Решение б/н Решение по делу № 472-10-11, возбужденному в отношении ЗАО "... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ЗАО «Торговый центр «Красноярье»

пр. имени газеты «Красноярский рабочий»,

д. 120, г. Красноярск, 660025

 

ОАО «МРСК Сибири»

ул. Бограда, д. 144а,

г. Красноярск, 660021

 

 

РЕШЕНИЕ

 

«19» марта 2012 года

г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена «6» марта 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено «19» марта 2012 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – О.П. Харченко, заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: А.Ю. Гнедина, начальник отдела естественных монополий, В.В. Шушеначева, специалист-эксперт отдела контроля органов власти, рассмотрев дело № 472-10-11 по признакам нарушения ЗАО «Торговый центр «Красноярье» (660025, Красноярский край, г. Красноярск, пр. имени газеты «Красноярский рабочий», 120) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее – ОАО «МРСК Сибири») на действия ЗАО «Торговый центр «Красноярье», выразившиеся в непредставлении ЗАО «Торговый центр «Красноярье» в адрес ОАО «МРСК Сибири» информации, запрошенной ОАО «МРСК Сибири» письмом от 10.08.2011 № 1.3/01-9844, которую сетевая организация обязана раскрывать, согласно Стандартам раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 № 24 (далее – Стандарты раскрытия информации).

Приказом Красноярского УФАС России от 25.10.2011 № 805 о возбуждении дела и о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства было возбуждено дело № 472-10-11 по признакам нарушения ЗАО «Торговый центр «Красноярье» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с рассмотрением дела № 472-10-11 Комиссией установлены следующие обстоятельства.

ОАО «МРСК Сибири» письмом от 10.08.2011 № 1.3/01-9844 запросило у ЗАО «Торговый центр «Красноярье» следующую информацию:

  1. Бухгалтерскую отчетность за 2010 год (формы № 1 «Бухгалтерская отчетность», № 2 «Отчет о прибылях и убытках», № 3 «Отчет об изменении капитала»);
  2. Структуру и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) за 2009, 2010 гг. по форме, утвержденной приказом ФСТ России от 02.03.2011 № 56-э;
  3. Об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг):

3.1) о потерях электроэнергии в сетях сетевой организации в абсолютном и относительном выражении, используемых для целей ценообразования;

3.2) об уровне нормативных потерь электроэнергии на 2009, 2010, 2011 гг. с указанием источника опубликования решений об установлении уровня нормативных потерь;

  1. Об инвестиционных программах (отчет о реализации инвестиционных программ за 2009, 2010 гг. в части исполнения инвестиционных программ из прибыли).

В установленный ОАО «МРСК Сибири» срок (десять календарных дней с момента получения запроса) и по истечению одного месяца с момента получения запроса ЗАО «Торговый центр «Красноярье» информацию в ОАО «МРСК Сибири» не представило.

Письмом от 25.08.2011 № 226 ЗАО «Торговый центр «Красноярье» уведомило ОАО «МРСК Сибири» о том, что согласно информации Департамента муниципального имущества и земельных отношений г. Красноярска подстанция РП № 144, через которую осуществляется электроснабжение ЗАО «Торговый центр «Красноярье», поставлено на учет в Управлении Росреестра в качестве бесхозного объекта с 05.07.2010, кабельная электросеть от подстанции РП № 144 до здания Торгового центра «Красноярье» - 27.08.2010 (копия письма Департамента муниципального имущества и земельных отношений г. Красноярска прилагалась). Также ЗАО «Торговый центр «Красноярье» сообщило, что ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» осуществляет оперативно-диспетчерское обслуживание указанной подстанции с сетями.

Комиссией Красноярского УФАС России было установлено, что электроснабжение Торгового центра «Красноярье» (г. Красноярск, пр. имени газеты «Красноярский рабочий», д. 120 «Г») осуществляется посредством подстанции РП № 144 и подводящими кабельными сетями.

Подстанция РП № 144 находилась на балансе ЗАО «Торговый центр «Красноярье» с 1981 года. В период приватизации в 1992 году энергетическая подстанция РП № 144 не была включена в план приватизации и не перешла в собственность ЗАО «Торговый центр «Красноярье». Кабельная электросеть от подстанции РП № 144 до здания Торгового центра «Красноярье» на балансе ЗАО «Торговый центр «Красноярье» не состояла.

05.07.2010 подстанция РП № 144 была принята Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю на учет в качестве бесхозного объекта недвижимого имущества, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о бесхозяйном объекте недвижимого имущества, принятом на учет от 11.11.2011 № 01/196/2011-963.

Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от 11.11.2011 № 01/196/2011-967 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует запись о правах на кабельную электросеть от подстанции РП № 144 до здания Торгового центра «Красноярье» (г. Красноярск, пр. имени газеты «Красноярский рабочий», д. 120 «Г»).

Используя подстанцию РП № 144, ЗАО «Торговый центр «Красноярье» осуществляло передачу электрической энергии согласно договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 27.12.2006 № 016/3-21 (ОАО «Красноярскэнергосбыт»), договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 30.12.2009 № 18.4000.39.10 (ОАО «МРСК Сибири»).

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии для ЗАО «Торговый центр «Красноярье» были установлены Постановлением РЭК Красноярского края от 29.12.2008 № 320 на 2009 год, Приказом РЭК Красноярского края от 18.12.2009 № 288-пр на 2010 год, Приказом РЭК Красноярского края от 15.12.2010 № 308-п на 2011 год.

01.01.2012 Департаментом городского хозяйства администрации г. Красноярска был заключен договор на оперативно-диспетчерское обслуживание бесхозных объектов электроэнергетики № 997 с ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс».

На основании указанного договора Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска поручил, а ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» осуществляет оперативно-диспетчерское обслуживание бесхозных объектов электроэнергетики в г. Красноярске до момента передачи их в аренду специализированной организации, осуществляет устранение аварий; ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» имеет право по заявкам потребителей выполнять мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям, составлять и подписывать акты о разграничении эксплуатационной ответственности сторон и акты об осуществлении технологического присоединения, заключать договоры на технологическое присоединение вновь вводимых объектов с потребителями.

Договор вступил в силу с момента его подписания – 01.01.2012.

Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» определено, что территориальной сетевой организацией признается коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных указанным Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, сетевые организации – это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть

На основании вышеизложенного следует, что ЗАО «Торговый центр «Красноярье» являлось сетевой организацией в 2009, 2010 гг., с 01.01.2011 утратило статус сетевой организации.

В силу положений статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий (статья 4 Закона о естественных монополиях).

На основании пункта 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях ЗАО «Торговый центр «Красноярье» осуществляло в 2009, 2010 гг. деятельность по передаче электрической энергии, которая относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий, следовательно, ЗАО «Торговый центр «Красноярье» являлось субъектом естественной монополии.

В соответствии с частью 5 статьи 8 Закона о естественных монополиях субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности. Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается в соответствии со Стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 № 24 утверждены стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, в том числе субъектами естественных монополий (далее – Стандарты раскрытия информации). В силу пункта 2 Стандартов раскрытия информации под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации.

Согласно пункту 3(2) Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии, являющиеся субъектами естественных монополий, раскрывают информацию путем: а) опубликования в печатных средствах массовой информации, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти; б) размещения на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии и (или) на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий; в) предоставления по письменному запросу потребителей.

Стандартами раскрытия информации предусмотрена обязанность субъектов рынка электрической энергии раскрывать поименованную в пункте 9 информацию, в том числе: а) годовую финансовую (бухгалтерская) отчетность; б) структуру и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг).

Годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность подлежит опубликованию в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня.

Сведения о структуре и объеме затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) подлежат опубликованию сетевыми организациями на официальных сайтах указанных организаций или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в печатных средствах массовой информации - ежегодно, до 1 апреля, по формам, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Сетевые организации, помимо предусмотренных в пункте 9 Стандартов раскрытия информации сведений, размещают поименованную в пункте 11 информацию, в том числе: а) о потерях электроэнергии в сетях сетевой организации в абсолютном и относительном выражении по уровням напряжения, используемым для целей ценообразования; б) об уровне нормативных потерь электроэнергии на текущий период с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь; в) об инвестиционных программах (о проектах инвестиционных программ) и отчетах об их реализации.

Указанная информация подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта.

Пункт 5 Стандартов раскрытия информации устанавливает обязанность субъектов рынков электрической энергии хранить раскрытую информацию в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом.

В соответствии с пунктом 3 Порядка хранения раскрытой информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденного Приказом ФАС России от 22.01.2010 № 27 (далее – Порядок хранения раскрытой информации), субъекты рынков электрической энергии обязаны хранить документы, содержащие информацию, раскрытую ими в соответствии со Стандартами раскрытия информации, а также документы, содержащие учетную информацию, в течение трех лет с даты раскрытия информации.

Учитывая изложенное, ЗАО «Торговый центр «Красноярье» в 2009, 2010 гг. вменялась законодательно установленная обязанность по обеспечению свободного доступа к информации о своей деятельности в соответствии со Стандартами раскрытия информации.

Поскольку на момент обращения ОАО «МРСК Сибири» ЗАО «Торговый центр «Красноярье» не являлось сетевой организацией и, как следствие, не обязано было раскрывать информацию согласно Стандартам раскрытия информации, у ЗАО «Торговый центр «Красноярье» отсутствовала обязанность по предоставлению в ОАО «МРСК Сибири» запрошенной информации.

Вместе с тем, пунктом 2 Стандартов раскрытия информации установлено, что субъекты розничных рынков электрической энергии обязаны обеспечивать доступ к информации неограниченному кругу лиц независимо от цели получения такой информации.

Письмом от 22.12.2011 № 348 ЗАО «Торговый центр «Красноярье» пояснило, что раскрытие информации согласно Стандартам раскрытия информации ЗАО «Торговый центр «Красноярье», как сетевой организацией, не осуществлялось.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе и действия, перечисленные в пунктах 1-10 части 1 статьи 10, перечень которых, не является исчерпывающим в соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства».

Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, пунктом  3.2.4 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС РФ от 17.01.2007 № 5, установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Таким образом, ЗАО «Торговый центр «Красноярье», являясь хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах расположения объектов электросетевого хозяйства ЗАО «Торговый центр «Красноярье» в 2009, 2010 гг., злоупотребило доминирующим положением, поскольку не обеспечило доступ к информации, предусмотренной Стандартами раскрытия информации, тем самым могло ущемить интересы неограниченного круга лиц независимо от цели получения информации, что образует состав нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Доказательства, подтверждающие отсутствие у ЗАО «Торговый центр «Красноярье» возможности соблюдать требования действующего антимонопольного законодательства Российской Федерации в целях недопущения совершения правонарушения, в материалах дела отсутствуют.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, при отсутствии оснований для прекращения рассмотрения дела и в соответствии со статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ЗАО «Торговый центр «Красноярье» (660025, Красноярский край, г. Красноярск, пр. имени газеты «Красноярский рабочий», 120) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту неисполнения обязанности по раскрытию информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации в 2009, 2010 гг.

2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать в связи с утратой ЗАО «Торговый центр «Красноярье» статуса сетевой организации с 01.01.2011, в связи с чем ЗАО «Торговый центр «Красноярье» не может быть вменена обязанность по раскрытию информации согласно Стандартам раскрытия информации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                 О.П. Харченко

 

Члены Комиссии:                                                                                                             А.Ю. Гнедина

 

                                                                                                                                        В.В. Шушеначева

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны