Решение б/н Решение по делу № 392-15-11, возбужденному в отношении Управ... от 2 июля 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

по списку

 

РЕШЕНИЕ

 

«21» ноября 2011 года

г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена «7» ноября 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено «21» ноября 2011 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – О.П. Харченко, заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Я.Ю. Бычкова, начальник отдела контроля размещения государственного заказа, А.Ю. Гнедина, начальник отдела естественных монополий, В.В. Сугорова, ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, рассмотрев дело № 392-15-11 по признакам нарушения Управлением делами Губернатора и Правительства Красноярского края части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в совершении действий, связанных с угрозой ограничения перетока электрической энергии на объекты, эксплуатируемые ООО Управляющая компания «Сосны», установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ООО Управляющая компания «Сосны» (далее – ООО УК «Сосны») на действия Управления делами Губернатора и Правительства Красноярского края, выразившиеся в намерении произвести отключение энергопринимающих устройств ООО «ИНКОМ-СОСНЫ», эксплуатацию которых на основании договора аренды осуществляет ООО УК «Сосны», на границе раздела балансовой принадлежности в ТП-816, ТП-886 в срок до 01.11.2011.

Приказом Красноярского УФАС России от 12.10.2011 № 723 о возбуждении дела и о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства было возбуждено дело № 392-15-11 по признакам нарушения Управлением делами Губернатора и Правительства Красноярского края (далее – Управление делами) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». К рассмотрению дела в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, были привлечены открытое акционерное общество «Красноярскэнергосбыт», открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири», общество с ограниченной ответственностью «ИНКОМ-СОСНЫ».

В связи с рассмотрением дела № 392-15-11 Комиссией установлены следующие обстоятельства.

ООО УК «Сосны» действует на основании Устава, утвержденного решением от 01.12.2009 № 5 единственного учредителя (участника). Общество имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. В том числе ООО УК «Сосны» осуществляет управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда коттеджного комплекса «Сосны», расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Лесная, 157.

Энергопринимающие устройства (БКТП 8128, БКТП 8129), эксплуатируемые ООО УК «Сосны» на основании договора аренды № 50/10-С01/11/10-УК01 от 01.12.2010, заключенного с собственником объектов, ООО «ИНКОМ-Сосны», имеют технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства (ТП-816, ТП-886), находящимся на балансе Управления делами Губернатора и Правительства Красноярского края.

Указанное обстоятельство подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 10.09.2010, составленному ОАО «МРСК Сибири», Управлением делами, ООО УК «Сосны», согласно которому на балансе ОАО «МРСК Сибири» находятся: ПС 35 6кВ № 28 «Дачная», ТП 811, АСБ-(3×120)мм2, L=735м, АСБ-(3×240)мм2, L=940м, 3АС-70, L=940м, ААШв-(3×150)мм2, L=411м; на балансе Управления делами Губернатора и Правительства Красноярского края находятся: АСБ-(3×240)мм2, L=1400м, ТП 816 (2×630кВА), ААБ-(3×240)мм2, L=90м, ААБ-(3×240)мм2, L=260м, ТП 819 (2×1600кВА), ТП 886 (4×1000кВА), АСБ-(3×240)мм2, L=1400м, ААБ-(3×240)мм2, L=255м, ААБ-(3×240)мм2, L=215м; на балансе ООО УК «Сосны»: ААШв-(3×150)мм2, L=380м, БКТП 8128 (2×1000кВА), ААШв-(3×150)мм2, L=610м, БКТП 8129 (2×1000кВА), ААШв-(3×150)мм2, L=380м, ААШв-(3×150)мм2, L=380м, АВБШв-(4×16)мм2, L=110м, АВБШв-(4×16)мм2, L=110м, АВБШв-(4×150)мм2, L=110м, ВБШв-(4×150)мм2, L=90м.

Акт разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 10.09.2010 свидетельствует об отсутствии непосредственного технологического присоединения энергопринимающего устройства ООО УК «Сосны» к электрическим сетям сетевой организации, ОАО «МРСК Сибири», – имеет место опосредованное присоединение через объекты, эксплуатируемые Управлением делами  (ТП-816, ТП-886).

Вместе с тем, Управлением делами была согласована запрашиваемая мощность (2019 кВт) для электроснабжения коттеджного комплекса «Сосны» по сети 6 кВ от ТП-816, ячейка 9 (фидер 28-20), от ТП-886, ячейка 3 (фидер 28-15), по сети 0,4 кВ – от ТП-886 с реконструкцией РУ – 0,4 кВ кабелем расчетного сечения, а также для временного электроснабжения стройплощадки ООО «ИНКОМ-Сосны» (письмо от 04.06.2004 № 32-843), ООО УК «Сосны» (письмо от 30.11.2009 № 32-01-22/2221). Электроснабжение коттеджного комплекса по существующей схеме было согласовано ОАО «МРСК Сибири» (письма от 08.06.2004 № 102-0-2178, от 23.12.2009 № 0-320 соответственно).

Кроме того, между ОАО «Красноярскэнергосбыт» и ООО УК «Сосны» заключен договор на электроснабжение № 11804/04/11-УК01 от 01.03.2011, согласно условиям которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергии потребителей, а абонент обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и мощность, и оказанные услуги. Стороны предусмотрели, что указанный договор распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 08-00 часов 25.01.2011 по московскому времени.

Согласно акту № 20/63 от 25.01.2011 (08-00 мск. время) электроснабжение БКТП № 8129 (Северная) (6/0,4)кВ РУ-0,4кВ и БКТП № 8128 (Западная) (6/0,4)кВ РУ-0,4кВ включено по существующей схеме.

Обязательства по договору на электроснабжение сторонами исполняются с 25 января 2011 года, о чем свидетельствуют Акт сверки задолженности между Абонентом № 1000002782, договор на электроснабжение № 11804, ООО УК «Сосны» и ОАО «Красноярскэнергосбыт» период с 01.01.2011 по 01.10.2011, а также платежные документы по оплате электрической энергии за период март-сентябрь 2011 года. Объем электрической энергии, потребленной объектами ООО УК «Сосны», за период электроснабжения по договору составил 2 963 651 кВт.ч.

На основании изложенного установлено, что факт наличия надлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств, эксплуатируемых ООО УК «Сосны» (БКТП 8128, БКТП 8129), к объектам электросетевого хозяйства, находящимся на балансе Управления делами (ТП-816, ТП-886), подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.

Вместе с тем, Управление делами направило в адрес ООО УК «Сосны» письмо от 01.09.2011 № 32-01-66/1645, в соответствии с которым предложило ООО УК «Сосны» осуществить отключение мощности 2019 кВт трансформаторных подстанций БКТП 8128, 8129 с переводом на отдельный ввод в ПС 35/6кВ № 28 «Дачная».

ООО УК «Сосны» письмом от 06.09.2011 № 24 информировало Управление делами о том, что считает указанное предложение об отключении мощности необоснованным.

В связи с получением указанного письма Управление делами сообщило ООО УК «Сосны» (письмо от 23.09.2011 № 32-01-66/1798) о том, что Управление делами в связи со вводом в эксплуатацию дополнительных объектов недвижимости по адресу: г. Красноярск, ул. Лесная, 157, намерено отозвать технические условия на электроснабжение, внести изменения в существующий акт разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 10.09.2011 и произвести отключение энергопринимающих устройств ООО «ИНКОМ-СОСНЫ» мощностью 2019 кВт на границе раздела балансовой принадлежности в ТП-816 и ТП-886 в срок до 01.11.2011.

С целью получения оценки писем «Об отключении мощности», направленных Управлением делами, ООО УК «Сосны» обратилось в адрес ОАО «Красноярскэнергосбыт» (письмо от 27.09.2011 № 27) за получением соответствующих разъяснений.

ОАО «Красноярскэнергосбыт» письмом от 21.10.2011 № 131/И-5833 информировало Управление делами, ООО УК «Сосны» о том, что требования, заявленные Управлением делами в письмах от 01.09.2011, 23.09.2011, являются необоснованными, а также о том, что в случае прекращения электроснабжения объектов ООО УК «Сосны», ОАО «Красноярскэнергосбыт» будет вынуждено принять меры для защиты прав потребителя.

В связи с получением запроса Красноярского УФАС России Управление делами указало на следующие обстоятельства (письмо от 03.11.2011 № 32-01-59/2047). Необходимость приведения энергетической мощности в соответствие с ожиданиями внутреннего спроса, требованиями обеспечения энергетической безопасности и повышения надежности электроснабжения Имущественного комплекса Управления делами «Сосны», который является объектом, официально служащим для размещения высших должностных лиц Российской Федерации, Управлением делами было предложено ООО УК «Сосны» решить вопрос отделения сетей коттеджного поселка от сетей Управления делами с переводом на отдельный ввод в ПС 35/6кВ № 28 «Дачная». Для разработки технических мероприятий, которые позволят отделить сеть 6 кВ коттеджного поселка от электрических сетей 6кВ Имущественного комплекса, ООО УК «Сосны» должно подать заявку и заключить договор технологического присоединения с филиалом ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго». Также Управление делами сообщило о наличии технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО УК «Сосны» к электрическим сетям ОАО «МРСК Сибири».

В ходе рассмотрения дела № 392-15-11 Управление делами информировало Комиссию о том, что в 2010-2011 годах имело место значительное число аварийных отключений электрической энергии по ТП-816, ТП-886. Лицом, ответственным за указанные отключения, по мнению Управления делами, является ООО УК «Сосны» (ООО «ИНКОМ-Сосны»). При этом документальные доказательства указанного обстоятельства в материалы дела представлены не были; замеры на предмет превышения ООО УК «Сосны» максимальной мощности (2019 кВт) Управлением делами не проводились (не инициировались).

Вместе с тем, ОАО «МРСК Сибири» информировало Красноярское УФАС России о том, что возможность присоединения объектов ООО УК «Сосны» к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, расположенным на наименьшем расстоянии от указанных объектов (ПС «Академгородок» № 54 110/10 кВ и ПС «Дачная» № 28 35/6 кВ), ограничена необходимостью комплексной реконструкции подстанций, после которой ООО УК «Сосны» могут обратиться с заявлением об осуществлении технологического присоединения (письмо от 31.10.2011 № 1.3/01.2-13896).

Кроме того, установлено, что договор об осуществлении технологического присоединения имеет возмездный характер и повлечет дополнительные капитальные вложения для ООО УК «Сосны». Тогда как указанное лицо понесло денежные расходы при осуществлении мероприятий по технологическому присоединению эксплуатируемых объектов к электрическим сетям Управления делами.

Комиссией также установлено, что письмом от 20.10.2011 № 32-01-66/1974 Управление делами информировало ООО УК «Сосны» о том, что отключение электроснабжения ООО УК «Сосны» от электрических сетей Управления делами, согласно письмам от 01.09.2011 № 32-01-63/1645, от 23.09.2011 № 32-01-66/1798, производиться не будет.

На основании оценки имеющихся материалов, доказательств, Комиссия пришла к следующим выводам.

Направление Управлением делами в адрес ООО УК «Сосны» писем от 01.09.2011 № 32-01-63/1645, от 23.09.2011 № 32-01-66/1798 «Об отключении мощности» повлекло либо могло повлечь осуществление ООО УК «Сосны» действий, связанных с возможным отключением электрической энергии, в том числе, по поиску альтернативных источников получения электрической энергии.

Вместе с тем, письмо от 23.09.2011 содержало сведения о намерении Управления делами отозвать технические условия на электроснабжение, внести изменения в существующий акт  разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 10.09.2010 и произвести отключение энергопринимающих устройств ООО УК «Сосны» мощностью 2019 кВт на границе раздела балансовой принадлежности в ТП-816, ТП-886 в срок до 01.11.2011.

Учитывая наличие реальной возможности Управления делами ограничить подачу электрической энергии на объекты ООО УК «Сосны» (Управление делами является владельцем ТП-816, ТП-886), а также того обстоятельства, что письмо от 23.09.2011 содержало указание на конкретный срок произведения ограничения подачи электрической энергии – 01.11.2011 (что позволяет расценивать указанное письмо, как уведомление о планируемом отключении), Комиссия считает действия Управления делами угрозой ограничения подачи электрической энергии на объекты, эксплуатируемые ООО УК «Сосны», не имея оснований расценивать указанные действия, как переписку между юридическими лицами.

В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

При этом пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

Согласно части 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Интересы абонента указанными положениями Гражданского кодекса Российской Федерации поставлены под особую защиту. Законодатель, ограничивая возможность перерыва в подаче, прекращения или ограничения подачи электрической энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его уведомления в строго определенных случаях, признал способность указанных действий повлечь ущемление интересов абонента.

Вместе с тем, Управлением делами не были представлены доказательства того, что действия ООО УК «Сосны», в том числе, связанные с превышением максимальной мощности, повлекли либо могли повлечь невозможность исполнения владельцем объектов электросетевого хозяйства (Управление делами), к которым опосредованно присоединено энергопринимающее устройство потребителя (ООО УК «Сосны»), исполнять обязанность, возложенную на него требованиями пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.

Реализация Управлением делами угрозы ограничения подачи электрической энергии на объекты, эксплуатируемые ООО УК «Сосны», с одной стороны, могла повлечь ущемление интересов ООО УК «Сосны» по факту невозможности исполнения им функций по управлению жилыми домами, в части обеспечения предоставления коммунальных услуг, в том числе, электрической энергии, собственникам и пользователям жилых домов коттеджного поселка «Сосны», а с другой стороны, могла создать препятствия для обеспечения свободного перетока электрической энергии на объекты, эксплуатируемые указанными собственниками и пользователями жилых домов.

В соответствии с Положением об управлении делами Губернатора и Правительства Красноярского края, утвержденным Постановлением Правительства Красноярского края от 10.09.2008 № 85-п, Управление делами Губернатора и Правительства Красноярского края  является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края управление и распоряжение государственной собственностью, финансовое, хозяйственное, транспортное, социально-бытовое обеспечение и техническое сопровождение деятельности Губернатора края, Правительства края, иных органов исполнительной власти края в случаях, установленных Губернатором края и Правительством края, Администрации Губернатора края, а также осуществляет иные полномочия по поручению Губернатора края, Правительства края.

Требованиями пунктов 2, 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.

Довод Управления делами о том, что действия Управления делами не могут содержать признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с тем, что Управление делами не принимало юридических актов, то есть официальных документов, устанавливающих, изменяющих или отменяющих какие-либо нормы, правила, а также не осуществляло каких-либо действий в отношении хозяйствующих субъектов, является несостоятельным на основании того, что диспозиция части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» не содержит указания на то, что запрещенные действия должны осуществляться в рамках осуществления поименованными лицами своих властных полномочий, в том числе, при издании ими правовых актов.

На основании изложенного, действия Управления делами по введению ограничений в отношении свободного перетока электрической энергии на объекты, эксплуатируемые ООО УК «Сосны», а также необоснованного препятствования осуществлению деятельности ООО УК «Сосны» по управлению жилыми домами, в части обеспечения предоставления электрической энергии собственникам и пользователям жилых домов коттеджного поселка «Сосны» образуют состав нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Письмом от 20.10.2011 № 32-01-66/1974 Управление делами информировало ООО УК «Сосны» о том, что отключение электроснабжения ООО УК «Сосны» от электрических сетей Управления делами, согласно письмам от 01.09.2011 № 32-01-63/1645, от 23.09.2011 № 32-01-66/1798, производиться не будет.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, при отсутствии оснований для прекращения рассмотрения дела и в соответствии со статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Управление делами Губернатора и Правительства Красноярского края нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в форме введения ограничений в отношении свободного перетока электрической энергии на объекты, эксплуатируемые ООО УК «Сосны», а также необоснованного препятствования осуществлению деятельности ООО УК «Сосны» по управлению жилыми домами, в части обеспечения предоставления электрической энергии собственникам и пользователям жилых домов коттеджного поселка «Сосны».

2. Предписание Управлению делами Губернатора и Правительства Красноярского края не выдавать в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                 О.П. Харченко

 

Члены Комиссии:                                                                                                              Я.Ю.Бычкова

 

                                                                                                                                              А.Ю. Гнедина

 

                                                                                                                                              В.В. Сугорова

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список адресатов

 

Наименование адресата

Адрес

Отправка

Управление делами Губернатора и Правительства Красноярского края

<…>

нар

ООО Управляющая компания «Сосны»

<…>

з/ув

ОАО «Красноярскэнергосбыт»

<…>

нар

ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири»

<…>

з/ув

ООО «ИНКОМ-Сосны»

<…>

з/ув

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны