Постановление №ЕК/9636/23 ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 024/04/9.21-3384/2022 о прекращении производ... от 7 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

06 июня 2023 года г. Красноярск

 

Резолютивная часть постановления оглашена 06.06.2023

В полном объеме постановление изготовлено 06.06.2023

 

заместитель руководителя Красноярского УФАС России, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 024/04/9.21-3384/2022, возбужденного в отношении акционерного общества «НТЭК» (ИНН 2457058356, ОГРН 1052457013476, 663305, Красноярский край, г. Норильск, ул. Ветеранов, д. 19) (далее – АО «НТЭК») по признакам нарушения части 1 статьи 9.21 КоАП РФ,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «ИМА» (105568, г. Москва, ул. Челябинская, д. 21, эт. 1, помещ. IV, ОГРН 5137746014797, ИНН 7721811495) (далее – ООО «ИМА») (вх. № 22256/22 от 02.12.2022) на действия АО «НТЭК», выразившиеся в несоблюдении порядка рассмотрения заявки на присоединение к электрическим сетям серверного оборудования, которое подлежит размещению на земельном участке с к.н. 84:03:0010004:1522, расположенного по адресу: РФ, Красноярский кр., Таймырский Долгано-Ненецкий р-он, г. Дудинка, ул. Полярная, участок 13/11 (далее – Объект).

Определением от 15 декабря 2022 года возбуждено дело об административном правонарушении № 024/04/9.21-3384/2022 и принято решение о проведении административного расследования; ООО «ИМА» привлечено в качестве потерпевшего.

Определением от 13 января 2023 года управлением принято решение о продлении срока проведения административного расследования до 15.02.2023.

По результатам проведенного административного расследования законному представителю АО «НТЭК» письмом (исх. № ЕК/2680/23 от 16.02.2023) было предложено 23 марта 2023 года в 15 ч. 00 мин. явиться в Красноярское УФАС России по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81д, кабинет 15 для составления протокола об административном правонарушении. Указанное письмо было получено АО «НТЭК» 28.02.2023, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80095681786684.

Протокол составлен 23.03.2023 в присутствии защитника АО «НТЭК» Фоменко В.Н., действующей на основании доверенности № НТЭК-32/355 от 21.06.2022.

Указанный протокол был получен защитником АО «НТЭК» нарочно 23.03.2023, направлен потерпевшему и его представителю на адреса, указанные в заявлении.

Определением от 23.03.2023 дело об административном правонарушении № 024/04/9.21-3384/2022 по признакам нарушения части 1 статьи 9.21 КоАП РФ назначено к рассмотрению на 10:45 06.04.2023.

Определением от 06.04.2023 дело об административном правонарушении № 024/04/9.21-3384/2022 по признакам нарушения части 1 статьи 9.21 КоАП РФ отложено на 12:45 26.04.2023.

Определением от 26.04.2023 дело об административном правонарушении № 024/04/9.21-3384/2022 по признакам нарушения части 1 статьи 9.21 КоАП РФ было отложено на 10:15 06.06.2023.

Определение от 26.04.2023 было получено АО «НТЭК» 24.05.2023 (почтовый идентификатор 80087184339894), не было получено ООО «ИМА», возвращено отправителю из-за истечения срока хранения (почтовый идентификатор 80087184340067). Таким образом, у должностного лица отсутствуют процессуальные препятствия для рассмотрения настоящего дела по существу.

В рассмотрении дела законный представитель, защитник АО «НТЭК», представитель ООО «ИМА», привлеченного в качестве потерпевшего, участия не приняли, ходатайства от указанных лиц в адрес управления не поступали.

В ходе рассмотрения дела № 024/04/9.21-3384/2022 установлено следующее.

В соответствии с материалами дела, заявитель 18.06.2022 направил в адрес АО «НТЭК» заявку № 378 на технологическое присоединение Объекта к электрическим сетям. Максимальная присоединяемая мощность 150 кВт, категория надежности III.

Согласно перечню приложений к заявке, заявителем представлен план расположения энергопринимающих устройств, перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной и режимной автоматики, договор аренды от 09.06.2022, акт приема-передачи от 09.06.2022, выписка из ЕГРЮЛ в отношении заявителя, выписка из ЕГРН от 11.05.2022 в отношении земельного участка с кадастровым номером 84:03:0010004:1522, решение о назначении генерального директора.

Согласно материалам дела, АО «НТЭК» 01.07.2022 направило в адрес ООО «ИМА» уведомление (исх. № НТЭК/13158-исх) о технической невозможности технологического присоединения по причине отсутствия резерва мощности на объектах сетевой инфраструктуры (ЗРУ-6 кВ ПТЭС г. Дудинка АО «НТЭК»).

Как указано в заявлении, по состоянию на 16.11.2022 информация о ранее поданной заявке отсутствует в личном кабинете потребителя на сайте сетевой организации, условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям АО «НТЭК» не размещены.

От АО «НТЭК» в адрес управления поступила информация (вх. № 24830-ЭП/22 от 30.12.2022), согласно которой в адрес Общества поступили 104 заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 150 кВт включительно, по результатам рассмотрения которых АО «НТЭК» пришло к выводу о том, что заявки содержат идентичные сведения и пакеты документов (все энергопринимающие устройства распложены на смежных земельных участках, принадлежащих одному собственнику – ИП Попову Е.В. (право собственности приобретено 11.03.2022), сформированных 11.05.2022 путем разделения единого земельного участка площадью 710 кв. м на 104 земельных участка; площадь каждого из земельных участков составляет 4 кв. м (кроме трех земельных участков), что в силу незначительной площади ограничивает возможность их самостоятельной эксплуатации; договоры аренды земельных участков между ИП Поповым Е.В. и арендаторами (заявителями) заключены одномоментно и идентичны по содержанию; объектами подключения во всех заявках является серверное оборудование; заявки оформлены идентично с одинаковыми требованиями к подключению, а именно: максимальная мощность энергопринимающих устройств составляет 150 кВт (освещение 5 кВт, сервера, серверное оборудование 145 кВт), напряжение 6 кВ; сроки проектирования (01.10.2022) и введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (15.11.2022) идентичны). В связи с чем, АО «НТЭК» пришло к выводу о том, что со стороны заявителей было допущено заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), что позволило сетевой организации комплексно оценивать совокупную присоединяемую мощность исходя из реальных намерений заявителей и единой цели, так как, по мнению Общества, имеются признаки искусственного дробления заявок на технологическое присоединение, направляемых в рамках единой потребности, что влечет формальное отсутствие оснований у АО «НТЭК» для отказа в осуществлении технологического присоединения и занижение стоимости мероприятий, подлежащей оплате присоединяемым лицом.

АО «НТЭК» отметило, что заявка, поданная ООО «ИМА», не соответствует Правилам № 861.

Ввиду отсутствия единой надлежащей заявки на технологическое присоединение, содержащей сведения о совокупном значении присоединяемой мощности (15,7 МВт) и иных параметрах энергопринимающих устройств, сетевая организация не имела правовых оснований для инициирования обращения за установлением платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.

Проведя комплексный анализ поступивших заявок, Обществом было установлено, что для проведения всех заявленных подключений в количестве 104 шт. необходимо выделение совокупной мощности в размере 15600 кВт. На момент поступления обращения ООО «ИМА» свободные мощности в заявленном совокупном размере для подключения новых объектов у АО «НТЭК» отсутствовали. В соответствии с пунктом 28 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациями и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила) критерием наличия технической возможности технологического присоединения нового объекта в том числе является сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций, а также неухудшение условий работы объектов электроэнергетики, ранее присоединенных к объектам электросетевого хозяйства. Согласно п. 14(1) Правил технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надежности. Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно. Для энергопринимающих устройств, отнесенных к первой и второй категориям надежности, должно быть обеспечено наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией. Как следует из п. 1.2.18 Правил устройства электроустановок, утв. приказом Минэнерго России от 08.07.2002 № 204, ко второй категории надежности относятся объекты, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей. Согласно п. 8.2 Паспорта объекта ГПП-27 в состав ОРУ-110 кВ входят два трансформатора Т-1 и Т-2 мощностью по 25 МВА на напряжение 110/6 кВ (по 23,25 МВт). При этом один из трансформаторов выполняет роль независимого резервного источника энергоснабжения для энергопринимающих устройств первой и второй категорий надежности. Его мощность не предназначена для технологического присоединения новых потребителей. В противном случае при возникновении аварийных ситуаций на основном трансформаторе резервное оборудование не сможет обеспечить энергоснабжение для потребителей первой и второй категорий, что может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей, значительный материальный ущерб. Максимальная присоединенная мощность только энергопринимающих устройств, отнесенных ко второй категории надежности, в соответствии с условиями договоров энергоснабжения в настоящее время составляет 23,28 МВт. К присоединенным объектам второй категории заявителями (КГБУЗ «Таймырская межрайонная больница», АО «Таймырбыт») отнесены объекты социальной инфраструктуры: лечебные учреждения, детские сады, школы, детский дом, жилые дома, а также органы власти (Администрация г. Дудинка, Администрация ТДНМР, ГИБДД и ОВД по ТДНМР). Указанное означает, что подключение новых потребителей к действующему ГПП-27 привело бы к невозможности сохранения условий энергоснабжения ранее присоединенных потребителей (в части соблюдения требований к категории надежности), а также и ограничению условий работы объектов электроэнергетики. Для одномоментного исполнения всех вышеперечисленных заявок необходимо строительство нового ГПП либо проведение реконструкции имеющегося с увеличением доступной мощности.

АО «НТЭК» представило в материалы дела заявку ООО «ИМА», датированную 09.06.2022. Указанная заявка содержит регистрационный номер 48/ТУ-183-ЭП ТП от 22.06.2022. Вместе с тем, исходя из скриншота личного кабинета потребителя, заявка поступила в АО «НТЭК» 18.06.2022, зарегистрирована за № 378.

В соответствии с представленными АО «НТЭК» письменными пояснениями (вх. № 1630-ЭП/23 от 26.01.2023), у Общества отсутствовали правовые основания для затребования у заявителя каких-либо дополнительных документов (сведений). АО «НТЭК», оценив поступившие заявки в отношении земельных участков, принадлежащих ИП Попову Е.В., пришло к выводу о том, что заявка с максимальной мощностью 15600 кВт была намеренно искусственно раздроблена на 104 отдельных заявки, в связи с чем заявка ООО «ИМА» не соответствует требованиям Правил.

В соответствие с представленными ООО «ИМА» письменными пояснениями (вх. № 1676-ЭП/23 от 27.01.2023), заявителем при технологическом подключении земельного участка может быть лицо, обладающее земельным участком на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (п. 10 Правил № 861). Заявитель - отдельное юридическое лицо, является правообладателем земельного участка на основании договора аренды от 09.06.2022, заключенного с ИП Поповым Е.В. Предметом указанного договора является земельный участок площадью 4+/-1 кв.м, расположенный по адресу: РФ, Красноярский кр., Таймырский Долгано-Ненецкий р-он, г. Дудинка, ул. Полярная, участок 13/11, к.н. 84:03:0010004:1522. Согласно условиям договора аренды заявитель самостоятельно осуществляет подключение участка к электрическим сетям (п. 3.3.6 договора аренды). Подача общей заявки от нескольких отдельных заявителей не предусмотрена Правилами № 861. Размеры земельного участка допускают возможность его самостоятельной независимой эксплуатации путем установки грузового трехтонного контейнера (ГОСТ 18477-79), либо контейнера собственного производства, и помещения в него серверного оборудования. Предварительный договор об аренде такого контейнера заключен заявителем согласно п. 1.4.2 договора аренды. ООО «ИМА» считает, что, если сетевая организация посчитала заявку арендаторов общей заявкой, она должна была в порядке п. 30 Правил № 861 осуществить действия, направленные на технологическое присоединение по индивидуальному проекту, чего сделано не было. Независимо от этого обстоятельства, заявитель настаивает на том, что его заявка подлежала рассмотрению согласно разделу X Правил № 861, не в порядке индивидуального проекта. Каких-либо писем, предложений, уточняющих вопросов в отношении технических особенностей технологического присоединения и возможного урегулирования порядка технологического присоединения от сетевой компании заявителю не поступало.

ООО «ИМА» приложило схему расположения земельного участка заявителя и объектов электросетевого хозяйства АО «НТЭК», исходя из которой на расстоянии 82,23 метра от участка заявителя находится электролиния Нефтебаза-Угольный (кадастровый номер 84:03:0000000:5312), принадлежащая на праве собственности АО «НТЭК». На расстоянии 104,13 метров от участка заявителя находится трансформаторная подстанция № 57 (адрес – Красноярский край, г. Дудинка, ул. Полярная, дом 13). Согласно информации о перечне зон деятельности АО «НТЭК» с детализацией по населенным пунктам и районам городов, определяемых в соответствии с границами балансовой принадлежности электросетевого хозяйства, находящегося в собственности сетевой организации или на ином законном основании (данная информация размещена на официальном сайте АО «НТЭК»), трансформаторная подстанция № 57 принадлежит АО «НТЭК» на праве собственности или на ином законном основании. Таким образом, на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находится два объекта электросетевого хозяйства АО «НТЭК». В связи с этим заявитель обратился с заявкой на технологическое присоединение в адрес АО «НТЭК».

В материалах дела содержится письмо ООО «ИМА», адресованное АО «НТЭК», исходя из которого сетевой организацией при рассмотрении заявки были запрошены следующие документы: копия паспорта, соглашение с иными владельцами энергопринимающих устройств, ИНН, доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя обратившегося лица. Вместе с тем, документальные доказательства данного факта в материалы дела не представлены.

Общество пояснило (вх. № 7802-ЭП/23 от 18.04.2023), что при поступлении заявки на технологическое присоединение с использованием функционала «Личного кабинета Заявителя» на официальном сайте АО «НТЭК» осуществляется автоматическая регистрация (в день поступления заявки) в системе СТЭК-Энерго (далее - Программа). Далее инженером Производственно-технического отдела Предприятия «Энергосбыт» АО «НТЭК» (далее - ПТО) материалы заявки формируются в бумажном виде, проставляется штамп с текущей датой и присваивается регистрационный номер подразделения. Ввиду того, что Заявка на технологическое присоединение ООО «ИМА» (далее - Заявка) поступила 18.06.2022 в нерабочий выходной день (субботу), ей был автоматически присвоен регистрационный номер 378 Программой. 20.06.2022 (в понедельник) Заявка была выгружена, сформирована и распечатана инженером ПТО на бумажном носителе, а затем передана юристу Предприятия «Энергосбыт» АО «НТЭК» с целью проверки на соответствие требованиям Правил № 861, после окончания соответствующей проверки Заявке был присвоен регистрационный номер 48/ТУ-179-ЭДтп с датой регистрации 21.06.2022. При этом срок, в который сетевой организацией размещается договор в личном кабинете заявителя, регламентируется пунктом 105 Правил и исчисляется в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки в личном кабинете.

АО «НТЭК» отметило, что в соответствии с п. 2 Правил № 861 энергопринимающие устройства потребителя - находящиеся у потребителя аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование (или их комплекс), предназначенные для преобразования электрической энергии в другой вид энергии в целях использования (потребления) и имеющие между собой электрические связи. Согласно судебной практике, под этим термином понимаются присоединенные (планируемые к присоединению) к электрической сети общего назначения наружные сети электроснабжения и (или) вводно-распределительные устройства потребителя с подключенными к ним приемниками электрической энергии, т.е. устройствами, приводимыми в действие с помощью электричества и выполняющими некоторую полезную работу. Соответственно, в заявке на технологическое присоединение должны содержаться сведения о наименовании и местонахождении энергопринимающих устройств, как специализированного оборудования, с использованием которого (через которое) далее на стороне потребителя осуществляется подключение непосредственно энергопотребляющего оборудования (трансформаторная подстанция и т.д.). Вместе с тем, как следует из заявки ООО «ИМА», Общество «просит осуществить технологическое присоединение серверного оборудования, которое подлежит размещению на земельном участке с кадастровым номером 84:03:0010004:1588» (п. 4 заявки). В приложении к заявке «Перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной и режимной автоматики» указаны следующие устройства: Освещение, 5 кВт; Сервера, серверное оборудование прочее, 145 кВт. Следует отметить, что указанные устройства нельзя рассматривать в качестве энергопринимающих, поскольку они имеют иное предназначение и не отвечают нормативно определенным признакам. «Освещение» - это обозначение функций осветительных приборов и приборов отопления, и их воздействия на окружающую среду, а также обозначение вида коммунальной услуги, а не конкретных энергопринимающих устройств. Так, согласно п. 2.3 ГОСТ Р 56228-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение искусственное. Термины и определения освещение - использование света для того, чтобы сделать видимыми объекты и/или их окружение. В свою очередь, осветительный прибор - устройство, предназначенное для освещения и содержащее один или несколько электрических ИС и осветительную арматуру (п. 2.2 ГОСТ Р 56228-2014). Таким образом, ни «освещение», ни «осветительные приборы» не могут рассматриваться в качестве энергопринимающих устройств. Серверное оборудование также не предназначено для преобразования электрической энергии в другой вид энергии в целях использования (потребления), а непосредственно потребляет приобретаемую электроэнергию (как конечное оборудование, предназначенное для хранения и передачи информации, произведения вычислений и т.д.). Согласно ОКОФ серверы различной производительности относятся к коду 330.28.23.23 «машины офисные прочие». В соответствии с позицией Ростехнадзора помещение серверной, включая вводное устройство, групповую сеть, электроустановочные изделия, а также размещенное в нем оборудование, является электроустановкой серверной и частью электроустановки здания. Указанное означает, что электроустановкой может являться только комплекс аппаратов, включающий, прежде всего, вводное (энергопринимающее) устройств. Функциональным назначением энергопринимающего устройства выступает преобразование электрической энергии в другой вид энергии для ее потребления, т.е. для изменения (увеличения или уменьшения) напряжения в сети переменного тока до значений, позволяющих безопасно эксплуатировать электрооборудование. Согласно п. 4.2.6 Правил устройства электроустановок трансформаторная подстанция - электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, РУ, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений. С технической точки зрения трансформатор представляет собой прибор, работающий на основе явления электромагнитной индукции и имеющий две или более индуктивно связанные обмотки на каком-либо магнитопроводе. Таким образом, единственным устройством, обеспечивающим преобразование электрической энергии с точки зрения действующих нормативно-технических документов и законов физики, выступает трансформатор, как оборудование, обладающее определенными техническими характеристиками и конструктивными особенностями. «Освещение, сервера, серверное оборудование прочее» технически не предназначены для решения таких задач и выступают в качестве оконечного оборудования.

Пункт 15 Правил предусматривает следующий порядок проверки полноты заявок: (1) Сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил (т.е. в том числе, проверка сведений о наименовании и местонахождении энергопринимающих устройств); (2) При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. Последствием непредоставления недостающих документов и сведений является аннулирование заявки. Соответственно, Правила связывают полноту содержащихся в заявке документов и сведений с возникновением права потребителя на технологическое присоединение. При этом сетевая организация на указанном этапе проводит проверку только на предмет наличия / отсутствия подлежащих предоставлению документов и сведений. Подход о закрытом характере перечня подлежащих предоставлению документов подтверждается сложившейся правоприменительной и судебной практикой (Постановление Татарстанского УФАС России от 25.11.2019 по делу № 016/04/9.21-1789/2019, Постановление Курского УФАС России от 31.10.2016 по делу № 04-02-23-2016, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.06.2022 Ф03-2305/2022 по делу № А51-3084/2021, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2020 № 09АП-49890/2020 по делу № А40-98592/19, Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017 № 19АП-776/2017 по делу № А35-8842/2016). С учетом изложенного сетевая организация не вправе проводить анализ содержания представленных документов и сведений, задавать уточняющие вопросы по фактически имеющимся в наличии данным либо запрашивать дополнительные документы. В этой связи у АО «НТЭК» отсутствовали правовые основания для запроса дополнительной информации / документов относительно энергопринимающих устройств потребителя. Таким образом, АО «НТЭК» рассматривало поступившую заявку исходя из содержащихся в ней сведений и документов. При этом в заявке ООО «ИМА» содержались данные об энергопринимающих устройствах, присоединение которых к объектам электросетевого хозяйства АО «НТЭК» напрямую (без соответствующего оборудования, преобразующего электроэнергию для ее дальнейшего потребления) технически невозможно. В свою очередь, под технологическим присоединением понимается разовое осуществление процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, в объеме максимальной мощности таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства. Таким образом, ООО «ИМА» не запрашивало у АО «НТЭК» технологическое присоединение по смыслу, придаваемому этому термину действующим законодательством. В свою очередь, у АО «НТЭК» отсутствует техническая возможность осуществить технологическое присоединение к своим электрическим сетям заявленных объектов («Освещение, сервера, серверное оборудование прочее») непосредственно, без промежуточного энергопринимающего устройства. В качестве объекта, на котором предполагается монтаж указанных заявителем «энергопринимающих устройств» определен земельный участок, на котором впоследствии в соответствии с условиями Договора аренды от 10.06.2022 предполагается установить грузовой трехтонный контейнер (ГОСТ 18477-79). Вместе с тем, указанное противоречит положениям ГОСТ 30331.1-2013 (ТЕС 60364-1:2005). Межгосударственный стандарт. Электроустановки низковольтные. Часть 1. Основные положения, оценка общих характеристик, термины и определения, определяющего основополагающие правила проектирования, монтажа и проверки электрических установок. Установленные требования и правила предназначены для обеспечения безопасности людей, домашних животных и имущества от опасностей и повреждений, которые могут возникнуть при использовании электрических установок, и обеспечения надлежащего функционирования электроустановок. ГОСТ 30331.1-2013 классифицирует электрические установки в зависимости от вида объекта, с которым эти «аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование (или их комплекс)» составляют «комплекс взаимосвязанного оборудования и сооружений». Иными словами, в отсутствие наименования и технических характеристик конкретного подключаемого оборудования сетевая организация должна знать, что именно (какой объект) будет подключен. Объекты же, как следует из вышесказанного - это здания, предприятия, сооружения и т.д. В примечании к пункту 11.1 ГОСТ 30331.1-2013 указано, что под термином «здание», «предприятие», «строение», «сооружение», «учреждение» понимают также земельные участки и все, что на них находится. Однако данная норма не дает оснований полагать, что земельные участки приравниваются к понятию «здание», «предприятие», «строение», «сооружение», «учреждение» и таким образом могут быть самостоятельными объектами для подключения. Из текста примечания следует, что частью «зданий», «предприятий», «строений», «сооружений», «учреждений» являются земельные участки, на которых они расположены. Таким образом, сам земельный участок самостоятельного объекта не образует. Невозможно подключить «аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование», просто помещенные на земельный участок. Данное оборудование должно составлять единое целое с каким-то «зданием», «предприятием», «строением», «сооружением», «учреждением», расположенным на земельном участке, которые в совокупности и составляют объект для подключения. Такой объект должен быть надлежащим образом определен в заявке, чтобы сетевая организация знала, что предполагается к подключению. В данном случае заявка таких сведений не содержит. К заявке также приложены документы, касающиеся земельного участка, который сам, без расположенных на нем сооружений (в которых размещено оборудование), объекта для подключения не образует. Расположение в будущем на данном земельном участке контейнера также не свидетельствует о возникновении объекта подключения, отвечающего требованиям ГОСТ 30331.1-2013. Приведенный подход подтверждается сложившейся судебной практикой: Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.05.2018 № Ф02-1421/2018 по делу № А33-27545/2017, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2021 № 13АП-28894/2020 по делу № А56-17507/2020, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2020 № 13АП-27138/2020 по делу № А56-26221/2020.

АО «НТЭК» о несоответствии вида разрешенного использования арендованного земельного участка планируемой заявителем деятельности сообщило следующее.

Согласно пп. в п. 12(1), а также п. 7 Типовой формы заявки Приложение № 4 Правил заявитель должен указать характер нагрузки (вид экономической деятельности хозяйствующего субъекта).

Согласно пп. «г» п. 10 Правил к заявке прилагаются копии документов, подтверждающих владение заявителем на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании земельном участком, на котором расположены (будут располагаться) энергопринимающие устройства заявителя.

АО «НТЭК» отметило, что заявитель направил следующие документы:

1) заявку на технологическое присоединение (п. 4 энергопринимающие устройства: серверное оборудование, которое подлежит размещению на земельном участке; п. 7 характер нагрузки: равномерная постоянная; вид экономической деятельности не указан;

2) план расположения энергопринимающих устройств и земельного участка. Информация по земельному участку: площадь - 4+/-1 кв.м; категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование - 6.9 Склады;

3) перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной и режимной автоматики: освещение 5 кВт; сервера, серверное оборудование прочее 145 кВт;

4) договор аренды. Пункт 1.1 Договора гласит: «Арендодатель представляет за плату во временное владение и пользование земельный участок......, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - «6. 9 склады». Исходя из п. 1.3 Договора, объект предоставляется для его использования арендатором в предпринимательских целях». В соответствии с пунктом 3.3.6 Договора Арендатор обязан при необходимости и за свой счет обеспечить технологическое присоединение Объекта к электрическим сетям для снабжения Объекта электрической энергией (с правом подачи заявки в сетевую организацию), а также заключение договора энергоснабжения. Пунктом 6.1 Договора установлено, что Арендатору предоставляется право распоряжения Объектом путем самостоятельного осуществления всех необходимых действий, направленных на технологическое присоединение Объекта к электрическим сетям;

5) выписку из ЕГРН, из лист 1 которой следует, что категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - 6.9 склады.

Общество отметило, что, как следует из документов в составе заявки, Заявитель взял в аренду земельный участок, отнесенный к категории земель «земли населенных пунктов» с установленным видом разрешенного использования «6.9. склады». Правилами землепользования и застройки МО «Город Дудинка», утв. Решением Дудинского городского Совета депутатов от 16.09.2015 № 06-0172, виды разрешенного использования земельных участков определены применительно к территориальным зонам в границах муниципального образования. Согласно Карте градостроительного зонирования населенных пунктов городского поселения, земельный участок с кадастровым номером 84:03:0010004:1588 относится к функциональной зоне «зона производственного использования (П)». Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (ч. 1 ст. 37 ГрК РФ).

АО «НТЭК» обратило внимание на то, что для Зоны производственного использования (П) определены следующие виды разрешенного использования:

п/п

Основные виды

Вспомогательные виды

Условно разрешенные виды

1

2.7.1 объекты гаражного назначения

3.1 коммунальное обслуживание

3.4 здравоохранение

2

4.9 обслуживание автотранспорта

3.3 бытовое обслуживание

3.10 ветеринарное обслуживание

3

6.0 производственная деятельность

4.1 деловое управление

4.4 магазины

4

6.9 склады

4.6 общественное питание

5.1 спорт

5

7.2 автомобильный транспорт

7.5 трубопроводный транспорт

7.3 водный транспорт

6

 

 

7.4 воздушный транспорт

7

 

 

8.0 обеспечение обороны и безопасности

 

АО «НТЭК отметило, что исходя из выписки из ЕГРН в качестве основного вида разрешенного использования определен вид «6.9 склады». Классификатором видов разрешенного использования земельных участков (Приказ Росреестра от 10.11.2020 № П/0412) предусмотрено следующее описание для указанного вида разрешенного использования: размещение сооружений; имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключение железнодорожных перевалочных складов.

Общество пояснило, что заявленное серверное оборудование предназначено для производства вычислений, обработки больших массивов данных, хранения информации, т.е. для целей ведения предпринимательской деятельности (код ВРИ 4.0) или делового управления (код ВРИ 4.1). Так, в рамках предпринимательства (код ВРИ 4.0) допускается размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенног использования, предусмотренных кодами 4.1 - 4.10. Деловое управление (код ВРИ 4.1), в свою очередь, предполагает размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности). При этом, отметило АО «НТЭК», предпринимательство в качестве видов разрешенного использования для данного земельного участка не предусмотрено, а деловое управление является: вспомогательным видом разрешенного использования.

АО «НТЭК» обратило внимание на то, что статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и видом разрешенного использования, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральным законами и требованиями специальных федеральных законов. Согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Президиума ВАС РФ о 03.06.2014 № 818/14, учтенный в ГКН вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка и видам разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом.

Сетевая организация пояснила, что согласно ч. 1 ст. 37 ГрК РФ и Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, вспомогательные виды разрешенного использования допускаются только в качестве дополнительных к основным и условно разрешенным, т.е. ведение иной (не складской деятельности) является допустимым, но только наряду с основным видом деятельности. Принимая во внимание заявленные к присоединению «энергопринимающие устройства» и их максимальную присоединяемую мощность, а также площадь переданного в аренду земельного участка, размещение склада (как места, предназначенного для хранения и накопления грузов, а не для ведения иной производственной деятельности) на нем в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка не представляется возможным.

Общество указало, что соответствующие «энергопринимающие устройства (сервера, серверное оборудование иное) не могут располагаться на указанном земельном участке в силу прямых законодательных ограничений. АО «НТЭК» пояснило, что нельзя считать, что со стороны ООО «ИМА» предоставлены копии документов, подтверждающих владение заявителем земельным участком, на котором расположены (будут располагаться) энергопринимающие устройства заявителя (пп. г п. 10. Правил).

АО «НТЭК» обратило внимание, что правомерность подхода о необходимости соответствия вида разрешенного использования земельного участка, которым владеет заявитель, и осуществляемой им экономической деятельности (в рассматриваемом случае характером энергопринимающих устройств) подтверждена правоприменительной практикой (Постановлением Краснодарского УФАС России от 08.10.2018 № 423А/2018, Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.01.2023 № Ф02-5994/2022 по делу № А19-27429/2021, Постановлением Четвертого Арбитражного апелляционного суда от 31.08.2022 № 04АП-2892/2022 по делу № А19-27429/2021, Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2017 по делу № А58-6190/2016).

Дополнительно АО «НТЭК» проинформировало, что на земельном участке с кадастровым номером 84:03:0010004:1525 никакие подготовительные работы со стороны заявителя не инициировались и не ведутся в настоящее время (площадка не расчищена, мусор не вывезен, основание не выровнено, контейнеры не завезены и т.д.).

Согласно письменным пояснениям сетевой организации (вх. № 10224-ЭП/23 от 19.05.2023), в процессе рассмотрения заявки ООО «ИМА» АО «НТЭК» не запрашивало указанные дополнительные документы и сведения, не обуславливало возможность заключения договора технологического присоединения их предоставлением. АО «НТЭК» повторно отметило, что заявка ООО «ИМА» была подана через личный кабинет на сайте АО «НТЭК» (система СТЭК-Энерго). Исходя из системных требований, непосредственно подаче заявки предшествует регистрация в личном кабинете с внесением сведений (информация и документы), предусмотренных Правилами, для соответствующей категории потребителей (физическое лицо, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель).

Общество пояснило, что при регистрации в качестве физического лица или индивидуального предпринимателя требуется, в том числе, предоставить следующие информацию и документы: копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность (пп. «д» п. 10 Правил), сведения об ИНН (пп. «а» п. 9 Правил). При подаче заявки юридическим лицом соответствующие документы и сведения не требуются. Соглашение с иными владельцами энергопринимающих устройств предоставляется только в случае осуществления технологического присоединения путем перераспределения мощности (п. 34 Правил) либо при подключении не от сетей АО «НТЭК». Доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя, подающего и получающего документы обязательны к предоставлению в случае, если заявка подается в сетевую организацию представителем заявителя (пп. «д» п. 10 Правил). Сетевая организация отметила, что описанный алгоритм является открытым, с ним можно ознакомиться на официальном сайте АО «НТЭК».

АО «НТЭК» считает, что ООО «ИМА» некорректно был определен формат регистрации в личном кабинете на сайте сетевой организации, что повлекло возникновение при подаче заявки дополнительных «полей» для заполнения. Дополнительно со стороны АО «НТЭК» данные документы не запрашивались, что подтверждается фактом направления рассматриваемого информационного письма непосредственно в составе заявки (т.е. при подаче исходного комплекта документов), а не в процессе рассмотрения заявки.

Сетевая организация пояснила, что по инициативе АО «НТЭК» ООО «Межрегиональное бюро судебных экспертиз имени Сикорского» подготовлено заключение специалиста по результатам исследования возможности подключения серверного оборудования к электрическим сетям АО «НТЭК» (далее – Заключение), по результатам которого специалист пришел к выводу о невозможности выполнения такого подключения.

В Заключении были поставлены следующие вопросы:

1) Какой состав и / или индивидуализирующие признаки оборудования, которое признается энергопринимающим устройством?

2) Соответствует ли «серверное оборудование» («освещение, сервера, серверное оборудование») понятию и критериям энергопринимающего устройства? Если нет, то, какое дополнительное оборудование необходимо для выполнения технологического присоединения?

3) Возможно ли выполнение технологического присоединения «серверного оборудования» («освещение, сервера, серверное оборудование») к электрическим сетям АО «НТЭК»? Если да, то где будет находиться точка присоединения к электрической сети?

Заключение содержит следующие выводы по вопросу 1. Относительно Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, энергопринимающим устройством является энергетическая установка, на основании чего эксперт делает вывод, что «энергопринимающее устройство» - это совокупность помещений (сооружений) и машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования, предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии, включая, приемники электрической энергии (аппараты, агрегаты, механизмы), предназначенные для преобразования электрической энергии в другой вид энергии. Так как «точкой присоединения к электрической сети» является место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации, эксперт делает вывод, что «энергопринимающее устройство» должно иметь возможность физического соединения с электрической сетью сетевой организации. Ввиду того, что в отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор энергоснабжения, эксперт пришёл к выводу, что одно энергопринимающее устройство должно иметь одну точку присоединения к электрической сети сетевой организации (одно технологическое присоединение).

Выводы по вопросу 2, содержащиеся в Заключении: так как «серверное оборудование» («освещение, сервера, серверное оборудование») не представляет из себя совокупность помещений (сооружений) и машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования, предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии, включая, приемники электрической энергии (аппараты, агрегаты, механизмы), предназначенные для преобразования электрической энергии в другой вид энергии, имеет множество точек присоединения к электрической сети сетевой организации и не имеет возможности физического соединения с электрической сетью сетевой организации ввиду разных классов напряжения, эксперт делает вывод, что данное оборудование не может соответствовать понятию и критериям энергопринимающего устройства. Для технологического присоединения «серверного оборудования» потребуется наличие дополнительной трансформаторной подстанции, для преобразования электрической энергии в другой вид энергии для ее потребления, т.е. для уменьшения напряжения в сети переменного тока до значений, позволяющих безопасно эксплуатировать электрооборудование. Кроме того, необходима дополнительная низковольтная система распределения электроэнергии, состоящая из распределительной электрической сети и электроустановки, непосредственно с которой «серверное оборудование» («освещение, сервера, серверное оборудование») будет иметь физическое соединение.

По вопросу 3 в Заключении содержатся следующие выводы. Так как для технологического подключения «серверного оборудования» («освещение, сервера, серверное оборудование») требуется низкий класс напряжения 220 Вольт и наличие множественных точек присоединения к электрическим сетям, заявителями в заявках на технологическое присоединение указано на необходимость обеспечить присоединение с максимальной мощностью до 150 кВт и напряжением 6 кВ, а АО «НТЭК» не имеет возможности и правовых оснований предоставить для одного объекта недвижимости с одним кадастровым номером более одной точки присоединения к своим электрическим сетям, эксперт делает вывод, что выполнение технологического присоединения «серверного оборудования» («освещение, сервера, серверное оборудование») к электрическим сетям АО «НТЭК» невозможно.

На вышеуказанные вопросы в Заключении даны следующие ответы:

1) Оборудование, которое признается энергопринимающим устройством, имеет следующий состав и индивидуализирующие признаки:

а) Энергопринимающее устройство должно представлять из себя совокупность помещений (сооружений) и машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования, предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии, включая, приемники электрической энергии (аппараты, агрегаты, механизмы), предназначенные для преобразования электрической энергии в другой вид энергии;

b) Энергопринимающее устройство должно иметь возможность физического соединения с электрической сетью сетевой организации;

с) Энергопринимающее устройство должно иметь одну точку присоединения к электрической сети сетевой организации (одно технологическое присоединение);

2) «Серверное оборудование» («освещение, сервера, серверное оборудование») не соответствует понятию и критериям энергопринимающего устройства. Для выполнения технологического присоединения необходима дополнительная трансформаторная подстанция и дополнительная низковольтная система распределения электроэнергии;

3) Выполнение технологического присоединения «серверного оборудования» («освещение, сервера, серверное оборудование») к электрическим сетям АО «НТЭК» невозможно.

В связи с указанным АО «НТЭК» относительно отсутствия у сетевой организации технической возможности и правовых оснований для осуществления технологического присоединения заявленных энегопринимающих устройств обратило внимание на следующее. В связи с тем, что определенное ООО «ИМА» в качестве энергопринимающего устройства «серверное оборудование» по своим характеристикам, составу и назначению не является таковым, заявителем не обеспечено соблюдение Правил при подаче заявки на технологическое присоединение энергопринимающего устройства.

АО «НТЭК» считает, что серверное оборудование, как комплекс обособленных устройств, каждое из которых должно иметь свой источник питания, обладает множественностью точек присоединения, исключает возможность выполнения однократного технологического присоединения, что не соответствует Правилам.

Сетевая организация отметила, что осуществление технологического присоединения с определенными ООО «ИМА» параметрами напряжения технологически невозможно и приведет к возникновению аварийной ситуации (пожар / взрыв), создаст угрозу жизни и здоровья людей. Для выполнения технологического присоединения необходима дополнительная трансформаторная подстанция (собственно энергопринимающее устройство) и дополнительная низковольтная система распределения электроэнергии. Согласно заявке ООО «ИМА» на технологическое присоединение, максимальная мощность энергопринимающих устройств составляет до 150 кВт включительно при напряжении 6 кВ. Уровень напряжения 6кВ относится к среднему напряжению (п. 3.1.12 ГОСТ 32144-2013). При этом, обратило внимание АО «НТЭК», серверное оборудование обычно функционирует в составе системы электроснабжения общего назначения на низком уровне напряжения (п. 3.1.1, 3.1.11 ГОСТ 32144-2013): стандартным является требование к обеспечению устойчивой работы блока питания серверного оборудования в условиях колебаний напряжения переменного тока электрической сети в пределах 100-240 В. Показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения проверяются на соответствие, в том числе требованиям Межгосударственного стандарта ГОСТ 32144-2013, который устанавливает обязательные для соблюдения во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения показатели и нормы качества в электрических сетях систем электроснабжения и распространяет свое действие на электрические сети систем электроснабжения общего назначения. ГОСТ 32144-2013 определяет, что номинальное напряжение низковольтной сети - 220/380В, а положительные и отрицательные отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10 % номинального или согласованного значения напряжения в течение 100 % времени интервала в одну неделю (пункт 4.2.2), т.е. мин. 198 В, макс 242 В. В соответствии с ГОСТ 29322-20141 при нормальных условиях оперирования напряжение питания не должно отличаться от номинального напряжения системы больше чем на +/- 10%. Общество считает, что указанное означает, что выполнение технологического присоединения «напрямую» устройств с кардинально разным уровнем напряжения недопустимо: серверное оборудование физически не рассчитано на такое напряжение, что приведет к его мгновенному перегреву и воспламенению / взрыву. Для подключения в таких случаях используется трансформатор, как электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, РУ, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений (п. 4.2.6 Правил устройства электроустановок). С технической точки зрения трансформатор представляет собой прибор, работающий на основе явления электромагнитной индукции и имеющий две или более индуктивно связанные обмотки на каком-либо магнитопроводе.

Общество пояснило, что с помощью трансформатора обеспечивается преобразование электрической энергии путем понижения уровня напряжения «из сети» до уровня напряжения, пригодного для присоединяемого оборудования. Низковольтная система распределения электроэнергии позволит, в свою очередь, на стороне потребителя подключить каждое из входящих в комплекс «серверного оборудования» устройств. Таким образом, выполнение технологического в заявленных потребителем параметрах технически невозможно. В свою очередь, согласно п. 19 Правил сетевой организацией должны быть выполнены мероприятия по фактическому присоединению объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности, после чего сторонами оформляется акт об осуществлении технологического присоединения. Общество обратило внимание на то, что в рассматриваемом случае технологическое присоединение с заданными заявителем техническими параметрами не сможет быть завершено, что не соответствует Правилам, что согласно п. 3 Правил исключает обязанность сетевой организации выполнить мероприятия по технологическому присоединению.

АО «НТЭК» отметило, что у Общества отсутствовали правовые основания для запроса дополнительной информации / документов относительно энергопринимающих устройств потребителя, требуемого уровня напряжения, вида разрешенного использования земельного участка, направление запроса информации предполагало бы необходимость изменения содержания заявки (изменение наименования ЭПУ, необходимого напряжения), что противоречит Правилам.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике»), настоящий закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2 ФЗ «Об электроэнергетике»).

Согласно части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике», технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила). Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Согласно п. 3 Правил, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с п. 11 Правил, сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.

Исходя из п. 12(1) Правил, в заявке, направляемой заявителем - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях технологического присоединения по второй или третьей категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), должны быть указаны: а) сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "в" и "и" - "л" пункта 9 настоящих Правил; б) запрашиваемая максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя; в) характер нагрузки (вид экономической деятельности хозяйствующего субъекта); г) предложения по порядку расчетов и условиям рассрочки платежа за технологическое присоединение - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не более 150 кВт, за исключением заявителей, соответствующих критериям, указанным в абзаце двадцать шестом пункта 17 настоящих Правил.

Согласно п. 15 Правил, сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.

Согласно пункту 103 Правил, договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета. Заявитель при внесении платы за технологическое присоединение в назначении платежа обязан указать реквизиты указанного счета.

В соответствии с пунктом 105 Правил, в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя): условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей; счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил; технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25(1) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию); инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

В соответствии с пунктом 1.1 договора аренды от 09.06.2022 предметом договора является предоставление арендодателем за плату во временное владение и пользование арендатору земельного участка, площадью 4 +/- 1 кв.м., расположенного по адресу: Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий район, г. Дудинка, ул. Полярная, земельный участок № 13/11, кадастровый номер 84:03:0010004:1588, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «6.9 – склады».

Пунктом 1.4 вышеуказанного договора установлено, что стороны обязуются в будущем также заключить договор аренды контейнера, который подлежит размещению на Объекте при определенных условиях, среди которых: в случае осуществления арендатором технологического присоединения Объекта к электрическим сетям – договор аренды контейнера подлежит заключению в течение 5 рабочих дней с даты подписания арендатором и сетевой организацией акта об осуществлении технологического присоединения.

Согласно пункту 4 заявки Объектом, в отношении которого необходимо осуществить технологическое присоединение, является серверное оборудование, подлежащее размещению на земельном участке с кадастровым номером 84:03:0010004:1588, расположенном по адресу: Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий район, г. Дудинка, ул. Полярная, земельный участок № 13/11.

Исходя из пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 861 27.12.2004, под энергопринимающими устройствами потребителя понимаются находящиеся у потребителя аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование (или их комплекс), предназначенные для преобразования электрической энергии в другой вид энергии в целях использования (потребления) и имеющие между собой электрические связи.

Как указано в заявлении ООО «ИМА», размеры земельного участка допускают возможность его самостоятельной независимой эксплуатации путем установки грузового трехтонного контейнера (ГОСТ 18477-79), либо контейнера собственного производства, и помещения в него серверного оборудования.

Согласно п. 1.4.2 договора аренды, заключенного между ООО «ИМА» и ИП Поповым Е.В. 09.06.2022, арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование грузовой трехтонный контейнер (ГОСТ 18447-79) в течение пяти рабочих дней с даты заключения договора, а арендатор обязуется платить за него арендную плату.

В соответствии с пунктом 2 Правил, технологическое присоединение энергопринимающих устройств осуществляется с применением временной или постоянной схемы электроснабжения.

Под временной схемой электроснабжения понимается схема электроснабжения энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии, осуществившего технологическое присоединение энергопринимающих устройств, которая применяется в результате исполнения договора об осуществлении временного технологического присоединения к электрическим сетям передвижных энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 150 кВт включительно.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации:

- объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие);

- некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

Не относятся к объектам капитального строительства следующие объекты: инвентарные мобильные постройки (сборно-разборного, контейнерного, передвижного типа) заводской поставки, конструкция которых обеспечивает возможность их передвижения.

Согласно ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В материалы административного дела не представлены документальные доказательства наличия у серверного оборудования, указанного в пункте 4 заявки, признаков недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 51 Правил, для осуществления временного технологического присоединения необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

а) наличие у заявителя заключенного с сетевой организацией договора (за исключением случаев, когда энергопринимающие устройства являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно);

б) временное технологическое присоединение осуществляется для электроснабжения энергопринимающих устройств по третьей категории надежности электроснабжения.

С учетом изложенного, Объект заявителя относится к категории передвижных энергопринимающих устройств, в связи с чем технологическое присоединение к электрическим сетям должно осуществляться по временной схеме с учетом требований пункта 51 Правил.

В этой связи, АО «НТЭК», рассмотрев заявку ООО «ИМА», не имело правовых оснований для размещения в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки в личном кабинете потребителя условий типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, счета, предусмотренного пунктом 103 Правил и иных документов, установленных п. 105 Правил, а также для направления в адрес ООО «ИМА» уведомления о несоответствии заявки требованиям Правил.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Приказом Министерства тарифной политики № 12-э от 18.03.2021 для АО «НТЭК» установлены долгосрочные тарифы на электрическую энергию, за исключением тарифной группы потребителей «население и приравненные к нему категории потребителей». Указанные тарифы действуют с 1 апреля 2021 года по 31 декабря 2023 года. Таким образом, АО «НТЭК» является сетевой организацией.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлено, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, в рассматриваемых в настоящем деле действиях АО «НТЭК» отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 28.9 КоАП РФ, 

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

Производство по делу № 024/04/9.21-3384/2022, возбужденному в отношении акционерного общества акционерного общества «НТЭК» (ИНН 2457058356, ОГРН 1052457013476, 663305, Красноярский край, г. Норильск, ул. Ветеранов, д. 19) прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

 

Примечание:

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Представителю заявителя Новикову А.Д.
ИНН , ОГРН
ООО "ИМА"
ИНН 7721811495, ОГРН 5137746014797
Законному представителю АО «НТЭК»
ИНН 2457058356, ОГРН 1052457013476