Определение б/н РЕШЕНИЕ № 36-10-16 от 2 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

«29» ноября 2016 года

г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена «28» ноября 2016 года.

В полном объеме решение изготовлено «29» ноября 2016 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – <…>, заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: <…>, начальник отдела естественных монополий,
<…>, заместитель начальника отдела контроля закупок (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 36-10-16 по признакам нарушения АО «Красноярскнефтепродукт» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося
в установлении АО «Красноярскнефтепродукт» необоснованно высокой цены на нефтепродукты (бензин марки АИ-92, бензин марки АИ-95) при реализации через АЗС-122 на территории Северо-Енисейского района Красноярского края с сентября 2015 года по июль 2016 года, установила следующее.

На основании Приказа Красноярского УФАС России от 29.03.2016 № 80 о возбуждении дела и  о создании Комиссии в отношении АО «Красноярскнефтепродукт» возбуждено дело
№ 36-10-16 по признакам нарушения АО «Красноярскнефтепродукт» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по заявлениям <…>
(вх. № 25301 от 29.12.2016), <…> (вх. № 25349 от 30.12.2016),
<…> (вх. № 25320 от 30.12.2016), <…> (вх. № 469 от 18.01.2016), Администрации Северо-Енисейского района Красноярского края (вх. № 3980 от 15.03.2016).

 При рассмотрении дела № 36-10-16 Комиссией установлены следующие обстоятельства.

АО «Красноярскнефтепродукт» осуществляет реализацию нефтепродуктов (в том числе бензина марки АИ-92, бензина марки АИ-95) на территории Северно-Енисейского района Красноярского края через АЗС-122 (пгт. Северо-Енисейский) и АЗС-207 (п. Брянка)
с использованием при расчете цены на нефтепродукты (бензин марки АИ-92, бензин марки
АИ-95) снабженческо-сбытовой и торговой надбавки с учетом транспортных расходов.

При этом согласно информации, представленной Службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края от 24.03.2016 № СД/590, при расчете розничной цены на нефтепродукты (бензин марки АИ-92, бензин марки АИ-95), реализуемые
АО «Красноярскнефтепродукт»  через АЗС-122, обществу необходимо применять торговую надбавку без учета транспортных расходов в связи с тем обстоятельством, что оптовая
и розничная реализация нефтепродуктов производится из одного резервуара.

Предельные максимальные снабженческо-сбытовые и торговые надбавки (с учетом транспортных расходов / без учета транспортных расходов) к ценам на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
с ограниченными сроками завоза грузов, установлены приказом Министерства промышленности, энергетики и торговли Красноярского края (далее – Министерство) от 30.06.2010 № 011/46.

Предельный максимальный размер торговой надбавки без учета транспортных расходов для Северо-Енисейского района Приказом Министерства от 30.06.2010 № 011/46  не определен.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах
по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

Постановление Администрации Красноярского края от 24.09.2001 № 670-П «О государственном регулировании цен (тарифов) в крае» предусматривает обязательное государственное регулирование снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам
на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
с ограниченными сроками завоза грузов.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 № 402 «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)» Северо-Енисейский район Красноярского края включен в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей
с ограниченными сроками завоза грузов (продукции).

Согласно расчету фактических надбавок к ценам на бензин, реализованный
АО «Красноярскнефтепродукт» через АЗС-122 на территории рп. Северо-Енисейский Красноярского края за период с 01.09.2016 по 01.04.2016, в соответствии с письмами
АО «Красноярскнефтепродукт» исх. №  01-210 от 28.01.2016, исх. № 01-1228 от 04.05.2016 оптовая и розничная реализация нефтепродуктов производится из одного резервуара.

Согласно информации, представленной АО «Красноярскнефтепродукт» письмом
от 04.05.2016 № 01-1228, нефтепродукты (бензин марки АИ-92, бензин марки АИ-95) поставляются обществом на нефтебазу, расположенную по адресу: Красноярский край,
р-н Енисейский, с. Абалаково, ул. Новая, 2. С указанной нефтебазы нефтепродукты поставляются по пути следования бензовозов на АЗС-207, затем на АЗС-122.

Письмом от 24.03.2016 № СД/590 Служба финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края указала следующее.

Пунктом загрузки является филиал «Северный» АО «Красноярскнефтепродукт»
(с. Абалаково), а пунктом отгрузки (реализации) – пгт. Северо-Енисейский (АЗС-122). Поставка нефтепродуктов на нефтебазу в п. Брянка производится с филиала «Северный»
АО «Красноярскнефтепродукт» с. Абалаково, далее – автотранспортом до АЗС-207 в п. Брянка.

Между АО «Красноярскнефтепродукт» и ООО «Термит Транс» заключен договор
№ 237/99 на оказание услуг по перевозке нефтепродуктов автотранспортом от 06.08.2015.

Согласно пункту 1.1. указанного договора ООО «Термит Транс» обязуется по заявкам
АО «Красноярскнефтепродукт» принимать к перевозке нефтепродукты, доставлять
их на автозаправочные станции АО «Красноярскнефтепродукт» и/или по заявке
АО «Красноярскнефтепродукт» третьим лицам, и передавать их уполномоченному на получение груза лицу, а АО «Красноярскнефтепродукт» обязуется оплачивать за перевозку грузов установленную плату.

Приложением № 3 к договору № 237/99 на оказание услуг по перевозке нефтепродуктов автотранспортом от 06.08.2015 определены, в том числе маршруты перевозок нефтепродуктов. Одними из маршрутов определены пункт загрузки нефтепродуктов – с. Абалаково, пункт разгрузки – п. Брянка (КАЗС-207), пункт загрузки нефтепродуктов – с. Абалаково, пункт разгрузки – пгт. Северо-Енисейский (АЗК-122).

В приложении к письму исх. № 01-2901 от 26.10.2016 АО «Красноярскнефтепродукт» представлены расчеты цен на нефтепродукты (бензин марки АИ-92, бензин марки АИ-95), реализованные филиалом «Северный» АО «Красноярскнефтепродукт» в пгт. Северо-Енисейский (АЗС-122), а также расчеты цен на нефтепродукты (бензин марки АИ-92), реализованные филиалом «Северный» АО «Красноярскнефтепродукт» в п. Брянка (АЗС-207) за период с сентября 2015 года по октябрь 2016 года с учетом установленных предельных снабженческо-сбытовых
и торговых надбавок с учетом транспортных расходов.

Согласно пояснениям АО «Красноярскнефтепродукт» допустимая розничная цена
на нефтепродукты при реализации на территории Северо-Енисейского района рассчитывается
как сумма среднеучетной цены и предельного максимального размера снабженческо-сбытовой
и торговой надбавки с учетом транспортных расходов, утвержденных приказом Министерства
от 30.06.2010 № 011/46. Применяемая цена на АЗС рассчитывается из конкурентноспособной цены, но не более допустимой розничной цены.

Определением о назначении дела № 36-10-16 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 08.04.2016 (исх. № 5375 от 11.04.2016) дело назначено
к рассмотрению на 10.05.2016 в 16:30 часов.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств дело откладывалось (определения об отложении рассмотрения дела № 36-10-16 от 10.05.2016 (исх. № 7024
от 11.05.2016), от 08.07.2016 (исх. № 10921 от 12.07.2016), от 29.08.2016 (исх. № 14243
от 31.08.2016, от 10.10.2016 (исх. № 16900 от 12.10.2016), от 07.11.2016 (исх. № 18600
от 09.11.2016).

Определением об отложении рассмотрения дела № 36-10-16 от 07.11.2016 дело отложено для принятия заключения об обстоятельствах дела на 28.11.2016 (исх. № 18600 от 09.11.2016).

Рассмотрение дела № 36-10-16 состоялось в присутствии представителя
АО «Красноярскнефтепродукт» по доверенности от 31.03.2016 <…>.

Письмом от 28.11.2016 № б/н АО «Красноярскнефтепродукт» представлены пояснения
в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела № 36-10-16
(исх. № 18671 от 11.11.2016).

Согласно пояснениям АО «Красноярскнефтепродукт» торговая надбавка включает в себя расходы общества по транспортировке нефтепродуктов и обслуживанию соответствующего оборудования до момента реализации их потребителю вне зависимости от того, оптом
или в розницу будут реализованы нефтепродукты. Общество несет расходы по содержанию
и транспортировке всего объема топлива, соответственно, вид реализации (опт или розница)
не влияет на размер расходов, понесенных обществом при транспортировке нефтепродуктов
и их хранении. Доставка АО «Красноярскнефтепродукт» нефтепродуктов до АЗС-122 осуществляется за счет собственных средств, в связи с чем общество осуществляет расчет надбавки с учетом транспортных расходов.

Указанный довод АО «Красноярскнефтепродукт» опровергается фактическими обстоятельствами, установленными в ходе рассмотрения дела № 36-10-16.

АО «Красноярскнефтепродукт» использует одинаковые схемы оптовой поставки нефтепродуктов, реализуемых в последующем на АЗС-122 и АЗС-207. При этом на АЗС-122 оптовая и розничная реализация нефтепродуктов осуществляется из одного резервуара. Следовательно, общество не несет транспортных расходов при организации розничной реализации бензина марки АИ-92, бензина марки АИ-95 через АЗС-122. Применение
АО «Красноярскнефтепродукт» торговой надбавки с учетом транспортных расходов
при формировании розничной цены нефтепродуктов (бензина марки АИ-92, АИ-95) на АЗС-122 привело к формированию обществом завышенной цены при реализации в период
с сентября 2015 года по октябрь 2016 года.

Также в пояснениях АО «Красноярскнефтепродукт» указано об отсутствии оснований
у Красноярского УФАС России для признания доминирующего положения
АО «Красноярскнефтепродукт» на территории Северо-Енисейского района Красноярского края
в связи с непредставлением ИП Страшковым Е.А. документов, подтверждающих фактические объемы реализованного топлива и порядок формирования цены на бензин марки АИ-92, бензин марки АИ-95 на территории Северо-Енисейского района Красноярского края.

Порядок формирования цены на бензин марки АИ-92, бензин марки АИ-95, реализованный  
ИП Страшковым Е.А. не относится к предмету рассмотрения  дела № 36-10-16.

ИП Страшковым Е.А. письмом от 22.09.2016 (вх. № 16720 от 22.09.2016) представлены
в адрес Красноярского УФАС России объемные показатели деятельности за период с сентября 2015 года по сентябрь 2016 года. Красноярским УФАС России проведен Анализ и оценка состояния конкурентной среды на розничном рынке бензина (марок АИ-92, АИ-95) на территории Северо-Енисейского района Красноярского края в 2015 году, первом полугодии 2016 года
с учетом информации, представленной АО «Красноярскнефтепродукт» и ИП Страшковым Е.А.

Указанный анализ проведен Красноярским УФАС России в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

В соответствии с пунктом 1.5 вышеуказанного Порядка при анализе состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации о товарных рынках используются сведения, полученные от физических и юридических лиц, в том числе сведения, представляемые покупателем (покупателями) данного товара, в том числе в результате
их выборочного опроса, а также сведения, представляемые продавцами данного товара.

По результатам проведенного Красноярским УФАС России Анализа состояния конкурентной среды на розничном рынке бензина (марок АИ-92, АИ-95) на территории Северо-Енисейского района Красноярского края установлено следующее.

На территории Северо-Енисейского района Красноярского края деятельность по розничной  реализации бензина (марки АИ-92, марки АИ-95) в 2015 году, первом полугодии 2016 года осуществляли: АО «Красноярскнефтепродукт» (660021, г. Красноярск, ул. Декабристов, 30)
через АЗС № 122 (пгт. Северо-Енисейск, ул. Механическая, 12), АЗС № 207 (п. Брянка,
ул. Абанская, 2), ИП Страшков Е.А. (663282, гп. Северо-Енисейский, ул. Карла Маркса, 52) через АЗС (гп. Северо-Енисейский, ул. Карла Маркса, 52).

Доля АО «Красноярскнефтепродукт» по реализации бензина марки АИ-95, бензина марки АИ-92 через АЗС на территории Северо-Енисейского района Красноярского края в 2015 году, первом полугодии 2016 года  превышала 50 %.

В соответствии  с  частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела
о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

На основании изложенного, Комиссия установила, что АО «Красноярскнефтепродукт» занимало доминирующее положение на рынке розничной реализации нефтепродуктов (бензина марки АИ-95, бензина марки АИ-92) на территории Северо-Енисейского района Красноярского края в 2015 году, первом полугодии  2016 года.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Действия АО «Красноярскнефтепродукт» по применению торговой надбавки с учетом транспортных расходов, установленной приказом Министерства промышленности, энергетики
и торговли Красноярского края от 30.06.2010 № 011/46, при формировании розничной цены
на бензин марки АИ-95, бензин марки АИ-92, реализованный обществом через АЗС-122 в период с сентября 2015 года по июль 2016 года являлись необоснованными и привели к установлению завышенных розничных цен реализации нефтепродуктов.

Нарушение АО «Красноярскнефтепродукт» установленного порядка ценообразования
при розничной реализации АО «Красноярскнефтепродукт» бензина марки АИ-92, бензина марки АИ-95 через АЗС-207 (п. Брянка) в период с сентября 2015 года по июль 2016 года Комиссией
не установлено.

Неустановление Министерством промышленности, энергетики и торговли Красноярского края размера торговой надбавки без учета транспортных расходов на территории Северо-Енисейского района Красноярского края не подтверждает то обстоятельство, что общество может применять при расчете розничной цены торговую надбавку с учетом транспортных расходов, при этом не неся транспортных расходов при организации розничной реализации бензина марки АИ-92, бензина марки АИ-95 через АЗС -122.

На дату вынесения решения по делу № 36-10-16 Красноярским УФАС России выдано предупреждение Министерству промышленности, энергетики и торговли Красноярского края
о прекращении бездействия, которое содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства по установлению при осуществлении государственного регулирования предельных максимальных снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам
на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
с ограниченными сроками завоза грузов. При условии выполнения Министерством промышленности, энергетики и торговли Красноярского края выданного предупреждения и установления размера торговой надбавки без учета транспортных расходов на территории Северо-Енисейского района, АО «Красноярскнефтепродукт» обязано рассчитывать цену бензина марки АИ-92, бензина марки АИ-95 с учетом экономически обоснованных затрат общества, схемы транспортировки нефтепродуктов, а также учитывая то обстоятельство, что оптовая и розничная реализация нефтепродуктов осуществляется АО «Красноярскнефтепродукт» из одного резервуара на АЗС-122 и общество не несет транспортных расходов при организации розничной реализации нефтепродуктов через АЗС-122. На основании изложенного Комиссия приняла решение предписание АО «Красноярскнейтепродукт» не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи.

На основании изложенного, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по рассмотрению дела № 36-10-16 о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать АО «Красноярскнефтепродукт» нарушившим требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту установления
АО «Красноярскнефтепродукт» необоснованно высокой цены на нефтепродукты (бензин марки АИ-92, бензин марки АИ-95) при реализации через АЗС-122 на территории Северо-Енисейского района Красноярского края с сентября 2015 года по июль 2016 года.

2.     Предписание АО «Красноярскнефтепродукт» не выдавать.

3. Передать материалы дела № 36-10-16 о нарушении антимонопольного законодательства должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о применении мер административной ответственности.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                    <…>

 

Члены Комиссии:                                                                                                               <…>

 

                                                                                                                                             <…>

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны