Решение б/н Решение по делу № 124-10/17-18 от 11 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

АО «КНП»

ул. Декабристов, 30, пом. 25, 26,

г. Красноярск, 660021

 

МП ЭМР «ЭНП»

«Нефтебаза», п. Тура, Эвенкийский район,

Красноярский край, 648000

 

Прокуратура Эвенкийского района

ул. Смидовича, 14, п. Тура, Эвенкийский район, Красноярский край, 648000

 

Попову В.В.

<...>

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена 10 августа 2020 года.

В полном объеме решение изготовлено 11 августа 2020 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – <...>, заместитель руководителя управления, члены Комиссии: <...>, начальника отдела естественных монополий, <...>, заместитель начальника отдела контроля закупок, рассмотрев с использованием системы веб-конференции (в режиме онлайн) дело № 124-10/17-18 по признакам нарушения акционерным обществом «Красноярскнефтепродукт» (далее – АО «Красноярскнефтепродукт») пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции); по признакам нарушения АО «Красноярскнефтепродукт» и муниципальным предприятием Эвенкийского муниципального района «Эвенкиянефтепродукт» (далее – МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт») пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле, установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявления КРОО «Эвенкийцы», Попова В.В. и материалы проверки Прокуратуры Эвенкийского района по заявлению последнего о нарушении, по мнению заявителей, МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» и АО «Красноярскнефтепродукт» требований антимонопольного законодательства при заключении контракта на поставку нефтепродуктов в 2018 году (закупка № 0519300004418000005).

По результатам рассмотрения указанных заявлений и материалов Красноярским УФАС России принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «Красноярскнефтепродукт» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции; по признакам нарушения АО «Красноярскнефтепродукт» и МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. На основании приказа Красноярского УФАС России о возбуждении дела и о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 16.10.2018 № 286 было возбуждено дело № 124-10/17-18.

Решением по рассмотрению дела № 124-10/17-18 № 19556 от 02.12.2019 АО «Красноярскнефтепродукт» признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, АО «Красноярскнефтепродукт» и МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Письмом от 11.12.2019 № 110, поступившее 11.12.2019 в материалы дела № 124-10/17-18, ООО «ТрансТрейд» информировало Красноярское УФАС России о неверном толковании Комиссией информации, представленной ООО «ТрансТрейд» в материалы дела № 124-10/17-18 письмом от 15.04.2019 № 24.

Согласно пояснениям, представленным  ООО «ТрансТрейд» письмом от 11.12.2019 № 110, проведение МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» закупки на поставку нефтепродуктов для нужд предприятия после окончания сроков навигации в 2018 году не ухудшило конкурентные позиции общества. ООО «ТрансТрейд» располагало информацией о проведении закупочной процедуры, но не принимало меры по подготовке к указанной процедуре (не осуществило доставку нефтепродуктов по зимней автодороге) и не обжаловало закупочную процедуру. ООО «ТрансТрейд» в указанной закупке не участвовало по причине роста динамики биржевых цен на нефтепродукты.

В адрес Красноярского УФАС России 13.03.2020 поступило заявление АО «Красноярскнефтепродукт» о пересмотре принятого Красноярским УФАС России решения по делу № 124-10/17-18 от 02.12.2019 по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам в связи с выявлением обстоятельств, которые не были и не могли быть известны на момент оглашения резолютивной части решения по делу, но имеют существенное значение для правильного разрешения дела. Новыми и (или) вновь открывшимися обстоятельствами, по мнению АО «Красноярскнефтепродукт», является письмо ООО «ТрансТрейд» от 11.12.2019 № 110.

Согласно части 1 статьи 51.2 Закона о защите конкуренции решение и (или) выданное на его основании предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства могут быть пересмотрены по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам комиссией, принявшей такое решение и (или) выдавшей такое предписание, по заявлению лица, участвующего в деле, а также в случае установления комиссией предусмотренных указанной статьей оснований для пересмотра решения и (или) предписания.

В соответствии с частью 2 статьи 51.2 Закона о защите конкуренции основаниями для пересмотра решения и (или) выданного на его основании предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства являются: выявление обстоятельств, которые не были и не могли быть известны на момент оглашения резолютивной части решения по делу, но имеют существенное значение для правильного разрешения дела; фальсификация доказательств, заведомо ложное показание лица, располагающего сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного решения и (или) выдачу на его основании предписания.

На  основании статьи 51.2 Закона о защите конкуренции Комиссия удовлетворила заявление о пересмотре решения по делу № 124-10/17-18 о нарушении антимонопольного законодательства.

В рамках пересмотра принятого Красноярским УФАС России решения по делу № 124-10/17-18 от 02.12.2019 по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам в связи с выявлением обстоятельств, которые не были и не могли быть известны на момент оглашения резолютивной части решения по делу, но имеют существенное значение для правильного разрешения дела, Комиссией установлены следующие обстоятельства.

Согласно результатам «Анализа и оценки состояния конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов на территории Красноярского края за 2017 год», проведенных Красноярским УФАС России 24.07.2018, доля МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» в географических границах Эвенкийского района за 2017 года составила 81% на рынке розничной реализации бензина автомобильного марки АИ-80, 81% - автомобильного бензина марки АИ-92.

По данным «Анализа и оценки состояния конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов на территории Красноярского края за 2018 год», проведенных Красноярским УФАС России 01.07.2019, доля МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» в географических границах Эвенкийского района за 2017 года составила 72% на рынке розничной реализации бензина автомобильного марки АИ-80, 82% - автомобильного бензина марки АИ-92.

Единственным учредителем (участником) МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» является Администрация Эвенкийского муниципального района Красноярского края.

В силу пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) действия МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» по определению поставщиков в целях заключения с ними договоров на поставку нефтепродуктов, в том числе – автомобильных бензинов, дизельного топлива регулируются нормами Закона № 44-ФЗ.

МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» разместило 04.06.2018 в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении электронного аукциона на поставку нефтепродуктов для нужд предприятия (закупка № 0519300004418000005).

Из технического задания, утвержденного приложением 1 к Документации аукциона в электронной форме № 04/18 от 04.06.2018, следует, что объектом закупки является: поставка нефтепродуктов для нужд МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» (далее – Заказчик) производится с момента заключения контракта ежемесячно по заявке Заказчика.

Согласно условиям технического задания и контракта на поставку нефтепродуктов поставке подлежат следующие нефтепродукты: 1500 т автомобильного бензина марки АИ-92 в п. Тура, 100 т автомобильного бензина марки АИ-92 в п. Тутончаны, 350 т автомобильного бензина марки АИ-92 в п. Байкит, 40 т автомобильного бензина марки АИ-92 в п. Суломай, 45 т автомобильного бензина марки АИ-92 в п. Бурный, 35 т автомобильного бензина марки АИ-92 в п. Полигус, 20 т автомобильного бензина марки АИ-92 в п. Мирюга, 45 т автомобильного бензина марки АИ-92 в п. Кузьмовка, 150 т дизельного топлива зимнего в п. Тура, 100 т дизельного топлива зимнего в п. Байкит, 100 т дизельного топлива летнего в п. Тура, 50 т дизельного топлива летнего в п. Байкит, 100 т дизельного топлива арктического в п. Тура.

Согласно Документации аукциона в электронной форме № 04/18 от 04.06.2018 участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных  документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок. Срок окончания подачи заявок – до 10 часов 00 минут 20.06.2018 (время местное). Проведение аукциона назначено на 25.06.2018.

Согласно условиям контракта на поставку нефтепродуктов, утвержденного приложением 2 к Документации аукциона в электронной форме № 04/18 от  04.06.2018, поставка нефтепродуктов осуществляется поставщиком путем доставки товара и передачи его покупателю на складе покупателя с момента заключения контракта. Поставщик обязан осуществить поставку товара по заявкам Заказчика в срок до 30 июня 2019 года. Заявки предоставляются Заказчиком ежемесячно с указанием  количества и вида топлива подлежащего поставки в указанном месяце.

Заявка на участие в аукционе поступила от единственного участника – АО «Красноярскнефтепродукт».

По итогам проведенного аукциона МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» заключило с АО «Красноярскнефтепродукт» контракт № 0519300004418000005-0400176-01 на поставку нефтепродуктов от 02.07.2018 (далее – Контракт).

В целях исполнения обязательств по Контракту поставка нефтепродуктов осуществлялась с июля 2018 года по июнь 2019 года ежемесячно. Объем поставленных нефтепродуктов по согласованию сторон был уменьшен на основании соглашения о частичном расторжении Контракта от 20.12.2018 в части поставки автомобильного бензина АИ-92 в п. Туру в объеме 650 т По причине фактического исполнения Контракт расторгнут по соглашению сторон 31.07.2019.

Вместе с тем, отгрузка и завоз нефтепродуктов в п. Тура, п. Байкит, п. Тутончаны, п. Суломай, п. Бурный, п. Полигус, п. Мирюга, п. Кузьмовка Эвенкийского района в указанном ассортименте и объемах осуществлен АО «Красноярскнефтепродукт» до размещения извещения о проведении электронного аукциона, проведения аукциона и заключения Контракта.

АО «Красноярскнефтепродукт» розничную, мелкооптовую реализацию нефтепродуктов на территории Эвенкийского района не осуществляет. В 2016-2017 годах поставку нефтепродуктов для нужд МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» не выполняло.

В 2016 году поставку нефтепродуктов для нужд МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» осуществляли ООО «ПФК Лагуна» (поставка в г. Красноярске, дальнейшее транспортирование автомобильным транспортом до с. Ванавара), ООО «Оптнефтепродукт» в п. Байкит, п. Суломай, п. Кузьмовка, п. Полигус, п. Тура, п. Тутончаны, п. Бурный речным транспортом в период навигации.

В 2017 году поставщиком нефтепродуктов для нужд МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» выступало ООО «Таймыр-Энерго», которое поставило автомобильный бензин Аи-92, дизельное топливо летнее, зимнее и арктическое в п. Байкит, п. Тура, п. Тутончаны речным транспортом в период навигации 2017 года.

Письмом от 23.03.2018 № 001/885 АО «Красноярскнефтепродукт» направило в адрес МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» просьбу о рассмотрении возможности оказания услуг хранения на нефтебазах МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт», предоставлении тарифов по хранению, перевалке и перекачке нефтепродуктов из танка судна на склады МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» в период летней навигации 2018 года. Сведения о видах, количестве нефтепродуктов, населенных пунктах не указывались.

Письмом от 26.03.2018 № 131 МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» информировало АО «Красноярскнефтепродукт» о наличии возможности по хранению нефтепродуктов, сообщило цены на услуги предприятия. Сведения о видах, количестве нефтепродуктов, населенных пунктах не указывались.

Договор № 642/4-6 на оказание услуг по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов был заключен МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» и АО «Красноярскнефтепродукт» 28.04.2018, согласно которому АО «Красноярскнефтепродукт» обязуется передать принадлежащие на праве собственности нефтепродукты, а МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» оказать услуги по их приему, хранению, учету и отгрузке топлива до 01.06.2019.

Вместе с тем ассортимент и количество нефтепродуктов, передаваемых на хранение, место хранения совпали с ассортиментом, количеством нефтепродуктов и пунктами поставки по закупке № 0519300004418000005: 1500 т автомобильного бензина марки АИ-92 в п. Тура, 100 т автомобильного бензина марки АИ-92 в п. Тутончаны, 350 т автомобильного бензина марки АИ-92 в п. Байкит, 40 т автомобильного бензина марки АИ-92 в п. Суломай, 45 т автомобильного бензина марки АИ-92 в п. Бурный, 35 т автомобильного бензина марки АИ-92 в п. Полигус, 20 т автомобильного бензина марки АИ-92 в п. Мирюга, 45 т автомобильного бензина марки АИ-92 в п. Кузьмовка, 150 т дизельного топлива зимнего в п. Тура, 100 т дизельного топлива зимнего в п. Байкит, 100 т дизельного топлива летнего в п. Тура, 50 т дизельного топлива летнего в п. Байкит, 100 т дизельного топлива арктического в п. Тура.

При этом на момент заключения Договора № 642/4-6 на оказание услуг по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов от 28.04.2018 АО «Красноярскнефтепродукт» не могло располагать сведениями об объемах поставки нефтепродуктов для нужд МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» в рамках предстоящего аукциона по закупке № 0519300004418000005.

В соответствии с информацией, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте www.zakupki.gov.ru, закупке 0519300004418000005 соответствует позиция плана-графика № 2018051930000440020000050001. Указанная позиция плана-графика не содержит сведений о пунктах поставки и количестве планируемой закупки нефтепродуктов – в разделе «Единица измерения» в разрезе марок топлива указано «Условная единица (усл. ед.)», в разделе «Количество (объем) закупаемых товаров, работ, услуг» указано – «1». По информации файла «Выгрузить сведения о товарах, работах, услугах» также не представляется возможным определить ассортимент и количество закупаемых нефтепродуктов в разрезе населенных пунктов Эвенкийского района – сведения о количестве нефтепродуктов и о пунктах поставки отсутствуют.

На основании статьи 22 Закона № 44-ФЗ в целях формирования начальной (максимальной) цены контракта МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» в ноябре 2017 года направило в адрес ООО «ПФК Лагуна», ООО «Таймыр-Энерго», АО «Красноярскнефтепродукт» предложения о представлении сведений о ценах, с учетом доставки в навигацию 2018 года, на автомобильный бензин АИ-92 и А-80 с доставкой в поселки Тура, Тутончаны, Байкит, Суломай, Кузьмовка, Бурный, Полигус, Мирюга, дизельное топливо зимнее с доставкой в поселки Тура, Байкит, Тутончаны, дизельное топливо арктическое с доставкой в п. Тура, дизельное топливо летнее с доставкой в п. Тура, п. Байкит. Указанные предложения МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» (исх. от 23.11.2017 № 602, № 603, № 604) не содержали сведений о количестве нефтепродуктов.

На основании статьи 22 Закона № 44-ФЗ в целях формирования начальной (максимальной) цены контракта МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» направило в адрес АО «Красноярскнефтепродукт», ООО «Престиж-Ойл», ООО «Оптнефтепродукт» (входит в группу лиц АО «Красноярскнефтепродукт») предложения о представлении сведений о ценах на нефтепродукты, с учетом доставки в навигацию 2018 года, а именно: автомобильный бензин АИ-92 и А-80 с доставкой в поселки Тура, Тутончаны, Байкит, Суломай, Кузьмовка, Бурный, Полигус, Мирюга, дизельное топливо зимнее с доставкой в поселки Тура, Байкит, Тутончаны, дизельное топливо арктическое с доставкой в п. Тура, дизельное топливо летнее с доставкой в п. Тура, п. Байкит. Указанные предложения МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» (исх. от 25.04.2018 № 178/1, № № 177/1, № 176/1) не содержали сведений о количестве нефтепродуктов.

В материалах дела отсутствуют доказательства официального обращения АО «Красноярскнефтепродукт» в МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» о том, в каком ассортименте и количестве, в какие поселки Эвенкийского района предполагается поставка нефтепродуктов в рамках предстоящего аукциона.

АО «Красноярскнефтепродукт» пояснило, что сведения об объемах нужд МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» в нефтепродуктах обществом были получены от МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» по электронной почте, доказательства чего не могут быть представлены обществом.

МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» не подтвердило позицию АО «Красноярскнефтепродукт». По мнению МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» сведения об объемах нефтепродуктов размещены в плане-графике закупок предприятия.

Вместе с тем, представленный МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд на 2018 год сведения о количестве планируемых к приобретению в 2018 году нефтепродуктов и пунктах их поставки не содержит (вх. от 19.02.2019 № 2690).

На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о наличии между АО «Красноярскнефтепродукт» и МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» договоренности в устной форме, содержанием которой явилось заблаговременное предоставление информации об аукционе (закупке 0519300004418000005), а именно – о количестве нефтепродуктов по пунктам поставки и видам топлива.

На момент направления ответа на письмо МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» от 25.04.2018 № 178/1 между МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» и АО «Красноярскнефтепродукт» уже был заключен договор 642/4-6 на оказание услуг по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов от 28.04.2018. Виды топлива, пункты поставки и количество нефтепродуктов коммерческого предложения АО «Красноярскнефтепродукт» совпали с ассортиментом, пунктами поставки и количеством нефтепродуктов по указанному договору хранения и предстоящей закупке № 0519300004418000005 (исх. от 17.05.2018 № 044/1578).

АО «Красноярскнефтепродукт» завезло нефтепродукты на территории п. Тура, п. Байкит, п. Тутончаны, п. Суломай, п. Бурный, п. Полигус, п. Мирюга, п. Кузьмовка Эвенкийского района в период навигации 2018 года по рекам Подкаменная Тунгуска с 21.05.2018 до 09.06.2018, Нижняя Тунгуска – с 30.05.2018 до 27.06.2018.

Нефтепродукты были завезены на склады МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» и переданы на хранение МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт».

Перевозка нефтепродуктов осуществлялась АО «Енисейское речное пароходство» на основании договора № 10.1-03.1-16.1-137 на оказание услуг по организации перевозки нефтепродуктов водным транспортом для нужд АО «Красноярскнефтепродукт» от 28.04.2018.

Письмом от 11.05.2018 № 004/1495 АО «Красноярскнефтепродукт» информировало МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» о том, что в рамках Договора № 642/4-6 на оказание услуг по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов от 28.04.2018 11.05.2018 с нефтебазы п. Абалаково отгрузились нефтепродукты в п. Байкит, п. Суломай, п. бурный, п. Полигус, п. Мирюга, п. Кузьмовка, п. Байкит в количестве 648,549 т.

Письмом от 21.05.2018 № 004/1626 АО «Красноярскнефтепродукт» информировало МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» о том, что в рамках Договора № 642/4-6 на оказание услуг по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов от 28.04.2018 по состоянию на 21.05.2018 с нефтебазы п. Абалаково были отгружены нефтепродукты в п. Тутончаны, п. Тура в количестве 1700,745 т.

Письмом от 24.05.2018 № 004/1685 АО «Красноярскнефтепродукт» информировало МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» о том, что в рамках Договора № 642/4-6 на оказание услуг по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов от 28.04.2018 по состоянию на 24.05.2018 с нефтебазы п. Абалаково были отгружены нефтепродукты в п. Тура в количестве 250 т.

Отгрузка нефтепродуктов производилась в п. Абалаково Красноярского края с 07.05.2018 по 23.05.2018, т.е. до публикации извещения об аукционе, проведения аукциона на поставку нефтепродуктов и заключения Контракта. Всего было отгружено 2 627,961 т нефтепродуктов.

На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу об осуществлении АО «Красноярскнефтепродукт» действий по завозу на территорию Эвенкийского муниципального района нефтепродуктов, которые были использованы для исполнения обязательств по Контракту, до публикации МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» извещения о проведении электронного аукциона на поставку нефтепродуктов для нужд предприятия и проведения указанного аукциона.

Частью 4 статьи 82.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 № 402 «Об утверждении Перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)» Эвенкийский муниципальный район Красноярского края отнесен к территории с ограниченными сроками завоза грузов.

По данным, представленным Главой Эвенкийского муниципального района, на территории района отсутствуют сельские поселения с круглогодичным транспортным сообщением с иными муниципальными образованиями за пределами Эвенкийского муниципального района (исх. от 29.08.2019 № 2257-13/3).

В п. Тура, п. Байкит, п. Тутончаны, п. Суломай, п. Бурный, п. Полигус, п. Мирюга, п. Кузьмовка Эвенкийского района завоз грузов осуществляется посредством водного транспорта  по рекам Нижняя Тунгуска и Подкаменная Тунгуска в период навигации, воздушного транспорта.

До п. Тура сезонно действует автозимник «Тура – Ванавара – граница Кежемского района». Указанный автозимник действовал с 12.01.2018 по 13.04.2018, с 26.12.2018 по 08.04.2019 на основании постановлений Администрации Эвенкийского муниципального района от 12.01.2018 № 3-п, от 09.04.2018 № 133-п, от 26.12.2018 № 543-п, от 02.04.2019 № 138-п.

До п. Байкит сезонно действует автозимник «Тура – Ванавара – гр. Богучанского района» (в 2017-2018 годах проезд осуществлялся только через Северо-Енисейский район). Указанный автозимник действовал с 19.12.2017 по 13.04.2018, с 10.12.2018 по 08.04.2019 на основании постановлений Администрации Эвенкийского муниципального района от 19.12.2017 № 647-п, от 09.04.2018 № 133-п, от 10.12.2019 № 510-п, от 02.04.2019 № 138-п.

По данным МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» поставка грузов на территорию п. Тутончаны возможна также речным транспортом из п. Тура в мае-сентябре, в поселки Суломай, Бурный, Полигус, Мирюга, Кузьмовка – речным транспортом из п. Байкит в мае-сентябре.

Согласно информации, представленной Енисейским УГМРН Ространснадзора, навигационный период находится в зависимости от природно-климатических условий и гидрологического режима водных путей. Обслуживание судоходной обстановки и безопасности судоходства осуществляет ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» (от 29.03.2019 № 174/2-14).

По информации ФБУ «Администрация «Енисейречтранс», представленной письмом от 27.03.2019 № 07-18-18, ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» содержало судоходную обстановку на реках Подкаменная Тунгуска и Нижняя Тунгуска в установленный государственным заданием период после окончания ледохода на указанных реках с 20 мая по 3 июня 2018 года продолжительностью 15 суток и с 30 мая по 24 июня 2018 года соответственно.

Из вышеизложенного МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» разместило 04.06.2018 извещение о проведении электронного аукциона на поставку нефтепродуктов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте www.zakupki.gov.ru  после окончания навигации по реке Подкаменная Тунгуска (03.06.2018), назначило проведение аукциона на 25.06.2018, т.е. после окончания навигации по реке Нижняя Тунгуска (24.06.2018).

Таким образом, МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» провело аукцион после окончания навигации по рекам Подкаменная Тунгуска и Нижняя Тунгуска.

Из вышеизложенного на момент проведения аукциона отсутствовала возможность поставки нефтепродуктов на территорию  п. Тура и п. Байкит до открытия автозимника, на территории п. Суломай, п. Бурный, п. Полигус, п. Мирюга, п. Кузьмовка, п. Тутончаны  – до открытия навигации в 2019 году.

Вместе с тем согласно условиям Документации аукциона в электронной форме № 04/18 от 04.06.2018,  условиям контракта на поставку нефтепродуктов поставщику надлежит осуществлять поставку нефтепродуктов с момента подписания контракта по заявкам Заказчика ежемесячно.

Учитывая условия аукциона по срокам поставки нефтепродуктов, отдаленности населенных пунктов поставки нефтепродуктов, а также принимая во внимание наличие возможности поставки нефтепродуктов в спорный период в п. Тура, п. Тутончаны, п. Байкит, п. Суломай, п. Бурный, п. Полигус, п. Мирюга, п. Кузьмовка только авиаперевозками, Комиссия считает, что совокупность этих обстоятельств фактически исключает возможность участия в аукционе на конкурентных условиях заранее не подготовившихся хозяйствующих субъектов.

В совокупности указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что АО «Красноярскнефтепродукт» заранее располагало необходимыми сведениями о проведении аукциона, а также имело достаточные основания полагать, что по результатам указанного аукциона будет объявлено победителем.

Оценив вышеуказанные обстоятельства в совокупности, Комиссия приходит к выводу о наличии договоренности в устной форме между МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» и АО «Красноярскнефтепродукт», содержание которой явилось заблаговременное предоставление информации об аукционе (позволившее заранее завести нефтепродукты в необходимом количестве на территорию Эвенкийского района), а также проведение аукциона в период, препятствующий с учетом природных условий завозу нефтепродуктов, и, соответственно, участию в аукционе других хозяйствующих субъектов.

Комиссия соглашается с доводом заявителей и полагает, что публикация в пресс-релизе «О ценах на нефтепродукты в Эвенкии» газеты «Эвенкийская жизнь» № 24 от 22.06.2018 до проведения конкурса (25.06.2018) сведений о том, что «МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» был объявлен конкурс на приобретение ГСМ для нужд района. По результатам открытого аукциона определен поставщик ОАО «Красноярскнефтепродукт», и в настоящее время летней навигации идет активная поставка топлива в райцентр, с. Байкит и другие поселки района.» также может свидетельствовать о наличии договоренности.

Согласно информации, представленной МКУ «Редакция газеты «Эвенкийская жизнь» Эвенкийского муниципального района от 27.03.2019 № 29, пресс-релиз «О ценах на нефтепродукты в Эвенкии», опубликованной в газете «Эвенкийская жизнь» № 24 от 22.06.2018, подготовлен на основе сведений, полученных в Администрации Эвенкийского муниципального района – единственного учредителя (участника) МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт».

Из содержания пресс-релиза «Северный завоз: все идет по плану», опубликованному в газете «Эвенкийская жизнь» № 22 от 08.06.2018, согласно которому «в Байкитской и Тунгуссо-Чунской группе поселений ГСМ доставлено, а для нужд Илимпийской группы поселений уже отгружено, часть находится в пути», не представляется возможным установить поставщиков и заказчиков. Вместе с тем, завоз нефтепродуктов на территорию Эвенкийского района в период навигации 2018 года осуществлялся и для нужд иных муниципальных предприятий района.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закон о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Соглашение может быть заключено как в письменной, так и в устной форме, исходя из положения части 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, согласно которому – соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно статье 3 Закона о защите конкуренции указанный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции.

Статья 4 Закона о защите конкуренции определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются, в том числе, сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке; рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке; отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке; определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке; иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Письмами от 25.03.2019 № 4330, 05.04.2019 № 5103 Красноярское УФАС России предложило хозяйствующим субъектам, участвующим в торгах и (или) имеющим практику поставки нефтепродуктов на территорию Эвенкийского района, а именно: ООО «Таймыр-Энерго», ООО «Престиж-Ойл», ООО «ПФК Лагуна», ООО «Кросс Арктик групп», ООО «Энергоресурс», ООО «ТрансТрейд», представить сведения, в том числе – о наличии (отсутствии) намерений по поставке нефтепродуктов (автомобильный бензин, дизельное топливо) для нужд МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» в 2018 году, о наличии (отсутствии) причин, в силу которых общество не приняло участие в аукционе по закупке № 0519300004418000005.

Письмом от 15.04.2019 № 24 ООО «ТрансТрейд» проинформировало Красноярское УФАС России о том, что общество неоднократно осуществляло поставку нефтепродуктов на территории Крайнего Севера, в том числе – Эвенкийского района: в с. Ванавара и с. Байкит в 2015 году, в п. Тура, с. Байкит в 2016 году, для нужд МП ЭМР «Илимпийские электросети» в 2017 году, в с. Ванавара и п. Тура в 2018 году, и ООО «ТрансТрейд» имело намерение принять участие в аукционе по закупке № 0519300004418000005. Вместе с тем ООО «ТрансТрейд» было принято решение не подавать заявку на участие в аукционе, поскольку было известно, что навигация по реке Нижняя Тунгуска в 2018 году заканчивается в конце июня, а по реке Подкаменная Тунгуска закончилась 09.06.2018, что делало исполнение контракта на поставку нефтепродуктов невозможным. ООО «ТрансТрейд» полагает, что действия МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» были направлены на создание преимущественных условий для АО «Красноярскнефтепродукт», исполнение закупки было возможно лишь в случае заблаговременного завоза требуемых нефтепродуктов в резервуары МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт». Согласно позиции ООО «ТрансТрейд» аукцион на поставку нефтепродуктов по закупке № 0519300004418000005 проводился МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» по уже фактически ранее исполненной поставке, что привело к ухудшению конкурентных позиций не только ООО «ТрансТрейд», но и иных поставщиков.

Согласно пояснениям, представленным  ООО «ТрансТрейд» письмом от 11.12.2019 № 110, проведение МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» закупки на поставку нефтепродуктов для нужд предприятия после окончания сроков навигации в 2018 году не ухудшило конкурентные позиции общества. ООО «ТрансТрейд» располагало информацией о проведении закупочной процедуры, но не принимало меры по подготовке к указанной процедуре (не осуществило доставку нефтепродуктов по зимней автодороге) и не обжаловало закупочную процедуру. ООО «ТрансТрейд» в указанной закупке не участвовало по причине роста динамики биржевых цен на нефтепродукты.

Из вышеизложенного на момент пересмотра решения по делу № 124-10/17-18 по вновь открывшимся обстоятельствам действия МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» и АО «Красноярскнефтепродукт» по поставке нефтепродуктов на территорию Эвенкийского муниципального района в 2018 году в рамках закупки № 0519300004418000005 не привели к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе – в отношении ООО «ТрансТрейд».

В Письме ФАС России от 04.09.2017 № ИА/60890/17 «О действиях антимонопольных органов в случаях поступления информации о нарушении одновременно запретов, установленных Законом о защите конкуренции и одним из законов, регулирующих закупочную деятельность» отмечается, что запреты на действия, указанные в пункте 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции (в части антиконкурентных соглашений), а также на иные действия при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, прямо не поименованные в данной норме, но которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, не являются безусловными запретами, и составы правонарушений, выразившиеся в их нарушении, не являются формальными.

То есть для квалификации действий, совершенных при осуществлении закупочной деятельности, в качестве нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 (в части антиконкурентных соглашений), антимонопольному органу необходимо доказывать последствия нарушения (в том числе возможные) в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции (либо цель ограничения конкуренции в случае доказывания антиконкурентных соглашений, запрещенных пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции).

Поскольку на момент пересмотра решения по делу № 124-10/17-18 по вновь открывшимся обстоятельствам, сведения о последствиях нарушения в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции, о цели ограничения конкуренции в действиях МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» и АО «Красноярскнефтепродукт» по поставке нефтепродуктов на территорию Эвенкийского муниципального района в 2018 году в рамках закупки № 0519300004418000005 в материалах дела отсутствуют, Красноярским УФАС России не установлены, рассматриваемые действия не могут быть квалифицированы по пункту 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 18.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), осуществляется в случаях, предусмотренных федеральными законами и в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Государственное регулирование цен на продовольственные товары в Российской Федерации осуществляется в соответствии с указом Президента РФ от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», принятым во исполнение указа Президента РФ от 28.02.1995 № 221, утвержден перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, в том числе: снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов.

Приказом Министерства промышленности, энергетики и торговли Красноярского края от 22.05.2017 № 06-14н «Об установлении предельных снабженческо-сбытовых и торговых надбавок на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов» утверждены предельные максимальные снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на нефтепродукты, реализуемые на территории Эвенкийского района Красноярского края.

Так, приказом Министерством промышленности, энергетики и торговли Красноярского края от 22.05.2017 № 06-14н утверждены максимальные снабженческо-сбытовые надбавки на нефтепродукты, реализуемые на территории п. Байкит, п. Бурный, п. Кузьмовка, п. Куюмба, п. Мирюга, п. Ошарово, п. Полигус, п. Суломай, п. Суринда в размере 17491,94 руб/т с НДС без учета транспортных расходов, 24691,94 руб/т с НДС с учетом транспортных расходов; п. Тура, п. Ессей, п. Кислокан, п. Нидым, п. Тутончаны, п. Учами, п. Чиринда, п. Эконда, п. Юкта – 11430,82 руб/т с НДС без учета транспортных расходов, 24560,56 руб/т с НДС с учетом транспортных расходов.

Размер предельной снабженческо-сбытовой и торговой надбавки включает в себя издержки обращения продавца, уровень рентабельности не более 10 процентов к издержкам продавца и применяется к покупной стоимости нефтепродуктов

Таким образом, АО «Красноярскнефтепродукт» при поставке нефтепродуктов на территорию Эвенкийского района надлежало применять снабженческо-сбытовые надбавки на нефтепродукты в размерах, не превышающих установленные Министерством промышленности, энергетики и торговли Красноярского края.

В соответствии с Положением о службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 13.12.2013 № 657-п «Об утверждении положения о службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края», Служба является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в сфере ценообразования (за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных органов исполнительной власти края): за применением цен (тарифов) на продукцию, товары и услуги, государственное регулирование которых осуществляется органами исполнительной власти.

Определением Красноярского УФАС России о привлечении эксперта к рассмотрению дела № 124-10/17-18 от 28.03.2019 Служба финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края привлечена к участию в рассмотрении дела №124-10/17-18 в качестве эксперта, назначено проведение экспертизы на предмет соблюдения АО «Красноярскнефтепродукт» установленного порядка ценообразования на нефтепродукты, поставленные для нужд МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» в рамках исполнения обязательств по контракту на поставку нефтепродуктов № 0519300004418000005-0400176-01 от 02.07.2018.

По результатам проведенной экспертизы Службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края установлено следующее (исх. от 27.08.2019 № 101-1390).

АО «Красноярскнефтепродукт» при формировании цен на нефтепродукты, поставленные по Контракту, вправе применять снабженческо-сбытовую надбавку с учетом транспортных расходов согласно приказу Министерства промышленности, энергетики и торговли Красноярского края от 22.05.2017 № 06-14н: 24691,94 руб/т с НДС (с. Байкит, п. Бурный, п. Кузьмовка, с. Мирюга, п. Полигус, п. Суломай), 18828,98 руб/т с НДС (п. Тура, п. Тутончаны).

Службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края установлено завышение предельного максимального размера снабженческо-сбытовых надбавок с учетом транспортных расходов, утвержденных приказом Министерства промышленности, энергетики и торговли Красноярского края от 22.05.2017 № 06-14н, на бензин АИ-92 в размере от 669,46 до 8352,41 руб/т без НДС, на дизельное топливо арктическое – в размере 12664,66 руб/т без НДС, дизельное топливо зимнее – в размере от 4110,59 до 8329,11 руб/т без НДС, на дизельное топливо летнее – в размере от 3244,23 до 7462,74 руб/т без НДС.

Сумма, полученная в результате завышения предельного максимального размера снабженческо-сбытовых надбавок на нефтепродукты, поставленных для нужд МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» по Контракту, составила 8 705 289 рублей 63 копеек без НДС.

Согласно пояснениям АО «Красноярскнефтепродукт» общество имеет право применять как снабженческо-сбытовую, так и торговую надбавку одновременно. По мнению АО «Красноярскнефтепродукт», обществом соблюдены требования приказа Министерства промышленности, энергетики и торговли Красноярского края от 22.05.2017 № 06-14н поскольку рентабельность АО «Красноярскнефтепродукт» по основной части поставок является отрицательной либо составляет 0%.

Комиссия не согласна с указанными доводами АО «Красноярскнефтепродукт» по следующим основаниям.

Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости – и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.

В соответствии с положениями Приказа министерства промышленности и энергетики Красноярского края от 30.06.2010 № 011/46 «Об установлении предельных максимальных снабженческо-сбытовых и торговых надбавок на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов» размер снабженческо-сбытовой и торговой надбавок включает в себя издержки обращения продавца, уровень рентабельности не более 10 процентов к издержкам продавца и применяется к покупной стоимости нефтепродуктов.

В действующем законодательстве отсутствует норма, регулирующая применение снабженческо-сбытовых надбавок, утвержденных приказом Министерства промышленности, энергетики и торговли Красноярского края от 22.05.2017 № 06-14н, в зависимости от величины рентабельности деятельности субъекта регулирования.

Понятие издержки обращения содержится в «Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций», утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, в которой определено, что организации, ведущие торговую деятельность, ведут учет издержек обращения, к которым относятся расходы на перевозку товаров, на оплату труда, на аренду, на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря, по хранению товаров, на рекламу, на представительские расходы, другие аналогичные по назначению расходы. Таким образом, к категории «издержки обращения» могут быть отнесены любые расходы, несение которых необходимо для конечной продажи.

Согласно пункту 3.2 Методических рекомендаций по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденных письмом Минэкономики России от 20.12.1995 № 7-1026 (далее – Методические рекомендации по формированию цен), имеющих рекомендательный характер, снабженческо-сбытовая надбавка организации оптовой торговли (снабженческо-сбытовые и другие посреднические предприятия и организации) включает в себя расходы по закупке, хранению, комплектации, подсортировке, фасовке, транспортировке и реализации товаров, а также прибыль, признанную необходимой для нормальной деятельности.

В соответствии с пунктом 4.3 Методических рекомендаций по формированию цен в торговую надбавку включаются издержки обращения, в том числе транспортные расходы по доставке товаров от поставщика, другие расходы по закупке и реализации товаров розничных торговых организаций и предприятий или предприятий бытового обслуживания населения и налог на добавленную стоимость, а также прибыль.

Таким образом, снабженческо-сбытовая и торговая надбавки направлены на компенсацию расходов продавца, связанных с реализацией нефтепродуктов потребителю, включают в себя разные группы издержек субъекта регулирования.

Из вышеизложенного решение вопроса правомерности одновременного применения снабженческо-сбытовой и торговой надбавок на нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера, обусловлено имеющимися фактическими звеньями товародвижения нефтепродуктов (соответствующими расходами продавца – субъекта регулирования). При рассмотрении указанного вопроса необходимо учитывать ситуацию, при которой нефтепродукты доставляются субъектом регулирования и помещаются на хранение на нефтебазу, затем доставляются от нефтебазы на АЗС и отпускаются субъектом регулирования оптом и (или) в розницу.

Поскольку в рамках исполнения Контракта АО «Красноярскнефтепродукт» завезло нефтепродукты на территорию Эвенкийского района, хранило нефтепродукты на нефтебазах и отпускало нефтепродукты с этих же нефтебаз, Комиссия соглашается с позицией Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края о применении АО «Красноярскнефтепродукт» исключительно снабженческо-сбытовых надбавок с учетом транспортных расходов согласно приказу Министерства промышленности, энергетики и торговли Красноярского края от 22.05.2017 № 06-14н.

Согласно пояснениям АО «Красноярскнефтепродукт» при расчете предельных цен на нефтепродукты экспертом были использованы среднеучетные цены, а не покупная стоимость нефтепродуктов согласно приказу Министерства промышленности, энергетики и торговли Красноярского края от 22.05.2017 № 06-14н. По мнению общества среднеучетные цены формируются с учетом остатка нефтепродуктов на начало месяца, поэтому фактическая покупная стоимость нефтепродуктов размывается и не соответствует действительной покупной стоимости нефтепродуктов.

АО «Красноярскнефтепродукт» также полагает, что поскольку общество использовало банковские кредитные ресурсы и заемные средства в целях приобретения нефтепродуктов, целесообразно включить в покупную стоимость нефтепродуктов 4732,87 руб на тонну.

В силу пунктов 5, 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденного приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит), начисленные до принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих запасов, относятся к фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов

Исходя из принятой учетной политики АО «Красноярскнефтепродукт» для целей бухгалтерского учета, утвержденной приказом общества от 28.12.2016 № 263, товары, приобретенные для реализации и сбыта, учитываются по покупной стоимости (без налогов) на складах и в розничной торговле (АЗС). Списание себестоимости покупных товаров при их реализации и ином выбытии осуществляется по средней стоимости, исчисленной за месяц, которая исчисляется в разрезе складов хранения (участки и АЗС) по номенклатурным номерам нефтепродуктов.

Согласно пункту 2.5.5 учетной политики АО «Красноярскнефтепродукт» проценты по долговым обязательствам любого вида, исчисленные исходя из фактической ставки, вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего или инвестиционного) относятся к внереализационным расходам (доходам). Расходом (доходом) признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами.

Произведенный Комиссией расчет предельной цены на нефтепродукты, с учетом расходов АО «Красноярскнефтепродукт» на использование банковских кредитных ресурсов и заемных средств в целях приобретения нефтепродуктов, в расчете 4732,87 руб на тонну, и снабженческо-сбытовых надбавок с учетом транспортной доставки, свидетельствует о завышении фактической отпускной цены на дизельное топливо летнее, поставленное в п. Туру, в размере 2729,87 руб/т, дизельное топливо арктическое, поставленное в п. Туру, в размере 7931,79 руб/т, дизельное топливо зимнее, поставленное в п. Туру, в размере 3596,24 руб/т, на автомобильный бензин АИ-92, поставленный в п. Мирюга, в размере 3619,54 руб/т, на автомобильный бензин АИ-92, поставленный в п. Байкит, в размере 905,23 руб/т, на автомобильный бензин АИ-92, поставленный в п. Тура, в размере 155,11 руб/т.

Сумма, полученная в результате завышения предельного максимального размера снабженческо-сбытовых надбавок на нефтепродукты, поставленных для нужд МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» по Контракту, с учетом расходов АО «Красноярскнефтепродукт» на использование банковских кредитных ресурсов и заемных средств в целях приобретения нефтепродуктов, составила 2 126 789 руб.

В соответствии с положениями части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе – нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции АО «Красноярскнефтепродукт» в рассматриваемый период занимало доминирующее положение на рынке поставки бензина автомобильного марки АИ-92, топлива дизельного на территории п. Тура, п. Тутончаны, п. Байкит, п. Сутомай, п. Бурный, п. Полигус, п. Мирюга, п. Кузьмовка Эвенкийского муниципального района Красноярского края.

Нарушение АО «Красноярскнефтепродукт» установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования на нефтепродукты, поставленные по Контракту, ущемляет интересы неопределенного круга потребителей – потребителей МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» на розничных и мелкооптовых рынках, поскольку при формировании розничных и мелкооптовых цен МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» применяет предельные надбавки к покупной стоимости нефтепродуктов, вследствие чего, потребители МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» приобретают нефтепродукты по завышенной розничной, мелкооптовой цене.

В рамках пересмотра принятого Красноярским УФАС России решения по делу № 124-10/17-18 от 02.12.2019 по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам в связи с выявлением обстоятельств, которые не были и не могли быть известны на момент оглашения резолютивной части решения по делу, но имеют существенное значение для правильного разрешения дела, доводы АО «Красноярскнефтепродукт» в части пересмотра дела по признакам нарушения обществом пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в том числе - пояснения, доказательства и доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела № 124-10/17-18 от 03.07.2020, АО «Красноярскнефтепродукт» не представлены.

Поскольку  на момент принятия решения по делу № 124-10/17-18 Контракт исполнен, Комиссия не находит оснований для выдачи АО «Красноярскнефтепродукт» предписания.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
по рассмотрению дела № 124-10/17-18 о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать АО «Красноярскнефтепродукт» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;

2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

3. Передать материалы дела № 124-10/17-18 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении АО «Красноярскнефтепродукт» и виновных должностных лиц дел об административном правонарушении по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Рассмотрение дела, возбужденного по признакам нарушения АО «Красноярскнефтепродукт» и МП ЭМР «Эвенкиянефтепродукт» пункт 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

 

Председатель Комиссии

 

<...>

 

 

 

Члены Комиссии

 

<...>

 

 

 

                         <...>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны