Решение б/н решение и предписание по делу № 361-10-12 от 1 сентября 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири»

<…>

 

<…>

<…>

 

РЕШЕНИЕ

 

«19» декабря 2012 года

г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена «7» декабря 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено «19» декабря 2012 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – О.П. Харченко, заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: А.Ю. Гнедина, начальник отдела естественных монополий, В.В. Сугорова, главный специалист-эксперт отдела естественных монополий (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 362-10-12 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (<…>) (далее – ОАО «МРСК Сибири», сетевая организация) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление гражданки <…> на действия ОАО «МРСК Сибири», выразившиеся в нарушении сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению по договору № 20.24.110.11 от 14.02.2011 (вх. от 19.04.2012 № 6151).

В связи с рассмотрением указанного заявления, материалов Красноярским УФАС России было принято решение о возбуждении в отношении ОАО «МРСК Сибири» дела № 362-10-12 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении срока направления <…> проекта договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий к нему, установленного пунктом 15 Правил технологического присоединения…, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, нарушении сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта <…>, установленных пунктом 16 Правил технологического присоединения (приказ от 14.09.2012 № 677).

В ходе рассмотрения дела № 362-10-12 установлены следующие обстоятельства.

В связи с необходимостью технологического присоединения жилого дома, расположенного по адресу: <…> (максимальная мощность 15 кВт, категория надежности 3, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, 0,38 кВ, ранее присоединенная в точке присоединения мощность отсутствует), <…> обратилась в адрес ОАО «МРСК Сибири» с заявкой на технологическое присоединение от 08.11.2010.

Указанная заявка получена ОАО «МРСК Сибири» 08.11.2010, зарегистрирована под входящим номером 4341 ЦОК.

Договор об осуществлении технологического присоединения № 20.24.110.11 был заключен между ОАО «МРСК Сибири» и <…> 14.02.2011.

Письмом от 06.08.2012 № 1.3/01.2/10558-исх ОАО «МРСК Сибири» проинформировало Красноярское УФАС России о том, что заявитель был извещен о подготовке проекта договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий к нему по телефонному номеру, указанному в заявке на технологическое присоединение, в связи с тем обстоятельством, что заявителем было высказано пожелание забрать договоры нарочным. Проекты договоров были получены заявителем 14.02.2011.

Вместе с тем, согласно пункту 11 заявки на технологическое присоединение <…> в графе «способ передачи договора и технических условий» заявитель указал «почтой».

Пунктом 1.5 договора № 20.24.110.11 определено, что срок выполнения мероприятий при условии, что заявитель не нарушает сроки выполнения своих обязательств, 1 год.

Продолжительность выполнения обязательств по технологическому присоединению была определена ОАО «МРСК Сибири» (согласно письму от 24.10.2012 № 1.3/01.2/14892-исх) с учетом того, что расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения ОАО «МРСК Сибири» до объекта заявителя превышает 500 метров.

Техническими условиями, неотъемлемым приложением к договору № 20.24.110.11, определена точка присоединения объекта заявителя к электрическим сетям ОАО «МРСК Сибири»: новая ЛЭП 0,4 кВ от вновь установленной КТПН 10/0,4 кВ.

Пунктом 10 технических условий установлены обязанности по технологическому присоединению, выполняемые сетевой организацией, к которым относятся, в том числе: реализация общесистемных мероприятий по увеличению пропускной способности линий электропередач, трансформаторной мощности центров питания и повышению надежности работы электротехнического оборудования; установка КТПН 10/0,4 кВ; строительство ЛЭП 10 кВ от ВЛ 10 кВ ф. 87-3 до новой КТПН 10/0,4 кВ с установкой линейного разъединителя на отпаечной опоре; строительство ЛЭП 0,4 кВ от новой КТПН 10/0,4 кВ до границ земельного участка заявителя.

Пунктом 11 технических условий установлена обязанность заявителя выполнить ввод ЛЭП 0,4 кВ в жилой дом в границах своего земельного участка; установить н/в щит 0,4 кВ с автоматическим выключателем на номинальный ток, согласно подключаемой нагрузке, и узел учета электроэнергии; установить счетчик электроэнергии.

В рамках исполнения обязательств по договору № 20.24.110.11 от 14.02.2011 ОАО «МРСК Сибири» были выполнены следующие мероприятия (согласно информации, содержащейся в письмах ОАО «МРСК Сибири» от 12.05.2012 № 1.3/01.2/6198-исх, от 06.08.2012 № 1.3/01.2/10558-исх, от 24.08.2012 № 1.3/29/11626-исх, от 10.09.2012 № 1.3/01.2/12500-исх, от 24.10.2012 № 1.3/01.2/14892-исх, от 05.12.2012 № 1.3/29/17489-исх):

1) В период с 14.02.2011 по 08.12.2011 ОАО «МРСК Сибири» осуществляло подготовку документации для включения работ в Инвестиционную программу и вынесение вопроса на ЦКК для включения закупки в ГКПЗ филиала «Красноярскэнерго» на 2011 год в качестве внеплановой.

Вместе с тем, согласно выписке из утвержденной Инвестиционной программы филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» на 2012 год мероприятия по технологическому присоединению объекта <…> (статья «Реконструкция распределительных сетей 10-0,4 кВ (потребители льготной категории)») включены в Инвестиционную программу на 2012 год со сроком исполнения в 2012 году.

2) 08.12.2011 произошло заседание ЦКК ОАО «МРСК Сибири», в ходе которого было принято отрицательное решение на включение закупки в ГКПЗ (протокол № 72, вопрос № 33).

3) В феврале 2012 года мероприятие повторно направлено на ЦКК ОАО «МРСК Сибири» для вынесения мероприятия на торговую площадку для заключения договора подряда со сроком исполнения в течение 193 календарных дней с момента подписания договора подряда.

4) 20.02.2012 произошло заседание ЦКК ОАО «МРСК Сибири», в ходе которого было согласовано включение закупки в ГКПЗ на 2012 год (протокол № 11, вопрос № 15).

5) 29.02.2012 был подписан Приказ № 93-пр «О проведении закупок и назначении экспертных групп» (пункт 1.15 Приказа).

6) Разработана и утверждена закупочная документация. Уведомление о проведении запроса предложений размещено на электронной торговой площадке B2B-MRSK www.B2B-MRSK.ru 29.02.2012, а также копия уведомления размещена 29.02.2012 на дополнительном Интернет-ресурсе www.b2b-energo.ru и на сайте филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» www.krasene.ru.

7) 12.03.2012, после окончания приема предложений, была проведена процедура вскрытия поступивших предложений, оформлен протокол вскрытия конвертов (протокол № 33 от 12.03.2012).

8) Письмом от 16.03.2012 № 1.3/19/3019-исх ОАО «МРСК Сибири» направило в адрес заявителя оферту Дополнительного соглашения № 1 к договору об осуществлении технологического присоединения № 20.24.110.11 о продлении сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению до 30.09.2012. Указанный документ <…> не подписан.

9) Проведена экспертная оценка, оформлен и подписан 11.05.2012 отчет экспертной группы (Отчет № 93/1.15).

В    период    с    12.03.2012 до 11.05.2012 ОАО «МРСК Сибири» осуществлялись следующие действия. 29.02.2012 было объявлено 40 закупок на выполнение работ, в том числе закупка на выполнение проектных и строительных работ «под ключ» для выполнения обязательств перед <…>.

23.03.2012 заключения были оформлены, при этом по 20 закупкам, в том числе, по закупке на выполнение работ «под ключ» для <…>, возникла   необходимость запроса недостающих документов, что и было сделано письмом от 27.03.2012. После получения недостающих документов, материалы вновь направлены экспертам для подготовки заключений. 

В период с 03.04.2012 по 13.04.2012 были подготовлены 20 экспертных отчетов, которые были согласованы и подписаны членами экспертных групп ОАО «МРСК Сибири». 16.04.2012 отчеты были направлены в аппарат управления ОАО «МРСК Сибири» для подписания. Сотрудником аппарата управления были высказаны замечания по результатам экспертной оценки по 10 отчетам, в том числе, по закупке на выполнение «под ключ» (договор от 08.06.2012 № 10.2400.594.12 для <…>)

Материалы вновь были переданы экспертной группе для пересмотра. 05.05.2012 пересмотренные экспертные заключения были подготовлены, по состоянию на 11.05.2012 были подписаны всеми членами экспертных групп филиала и аппарата управления ОАО «МРСК Сибири».

10) 15.05.2012 постоянно действующей конкурсной комиссией филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» (далее - ПДКК) рассмотрен отчет экспертной группы, принято решение провести процедуру регулирования цены (переторжку), оформлен и подписан протокол ПДКК на переторжку (Протокол № 61 от 15.05.2012).

11) 23.05.2012 с использованием функционала электронной торговой площадки В2В-MRSK проведена процедура регулирования цены (переторжка), оформлен и подписан итоговый протокол ПДКК по результатам переторжки (Протокол № 66 от 23.05.2012).

12) Письмом от 30.05.2012 № 1.3/01.2/7249-исх ОАО «МРСК Сибири» обратилось в адрес главы Емельяновского района с заявлением о предоставлении земельного участка в Емельяновском районе, д. Таскино, ул. Озерная, 7 для размещения энергообъектов КТПН 10/0,4 кВ 100 кВА со строительством ВЛИ 0,4 кВ от РУ 0,4 кВ КТПН вдоль границ земельных участков застраиваемой улицы Озерная, протяженностью 80 м, строительством ВЛИ 10 кВ от оп. № 182/2 ф. 87-3 до проектируемой КТПН 10/0,4 кВ, протяженностью 40 м, общей площадью 600 кв. м.

Указанное письмо было зарегистрировано Администрацией Емельяновского района под входящим номером 2851 от 06.06.2012.

К письму от 30.05.2012 № 1.3/01.2/7249-исх была приложена Схема размещения энергообъекта в Емельяновском районе, д. Таскино, ул. Озерная – на 1 л. в 1 экз.

Согласно письму ОАО «МРСК Сибири» от 05.12.2012 № 1.3/29/17485-исх, а также устным пояснениям представителя общества, изложенным в ходе рассмотрения дела, указанная Схема размещения энергообъекта представляет собой фотографию местности со спутника, на которой графически изображены земельный участок заявителя, объект электросетевого хозяйства, к которому осуществляется технологическое присоединение (ТП 87-3-6), а также определено расстояние между указанными объектами.

Администрация Емельяновского района письмом от 09.11.2012 № 3043 проинформировала Красноярское УФАС России о том, что в процессе рассмотрения заявления ОАО «МРСК Сибири» от 30.05.2012, документов, была выявлена недостаточность сведений о прохождении трасс линий электропередач, а также отсутствовали характеристики участков, к которым идет подключение (кадастровые квартала, кадастровые номера участков), в связи с чем документы были переданы для доработки представителю ОАО «МРСК Сибири» по доверенности; по состоянию на 09.11.2012 исправленные материалы и необходимые документы в адрес Администрации Емельяновского района не представлены.

Как пояснило ОАО «МРСК Сибири» в письмах от 23.10.2012 № 1.3/01.2/14860-исх, от 05.12.2012 № 1.3/29/17485-исх, решение о подаче указанного обращения в Администрацию Емельяновского района в мае 2012 года (а не в более ранние сроки с даты заключения договора № 20.24.110.11 от 14.02.2011) было принято на основании того, что «заявление в Администрацию направляется после проведения проектировщиками предпроектного обследования  места размещения объекта, то есть после определения конкретного места установки КТПН 10/0,4 кВ и строительства ВЛ 0,4 кВ от РУ 0,4 кВ новой КТПН 10/0,4 кВ. Поскольку сроки проведения тендера были затянуты, было принято решение подать заявление в Администрацию Емельяновского района о представлении земельного участка, не дожидаясь проектного решения, а далее внести корректировку, если потребуется». «Обоснованием того, что указанная корректировка была возможна лишь в мае 2012 года, является то, что определению места расположения объекта предшествовали процедуры проведения торгов по заключению договора на подготовку проектной документации».

13) 08.06.2012 заключен договор подряда на выполнение проектных и строительных работ «под ключ» № 10.2400.594.12 с ООО «МонтажЭлектроСервис». Согласно Приложению № 2 к указанному договору подряда «Календарный план выполнения работ», работы должны быть выполнены в течение 193 дней с даты подписания договора (60 календарных дней с момента подписания договора – разработка проектно-сметной документации, 133 календарных дня – строительно-монтажные работы).

При этом ОАО «МРСК Сибири» не обосновало продолжительность сроков выполнения работ по договору подряда (в том числе, в разрезе этапов и подэтапов мероприятий, включаемых в строительно-монтажные работы, разработку проектно-сметной документации, с указанием планируемой продолжительности каждого этапа), указав лишь, что «сроки выполнения проектных работ в договоре обусловлены опытом проведения аналогичных работ подрядными организациями, с учетом сроков получения разрешительных документов и согласований в органах власти и заинтересованных организациях; сроки выполнения строительно-монтажных работ обусловлены объемом работ в разработанном проекте, а также изготовлением и поставкой оборудования для выполнения строительно-монтажных работ» (письмо от 24.08.2012 № 1.3/29/11626-исх).

14) Работы по разработке проектно-сметной документации были выполнены ООО «МонтажЭлектроСервис» 30.09.2012, о чем свидетельствует Акт № 223 приемке выполненных работ.

15) Согласно пояснениям ОАО «МРСК Сибири», изложенным в письме от 05.12.2012 № 1.3/29/17489-исх, устным пояснениям представителя общества на заседании Комиссии, по состоянию на дату написания указанного письма мероприятия по технологическому присоединению объекта заявителя подрядной организацией исполнены в полном объеме (акт по форме КС-2 находится на подписании).

Документы, подтверждающие исполнение ОАО «МРСК Сибири» обязательств по строительству объектов электросетевого хозяйства, необходимых для технологического присоединения объекта заявителя, в адрес Красноярского УФАС России не представлены.

Сведения об иных действиях, направленных на исполнение ОАО «МРСК Сибири» обязательств перед заявителем, ОАО «МРСК Сибири» не представлено, в ходе рассмотрения дела Комиссией не установлено.

Письмом от 14.11.2011 № 1.3/01-14661 ОАО «МРСК Сибири» информировало заявителя о том, что мероприятия по договорам №№ 20.24.110.11, 20.24.111.11 включены в Инвестиционную программу филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» на 2012 год, со сроком исполнения – 30.06.2012.

Плата за технологическое присоединение была в полном объеме внесена заявителем на расчетный счет филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» (чек-ордер от 14.02.2011).

Согласно Акту № Е-3-591 от 08.06.2012, составленному контролером участка транспорта электроэнергии Емельяновского РЭС (обособленное структурное подразделение филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго») <…>, в результате визуального осмотра установлено, что пункт 11.2.1 технических условий к договору № 20.24.110.11 от 14.02.2011 выполнены, прибор учета и автоматический выключатель установлены, соответствуют требованиям по учету электрической энергии, к эксплуатации допускаются.

На основании полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, пояснений лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

В силу пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, сетевые организации – организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

ОАО «МРСК Сибири» (ОГРН 1052460054327) действует на основании Устава, согласно статье 3 которого основной целью деятельности общества является получение прибыли; для ее получения общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе: оказание услуг по передаче электрической энергии; оперативно-технологическое управление; оказание услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям. В связи с изложенным ОАО «МРСК Сибири» является сетевой организацией.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права 24 Е3 966179 от 15.08.2008 ОАО «МРСК Сибири» является собственником сооружения – воздушная ЛЭП напряжением 10 кВ фидер 87-3 (оп. 1-232) от ПС 35/10 кВ «Устюг» до ПС «Таскино» № 78 с отпайками ТП 87-3-8, 87-3-10, 87-3-11, 87-3-13, 87-3-14, 87-3-16, 87-3-18, 87-3-26, 87-2-5, назначение: нежилое, общая протяженность 24,778 км, инв. № 04:214:001:006782380:0003, лит. №№ 1-11, адрес объекта: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, с. Устюг, к которым будет осуществлено технологическое присоединение объекта <…>.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Основным видом деятельности ОАО «МРСК Сибири», в том числе на территории Красноярского края, является оказание услуг по передаче электрической энергии. Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э ОАО «МРСК Сибири», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным № 24.1.58. Указанным приказом ФСТ России в отношении ОАО «МРСК Сибири» в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» ввела государственное регулирование и контроль.

Таким образом, ОАО «МРСК Сибири» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии на территории Красноярского края в границах расположения принадлежащих обществу объектов электросетевого хозяйства.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям определен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила).

Согласно абзацу 2 пункта 3 Правил независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Пунктом 6 Правил установлено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

В силу пункта 8 Правил для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.

По смыслу пункта 14 Правил заявителями являются физические лица в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

<…> является заявителем в соответствии с критериями, определенными пунктом 14 Правил.

Согласно пункту 15 Правил сетевая организация обязана направить для подписания заявителю заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора в течение 30 дней с даты получения заявки.

Исходя из изложенных норм, на ОАО «МРСК Сибири» лежала обязанность направить <…> для подписания проект договора об осуществлении технологического присоединения и технические условия к нему на основании заявки на технологическое присоединение (вх. от 08.11.2010 № 4341 ЦОК) в срок до 07.12.2010 включительно.

Вместе с тем, указанные проект договора и технические условия были вручены ОАО «МРСК Сибири» <…> только 14.02.2011.

Согласно пункту 11 заявки на технологическое присоединение <…> в графе «способ передачи договора и технических условий» заявитель указал «почтой».

Пояснения ОАО «МРСК Сибири» о том, что заявителем было высказано пожелание забрать проект договора и технические условия лично, в связи с чем о готовности документов он был уведомлен по телефонному номеру, указанному в заявке на технологическое присоединение, не подтверждаются материалами дела и противоречат требованиям пункта 15 Правил.

Нарушение ОАО «МРСК Сибири» сроков направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий к нему в адрес <…>, привело к затягиванию процедуры технологического присоединения объекта заявителя к электрическим сетям более чем на два месяца.

Кроме того, в соответствии с подпунктом б) пункта 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности; 1 год для заявителей, суммарная присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 750 кВА (в редакции, действовавшей до 11.06.2012; максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт – в редакции, вступившей в силу 12.06.2012), если более короткие сроки не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон.

Согласно пункту 1.5 договора № 20.24.110.11, пояснениям ОАО «МРСК Сибири», расстояние от объектов электросетевого хозяйства ОАО «МРСК Сибири» до энергопринимающего устройства заявителя превышает 500 метров, в связи с чем срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год.

Указанный договор был заключен между <…> и ОАО «МРСК Сибири» без разногласий, плата за технологическое присоединение внесена заявителем в полном объеме, обязательства по договору по состоянию на дату рассмотрения дела сторонами частично исполнены.

По смыслу пункта 16 Правил годичный срок для выполнения обязательств по технологическому присоединению объектов, расположенных в сельской местности на расстоянии от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения, превышающем 500 метров, является предельным, его продление не предусмотрено.

В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Пунктом 1 статьи 422 ГК РФ определено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Следовательно, предложение ОАО «МРСК Сибири» о продлении срока технологического присоединения по договору № 20.24.110.11 (письмо от 16.03.2012 № 1.3/19/3019-исх) противоречит положениям подпункта б) пункта 16 Правил.

Таким образом, мероприятия по технологическому присоединению объекта <…> должны были быть выполнены ОАО «МРСК Сибири» в срок до 14.02.2012.

Нарушение сроков технологического присоединения объекта по договору № 20.24.110.11 подтверждается материалами дела, ОАО «МРСК Сибири» не оспаривается.

Оценивая, было ли совершено ОАО «МРСК Сибири» указанное бездействие в допустимых пределах осуществления гражданских прав, Комиссия учитывала следующие обстоятельства.

Фактические действия ОАО «МРСК Сибири»,  направленные на исполнение обязательств по технологическому присоединению, были совершены в период с 08.12.2011 (произошло заседание ЦКК ОАО «МРСК Сибири», в ходе которого было принято отрицательное решение на включение закупки в ГКПЗ) до 05.12.2012 (согласно пояснениям ОАО «МРСК Сибири», мероприятия по строительству объектов электросетевого хозяйства выполнены в полном объеме по состоянию на указанную дату) – то есть за 1 год.

Срок выполнения обязательств по договору № 20.24.110.11 (установленный пунктом 1.5 договора, пунктом 16 Правил) составляет 1 год.

В связи с изложенным ОАО «МРСК Сибири» объективно имело возможность выполнить свои обязательства перед <…> в установленный срок.

Обоснование бездействия в период с 14.02.2011 до 08.12.2011 ОАО «МРСК Сибири» не представило, указав лишь, что в указанный период осуществлялась подготовка документации для включения работ в Инвестиционную программу и вынесения вопроса на ЦКК для включения закупки в ГКПЗ филиала «Красноярскэнерго» на 2011 год в качестве внеплановой.

При этом мероприятия по технологическому присоединению объекта заявителя включены в Инвестиционную программу на 2012 год со сроком исполнения в 2012 году.

Закупка была включена в ГКПЗ филиала «Красноярскэнерго» на 2012 год (протокол № 11 от 20.02.2012).

Таким образом, Комиссия не установила обстоятельств, препятствовавших ОАО «МРСК Сибири» приступить к исполнению своих обязательств, в том числе, по согласованию проведения закупки по выбору подрядной организации для разработки проектно-сметной документации, выполнения строительно-монтажных работ, сразу после заключения договора № 20.24.110.11 от 14.02.2011.

Кроме того, установлено, что в течение периода с 08.12.2011 до 05.12.2012 внутренние корпоративные процедуры ОАО «МРСК Сибири», связанные с согласованием проведения закупки по выбору подрядной организации между структурными подразделениями общества, согласованием победителя запроса предложений, заняли более 6 месяцев (договор подряда заключен 08.06.2012). При этом непосредственно размещение информации о проведении запроса предложений, получение заявок участников, вскрытие конвертов с предложениями участников заняло 2 недели (с 29.02.2012 до 12.03.2012).

Обязательность проведения указанных внутрикорпоративных процедур, определенных Положением о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО «МРСК Сибири», не может являться обоснованием нарушения сроков технологического присоединения в связи с тем, что в силу прямого указания Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ юридические лица при закупке товаров, работ, услуг должны руководствоваться нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 2). Следовательно, локальный правовой акт, регулирующий проведение закупок для нужд ОАО «МРСК Сибири», должен быть разработан с учетом императивных требований пункта 16 Правил о недопустимости превышения предельных сроков технологического присоединения в рамках проведения соответствующих закупок.

Срок исполнения договора подряда № 10.2400.594.12 от 08.06.2012, заключенного между ОАО «МРСК Сибири» и ООО «МонтажЭлектроСервис», составляет 193 дня (из них 60 дней – разработка проектно-сметной документации, 133 дня – строительно-монтажные работы).

Указанный срок был установлен ОАО «МРСК Сибири», о чем свидетельствует, в том числе, пункт 2.2 к Приложению № 15 к Приказу филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» от 29.02.2012 № 93-пр «О проведении закупок и назначении экспертных групп» (в соответствии с указанным пунктом срок окончания выполнения работ: 193 календарных дня с момента подписания договора подряда).

При этом, указав, что установленный срок обусловлен опытом по выполнению аналогичных работ, ОАО «МРСК Сибири» не смогло пояснить, какие конкретные мероприятия (этапы и подэтапы) входят в укрупненные группы «разработка проектно-сметной документации» (60 дней) и «строительно-монтажные работы» (133 дня), и не обосновало содержание и продолжительность мероприятий в разрезе этапов и подэтапов.

Отсутствием проектного решения по вопросу определения места размещения КТПН 10-0,4 кВ, ЛЭП 10 кВ, ЛЭП 0,4 кВ, ОАО «МРСК Сибири» объясняет позднее обращение в Администрацию Емельяновского района с заявлением о предоставлении земельного участка (письмо от 30.05.2012, представлено в Администрацию нарочным 06.06.2012).

Вместе с тем, договор подряда с ООО «МонтажЭлектроСервис» на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации, строительно-монтажных работ был заключен ОАО «МРСК Сибири» 08.06.2012. Проектно-сметная документация разработана подрядчиком 30.09.2012 (Акт о приемке выполненных работ № 223 от 30.09.2012).

По состоянию на дату обращения в Администрацию Емельяновского района ОАО «МРСК Сибири» не могло получить от подрядной организации данные о месте размещения объектов электросетевого хозяйства, полученные после проведения предпроектного обследования места размещения объекта.

В связи с изложенным ОАО «МРСК Сибири» пояснило (письмо от 24.10.2012 № 1.3/01.2/14892-исх), что, так как сроки проведения закупки по выбору подрядчика были затянуты, обществом принято решение «подать заявление в Администрацию Емельяновского района о предоставлении земельного участка для строительства объектов, не дожидаясь проектного решения, а далее внести корректировку, если потребуется».

При этом ОАО «МРСК Сибири» не обосновало причины невозможности более раннего обращения в Администрацию Емельяновского района, учитывая возможность последующей корректировки заявления.

Фактически к заявлению о представлении земельного участка от 30.05.2012 ОАО «МРСК Сибири» приложило фотографию местности со спутника, на которой графически изображены земельный участок заявителя, объект электросетевого хозяйства, к которому осуществляется технологическое присоединение (ТП 87-3-6), а также определено расстояние между указанными объектами.

Кроме того, установлено, что действия ОАО «МРСК Сибири» не свидетельствуют о принятии каких-либо мер к более быстрому получению указанного проектного решения, так как первые действия ОАО «МРСК Сибири», направленные на выполнение обязательств перед <…>, были совершены через 10 месяцев (08.12.2011) после заключения договора об осуществлении технологического присоединения № 20.24.110.11 от 14.02.2011.

 На основании изложенного Комиссия установила, что у ОАО «МРСК Сибири» отсутствовали препятствия для обращения в Администрацию Емельяновского района с заявлением о представлении земельного участка для строительства энергообъектов сразу после заключения договора об осуществлении технологического присоединения с <…>.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, Комиссия установила, что у ОАО «МРСК Сибири» имелась фактическая возможность выполнить мероприятия по технологическому присоединению объекта <…> в установленный подпунктом б) пункта 16 Правил срок (1 год).

Бездействие ОАО «МРСК Сибири» по своевременному выполнению своих обязательств приводит к невозможности заявителю выполнить свою часть мероприятий, а именно: ввод ЛЭП 0,4 кВ в жилой дом в границах своего земельного участка.

Довод ОАО «МРСК Сибири» о том, что заявитель свои обязательства не выполнил (не уведомил сетевую организацию об их выполнении), противоречит фактическим обстоятельства и нормам права в связи с нижеследующим.

Мероприятия, предусмотренные пунктом 11 технических условий, включают в себя ввод ЛЭП 0,4 кВ в жилой дом в границах своего земельного участка; установку н/в щита 0,4 кВ с автоматическим выключателем на номинальный ток, согласно подключаемой нагрузке, и узла учета электроэнергии; установку счетчика электроэнергии.

Строительство линии от точки присоединения до границ земельного участка заявителя осуществляет сетевая организация (пункт 10 технических условий). Только после физического появления указанной линии, <…> может осуществить ее ввод в жилой дом.

Таким образом, до строительства ОАО «МРСК Сибири» воздушной линии <…> могла выполнить исключительно мероприятия по организации учета электрической энергии.

Указанные мероприятия были выполнены заявителем, о чем свидетельствует Акт № Е-3-591 от 08.06.2012.

Вместе с тем, пунктом 2.3.1 договора об осуществлении технологического присоединения № 20.24.110.11 установлена обязанность заявителя надлежащим образом исполнить пункт 11 технических условий в срок не позднее, чем за 10 рабочих дней до окончания срока, указанного в пункте 1.6 договора (1 год) и уведомить исполнителя (сетевую организацию) о выполнении технических условий.

Указанным договором, а также правовыми нормами не установлена обязанность заявителя информировать сетевую организацию о частичном выполнении мероприятий по технологическому присоединению, а у сетевой организации отсутствует обязанность проверять частичное выполнение заявителем мероприятий.

В силу распределения мероприятий по технологическому присоединению (сетевая организация выполняет мероприятия до границы земельного участка заявителя, заявитель – в пределах границ своего участка), указанные мероприятия позволяют их параллельное выполнение сетевой организацией и заявителем и не могут быть признаны встречными (как на то указывает ОАО «МРСК Сибири» в пояснениях от 12.05.2012 № 1.3/01.2/6198-исх). Невыполнение заявителем своих обязательств не является препятствием для выполнения сетевой организацией работ до границы земельного участка заявителя. В рассматриваемом случае невыполнение своих мероприятий заявителем приведет к невозможности осуществления фактического (физического) технологического присоединения объекта к электрическим сетям.

Кроме того, нормами действующего законодательства не предусмотрены обстоятельства, освобождающие сетевую организацию от необходимости исполнения мероприятий по технологическому присоединению до границ земельного участка лица, направившего заявку на технологическое присоединение, в том числе, в случае бездействия заявителя по уведомлению сетевой организации о выполнении мероприятий по технологическому присоединению в границах принадлежащего ему земельного участка, в сроки, установленные подпунктом б) пункта 16 Правил.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, Комиссией установлено, что нарушение ОАО «МРСК Сибири» сроков направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий к нему в адрес <…> на основании его заявки на технологическое присоединение от 08.11.2010, а также нарушение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта <…> не были обусловлены объективными причинами. Указанные бездействия свидетельствуют о выходе сетевой организацией за допустимые пределы осуществления своих гражданских прав и о наложении на заявителя необоснованных ограничений, в том числе, связанных с невозможностью получить услугу технологического присоединения в установленные сроки.

Доказательства допустимости указанных бездействий, а также того, что их результатом является или может являться совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке, либо получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным в результате бездействия, а равно того обстоятельства, что ОАО «МРСК Сибири» были предприняты все возможные меры, направленные на недопущение нарушения антимонопольного законодательства, обществом не представлены, Комиссией не установлены.

В связи с изложенным рассматриваемые бездействия ОАО «МРСК Сибири» образуют состав нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Вручение ОАО «МРСК Сибири» <…> 14.02.2011 проекта договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий к нему свидетельствует об устранении ОАО «МРСК Сибири» последствий нарушения антимонопольного законодательства. При этом нарушение установленного срока представляет собой свершившийся факт и фактически не может быть устранено. В рассматриваемом случае могут быть устранены только последствия нарушения антимонопольного законодательства.

Как пояснило ОАО «МРСК Сибири» (письмо от 05.12.2012 № 1.3/29/17489-исх), строительство объектов, необходимых для технологического присоединения объекта заявителя, выполнены в полном объеме. Вместе с тем, в адрес Красноярского УФАС России не были представлены документы, подтверждающие указанное обстоятельство.

Кроме того, в силу пункта 7 Правил завершают процедуру технологического присоединения следующие мероприятия: осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям («г.1»), фактический прием (подача) напряжения и мощности («г.2»), составление акта о технологическом присоединении, акта разграничения балансовой принадлежности, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон («д»).

При этом Комиссия учитывает, что осуществление фактического технологического присоединения объекта заявителя к электрическим сетям находится в зависимости от выполнения заявителем своей части мероприятий (в рассматриваемом случае – ввод построенной ОАО «МРСК Сибири» ЛЭП 0,4 кВ в границы своего земельного участка) в полном объеме.

Правовые основания для удовлетворения ходатайства <…> о снижении платы за технологическое присоединение по договору № 20.24.110.11 от 14.02.2011, заявленного на рассмотрении дела, у Комиссии отсутствуют в связи с нижеследующим. Договор об осуществлении технологического присоединения № 20.24.110.11 от 14.02.2011 заключен между ОАО «МРСК Сибири» и <…> без разногласий, заявитель согласился со всеми условиями договора, предложенными сетевой организацией. На стадии заключения договора заявитель в адрес Красноярского УФАС России по вопросу оценки обоснованности платы за технологическое присоединение не обращался. По состоянию на дату рассмотрения дела обязательства по договору в большей части исполнены сторонами. Согласно правовой позиции Пленума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 30.06.2008 № 30, антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов. В случае, если <…> полагает, что размер платы за технологическое присоединение объекта к электрическим сетям является необоснованным, заявитель вправе взыскать излишне уплаченную обществу денежную сумму в судебном порядке.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, при отсутствии оснований для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (<…>) нарушившим требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту нарушения сроков направления <…> проекта договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий к нему на основании заявки на технологическое присоединение от 08.11.2010, установленных пунктом 15 Правил технологического присоединения…, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, а также нарушения сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта <…>, установленных подпунктом б) пункта 16 Правил технологического присоединения.

2. Выдать ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в форме выполнения предусмотренных пунктом 10 технических условий к договору № 20.24.110.11 от 14.02.2011 мероприятий по технологическому присоединению объекта до границы земельного участка <…> в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты получения предписания, а также осуществления фактического технологического присоединения объекта <…> к электрическим сетям, фактического приема (подачи) напряжения и мощности на объект, составления акта о технологическом присоединении, акта разграничения балансовой принадлежности, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты получения уведомления от <…>  о выполнении ею пункта 11 технических условий к договору № 20.24.110.11 от 14.02.2011 в полном объеме.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                 О.П. Харченко

 

Члены Комиссии:                                                                                                              А.Ю. Гнедина

 

 

 

 

 

 

 

ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири»

 

<…>

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 362-10-12

 

«19» декабря 2012 года

г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: О.П. Харченко, заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: А.Ю. Гнедина, начальник отдела естественных монополий, В.В. Сугорова, главный специалист-эксперт отдела естественных монополий, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 19.12.2012 по делу № 362-10-12 о нарушении открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:

1) Выполнить предусмотренные пунктом 10 технических условий к договору № 20.24.110.11 от 14.02.2011 мероприятия по технологическому присоединению объекта до границы земельного участка <…> в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты получения предписания. Об исполнении пункта 1) предписания сообщить в Красноярское УФАС России не позднее трех рабочих дней со дня его выполнения, с приложений копий подтверждающих документов.

2) Осуществить фактическое технологическое присоединение объекта <…> к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности на объект, составить акт о технологическом присоединении, акт разграничения балансовой принадлежности, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты получения уведомления от <…> о выполнении ею пункта 11 технических условий к договору № 20.24.110.11 от 14.02.2011 в полном объеме. Об исполнении пункта 2) предписания сообщить в Красноярское УФАС России не позднее трех рабочих дней со дня его выполнения, с приложений копий подтверждающих документов.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                 О.П. Харченко

 

Члены Комиссии:                                                                                                              А.Ю. Гнедина

 

                                                                                                                                             В.В. Сугорова

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная     ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

                                                                                                                                              В.В. Сугорова

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны