Письмо №ВМ/17235/23 РЕШЕНИЕ №024/07/3-2787/2023 от 13 октября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
|
РЕШЕНИЕ №024/07/3-2787/2023
10 октября 2023 года г. Красноярск
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе:
председатель Комиссии – Мерзляков В.Л., заместитель руководителя управления,
члены Комиссии: Чайкун И.А., начальник отдела, Жукова Т.Э. – заместитель начальника отдела (далее – Комиссия),
рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) жалобу ИП Турова на действия организатора торгов – АО «Группа Строительно-транспортных компаний» при проведении запроса котировок на право заключения договора на оказание услуг спецтехники для нужд заказчика АО «Группа Строительно-транспортных компаний» (извещение № 32312792642) (далее – закупка),
при участии: от организатора торгов Григорьева С.С. (доверенность от 06.10.2023), Филь А.Д. (доверенность от 06.10.2023), заявитель направил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Красноярского УФАС России 02.10.2023 поступила жалоба ИП Турова А.В. на действия организатора торгов, выразившиеся в составлении закупочной документации с нарушением законодательства Российской Федерации.
Красноярским УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ в адрес заявителя, организатора торгов направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении процедуры заключения договора до рассмотрения жалобы по существу. Жалоба рассмотрена в сроки, установленные частью 14 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.
Согласно доводам закупочная документация составлена с нарушением законодательства Российской Федерации, а именно:
1) извещение о проведении закупки содержит противоречивую информацию, в части предмета закупки, которая не совпадает с условиями Технического задания, предметом закупки;
2) требование Технического задания к технике: «количество часов – 800 часов» не позволяет определить установленное значение, что приводит к ограничению количества участников закупки;
3) услуги по обустройству временных проездов для мусоровоза на рабочей карте полигона, предусмотренные Техническим заданием, не являются транспортными услугами, соответственно, к предмету закупки не относятся;
4) с учетом сроков аккредитации на ЭТП «РосТорги», установление заказчиком минимального срока подачи заявок на участие в закупке, создает препятствие к участию в закупке, не позволяет потенциальным участникам, ввиду объективных обстоятельств, подать заявку.
Организатор торгов представил следующие возражения на доводы жалобы.
-
В общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности отсутствуют коды, в полной мере отражающие потребности заказчика, в связи с этим организатором торгов был выбран код, наиболее подходящий к необходимым работам на полигоне по мнению Заказчика.
В Техническом задании достаточно подробно описаны необходимые работы на полигоне и требуемая для их выполнения спецтехника, что позволяет определить требования к работам и не препятствует потенциальным участникам к участию закупке.
-
Начальная максимальная цена договора составляет 4 640 000 рублей, общее количество часов по договору - 800 часов, соответственно, стоимость услуг за 1 час - 5800 рублей.
Требование к технике, в части указания количества часов, предусмотрено, в целях бесперебойной работы техники в требуемом количестве, поскольку указанное количество времени является непостоянной величиной, а переменной, по заданию заказчика.
-
В Техническом задании допущена опечатка, что следует из самого предмета закупки, технического задания, проекта договора и установленных кодов ОКПД 2. Из требований Технического задания явно следует, что заказчику необходимы услуги спецтехники, а не транспортные услуги, подразумевающие собой перевозку грузов.
-
Срок начала подачи заявок с 25.09.2023 по 02.10.2023 до 17:30 (по Красноярскому времени). Если срок подачи заявок на участие в закупке считать со дня наступления события, то есть со дня начала приема заявок по дату и время окончания подачи заявок, то срок подачи заявок на участие в закупке составляет 5 рабочих дней.
Также организатор торгов отмечает, что у него отсутствует обязанность, при установлении срока подачи заявок на участие в торгах, учитывать время аккредитации на площадке, тем самым, увеличивать срок подачи заявок на участие в торгах. Своевременная аккредитация на любых ЭТП - это зона ответственности самого участника, а также его риски.
Комиссия, рассмотрев представленные документы и сведения, документы, размещенные на официальном сайте в сети «Интернет», выслушав представителей организатора торгов, установила следующее.
Обжалуемая закупка проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон №223-ФЗ), Положением о закупках АО «Группа Строительно-транспортных компаний», утвержденным в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ.
С целью проведения закупки организатором торгов в Единой информационной системе 25.09.2023 размещена документация о проведении запроса котировок на право заключения договора на оказание услуг спецтехники для нужд заказчика АО «Группа Строительно-транспортных компаний» (извещение № 32312792642).
Согласно пункту 4 Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме № 04/23 «Оказание услуг спецтехники для нужд заказчика Акционерное общество «Группа Строительно-транспортных компаний»» (далее – Извещение о проведении закупки) предметом закупки является оказание услуг по охране объектов, предназначенных для ведения деятельности по обращению с ТКО.
Подпунктом 1.1 раздела 1 «Предмет договора» проекта договора, являющегося неотъемлемой частью закупочной документации, установлено, что подрядчик обязуется по заданию заказчика, на полигоне ТБО г. Ачинск, расположенный по адресу: Красноярский край, Ачинский район, с северной стороны дорожного полотна автодороги «Байкал» на 9 км от г. Ачинска, ГРОРО 24-00035-З-00592-250914, с использованием спецтехники оказать следующие услуги:
- перемещение отходов и изолирующего материала на рабочую карту полигона;
- разравнивание отходов и изолирующего материала на рабочей карте полигона;
- уплотнение отходов и изолирующего материала на рабочей карте полигона;
- обустройство временных проездов для мусоровозов на рабочей карте полигона.
Идентичные услуги указаны в Техническом задании (Приложение № 2 к закупочной документации).
В наименовании проекта договора указано на необходимость предоставления транспортных услуг.
Таким образом, предмет закупки, указанный в пункте 4 Извещения о проведении закупки, противоречит видам услуг, определенным в Техническом задании (Приложение № 2 к закупочной документации), проекте договора, а также наименованию закупки, указанному на интерфейсе Единой информационной системы, в Извещении о проведении закупки, что вводит в заблуждение потенциальных участников закупки и не позволяет определить истинную потребность заказчика.
Из пункта 2 части 9 статьи 4 Закона № 223-ФЗ следует, что в извещении об осуществлении конкурентной закупки должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.
При вышеуказанных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что предмет закупки в Извещении о проведении закупки организатором закупки не определен, надлежащим образом не описан.
В Техническом задании (Приложение № 2 к закупочной документации) организатором торгов установлены следующие требования к технике.
Требования к технике |
|
Мощность |
Не менее 170 л.с. |
Масса |
Не менее 14 т |
Количество часов |
800 часов |
Условия обслуживания |
Силами Исполнителя |
Обеспечение горюче – смазочными материалами |
Осуществляется Исполнителем |
Из письменных пояснений организатора торгов, поддержанных представителями на заседании Комиссии, следует, что показатель «Количество часов» в Техническом задании (Приложение № 2 к закупочной документации) – это требование к количеству часов соответствующих предмету договора услуг, оказываемых на спецтехнике.
Таким образом, на основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о том, что показатель «Количество часов: 800 часов», установленный в Техническом задании (Приложение № 2 к закупочной документации) не является, по смыслу, определенному заказчиком, требованием к технике, а является требованием к объему подлежащих оказанию в рамках договора услуг. Соответственно, указанный показатель не может быть установлен организатором торгов в закупочной документации в качестве требования к технике, а подлежит установлению в качестве требования к объему услуг, подлежащих оказанию.
Как уже отмечалось выше, в Техническом задании (Приложение № 2 к закупочной документации) определены следующие услуги:
- перемещение отходов и изолирующего материала на рабочую карту полигона;
- разравнивание отходов и изолирующего материала на рабочей карте полигона;
- уплотнение отходов и изолирующего материала на рабочей карте полигона;
- обустройство временных проездов для мусоровозов на рабочей карте полигона.
Вместе с тем, Техническое задание (Приложение № 2 к закупочной документации) указанные услуги относит к транспортным услугам, что не соответствует предмету договора, определенному заказчиком в проекте договора, в наименовании закупки.
Кроме того, обустройство временных проездов для мусоровозов на рабочей карте полигона, как конечный результат, оказанием услуг спецтехники не является. Такой вид работ может быть отнесен к оказанию услуг спецтехники только в случае, если под обустройством дорог понимается, например, расчистка, выравнивание территории, с целью обеспечения возможности осуществления по ней проезда, в данном случае мусоровозов.
На основании вышеизложенного Комиссия пришла к выводу о том, что Техническое задание (Приложение № 2 к закупочной документации) содержит противоречащие проекту договора и предмету закупки требования, в части подлежащих к исполнению услуг (работ).
В соответствии с частью 21 статьи 3.2 Закона при проведении запроса котировок извещение о проведении запроса котировок размещается в единой информационной системе не менее чем за пять рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.
Употребление предлога «до» при формулировке определения срока «до определенной даты» означает, необходимость совершения действия не позднее даты, предшествующей установленной (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31.05.2017 № Ф09-2012/17 по делу № А60-28032/2016, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.07.2020 № Ф05-10215/2020 по делу № А40-293390/2019, Постановление Президиума ВАС РФ от 14.01.2003 № 9523/02 по делу № А41-К1-8587/02).
Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия отмечает, что срок подачи заявок должен составлять не менее 5-ти полных рабочих дней со следующего дня после опубликования Извещения.
Таким образом, срок подачи заявок на участие в оспариваемой закупке должен считаться со следующего рабочего дня после наступления события, которыми определено его начало (после размещения Извещения на электронной площадке 25.09.2023), то есть с 26.09.2023, и заканчиваться в предшествующий рабочий день последнему дню срока наступления события, которыми определено его завершение, то есть 02.10.2023 до 24:00 этого дня, в связи с чем заказчиком должна быть предусмотрена возможность подачи заявок участниками закупки в срок не менее чем до 03.10.2023.
Аналогичная позиция отражена в Определении Верховного суда РФ от 01.04.2022 № 309-ЭС21-23588.
Комиссией установлено, что Извещение о проведении закупки размещено в Единой информационной системе 25.09.2023, срок подачи заявок определен с 25.09.2023 по 02.10.2023 17:30 (Красноярского времени), то есть 5 дней, 4 из которых полных рабочих, что не соответствует требованию части 21 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ.
На основании вышеизложенного, в связи с установлением организатором торгов срока подачи заявок менее регламентированного действующим законодательства Российской Федерации, Комиссия признает в действиях организатора торгов нарушения части 21 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ и, как следствие, части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ, что повлекло нарушение прав ИП Турова А.В., в части необоснованного сокращения срока для подачи заявок.
Довод заявителя о неправомерности действий организатора торгов по установлению срока подачи заявок на участие в закупке, без учета срока регистрации на ЭТП «РосТорги», отклоняется Комиссией, поскольку законодательство Российской Федерации в сфере закупок требований к исчислению срока подачи заявок на участие в закупке с учетом срока регистрации на ЭТП не содержит.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ, Комиссия
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу ИП Турова на действия организатора торгов – АО «Группа Строительно-транспортных компаний» при проведении запроса котировок на право заключения договора на оказание услуг спецтехники для нужд заказчика АО «Группа Строительно-транспортных компаний» (извещение № 32312792642) обоснованной.
-
Признать организатора торгов нарушившим требования части 1 стать 2 Закона № 223-ФЗ.
-
Выдать организатору торгов предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в закупочную документацию.