Решение б/н Решение по делу №364-15-11 от 10 октября 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.08.2012 № 12921

 

 

По списку

 

 

РЕШЕНИЕ

 

«10» августа 2012 года                                                                                                     г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения объявлена 27 июля  2012 года.

            В полном объеме решение изготовлено  10 августа 2012 года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – О.П. Харченко, заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии – А.Ю. Гнедина, врио начальника отдела естественных монополий, О.Ю.Ильяшенко , главный специалист-эксперт аналитического отдела (далее – Комиссия),  рассмотрев дело № 364-15-11 по признакам нарушения Региональной энергетической комиссией Красноярского края (660113, г. Красноярск, ул. Сергея Лазо, 12а) (далее – РЭК Красноярского края) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

На основании жалоб ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144 «А») (далее – ОАО «МРСК Сибири») от  16.08.2011 № 1.3/01-10248, от 30.08.2011 № 1.3/01-10906 о нарушении антимонопольного законодательства РЭК Красноярского края по факту формирования и утверждения сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы по субъектам Российской Федерации (далее - Сводный баланс)   на 2012 год, в котором для филиала «Красноярскэнерго» ОАО «МРСК Сибири» были установлены завышенные показатели заявленной мощности потребителей услуг по передаче электрической энергии, и несвоевременного   предоставления Выписки  из него (далее – Жалобы), Красноярским УФАС России  было возбуждено дело № 364-15-11, в отношении РЭК Красноярского края  по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Красноярского УФАС России от 16.09.2011 № 673  «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению  дела о нарушении антимонопольного законодательства», Определение о назначении дела № 364-15-11 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 29.09.2011 исх. № 15778).

К участию в рассмотрении дела в качестве заявителя привлечено ОАО «МРСК Сибири».

В качестве лиц, располагающими сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, к участию в рассмотрении дела № 364-15-11 привлечены:  

- Федеральная служба по тарифам  (109074, г. Москва, Китайгородский пр. 7, стр. 1) (далее – ФСТ России);

- ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (117630, г. Москва, ул. Академика Челомея, 5а) (далее - ОАО «ФСК ЕЭС»);

- ОАО «Системный Оператор Единой Энергетической  Системы» (109074, г. Москва, Китайгородский проезд, 7, стр. 3) (далее – ОАО «СО ЕЭС»).

Дело № 364-15-11 рассматривалось  при участии представителей от заявителя – ОАО «МРСК Сибири»: Лапицкой В.М. (доверенность от 13.09.2011 № 146Н/235;  лиц, располагающими сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах: ОАО «СО ЕЭС»  Тришневского И.Н. (доверенность от 11.04.2012 № 3-2), ОАО «ФСК ЕЭС» Скрипникова Л.А. (доверенность №  124-12 от 21.06.2012),  Мицкевича А.А. (доверенность от 21.06.2012 № 126-12).

На заседании Комиссии представитель ОАО «МРСК Сибири» поддержал требования, изложенные в Жалобах, сообщив о том, что РЭК Красноярского края  в ФСТ России был  представлен  завышенный объем заявленной мощности потребителей услуг по передаче электрической энергии на 2012 год. РЭК Красноярского края в письме, направленном в адрес  ФСТ России, указала на то обстоятельство, что разногласия  касаются объектов «последней мили», без конкретизации того, что одним из потребителей ОАО «МРСК Сибири» является ОАО «РУСАЛ Красноярск», заключивший прямой договор с ОАО «ФСК ЕЭС», несмотря на то обстоятельство, что о данном факте было известно РЭК Красноярского края из писем ОАО «МРСК Сибири».

Представители ОАО «ФСК ЕЭС» сообщили о том, что по имеющейся у указанного хозяйствующего субъекта информации, ФСТ России  утвердила Сводный баланс на 2012 год, сведениями о  величине заявленной мощности потребителей услуг по передаче электрической энергии ОАО «МРСК Сибири» на 2012 год первое не располагает.

Представитель ОАО «СО ЕЭС» сообщил о том, что по имеющимся сведениям объем заявленной мощности потребителей услуг по передаче электрической энергии ОАО «МРСК Сибири» на 2012 год составляет более 1908 МВт.

Красноярское УФАС России уведомило РЭК Красноярского края Определением об отложении рассмотрении дела № 364-15-11 от 28.06.2012 (исх. № 10688 от 02.07.2011) о том, что рассмотрение дела № 364-15-11 назначено на 27.07.2012. Указанное определение было  получено РЭК Красноярского края 12.07.2012 (уведомление о  вручении  почтового отправления № 660017 16 94 897 2 от  12.07.2012).

Письмом  от 16.07.2011 № 2-3124/3 РЭК Красноярского края уведомила Красноярское УФАС России о том, что разногласия ОАО «МРСК Сибири» при формировании Сводного баланса на 2012 год с обоснованием причины разногласий в части  величины  заявленной мощности потребителей услуг по передаче электрической энергии, предложенной ОАО «МРСК Сибири»,  были направлены в адрес ФСТ России письмом от 15.06.2011 № 1-1670/4.

Комиссия,   рассмотрев представленные сведения (документы и материалы) и выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

ОАО «МРСК Сибири» действует на основании устава. Из устава ОАО «МРСК Сибири» следует, что основной целью деятельности общества (ОАО «МРСК   Сибири») является получение прибыли. Для  получения прибыли и для обеспечения собственных нужд ОАО «МРСК Сибири» вправе   осуществлять любые виды  деятельности, не запрещенные законом, в том числе:

- оказание услуг по передаче электрической энергии;

-  оперативно-технологическое управление;

- оказание  услуг по  технологическому присоединению  энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям;

- осуществление функций по сбору, передаче и обработке  технологической информации, включая данные измерений и учета; осуществление  контроля за безопасным  обслуживанием электрических установок у потребителей, подключенных  к электрическим  сетям ОАО «МРСК Сибири»;

- деятельность по эксплуатации  электрических сетей.

ОАО «МРСК Сибири» является сетевой организацией, основным видом  деятельности которой является оказание  услуг по передаче электрической энергии, в том числе на территории Красноярского края.

В соответствии  с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий, в которой цена устанавливается уполномоченным государственным органом.

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Приказом ФСТ России от 28.05.2008 № 179-э ОАО «МРСК Сибири», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным № 24.1.58. Указанным приказом ФСТ России в отношении ОАО «МРСК Сибири» в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» ввела государственное регулирование и контроль.

В соответствии с частью 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат, в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).

В соответствии с Законом Красноярского края от 18.09.2001 № 16-1469 «О региональной энергетической комиссии Красноярского края», Положением о Региональной энергетической комиссии Красноярского края, утвержденным Постановлением Правительства Красноярского края от 08.12.2008 № 216-п, РЭК Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края, а также правовых актов министерства промышленности и энергетики края осуществляет:

1) нормативное правовое регулирование в сфере электроэнергетики в части государственного регулирования цен (тарифов);

2) государственный контроль в сфере электроэнергетики.

На основании пункта 3.20 Положения о РЭК Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников Региональной энергетической комиссии Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 08.12.2008 № 216-п, к компетенции РЭК Красноярского края относится участие в формировании сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в пределах Единой энергетической системы России по Красноярскому краю.

Согласно пункту 15 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (далее – Основы ценообразования), при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов.

В соответствии с пунктом  16 Основ ценообразования  при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе расчетного годового объема производства продукции и (или) оказываемых услуг, исходя из формируемого ФСТ России Сводного баланса.

В соответствии с Приказом  ФСТ России от 26.07.2011 № 180-э/4 «Об утверждении сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2012 год» показатель заявленной мощности потребителей услуг по передаче электрической энергии в Сводном балансе на 2012 год для ОАО «МРСК Сибири» составил  4060, 63 МВт.

В  соответствии с  приказом ФСТ России от 29.11.2011 № 301-э/2 величина  заявленной мощности контрагентов на 2012 год  составляет 4060,63 МВт для ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго».

Письмом  от 30.09.2011 № 1-2207/4 РЭК Красноярского края просила ФСТ России  внести изменения  в Приказ  ФСТ России от 26.07.2011 № 180-э/4, при этом   РЭК Красноярского края не обращалась к ФСТ России с просьбой по корректировке  в отношении ОАО «МРСК Сибири».

Письмом от 22.06.2011 № 1-1712/4  РЭК Красноярского края направила в адрес ОАО «МРСК Сибири» предложения по технологическому  расходу  электроэнергии (мощности), потерям в электрических сетях на 2012 год по форме 3.1 приложения 2  Порядка без согласования в связи с разногласиями по величине заявленной   мощности, а также по величине полезного отпуска   электроэнергии из сетей филиала  ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго», а также  предложения РЭК Красноярского края по данному  вопросу.

На основании пункта 35 Основ ценообразования  расчет тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала осуществляется в соответствии с утверждаемыми Федеральной службой по тарифам по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации методическими указаниями, включающими в себя правила расчета нормы доходности инвестированного капитала, правила определения стоимости активов и размера инвестированного капитала и ведения их учета и правила определения долгосрочных параметров регулирования с применением метода сравнения аналогов.

 

Методические указания по регулированию тарифов организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, с применением метода доходности инвестированного капитала утверждены Приказом ФСТ РФ от 26.06.2008 № 231-э. Данные методические указания утратили силу 23.04.2012.

В Методических указаниях по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2, установлено, что при расчете  тарифа на передачу  электрической энергии используется  баланс электрической энергии.

На основании пункта 64 Основ ценообразования, тарифы на  услуги по передаче электрической энергии определяются  путем деления необходимой  валовой выручки территориальных сетевых организаций на суммарную присоединенную (заявленную) мощность потребителей услуг в расчетном периоде регулирования.

Порядок формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации утвержден Приказом ФСТ России от 10.06.2009 № 125-э/1 (далее - Порядок). Указанный Приказ утратил силу 19.07.2012 в связи  с изданием Приказа ФСТ России от 12.04.2012 № 53-э/1 «Об утверждении Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации и Порядка определения отношения суммарного за год прогнозного объема потребления электрической энергии населением и приравненными к нему категориями потребителей к объему электрической энергии, соответствующему среднему за год значению прогнозного объема мощности, определенного в отношении указанных категорий потребителей».

Основными задачами формирования Сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации являются:

- удовлетворение спроса потребителей электрической энергии и мощности;

- обеспечение надежного энергоснабжения потребителей;

- минимизация затрат на производство и поставку электрической энергии (мощности);

- обеспечение сбалансированности суммарной стоимости электрической энергии и суммарной стоимости мощности, поставляемой на оптовый рынок электрической энергии (мощности) (далее - ОРЭМ) и отпускаемой с него;

- соблюдение качества электрической энергии.

Сводный баланс формируется согласно графику прохождения документов (приложение 1 к Порядку) (далее – График). В данном графике  установлено, что  сетевые организации,  которой является ОАО «МРСК Сибири», предоставляют документы в орган  исполнительной власти  субъектов Российской Федерации. На территории Красноярского края указанным органом является РЭК Красноярского края.

Сводный прогнозный баланс формируется в целях:

а) расчетов тарифов (цен) на электрическую энергию и мощность и размеров платы за указанные в Основах ценообразования услуги, устанавливаемых Федеральной службой по тарифам и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов;

б) заключения участниками ОРЭМ договоров купли-продажи электрической энергии и мощности на оптовом рынке в соответствии с Правилами оптового рынка.

Согласно пункту 6 Порядка основой для формирования Сводного прогнозного баланса по ЕЭС России в целом являются предложения, разрабатываемые:

- организациями, осуществляющими экспортно-импортные операции, по объемам покупки (продажи) электрической энергии (мощности) с целью последующей поставки на экспорт (импорт),

- покупателями - участниками ОРЭМ (гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими, энергосбытовыми организациями, крупными потребителями),

- поставщиками (производителями) электрической энергии и мощности оптового и розничного рынков,

- сетевыми организациями, оказывающими услуги по передаче электрической энергии (мощности), в части объемов электрической энергии (мощности) для компенсации потерь, в том числе от экспортно-импортных операций, и величин присоединенной и заявленной мощности потребителей услуг сетевых организаций.

Таким образом, предложение ОАО «МРСК Сибири», представленное в адрес РЭК Красноярского края, является основой  для формирования Сводного прогнозного баланса.

На основании пунктов 9 Порядка  при формировании Сводного прогнозного баланса учитываются:

- согласованные участниками ОРЭМ - поставщиками электрической мощности с Системным оператором обоснованные ограничения установленной мощности;

- объемы производства (потребления) электрической энергии (мощности) поставщиков розничного рынка, отраженные отдельной строкой, с выделением объемов поставки (покупки) электрической энергии (мощности) по заключенным двусторонним договорам;

- предусмотренная участниками ОРЭМ - покупателями электрической мощности в заявке на покупку электрической мощности с ОРЭМ покупка резервной мощности.

В соответствии с пунктом 10 Порядка покупатели - участники ОРЭМ, поставщики (производители) электрической энергии и мощности оптового рынка, поставщики (производители) электрической энергии и мощности розничного рынка и сетевые организации, в том числе и организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, разрабатывают предложения по формированию сводного прогнозного баланса в увязке с экономическими показателями и направляют их Системному оператору (РДУ) и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 12 Порядка органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов определяют уровень потребности субъекта Российской Федерации (региона) в электрической энергии и мощности на основе прогноза электропотребления с учетом динамики его изменения за предыдущие 3 года, во взаимодействии с Системным оператором проверяют соответствие прогнозу электропотребления региона указанных в пункте 10 предложений, выполняют оценку возможных социально-экономических последствий для региона при выводе новых организаций на ОРЭМ, формируют консолидированные по соответствующему субъекту Российской Федерации предложения по формированию сводного прогнозного баланса и направляют их и предложения вышеуказанных организаций в Федеральную службу по тарифам для утверждения сводного прогнозного баланса с приложением обоснования внесенных изменений.

О результатах рассмотрения предложений, в том числе об изменениях, внесенных в предложения вышеназванных организаций, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов информируют Системного оператора (РДУ) и участников формирования баланса с указанием конкретных изменений и их обоснованием в сроки, определенные графиком прохождения документов.

При наличии разногласий по указанным в пункте 12 Порядка предложениям вышеуказанные организации, Системный оператор и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов представляют свои предложения по формированию сводного прогнозного баланса в установленные графиком прохождения документов для формирования сводного прогнозного баланса сроки и адреса с приложением конкретных пунктов разногласий и их обоснований для рассмотрения и принятия решения ФСТ России (пункт 13 Порядка).

Таким образом, при формировании  Сводного  баланса ФСТ России учитывает:

- предложения, предоставленные  сетевой организацией;

- предложения органа исполнительной  власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов;

- обоснования указанного органа исполнительной власти по вопросу внесения изменений в предложения сетевой организации;

- разногласия, указанные в пункте 13 Порядка.

Согласно  пункту 23 Порядка, сформированный и утвержденный сводный прогнозный баланс Федеральная служба по тарифам направляет Системному оператору, организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, Совету рынка. Выписки из утвержденного сводного прогнозного баланса Федеральная служба по тарифам направляет в ОАО «Концерн Энергоатом», Федеральному агентству водных ресурсов (в части производства электрической энергии (мощности) ГЭС оптового рынка) и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

На основании пункта 24 Порядка органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов доводят выписки из утвержденного сводного прогнозного баланса до участников ОРЭМ, поставщиков розничного рынка электрической энергии (мощности) и сетевых организаций, функционирующих на территории субъекта Российской Федерации, в установленные графиком прохождения документов сроки.

Таким образом,   орган исполнительной  власти субъекта Российской Федерации в области   государственного регулирования  тарифов, которым  на территории Красноярского края  является РЭК Красноярского края,  должен довести   выписку из Сводного баланса до сетевых организаций.

В соответствии с пунктом 14 Графика, ФСТ России  обязана  не позднее 14 дней после  утверждения Сводного прогнозного баланса довести до РЭК Красноярского края выписки из  утвержденного Сводного прогнозного баланса.

На основании  пункта 15 Графика РЭК Красноярского края  в течение 5  дней с момента получения выписок из утвержденного Сводного баланса обязана довести их до участников оптового и розничного рынков.

В  силу  пункта 25 Порядка предложения по уточнению Сводного баланса до начала периода регулирования направляются в ФСТ России не позднее 1 октября по формам 3.1свод, 9, 9.1, 10, 11, 12, 13 с приложением обосновывающих документов в порядке, определенном пунктом 10.

Покупатели - участники ОРЭМ, поставщики (производители) электрической энергии и мощности оптового рынка, поставщики (производители) электрической энергии и мощности розничного рынка и сетевые организации представляют предложения по уточнению сводного прогнозного баланса для согласования и формирования консолидированных предложений в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Системному оператору (РДУ) не позднее 15 сентября.

Таким образом, из пункта   25 Порядка следует, что предложения по уточнению Сводного баланса до начала периода регулирования направляются в ФСТ России не позднее 1 октября с приложением обосновывающих документов. Покупатели - участники ОРЭМ, поставщики (производители) электрической энергии и мощности оптового рынка, поставщики (производители) электрической энергии и мощности розничного рынка и сетевые организации представляют предложения по уточнению сводного прогнозного баланса для согласования и формирования консолидированных предложений в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Системному оператору (РДУ) не позднее 15 сентября.

Из пункта 8 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации  от 26.02.2004 № 109, и пункта 3 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденного Приказом ФСТ РФ от 08.04.2005 № 130-э, следует, что для установления  тарифов  организации  предоставляют в органы исполнительной власти  субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов.

Руководствуясь пунктом 10 Порядка, ОАО «МРСК Сибири» письмом от 31.03.2011 № 1.3/01-3626  направило в адрес РЭК Красноярского края предложения по формированию Сводного баланса. Заявленная мощность потребителей услуг по передаче электроэнергии, предложенная ОАО «МРСК Сибири» на 2012 год, составила 1908,149 МВт. Данные  предложения были  составлены с учетом следующего.

ОАО «МРСК Сибири» владело  на праве субаренды объектами  электросетевого хозяйства, относящимися к сетям ЕНЭС. С использованием данных объектов ОАО «МРСК Сибири» оказывало услуги  по передаче электрической энергии, в частности ОАО «РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод» (660111, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Пограничников, д. 40) (далее - ОАО «РУСАЛ Красноярск»), получая от данной деятельности доход, размер  которого определялся исходя из  установленного тарифа на передачу электрической энергии.

Объемы электрической энергии на 2012 год были заявлены ОАО «МРСК Сибири» с учетом того обстоятельства, что прекратили действие договорные отношения, в рамках которых обществом были получены в аренду объекты ЕНЭС, с использованием которых обществом оказывались услуги по передаче электрической энергии ОАО «РУСАЛ Красноярск» на основании  договора  оказания услуг по передаче электрической энергии № 04001/57 от 01.09.2007.

Арбитражный суд г. Москвы по делу № А40-283/10-83-3 от 07.04.2010 решил обязать ОАО «ФСК ЕЭС» направить в адрес ОАО «РУСАЛ Красноярск», подписанный со стороны ОАО «ФСК ЕЭС» договор оказания услуг по передаче электрической энергии с началом срока действия с 01 января 2010 года 00 часов.

Постановлением от 30.06.2010 Девятый арбитражный апелляционный суд решение Арбитражного суда города Москвы от 07.04.2010 по делу № А40-283/10-83-3 оставил без изменения.

В 2011 году ОАО «МРСК Сибири»  не получало  от ОАО «РУСАЛ Красноярск»  доход  от оказания услуг по передаче электрической энергии.  Указанное обстоятельство подтверждается решением Арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-4403/2010  от 30.08.2010 по иску ОАО «МРСК Сибири» к  ОАО «РУСАЛ Красноярск».

Таким образом, объемы заявленной мощности (объем  услуг по передаче электрической  энергии, который  будет  оказываться ОАО «МРСК Сибири» в 2012 году) в письме от 31.03.2011 № 1.3/01-3626 были указаны  с учетом отсутствия у указанного  хозяйствующего субъекта договоров аренды объектов электросетевого хозяйства, относящихся к сетям ЕНЭС, и прекращением договорных отношений с ОАО «РУСАЛ Красноярск».

Приказом ФСТ России от 26.07.2011 № 180-э/4 был утвержден Сводный прогнозный баланс на 2012 год.  При этом, сведения данного баланса  не соответствуют  предложениям, которые были направлены ОАО «МРСК Сибири» в РЭК Красноярского края, а именно:  объем заявленной мощности  утвержден  в большем объеме, чем ОАО «МРСК Сибири» представляло в  указанный орган. В предложениях ОАО «МРСК Сибири»  указан объем 1908,149 МВт, а в балансе 4060,63 МВт.

Таким образом, регулирующий орган (РЭК Красноярского края)  располагал  информацией, подтверждающей расторжение договорных отношений между ОАО «МРСК Сибири» и ОАО «РУСАЛ Красноярск» по  передаче электрической энергии.

В последующем ОАО «МРСК Сибири» не представляло в адрес РЭК Красноярского края  иных предложений и  разногласий по предложениям в соответствии с пунктом 12 Порядка с целью  увеличения объема заявленной мощности.

С целью принятия   мер, направленных на внесение  изменений в Сводный баланс, в рамках пункта 25 Порядка, ОАО «МРСК Сибири» направило в РЭК Красноярского края  письмо  от 03.08.2011 № 1.3/01-9470 с просьбой о предоставлении Выписки из утвержденного Сводного  баланса, для дальнейшего формирования консолидированных  предложений  и дальнейшего  направления данных  предложений в ФСТ России.

Письмом  от 08.08.2011 № 3-1901/4 РЭК Красноярского края   сообщила ОАО «МРСК Сибири» о том, что Выписка из утвержденного  Сводного баланса  будет  предоставлена  после  официального  получения из ФСТ России.

Красноярским УФАС России установлено то обстоятельство, что ФСТ России направляла  письмом от 02.08.2011 №  ЕП-6164/12 в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного  регулирования тарифов, к которым относится и РЭК Красноярского края, Выписки из Сводного баланса на 2012 год, утвержденного  приказом ФСТ России от 26.07.2011 № 180-э/4.

ФСТ России  письмом от 07.11.2011 № ЕП-8843/13 информировала Красноярское УФАС России о том, что «установлены и подтверждены факты отправки и получения выписок из сводного прогнозного  баланса на 2012 в Региональную  энергетическую комиссию Красноярского края с помощью  системы ЕИАС ФСТ России, а именно  выписки направлены письмом от 02.08.2011 ЕП-6164/12 на адрес krasnoyarskrecwp4 12.08.2011 и почтой».

Письмом от 17.08.2011 № 3-1952/4 РЭК Красноярского края направила для ознакомления сведения о технологическом расходе электрической энергии (потери) в электрических сетях на 2012 год, утвержденные приказом ФСТ России от 26.07.2011 № 180-э/4, и предложила направить в адрес РЭК Красноярского края мнение о согласии (несогласии) с позицией ФСТ России, с приложением расчетов и обосновывающих материалов. Величина заявленной  мощности  контрагентов  ОАО «МРСК Сибири» в электрических  сетях единой национальной (общероссийской) электрической сети ОАО «ФСК ЕЭС»  составила  4060,63 МВт.

С целью принятия мер, направленных на внесение изменений в баланс, в рамках пункта 25 Порядка, ОАО «МРСК Сибири» представило в адрес РЭК Красноярского края предложения по уточнению Сводного баланса для согласования и формирования консолидированных предложений – письмо от 05.09.2011 № 1.3/01-11250.

РЭК Красноярского края письмом  от 12.09.2011 № 1-2063/4 было возвращено письмо ОАО «МРСК Сибири» от 05.09.2011 № 1.3/01-11250, в связи с отсутствием доверенности  на право подписи документов.

ОАО «МРСК Сибири» письмом от    13.09.2011 № 1.3/01-11658 повторно представило в адрес  РЭК Красноярского края предложения по уточнению Сводного баланса для согласования и формирования консолидированных предложений.

РЭК Красноярского края письмом   от 14.09.2011 № 1-2072/3 было возвращено письмо ОАО «МРСК Сибири» от 13.09.2011 № 1.3/01-11658, в связи с отсутствием  заверения   копии доверенности.

РЭК Красноярского края осуществляет деятельность на основании закона Красноярского края от 18.09.2001 № 16-1469 «О региональной энергетической комиссии Красноярского края», Положения о Региональной энергетической комиссии Красноярского края, утвержденным Постановлением Правительства Красноярского края от 08.12.2008 № 216-п. В данных актах  отсутствуют указания на то обстоятельства, что предоставление  документов сетевой организацией в адрес РЭК Красноярского края должно  быть в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Указанное требование также не предусмотрено Порядком.

ОАО «МРСК Сибири» письмом от    26.09.2011 № 01-6572 в третий раз представило в адрес  РЭК Красноярского края предложения по уточнению Сводного баланса на 2012 год  для согласования и формирования консолидированных предложений.

ОАО «МРСК Сибири» в письмах от 05.09.2011 № 1.3/01-11250, от 13.09.2011 № 11658, от 26.09.2011 № 01-6572, направленных в адрес  РЭК Красноярского края, были приведены доводы, касающиеся невозможности использования для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии объема заявленной мощности в размере, предусмотренном Сводным балансом на 2012 год, утвержденным Приказом ФСТ России от 26.07.2011 № 180-э/4, ввиду того обстоятельства, что между ОАО «МРСК Сибири» и ОАО «ФСК ЕЭС» не заключен договор аренды на 2012 год, а между ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «РУСАЛ Красноярск» заключен прямой договор на передачу электрической энергии. В последних предложениях ОАО «МРСК Сибири» предложило величину заявленной мощности потребителей определить в размере – 1859,599 МВт.

Уменьшение объемов заявленной мощности по сравнению с изначальными предложениями ОАО «МРСК Сибири» было связано с точным формированием величины заявленной мощности потребителями услуг в порядке пункта 47 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

В силу пункта 47 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, величина заявленной мощности определяется в отношении каждой точки присоединения и  не может  превышать   присоединенную  мощность в соответствующей точке присоединения  к сети  этого потребителя услуг.

Потребитель услуг не менее чем за 8 месяцев до наступления очередного  периода  регулирования  тарифов должен  уведомить сетевую организацию о величине заявленной мощности  на предстоящий календарный год.

На основании данной нормы, небольшое расхождение   между  первоначально  предложенным вариантом Сводного баланса (письмо ОАО «МРСК Сибири» от  31.03.2011 № 1.3/01-3646) и уточненным в последнем  варианте (письмо ОАО «МРСК Сибири» от 26.09.2011 № 1-6572),  сложилось в связи  с более точной заявленной мощностью  потребителей услуг по передаче электрической энергии.

Таким образом, РЭК Красноярского края  располагала  информацией  для направления  корректировки  Сводного баланса в адрес ФСТ России, в рамках исполнения пункта 25 Порядка.

Красноярским УФАС России установлено то обстоятельство, что РЭК Красноярского края письмом  от 19.12.2011 № 1-2883/4 направило в адрес ОАО «МРСК Сибири» выписку из Сводного баланса.

РЭК Красноярского края письмом от  21.06.2012 № 1-2024/3 информировала Красноярское УФАС России о том, что в 2011 году,  в 2012 году (до 21.06.2012)  в ФСТ России  по вопросу внесения  изменений, уточнения   Сводного    баланса в части величины заявленной мощности   потребителей услуг   по передаче  электрической энергии ОАО «МРСК Сибири»  не обращалась.

ОАО «МРСК Сибири» неоднократно направляло  в адрес РЭК Красноярского края предложения по форме 3.1, утвержденной Приказом ФСТ России от 10.06.2009 № 125-э/1, а также указанный  хозяйствующий субъект  предоставлял сведения в форме  шаблонов по системе ЕИАС ФСТ России (приложения к письмам от 05.09.2011 № 1.3/01-11250, от 13.09.2011 № 1.3/01-11658, от 26.09.2011 № 01-6572).

Письмом от 07.11.2011 № ЕП-8843/13 ФСТ России информировала Красноярское УФАС России о том, что письмом от 30.09.2011 №1-2207/4 РЭК Красноярского края проинформировала ФСТ России о том, что во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1173 «О порядке согласования передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям» в Минэнерго России решался вопрос о согласовании перечня объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, планируемых для передачи в аренду филиалу ОАО «МРСК Сибири- «Красноярскэнерго» в 2012 году. В утвержденном РЭК Красноярского края и направленном на согласование в Минэнерго плане мероприятий по поэтапному прекращению до 1 января 2014 года передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, в аренду филиалу ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго», суммарная величина заявленной мощности потребителей, присоединенных к объектам ЕНЭС, не планируемых к передаче в рамках договора аренды на 2012 год, составляет 291,95 МВт. На основании вышеизложенного РЭК Красноярского края было предложено внести корректировки в предложение по технологическому расходу электроэнергии (потерям) на 2012 год по ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» в части снижения заявленной мощности. Корректировки, в соответствии с которыми технологический расход (потери) составил 2840,98 МВт, заявленная мощность 3847,66 млн. кВтч были направлены по системе ЕИАС 30.09.2011. Ранее, приказом ФСТ России от 26.07.2011 № 180-э/4 был утвержден сводный прогнозный баланс, в соответствии с которым технологический расход (потери) по ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» составил 2842,23 млн. кВтч., заявленная мощность - 4160,78 МВт.

РЭК Красноярского края было направлено письмо от 15.06.2011 №1-1670/4 о наличии разногласий с ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» по предложениям по технологическому расходу электрической энергии и мощности в электрических сетях. Разногласия возникли в связи с тем, ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» подали предложения по  технологическому расходу (потерям) без учета «последней мили», а РЭК Красноярского края предлагает расчет с учетом «последней мили».

Возможность обращения сетевой  организации  в адрес ФСТ России  с предложением по уточнению Сводного баланса Порядком не предусмотрена.

Красноярским УФАС России установлено то обстоятельство, что письмо РЭК Красноярского края  от 15.06.2011 №1-1670/4 было представлено в адрес ФСТ России  без обоснования разногласий, предусмотренных пунктом 13 Порядка.

Красноярским УФАС России установлено то обстоятельство,  что показатели Сводного баланса на 2012  год по ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» были утверждены  ФСТ России  в соответствии с предложением РЭК Красноярского края. 

В адрес ФСТ России обращения РЭК Красноярского  края  по вопросу внесения изменений в Сводный баланс на 2012 год в отношении величины заявленной мощности потребителей  ОАО «МРСК Сибири» не поступали.

Неверное определение показателей Сводного баланса на 2012 год может привести к нарушению прав ОАО «МРСК Сибири» на получение необходимого дохода от регулируемого вида деятельности, возникновению убытков. В соответствии с расчетами, представленными ОАО «МРСК Сибири», выпадающие доходы филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» в 2012 году в связи с заключением ОАО «РУСАЛ Красноярск» договора на оказание услуг по передаче электрической энергии с ОАО «ФСК ЕЭС»  составили 3 802 269 тыс. рублей (письмо ОАО «МРСК Сибири» от 17.07.2012 № 1.3/01.2/9492-исх.).

ФСТ России  письмом от 06.07.2012 № ЕП-5282/13 проинформировала Красноярское УФАС России о том, что  РЭК Красноярского края было  направлено письмо от 15.06.2011 № 1-1670/4 о наличии разногласий   между ОАО «МРСК Сибири»-«Красноярскэнерго» и РЭК Красноярского края по предложениям  по технологическому  расходу  электрической энергии и мощности  в электрических сетях. Разногласия  возникли  в связи с тем, что ОАО «МРСК Сибири»-«Красноярскэнерго»  подали   предложения по технологическому  расходу (потерям) без учета «последней мили», РЭК  Красноярского края  предлагает расчет у учетом «последней мили».

Таким образом, Красноярским УФАС России установлено то обстоятельство, что  РЭК Красноярского края  была представлена  неполная  информация относительно  причин  исключения объёмов НВВ сетевой организации  из объемов услуг объемов  по «последней миле». РЭК Красноярского края указало ФСТ России, что разногласия  касаются объектов «последней миле», без конкретизации того, что один из потребителей ОАО «МРСК Сибири» - ОАО «РУСАЛ Красноярск» вышел на прямой договор с ОАО «ФСК ЕЭС».

Графиком прохождения документов для утверждения свободного прогнозного  баланса производства и поставок  электрической энергии и мощности в рамках ЕЭС России по  субъектам  Российской Федерации  предусмотрено, что  сетевые организации представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской  Федерации, Системный оператор (РДУ) предложения по технологическому расходу  электрической энергии и мощности (потерям) в электрических сетях. При этом обязанности по предоставлению каких-либо обосновывающих документов на сетевые организации не возлагается.

Таким образом, сетевым  организациям необходимо представлять  предложения по технологическому расходу электрической энергии и мощности (потерям)  в электрических сетях по форме 2.1 приложения 2 Порядка.

РЭК Красноярского края письмом от 05.06.2011 № 1-1671/4  в адрес ФСТ России направлены  сформированные консолидированные предложения по прогнозным  балансам по Красноярскому краю на 2012 год, в которых  заявленная мощность ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» составляла 4060,63 МВт. Указанным письмом  РЭК Красноярского края проинформировала ФСТ России о возникших  разногласиях с ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» по  технологическому расходу электрической энергии и мощности (потерям) в электрических  сетях.  Предложения ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» по балансу на 2012 год по форме 3.1 Порядка с заявленной мощностью 1908,149 МВт  (прилагались  без письма ОАО «МРСК Сибири»  от 31.03.2011 № 1.3/01-3626).

Предусмотренные пунктом 13 Порядка предложения по формированию  Сводного  баланса  ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» с приложением конкретных  пунктов разногласий и их обоснований в адрес ФСТ России не предоставлялись.

Ввиду отсутствия обосновывающих документов, подтверждающих  прекращение  договора  аренды сетей между ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» и ОАО «ФСК ЕЭС», согласно  предложению РЭК Красноярского края заявленная мощность ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго»  принята в размере 4060,63 МВт, то есть объем «последней мили» в части ОАО «РУСАЛ Красноярск» сохранен в балансе ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» на 2012 год, утвержденном  приказом ФСТ России от 26.07.2011 № 180-э/4.

В соответствии с пунктом 25 Порядка предложения  по уточнению  сводного  баланса  до начала периода  регулирования направляются в ФСТ России не позднее 1  октября по формам 3.1 свод, 9, 9.1, 10, 11, 12, 13  с приложением обосновывающих документов в  порядке, определенном пунктом 10, то есть через системного оператора (РДУ) и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации  в области  государственного  регулирования  тарифов.

При этом,  согласно  пункта 25 Порядка покупатели – участники ОРЭМ, поставщики (производители) электрической энергии и мощности оптового  рынка, поставщики (производители) электрической энергии и мощности розничного рынка и сетевые организации  представляют предложения по уточнению сводного  прогнозного  баланса для согласования и формирования  консолидированных предложений  в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Системному оператору (РДУ) не позднее 15 сентября.

РЭК Красноярского края предложения по внесению  изменений в Сводный баланс на 2012 год в ФСТ России  в отношении ОАО «МРСК Сибири» не направлялись.

Изменения в Сводный баланс на 2012 год  по Красноярскому краю не вносились.

Кроме того,  ОАО «СО ЕЭС» письмом  от 19.10.2011 № Р27-а-VII-19.1-2369 информировало Красноярское УФАС России о том, что в соответствии с  Порядком cистемный оператор  участвует в разработке Сводного прогнозного баланса путем предоставления в уполномоченные органы власти (РЭК Красноярского края и ФСТ России) информации, требующейся для разработки документа. Действующим законодательством согласование Сводного прогнозного баланса системным оператором не предусмотрено.

В соответствии с пунктами 6, 10 Порядка, пунктом 3 приложения 1 к Порядку сетевые организации при формировании баланса направляют в РЭК и Системному оператору предложения по технологическому расходу электроэнергии (мощности) - потерям в электрических сетях по форме 3.1 (приложение 2 к Порядку). ОАО «ФСК ЕЭС» предоставляет информацию о потерях также по форме 11 (пункт  8 Приложения 1 к Порядку).

В составе информации, предоставляемой в соответствии с формами 3.1, 11, указываются сведения о суммарных значениях заявленной мощности потребителей услуг сетевых организаций без детализации по конкретным потребителям услуг.

Исходя из представленной филиалом ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» (далее - Красноярскэнерго) информации, плановая величина заявленной мощности потребителей услуг Красноярскэнерго на 2012 год составила 1 908,149 МВт (1 859,599 МВт с учетом представленных уточнений).

Плановая величина заявленной мощности потребителей услуг ОАО «ФСК ЕЭС» по Красноярскому краю на 2012 год составила 4 375,26 МВт. При этом, ОАО «ФСК ЕЭС» в своих предложениях по технологическому расходу электроэнергии (мощности) указало на то, что приведенная в форме 3.1 плановая величина заявленной и присоединенной мощности потребителей на 2012 год сформирована на основании заявок, полученных в 2010 году, в связи с непредставлением большинством потребителей заявок на 2012 год в срок до 01.04.2011.

В связи с изложенным, исходя из имеющейся у Системного оператора информации, невозможно однозначно установить, в объемных показателях какой из сетевых организаций учтены объемы услуг по передаче электрической энергии ОАО «РУСАЛ Красноярск».

Кроме того, величины заявленной мощности, указываемые сетевыми организациями в форме 3.1, не используются Системным оператором при подготовке сводных по субъекту РФ предложений по балансам электрической энергии и мощности (формы 9, 10) и не оцениваются с точки зрения достоверности представленной информации. Информация о заявленной мощности используется РЭК Красноярского края при формировании сводных по субъекту Российской Федерации предложений по балансам электрической энергии и мощности в соответствии с формой 15.

Предложения по технологическому расходу электрической энергии и мощности (потерям) в электрических сетях ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» на 2012 год направлены Системному оператору письмом от 05.04.2011 № 1.3/03-3806. В соответствии с представленной информацией величина заявленной мощности потребителей услуг ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» составила 1908,149 МВт.

Письмом от 07.09.2011 № 1.3/01-11318 ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» направило предложения по уточнению баланса на 2012 год. В соответствии с уточненными данными среднегодовая величина заявленной мощности ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго»  составила 1859,599 МВт.

В соответствии с пунктом 10 Порядка, пунктами 1-3 приложения 1 к Порядку покупатели, поставщики электрической энергии и сетевые организации, осуществляющее свою деятельность на территории Красноярского края, включая ОАО «МРСК Сибири» и ОАО «ФСК ЕЭС», направили  в адрес Системного оператора  предложения по формированию баланса на 2012 год.

Согласно пункту 12 Порядка, пункта 5 приложения 1 к Порядку Системный оператор  на основе  представленной субъектами электроэнергетики и потребителями  электрической энергии  информации сводные по Красноярскому краю предложения по балансам электрической энергии и мощности, провел  оценку полученных в результате свода суммарных  объемов выработки и потребления электрической энергии (мощности) на соответствие разработанному Системным оператором прогнозу электропотребления   и по итогам проведенной оценки направил в  РЭК Красноярского края предложения по формированию баланса на 2011 год.

Разногласия, возникшие при подготовке баланса на 2012 год в части  определения величины суммарного  потребления  электроэнергии субъектами  электроэнергетики и потребителями электрической энергии на 2012 год, были доведены  ОАО «СО ЕЭС»  до сведения РЭК Красноярского края письмом указанного хозяйствующего субъекта от 15.04.2011 № Р27-б2-II-1242-740 и рассмотрены на согласительном совещании, проведенном  в ФСТ России.

В ходе рассмотрения дела № 364-15-11 Красноярским УФАС России установлено то обстоятельство, что ОАО «МРСК Сибири» письмами от 05.09.2011 № 1.3/01-11250, от 13.09.2011 № 1.3/01-11658, от 26.09.2011 № 01-6572 в адрес РЭК Красноярского  края была  направлена форма 3.1 «Предложения по  технологическому  расходу электроэнергии (мощности) – потерям в электрических сетях филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» на 2012 год», утвержденная  приказом ФСТ России от 10.06.2009 № 125-э/1. Указанная форма соответствует Порядку.

Следует отметить тот факт, что  во избежание возможных разногласий при установлении  тарифа на передачу электрической энергии  на 2012 год  по сформированному Сводному балансу ОАО «МРСК Сибири» письмом от 03.08.2011 № 1.3/01-9470 просило РЭК Красноярского края  предоставить  выписку из утвержденного  Сводного баланса на 2012 год.

Комиссией установлено, что ОАО «МРСК Сибири» не имело возможности представить в адрес   ФСТ России разногласия, в связи с тем обстоятельством, что РЭК Красноярского края в нарушение пункта 12 Порядка не сообщила сетевой организации о результатах  рассмотрения предложений ОАО «МРСК Сибири» и  изменениях, внесенных в данные предложения.

Статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О Защите конкуренции» органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Исследовав материалы дела, представленные доказательства, оценив доводы, лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Во-первых,  РЭК Красноярского края,  формируя  консолидированные   по Красноярскому краю предложения   по формированию Сводного   баланса, не информировала сетевую организацию -  ОАО «МРСК Сибири» о наличии разногласий по указанным в пункте 12 Порядка предложениям названной сетевой организации.

Во-вторых, в нарушение пункта 13 Порядка РЭК Красноярского края,   располагая необходимой  информацией (обосновывающими материалами, в том числе судебными актами), не представила предложения по формированию сводного  прогнозного баланса ОАО «МРСК Сибири» с приложением конкретных  пунктов разногласий и их обоснований  в адрес ФСТ России, а именно:   о том, что  заявленная мощность ОАО «МРСК Сибири» на 2012 год составляет 1908,149 МВт, в связи с прекращением договорных отношений между ОАО «МРСК Сибири» и ОАО «РУСАЛ Красноярск», отсутствием у ОАО «МРСК Сибири» договоров субаренды объектов электросететвого хозяйства, относящихся к сетям ЕНЭС.

В-третьих, РЭК Красноярского края не довела до сведения ФСТ России предложения ОАО «МРСК Сибири» по уточнению (корректировке / внесению изменений) Сводного баланса на 2012 год, чем нарушила пункт 25 Порядка.

Приказом РЭК Красноярского края от 15.12.2010 № 299-п  были установлены единые (котловые)  тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края   на долгосрочный период регулирования 2011-2015 годы. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 12.01.2012 по делу № А33-5696/2011 данный акт признан не соответствующим Федеральному закону «Об электроэнергетике», Постановлению Правительства от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», Приказу Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 № 20-э/2 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке» и недействующим.

Приказом РЭК Красноярского края от 19.12.2011 № 566-п «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края»  установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края.

Приказом РЭК Красноярского края от 15.12.2010 № 308-п утверждены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.

Приказом РЭК Красноярского края от 30.12.2011 № 591-п утверждены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.

При рассмотрении  дела № 364-15-11 Красноярским УФАС России установлено, что РЭК Красноярского края были учтены сведения о величинах заявленной мощности потребителей услуг по передаче электрической энергии на 2012 год, представленных в адрес РЭК Красноярского края иными сетевыми организациями, осуществляющими деятельность, связанную с оказанием услуг по передаче электрической энергии, на территории Красноярского края, кроме ОАО «МРСК Сибири», в рамках направления предложений по формированию Сводного баланса, и соответствующие величины, исходя из которых РЭК Красноярского края были сформированы предложения Сводного баланса по Красноярскому краю на 2012 год.

Бездействие  РЭК Красноярского края (невыполнение требований пунктов 12, 13, 25 Порядка) привело к тому, что Сводный баланс  на 2012 год сформирован и  утвержден ФСТ России на основании завышенных данных объема заявленной мощности потребителей услуг сетевых организаций Красноярского края (ОАО «МРСК Сибири»), что в последующем привело  к установлению экономически необоснованного тарифа на электрическую энергию.

Бездействие РЭК Красноярского края в форме невыполнения требований пунктов 12, 13, 25 Порядка могут привести к сокращению числа  хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии на территории Красноярского края - ограничению конкуренции на названном товарном рынке, так как указанный орган, наделенный полномочиями в сфере  государственного  регулирования тарифов на передачу электрической энергии,  принимал предложения иных сетевых организаций, действующих на территории Красноярского края (кроме ОАО «МРСК Сибири), предусмотренные Порядком.

РЭК Красноярского края для всех хозяйствующих субъектов, действующих на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, за исключением  ОАО «МРСК Сибири», были созданы равные условия при участии в  формировании сводного прогноза баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы по субъектам Российской Федерации, который составляется ФСТ России в целях расчетов тарифов (цен) на электрическую энергию и мощность и размеров платы за услуги  по передаче электрической энергии.

Бездействие РЭК Красноярского края привело  к установлению экономически необоснованного (заниженного) тарифа на передачу электрической энергии ОАО «МРСК Сибири», так как данный  тариф установлен с учетом того обстоятельства, что ОАО «МРСК Сибири»  оказывает услуги  по передаче электрической энергии ОАО «РУСАЛ Красноярск». Объем заявленной мощности потребителей услуг ОАО «МРСК Сибири» утвержден ФСТ России в Сводном балансе в большем объеме, чем в предложении ОАО «МРСК Сибири», представленном в адрес РЭК Красноярского края.

Таким образом,  при формировании тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных сетевых организаций, действующих на территории Красноярского края (за исключением ОАО «МРСК Сибири»), создаются преимущественные  условия для осуществления деятельности, связанной с передачей электрической энергии, тем самым  данные лица будут поставлены в более выгодное положение, чем ОАО «МРСК Сибири».

В силу пункта 64 Основ ценообразования, тарифы на  услуги по передаче электрической энергии определяются  путем деления необходимой  валовой выручки территориальных сетевых организаций на суммарную присоединенную (заявленную) мощность потребителей услуг в расчетном периоде регулирования.

В рамках дела № 364-15-11 Красноярским УФАС России установлено то обстоятельство, что ОАО «МРСК Сибири» является хозяйствующим субъектом, действующим  на рынке услуг по передаче электрической энергии на региональном рынке - в границах Красноярского края. При этом на территории Красноярского края деятельность, связанную с оказанием услуг по передаче электрической энергии, осуществляют кроме ОАО «МРСК Сибири» иные сетевые организации. Указанным организациям РЭК Красноярского края были утверждены тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2012 год. Таким образом, в субъектный состав рынка услуг по передаче электрической энергии на территории Красноярского края входят несколько сетевых организаций, в том числе - ОАО «МРСК Сибири».

РЭК Красноярского края письмом  от 21.06.2012 № 1-2024/3 представило в  адрес Красноярского УФАС России сведения о величине  заявленной мощности  потребителей на 2012 год, представленных в адрес  РЭК Красноярского края сетевыми организациями, осуществляющими деятельность  на территории Красноярского  края, в рамках  направления предложений по формированию Cводного баланса на 2012 год.

            Сведения (Предложения сетевой компании по технологическому  расходу электроэнергии (мощности) – потерям в электрических сетях (форма 3.1 Порядка)) представили в РЭК Красноярского края следующие 50 хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Красноярского края:

  1. ОАО «МРСК  Сибири»- «Красноярскэнерго» (660049, г. Красноярск, пр. Мира,10).
  2. Емельяновское районное муниципальное предприятие «Энергосбыт» (663020, Красноярский край, ул. Московская. 20).
  3. ЗАО «Прииск Удерейский» (663415, Красноярский край, Мотыгинский район, пгт. Раздолинск, ул. Лермонтова, 12 А).
  4. ЗАО «Минусинские городские электрические сети» (662600, г. Минусинск, ул. Бограда, д. 8).
  5. ЗАО «Флагман-инвест» (660118, г. Красноярск, ул. Полигонная, зд. 8).
  6. Красноярская железная дорога – филиал ОАО «Российские  железные дороги» (660018, г. Красноярск, ул. Толстого, 20).
  7. Красноярское районное нефтепроводное управление ОАО «Транссибирские  магистральные нефтепроводы» (660060 г. Красноярск, ул. Перенсона/Лебедевой, д. 38/49).
  8. МУП «Жилищно-коммунальный сервис» (662500, г. Сосновоборск, ул. Солнечная, 2).
  9. МУП «Управление коммуникационным  комплексом Северо-Енисейского  района» (663280, Северо-Енисейский район, п. Северо-Енисейский, ул. Маяковского, 12).
  10.  МУП ЖКХ ЗАТО Солнечный (660947, Красноярский край, ЗАТО Солнечный, ул. Cолнечная, 31).
  11. МУП Шушенского района  «Тепловые и электрические сети» (662710,  Красноярский край, п.  Шушенское, ул. Пионерская, 14).
  12. МУП электрических сетей (г. Дивногорск) (663090, Красноярский край, г. Дивногорск, ул. Гримау, 27).
  13. МУП электрических сетей города Зеленогорска (663690, Красноярский  край, г. Зеленогорск, ул. Октябрьская, 57, а/я -81).
  14. ООО «Городские электрические сети» (655619, Республика Хакасия, г. Саяногорск, Ленинградский мкрн., д. 19, офис 38Н).
  15. ООО «Зыковская сетевая компания» (662150, Красноярский край, Березовский район, с. Зыково, ул. Линейная, 31).
  16. ООО «Ирбинские  энергосети» (662943, Красноярский край, Курагинский район, п. Большая Ирба, ул. Энергетиков, д. 4).
  17. ООО «Искра-Энергосети» (660028, г. Красноярск, ул. Телевизорная, 1, а/я 12111).
  18. ООО «Кедр» (660910, Красноярский край, п. Кедровый, ул. Кедровая, 1).
  19. ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» (660000, г. Красноярск, а/я 5405).
  20. ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» (660049, г. Красноярск, ул. Парижской  Коммуны, 41).
  21. ООО «Красноярский металлургический  завод»(660111, г. Красноярск, ул. Пограничников, 42).
  22. ООО  «Красэлектросервис» (660028, г. Красноярск, ул. Телевизорная, д. 1, оф. 203).
  23. ООО «МД» (660017, г. Красноярск, ул. Обороны, 3, офис 315).
  24. ООО «РЕД-Сибирь» 9660125, г. Красноярск, ул. 9 Мая, 77).
  25. ООО «СамараТранснефтьСервис» (443082, г. Самара, ул. Речная,  д. 27).
  26. ООО «Торговый дом» (Березовский район, пгт. Березовка) (662520, Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, ул. Трактовая, 1 В).
  27. ООО «Элеком» (660012, г. Красноярск, ул. Матросова, 2).
  28. ООО «Электрические сети Енисейского ферросплавного завода» (663035, Красноярский край, Емельяновский район, Шуваевский с/с, 20 км Енисейского тракта, стр. 6, пом. 1).
  29. ОАО «Электрокомплекс»  (662606, Красноярский край, г. Минусинск, ул. Советская, 35 А, оф. 26).
  30. ООО «Электросеть»  (663700, Красноярский край, с. Дзержинское, ул. Горького, 147А)
  31. ООО «Энерготранзит» (660049, г. Красноярск, ул. Ленина, 35, корпус 3).
  32. ООО СП «Энергосервис» (660012, г. Красноярск, ул. Матросова, 2).
  33. ОАО «Управление строительства-604» (663690, Красноярский край, г. Зеленогорск, ул. Калинина, 25).
  34. ОАО «Ачинский нефтеперабатывающий завод  Восточной нефтяной компании» (662110, Красноярский край, Большеулуйский район, промзона НПЗ).
  35. ОАО «Богучанская ГЭС» (663491, Красноярский край, Кежемский район, г. Кодинск, а/я 132).
  36. ОАО «Деревообрабатывающий завод-2 и К» (660027, г. Красноярск, пр.им.газ. «Красноярский рабочий», 30 А).
  37. ОАО «Красноярский завод синтетического каучука» (660027, г. Красноярск, пер. Каучуковй, 6).
  38. ОАО «Красноярский завод цветных металлов имени В.Н. Гулидова»  (660027, г. Красноярск, Транспортный проезд, 1).
  39. ОАО «Красноярский машиностроительный  завод» (660123,  г. Красноярск, проспект имени газеты  «Красноярский рабочий», 29).
  40. ОАО «Оборонэнерго» (630003, г. Новосибирск, ул. Владимирская, д. 2/1).
  41. ОАО «Производственное объединение «Красноярский завод комбайнов» (660021, г. Красноярск, ул. Профсоюзов, 3).
  42. ОАО «РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат» (662150, Красноярский край, г. Ачинск,  Южная Промзона, квартал XII, строения 1).
  43. ОАО «РУСАЛ Красноярский Алюминевый завод» (660111, г. Красноярск, ул. Пограничников, 40).
  44. ОАО «СУЭК-Красноярск» (660049, г. Красноярск, ул. Ленина, 35, стр. 2).
  45. ОАО «Филимоновский  молочноконсервный комбинат» (663620, Красноярский край, Каннский район, п. Филимоново, ул. Трактовая, 30).
  46. ОАО «Химико-металлургический завод» (660079, г. Красноярск, ул. Матросова, д.30).
  47. Учреждение Российской академии наук Красноярский научный центр Сибирского отделения РАН (660036, г. Красноярск, Академгородок, 50).
  48. ФГУП «Горно-химический комбинат» (662972, Красноярский край, г. Железногорск, ул. Ленина, 53).
  49. ФГУП «Производственное объединение Красноярский химический комбинат «Енисей» (660004, г. Красноярск, ул. 26 Бакинских комиссаров, 1).
  50. Химический завод – филиал ОАО «Красноярский машиностроительный завод» (662991, Красноярский край, г. Железногорск, п. Подгорный, ул. Заводская, д. 1).

Кроме того, Арбитражным судом Красноярского края было рассмотрено  дело № А33-14032/2011, производство по которому было возбуждено по заявлению РЭК Красноярского края к Красноярскому УФАС России, имеющее значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 364-15-11.

Решением Арбитражного суда  Красноярского края от 13.12.2011 по делу № А33-14032/2011, оставленным в силе Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.03.22012, РЭК Красноярского края было отказано в удовлетворении  заявления о признании незаконным решения Красноярского УФАС России по делу № 13-15-11.

Постановлением  Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского  округа от 04.07.2011 Решение Арбитражного суда  Красноярского края от 06.12.2011 по делу № А33-14032/2011, Постановление Третьего Арбитражного апелляционного суда от 22.03.2012 по тому же делу оставлены без изменения.

В рамках дела № А33-14032/2011 судами установлено то обстоятельство, что РЭК Красноярского края  нарушила часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в форме бездействия (невыполнения требований пунктов 12, 13, 25 Порядка),  которое может привести к ограничению конкуренции - сокращению числа хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, при формировании Сводного баланса на 2011 год.

Таким образом, нарушение РЭК Красноярского края требований нормативного акта - Порядка может привести к  уменьшению размера   дохода  ОАО «МРСК Сибири» от регулируемого вида деятельности вследствие установления экономически необоснованного (заниженного) тарифа на передачу электрической энергии для указанного хозяйствующего субъекта, определенного на основании сводного прогнозного баланса ФСТ России, и в последующем устранению  ОАО «МРСК Сибири»  с рынка услуг по передаче электрической энергии на территории Красноярского края.

Комиссия в условиях полного, всестороннего исследования доказательств, принимая во внимание изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать РЭК Красноярского края  нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в форме бездействия (невыполнения требований пунктов 12, 13, 25 Порядка),  которое может привести к ограничению конкуренции - сокращению числа хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии на территории Красноярского края.

2. Предписание об устранении  нарушения антимонопольного законодательства не выдавать в связи с тем обстоятельством, что ФСТ России  Приказом от 26.07.2011 № 180-э/4 был утвержден Сводный баланс на 2012 год.

3. Передать материалы дела № 364-15-11 должностному лицу Красноярского УФАС России для решения вопроса о принятии мер административной ответственности.

 

 

Председатель Комиссии

 

О.П.Харченко

 

Члены Комиссии

 

 

А.Ю.Гнедина

 

 

 

О.Ю.Ильяшенко

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 

 

№ п/п

Наименование адресата

Адресат

1

ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири»

ул. Бограда, 144а, г. Красноярск, 660021

2

Региональная энергетическая комиссия Красноярского края

 

ул. Сергея Лазо, 12а, г. Красноярск, 660113

а/я 6149, г. Красноярск,  660017

 

3

Федеральная служба по тарифам

109074, г. Москва, Китайгородский пр. 7, стр. 1

 

4

ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы»

117630, г. Москва, ул. Академика Челомея, 5а

ОАО «ФСК ЕЭС» МЭС

Сибири

ул. Ады Лебедевой, 117,

г. Красноярск, 660099

 

5

ОАО «Системный Оператор Единой Энергетической  Системы»

109074, г. Москва, Китайгородский пр., д. 7, стр.3

филиал ОАО «СО ЕЭС» -Красноярское РДУ

ул. Бограда, 144а, г. Красноярск, 660021

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны