Решение б/н Решение по делу №374-10-12 от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
|
Емельяновское районное муниципальное предприятие «Энергосбыт» 663020, Красноярский край, п. Емельяново, ул. Московская, 200
ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» ул. Бограда, д. 144А, г. Красноярск, 660021
|
РЕШЕНИЕ
| г. Красноярск |
Резолютивная часть решения оглашена «27» ноября 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено «10» декабря 2012 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – О.П. Харченко, заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: А.Ю. Гнедина, начальник отдела естественных монополий, В.В. Шушеначева, ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, рассмотрев дело № 374-10-12 по признакам нарушения Емельяновским районным муниципальным предприятием «Энергосбыт» (663020, Красноярский край, п. Емельяново, ул. Московская, 200) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее – ОАО «МРСК Сибири») на действия Емельяновского районного муниципального предприятия «Энергосбыт» (далее – ЕРМП «Энергосбыт»), выразившиеся в непредставлении ЕРМП «Энергосбыт» в адрес ОАО «МРСК Сибири» информации, запрошенной ОАО «МРСК Сибири» письмом от 13.04.2012 № 1.3/01/4759-исх, которую сетевая организация обязана раскрывать, согласно Стандартам раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 № 24 (далее – Стандарты раскрытия), и которую ЕРМП «Энергосбыт» не раскрыло, сайт ЕРМП «Энергосбыт» в сети интернет не обнаружен.
Приказом Красноярского УФАС России от 25.09.2012 № 714 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства было возбуждено дело № 374-10-12 по признакам нарушения ЕРМП «Энергосбыт» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Определением о привлечении лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, к рассмотрению дела № 374-10-12 от 09.10.2012 к участию в рассмотрении дела № 374-10-12 было привлечено негосударственное образовательное учреждение «Институт финансового анализа и аудита» (далее – НОУ «Институт финансового анализа и аудита») (634021, г. Томск, пр. Кирова, 58, стр. 26).
В связи с рассмотрением дела № 374-10-12 Комиссией установлены следующие обстоятельства.
ОАО «МРСК Сибири» письмом от 13.04.2012 № 1.3/01/4759-исх запросило у ЕРМП «Энергосбыт» следующую информацию:
- Бухгалтерскую отчетность за 2011 год (формы № 1, № 2 № 3 отчетности);
- Структуру и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) за 2011 год по форме, утвержденной приказом ФСТ России от 02.03.2011 № 56-э;
- Об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг):
- о потерях электроэнергии в сетях сетевой организации за 2011 год в абсолютном и относительном выражении, используемых для целей ценообразования;
- об уровне нормативных потерь электроэнергии на 2012 год, с указанием источника опубликования решений об установлении уровня нормативных потерь;
- Об инвестиционных программах (отчет о реализации инвестиционных программ за 2011 год в части исполнения инвестиционных программ из прибыли).
Письмо от 13.04.2012 № 1.3/01/4759-исх было получено ЕРМП «Энергосбыт» 23.04.2012.
В установленный ОАО «МРСК Сибири» срок (десять календарных дней с момента получения запроса) и по истечению одного месяца с момента получения запроса ЕРМП «Энергосбыт» информацию в ОАО «МРСК Сибири» не представило.
Письмом от 15.08.2012 № 187 ЕРМП «Энергосбыт» пояснило, что в соответствии со статьей 8 и 8.1 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Федеральный закон «О естественных монополиях») для публичного раскрытия информации о деятельности ЕРМП «Энергосбыт» предприятием заключен договор № 101 на оказание услуг в области раскрытия информации от 11.03.2010 с НОУ «Институт финансового анализа и аудита» (634021, г. Томск, пр. Кирова, 58, стр. 26).
Также ЕРМП «Энергосбыт» пояснило, что адресом официального сайта является адрес в сети интернет: http://ifaia.ru/subject/elektroset_emelyanovo/. На указанном сайте раскрыта следующая информация: годовая бухгалтерская отчетность; структура и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг); типовой договор на осуществление технологического присоединения; перечень зон деятельности сетевой организации; нормативы технологических потерь электроэнергии; график проведения капитальных ремонтов; тарифы на услуги по передаче электрической энергии; сведения о суммарной мощности и присоединенной максимальной к объектам ТСО.
Из письма ЕРМП «Энергосбыт» от 15.08.2012 № 187 следует, что предприятие оказывало услуги по передаче электрической энергии в 2011 году, истекшем периоде 2012 года.
В соответствии с договором № 101 на оказание услуг в области публичного раскрытия информации от 11.03.2010 ЕРМП «Энергосбыт» передает информацию, а НОУ «Институт финансового анализа и аудита» размещает ее в журнале «Известия энергетики и ЖКХ» и в сети интернет на официальной странице организации по адресу: http://ifaia.ru/subject/elektroset_emelyanovo/.
Письмом от 22.11.2012 № 64 НОУ «Институт финансового анализа и аудита» пояснило, что доменное имя «ifaia.ru» принадлежит НОУ «Институт финансового анализа и аудита» в соответствии с договором 593205/NICD от 19.11.2008 с ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр». Сайт в сети интернет с указанным доменным именем является сайтом, права на которые принадлежат НОУ «Институт финансового анализа и аудита», и в соответствии с имеющимся локальным нормативно-правовым актом НОУ «Институт финансового анализа и аудита» (приказ от 23.11.2008 № 5) является информационным порталом НОУ «Институт финансового анализа и аудита», эксплуатация которого осуществляется НОУ «Институт финансового анализа и аудита» самостоятельно.
НОУ «Институт финансового анализа и аудита» также пояснило, что НОУ «Институт финансового анализа и аудита» не запрещено создавать адресное пространство (персональные страницы) внутри своего сайта (информационного портала) и передавать по договору такое адресное пространство для использования в качестве сайта или «официального сайта», определение которого не предусмотрено действующим законодательством, иным организациям. Согласно договору № 101 от 11.03.2010 НОУ «Институт финансового анализа и аудита» оказывает услуги по предоставлению адресного пространства для создания «официального сайта» и услуги по размещению информации на таком «официальном сайте».
На заседании комиссии (которое состоялось 27.11.2012) представитель ОАО «МРСК Сибири» пояснил, что ЕРМП «Энергосбыт» представило запрашиваемую письмом от 13.04.2012 № 1.3/01/4759-исх информацию в полном объеме 16.11.2012 (№ 1.3/7906-вх).
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона «О естественных монополиях» субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно статьи 8.1 Федерального закона «О естественных монополиях» стандарты раскрытия информации должны обеспечивать:
- доступность раскрываемой информации для неограниченного круга лиц, включая особенности раскрытия информации на территориях, на которых отсутствует доступ к сети «Интернет»;
- прозрачность деятельности субъектов естественных монополий при производстве регулируемых товаров (выполнении работ, оказании услуг);
- открытость регулирования деятельности субъектов естественных монополий;
- публичность условий реализации регулируемых товаров (работ, услуг) для потребителей (цена, качество, доступность, надежность);
- неограниченность доступа потребителей к регулируемым товарам (работам, услугам);
- публичность при разработке, согласовании, принятии и реализации инвестиционных программ (проектов инвестиционных программ).
На основании пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О естественных монополиях» ЕРМП «Энергосбыт» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии, которая относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий, следовательно ЕРМП «Энергосбыт» является субъектом естественной монополии.
Для субъектов естественных монополий оптового и розничных рынков электрической энергии такие стандарты раскрытия информации были утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии».
Стандарты раскрытия информации устанавливают требования к составу информации, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.
В силу пункта 2 Стандартов раскрытия субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом. Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации.
Согласно пункту 3(2) Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии, являющиеся субъектами естественных монополий, раскрывают информацию путем: а) опубликования в печатных средствах массовой информации, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти; б) размещения на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии и (или) на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий; в) предоставления по письменному запросу потребителей.
Таким образом, порядок и способы раскрытия информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися субъектами естественных монополий, регулируются специальной нормой. Пункт 3 Стандартов раскрытия информации регулирует порядок и способы раскрытия информации иными субъектами рынков электрической энергии и не применяется к субъектам, осуществляющим деятельность в электроэнергетике в качестве субъектов естественных монополий ввиду наличия специальной нормы, регулирующей данный вид отношений.
Стандартами раскрытия информации предусмотрена обязанность субъектов рынка электрической энергии раскрывать поименованную в пункте 9 информацию, в том числе: а) годовую финансовую (бухгалтерская) отчетность; б) структуру и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг).
Годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность подлежит опубликованию в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня.
Сведения о структуре и объеме затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) подлежат опубликованию сетевыми организациями на официальных сайтах указанных организаций или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в печатных средствах массовой информации - ежегодно, до 1 апреля, по формам, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Указанные формы утверждены Приказом ФСТ РФ от 02.03.2011 N 56-э «Об утверждении форм раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, осуществляющими деятельность в сферах деятельности субъектов естественных монополий» (вступило в силу 26.04.2011).
Сетевые организации, помимо предусмотренных в пункте 9 Стандартов раскрытия информации сведений, размещают поименованную в пункте 11 информацию, в том числе: а) о потерях электроэнергии в сетях сетевой организации в абсолютном и относительном выражении по уровням напряжения, используемым для целей ценообразования; б) об уровне нормативных потерь электроэнергии на текущий период с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь; в) об инвестиционных программах (о проектах инвестиционных программ) и отчетах об их реализации.
Указанная информация подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта.
Таким образом, на момент обращения ОАО «МРСК Сибири» предприятие обязано было раскрыть следующую информацию: о потерях электроэнергии в сетях сетевой организации за 2011 год в абсолютном и относительном выражении, используемых для целей ценообразования; об уровне нормативных потерь электроэнергии на 2012 год, с указанием источника опубликования решений об установлении уровня нормативных потерь; об инвестиционных программах (отчет о реализации инвестиционных программ) за 2011 год. В связи с тем, что на момент обращения срок раскрытия бухгалтерской отчетности за 2011 год не истек, а форма, утвержденная приказом ФСТ России от 02.03.2011 № 56-э, вступила в силу после истечения срока раскрытия информации о структуре и объеме затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) за 2011 год, то ЕРМП «Энергосбыт» на момент обращения ОАО «МРСК Сибири» имело право не раскрывать указанные сведения.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под страницей сайта в сети интернет понимается часть сайта в сети интернет, доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети интернет. Сайт в сети интернет - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети интернет.
Из пункта пункту 3(2) Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии, являющиеся субъектами естественных монополий, раскрывают информацию путем размещения ее на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии и (или) на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.
Учитывая изложенное, раскрытие ЕРМП «Энергосбыт» информации на странице сайта НОУ «Институт финансового анализа и аудита», который не является официальным сайтом ЕРМП «Энергосбыт» и выступает информационным порталом НОУ «Институт финансового анализа и аудита», не может свидетельствовать об исполнении ЕРМП «Энергосбыт» обязанности по раскрытию информации в соответствии со Стандартами раскрытия. Указанные действия не обеспечивают доступность раскрываемой информации. В своем заявлении и в письме от 09.11.2012 3 1.3/01.2/15999-исх ОАО «МРСК Сибири» пояснило, что обществом сайт ЕРМП «Энергосбыт» в сети интернет не обнаружен.
Из материалов дела усматривается, что на момент обращения ОАО «МРСК Сибири» о предоставлении информации, которую ЕРМП «Энергосбыт» обязано было раскрывать согласно Стандартам раскрытия, ЕРМП «Энергосбыт» в соответствии со Стандартами раскрытия не раскрывало.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, ЕРМП «Энергосбыт», являясь хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах расположения объектов электросетевого хозяйства ЕРМП «Энергосбыт», злоупотребило доминирующим положением, поскольку не обеспечило ОАО «МРСК Сибири» доступ к информации, предусмотренной Стандартами раскрытия, тем самым ущемило интересы ОАО «МРСК Сибири», поскольку не позволило ОАО «МРСК Сибири» воспользоваться правом на получение информации о деятельности ЕРМП «Энергосбыт», и может ущемить интересы неограниченного круга лиц, что образует состав нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Доказательства, подтверждающие отсутствие у ЕРМП «Энергосбыт» возможности соблюдать требования действующего антимонопольного законодательства Российской Федерации в целях недопущения совершения правонарушения, в материалах дела отсутствуют.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, при отсутствии оснований для прекращения рассмотрения дела и в соответствии со статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ЕРМП «Энергосбыт» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту непредставления по письменному требованию ОАО «МРСК Сибири» предусмотренной Стандартами раскрытия информации и не исполнения обязанности по раскрытию информации в соответствии со Стандартами раскрытия.
2. Выдать ЕРМП «Энергосбыт» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем раскрытия информации, предусмотренной пунктами 9, 11 Стандартов раскрытия, которую ЕРМП «Энергосбыт» обязано раскрыть на дату вынесения настоящего решения.
3. Передать материалы дела № 374-10-12 о нарушении антимонопольного законодательства должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о применении мер административного реагирования.
Председатель Комиссии О.П. Харченко
Члены Комиссии: А.Ю. Гнедина
В.В. Шушеначева
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
|
Емельяновское районное муниципальное предприятие «Энергосбыт»
663020, Красноярский край, п. Емельяново, ул. Московская, 200
|
ПРЕДПИСАНИЕ № 374-10-12
«10» декабря 2012 года | г. Красноярск |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – О.П. Харченко, заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: А.Ю. Гнедина, начальник отдела естественных монополий, В.В. Шушеначева, ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 10.12.2012 по делу № 374-10-12 о нарушении Емельяновским районным муниципальным предприятием «Энергосбыт» (далее - ЕРМП «Энергосбыт») (663020, Красноярский край, п. Емельяново, ул. Московская, 200) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ЕРМП «Энергосбыт» прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в непредставлении по письменному требованию ОАО «МРСК Сибири» предусмотренной Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 № 24 (далее – Стандарты раскрытия), информации и в неисполнении обязанности по ее раскрытию, а именно: раскрыть информацию, предусмотренную пунктами 9, 11 Стандартов раскрытия, которую ЕРМП «Энергосбыт» обязано раскрыть на дату вынесения решения по делу № 374-10-12, в течение четырех месяцев с момента получения настоящего предписания № 374-10-12.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Красноярское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения путем направления в адрес Красноярского УФАС России надлежащим образом заверенных копий подтверждающих документов.
Председатель Комиссии О.П. Харченко
Члены Комиссии: А.Ю. Гнедина
В.В. Шушеначева
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.