Решение б/н РЕШЕНИЕ от 4 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Капсудин Е.В., заместитель руководителя управления; члены Комиссии - Фомушкина Ю.В., начальник отдела контроля органов власти; Муковозчик О.С., главный государственный инспектор правового отдела, рассмотрев дело № 46-16-16, возбужденное в отношении администрации Орджоникидзевского сельсовета Мотыгинского района Красноярского края (далее – Администрация)  и  общества с ограниченной ответственностью «Ритм» (далее – ООО «Ритм»)  по признакам нарушения части 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»), выразившимся в заключении антиконкурентного соглашения о передаче обществу муниципального имущества (объектов инженерной инфраструктуры п. Орджоникидзе Мотыгинского района) без проведения торгов по договору хранения б/н от  01.09.2015 сроком действия с 01.09.2015 по 30.08.2016, а также по договору аренды б/н от 12.01.2016 сроком действия с 13.01.2016 по 12.02.2016, договору аренды б/н от 10.02.2016 сроком действия с 12.02.2016 по 12.03.2016, договору аренды б/н от 04.03.2016 сроком действия с 12.03.2016 по 10.04.2016,

в отсутствие представителей сторон, уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Красноярского УФАС России поступили материалы проверки, проведенной  прокуратурой Мотыгинского района Красноярского края (исх. № 7-04-2016 от 25.03.2016, вх. №5619 от 08.04.2016), по результатам которой было установлено следующее.

На основании Постановления Администрации № 26А от 01.09.2015 Администрацией с ООО «Ритм» был заключен договор хранения б/н от  01.09.2015 сроком действия с 01.09.2015 по 30.08.2016, в соответствии с которым обществу безвозмездно передано на хранение муниципальное имущество, предназначенное для оказания услуг тепло – и водоснабжения в п. Орджоникидзе Мотыгинского района.

Из пояснений прокуратуры было установлено, что ООО «Ритм» с 01.09.2015 осуществляет эксплуатацию объектов инженерно-технического обеспечения Орджоникидзевского сельсовета, сделка хранения является притворной с целью скрыть арендные отношения.

До истечения сроков действия договора хранения б/н от 01.09.2015,  это же имущество было передано Администрацией ООО «Ритм» в целях его надлежащей эксплуатации, технического обслуживания и ремонта на основании Постановления № 2 от 12.01.2016 в аренду на основании договора б/н от 12.01.2016 сроком действия с 13.01.2016 по 12.02.2016. В соответствии с  п. 3.2 указанного договора арендная плата за пользование имуществом составляет 32 725 руб. в месяц.

В дальнейшем, на основании Постановления Орджоникидзевского сельсовета от 10.02.2016 № 10 Администрацией с ООО «Ритм» вновь был заключен договор аренды б/н от 10.02.2016 сроком действия с 12.02.2016 по 12.03.2016. В соответствии с  п. 3.2 указанного договора арендная плата за пользование имуществом составляет 32  725 руб. в месяц.

4 марта 2016 года на основании Постановления Орджоникидзевского сельсовета № 19 от 04.03.2016 Администрацией с ООО «Ритм» вновь был заключен договор аренды б/н сроком действия с 12.03.2016 по 10.04.2016. В соответствии с  п. 3.2 указанного договора арендная плата за пользование имуществом составляет 32  725 руб. в месяц.

Учитывая, что объекты теплоснабжения и водоснабжения передавались в пользование в 2015 и 2016 г.г., срок их эксплуатации составляет более пяти лет, такая передача могла быть осуществлена собственником только на основании концессионного соглашения, заключенного, по общему правилу, по результатам проведения процедуры торгов.

В силу  части 1 статьи 16  ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Заключение Администрацией с ООО «Ритм» договоров б/н от 12.01.2016, б/н от 10.02.2016, б/н от 04.03.2016, а также договора хранения б/н от  01.09.2015 (который является притворной сделкой, заключенный с целью прикрыть сделку по передаче в пользование муниципального имущества для осуществления деятельности в сфере водоснабжения и теплоснабжения)   без проведения торгов на право заключения концессионного соглашения, предусмотренного Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», противоречит положениям статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», свидетельствует  об ограничении конкуренции путем создания необоснованных преимущественных условий  деятельности ООО «Ритм» при получении муниципального имущества и осуществлении деятельности на рынке водоснабжения и теплоснабжения п. Орджоникидзе Мотыгинского района.

По факту заключения антиконкурентного соглашения, связанного с последовательной передачей одних и тех же объектов инженерной инфраструктуры Администрацией по договорам  хранения и аренды ООО «Ритм» без проведения торгов, Красноярским УФАС России возбуждено настоящее дело о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 21.04.2016 рассмотрение дела № 46-16-16 было назначено на 15.06.2016.

15 июня 2016 года на заседании Комиссии представитель Администрации <…> (доверенность б/н от 30.03.2016)  сообщила, что  ООО «Ритм»  осуществляло эксплуатацию и содержание имущества, предназначенного для предоставления услуг ЖКХ пос. Орджоникидзе, на основании договора аренды от 24.05.2013, заключенного по результатам проведения торгов, срок действия которого был установлен до 01.06.2018. Однако, дополнительным соглашением от 01.04.2015 указанный договор по не известным причинам был расторгнут. Далее на основании договора б/н от 26.05.2015 на срок с  26.05.2015 по 26.06.2016, в безвозмездное пользование ООО «Ритм» была передана тепловая сеть, нежилое здание водозабора (2 ед.), нежилое здание котельной, сети водопроводные.

Далее был заключен договор хранения б/н от  01.09.2015 сроком действия с 01.09.2015 по 30.08.2016. Аналогичный договор был заключен  01.10.2015 сроком действия до 31.10.2015. Арендная плата по этим договорам не вносилась.

На основании договора аренды от 11.11.2015, сроком действия до 15.12.2015, имущество было передано ООО «Ритм» уже на возмездной основе. Аналогичные договоры были заключены 09.12.2015, 12.01.2016, 10.02.2016, 04.03.2016, 05.05.2016.

В настоящее время объекты коммунальной инфраструктуры переданы в безвозмездное пользование ОМУП ЖКХ «Орджоникидзевский» на 30 дней с целью недопущения возникновения чрезвычайной ситуации.

Дополнительно Баранникова Ю.А. пояснила, что  в Красноярское УФАС России направлено заявление о предоставлении муниципальной преференции ОМУП ЖКХ «Орджоникидзевский».

Также <…> согласилась с вменяемым нарушением и сообщила, что имущество находится в ненадлежащем состоянии, в связи с чем акты о возврате муниципального имущества в казну от ООО «Ритм» до настоящего времени не подписаны.

С целью выяснения обстоятельств дела для вынесения законного и обоснованного решения, рассмотрение дела было отложено.

22.08.2016 на рассмотрении дела  <…> (представитель Администрации на основании доверенности б/н от 28.07.2016) сообщила, что имущество возвращено в казну муниципального образования. В подтверждение изложенным обстоятельствам представила  акт приема-передачи от 01.06.2016, в соответствии с которым ООО «Ритм» возвращает в казну нежилое здание водозабора площадью 14,8 кв.м., тепловую сеть протяженностью 1753,9 м., нежилое здание водозабора № 1 площадью 57,1 кв.м., здание котельной площадью 138,4 кв.м., сети водопроводные протяженностью 2,1 км.

Дополнительно <…> сообщила, что от антимонопольного органа получен отказ в предоставлении муниципальной преференции ОМУП ЖКХ «Орджоникидзевский». Однако, в настоящее время иной хозяйствующий субъект вышел с инициативой заключения концессионного соглашения, с которым ведется подготовка проекта этого соглашения, после чего соответствующая информация будет выставлена на сайт и после проведения предусмотренных законодательством процедур будет заключено концессионное соглашение.

В адрес Красноярского УФАС России истребованные от ООО «Ритм» сведения, в том числе какие-либо письменные пояснения, не поступили.

25.08.2016 в адрес Администрации и ООО «Ритм» было направлено заключение об обстоятельствах дела № 46-16-16 от 24.08.2016 (исх. № 13874), которое было получено обществом 05.09.2016, а Администрацией – 31.08.2016. Лицам, участвующие в деле, предлагалось в срок до 20 сентября 2016 года представить пояснения, дополнительные  доказательства в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела № 46-16-16.

Никаких пояснений, дополнительных  доказательств в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела № 46-16-16 (исх. № 13874 от 25.08.2016) от Администрации и ООО «Ритм» на момент рассмотрения Комиссией дела 29.09.2016 не поступило.

08.09.2016 в адрес Красноярского УФАС России от администрации Орджоникидзевского сельсовета поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела  в связи с невозможностью явки представителя.

В связи с тем, что никаких пояснений, дополнительных  доказательств в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела № 46-16-16 (исх. № 13874 от 25.08.2016) от Администрации и ООО «Ритм» в установленный срок, а также на момент рассмотрения Комиссией дела 29.09.2016 не поступило, ходатайство Администрации, поступившее в адрес Красноярского УФАС России 08.09.2016, отклонено, поскольку у сторон имелось достаточно времени, чтобы выразить свою позицию относительно изложенных в заключении обстоятельств, кроме того,  о намерении представить какие-либо новые доказательства либо возражения администрацией не заявлено.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы  лиц,  участвующих в рассмотрении дела, Комиссия  пришла к следующим выводам:

        Статьей 8 Конституции Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

        Согласно пункту 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

       Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно, в том числе управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 Согласно пункту 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное владение или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе, по своему усмотрению, совершать в отношении принадлежащего ему  имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц,  в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В силу положений ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Порядок передачи прав владения и (или) пользования в отношении объектов теплоснабжения регламентирован Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ  «О теплоснабжении», а водоснабжения и водоотведения  - Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 103-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"  и статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".

В соответствии с  частью 3 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). 

Согласно п. 6  ст. 5  ФЗ «О концессионных соглашениях» со дня официального опубликования указанного закона (т.е. с  01.01.2014) и до 1 января 2015 года допускается  передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", по договору аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

Согласно частям 3 и  4 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ  «О теплоснабжении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Аналогичные положения установлены ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно п. 5  ст. 5  Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» (далее – ФЗ «О концессионных соглашениях») со дня официального опубликования указанного закона (т.е. с  01.01.2014) и до 1 января 2015 года допускается передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении», по договору аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

Учитывая, что объекты теплоснабжения и водоснабжения передавались в пользование в 2015 и 2016 г.г., срок их эксплуатации составляет более пяти лет, такая передача могла быть осуществлена собственником только на основании концессионного соглашения.

Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».                                     

Администрация в нарушение порядка передачи объектов инженерно-технического обеспечения, предусмотренного ФЗ «О концессионных соглашениях», в соответствии с которым  передача в пользование объектов водоснабжения и теплоснабжения с 01.01.2015 может быть осуществлена только на основании концессионного соглашения, не провела соответствующий конкурс, чем ограничила возможность иных субъектов конкурировать за получение указанного имущества в пользование на основании концессионного соглашения для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и теплоснабжения. 

Кроме того, при заключении договора хранения на безвозмездной основе, предполагающего передачу права пользования имуществом без торгов Администрацией предоставлена преференция, выразившаяся в имущественных льготах, связанных с освобождением общества от платы за передаваемое в пользование имущество.

Таким образом, передать в 2015 и в 2016 году в пользование хозяйствующим субъектам объекты муниципальной собственности, предназначенные для оказания услуг водоснабжения, Администрация могла лишь на основании концессионного соглашения.

Однако Администрация и ООО «Ритм» заключили антиконкурентное соглашение и передали/получили в пользование объекты муниципальной собственности, предназначенные для обеспечения тепло- и водоснабжения жителей п. Орджоникидзе, без проведения конкурентных процедур путем заключения договора  хранения б/н от  01.09.2015 сроком действия с 01.09.2015 по 30.08.2016, договора аренды б/н от 12.01.2016 сроком действия с 13.01.2016 по 12.02.2016, договора аренды б/н от 10.02.2016 сроком действия с 12.02.2016 по 12.03.2016 и договора аренды б/н от 04.03.2016 сроком действия с 12.03.2016 по 10.04.2016.

Согласно п. 4 ч. 1 ст.16 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к  ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Данные обстоятельства, свидетельствует о нарушении Администрацией и ООО «Ритм»  требований действующего законодательства, а именно статьи 16  ФЗ «О защите конкуренции»,   статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», частей 3 и  4 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ  «О теплоснабжении», ст. 5  Федерального закона N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях".

Таким образом, действия Администрации и ООО «Ритм», в части заключения договора  хранения б/н от  01.09.2015 сроком действия с 01.09.2015 по 30.08.2016, договора аренды б/н от 12.01.2016 сроком действия с 13.01.2016 по 12.02.2016, договора аренды б/н от 10.02.2016 сроком действия с 12.02.2016 по 12.03.2016 и договора аренды б/н от 04.03.2016 сроком действия с 12.03.2016 по 10.04.2016 без проведения публичных процедур, предусмотренных   Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" указывают на признаки нарушения п. 4 ч. 1 ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции».

В силу статьи 168 ГК РФ сделка (в том числе договор аренды муниципального имущества, заключенный без проведения торгов), нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом, посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.

Согласно статье 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Учитывая изложенное, поскольку договор  хранения б/н от  01.09.2015, договор аренды б/н от 12.01.2016, договор аренды б/н от 10.02.2016 и договор аренды б/н от 04.03.2016 заключены с нарушением порядка, предусмотренного Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", то  в силу ст. 167-168 ГК РФ указанные сделки является ничтожными. 

Передача прав на муниципальное имущество хозяйствующим субъектам без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на  муниципальное имущество. 

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственников имущества, имеющих намерение передать имущество на наиболее выгодных условиях.

Сама возможность заключения соглашения  между органами местного самоуправления (органами и организациями, выполняющими функции органа местного самоуправления) и хозяйствующими субъектами, если такое соглашение приводит или может привести к недопущению, устранению, ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 20 сентября 2011 г. N 7905/09 также указано, что открытые торги проводятся с целью привлечения максимально широкого круга участников и получения организатором торгов наибольшей цены за реализуемое право, в связи с чем не установленное законодательством ограничение в доступе к торгам ущемляет как права каждого желающего принять в них участие, так и интерес организатора.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29 ноября 2011 г. N 8799/11, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке предоставления права владения и (или) пользования муниципальным имуществом, предназначенного для предоставления услуг водоснабжения (водоотведения), теплоснабжения на территории пос. Орджоникидзе, а также иного муниципального имущества,  показал, следующее.

На исследуемом товарном рынке под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу) предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Таким образом, предоставление права владения и (или) пользования муниципальным имуществом может рассматриваться как товар.

Администрация на правах собственника муниципального имущества в 2015 и в 2016 году передано ООО «Ритм» в пользование муниципальное имущество: объекты инженерно-технического обеспечения зданий (строений, сооружений), предназначенные для оказания услуг водоснабжения (водоотведения), теплоснабжения, о чем были подписаны соответствующие акты приема-передачи.

Предметом вышеуказанных договора хранения и договоров аренды является предоставление Администрацией арендатору во временное владение и пользование муниципального имущества (объекты ЖКХ). Указанное имущество является объектами муниципальной собственности пос. Орджоникидзе, являющимся основными фондами, и в отношении которого Администрация осуществляет полномочия собственника.

Так как товаром является право владения и (или) пользования муниципальным имуществом пос. Орджоникидзе, следовательно, единственным продавцом такого права может быть собственник имущества Администрация. В связи с тем, что в границах одного муниципального образования существует только один собственник муниципального имущества, то аналогов рассматриваемого товара нет.

Таким образом, Администрация выступает единственным продавцом на рынке предоставления права владения и (или) пользования муниципальным имуществом на территории  муниципального образования пос. Орджоникидзе.

Учитывая изложенное, за продуктовые границы исследуемого товарного рынка принимаются – предоставление права владения и (или) пользования муниципальным имуществом на территории пос. Орджоникидзе.

Передаваемое по вышеуказанным договорам (хранения, аренды) муниципальное имущество должно быть использовано для целей оказания услуг (в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства) на территории пос. Орджоникидзе.

Таким образом, географические границы рынка предоставление права владения и (или) пользования муниципальным имуществом в рассматриваемом случае определены территорией муниципального образования пос. Орджоникидзе.

В состав  хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемые услуги в пределах определенного временного интервала.

Администрация выступает единственным продавцом на рынке предоставления права владения и (или) пользования муниципальным имуществом на территории пос. Орджоникидзе.

Возможность приобретения товара имеется у всех заинтересованных субъектов, осуществляющих (желающих  осуществлять)  деятельность на территории пос. Орджоникидзе Мотыгинского района в сфере тепло- и водоснабжения.  Следовательно, потенциально имеется большое число покупателей товара, ограниченное только территориальными границами поселения, на анализируемом рынке.

В ходе исследования рассматриваемого товарного рынка установлено наличие непреодолимого административного барьера входа на рынок. Это обусловлено тем, что распоряжаться муниципальным имуществом может только его законный собственник– Администрация.

С учетом вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что рынок получения права владения и (или) пользования муниципальным имуществом на территории муниципального образования пос. Орджоникидзе является конкурентным среди покупателей данного права.

Предоставление указанного права обусловливает получение покупателем возможности  доступа на рынок водоснабжения и теплоснабжения п. Орджоникидзе Мотыгинского района. Соответственно, действия Администрации, как продавца права на пользование муниципальным имуществом системы водоснабжения и теплоснабжения п. Орджоникидзе, оказывают непосредственное влияние на конкуренцию за право доступа на товарный рынок водоснабжения и теплоснабжения п. Орджоникидзе и условия осуществления деятельности на данных рынках покупателем данного права.

Применительно к рынкам водоснабжения и теплоснабжения необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот. Таким образом, конкуренции возникает на стадии доступа на соответствующий товарный рынок, функционирующий в состоянии естественной монополии.

Передача права владения и (или) пользования указанными объектами без проведения торгов приводит к устранению конкуренции за доступ на вышеуказанные товарные рынки.

В соответствии с вышеизложенным, Комиссия пришла к выводу о том, что  действия Администрации и ООО «Ритм», связанные  с достижением антиконкурентного соглашения о передаче/получении на безвозмездной основе по договору хранения б/н от  01.09.2015, а также на возмездной основе по договорам аренды б/н от 12.01.2016, от 10.02.2016, от 04.03.2016, без соблюдения требований, предусмотренных   статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ  «О теплоснабжении», статьей 41.1  Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» муниципального имущества в пользование общества, используемого для оказания услуг обществом в сфере жилищно-коммунального хозяйства нарушают пункт 4 части 1  статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку свидетельствуют о создании необоснованных преимущественных условий деятельности ООО «Ритм», ограничении доступа  хозяйствующих субъектов к использованию муниципального имущества в территориальных границах муниципального образования пос. Орджоникидзе и доступа на рынок тепло- и водоснабжения.

Комиссия отмечает, что имущество, переданное по договору хранения б/н от  01.09.2015, договору аренды б/н от 12.01.2016, договору аренды б/н от 10.02.2016 и договору аренды б/н от 04.03.2016, возвращено ООО «Ритм» 01.06.2016 в казну муниципального образования пос. Орджоникидзе в соответствии с актом приема-передачи. Это свидетельствует об устранении допущенного Администрацией и ООО «Ритм» нарушения антимонопольного законодательства.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьями 23, 39, 41, 49  ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать администрацию Орджоникидзевского сельсовета Мотыгинского района Красноярского края (далее – Администрация)  и  общество с ограниченной ответственностью «Ритм» (далее – ООО «Ритм»)  нарушившими пункт 4 части 1 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции»  в части заключения антиконкурентного соглашения о передаче без проведения публичных процедур муниципального имущества системы водоснабжения и теплоснабжения Орджоникидзевского сельсовета в пользование общества на основании договора хранения б/н от  01.09.2015, договора аренды б/н от 12.01.2016, договора аренды б/н от 10.02.2016 и договора аренды б/н от 04.03.2016, что свидетельствует о создании необоснованных преимущественных условий деятельности ООО «Ритм», ограничении доступа  хозяйствующих субъектов к использованию муниципальных объектов ЖКХ и осуществлению деятельности на рынке водоснабжения и теплоснабжения в территориальных границах Орджоникидзевского сельсовета.

2.  Обязательное для исполнения предписание Администрации и ООО «Ритм»  не выдавать в связи с устранения нарушения антимонопольного законодательства в добровольном порядке. 

3.  Передать материалы дела №46-16-16 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ООО «Ритм» , а также в отношении  виновных должностных лиц Администрации и ООО «Ритм» дел об административных правонарушениях по статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края  в течение трех месяцев с момента вынесения решения.  

Связанные организации

Связанные организации не указаны