Решение б/н Решение и предписание по делу № 441-15-12 от 2 мая 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Балахтинский поселковый

Совет депутатов

 

 

662340, Красноярский  край,

Балахтинский район, п. Балахта,

ул. Молодогвардейцев, 4

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

от «22» ноября 2012 года по делу № 441-15-12                                                               г. Красноярск

           

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии  8 ноября 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено 22 ноября 2012 года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены комиссии – Денк В.А., начальник отдела антимонопольного контроля, Высотина Н.О., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, рассмотрев дело № 441-15-12, возбужденное по признакам нарушения Балахтинским поселковым Советом депутатов (662340, Красноярский  край, Балахтинский район, п. Балахта, ул. Молодогвардейцев, 4) части 1, части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

На основании приказа от 30.05.2012 № 334 «О проведении выездной плановой проверки» проведена плановая выездная проверка Балахтинского поселкового Совета депутатов  на предмет соблюдения антимонопольного законодательства.

В рамках указанной проверки выявлено, что Балахтинским поселковым Советом депутатов в 2006 году приняты решения: от 15.05.2006 № 09-61р «Об утверждении положения о порядке захоронения, о похоронном деле на территории поселка Балахта» и от 24.10.2006 № 12-79р «О внесении изменений в Положение о порядке захоронения, о похоронном деле на территории поселка Балахта».

В результате анализа  текста решения от 24.10.2006 № 12-79р выявлено, что данным решением определены условия осуществления деятельности  специализированной службы по вопросам похоронного дела  в сфере похоронных услуг. При этом деятельность иных организаций,  осуществляющих наряду со специализированной службой деятельность в сфере похоронного дела, отдельными пунктами положения ставится в зависимость от решений и действий специализированной службы.

По данным фактам на основании приказа от 22.10.2011 № 789  Красноярским УФАС России возбуждено дело № 441-15-12 в отношении Балахтинского поселкового Совета депутатов по признакам нарушения части 1, части 3 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Дело № 441-15-12 рассмотрено с участием представителей Балахтинского поселкового Совета депутатов – (…) (доверенность от (...) № (…)), (…) (доверенность от (…) № (…)).

Комиссия, рассмотрев материалы дела, пояснения Балахтинского поселкового Совета депутатов, пришла к следующим выводам.

В результате проведения системного анализа текста решения от 24.10.2006 № 12-79р установлено, что данным решением определены условия осуществления деятельности  специализированной службы по вопросам похоронного дела  в сфере похоронных услуг. При этом деятельность иных организаций,  осуществляющих наряду со специализированной службой деятельность в сфере похоронного дела, отдельными пунктами положения ставится в зависимость от решений и действий специализированной службы.

Кроме этого, в решении от 24.10.2006 № 12-79р не определены полномочия администрации поселка Балахта в сфере организации похоронного дела, такие как выделение земельных участков для захоронений, инвентаризация захоронений и обновление книг захоронений, регистрация захоронений умерших в регистрационной книге, контроль за соблюдением порядка захоронений, установление режима работы муниципального кладбища, содержание мест захоронений.

Пунктами 2.3, 3.4, 5.2, Положения о порядке захоронения и похоронном деле на территории поселка Балахта (далее по тексту Положение) определено, что специализированная служба осуществляет прием заявок на выделение земельных участков для захоронения, производит отвод и предоставляет участки земли для погребения, также специализированная служба осуществляет учет выделенных под захоронение мест.

Пунктом 2.1 Положения определено, что погребение на территории кладбища осуществляется специализированной службой. Допускается погребение другими предприятиями, имеющими лицензию по оказанию отдельных видов услуг по погребению, а также родственниками умершего в соответствии с заказом, оформленным в специализированной службе и на выделенных местах.

Вышеобозначенные пункты Положения определяют, что функции органа местного самоуправления в сфере похоронного дела, а также оказание услуг по погребению закреплены за специализированной службой.

При этом на территории поселка Балахта деятельность по погребению осуществляют три хозяйствующих субъекта: ритуальная служба «Тихая обитель» ИП (…)., ИП (…)., ИП (…) Специализированной службой поселка Балахта определен ИП (…)

Наделение специализированной службы исключительным правом оказывать услуги по погребению может иметь негативные последствия для осуществления предпринимательской деятельности иных хозяйствующих субъектов (потенциальных хозяйствующих субъектов), осуществляющих (имеющих намерение осуществлять) деятельность на вышеназванном рынке.

Федеральным законом  от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронений отнесены к вопросам местного значения поселения.

В силу статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон «О погребении») организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

В соответствии с Законом «О погребении» в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения умерших, не имеющих родственников (безродных) и оказания близким родственникам и другим лицам  гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение, предусмотрено создание органами местного самоуправления специализированных служб по вопросам похоронного дела.

Учитывая вышеуказанные положения норм законов, орган местного самоуправления правомочен самостоятельно создать специализированную службу по вопросам похоронного дела в форме муниципального унитарного предприятия или муниципального учреждения. Следует отметить, что на территории Красноярского края сложилась практика присвоения статуса специализированной службы хозяйствующим субъектам независимо от их организационно правовой формы.

В соответствии с нормами статьи 25 Закона «О погребении» погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется хозяйствующими субъектами, имеющими статус специализированной службы. Однако из этого не следует, что иные юридические лица лишены права заниматься аналогичной деятельностью, поскольку предметом регулирования данной нормы являются гарантии осуществления погребения, а не субъектный состав участников рынка ритуальных услуг.  В статьях 5-10 Закона «О погребении» установлено, что погребение может осуществляться иными лицами, помимо родственников и законных представителей умершего. Понятие иных лиц Законом «О погребении» не определяется. В соответствии с подразделом 2 ГК РФ под лицами подразумеваются как физические, так и юридические лица. Услуги по погребению, в том числе, осуществление захоронения умерших и изготовление могил могут оказывать как частные лица (юридические и физические), так и специально созданные организации – специализированные службы по вопросам похоронного дела.          

Таким образом, погребение и оказание ритуальных услуг может осуществляться как специализированной службой по вопросам похоронного дела, создаваемой либо определяемой органом местного самоуправления, так и иными хозяйствующими субъектами, действующими на рынке похоронных услуг.

В целях обеспечения гарантированного перечня услуг по погребению органы местного самоуправления вправе создавать специализированные службы по вопросам похоронного дела. При отсутствии возможностей по созданию соответствующих служб (в форме МУ или МУП), по мнению управления, органы местного самоуправления могут наделять хозяйствующих субъектов статусом специализированных служб, что в целях обеспечения конкуренции должно производиться на конкурсной основе.  Однако это не означает, что иные организации не могут предоставлять комплекс услуг в рамках гарантированного перечня, с соответствующим возмещением из бюджета лицу, взявшему на себя расходы по организации погребения.

Специализированные службы по вопросам похоронного дела осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению. Деятельность, связанная с погребением на коммерческой основе (за плату) по договору с лицом, взявшим на себя расходы по погребению,  должна осуществляться в условиях равной конкуренции с иными хозяйствующими субъектами, участниками данного рынка.

Выполнение работ по содержанию муниципальных кладбищ на территориях мест захоронений  должно осуществляться в соответствии с  Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», так как содержание кладбища в надлежащем санитарном состоянии входит в компетенцию органов местного самоуправления и является муниципальной нуждой. В связи с вышеизложенным, органы местного самоуправления обязаны размещать заказы на выполнение работ по содержанию мест захоронений на конкурентной основе, обеспечивая при этом соблюдение требований антимонопольного законодательства.

Согласно части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Статья 4 ФЗ «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» и не носят исчерпывающий характер.

В результате принятия Балахтинским поселковым Советом депутатов решений от 15.05.2006 № 09-61р «Об утверждении положения о порядке захоронения, о похоронном деле на территории поселка Балахта» и от 24.10.2006 № 12-79р «О внесении изменений в Положение о порядке захоронения, о похоронном деле на территории поселка Балахта» создана возможность для ограничения конкуренции между хозяйствующими субъектами, оказывающими ритуальные услуги и услуги по погребению. Ограничение выразилось в создании преимущественных условий деятельности для специализированной службы, нарушении  принципа самостоятельности и состязательности хозяйствующих субъектов, выступающих участниками товарного рынка ритуальных услуг наряду со специализированной службой, обеспечение  службе более выгодных условий деятельности перед потенциальными хозяйствующими субъектами, имеющими намерение оказывать аналогичный комплекс услуг, зависимость деятельности данных хозяйствующих субъектов от действий специализированной службы.

Согласно части 3 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами данных органов. При установлении факта совмещения рассматриваемых в части 3 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» функций, а также факта наделения хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, не требуется дополнительное доказывание влияния такого совмещения на конкуренцию, при доказанности факта нарушения запрета, предусмотренного данной нормой.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что действия Балахтинского поселкового Совета депутатов, выразившиеся, 1) в создании преимущественных условий деятельности для специализированной службы, что нарушает  принцип самостоятельности и состязательности хозяйствующих субъектов, выступающих участниками товарного рынка ритуальных услуг наряду со специализированной службой, обеспечивает  службе более выгодные условия деятельности перед потенциальными хозяйствующими субъектами, имеющими намерение оказывать аналогичный комплекс услуг, ставя деятельность данных хозяйствующих субъектов в зависимость от действий специализированной службы; 2) в наделении специализированной службы функциями органа местного самоуправления, являются нарушением, соответственно части 1 и части 3 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая, что решения от 15.05.2006 № 09-61р «Об утверждении положения о порядке захоронения, о похоронном деле на территории поселка Балахта» и от 24.10.2006 № 12-79р «О внесении изменений в Положение о порядке захоронения, о похоронном деле на территории поселка Балахта» являются действующими правовыми актами, Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для выдачи предписания об отмене или изменении акта, противоречащего антимонопольному законодательству.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, пунктом 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать факт нарушения Балахтинским поселковым Советом депутатов частей 1 и  3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся во включении в решение от 24.10.2006 № 12-79р положений, согласно которым на специализированную службу возложены функции и полномочия органа местного самоуправления.

2. Выдать Балахтинскому поселковому Совету депутатов предписание об отмене или изменении актов, противоречащих антимонопольному законодательству, в соответствии с которым Балахтинскому поселковому Совету депутатов надлежит в срок до 21 декабря 2012 изменить решения от 15.05.2006 № 09-61р «Об утверждении положения о порядке захоронения, о похоронном деле на территории поселка Балахта» и от 24.10.2006 № 12-79р «О внесении изменений в Положение о порядке захоронения, о похоронном деле на территории поселка Балахта» с учетом требований статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Примечание. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

В соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Председатель Комиссии                                                                                                          Е.Л. Лужбин

Члены Комиссии                                                                                                                           В.А. Денк                                                                      

                                                                                                                                                Н.О. Высотина

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

 

 

 

 

Балахтинский поселковый Совет депутатов

 

 

662340, Красноярский  край,

Балахтинский район, п. Балахта,

ул. Молодогвардейцев, 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 441-15-12 ОБ ОТМЕНЕ ИЛИ ИЗМЕНЕНИИ АКТОВ, НАРУШАЮЩИХ АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

 

«22» ноября 2012 года                                                                                                           г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены комиссии – Денк В.А., начальник отдела антимонопольного контроля, Высотина Н.О., главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 24.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 22.11.2012 по делу № 441-15-12 о нарушении Балахтинским поселковым Советом депутатов (662340, Красноярский  край, Балахтинский район, п. Балахта, ул. Молодогвардейцев, 4) частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»)

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Балахтинскому поселковому Совету депутатов надлежит прекратить нарушение частей 1 и 3 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в установлении в решении от 24.10.2006 № 12-79р условий, ограничивающих конкуренцию в сфере похоронных услуг.

2. Балахтинскому поселковому Совету депутатов в срок до 21 декабря 2012 года надлежит изменить решения от 15.05.2006 № 09-61р «Об утверждении положения о порядке захоронения, о похоронном деле на территории поселка Балахта» и от 24.10.2006 № 12-79р «О внесении изменений в Положение о порядке захоронения, о похоронном деле на территории поселка Балахта» с учетом требований части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей 19.5 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение   к   ответственности,   предусмотренной  законодательством Российской  Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель   Комиссии                                                                                                        Е.Л. Лужбин

Члены Комиссии                                                                                                                           В.А. Денк                                                                                                                   

                                                                                                                                                Н.О. Высотина

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны