору №1/19  имущество передано ООО «...»   на основании акта приема-передачи от 24.09.2019. 

05.12.2019  Красноярским УФАС России выдано Администрации «...»предупреждение (№19926 от 05.12.2019) о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения, путем: возврата муниципального имущества, переданного по ничтожному договору безвозмездного пользования № 1/19 от 24.09.2019 ООО «...»; принятия организационные меры по передаче в пользование (эксплуатацию) в установленном законом порядке муниципальных объектов водоснабжения, теплоснабжения, являющихся предметом вышеуказанного договора;   не допущения фактов передачи в пользование хозяйствующим субъектам объектов муниципальной собственности (объектов водоснабжения, теплоснабжения), являющегося предметом вышеуказанных договоров, без соблюдения требований действующего законодательства, в том числе Федерального закона «О защите конкуренции», ФЗ «О концессионных соглашениях», а также статьи 41.1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», статьи 28.1 ФЗ «О теплоснабжении».   

27.02.2020 на основании предупреждения Красноярского УФАС России №19926 от 05.12.2019 Администрацией «...» и ООО «...» заключено соглашение о расторжении Договора №1/19.

27.02.2020 Администрацией «...» в адрес Управления направлено ходатайство о продлении срока исполнения предупреждения до 31.05.2020, в связи с неоконченным отопительным периодом, для недопущения чрезвычайной ситуации – оставления населения без услуги теплоснабжения в зимний период.

 29.04.2020 по результатам собрания Комиссии по чрезвычайным ситуациям «...»принято решение о передаче  объектов теплоснабжения, водоснабжения организации, осуществляющей деятельность на территории «...» – ООО «...», для обеспечения теплоснабжения и водоснабжения населения в отопительный период, во избежание возникновения чрезвычайной ситуации.

29.04.2020 между Администрацией «...» и ООО «...» был заключен договор временного безвозмездного пользования имуществом №1/20 (далее – Договор №1/20).

Согласно пункта 1 Договора №1/20 передаче подлежит имущество аналогичное имуществу, передаваемому по Договору №1/19.

Срок действия Договора №1/20 установлен с 29.04.2020 по 28.03.2021.

Из письменных пояснений Администрации «...» (вх.№14132 от 04.08.2020), направленных в адрес Красноярского УФАС России, следует, что в целях организации проведения конкурса на заключение концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения и водоснабжения сельсовета необходимо изготовление технической документации стоимостью 100 000 рублей. Ввиду отсутствия средств на изготовление технической документации Администрацией «...» в адрес Совета депутатов «...» и в адрес Администрации Шарыповского сельсовета направлены обращения о финансировании вышеуказанных работ. Таким образом, на период подготовки к заключению концессионного соглашения в целях недопущения чрезвычайной ситуации Комиссией по чрезвычайным ситуациям «...» принято решение о передаче имущества ООО «...».

Документы (протокол Комиссии по чрезвычайным ситуациям Администрации «…», Договор №1/20), представленные в материалы дела ООО «...» (исх.№167 от 30.07.2020, вх.№13909 от 31.07.2020), также подтверждают вышеизложенные обстоятельства.

Кроме того, из справки о доходах от деятельности на территории «...»за период с июня по декабрь 2017 года  по январь-июнь 2020 года, представленной ООО «...» следует, что ООО «...» получены следующие доходы: холодное водоснабжение –  5202,6 тыс. рублей; теплоснабжение –  22030 тыс. рублей; горячее водоснабжение – 1252,4 тыс. рублей. 

Исследовав материалы дела,  Комиссия по рассмотрению дела пришла к следующим выводам.

Статья 8 Конституции Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации гарантируются поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

При этом согласно статье 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе, по своему усмотрению, совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно пункту 1 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В силу пункта 2 статьи 125 и пункта 2 статьи 215 названного Кодекса от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

 Порядок передачи прав владения и (или) пользования в отношении объектов водоснабжения (водоотведения) регламентирован Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»), а теплоснабжения - Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ  «О теплоснабжении» (далее – ФЗ «О теплоснабжении»).

С момента вступления в силу  Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»  и статьей 28.1 ФЗ «О теплоснабжении».

Согласно части 3 статьи 41.1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Согласно части 3 статьи 28.1 ФЗ «О теплоснабжении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, с 01.01.2015 передача в пользование объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения (срок эксплуатации которых более 5 лет) может быть осуществлена собственником только на основании концессионного соглашения. Если между вводом соответствующего объекта в эксплуатацию и публикацией извещения о проведении конкурса прошло менее пяти лет, передача прав владения или пользования Объектами может осуществляться по договору аренды.

Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 ФЗ «О концессионных соглашениях».

Срок эксплуатации объектов водоснабжения и теплоснабжения, переданных ООО «...», согласно представленным свидетельствам о государственной регистрации права на данные объекты, составляет более 5 лет.

При указанных обстоятельствах для передачи объектов водоснабжения и теплоснабжения Администрации «...» надлежит провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении указанных объектов в порядке, предусмотренном законодательством о концессионных соглашения и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Однако, Администрация «...» в отношении объектов, предназначенных для выполнения функций водоснабжения и теплоснабжения, публичные процедуры на право заключить концессионные соглашения не провела, а в нарушение вышеуказанных требований заключила вышеуказанные договоры безвозмездного пользования.

Таким образом, ООО «...»  в отсутствие правовых оснований получило право владеть и пользоваться муниципальным имуществом - объектами системы водоснабжения и теплоснабжения, получать доходы от осуществления деятельности водоснабжению и теплоснабжению на территории Новоалтатского сельсовета, что предоставило данному обществу необоснованные преимущественные условия деятельности и доступа на рынок водоснабжения в территориальных границах с. Новоалтатка, д. Скрипачи, п. Крутоярский, д. Новокурск, д. Глинка, д. Белозерка Шарыповского района Красноярского края и на рынок теплоснабжения в территориальных границах  с. Новоалтатка  Шарыповского района Красноярского края.

За период с июня по декабрь 2017 года  по январь-июнь 2020 года   ООО «...»  получило 5202,6 тыс. рублей от оказания услуг по холодному водоснабжению; 22030 тыс. рублей от оказания услуг по теплоснабжению;  1252,4 тыс. рублей  от оказания услуг по горячему водоснабжению. 

 Вместе с тем, договор безвозмездного пользования № 1/20 от 29.04.2020 в силу статей 168, 170 ГК РФ является ничтожным, поскольку был заключен в нарушение требований вышеуказанных норм действующего, в том числе антимонопольного законодательства - без соблюдения публичных процедур, чем ущемлены права и законные интересы неопределенного круга хозяйствующих субъектов - потенциальных участников торгов.

 Поскольку вышеуказанный договор является ничтожным,  имущество находится в  незаконном пользовании у ООО «...», а Администрация «...» не предпринимает мер, направленных на возврат муниципального имущества в казну муниципального образования и передачу его с соблюдением требований действующего законодательства, то нарушение действующего законодательства со стороны Администрации «...» является длящимся.  

Статьей 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») предусмотрено, что настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе создание дискриминационных условий. 

При рассмотрении дела №25-15-20 (024/01/15-1772/2020)  о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения, в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции и Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

В соответствии с пунктом 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке  по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

Временной интервал исследования определен  периодом с 24 сентября 2019 года (дата заключения Договора №1/19) по 29 сентября 2020 (дата составления аналитического отчета).

Продуктовыми границами рассматриваемого рынка является предоставление права владения и (или) пользования муниципальным имуществом (объекты водоснабжения и теплоснабжения).

Передаваемое муниципальное имущество должно быть использовано для целей оказания услуг по водоснабжению потребителям на территории с. Новоалтатка, д. Скрипачи, п. Крутоярский, д. Новокурск, д. Глинка, д. Белозерка Шарыповского района Красноярского края и для целей оказания услуг по теплоснабжению потребителям на территории  с. Новоалтатка  Шарыповского района Красноярского края.

Географические границы рынка предоставления права владения и (или) пользования муниципальным имуществом в рассматриваемом случае определены местом  нахождения объектов водоснабжения (с. Новоалтатка, д. Скрипачи, п. Крутоярский, д. Новокурск, д. Глинка, д. Белозерка Шарыповского района Красноярского края) и теплоснабжения (с. Новоалтатка,  Шарыповского района Красноярского края).   

Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на рассматриваемом рынке показала то, передача права владения и (или) пользования объектами водоснабжения и теплоснабжения без проведения торгов создала преимущественные условия ООО «...»  в получении муниципального имущества  имущества во временное владение и (или) пользование и приводит  к устранению конкуренции за доступ на товарный рынок водоснабжения в территориальных границах с. Новоалтатка, д. Скрипачи, п. Крутоярский, д. Новокурск, д. Глинка, д. Белозерка Шарыповского района Красноярского края и на рынок теплоснабжения в территориальных границах с. Новоалтатка Шарыповского района Красноярского края. 

Передача прав на муниципальное имущество хозяйствующим субъектам без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на муниципальное имущество. 

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственников имущества, имеющих намерение передать имущество на наиболее выгодных условиях.

Указанная позиция подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 20 сентября 2011 года № 7905/09, в соответствии с которым открытые торги проводятся с целью привлечения максимально широкого круга участников и получения организатором торгов наибольшей цены за реализуемое право, в связи с чем не установленное законодательством ограничение в доступе к торгам ущемляет как права каждого желающего принять в них участие, так и интерес организатора.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29 ноября 2011 г. № 8799/11, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Заключение Договора №1/20 без проведения публичных процедур свидетельствует о создании необоснованных преимущественных условий деятельности ООО «...», ограничении доступа иным хозяйствующим субъектам к использованию муниципальных объектов коммунального назначения.

Относительно довода Администрации «...» о предоставлении объектов теплоснабжения и водоснабжения ООО «...» на период подготовки к заключению концессионного соглашения в целях недопущения чрезвычайной ситуации Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с частями 5 и 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 08.05.2013 и до 01.01.2015 допускалась передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 28.1 ФЗ «О теплоснабжении» и частями 3 и 4 статьи 41.1 ФЗ «О водоснабжении», по договору аренды объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

Таким образом, законодательством Российской Федерации был установлен переходный период, позволяющий до 01.01.2015 заключать договоры аренды на срок до 3 лет по правилам, предусмотренным, в том числе, ФЗ «О защите конкуренции».

При этом в указанный трехлетний период необходимо было проводить мероприятия по подготовке к заключению концессионного соглашения. То есть, с 08.05.2013 Администрацией «...» должны были приниматься необходимые меры для последующего предоставления муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения, с соблюдением требований действующего законодательства. Вместе с тем, Администрацией «...»не было обеспечено принятие таких мер.

В настоящее время законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности передавать объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Комиссия также отмечает, что исполнение органом местного самоуправления полномочий по организации услуг по теплоснабжению, водоснабжению населению не исключает обязанность по соблюдению им требований действующего законодательства, в том числе ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О концессионных соглашениях», ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», «О теплоснабжении». Указанные доводы Администрации «…» лишь свидетельствуют о непринятии своевременных мер по организации в границах поселения теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для населения поселков с соблюдением требований действующего законодательства. 

В соответствии с вышеизложенным, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о  наличии в действиях Администрации «...»нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в передаче ООО «...»    муниципального имущества - объектов водоснабжения и теплоснабжения без проведения публичных процедур, что создало необоснованные преимущественные условия деятельности ООО «...», привело к ограничению конкуренции за право пользования муниципальным имуществом коммунального назначения и доступа на рынок водоснабжения в территориальных границах с. Новоалтатка, д. Скрипачи, п. Крутоярский, д. Новокурск, д. Глинка, д. Белозерка Шарыповского района Красноярского края и на рынок теплоснабжения в территориальных границах с. Новоалтатка Шарыповского района Красноярского края иным хозяйствующим субъектам – потенциальным участникам торгов.

Согласно подпунктам «в-г» пункта 3 части 1 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в ФЗ «О защите конкуренции», обязательные для исполнения предписания, в том числе о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции

        В связи с тем, что на момент принятия решения нарушение не прекращено  Комиссия, на основании подпунктов  «в – г»  пункта 3 части 1 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции», считает необходимым выдать Администрации «...» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

С учетом того, что Администрация «...» ранее во исполнение выданного предупреждения  №19926 от 05.12.2019 расторгла договор аренды №1/19 от 24.09.2019 вышеуказанного муниципального имущества и повторного передала его ООО «...» на основании нового договора аренды №1/20 от 29.04.2020, что установлено в рамках рассмотрения настоящего дела, Комиссия Красноярского  УФАС России в целях недопущения повторной передачи муниципального имущества, являющегося предметом рассмотрения настоящего дела, ООО «...» либо иному субъекту на незаконных основаниях, полагает необходимым выдать Администрации «...» предписание о совершении конкретных действий, которые необходимо совершить в целях обеспечения конкуренции, а именно: принять исчерпывающие меры, направленные на возврат в казну муниципального имущества, переданного по ничтожному договору №1/20 от 29.04.2020 ООО «…»; передать объекты коммунального назначения, являющиеся предметом вышеуказанного договора аренды, в пользование (эксплуатацию) по концессионному соглашению либо муниципальному предприятию в хозяйственное ведение. 

Кроме того, действия должностных лиц органов местного самоуправления, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Так, согласно части 1 статьи 14.9 КоАП действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 КоАП РФ, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 указанного Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В связи с вышеуказанным, Комиссия приходит к выводу о необходимости передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении должностного лица Администрации «...»дела об административном правонарушении.

На основании вышеизложенного, Комиссия по рассмотрению дела №25-15-20 (024/01/15-1772/2020) о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьями 15, 23, 39, 41, 49, 50 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию «...»нарушившей  часть 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», в части передачи ООО «...»  муниципального имущества - объектов водоснабжения и теплоснабжения без проведения публичных процедур, что создало необоснованные преимущественные условия деятельности ООО «...», привело к ограничению конкуренции за право пользования муниципальным имуществом коммунального назначения и доступа на рынок водоснабжения в территориальных границах с. Новоалтатка, д. Скрипачи, п. Крутоярский, д. Новокурск, д. Глинка, д. Белозерка Шарыповского района Красноярского края и на рынок теплоснабжения в территориальных границах с. Новоалтатка Шарыповского района Красноярского края иным хозяйствующим субъектам – потенциальным участникам торгов.

2. В целях защиты гражданских прав, публичного порядка, обеспечения равного доступа хозяйствующих субъектов к получению муниципального имущества с соблюдением требований действующего законодательства выдать Администрации «...» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, с этой целью Администрации «...» надлежит в срок до 01.03.2021:

-   принять исчерпывающие меры, направленные на возврат в казну муниципального имущества, переданного по ничтожному договору №1/20 от 29.04.2020 ООО «…»;

-  передать объекты коммунального назначения, являющиеся предметом вышеуказанного договора аренды, в пользование (эксплуатацию) по концессионному соглашению либо муниципальному предприятию в хозяйственное ведение.

3. Передать в необходимом объеме копии материалов дела №25-15-20 (024/01/15-1772/2020) уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении  виновного должностного лица Администрации «...» дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке статьи 52 ФЗ «О защите конкуренции».

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:

«…»

                        «…»

                         «…»

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны