Решение б/н Решение по делу № 024/05/5-1763/2020 от 3 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                             

 

 

 

ИП <...>

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 024/05/5-1763/2020

 

3 сентября 2020 года                                                                                                               г. Красноярск

 

Резолютивная часть решение оглашена 31.08.2020.

В полном объеме решение изготовлено 03.09.2020.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии: врио руководителя управления – начальник аналитического отдела <...>, члены Комиссии: заместитель начальника отдела естественных монополий – <...>, специалист – эксперт контрольного отдела <...>, рассмотрев материалы дела № 024/05/5-1763/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения индивидуальным предпринимателем <...> рекламы с признаками нарушения пункта 1 части 2, пунктов 1, 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие ИП <...>,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Красноярского УФАС России из Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю передано обращение ООО «Ломбард КОРУНД» (далее – Заявитель) (вх. № 6923 от 21.04.2020) с просьбой о рассмотрении рекламы комиссионного магазина «ЛОМБАРДир», размещенной на наружной рекламной конструкции в городе Красноярске, расположенной по адресу ул. Мичурина, д. 23 следующего содержания: «ЛОМБАРДир», «ЛОМБАРДир 24 КРУГЛОСУТОЧНО т.285-63-03 МЫ ЛУЧШЕ ЧЕМ ЛОМБАРД СКУПКА ПРОДАЖА ОБМЕН» (далее – Реклама) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе.

Заявитель также указывает, что филиалы комиссионного магазина «ЛОМБАРДир» в г. Красноярске расположены по следующим адресам: ул. 9 мая, д. 39, просп. им. Газеты Красноярский рабочий, д. 165 «А», ул. Щорса, д. 41, ул. Шахтеров, д. 12, просп. Металлургов, д. 53, пом. 38, ул. 9 мая, д. 46, ул. Песочная, д. 2 «А».

На основании статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая Реклама содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, которым в данном случае являются услуги комиссионного магазина «ЛОМБАРДир». Реклама призвана формировать и поддерживать интерес к товарам и услугам, реализуемым соответствующим рекламодателем.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В рассматриваемой Рекламе некорректным сравнением является сопоставление услуг комиссионного магазина «ЛОМБАРДир» и услуг ломбардов, в то время как их природа и качественные показатели различны и не могут сопоставляться.

Таким образом, Реклама комиссионного магазина «ЛОМБАРДир» содержит признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

На основании пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В рассматриваемой Рекламе использовано сравнение услуг комиссионного магазина «ЛОМБАРДир» и услуг ломбардов: «ЛОМБАРДир 24 КРУГЛОСУТОЧНО т.285-63-03 МЫ ЛУЧШЕ ЧЕМ ЛОМБАРД СКУПКА ПРОДАЖА ОБМЕН», что свидетельствует о наличии в Рекламе признаков нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Рассматриваемая Реклама содержит утверждение «ЛОМБАРДир 24 КРУГЛОСУТОЧНО т.285-63-03 МЫ ЛУЧШЕ ЧЕМ ЛОМБАРД СКУПКА ПРОДАЖА ОБМЕН», которое не подтверждено соответствующими доказательствами, что свидетельствует о том, что в рассматриваемой рекламе имеются признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с вышеизложенными обстоятельствами Реклама содержит признаки нарушения пункта 1 части 2, пунктов 1, 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Исходя из представленной Заявителем информации следует, что предпринимательскую деятельность в комиссионных магазинах «ЛОМБАРДир» по указанным адресам осуществляет индивидуальный предприниматель <...>.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2, пунктами 1, 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

На основании вышеизложенного, в силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем рассматриваемой Рекламы является ИП <...>.

По данному факту Красноярское УФАС России 22 июня 2020 года возбудило дело № 024/05/5-1763/2020 в отношении ИП <...> по признакам нарушения пункта 1 части 2, пунктов 1, 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» (далее – Дело), рассмотрение Дела было назначено на 21 июля 2020 года.

Определение о возбуждении Дела (исх. № 11328 от 22.06.2020) было направлено в адрес ИП <...> заказным письмом по юридическому адресу (почтовый идентификатор № 80091649359945). В назначенное время ИП <...> на рассмотрение Дела не явился, запрошенные определением о возбуждении Дела документы и сведения не представлены.

На момент рассмотрения Дела Комиссия Красноярского УФАС России не обладала информацией о надлежащем уведомлении ИП <...> о дате, времени и месте рассмотрения Дела.

В ходе рассмотрения Дела Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение об отложении рассмотрения Дела и продлении срока его рассмотрения в связи с неявкой на рассмотрение участвующего в Деле лица и необходимостью получения дополнительных доказательств.

Определение об отложении рассмотрения Дела и продлении срока его рассмотрения (исх. № 13086 от 21.07.2020) было направлено ИП <...> заказным письмом по адресу регистрации и вручено 05.08.2020 (почтовый идентификатор № 80091250118023). В назначенное время на рассмотрение Дела ИП <...> не явился, запрошенные определением об отложении рассмотрения Дела документы и сведения в материалы Дела не представлены.

На момент рассмотрения Дела Комиссия Красноярского УФАС России обладала информацией о надлежащем уведомлении ИП <...> о дате, времени и месте рассмотрения Дела, полученной из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80091250118023. В связи с надлежащим уведомлением ИП <...>, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о рассмотрении Дела в отсутствие ИП <...>.

Исследовав имеющиеся материалы по Делу, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующие обстоятельства.

В адрес Красноярского УФАС России передано обращение ООО «Ломбард КОРУНД» с просьбой о рассмотрении Рекламы комиссионного магазина «ЛОМБАРДир», размещенной на наружных рекламных конструкциях в городе Красноярске по адресам: ул. 9 мая, д. 39, просп. им. Газеты Красноярский рабочий, д. 165 «А», ул. Щорса, д. 41, ул. Шахтеров, д. 12, просп. Металлургов, д. 53, пом. 38, ул. 9 мая, д. 46, ул. Песочная, д. 2 «А», на предмет соответствия Федеральному закону «О рекламе».

На основании информации, указанной в заявлении, Красноярское УФАС России установило, что по данным адресам расположены магазины, осуществляющие розничную торговлю бывшими в употреблении товарами. Также согласно представленным сведениям указанную деятельность в магазинах осуществляет ИП <...>. Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ИП <...> является деятельность с кодом 47.79 «Торговля розничная бывшими в употреблении товарами в магазинах».

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» юридическое лицо, приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовой организации.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. На основании части 1.1 статьи 2 настоящего Федерального закона ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

Из вышеизложенного следует, что ИП <...> не является микрофинансовой организацией и не осуществляет микрофинансовую деятельность, что подтверждается сведениями, указанными в выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а также не имеет права осуществлять профессиональную деятельность ломбардов по предоставлению потребительских займов.

На основании статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая Реклама содержит все признаки рекламной информации, указанные в статье 3 Федерального закона «О рекламе», поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, предоставляемым комиссионным магазином «ЛОМБАРДир».

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

На основании пункта 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее – ПП ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе») следует, что при анализе информации, содержащейся в рекламе, необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся.

Необходимо учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства.

Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.

Рассматриваемая Реклама содержит сравнение услуг комиссионного магазина «ЛОМБАРДир», деятельность в котором осуществляет ИП <...> по розничной торговле бывшими в употреблении товарами с услугами, оказываемыми ломбардами по предоставлению потребительских займов, а именно, содержит следующее утверждение: «ЛОМБАРДир 24 КРУГЛОСУТОЧНО т.285-63-03 МЫ ЛУЧШЕ ЧЕМ ЛОМБАРД СКУПКА ПРОДАЖА ОБМЕН». Указанное сравнение основано на несопоставимых критериях, так как услуги комиссионного магазина ИП <...>, и услуги ломбардах, предоставляются на различных товарных рынках и не имеют общих сравнительных критериев. Информация, опровергающая данный вывод ИП <...> в материалы Дела не представлена. Таким образом, рассматриваемая Реклама нарушает требования пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».      

На основании пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно пункту 29 ПП ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами. Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Употребление сравнительной характеристики «лучше, чем…» в рассматриваемой Рекламе должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, и который имеет объективное подтверждение. В рассматриваемой Рекламе, содержащей утверждение «ЛОМБАРДир 24 КРУГЛОСУТОЧНО т.285-63-03 МЫ ЛУЧШЕ ЧЕМ ЛОМБАРД СКУПКА ПРОДАЖА ОБМЕН», отсутствует подтвержденный объективными данными критерий, по которому производится сравнение услуг комиссионного магазина «ЛОМБАРДир» с услугами, предоставляемыми ломбардами. В материалы Дела ИП <...> также не представлено сведений, указывающих на объективный критерий, по которому производится сравнение услуг комиссионного магазина «ЛОМБАРДир» и подтверждающих выводы из этого сравнения объективных данных. Таким образом, рассматриваемая Реклама нарушает требования пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Рассматриваемая Реклама содержит утверждение «ЛОМБАРДир 24 КРУГЛОСУТОЧНО т.285-63-03 МЫ ЛУЧШЕ ЧЕМ ЛОМБАРД СКУПКА ПРОДАЖА ОБМЕН», которое не подтверждено соответствующими доказательствами. Учитывая то обстоятельство, что услуги комиссионного магазина «ЛОМБАРДир» не могут быть сопоставимы и не могу сравниваться с услугами, предоставляемыми ломбардами, данная Реклама содержит несоответствующие действительности сведения о том, что комиссионный магазин «ЛОМБАРДир» лучше, чем ломбард. Данный вывод также подтверждается пунктом 9 ПП ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»: «суды должны учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства. Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов». Сведения, опровергающие данный вывод в материалы Дела не представлены. Так, в рассматриваемой Рекламе имеется нарушение пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

На основании вышеизложенного, Комиссия Красноярского УФАС России установила, что рассматриваемая Реклама нарушает требования, установленные пунктом 1 части 2, пунктами 1, 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2, пунктами 1, 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель, которым в силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» является ИП <...>.

На момент рассмотрения Дела Комиссия Красноярского УФАС России не располагала информацией, подтверждающей тот факт, что нарушения требований пункта 1 части 2, пунктов 1, 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» ИП <...> устранены.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 30, 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей Рекламу ИП <...>, размещенную на наружных рекламных конструкциях, установленных на фасадах комиссионных магазинов «ЛОМБАРДир» в г. Красноярске, поскольку она нарушает требования пункта 1 части 2, пунктов 1, 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». 

2. Выдать ИП <...> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в части распространения Рекламы с указанными выше нарушениями Федерального закона «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                      <...>

 

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                  <...>

                       

                                                                                                                                    

                                                                                                                                   

                                                                                                                                     <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны