Решение б/н Решение по делу № 47-10-11, возбужденному в отношении ОАО «М... от 2 июля 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири»

<…>

 

<…>

<…>

 

Администрация Емельяновского района

<…>

 

РЕШЕНИЕ

 

«5» декабря 2011 года

г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена «30» ноября 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено «5» декабря 2011 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – О.П. Харченко, заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Я.Ю. Бычкова, начальник отдела контроля размещения государственного заказа, А.Ю. Гнедина, начальник отдела естественных монополий, В.В. Сугорова, ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 47-10-11 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее – ОАО «МРСК Сибири», сетевая организация) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление гражданина <…> (далее также – заявитель) на действия ОАО «МРСК Сибири», выразившиеся в нарушении срока направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий к нему, установленного Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

В связи с изложенным, приказом Красноярского УФАС России о возбуждении дела и о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 22.02.2011 № 85 было возбуждено дело № 47-10-11 по признакам нарушения ОАО «МРСК Сибири» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

ОАО «МРСК Сибири» было заявлено ходатайство (исх. от 22.04.2011 № б/н) о привлечении к рассмотрению дела № 47-10-11 в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, Администрации Емельяновского района для предоставления пояснений по вопросу выделения земельного участка гражданину <…>, а также не обращения в сетевую организацию за получением технических условий при предоставлении земельного участка.

Администрация Емельяновского района информировала Красноярское УФАС России о том, что указанным лицом земельный участок с кадастровым номером 24:11:0330106:806 не выделялся, в связи с тем, что земельный участок входит в состав земель бывшего совхоза «Шуваевский» (паевые), из которых выделялись доли работникам совхоза.

В ходе подготовки дела к рассмотрению были установлены следующие обстоятельства.

ОАО «МРСК Сибири» действует на основании Устава, согласно статье 3 которого основной целью деятельности общества является получение прибыли; для ее получения общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе: оказание услуг по передаче электрической энергии; оперативно-технологическое управление; оказание услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В связи с необходимостью осуществления технологического присоединения жилого дома, расположенного по адресу: <…> (технические характеристики: максимальная мощность, с учетом ранее присоединенной мощности – 15 кВт, в том числе, электроотопление 5 кВт, уровень напряжения 380 В, категория надежности – 3, срок проектирования и введения в эксплуатацию – декабрь 2010 года) гражданином <…> в адрес ОАО «МРСК Сибири» была направлена заявка на технологическое присоединение.

Указанная заявка была получена ОАО «МРСК Сибири» 21.04.2010.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям определен Правилами технологического присоединения.

В соответствии с пунктом 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные указанными Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Пунктом 8 Правил технологического присоединения установлено, что для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя. Сведения, которые должны быть указаны в заявке физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, которым, согласно результатам анализа представленных материалов, является гражданин <…>, определены пунктом 14 Правил технологического присоединения.

Согласно пункту 11 Правил технологического присоединения сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами технологического присоединения, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные указанными Правилами.

Указание сведений о способе передачи договора и технических условий (почтой, лично) в соответствии с Правилами технологического присоединения не является для заявителя обязательным.

В соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения на сетевую организацию возложена обязанность по направлению заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту – со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

В случае, если заявка об осуществлении технологического присоединения направлена физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, сетевая организация обязана направить заявителю заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора в течение 30 дней с даты получения заявки.

Принимая во внимание то обстоятельство, что заявка гражданина <…> на технологическое присоединение была получена ОАО «МРСК Сибири» 21.04.2010, проект договора об осуществлении технологического присоединения и технические условия к нему должны были быть подготовлены и направлены сетевой организацией заявителю в срок до 21.05.2010.

Вместе с тем, согласно пункту 11 заявки на технологическое присоединение от 21.04.2011, направленной гражданином <…>, указано, что договор об осуществлении технологического присоединения и технические условия указанным лицом будут получены лично.

В связи с неполучением проекта договора об осуществлении технологического присоединения в установленные сроки, письмом от 15.02.2011 гражданином <…> в адрес Красноярского УФАС России было направлено заявление на действия ОАО «МРСК Сибири», выразившиеся в нарушении сроков направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий к нему. Вместе с тем, заявитель информировал антимонопольный орган о том, что по телефону справочной службы (88001000380) ему сообщили о том, что проект договора не готов.

Письмом от 23.05.2011 № 1.3/012-6130 ОАО «МРСК Сибири» информировало Красноярское УФАС России о том, что основной причиной ненаправления гражданину <…> договора об осуществлении технологического присоединения в установленные сроки, является необходимость выполнения сетевой организацией мероприятий капитального характера, а также сообщило, что гражданин <…>, указавший в заявке на технологическое присоединение от 21.04.2011 способ передачи проекта договора и технических условий «лично», за проектом договора и техническими условиями в адрес ОАО «МРСК Сибири» не обращался.

Кроме того, сетевая организация информировала антимонопольный орган о том, что о готовности проекта договора гражданину <…> неоднократно сообщалось по телефонному номеру, указанному в заявке.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что телефонный звонок не может являться достаточным доказательством для установления содержания телефонного разговора, в том числе, уведомления сетевой организацией гражданина <…> о готовности проекта договора об осуществлении технологического присоединения, а также о лице, получившем указанную информацию. В связи с изложенным, Комиссия не располагает доказательствами, свидетельствующими о надлежащем извещении заявителя о готовности проекта договора об осуществлении технологического присоединения.

При этом нормами Правил технологического присоединения регламентирована обязанность сетевой организации по направлению заявителю проекта договора в установленный срок; обязанность заявителя получить указанный проект договора, в том числе, отслеживать путем телефонных звонков либо иным доступным способом, готовность проекта договора, не установлена.

Письмом от 17.08.2011 № 1.3/01.2-10252 ОАО «МРСК Сибири» информировало Красноярское УФАС России о том, что в связи с тем, что гражданин <…> проект договора об осуществлении технологического присоединения лично не получал, сетевой организацией проект договора был направлен указанному лицу почтой (в качестве подтверждающих документов был представлен Список 103 заказных писем, поданных в ФГУП «Почта России» г. Красноярска 17.08.2011). Указанный проект договора был получен гражданином <…> 23.08.2011, о чем свидетельствует почтовое уведомление № 66000125780593.

Гражданин <…> информировал Красноярское УФАС России о том, что по состоянию на 15.09.2011 указанный договор об осуществлении технологического присоединения был подписан, плата за технологическое присоединение внесена.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что проект договора об осуществлении технологического присоединения был направлен заявителю после возбуждения Красноярским УФАС России дела № 47-10-11.

На основании анализа имеющихся материалов, пояснений, Комиссия пришла к следующим выводам.

Технологическое присоединение к электрическим сетям осуществляется сетевой организацией и обеспечивает возможность приобретения услуг по передаче электрической энергии.

Заявка на технологическое присоединение жилого дома, расположенного по адресу: <…>, направленная гражданином <…> в адрес ОАО «МРСК Сибири», была получена указанным лицом 21.04.2010.

Пунктом 15 Правил технологического присоединения установлен срок рассмотрения заявки на осуществление технологического присоединения – 30 дней, по истечении которых заявителю – физическому лицу, отвечающему требованиям пункта 14 указанных Правил, сетевая организация обязана направить проект договора и технические  условия к нему, как неотъемлемое приложение к указанному договору.

Комиссия установила, что то обстоятельство, что в заявке на технологическое присоединение от 21.04.2011 указан способ получения договора «лично», не исключает обязанность сетевой организации исполнять требования пункта 15 Правил технологического присоединения.

Кроме того, Комиссией установлено, что ненаправление ОАО «МРСК Сибири» в установленный срок, в адрес гражданина <…> проекта договора об осуществлении технологического присоединения не позволило ему осуществить технологическое присоединение энергопринимающего устройства к электрическим сетям, в том числе, в необходимые (запланированные) сроки (учитывая, что в заявке указано, что планируемый срок ввода в эксплуатацию энергопринимающего устройства – декабрь 2010 года), и как следствие, могло привести к ущемлению интересов указанного лица.

Изложенное обстоятельство подтверждается также указанием гражданина <…> в заявлении, направленном в антимонопольный орган, на то, что действия ОАО «МРСК Сибири» по нарушению срока направления договора об осуществлении технологического присоединения значительно ущемляют его интересы.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Основным видом деятельности ОАО «МРСК Сибири», в том числе на территории Красноярского края, является оказание услуг по передаче электрической энергии. Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э ОАО «МРСК Сибири», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным № 24.1.58. Указанным приказом ФСТ России в отношении ОАО «МРСК Сибири» в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» ввела государственное регулирование и контроль.

В соответствии с информацией, представленной ОАО «МРСК Сибири», указанное лицо является собственником объектов электросетевого хозяйства, к которым может быть осуществлено технологическое присоединения энергопринимающего устройства гражданина <…>, а именно: подстанция 35/10 кВ «Сухая Балка» № 133, I пусковой комплекс ПС-110/35/10 кВ «Емельяново».

Таким образом, ОАО «МРСК Сибири» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии Красноярского края в границах расположения принадлежащих ОАО «МРСК Сибири» электрических сетей.

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

На основании изложенного, бездействие ОАО «МРСК Сибири» по направлению в адрес гражданина <…> проекта договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий к нему в сроки, установленные пунктом 15 Правил технологического присоединения, образует состав нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 Федеральная антимонопольная служба в рамках наделенных полномочий определена органом по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

То обстоятельство, что ОАО «МРСК Сибири» направило 17.08.2011 в адрес гражданина <…> проект договора об осуществлении технологического присоединения, не может свидетельствовать об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО «МРСК Сибири», выразившихся в неисполнении в установленные сроки обязанности, возложенной на сетевую организацию пунктом 15 Правил технологического присоединения.

В связи с изложенным, не подлежит удовлетворению ходатайство ОАО «МРСК Сибири» (исх. от 29.11.2011 № 1.3/29-15435) о прекращении рассмотрения дела № 47-10-11 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, при отсутствии оснований для прекращения рассмотрения дела и в соответствии со статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту ненаправления в адрес гражданина <…> проекта договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающего устройства (жилого дома, расположенного по адресу: <…>) и технических условий к нему в сроки, установленные пунктом 15 Правил технологического присоединения.

2. Предписание открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» не выдавать в связи с устранением последствий нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                 О.П. Харченко

 

Члены Комиссии:                                                                                                              Я.Ю. Бычкова

 

                                                                                                                                              А.Ю. Гнедина

 

 В.В. Сугорова

 

                                                                                                                                

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны