Письмо б/н решение от 26 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №024/07/3-129/2024

 

26 января 2024 года г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе:

председатель Комиссии – Мерзляков В.Л., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии: Чайкун И.А., начальник отдела, Жукова Т.Э., заместитель начальника отдела (далее – Комиссия),

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) жалобу ООО «СибМК» на действия организатора торгов – ООО «Аэропорт Емельяново» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право оказания услуг по комплексной уборке и обслуживанию внутренних помещений зданий пассажирского Терминала №1 и пассажирского Терминала №2 с переходной галереей, для нужд ООО «Аэропорт Емельяново» (извещение № 32313152244) (далее – закупка),

при участии посредством видео-конференц-связи представителя организатора торгов Синкина А.В. (доверенность № ДАЕ-23-177 от 16.11.2023), при очном участии представителей заинтересованного лица – участника закупки ООО «Верный выбор» Обухова И.Б. (выписка из ЕГРЮЛ), Богданчиковой Л.Ю. (доверенность от 24.01.2024 № 3), в отсутствие представителя заявителя, уведомленного надлежащим образом о времени, дате и месте рассмотрения жалобы,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Красноярского УФАС России 17.01.2024 поступила жалоба ООО «СибМК» на действия организатора торгов, выразившиеся в проведении закупки с нарушением требований законодательства Российской Федерации.

Красноярским УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ в адрес заявителя и организатора торгов направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении процедуры заключения договора до рассмотрения жалобы по существу.

 

Рассмотрение жалобы состоялось 26.01.2024 в 10:30 (время местное). Жалоба рассмотрена в сроки, установленные частью 14 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Согласно доводам жалобы закупочная документация составлена со следующими нарушениями требований законодательства Российской Федерации.

1. По мнению заявителя, установленный порядок оценки заявок по подкритерию 1 «Наличие у участника закупки успешно исполненных договоров (контрактов) по оказанию услуг, связанных с предметом закупки, по стоимости исполненных обязательств» критерия оценки «Опыт участника закупки по оказанию аналогичных услуг» является дискриминационным по отношению к участникам закупки, поскольку к оценке по данному подкритерию принимаются исключительно договоры/контракты, заключенные в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и/или Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

2. Подкритерий 3 «Наличие успешно исполненных договоров по оказанию услуг, связанных с обслуживанием терминалов аэропортов (ж/д вокзалов, морских портов), заключенных в период с 01.01.2021 до даты окончания подачи заявок» критерия оценки «Опыт участника закупки по оказанию аналогичных услуг» противоречит принципам, установленным Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ, поскольку ограничивает участников закупки, не имеющих опыта работы на указанных объектах.

3. Расчет баллов по подкритерию 1 «Наличие трудовых ресурсов» критерия оценки «Обеспеченность кадровыми ресурсами участника закупки, квалификация сотрудников участника» создает неравные условия для участников закупки, поскольку дает преимущество тем участникам закупки, которые имеют большое количество штатных сотрудников.

С вышеуказанными доводами заявителя организатор торгов не согласился на основании доводов, подробно изложенных в представленных письменных возражениях.

Комиссия, рассмотрев представленные документы и сведения, документы, размещенные на официальном сайте в сети «Интернет», выслушав представителей организатора торгов и заинтересованного лица, участвующих в рассмотрении жалобы, установила следующее.

Обжалуемые торги проводятся в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках ООО «Аэропорт Емельяново», утвержденным в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 2 Закона 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Из пункта 2 части 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ следует, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

 

 

 

Из пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Закон № 223-ФЗ не закрепляет перечень критериев оценки, которые могут быть применены при проведении конкурса, и не устанавливает обязательного для применения всеми заказчиками порядка проведения оценки заявок.

Вместе с тем, заказчик при осуществлении конкурентной процедуры наделен правом самостоятельного формирования порядка оценки заявок по критериям, определения их содержания, значимости, при условии, что такой порядок не повлечет за собой необоснованное ограничение конкуренции.

Частью 3 закупочной документации предусмотрены следующие критерии оценки участников закупки.

п/п

Наименование критерия

Коэффициент значимости (КЗi)

Подтверждающие документы

1.

Стоимость предложения участника (ЦБ)

0,30

Указывается в разделе Ценовое предложение

2.

Опыт участника закупки по оказанию аналогичных услуг (НЦ1)

0,30

Копии документов и заполненные формы предоставляются в составе заявки

3.

Обеспеченность кадровыми ресурсами участника закупки, квалификация сотрудников участника (НЦ2)

0,30

Копии документов и заполненные формы предоставляются в составе заявки

4.

Обеспеченность материально-техническими ресурсами участника закупки (НЦ3)

0,05

Копии документов и заполненные формы предоставляются в составе заявки

5.

Наличие действующей системы менеджмента качества ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) (НЦ4)

0,05

Копии документов предоставляются в составе заявки

 

Критерий оценки «Опыт участника закупки по оказанию аналогичных услуг» (часть 3 критерии оценки закупочной документации) содержит 3 подкритерия:

1. Наличие у участника закупки успешно исполненных договоров (контрактов) по оказанию услуг, связанных с предметом закупки, по стоимости исполненных обязательств, по которому оценивается договоры (контракты), заключенные в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и/или Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

2. Наличие у участника закупки успешно исполненных иных гражданско-правовых договоров по оказанию услуг, связанных с предметом закупки, по стоимости исполненных обязательств, по которому оценивается общая стоимость заключенных и успешно исполненных гражданско-правовых договоров на оказание услуг, связанных с предметом закупки.

3. Наличие успешно исполненных договоров по оказанию услуг, связанных с обслуживанием терминалов аэропортов (ж/д вокзалов, морских портов), заключенных в период с 01.01.2021 до даты окончания подачи заявок, по которому оценивается наличие успешно исполненных договоров на оказание услуг по комплексному обслуживанию и уборке помещений или услуг по комплексной уборке помещений терминалов аэропортов, железнодорожных вокзалов, морских портов с круглогодичным и круглосуточным графиком проведения уборки.

Таким образом, Комиссией установлено, что согласно условиям закупочной документации по критерию оценки «Опыт участника закупки по оказанию аналогичных услуг» наряду с договорами (контрактами), заключенными в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и/или Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, оцениваются также и договоры, заключенные в гражданско-правовом порядке.

 

Таким образом, участник закупки не имеющий опыта исполнения договоров (контрактов), заключенных в порядке Законов №44-ФЗ и № 223-ФЗ не лишен права на участие в рассматриваемой закупке и шансов на победу, в случае получения баллов по иным критериям, в том числе по ценовому, а также в случае наличия опыта по иным гражданско-правовым договорам. Следовательно, указанный довод жалобы не нашел своего подтверждения.

Кроме того, третий подкритерий раскрывает содержание сопоставимости оцениваемых услуг с услугами, являющимися предметом конкурса, и связан со спецификой деятельности объектов заказчика (аэропорт), в том числе, высокий пассажиропоток, особый пропускной режим в контрольные зоны, нестандартное время работы, круглосуточный график оказания услуг, использование специализированной техники, уборка телескопических трапов и эскалаторов и т.п.

Комиссия отмечает, что реализация права заказчика на самостоятельное установление требований к участникам закупки и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, должна осуществляться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом № 223-ФЗ принципов.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

Обозначенные заказчиком показатели критерия оценки «Опыт участника закупки по оказанию аналогичных услуг» в полной мере соотносятся с объектом закупки, направлены на выбор победителем конкурса лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика. При этом участник закупки, не набравший баллы по спорным показателям, в том числе ввиду непредставления соответствующих документов, от участия в закупке не отстраняется и, вопреки доводам заявителя, может стать победителем конкурса, исходя из оценки по иным оценочным критериям.

В рамках критерия оценки «Обеспеченность кадровыми ресурсами участника закупки, квалификация сотрудников участника» установлен подкритерий «1. Наличие трудовых ресурсов», по которому оценивается количество работников с опытом работы по соответствующим (уборщик помещений, администратор, менеджер) или аналогичным должностям, имеющихся в штате участника закупки не менее 3 (трех) месяцев с даты приема.

Из довода жалобы следует, что указанный подкритерий оценки не позволяет получить максимальный балл участникам закупки, по отношению к крупным участникам рынка клининговых услуг, имеющим большее количество штатных сотрудников.

Согласно условиям закупочной документации предметом закупки является оказание услуг по комплексной уборке и обслуживанию внутренних помещений, перечень которых определён в Техническом задании закупочной документации.

Исходя из условий закупаемых услуг, Комиссией установлено, что, оспариваемый показатель критерия «Обеспеченность кадровыми ресурсами участника закупки, квалификация сотрудников участника» обусловлен спецификой оказываемых услуг, в том числе, возможностью оказывать услуги по уборке беспрерывно, своевременно и предоставляет заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлен на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что установленный порядок оценки заявок применяется в равной степени ко всем участникам закупки и позволяет выявить наилучшее предложение исполнения условий договора.

В свою очередь, Комиссия принимает во внимание, что спорные требования предъявлены ко всем участникам закупки, что не может рассматриваться как дискриминационное условие, ограничивающее конкуренцию, поскольку участником закупки будет получен балл соответствующий условиям его заявки.

При этом указанный критерий не является условием допуска к участию в закупке, а учитывается только при оценке заявок участников. Непредставление участником закупки в составе заявки сведений по квалификационным требованиям, не является основанием отклонения такой заявки.

Таким образом, Комиссия, приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ, Комиссия,

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «СибМК» на действия организатора торгов – ООО «Аэропорт Емельяново» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право оказания услуг по комплексной уборке и обслуживанию внутренних помещений зданий пассажирского Терминала №1 и пассажирского Терминала №2 с переходной галереей, для нужд ООО «Аэропорт Емельяново» (извещение № 32313152244) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны