Решение б/н Решение по делу № 024/05/5-2668/2019 от 4 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

ООО «НурМед»

 

ул. Урванцева, д. 12, оф. 138,

г. Красноярск, 660118

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 024/05/5-2668/2019

 

«4» февраля 2020 года                                                                                                            г. Красноярск

 

Резолютивная часть решение оглашена 29.01.2020.

В полном объеме решение изготовлено 04.02.2020.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии: заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела <...>, члены Комиссии: заместитель начальника отдела естественных монополий – <...>, специалист – эксперт контрольного отдела <...>, рассмотрев материалы дела № 024/05/5-2668/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения обществом с ограниченной ответственностью «НурМед» (ОГРН: 1112468049726, ИНН: 2465258486; 660118, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Урванцева, д. 12, оф. 138) (далее – ООО «НурМед») рекламы с признаками нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»),

в присутствии представителя ООО «НурМед» по доверенности № 1 от 28.01.2020 <...>,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение физического лица (далее – Обращение) (вх. № 20354 от 19.11.2019) с просьбой о рассмотрении рекламы услуг стоматологической клиники «MIRA», размещенной на наружной рекламной конструкции, установленной на перекрестке ул. Алексеева и ул. Авиаторов в г. Красноярске следующего содержания: «ИМПЛАНТАЦИЯ ЗУБОВ 14 400 руб. ВМЕСТО 18 000 КОНСУЛЬТАЦИЯ ИМПЛАНТОЛОГА БЕСПЛАТНО *… ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА Стрелков Михаил Михайлович… MIRA стоматология 277-44-72 ул. Урванцева, 12» (далее – Реклама) на предмет соответствия требования Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. На основании пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рассматриваемая Реклама содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования – стоматологическим услугам. Реклама призвана формировать и поддерживать интерес к товарам и услугам, реализуемым соответствующим рекламодателем.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Рассматриваемая Реклама размещена на наружной рекламной конструкции. Основную часть рекламного поля занимает следующая информация: «ИМПЛАНТАЦИЯ ЗУБОВ 14 400 руб. ВМЕСТО 18 000 КОНСУЛЬТАЦИЯ ИМПЛАНТОЛОГА БЕСПЛАТНО».

Также, Красноярским УФАС России было установлено, что на сайте стоматологической клиники «MIRA» указана следующая информация: «Имплантация зубов заключается в установке в костную ткань челюсти титанового стержня, который заменит корень потерянного зуба. Затем на него будет изготовлена коронка, и таким образом стоматолог воссоздаст искусственный зуб, не менее функциональный и не отличающийся от остальных внешне…».

Исследовав Рекламу, Красноярское УФАС России приняло решение о необходимости рассмотрения вопроса о соответствии Рекламы требованиям Федерального закона «О рекламе» на заседании Экспертного совета по применению законодательства Российской Федерации о рекламе при Красноярском УФАС России (далее – Экспертный совет по рекламе).

Согласно пункту 2.1 части 2 Положения об Экспертном совете, основными задачами Экспертного совета являются экспертиза и оценка содержания рекламы, представленной на рассмотрение Экспертного совета, оценка воздействия рекламы на потребителей рекламной информации, экспертиза соответствия действительности сведений, сообщаемых в рекламе, разработка рекомендаций по совершенствованию государственного контроля соблюдения законодательства о рекламе.

В ходе заседания, состоявшегося 28.11.2019, большинством голосов членов Экспертного совета по рекламе принято решение о признании рассматриваемой Рекламы нарушающей требования пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

На основании изложенного, Красноярское УФАС России установило, что рассматриваемая Реклама содержит признаки нарушения требований пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 4 части 3, частью 7 статьи 5 Федерального закона  «О рекламе», несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем Рекламы является ООО «НурМед».

По данному факту Красноярское УФАС России 18 декабря 2019 года возбудило дело № 024/05/5-2668/2019 в отношении ООО «НурМед» по признакам нарушения пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» (далее – Дело), рассмотрение Дела было назначено на 15 января 2020 года.

Определение о возбуждении Дела (исх. № 20793 от 18.12.2019) было направлено в адрес ООО «НурМед» заказным письмом с уведомлением и вручено 24.12.2019 (почтовый идентификатор № 80086643637267). В назначенное время на рассмотрение Дела представитель ООО «НурМед» не явился, запрошенные определением о возбуждении Дела документы и сведения ООО «НурМед» не представлены.

В адрес Красноярского УФАС России от директора ООО «НурМед» <...> поступило ходатайство о переносе рассмотрения Дела (вх. № 23237 от 31.12.2019), из которого следует: «В производстве находится дело № 024/05/5-2668/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. На «15» января 2019 года в 11 часов 30 минут по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, д. 81 «Д», каб. 3 назначено рассмотрение дела № 024/05/5-2668/2019.

В связи с отсутствием всего руководящего состава ООО «НурМед» (нахождение в ежегодном основном отпуске), нет возможности явиться в назначенное время на рассмотрение дела. Уважительность перечисленной причины подтверждается приказом о предоставлении ежегодного отпуска работникам №4 от 19.12.2019 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, прошу перенести заседание по делу № 024/05/5-2668/2019 на срок до «22» января 2019 года».

Также в адрес Красноярского УФАС России от ООО «НурМед» представлена копия приказа о предоставлении отпуска работникам № 4 от 19.12.2019: директору ООО «НурМед» <...>, заместителю директора ООО «НурМед» <...> в период с 23.12.2019 по 20.01.2020.

Комиссия Красноярского УФАС России, рассмотрев ходатайство, приняла решение об удовлетворении ходатайства о переносе рассмотрения Дела.

Согласно абзацу 2 пункта 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Правила) рассмотрение дела может быть отложено антимонопольным органом с указанием даты и времени его рассмотрения по мотивированному ходатайству стороны по делу или иного лица, привлеченного к участию в деле, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки на его рассмотрение по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами.

На основании абзаца 5 пункта 34 Правил рассмотрение дела может быть отложено антимонопольным органом с указанием даты и времени его рассмотрения в случае неявки на рассмотрение дела в антимонопольный орган лица, участвующего в деле.

Исследовав материалы Дела, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение об отложении рассмотрения Дела и продлении срока его рассмотрения в связи с поступлением мотивированного ходатайства ООО «НурМед» – лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения Федерального закона «О рекламе», об отложении рассмотрения Дела в связи с невозможностью явки на его рассмотрение по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами и неявкой на рассмотрение представителя участвующего в Деле лица.

Определение об отложении рассмотрения Дела (исх. № 395 от 15.01.2020) было направлено в адрес ООО «НурМед» заказным письмом с уведомлением и вручено 22.01.2020 (почтовый идентификатор № 80082644410786). В назначенное время на рассмотрение Дела явилась представитель ООО «НурМед» по доверенности № 1 от 28.01.2020 заместителя директора ООО «НурМед» <...>, запрошенные определением об отложении рассмотрения Дела и продлении срока его рассмотрения документы и сведения представлены.

Из представленных в адрес Красноярского УФАС России сведений следует: «Общество с ограниченной ответственностью «НурМед» (далее - Общество) после получения определения о возбуждении дела №024/05/-2668/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в очередной раз проверило рекламный баннер, установленный на перекрестке ул. Алексеева и ул. Авиаторов в г. Красноярске.

Нарушений, указанных в определение №20793 от 18.12.2019 года, Обществом выявлено не было.

На наружной рекламной конструкции размещалось изображение следующего содержания:

1. ИМПЛАНТАЦИЯ ЗУБОВ 14 400 руб. вместо 18 000 руб.

2. Консультация имплантолога бесплатно;

3. Фото врача и подпись под фото его должности (хирург-иплантолог, член международной ассоциации имплантологов ITIREGIONASIA);

4. Обязательная предупреждающая запись: «Имеются противопоказания необходима консультация специалиста»;

5. Логин, телефон, адрес;

6. Номер лицензии;

Более, никаких надписей на баннере не имеется, в особенности мелким шрифтом. Никакого умысла вводить в заблуждение данная реклама не имела. Данная информация подтверждается утвержденным макетом рекламного баннера (Приложение № 3), а также фотографией наружной рекламной конструкции, установленной на перекрестке ул. Алексеева и ул. Авиаторов в г. Красноярске, (Приложение № 4).

В период проведения заявленной акции было проведено несколько десятков успешных операций по имплантации зубов, стоимость услуги соответствовала заявленной в рекламе, все пациенты очень довольны и претензий не имеют».

Изучив материалы Дела, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России потупило обращение физического лица с просьбой о рассмотрении Рекламы стоматологических услуг, размещенной на рекламной конструкции, установленной на перекрестке ул. Алексеева и ул. Авиаторов в г. Красноярске.

Рассматриваемая Реклама обладает всеми юридическими признаками рекламы, указанными в статье 3 Федерального закона «О рекламе», следовательно, является рекламой.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Комиссия Красноярского УФАС России установила, что содержание Рекламы, размещенной на указанной рекламной конструкции, следующее: «ИМПЛАНТАЦИЯ ЗУБОВ 14 400 руб. вместо 18 000 КОНСУЛЬТАЦИЯ ИМПЛАНТОЛОГА БЕСПЛАТНО ООО «НурМед» Лицензия № ЛО-24-01-001-739 от 20 июля 2012г *Мира ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА Стрелков Михаил Михайлович хирург-иплантолог, член международной ассоциации имплантологов ITI MIRA* стоматология 277-44-72 ул. Урванцева, 12».

Из содержания рассматриваемой Рекламы следует, что стоимость стоматологической услуги имплантация зубов составляет 14 400 рублей. В рассматриваемой Рекламе отсутствуют поясняющие сведения, о том, что входит в стоимость данной услуги.

Восприятие Рекламы должно оцениваться с позиции потребителя, не обладающего специальными знаниями о рекламируемом товаре. Согласно Приказу Минздрава России от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» (далее – Номенклатура медицинских услуг) в качестве медицинских услуг выделяются: внутрикостная дентальная имплантация (код A16.07.054), протезирование зуба с использованием имплантата (код A16.07.006). Стоматологическая услуга по имплантации зубов, указанная в Рекламе, является медицинской услугой, требующей специальных знаний у потенциальных потребителей рекламы для ее восприятия. Из представленных ООО «НурМед» пояснений следует, что в стоимость рекламируемой услуги входит один из имплантов стоматологической клиники «Мира» – имплант DENTUM и операция по его установке. В то время как на сайте стоматологической клиники «MIRA» указана следующая информация: «Имплантация зубов заключается в установке в костную ткань челюсти титанового стержня, который заменит корень потерянного зуба. Затем на него будет изготовлена коронка, и таким образом стоматолог воссоздаст искусственный зуб, не менее функциональный и не отличающийся от остальных внешне…». В рассматриваемой Рекламе услуга по имплантации зубов указана без поясняющих сведений о том, какие медицинские услуги получит потребитель на сумму 14 400 рублей, воспользовавшись рекламируемой услугой, что может вводить потенциальных потребителей Рекламы в заблуждение относительно перечня рекламируемых медицинских услуг.

На основании изложенного Комиссия Красноярского УФАС России установила, что рассматриваемая Реклама нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», в силу статьи 38 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель, которым в силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» является ООО «НурМед».

В адрес Красноярского УФАС России от ООО «НурМед» поступили дополнительные пояснения по Делу (вх. № 1444 от 03.02.2020), из которых следует: «При назначении наказания ООО «НурМед» просит учесть следующие смягчающие обстоятельства: правонарушение совершено впервые; выбор форм и методов рекламы в средствах массовой информации, их текстового, цветового и музыкального оформления осуществляется должностным лицом; на наружной рекламной конструкции размещалось изображение следующего содержания: (ИМПЛАНТАЦИЯ ЗУБОВ, 14 400 руб. вместо 18 000 руб., Консультация имплантолога бесплатно; Фото врача и подпись под фото его должности (хирург-иплантолог, член международной ассоциации имплантологов ITI REGION ASIA); Обязательная предупреждающая запись: «Имеются противопоказания необходима консультация специалиста»; Логин, телефон, адрес; Номер лицензии; Более, никаких надписей на баннере не имеется, в особенности мелким шрифтом; никакого умысла вводить в заблуждение данная реклама не имела; в период проведения заявленной акции, было проведено несколько десятков успешных операций по имплантации зубов, стоимость услуги, соответствовала заявленной в рекламе, все пациенты очень довольны и претензий не имеют; четыре года подряд Стоматология «МИРА» (ООО «НурМед») входит в ТОП-100 лучших стоматологических клиник России, по результатам независимых рейтингов. Мы стремимся держать высокую планку качества и соответствовать данному рейтингу; клиника принципиально придерживается добросовестной и честной работы во всех сферах, от рекламы до качества лечения. Необходимость в нечестной рекламе у нас отсутствует, более 80% пациентов приходят в нашу клинику по рекомендации. Все лицензии на осуществление своей деятельности имеем. На основании выше изложенного, ООО «НурМед» просит при назначении наказания за совершение административного правонарушения в форме штрафа установить его в размере - минимального размера, либо заменить штраф наказанием в форме устного предупреждения».

Также в адрес Красноярского УФАС России ООО «НурМед» представлен приказ № 2 от 18.11.2013 о приеме на работу на должность заместителя директора ООО «НурМед» <...>.

В соответствии с пунктом 2.3. должностной инструкцией заместителя директора ООО «НурМед» (далее – Должностная инструкция) заместитель директора организует работу по рекламированию выполняемых услуг с целью их продвижения на рынке сбыта, информируя потребителей о преимуществах, качествах и отличительных свойствах рекламируемых услуг. На основании пункта 2.8. Должностной инструкции заместитель директора определяет конкретные носители рекламы (газеты, журналы, рекламные ролики и др.) и их оптимальное сочетание. Согласно пункту 2.10. Должностной инструкции заместитель директора организует разработку рекламных текстов, плакатов, проспектов, каталогов, буклетов, контролирует их качество, обеспечивая наглядность, доступность рекламы, соблюдение норм общественной морали, не допуская нарушения правил конкурентной борьбы. Таким образом, в соответствии с Должностной инструкцией ответственность за соблюдение требований Федерального закона «О рекламе» при производстве и размещении рекламно-информационных материалов возложена на заместителя директора ООО «НурМед» <...>. 

На момент рассмотрения Дела Комиссия Красноярского УФАС России не располагала информацией, подтверждающей тот факт, что нарушения требований части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» ООО «НурМед» устранены.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 30, 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей наружную Рекламу ООО «НурМед», поскольку она нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». 

2. Выдать ООО «НурМед» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                      <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                   <...>

                       

                                                                                                                                    

                                                                                                                                    <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны