Решение б/н Решение по делу № 404-10-12 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Й

 

ООО «Красноярская региональная энергетическая компания»

<…>

 

ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири»

<…>

 

РЕШЕНИЕ

«31» января 2013 года

г. Красноярск

Резолютивная часть решения оглашена «17» января 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено «31» января 2013 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Харченко О.П., заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Ковалевская И.Н. - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, Ильяшенко О.Ю. – главный специалист-эксперт аналитического отдела (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 404-10-12 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (<…>) (далее – ОАО «МРСК Сибири», сетевая организация) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» (исх. от 20.06.2012 №№ 006/3065) (далее также - Заявитель) на бездействия ОАО «МРСК Сибири», связанные с уклонением от направления договора на осуществление технологического присоединения следующих энергопринимающих устройств:

Дополнительный отбор мощности по фидеру 10 кВ № 11-06 от ПС № 11 110/35/10 кВ «Енисейская» яч. 06 (заявка вх. ОАО «МРСК Сибири» от 19.04.2012 № 3309.10251.12).

Ячейка № 2 ПС 35/10 кВ № 59, фидер 10 кВ № 59-2 (заявка вх. ОАО «МРСК Сибири» от 30.09.2010 № 3322.13693.10).

Ячейка № 5 ПС 35/10 кВ № 121 «Осиный Мыс» фидера 10 кВ № 121-05 (заявка вх. ОАО «МРСК Сибири» № 12488.10).

Дополнительный отбор мощности по фидеру 10 кВ № 18-16 от ПС 110/10 кВ «Карабула» (заявка вх. ОАО «МРСК Сибири» № 24637.11 от 30.11.2011).

Дополнительный отбор мощности по фидеру 10 кВ № 18-19 от ПС 110/10 кВ «Карабула» (заявка вх. ОАО «МРСК Сибири» № 24639.11 от 30.11.2011).

Дополнительный отбор мощности по фидеру 6 кВ № 11-02 от ПС № 11 110/6 кВ «Решоты» яч. 02№ (заявка вх. ОАО «МРСК Сибири» № 1466.12 от 31.01.2012).

Дополнительный отбор мощности по фидеру 10 кВ № 80-05 (оп. № 207) от ПС 35/10 кВ № 80 «Ветвистое» (заявка вх. ОАО «МРСК Сибири» № 3121.12).

ВЛ-10 кВ от ЯКНО Тагара до п. Тагара.

В связи с изложенным, приказом Красноярского УФАС России о возбуждении дела и о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 25.09.2012 № 722 было возбуждено дело № 404-10-12 по признакам нарушения ОАО «МРСК Сибири» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в форме уклонения от направления договора на осуществление технологического присоединения следующих энергопринимающих устройств: дополнительный отбор мощности по фидеру 10 кВ № 18-16 от ПС 110/10 кВ «Карабула» (заявка вх. ОАО «МРСК Сибири» от 30.11.2011 вх. № 24637.11).

В ходе подготовки дела к рассмотрению были установлены следующие обстоятельства.

ООО «КРЭК» обратилось в адрес ОАО «МРСК Сибири» с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств: дополнительный отбор мощности по фидеру 10 кВ № 18-16 от ПС 110/10 кВ «Карабула» (далее - Заявка). Заявка была получена ОАО «МРСК Сибири» 30.11.2011 - вх. № 24637.11.

Письмом от 20.02.2012 № 1.3/01/1862-исх ОАО «МРСК Сибири» информировало ООО «КРЭК» о том, что в составе заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств: дополнительный отбор мощности по фидеру 10 кВ № 18-16 от ПС 110/10 кВ «Карабула», был приложен договор аренды муниципального имущества от 15.12.2009 № 48, срок действия которого истек. ОАО «МРСК Сибири» в названном письме также сообщало о том, что в случае предоставления документов, подтверждающих продление договора аренды от 15.12.2009 № 48, будет подготовлен проект договора об осуществлении технологического присоединения.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям определен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила).

Пунктом 15 Правил технологического присоединения установлено, что при отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 1214 Правил технологического присоединения, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.

Таким образом, уведомление об отсутствии необходимых документов в составе Заявки, было направлено после истечения установленного Правилами срока.

Учитывая изложенное обстоятельство, Комиссия усматривает нарушение антимонопольного законодательства в нарушении ОАО «МРСК Сибири» нормативно установленных сроков для уведомления заявителя (ООО «КРЭК») об отсутствии с составе заявки документов, подтверждающих право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства, а не в уклонении от направления договора на осуществление технологического присоединения следующих энергопринимающих устройств: дополнительный отбор мощности по фидеру 10 кВ № 18-16 от ПС 110/10 кВ «Карабула» (заявка вх. ОАО «МРСК Сибири» от 30.11.2011 вх. № 24637.11), как это было установлено в определении о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 18.10.2012.

В связи с выявлением признаков иного нарушения, чем это было установлено в определении о назначении настоящего дела к рассмотрению, производство по делу № 404-10-12 было отложено, ответчику было предоставлено право направить письменные пояснения по обстоятельствам рассматриваемого нарушения.

Исследовав обстоятельства дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

В силу пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, сетевые организации – организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

ОАО «МРСК Сибири» (ОГРН 1052460054327) действует на основании Устава, согласно статье 3 которого основной целью деятельности общества является получение прибыли; для ее получения общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе: оказание услуг по передаче электрической энергии; оперативно-технологическое управление; оказание услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям. В связи с изложенным ОАО «МРСК Сибири» является сетевой организацией.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Основным видом деятельности ОАО «МРСК Сибири», в том числе на территории Красноярского края, является оказание услуг по передаче электрической энергии. Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным № 24.1.58. Указанным приказом ФСТ России в отношении ОАО «МРСК Сибири» в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» ввела государственное регулирование и контроль. Таким образом, ОАО «МРСК Сибири» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии Красноярского края в границах расположения принадлежащих ОАО «МРСК Сибири» объектов электросетевого хозяйства.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям определен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861..

Пунктом 15 Правил технологического присоединения установлено, что при отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 1214 Правил технологического присоединения, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.

ООО «КРЭК» обратилось в адрес ОАО «МРСК Сибири» с Заявкой 30.11.2011 - вх. № 24637.11.

Письмом от 20.02.2012 № 1.3/01/1862-исх ОАО «МРСК Сибири» информировало ООО «КРЭК» о том, что в составе заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств: дополнительный отбор мощности по фидеру 10 кВ № 18-16 от ПС 110/10 кВ «Карабула» был приложен договор аренды муниципального имущества от 15.12.2009 № 48, срок действия которого истек. ОАО «МРСК Сибири» в названном письме также сообщало о том, что в случае предоставления документов, подтверждающих продление договора аренды от 15.12.2009 № 48, будет подготовлен проект договора об осуществлении технологического присоединения.

Таким образом, уведомление об отсутствии необходимых документов в составе Заявки, было направлено после истечения установленного Правилами срока.

Довод ОАО «МРСК Сибири» о том, что не уведомление ООО «КРЭК» в установленный срок об отсутствии полного пакета необходимых документов в составе Заявки не ущемило и не могло ущемить интересов последнего, поскольку у ООО «КРЭК» отсутствовали правовые основания для владения и пользования муниципальным имуществом, Комиссией изучен и отклонен по следующим основаниям.

Вопрос правомерности пользования муниципальным имуществом Богучанского района ООО «КРЭК» был предметом рассмотрения Красноярского УФАС России в рамках дела № 121-17.1/15/16-12.

Дело № 121-17.1/15/16 было возбуждено приказом Красноярского УФАС России от 18.04.2012 № 200 «О возбуждении дела и о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» на основании части 1 статьи 23, статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием со стороны  Управления муниципальной собственностью Богучанского района своевременных действий, направленных на проведение торгов на право заключения договора аренды имущества (объектов электросетевого хозяйства, находящихся в муниципальной собственности Богучанского района), в том числе действий по возврату имущества из пользования ООО «Красноярская региональная энергетическая компания», а также в связи с участием Управления муниципальной собственностью Богучанского района и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» в соглашении, которое привело к недопущению конкуренции между претендентами на заключение договора аренды муниципального имущества.

В результате рассмотрения дела № 121-17.1/15/16, в том числе был установлен факт нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «КРЭК» и Управления муниципальной собственностью Богучанского района в форме участия в соглашении о возможности использования ООО «КРЭК» муниципального имущества – электросетевого комплекса был торгов.

Красноярское УФАС России пришло к выводу, что за период с даты окончания срока действия договора аренды от 15.12.2009 № 48 (с 14.12.2010) до даты заключения договора от 28.02.2012 № 4/1-14/12 между Управлением муниципальной собственностью Богучанского района и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» действовало недопустимое в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» соглашение, согласно которому в отсутствие правовых оснований управление предоставляло муниципальное имущество в пользование ООО «Красноярская региональная энергетическая компания», а ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» использовало объекты электросетевого хозяйства для осуществления хозяйственной деятельности.

Как указано выше ООО «КРЭК» обратилось в адрес ОАО «МРСК Сибири» с Заявкой 30.11.2011 - вх. № 24637.11.

При этом, необходимо учитывать следующее. Добросовестность действий сетевой организации при выполнении Правил в рассматриваемом случае не может быть поставлена в зависимость от добросовестности действий Заявителя.

Красноярское УФАС России полагает, в случае своевременного получения соответствующего уведомления об отсутствии полного пакета документов в составе Заявки, ООО «КРЭК» было не лишено возможности реализации прав на обращение в адрес правообладателя муниципального имущества – электросетевого комплекса Богучанского района с предложением о заключении краткосрочного договора или оформлении договорных отношений в ином, предусмотренном законодательством порядке.

При этом, ОАО «МРСК Сибири» на дату получения Заявки а также в установленный срок для направления уведомления, в соответствии с пунктом 15 Правил, не располагало информацией о факте незаконного владения и пользования ООО «КРЭК» муниципальным имуществом – электросетевым комплексом. Указанный вывод был сделан в решении Красноярского УФАС России по делу № 121-17.1/15/16-12 (дата принятия решения 28.08.2012). Также ОАО «МРСК Сибири» не является уполномоченным лицом, способным оценить правомерность пользования муниципальным имуществом и делать выводы и нарушении лицом, подающим заявку на технологическое присоединение норм действующего, в том числе антимонопольного, законодательства.

Указанные полномочия были реализованы Красноярским УФАС России при рассмотрении дела № 121-17.1/15/16-12.

ООО «КРЭК» пояснило, что несоблюдение ОАО «МРСК Сибири» нормативно установленных сроков для уведомления заявителя (ООО «КРЭК») об отсутствии с составе заявки документов, подтверждающих право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства, нарушило права ООО «КРЭК» в сфере предпринимательской деятельности, препятствовало своевременному технологическому присоединению и могло причинить вред деловой репутации ООО «КРЭК».

Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.06.2008 № 30, исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Вместе с тем, антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо указанными действиями налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Комиссия пришла к выводу, что ОАО «МРСК Сибири» вышло за допустимые пределы осуществления гражданских прав и создало ООО «КРЭК» неразумные ограничения реализации прав, предусмотренных Правилами.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 Федеральная антимонопольная служба в рамках наделенных полномочий определена органом по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В связи с изложенным, нарушение ОАО «МРСК Сибири» нормативно установленных сроков для уведомления заявителя (ООО «КРЭК») об отсутствии с составе заявки документов, подтверждающих право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства для технологического присоединения: дополнительный отбор мощности по фидеру 10 кВ № 18-16 от ПС 110/10 кВ «Карабула» (заявка вх. ОАО «МРСК Сибири» от 30.11.2011 вх. № 24637.11) образует состав нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» нарушившим требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» не выдавать.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                        О.П. Харченко

 

Члены Комиссии:                                                                                                   И.Н. Ковалевская

 

                                                                                                                                  О.Ю. Ильяшенко

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны