Решение б/н Решение и предписание по делу № 197-15-11, возбужденному в о... от 12 сентября 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Администрация города Назарово

 

 

ул. К. Маркса, 19, г. Назарово, Красноярский край, 662200

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

от «30» июня 2011 года по делу № 197-15-11                                                                        г. Красноярск

           

Резолютивная часть решения оглашена сторонам по делу на заседании Комиссии  16 июня 2011.

В полном объеме решение изготовлено 30 июня 2011.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены комиссии – Денк В.А., начальник отдела антимонопольного контроля, Высотина Н.О., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, рассмотрев дело № 197-15-11, возбужденное по признакам нарушения администрацией города Назарово (ул. К. Маркса, 19, г. Назарово, Красноярский край,) пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В рамках проведения Красноярским УФАС России контрольного мероприятия по проверке администрации города Назарово на предмет соблюдения норм антимонопольного законодательства (приказ управления от 15.03.2011 № 146 «О проведении плановой проверки») выявлен договор аренды помещения, находящегося в казне города Назарово от 09.12.2009 № 17, согласно которому администрация города Назарово передает в аренду ООО «Движение» недвижимое имущество, а именно, помещение, расположенное по адресу: помещение № 5 общей площадью 16,6 кв.м. и помещение  № 6 общей площадью 9 кв.м., расположенные на первом этаже одноэтажного здания, находящиеся по адресу: г. Назарово, ул. Суворова, 1 (здание ГИБДД) для использования  в качестве административных помещений. Срок действия договора был установлен с 06.11.2009 по 04.011.2010. На основании дополнительного соглашения от 30.03.2010 к договору аренды № 17 от 09.12.2009 срок аренды установлен с 06.11.2009 по 01.07.2015. 

При передаче муниципального имущества, расположенного по адресу: г. Назарово, ул. Суворова, 1, торги администрацией города Назарово не проводились. При этом действия администрации города Назарово по передаче муниципального имущества в аренду ООО «Движение» не были согласованы с антимонопольным органом.

По данному факту управлением на основании приказа № 367 от 06.06.2011  «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства» возбуждено  дело № 197-15-11 по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» в отношении администрации города Назарово.

Дело № 197-15-11 рассмотрено с участием представителей администрации города Назарово:

<…> (доверенность № 01-42-1121 от 16.06.2011);

<…>.  (доверенность № 01-42-1121 от 16.06.2011);

<…> (доверенность № 01-42-1121 от 16.06.2011).

В обоснование заключенного договора аренды без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом администрация города Назарово ссылается на пункт 4 статьи 53 ФЗ «О защите конкуренции», так как первоначальный договор аренды был заключен до 1 июля 2008 года (27.10.2005) и арендатор является субъектом малого предпринимательства.

Комиссия, исследовав материалы дела, отмечает:

В соответствии  с частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или  постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

Согласно Уставу города Назарово администрация города Назарово осуществляет от имени города Назарово в соответствии с решениями Совета депутатов правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью города Назарово, а так же сдает в аренду муниципальное имущество.

Законом, ограничивающим полномочия собственника по распоряжению муниципальным имуществом, является Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 3 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что названный закон распространяется  на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также  государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. 

Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», вступившим  в силу 26.10.2006, был введен институт муниципальной помощи (преференции).

В соответствии с пунктом 20 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» муниципальная преференция - предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот (п. 20 в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 164-ФЗ).

 Пунктом 1 части 4 статьи 19 ФЗ «О защите конкуренции»  (ред. от 17.07.2009) установлено, что не является государственной и муниципальной помощью предоставление преимущества отдельному лицу в результате определенных федеральными законами действий уполномоченного органа, по результатам торгов или иным способом,  определённым законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, после вступления в действие ФЗ «О защите конкуренции» любое предоставление муниципального имущества, без согласия антимонопольного органа за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 ФЗ «О защите конкуренции», или без проведения торгов (конкурсов, аукционов) является нарушением порядка предоставления муниципальной преференции, предусмотренного статьей 20.

Передача администрацией города Назарово муниципального имущества ООО «Движение» по договору аренды от 09.12.2009 № 17 в период действия ФЗ «О защите конкуренции» является муниципальной преференцией, поскольку предоставляет индивидуальному предпринимателю преимущества путем передачи муниципальной собственности для осуществления предпринимательской деятельности.

Согласно статье 20 ФЗ «О защите конкуренции» муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

 Несоблюдение такого запрета, а равно несоблюдение целей и порядка предоставления муниципальной преференции приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, при этом установление факта нарушения (ограничения) конкуренции действиями органа местного самоуправления, исходя из содержания части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», не требуется.  

В 2009 году договор аренды № 17 заключен  09.12.2009, в 2010 году к договору № 17 было заключено дополнительное соглашение от 30.03.2010. Запрет, установленный пунктом 7 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», предоставления муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 закона распространял свое действие как на момент заключения договора аренды от 09.12.2009 № 17 на момент заключения дополнительного соглашения от 30.03.2010, продляющего срок действия договора аренды от 09.12.2009.

Системный анализ приведенных норм права свидетельствует об установленном действующим законодательством запрете органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без осуществления публичных процедур, при соблюдении которых иные потенциальные участники рынка имеют равную и справедливую возможность реализовать право на получение такого имущества.

Заключение договоров аренды муниципального имущества после вступления в силу ФЗ «О защите конкуренции»  должно осуществляться в соответствии  с его требованиями. 

В соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Таким образом, договоры аренды, безвозмездного пользования заключенные после вступления в силу ФЗ «О защите конкуренции», являются ничтожными в силу статьи 168 ГК РФ, поскольку не соответствуют требованиям закона, не порождают юридических последствий и не могут быть продлены, перезаключены.

 На момент заключения договора аренды № 17 от 09.12.2009, а также дополнительного соглашения к договору аренды от 30.03.2010 должны были быть соблюдены требования ФЗ «О защите конкуренции», вступившего в законную силу 26.10.2006.

Согласно статье 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Соответственно, срок заключенного договора аренды № 17 от 09.12.2009 определен периодом 06.11.2009 по 04.11.2010. С момента заключения дополнительного соглашения от 30.03.2010  к договору № 17 от 09.12.2009, возникли новые сроки исполнения обязательств.

В соответствии с п.п. 31, 32 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» РФ заключение договора аренды на новый срок по существу является заключением нового договора.

В результате заключения дополнительного соглашения к действующему договору аренды, предусматривающего новый срок исполнения обязательства, между сторонами возникают новые обязательства. Таким образом, дополнительное соглашение  от 30.03.2010 к договору аренды № 17 от 09.12.2009 должно было быть заключено в соответствии с требованиями ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия приходит к выводу о том, что договор № 17 от  09.12.2009  заключен с нарушением требований ФЗ «О защите конкуренции» как и дополнительное соглашения об изменении срока договора аренды от 30.03.2010. 

При этом ссылка администрации города Назарово на  часть 4 статьи 53 ФЗ «О защите конкуренции» является не состоятельной и не может быть принята Комиссией во внимание, поскольку изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.11.2008 № 195-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее – Закон «195-ФЗ) и вступившими в силу 11.11.2008, установлено, что заключение на новый срок договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляется без проведения торгов, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона № 209-ФЗ, и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых. При этом заключение указанных договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2010 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действия закона распространяются к отношениям, возникшим  до введения в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Законом № 195-ФЗ не предусмотрено его применение к отношениям, возникшим до его введения в действие.

Согласно документам, полученным управлением в рамках рассмотрения дела, ООО «Движение» является арендатором муниципального имущества, расположенного по адресу: помещение № 5 общей площадью 16,6 кв.м. и помещение  № 6 общей площадью 9 кв.м., расположенные на первом этаже одноэтажного здания, находящиеся по адресу: г. Назарово, ул. Суворова, 1, с 2005 года, что подтверждается следующими договорами аренды: договор № 47 от 27.10.2005 (срок действия договора с 09.011.2005 по 07.11.2006), договор № 56 от 30.11.2006 (срок действия договора с 08.11.2006 по 07.11.2007), договор № 4 от 26.12.2008 (срок действия договора с 07.11.2008 по 05.11.2009), договор № 17 от 09.12.2009 (срок действия договора с 06.11.2009 по 04.11.2010) и дополнительное соглашение от 30.03.2010.

Таким образом, договоры аренды, заключенные после вступления в силу ФЗ «О защите конкуренции» и до вступления в силу изменений, установленных Законом № 195-ФЗ, без проведения торгов или без предварительного согласования с антимонопольным органом, являются ничтожными. 

Таким образом, администрация города Назарово в 2008, 2009 году не имела законных оснований для  заключения с ответчиком по настоящему делу договоров аренды на муниципальное имущество, ранее находящееся в его пользовании, поскольку договоры, дополнительные соглашения к данным договорам, заключенные после 26.10.2006 года являются ничтожными и не порождают законных оснований для применения части 4 статьи 53 ФЗ «О защите конкуренции».

Предоставление ООО «Движение» муниципального имущества в нарушение установленного порядка  может препятствовать развитию конкуренции  и ущемлять интересы отдельных хозяйствующих субъектов, желающих получить права на муниципальное имущество. В данном случае ограничение конкуренции рассматривается в части возможного ограничения конкуренции за получение права пользования муниципальным имуществом.

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом - объектами муниципальной собственности путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных лиц. Кроме того, проведение торгов обеспечит выбор наиболее эффективного пользователя имуществом.

Наряду с ООО «Движение» иные хозяйствующие субъекты имели бы возможность претендовать на право заключения договора аренды при проведении торгов, конкурируя друг с другом за право обладания ограниченным ресурсом (муниципальным имуществом).

Предоставление муниципального имущества без проведения торгов создало административный барьер со стороны администрации города Назарово для обращения за заключением договора аренды на объект муниципальной собственности для других хозяйствующих субъектов и позволило получить необоснованные преимущества для индивидуального предпринимателя.

На основании части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции. Данная конституционная гарантия реализована в законодательстве о конкуренции. Запрет для органов местного самоуправления по совершению действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, установлен частью 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Администрация города Назарово, предоставив муниципальную преференцию ООО «Движение» в нарушение установленного порядка, ущемила в правах иных хозяйствующих субъектов (потенциальных хозяйствующих субъектов), осуществляющих (имеющих намерение осуществлять) предпринимательскую деятельность.

В соответствии с вышеизложенным  Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях администрации города Назарово, выразившихся в предоставлении в пользование муниципального имущества ООО «Движение» в нарушение установленного порядка по договору аренды № 17 от 09.12.2009, дополнительному соглашению от 30.03.2010 к договору аренды № 17 от 09.12.2009, нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

 1. Признать администрацию города Назарово нарушившей пункт 7 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий, ограничивающих (имеющих возможность ограничить) конкуренцию, выразившихся в предоставлении ООО «Движение» муниципальной преференции путем предоставления в пользование  муниципального имущества по договору аренды № 17 от 09.12.2009 без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом, а также путем продления срока аренды муниципального имущества по дополнительному соглашению от 30.03.2010 к договору аренды № 17 от 09.12.2009.

2.  Выдать администрации города Назарово предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, согласно которому администрации города Назарово надлежит совершить действия, направленные на возврат  муниципального имущества, переданного ООО «Движение» по договору аренды от № 17 от 09.12.2009 в казну города Назарово.

 

Примечание. Решение и предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

В соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Председатель   Комиссии                                                                                                           Е.Л. Лужбин

 

Члены Комиссии                                                                                                                              В.А. Денк

 

                                                                                                                                    Н.О. Высотина

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

 

 

 

 

 

Администрация города Назарово

 

 

ул. К. Маркса, 19, г. Назарово, Красноярский край, 662200

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 197-15-11 О ПРИНЯТИИ МЕР ПО ВОЗВРАТУ ИМУЩЕСТВА, ИНЫХ ОБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ, ПЕРЕДАННЫХ В КАЧЕСТВЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРЕФЕРЕНЦИИ

«30» июня 2011 года                                                                                                                 г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены комиссии – Денк В.А., начальник отдела антимонопольного контроля, Высотина Н.О., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 30.06.2011 по делу № 197-15-11 о нарушении администрацией города Назарово (ул. К. Маркса, 19, г. Назарово, Красноярский край, 662200) пункта 7 части 1 и части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»).

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Администрации города Назарово надлежит прекратить нарушение пункта 7 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий, ограничивающих (имеющих возможность ограничить) конкуренцию, выразившихся в предоставлении ООО «Движение» муниципальной преференции путем предоставления в пользование  муниципального имущества без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом, с этой целью  в срок до 30 августа 2011 года надлежит совершить действия, направленные на возврат  муниципального имущества, переданного ООО «Движение» по договору аренды муниципального имущества от № 17 от 09.12.2009 в казну города Назарово.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей 19.5 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение   к   ответственности,   предусмотренной  законодательством Российской  Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель   Комиссии                                                                                                            Е.Л. Лужбин

 

Члены Комиссии                                                                                                                               В.А. Денк                                                                                                                   

                                                                                                                

                                                                                                                                          Н.О. Высотина

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны