Решение б/н Решение по делу № 407-10-12 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

ООО «Красноярская региональная энергетическая компания»

<…>

 

ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири»

<…>

РЕШЕНИЕ

«18» апреля 2013 года

г. Красноярск

Резолютивная часть решения оглашена «16» апреля 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено «18» апреля 2013 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Харченко О.П., заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Я.Ю. Бычкова, начальник отдела контроля размещения государственного заказа, Сугорова В.В., начальник отдела естественных монополий (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 407-10-12 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (<…>) (далее – ОАО «МРСК Сибири», сетевая организация) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» (исх. от 20.06.2012 №№ 006/3065) (далее также – ООО «КРЭК», Заявитель) на бездействия ОАО «МРСК Сибири», связанные с уклонением от направления договора на осуществление технологического присоединения следующих энергопринимающих устройств:

Дополнительный отбор мощности по фидеру 10 кВ № 11-06 от ПС № 11 110/35/10 кВ «Енисейская» яч. 06 (заявка вх. ОАО «МРСК Сибири» от 19.04.2012 № 3309.10251.12).

Ячейка № 2 ПС 35/10 кВ № 59, фидер 10 кВ № 59-2 (заявка вх. ОАО «МРСК Сибири» от 30.09.2010 № 3322.13693.10).

Ячейка № 5 ПС 35/10 кВ № 121 «Осиный Мыс» фидера 10 кВ № 121-05 (заявка вх. ОАО «МРСК Сибири» № 12488.10).

Дополнительный отбор мощности по фидеру 10 кВ № 18-16 от ПС 110/10 кВ «Карабула» (заявка вх. ОАО «МРСК Сибири» № 24637.11 от 30.11.2011).

Дополнительный отбор мощности по фидеру 10 кВ № 18-19 от ПС 110/10 кВ «Карабула» (заявка вх. ОАО «МРСК Сибири» № 24639.11 от 30.11.2011).

Дополнительный отбор мощности по фидеру 6 кВ № 11-02 от ПС № 11 110/6 кВ «Решоты» яч. 02№ (заявка вх. ОАО «МРСК Сибири» № 1466.12 от 31.01.2012).

Дополнительный отбор мощности по фидеру 10 кВ № 80-05 (оп. № 207) от ПС 35/10 кВ № 80 «Ветвистое» (заявка вх. ОАО «МРСК Сибири» № 3121.12).

ВЛ-10 кВ от ЯКНО Тагара до п. Тагара.

В связи с изложенным, приказом Красноярского УФАС России от 25.09.2012 № 718 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено дело № 407-10-12 по признакам нарушения ОАО «МРСК Сибири» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в форме уклонения от направления договора на осуществление технологического присоединения следующих энергопринимающих устройств: дополнительный отбор мощности по фидеру 10 кВ № 80-05 (оп. № 207) от ПС 35/10 кВ № 80 «Ветвистое» (заявка вх. ОАО «МРСК Сибири» № 3121.12).

В рамках рассмотрения дела № 407-10-12 Комиссия усмотрела в действиях ОАО «МРСК Сибири» нарушение нормативно установленных сроков для уведомления заявителя (ООО «КРЭК») об отсутствии в составе заявки документов, подтверждающих право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства, о чем лица, участвующие в деле, были уведомлены определением об отложении рассмотрения дела № 407-10-12 о нарушении антимонопольного законодательства от 04.12.2012.

В ходе рассмотрения дела № 407-10-12 Комиссией установлены следующие обстоятельства.

ООО «КРЭК» обратилось в адрес ОАО «МРСК Сибири» с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств: дополнительный отбор мощности по фидеру 10 кВ №80-05 (оп. №207) от ПС 35/10 кВ №80 «Ветвистое». Заявка была получена ОАО «МРСК Сибири» 16.02.2012 - вх. № 3121.12.

Письмом от 09.04.2012 № 1.3/01/4388-исх ОАО «МРСК Сибири» проинформировало ООО «КРЭК» о том, что в составе заявки на технологическое присоединение был приложен договор аренды муниципального имущества № 16-08/10 от 25.11.2010, срок действия которого истек. В указанном письме ОАО «МРСК Сибири» также сообщало о том, что после представления документов, оформленных в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», будет подготовлен проект договора об осуществлении технологического присоединения.

На основании договора аренды электросетевого комплекса № 6-08/10 от 25.11.2010 Администрация муниципального образования Первоманского сельсовета (Арендодатель) предоставляет ООО «КРЭК» (Арендатор) во временное возмездное владение и пользование имущество электросетевого хозяйства (комплекса), принадлежащего Арендодателю, в соответствии с перечнем, указанным в Приложении № 1 к договору.

Как пояснило ООО «КРЭК» в письме от 26.11.2012 № 019/6737, арендные отношения общества с Администрацией Манского района возникли на основании договора № 04/05 от 29.08.2005. В силу статьи 621 ГК РФ с 29.07.2006 у общества возникло преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок. В ноябре 2010 года Администрация Манского района передала указанное имущество на баланс Администрации муниципального образования Первоманского сельсовета. На основании преимущественного права последняя заключила с ООО «КРЭК» договор № 6-08/10 от 25.11.2010, срок действия которого установлен до 24.10.2011. 20.02.2012 ООО «КРЭК» заключило с Администрацией муниципального образования Первоманского сельсовета договор аренды электросетевого комплекса № 12-08/12 сроком действия до 20.01.2013.

ОАО «МРСК Сибири» на основании заявки ООО «КРЭК» разработало проект договора об осуществлении технологического присоединения № 20.24.2104.12 и технические условия к нему, как неотъемлемое приложение к договору, и вручило сотруднику ООО «КРЭК» Афониной Е.П. два экземпляра проекта договора и технических условий 07.11.2012, о чем свидетельствует имеющаяся в материалах дела Расписка в получении договора об осуществлении технологического присоединения.

При этом как сообщило ОАО «МРСК Сибири» в письме от 27.11.2012 № 1.3/29/16987-исх, по состоянию на дату написания указанного письма документы, подтверждающие право ООО «КРЭК» на объекты электросетевого хозяйства в адрес ОАО «МРСК Сибири» не поступили.

ООО «КРЭК» сообщило о том, что указанный проект договора со стороны ООО «КРЭК» не подписан в связи с тем, что заявитель СНТ «Колос», которому был необходим дополнительный отбор мощности, отказался подписывать договор об осуществлении технологического присоединения ввиду неосуществления данного технологического присоединения в течение более 9 месяцев. ООО «КРЭК» также указало на то, что бездействие ОАО «МРСК Сибири» в течение длительного времени не позволило обществу осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств СНТ «Колос» в установленные сроки, в результате ООО «КРЭК» понесло убытки в виде недополученных доходов, а также убытков, причиненных умалением деловой репутации общества (письмо ООО «КРЭК» исх. от 10.04.2013 № 006/2582).

На основании полного и всестороннего исследования обстоятельств дела Комиссия пришла к следующим выводам.

В силу пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, сетевые организации – организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

ОАО «МРСК Сибири» (ОГРН 1052460054327) действует на основании Устава, согласно статье 3 которого основной целью деятельности общества является получение прибыли; для ее получения общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе: оказание услуг по передаче электрической энергии; оперативно-технологическое управление; оказание услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям. В связи с изложенным ОАО «МРСК Сибири» является сетевой организацией.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Основным видом деятельности ОАО «МРСК Сибири», в том числе на территории Красноярского края, является оказание услуг по передаче электрической энергии. Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным № 24.1.58. Указанным приказом ФСТ России в отношении ОАО «МРСК Сибири» в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» ввела государственное регулирование и контроль.

Технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка. Таким образом, ОАО «МРСК Сибири» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии Красноярского края в границах расположения принадлежащих ОАО «МРСК Сибири» объектов электросетевого хозяйства.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям определен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 Федеральная антимонопольная служба в рамках наделенных полномочий определена органом по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Пунктами 9, 10 Правил установлены сведения и документы, которые должны быть представлены в составе заявки на технологическое присоединение. В частности, подпунктом «г» пункта 10 Правил установлено, что к заявке должна быть приложена копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства.

Согласно пункту 15 Правил сетевая организация обязана направить заявителю заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора в течение 30 дней с даты получения заявки. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 1214 Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.

Таким образом, на ОАО «МРСК Сибири» лежала обязанность либо направить в адрес ООО «КРЭК» для подписания проект договора об осуществлении технологического присоединения и технические условия в течение 30 дней с даты получения заявки ООО «КРЭК» (до 16.03.2012) либо в случае отсутствия в заявке необходимых сведений и (или) документов проинформировать об этом ООО «КРЭК» в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки (до 24.02.2012) и направить ему проект договора и технические условия в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.

Комиссией установлено, что к заявке ООО «КРЭК» в качестве документа, подтверждающего правовые основания пользования энергопринимающими устройствами, был приложен договор аренды электросетевого комплекса № 6-08/10 от 25.11.2010, срок действия которого в силу пункта 8 договора истек 24.10.2011. Новый договор аренды (№ 12-08/12) был заключен ООО «КРЭК» с Администрацией муниципального образования Первоманского сельсовета 20.02.2012. Таким образом, правовые основания владения ООО «КРЭК» объектами электросетевого хозяйства в период с 25.10.2011 по 19.02.2012 (в том числе, на дату подачи заявки в ОАО «МРСК Сибири») отсутствовали.

Установив указанное обстоятельство, ОАО «МРСК Сибири» 09.04.2012 уведомило ООО «КРЭК» о том, что срок действия договора аренды № 6-08/10 от 25.11.2010 истек, а также о том, что проект договора об осуществлении технологического присоединения будет направлен заявителю после представления надлежащих документов.

Таким образом, уведомление об отсутствии необходимых документов в составе заявки, было направлено после истечения установленного Правилами срока.

Довод ОАО «МРСК Сибири» о том, что не уведомление ООО «КРЭК» в установленный срок об отсутствии полного пакета необходимых документов в составе заявки не ущемило и не могло ущемить интересов последнего, поскольку у ООО «КРЭК» отсутствовали правовые основания для владения и пользования муниципальным имуществом, Комиссией изучен и отклонен по следующим основаниям.

Добросовестность действий сетевой организации при выполнении Правил в рассматриваемом случае не может быть поставлена в зависимость от добросовестности действий заявителя.

Правилами установлено право ООО «КРЭК» в установленный срок узнать о том, что направленная им заявка на технологическое присоединение не содержит необходимых документов или сведений. Тем более, учитывая позицию ООО «КРЭК», изложенную в письме от 16.12.2011 № 001/6888, о том, что в силу статьи 621 ГК РФ договор аренды № 6-08/10 от 25.11.2010 считается заключенным на неопределенный срок.

Указанное право ООО «КРЭК» бездействием ОАО «МРСК Сибири» было нарушено.

При этом не имеет правового значения довод ОАО «МРСК Сибири» о том, что ООО «КРЭК» является сетевой организацией, профессиональным участником рынка, в связи с чем обязано знать процедуру оформления заявки и перечень прилагаемых к ней документов, а также обладать информацией о требованиях к договорам аренды муниципального имущества (на присоединяемые объекты) и порядку их заключения.

Также ОАО «МРСК Сибири» не является уполномоченным лицом, способным оценить правомерность пользования ООО «КРЭК» муниципальным имуществом и делать выводы о нарушении лицом, подающим заявку на технологическое присоединение, норм действующего, в том числе антимонопольного, законодательства.

Комиссия полагает, что в случае своевременного получения соответствующего уведомления об отсутствии полного пакета документов в составе заявки, ООО «КРЭК» было не лишено возможности реализации права на обращение в адрес правообладателя муниципального имущества – электросетевого комплекса с предложением о заключении краткосрочного договора или оформления договорных отношений в ином, предусмотренном законодательством порядке.

Названным обстоятельством также опровергается довод ОАО «МРСК Сибири» о том, что неподписание ООО «КРЭК» договора об осуществлении технологического присоединения № 20.24.2104.12 в течение длительного времени с момента его получения свидетельствует о том, что права и законные интересы ООО «КРЭК» на своевременное извещение об отсутствии в составе заявки на технологическое присоединение необходимых документов не нарушены.

Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.06.2008 № 30, исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Вместе с тем, антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо указанными действиями налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Комиссия пришла к выводу, что ОАО «МРСК Сибири» вышло за допустимые пределы осуществления гражданских прав и создало ООО «КРЭК» неразумные ограничения реализации прав, предусмотренных Правилами.

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В связи с изложенным, нарушение ОАО «МРСК Сибири» нормативно установленных сроков для уведомления заявителя (ООО «КРЭК») об отсутствии с составе заявки документов, подтверждающих право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства для технологического присоединения: дополнительный отбор мощности по фидеру 10 кВ № 80-05 (оп. № 207) от ПС 35/10 кВ № 80 «Ветвистое» (заявка вх. ОАО «МРСК Сибири» № 3121.12) образует состав нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия полагает, что нарушение установленного срока представляет собой свершившийся факт и не может быть устранено – в рассматриваемом случае могут быть устранены только последствия нарушения в форме направления соответствующего уведомления об отсутствии в составе заявке необходимых документов. Устранение последствий нарушения является основанием для невыдачи предписания.

Вместе с тем, учитывая, что договор аренды № 6-08/10 от 25.11.2010, приложенный к заявке ООО «КРЭК», прекратил свое действие до даты подачи заявки в ОАО «МРСК Сибири» и, соответственно, не мог подтверждать законное основание владения ООО «КРЭК» имуществом, о чем ОАО «МРСК Сибири» уведомило ООО «КРЭК» письмом от 09.04.2012 № 1.3/01/4388-исх, бездействие ОАО «МРСК Сибири» по направлению проекта договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий к нему в адрес ООО «КРЭК» не может быть квалифицировано как уклонение от заключения договора.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Прекратить производство по делу № 407-10-12 по факту нарушения открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в уклонении от направления договора на осуществление технологического присоединения следующих энергопринимающих устройств: дополнительный отбор мощности по фидеру 10 кВ № 80-05 (оп. № 207) от ПС 35/10 кВ № 80 «Ветвистое» (заявка вх. ОАО «МРСК Сибири» № 3121.12).

2. Признать открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» нарушившим требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту нарушения нормативно установленных сроков для уведомления заявителя (ООО «КРЭК») об отсутствии с составе заявки документов, подтверждающих право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства для технологического присоединения: дополнительный отбор мощности по фидеру 10 кВ № 80-05 (оп. № 207) от ПС 35/10 кВ № 80 «Ветвистое» (заявка вх. ОАО «МРСК Сибири» № 3121.12).

2. Предписание ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» не выдавать в связи с устранением последствий нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                       О.П. Харченко

 

Члены Комиссии:                                                                                                                  Я.Ю. Бычкова

                                                                                                                                 

   В.В. Сугорова

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны