Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ № 445-10-14 О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕН... от 7 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

Муниципальное предприятие ЗАТО Железногорск Красноярского края «Комбинат благоустройства

ул. Советской Армии, г. Железногорск, Красноярский край, 662971

 

ОАО «Красноярскэнергосбыт»

ул. Дубровинского, 43, г. Красноярск, 660017

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

20 февраля 2015 года                                                                                     г.Красноярск 

 

Резолютивная часть решения оглашена сторонам по делу на заседании Комиссии 10 февраля 2015 года.    В полном объеме решение изготовлено 20 февраля 2015 года.     

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Захаров В.М.,  руководитель  управления, члены Комиссии: Куштысева Е.В., заместитель начальника правового отдела, Гречищева В.П., ведущий эксперт управления,   рассмотрела дело  № 445-10-14, возбужденное  в отношении  ОАО «Красноярскэнергосбыт»  (ул. Дубровинского, 43, г. Красноярск, 660017)  по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», установила:

             В адрес Красноярского УФАС России  поступило заявление  муниципального предприятия ЗАТО  Железногорск Красноярского края «Комбинат благоустройства» (ул. Советской Армии, г. Железногорск, Красноярский край)   (далее – комбинат благоустройства)  с жалобой на действия Пригородного межрайонного отделения ОАО «Красноярскэнергосбыт», выразившиеся в направлении 28.11.2014 уведомления, содержащего угрозу введения полного ограничения потребления электроэнергии на объект комбината благоустройства – киоск, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Железногорск, пр. Ленинградский, 45 (далее – объект) в случае непредставления доказательств продления договора аренды земельного участка.     

             По фактам, изложенным в заявлении, приказом  управления № 747 от 30.12.2014 возбуждено дело № 445-10-13 в отношении ОАО «Красноярскэнергосбыт». Определением от 30.12.2014 рассмотрение дела назначено на 10 февраля 2015 года. 

            10.02.2015 на рассмотрении  дела присутствовали:

            От комбината благоустройства –представитель по доверенности. 

            От ОАО «Красноярскэнергосбыт» - представитель по доверенности.  

            Комбинат благоустройства в своем заявлении (вх. №24481 от 05.12.2014) пояснил, что считает неправомерными угрозы гарантирующего поставщика о введении полного ограничения потребления  электроэнергии на объект в случае непредставления документа о продлении срока действия договора аренды земельного участка, на котором расположен объект, пояснил, что  в сентябре 2014 года Пригородное межрайонное отделения ОАО «Красноярскэнергосбыт» требовало представления доказательств продления договора аренды, затем в октябре 2014 года направило соглашение к договору энергоснабжения, содержащее условие об обязанности представлять ежегодно документы, подтверждающие действие договора аренды объекта и условие о прекращении действия соглашения в случае непредставления указанных документов.

            Комбинат благоустройства не согласился с предложенными условиями, направив гарантирующему поставщику протокол    разногласий.

            ОАО «Красноярскэнергосбыт» представило письменные пояснения (исх. № 019-10/61 от 29.01.2015), в которых указало следующее:

             - в связи с тем, что документы, подтверждающие  пролонгирование  договора аренды земельного участка комбинатом благоустройства предоставлены не были,  28.11.2014 в его адрес было направлено письмо № 010/7-23-1993;

            - направление указанного письма правомерно, в связи с тем, что обязанность представления документов, подтверждающих право владения и (или) пользования земельным участком, на котором расположены энергопринимающие устройства для снабжения электрической энергией, предусмотрена пунктом 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановление Правительства РФ № 442  от 12.05.2012. 

В ходе рассмотрения Комиссией дела № 445-10-14 были установлены следующие фактические обстоятельства.

Муниципальное унитарное предприятие «Комбинат благоустройства» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц 26.09.2002 за основным государственным регистрационным номером 1022401405938. Устав муниципального предприятия ЗАТО Железногорск Красноярского края «Комбинат благоустройства» утвержден постановлением администрации ЗАТО Железногорск от 30.12.2010 № 2318.

ОАО «Красноярскэнергосбыт»  в качестве гарантирующего поставщика осуществляет поставку электрической энергии  хозяйствующим субъектам и населению  Красноярского края.

Между ОАО «Красноярскэнергосбыт» и комбинатом благоустройства   заключен договор  энергоснабжения  № 160707 от 26.03.2013.    

В соответствии с указанным договором «Гарантирующий поставщик» обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а «Абонент» (комбинат благоустройства) /обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и мощность, и оказанные услуги.

Дополнительным соглашением от 18.01.2011 к ранее действовавшему договору между ОАО «Красноярскэнергосбыт» и комбинатом благоустройства № 160707 от 01.11.2008 расчетная схема (приложение № 3 к договору) дополнена объектом: киоск «Цветы» (Железногорск,  пр. Ленинградский, 45 Г).  

Указанный объект расположен на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности. Комбинат благоустройства по праву правопреемства является арендатором этого участка по договору аренды, заключенному с администрацией г. Железногорска  № 761-а от 09 января 1997 года.

16 сентября 2014 года  Пригородное межрайонное отделение ОАО «Красноярскэнергосбыт» направило комбинату благоустройства уведомление (исх. № 010/7-023-973), в котором затребовало представить до 01.10.2014 документ, подтверждающий продление аренды  земельного участка для размещения объекта, подписанный сторонами, и указало, ссылаясь на статью 416 ГК РФ,   что в случае непредставления документа  в указанный срок после 08 часов 01.10.2014 будет произведено полное ограничение режима потребления электроэнергии на объект.

30.09.2014  комбинат благоустройства направил  Пригородному межрайонному отделению ответ (исх. № 623) о том, что договор аренды № 761-а от 09.01.1997 земельного участка в районе пр. Ленинградский, 45 в силу статьи 617 ГК РФ сохранил свое действие и в соответствии с частью 2 статьи 621 ГК РФ считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

Кроме того, 14.10.2014 комбинат благоустройства направил ОАО «Красноярскэнергосбыт» справку из МКУ «Управление имуществом землепользования и землеустройства ЗАТО Железногорск  о том, что договор аренды является действующим.

28.11.2014 Пригородное межрайонное отделение ОАО «Красноярскэнергосбыт» вновь направило комбинату благоустройства уведомление (исх. № 010/7-023-1993, вх. № 1040 от 93.12.2014), ссылаясь на неполучение документов, подтверждающих пролонгацию договора аренды земельного участка, подписанных сторонами,   о предстоящем полном ограничении режима потребления электроэнергии на объект после 08.00 часов 31.12.2014 в случае непредставления  до этого срока указанных документов.

На заседании Комиссии  представитель ОАО «Красноярскэнергосбыт» представил в материалы дела копию протокола от 09.02.2015 согласования разногласий к соглашению от 16.10.2014, из которого следует, что гарантирующий поставщик согласился  с редакцией комбината благоустройства об исключении  из соглашения условия об ежегодном представлении документов, подтверждающих пролонгацию договора аренды земельного участка, на котором расположен объект, а также копию письма (исх. № 010/7-119-3.2/11), направленного в адрес комбината благоустройства, следующего содержания:

«ОАО «Красноярскэнергосбыт» отзывает ошибочно направленное в Ваш адрес письмо от 28.11.2014 № 010/7-23-1993 о предоставлении  правоподтверждающих  документов на объект  энергоснабжения, расположенный  по адресу: Красноярский край, г. Железногорск, пр. Ленинградский, д. 45, так как необходимые документы были предоставлены в адрес ОАО «Красноярскэнергосбыт» 15.10.2014».  

Комиссия, проанализировав имеющиеся материалы дела и пояснения сторон, пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

 В силу части  4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия установлено законом или иными правовыми актами..

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (п. 3 ст. 539 ГК РФ).

Согласно статье 20 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ  «Об электроэнергетике» основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются, в том числе обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав, ограничение монополистической деятельности отдельных субъектов электроэнергетики.

Основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии устанавливают «Правила полного и (или) частичного ограничения режима потреблении электрической энергии», утвержденные Постановлением Правительства РФ № 442 от 04.05.2012 (далее – Правила), в соответствии с которыми ограничение  режима потребления электрической энергии вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств:

а) соглашение сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности));

б) нарушение своих обязательств потребителем, выразившееся в:

неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре;

возникновении у потребителя услуг по передаче электрической энергии задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, а если потребителем является гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация, которая в соответствии с Основными положениями продает электрическую энергию сетевой организации для целей компенсации потерь электрической энергии) - в возникновении у него задолженности в указанном размере, рассчитанной за вычетом задолженности сетевой организации по оплате электрической энергии для компенсации потерь электрической энергии перед этим гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией);

выявлении факта осуществления потребителем безучетного потребления электрической энергии;

невыполнении потребителем условий договора, касающихся обеспечения функционирования устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, устройств компенсации реактивной мощности;

подключении потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам электропотребляющего оборудования, повлекшем нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении;

в) удостоверение в установленном порядке неудовлетворительного состояния объектов электросетевого хозяйства, энергетических установок, энергопринимающих устройств потребителя, что создает угрозу жизни и здоровью людей и (или) угрозу возникновения технологических нарушений на указанных объектах, установках (устройствах), а также объектах электросетевого хозяйства сетевых организаций;

г) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;

д) приостановление или прекращение исполнения обязательств потребителя по договору о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности;

е) прекращение обязательств по снабжению электрической энергией (мощностью) и (или) оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и (или) договору оказания услуг по передаче электрической энергии (далее - прекращение обязательств сторон по договору), в том числе по причине смены собственника или владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены такие энергопринимающие устройства, если при этом в отношении таких энергопринимающих устройств не заключен и не вступил в силу новый договор, на основании которого осуществляется продажа электрической энергии (мощности) и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии;

ж) выявление гарантирующим поставщиком в случае, указанном в пункте 47 Основных положений, факта ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства;

з) необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителя, либо необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (иных владельцев объектов электросетевого хозяйства) в случае, если проведение таких работ невозможно без ограничения режима потребления;

и) поступление от потребителя заявления о введении в отношении него ограничения режима потребления в случае, если у потребителя отсутствует техническая возможность введения ограничения самостоятельно;

к) нарушение потребителем введенного ранее в отношении него ограничения режима потребления при сохранении обстоятельств из числа указанных в настоящем пункте, послуживших основанием для его введения.

       Указанными Правилами не установлено право гарантирующего поставщика на введение  ограничения режима потребления электроэнергии в случае непредставления потребителем документов, подтверждающих пролонгацию договоров аренды земельных участков.

        Кроме того, требование о представлении подписанного сторонами соглашения о продлении действия договора аренды противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации. Частью 2 статьи 621 ГК РФ установлено, что если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. То есть договор действует в силу закона и прекращает свое действие также по основаниям, предусмотренным законом. 

В силу положений статей 38, 39 Закона «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставку электрической энергии потребителям,  в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

Комиссия не принимает доводы ответчика о том, что общество правомерно требовало представления документов о пролонгации договора аренды земельного участка письмом от 16.09.2014, содержащем угрозу полного ограничения режима потребления электроэнергии на объекте, а уведомление от 28.11.2014 аналогичного содержания направил ошибочно, так как документ о действии договора аренды в его адрес поступил, так как и в первом и во втором случае он не имел права вводить полное ограничение режима потребления электрической энергии.

Ссылка Пригородного межрайонного отделения ОАО «Красноярскэнергосбыт» на то, что оно действовало в соответствии со статьей 416 Гражданского кодекса РФ неосновательна.

Указанная статья предусматривает прекращение обязательства в связи с невозможностью исполнения.

Невозможность исполнения гарантирующим поставщиком договора энергоснабжения  объекта муниципального предприятия «Комбинат благоустройства» не была установлена, напротив договором установлена обязанность гарантирующего поставщика поставлять электрическую энергию на его объекты.

В соответствии со статьей  2  Закона  «Об электроэнергетике» антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках осуществляется антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об электроэнергетике», и принятыми в соответствии с нормативными  правовыми актами  Правительства Российской Федерации, актами федерального антимонопольного органа.

ОАО «Красноярскэнергосбыт» занимает доминирующее положение на рынке реализации электрической энергии в административных границах Красноярского края,  за исключением территорий Таймырского Долга-но-Ненецкого муниципального района, Эвенкий-ского муниципального района, Туруханского рай-она, Северо-Енисейского района, г. Норильска Красноярского края, территорий, соответствующих зонам деятельности гарантирующих поставщиков, действующих на территории Красноярско-го края, а также границ балансовой принадлежности электрических сетей, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании ор-ганизациям, подведомственным Министерству обороны Российской Федерации, расположенным на территории Красноярского края, в рамках которых гарантирующим поставщиком является ОАО «Оборонэнергосбыт»

В соответствии с частью   1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие)  занимающего доминирующее положение  хозяйствующего  субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Угрозы введения ограничения потребления электрической энергии от 16.09.2014 и от 28.11.2014, направленные в адрес комбината благоустройства, в случае их реализации могли повлечь  ущемление его законных интересов.   

Руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50  Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Красноярскэнергосбыт» нарушившим часть  1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» в части направления муниципальному предприятию «Комбинат благоустройства» уведомлений о полном введении ограничения потребления электрической энергии (исх. № 010/7-023-973 от 16.09.2014, исх. №010/7-023-1993 от 28.11.2014) на объекте, расположенном по адресу: Красноярский край, г. Железногорск, пр. Ленинградский, д.45.

2. Выдать ОАО «Красноярскэнергосбыт» предписание, в соответствии с которым  ОАО «Красноярскэнергосбыт»  надлежит прекратить нарушение антимонопольного законодательства, с этой целью отозвать направленные муниципальному предприятию ЗАТО Железногорск Красноярского края «Комбинат благоустройства» уведомления (исх. № 010/7-23-973 от 16.09.2014, исх. № 010/7-23-1993 от 28.11.2014) о полном введении ограничения потребления электрической энергии на объекте, расположенном по адресу: Красноярский край, г. Железногорск, пр. Ленинградский,  д. 45, как не соответствующие действующему законодательству.

 

 

Председатель Комиссии

                                                                            

В.М.Захаров

 

 

 

Члены Комиссии

 

Е.В.Куштысева

 

 

 

 

 

В.П.Гречищева

 

 

ОАО «Красноярскэнергосбыт»

 

ул. Дубровинского, 43,

 г. Красноярск, 660017 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 445-10-14   

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

20 февраля 2015 года                                                                                                                       г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении  антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Захаров В.М., руководитель управления, члены Комиссии – Куштысева Е.В., заместитель начальника правового отдела,   Гречищева В.П., ведущий эксперт управления,  руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.06.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), на основании своего решения от 20 февраля 2015 года  о нарушении открытым акционерным обществом «Красноярскэнергосбыт»  части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ОАО «Красноярскэнергосбыт»  прекратить нарушение антимонопольного законодательства, с этой целью обществу надлежит в срок до 15 марта 2015 отозвать направленные муниципальному предприятию ЗАТО Железногорск Красноярского края «Комбинат благоустройства» уведомления (исх. № 010/7-23-973 от 16.09.2014, исх. № 010/7-23-1993 от 28.11.2014) о полном введении ограничения потребления электрической энергии на объекте, расположенном по адресу: Красноярский край, г. Железногорск, пр. Ленинградский, д. 45, как не соответствующие действующему законодательству.

Об исполнении предписания ОАО «Красноярскэнергосбыт» надлежит сообщить в адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (660017, г. Красноярск, пр. Мира, 81 «д») в срок до 17.03.2015,  с приложением соответствующих документальных доказательств.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

В соответствии с частью 2.6. статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 - 2.5 статьи 19.5, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Председатель Комиссии

 

                             В.М.Захаров

 

 

Члены Комиссии

    

           Е.В.Куштысева      

        

            В.П.Гречищева

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны