Решение №ВМ/906/24 Решение №024/07/3-81/2024 от 25 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF



ООО «Демитра»
ул. Комсомольская, д. 17, оф. 4,
г. Дивногорск, 663090

ООО «Аэропорт Емельяново»
тер. Аэропорт Красноярск, стр. 2,
пгт. Емельяново, п. Емельяново,
р-н Емельяновский, 663013





РЕШЕНИЕ №024/07/3-81/2024


22 января 2024 года г. Красноярск


Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе:

председатель Комиссии – Мерзляков В.Л., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии: Чайкун И.А., начальник отдела, Жукова Т.Э., заместитель начальника отдела (далее – Комиссия),

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) жалобу ООО «Демитра» на действия организатора торгов – ООО «Аэропорт Емельяново» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке и содержанию прилегающей территории аэровокзального комплекса аэропорта, для нужд ООО «Аэропорт Емельяново» (извещение № 32313152353) (далее – закупка),

при участии представителей заявителя Гуляевой Е.Л. (доверенность от 23.11.2023 б/н), Барсукова И.Н. (доверенность от 23.11.2023 б/н), организатора торгов Синкина А.В. (доверенность № ДАЕ-23-177 от 16.11.2023) посредством видео-конференц-связи,


УСТАНОВИЛА:


В адрес Красноярского УФАС России 11.01.2024 поступила жалоба ООО «Демитра» на действия организатора торгов, выразившиеся в проведении закупки с нарушением требований законодательства Российской Федерации.

Красноярским УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ в адрес заявителя и организатора торгов направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении процедуры заключения договора до рассмотрения жалобы по существу.

Рассмотрение жалобы состоялось 22.01.2024 в 12:00 (время местное). Жалоба рассмотрена в сроки, установленные частью 14 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Согласно доводам жалобы организатором торгов установлен ненадлежащий срок предоставления разъяснений положений закупочной документации.

Кроме того, установленный порядок оценки заявок по подкритерию 1 критерия оценки «Опыт участника закупки по оказанию аналогичных услуг» является дискриминационным по отношению к участникам закупки, поскольку к оценке по данному подкритерию учитываются договоры (государственные (муниципальные) контракты) на оказание услуг, связанных с предметом закупки, сведения об исполнении которых в полном объеме содержатся в реестре единой информационной системы.

Также участниками закупки могут быть представлены договоры, находящиеся на дату подачи заявки на исполнении, при условии наличия исполненного периода по договору не менее 10 месяцев, что ставит в неравные условия участников закупки.

С вышеуказанными доводами заявителя организатор торгов не согласился на основании доводов, подробно изложенных в представленных письменных возражениях.

Комиссия, рассмотрев представленные документы и сведения, документы, размещенные на официальном сайте в сети «Интернет», выслушав представителя организатора торгов, участвующего в рассмотрении жалобы, установила следующее.

Обжалуемые торги проводятся в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках ООО «Аэропорт Емельяново», утвержденным в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 2 Закона 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе, принципом информационной открытости закупки.

Подпунктом «а» пункта 1 части 3 статьи 3.4 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что заказчик при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства размещает в единой информационной системе извещение о проведении конкурса в электронной форме в следующие сроки: не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе в случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает тридцать миллионов рублей.

Начальная (максимальная) цена договора составляет: 18 618 180,00 рублей.

Дата начала срока подачи заявок: 29.12.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) 09.01.2024 10:00.

Таким образом, предусмотренный Законом № 223-ФЗ срок заказчиком соблюден.

Вместе с тем, на основании части 2 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном Законом № 223-ФЗ и Положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

В соответствии с частью 3 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Как следует из пункта 11 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке.

Пунктом 23 Информационной карты закупочной документации определен следующий порядок разъяснения положений извещения о закупке: Любой участник закупки во время срока приема заявок вправе направить запрос о даче разъяснений положений извещения и документации об осуществлении закупки через функционал ЭТП, на которой размещена закупка.

В течение 3 (трёх) рабочих дней с даты поступления указанного запроса Заказчик публикует разъяснения в единой информационной системе при условии, что указанный запрос поступил Заказчику не позднее, чем за 3 (три) рабочих дня до дня окончания подачи заявок на участие в закупке.

Следовательно, установленный организатором торгов срок подачи заявок на участие в закупке приходящийся на нерабочие и праздничные дни (период с 29.12.2023 12:56 (МСК+4) по 09.01.2024 до 10:00 (МСК+4), не обеспечивает гарантированный законом разумный и достаточный период времени для подачи запросов о даче разъяснений положений документации о закупке и предоставления на них разъяснений, что влечет нарушение прав участников торгов.

Комиссией принято во внимание то обстоятельство, что организатором торгов подготовлены разъяснения на запрос заявителя, направленный 08.01.2024, при этом, указанные разъяснения даны организатором торгов 11.01.2024, т.е. за сроком для подачи заявок на участие закупке, следовательно, не имели практического смысла.

Кроме того, о ненадлежащем формировании организатором торгов срока и порядка предоставления участникам закупки разъяснений положений закупочной документации, свидетельствуют и пояснения представителя ООО «Аэропорт Емельяново» о том, что организатор торгов в данном случае вправе был не осуществлять разъяснения положений документации.

Исходя из изложенного, Комиссия усматривает в действиях организатора торгов нарушение подпункта части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, допущенное при организации и проведении процедуры закупки.

Из пункта 2 части 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ следует, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Из пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Закон № 223-ФЗ не закрепляет перечень критериев оценки, которые могут быть применены при проведении конкурса, и не устанавливает обязательного для применения всеми заказчиками порядка проведения оценки заявок.

Вместе с тем, заказчик при осуществлении конкурентной процедуры наделен правом самостоятельного формирования порядка оценки заявок по критериям, определения их содержания, значимости, при условии, что такой порядок не повлечет за собой ограничение конкуренции.

Частью 4 закупочной документации предусмотрены следующие критерии оценки участников закупки.



п/п

Наименование критерия

Коэффициент значимости(КЗi)

Подтверждающие документы

1.

Стоимость предложения участника (ЦБ)

0,10

Указывается в разделе Ценовое предложение

2.

Опыт участника закупки по оказанию аналогичных услуг (НЦ1)

0,40

Копии документов и заполненные формы предоставляются в составе заявки

3.

Обеспеченность кадровыми ресурсами участника закупки, квалификация сотрудников участника (НЦ2)

0,30

Копии документов и заполненные формы предоставляются в составе заявки

4.

Обеспеченность материально-техническими ресурсами участника закупки (НЦ3)

0,20

Копии документов и заполненные формы предоставляются в составе заявки


Критерий оценки «Опыт участника закупки по оказанию аналогичных услуг» (часть 4 критерии оценки закупочной документации) содержит подкритерий «1. Наличие у участника закупки успешно исполненных договоров (контрактов) по оказанию услуг, связанных с предметом закупки, по стоимости исполненных обязательств», по которому оценивается договоры (контракты), заключенные в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и/или Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

Для оценки по данному показателю учитываются договоры (государственные (муниципальные) контракты) на оказание услуг, связанных с предметом закупки, сведения об исполнении которых в полном объеме содержатся в реестре единой информационной системы.

Комиссией установлено, что обязанность по размещению информации и документов об исполнении контракта, договора в реестре контрактов, реестре договоров в соответствии со статьей 103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ) и статьей 4.1 Закона №223-ФЗ возлагается только на заказчика, с которым заключен такой контракт, договор. При этом у поставщика (подрядчика, исполнителя) отсутствуют полномочия по размещению документов и информации в реестре контрактов (реестре договоров) и по внесению изменений в отношении статуса исполнения контракта (договора) в Единой информационной системе, а также полномочия по размещению документов и информации в реестре контрактов (реестре договоров).

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что наличие в реестре контрактов (реестре договоров) информации о контракте (договоре) со статусом «Исполнение», а также неразмещение в реестре контрактов (реестре договоров) необходимых документов не свидетельствуют об отсутствии у участника закупки требуемого опыта выполнения работ (поставки товара, оказания услуг).

Следовательно, указанный порядок оценки заявок по данному подкритерию оценки, противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, поскольку зависит от волеизъявления третьих лиц, что ставит в неравные условия участников закупки.

Кроме того, согласно порядку оценки по подкритерию «1. Наличие у участника закупки успешно исполненных договоров (контрактов) по оказанию услуг, связанных с предметом закупки, по стоимости исполненных обязательств» участником закупки могут быть представлены исполненные договоры и/или договоры, находящиеся на дату подачи заявки на исполнении, при условии наличия исполненного периода по договору не менее 10 месяцев.

Согласно доводу жалобы, заявитель указывает на невозможность предоставления участником закупки контракта/договора исполненного частично, ссылаясь на определение Верховного Суда РФ от 26.12.2023 № 310-ЭС23-25607 по делу № А68-13063/2022.

Комиссией установлено, что в рамках рассмотрения данного дела судами дана оценка предоставляемым участником закупки, исполненным контрактам, заключенным в соответствии с Законом №44-ФЗ, или договором, заключенным в соответствии с Законом № 223-ФЗ, в качестве подтверждения соответствия участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона №44-ФЗ, который является отборочным требованием и не относится к критериям оценки, которые не влияют на допуск к участию в закупке.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

Исходя из порядка оценки по подкритерию «1. Наличие у участника закупки успешно исполненных договоров (контрактов) по оказанию услуг, связанных с предметом закупки, по стоимости исполненных обязательств» оценивается общая стоимость заключенных и успешно исполненных в период с 01.01.2018 до даты окончания подачи заявок на участие в закупке договоров (контрактов) на оказание услуг, связанных с предметом закупки, в том числе, по контрактам/договорам, исполнение по которым не завершено на дату подачи заявки, при этом при условии наличия исполненного периода по договору не менее 10 месяцев. При этом срок оказания услуг по каждому договору (контракту) должен составлять не менее 12 месяцев.

Поскольку оценка производится в денежном выражении путем сложения сумм исполненных обязательств по контрактам/договорам, частичное исполнение по незавершенным договорам/контрактам не может свидетельствовать об отсутствии опыта оказания рассматриваемых услуг по отношению к исполненным договорам/контрактам в пределах установленного в закупочной документации срока не менее 12 месяцев.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что данный порядок оценки заявок применяется в равной степени ко всем участникам закупки, что не может рассматриваться как дискриминационное условие, ограничивающее конкуренцию.

Таким образом, Комиссия считает данный довод жалобы необоснованным.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ, Комиссия,

РЕШИЛА:


1. Признать жалобу ООО «Демитра» на действия организатора торгов – ООО «Аэропорт Емельяново» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке и содержанию прилегающей территории аэровокзального комплекса аэропорта, для нужд ООО «Аэропорт Емельяново» (извещение № 32313152353) обоснованной.

2. Признать организатора торгов нарушившим требования части 1 статьи 2, части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ.

3. Выдать организатору торгов предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в закупочную документацию.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.



Председатель Комиссии В.Л. Мерзляков



Члены Комиссии И.А. Чайкун

Т.Э. Жукова



2024-940


Связанные организации

ООО «Аэропорт Емельяново»
ИНН 2460213509, ОГРН 1092468001482
ООО «Демитра»
ИНН 2446032476, ОГРН 1132468018517