Определение б/н Заключение об обстоятельствах дела № 36-10-16 от 07.11.2016. от 16 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСВАХ ДЕЛА № 36-10-16

 

«7» ноября 2016 года

                                                            г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - <...>, заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела, члены Комиссии:
<…>, начальник отдела естественных монополий, <…>, заместитель начальника отдела контроля закупок, рассмотрев дело № 36-10-16 по признакам нарушения
АО «Красноярскнефтепродукт» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции», выразившегося в установлении АО «Красноярскнефтепродукт» необоснованно высокой цены на нефтепродукты (бензин марки АИ-92, бензин марки АИ-95)
при реализации через АЗС-122 на территории Северо-Енисейского района Красноярского края
с сентября 2015 года по июль 2016 года, руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона
«О защите конкуренции», установила следующее.

На основании Приказа Красноярского УФАС России от 29.03.2016 № 80 о возбуждении дела и  о создании Комиссии в отношении АО «Красноярскнефтепродукт» возбуждено дело
№ 36-10-16 по признакам нарушения АО «Красноярскнефтепродукт» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При рассмотрении дела № 34-10-16 Комиссией установлены следующие обстоятельства.

АО «Красноярскнефтепродукт» осуществляет реализацию нефтепродуктов (в том числе бензина марки АИ-92, бензина марки АИ-95) на территории Северно-Енисейского района Красноярского края через АЗС-122 (пгт. Северо-Енисейский) и АЗС-207 (п. Брянка)
с использованием при расчете цены на нефтепродукты (бензин марки АИ-92, бензин марки АИ-95) снабженческо-сбытовую и торговую надбавки с учетом транспортных расходов.

При этом согласно информации, представленной Службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края от 24.03.2016 № СД/590, при расчете розничной цены на нефтепродукты (бензин марки АИ-92, бензин марки АИ-95), реализуемые
АО «Красноярскнефтепродукт»  через АЗС-122, обществу необходимо применять торговую надбавку без учета транспортных расходов в связи с тем обстоятельством, что оптовая и розничная реализация нефтепродуктов производится из одного резервуара.

Предельные максимальные снабженческо-сбытовые и торговые надбавки (с учетом транспортных расходов / без учета транспортных расходов) к ценам на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
с ограниченными сроками завоза грузов, установлены Приказом Министерства промышленности, энергетики и торговли Красноярского края (далее – Министерство) от 30.06.2010 № 011/46.

Предельный максимальный размер торговой надбавки без учета транспортных расходов для Северо-Енисейского района Приказом Министерства от 30.06.2010 № 011/46  не определен.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах
по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

Постановление Администрации Красноярского края от 24.09.2001 № 670-П «О государственном регулировании цен (тарифов) в крае» предусматривает обязательное государственное регулирование снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам
на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
с ограниченными сроками завоза грузов.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 № 402 «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)» Северо-Енисейский район Красноярского края включен в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей
с ограниченными сроками завоза грузов (продукции).

Согласно расчету фактических надбавок к ценам на бензин, реализованный
АО «Красноярскнефтепродукт» через АЗС-122 на территории рп. Северо-Енисейский Красноярского края за период с 01.09.2016 по 01.04.2016, в соответствии с письмами
АО «Красноярскнефтепродукт» исх. №  01-210 от 28.01.2016, исх. № 01-1228 от 04.05.2016 оптовая и розничная реализация нефтепродуктов производится из одного резервуара.

Согласно информации, представленной АО «Красноярскнефтепродукт» письмом
от 04.05.2016 № 01-1228, нефтепродукты (бензин марки АИ-92, бензин марки АИ-95) поставляются обществом на нефтебазу, расположенную по адресу: Красноярский край,
р-н Енисейский, с. Абалаково, ул. Новая, 2. С указанной нефтебазы нефтепродукты поставляются по пути следования бензовозов на АЗС-207, затем на АЗС-122.

Письмом от 24.03.2016 № СД/590 Служба финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края указала следующее.

Пунктом загрузки является филиал «Северный» АО «Красноярскнефтепродукт»
(с. Абалаково), а пунктом отгрузки (реализации) – пгт. Северо-Енисейский (АЗС-122). Поставка нефтепродуктов на нефтебазу в п. Брянка производится с филиала «Северный»
АО «Красноярскнефтепродукт» с. Абалаково, далее – автотранспортом до АЗС-207 в п. Брянка.

Между АО «Красноярскнефтепродукт» и ООО «ТЕРМИТ Транс» заключен договор
№ 237/99 на оказание услуг по перевозке нефтепродуктов автотранспортом от 06.08.2015.

Согласно пункту 1.1. указанного договора ООО «ТЕРМИТ Транс» обязуется по заявкам
АО «Красноярскнефтепродукт» принимать к перевозке нефтепродукты, доставлять
их на автозаправочные станции АО «Красноярскнефтепродукт» и/или по заявке
АО «Красноярскнефтепродукт» третьим лицам, и передавать их уполномоченному на получение груза лицу, а АО «Красноярскнефтепродукт» обязуется оплачивать за перевозку грузов установленную плату.

Приложением № 3 к договору № 237/99 на оказание услуг по перевозке нефтепродуктов автотранспортом от 06.08.2015 определены, в том числе маршруты перевозок нефтепродуктов. Одними из маршрутов определены пункт загрузки нефтепродуктов – с. Абалаково, пункт разгрузки – п. Брянка (КАЗС-207), пункт загрузки нефтепродуктов – с. Абалаково, пункт разгрузки – пгт. Северо-Енисейский (АЗК-122).

В приложении к письму исх. № 01-2901 от 26.10.2016 АО «Красноярскнефтепродукт» представлены расчеты цен на нефтепродукты (бензин марки АИ-92, бензин марки АИ-95), реализованные филиалом «Северный» АО «Красноярскнефтепродукт» в пгт. Северо-Енисейский (АЗС-122), а также расчеты цен на нефтепродукты (бензин марки АИ-92), реализованные филиалом «Северный» АО «Красноярскнефтепродукт» в п. Брянка (АЗС-207) за период с сентября 2015 года по октябрь 2016 года с учетом установленных предельных снабженческо-сбытовых
и торговых надбавок с учетом транспортных расходов.

Согласно пояснениям АО «Красноярскнефтепродукт» допустимая розничная цена
на нефтепродукты при реализации на территории Северо-Енисейского района рассчитывается
как сумма среднеучетной цены и предельного максимального размер снабженческо-сбытовой
и торговой надбавки с учетом транспортных расходов, утвержденных Приказом Министерства
от 30.06.2010 № 011/46. Применяемая цена на АЗС рассчитывается из конкурентноспособной цены, но не более допустимой розничной цены.

Из представленных АО «Красноярскнефтепродукт» таблиц (письмом исх. № 01-2901
от 26.10.2016)  по реализации обществом бензина марки АИ-92, бензина марки АИ-95
через АЗС-122 и бензина марки АИ-92 через  АЗС-207 можно сделать следующие выводы.

АО «Красноярскнефтепродукт» использует одинаковые схемы оптовой поставки нефтепродуктов, реализуемых в последующем на АЗС-122 и АЗС-207. При этом на АЗС-122 оптовая и розничная реализация нефтепродуктов осуществляется из одного резервуара. Следовательно, общество не несет транспортных расходов при организации розничной реализации бензина марки АИ-92, бензина марки АИ-95 через АЗС-122. Применение
АО «Красноярскнефтпродукт» торговой надбавки с учетом транспортных расходов при формировании розничной цены нефтепродуктов (бензина марки АИ-92, АИ-95) на АЗС-122 приводит к формировании обществом завышенной цены при реализации в период с сентября 2015 года по октябрь 2016 года.

В соответствии  с  частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела
о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

По результатам проведенного Красноярским УФАС России Анализа состояния конкурентной среды на розничном рынке бензина (марок АИ-92, АИ-95) на территории Северо-Енисейского района Красноярского края установлено следующее.

На территории Северо-Енисейского района Красноярского края деятельность по розничной  реализации бензина (марки АИ-92, марки АИ-95) в 2015 году, первом полугодии 2016 года осуществляли: АО «Красноярскнефтепродукт» (660021, г. Красноярск, ул. Декабристов, 30)
через АЗС № 122 (пгт. Северо-Енисейск, ул. Механическая, 12), АЗС № 207 (п. Брянка,
ул. Абанская, 2), ИП Страшков Е.А. (663282, гп. Северо-Енисейский, ул. Карла Маркса, 52) через АЗС (гп. Северо-Енисейский, ул. Карла Маркса, 52).

Доля АО «Красноярскнефтепродукт» по реализации бензина марки АИ-95, бензина марки АИ-92 через АЗС на территории Северо-Енисейского района Красноярского края в 2015 году, первом полугодии 2016 года  превышала 50 %

На основании изложенного, Комиссия установила, что АО «Красноярскнефтепродукт» занимало доминирующее положение на рынке розничной реализации нефтепродуктов (бензина марки АИ-95, бензина марки АИ-92) на территории Северо-Енисейского района Красноярского края в 2015 году, первом полугодии  2016 года.

По состоянию на 30.09.2016 АО «Красноярскнефтепродукт» производит расчет цены при реализации бензина марки АИ-95, бензина марки АИ-92 через АЗС-122 с применением торговой надбавки с учетом транспортных расходов.

Таким образом, действия АО «Красноярскнефтепродукт» по применению торговой надбавки с учетом транспортных расходов при формировании розничной цены на бензин марки АИ-95, бензина марки АИ-92, реализованный обществом через АЗС-122 в период с сентября 2015 года по июль 2016 года являлись необоснованными и приводили к установлению завышенных розничных цен реализации нефтепродуктов.

Нарушение АО «Красноярскнефтепродукт» установленного порядка ценообразования
при розничной реализации АО «Красноярскнефтепродукт» бензина марки АИ-92, бензина марки АИ-95 через АЗС-207 (п. Брянка) в период с сентября 2015 года по июль 2016 года Комиссией
не установлено.

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии антимонопольного органа пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему
на заседании комиссии.

 

 

Председатель Комиссии

                                                     <…>

Члены Комиссии

                                                       <…>

 

                                                                    <…>

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны