Письмо №ВМ/14996/23 РЕШЕНИЕ № 024/10/18.1-2370/2023 от 7 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 024/10/18.1-2370/2023

4 сентября 2023 года г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе:

председатель Комиссии – Мерзляков В.Л., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии: Горбачева П.И., главный государственный инспектор, Галимов В.Д., специалист-эксперт (далее – Комиссия),

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) жалобу ИП Пивоварчик  на действия организатора торгов - Муниципального образования Минусинского района, в лице Отдела земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Минусинского района, аукционной комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования Минусинский район Красноярского края (извещение № 21000025820000000123, лот №1) (далее – торги),

при участии представителей заинтересованного лица (победителя торгов) – ИП Мезина А.Э. Сургутской Д.А. (доверенность от 01.07.2023), в отсутствие ИП Пивоварчик М.А., представителя организатора торгов, должным образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Красноярского УФАС России 17.08.2023 поступила жалоба ИП Пивоварчик М.А. на действия организатора торгов, аукционной комиссии, выразившиеся в составлении аукционной документации с нарушением законодательства Российской Федерации и необоснованном отклонении заявки заявителя.

Красноярским УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ в адрес заявителя, организатора торгов, закупочной комиссии направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении процедуры заключения договора до рассмотрения жалобы по существу.

Рассмотрение жалобы переносилось с 12:30 25.08.2023 до 16:30 04.09.2023 в связи с необходимостью изучения дополнительной информации, необходимой для принятия решения по жалобе. Жалоба рассмотрена в сроки, установленные частью 14 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Согласно доводам жалобы требование к заявке, установленное в пункте 4.5 Информационного сообщения, и отклонение заявки заявителя за несоответствие такому требованию, незаконны.

Организатор торгов представил возражения на доводы жалобы, согласно которым законодательством Российской Федерации не утверждена форма заявки на участие в торгах, в связи с этим форма заявки утверждена организатором торгов самостоятельно.

Также из возражений организатора торгов следует, что ИП Пивоварчик М.А. представила заявку на участие в торгах несоответствующую требованиям Информационного сообщения. Форма заявки содержит графу «подпись», которая по условиям указанной формы заполняется собственноручно (рукописным текстом), что заявителем сделано не было.

Комиссия, рассмотрев представленные документы и сведения, документы, размещенные на официальном сайте в сети «Интернет», выслушав представителя заинтересованного лица, установила следующее.

Обжалуемые торги проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон № 38-ФЗ), Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

Согласно части 5.1 Закона № 38-ФЗ заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.

В Муниципальном образовании Минусинский район проведение торгов в форме аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории Минусинского района осуществляется на основании Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования Минусинский район Красноярского края, утвержденных Решением Минусинского районного Совета депутатов Красноярского края от 07.12.2021 № 114-рс (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 2.2 раздела 2 Правил порядок проведения торгов в форме аукциона устанавливается правовым актом Администрации Минусинского района.

На основании вышеизложенного Постановлением Администрации Минусинского района № 488-п от 31.05.2023 (далее – Постановление № 488-п от 31.05.2023) утверждено проведение открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования Минусинский район Красноярского края: Лот № 1 — место для установки и эксплуатации рекламной конструкции на территории муниципального образования Минусинский район Красноярского края на земельном участке по адресу: Красноярский край, Минусинский район, 429 км 250 м, справа от автодороги «Енисей». Срок аренды - 5 лет.

Частью 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним

иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 указанного Кодекса.

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

На основании вышеизложенных требований организатором торгов разработана и размещена 10.07.2023 на сайте «ГИС торги» документация о торгах.

Пунктом 1.6 установлены способ и форма торгов: аукцион в электронной форме с открытой формой подачи предложения о цене и по составу участников.

Разделом 4 «Условия участия в электронном аукционе, место и порядок подачи заявок на участие в аукционе» Информационного сообщения определены следующие условия оформления участия в торгах.

В соответствии с пунктом 4.1 Информационного сообщения участником аукциона может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора. Претендент обязан осуществить следующие действия:

а) внести задаток в порядке, указанном в настоящем информационном сообщении;

б) в установленном порядке подать заявку по утвержденной Организатором форме.

Согласно пункту 4.2 Информационного сообщения для обеспечения доступа к подаче заявки и дальнейшей процедуре электронного аукциона претенденту необходимо пройти регистрацию на электронной торговой площадке OOO «РТС-тендер», в соответствии с Регламентом электронной площадки.

Пунктом 4.3 Информационного сообщения установлено, что подача заявки на участие в электронном аукционе осуществляется претендентом из личного кабинета.

Из пункта 4.4 Информационного сообщения следует, что заявки подаются на электронной площадке с адресом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://it2.rts-tender.ru начиная со времени и даты начала приема заявок до времени и даты окончания приема заявок, указанных в пунктах 2.2, 2.3 Информационного сообщения.

Пунктом 4.5 Информационного сообщения установлено, что заявки подаются путем заполнения формы, представленной в Приложении № 1 к настоящему информационному сообщению, и размещения ее электронного образа (заявка на бумажном носителе, преобразованная в электронно-цифровую форму путем сканирования), с приложением электронных образов документов, предусмотренных разделом 5 данного информационного сообщения.

Из содержания вышеуказанных требований Информационного сообщения следует, что условием участия в электронных торгах является внесение задатка на участие в торгах и подача, посредством функционала электронной торговой площадки ООО «РТС-тендер», заявки на участие в торгах, в виде подписанного скана такого документа, по установленной организатором торгов форме с приложением соответствующих документов.

Приложением № 1 к Информационному сообщению утверждена форма заявки на участие в торгах.

Согласно информации заголовка формы заявки на участие в аукционе все графы заполняются в электронном виде. Вместе с тем, в этой же форме заявки на участие в торгах под графой, предназначенной для подписи, указано: «Графы заполняются рукописным текстом», что противоречит требованиям, прописанным в заголовке формы заявки.

Кроме того, как указано выше, торги организованы в электронной форме. Заявки на участие в торгах подаются посредством функционала электронной торговой площадки «РТС-тендер», который, согласно Регламенту работы названной электронной торговой площадки, предполагает подачу заявки на участие в торгах и документов, входящих в состав заявки, подписанных электронной квалифицированной подписью.

Пунктами 57, 58 ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения, утвержденного приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст, установлено:

- подпись - реквизит, содержащий собственноручную роспись должностного или физического лица;

- электронная подпись - информация в электронной форме, присоединенная к электронному документу или иным образом связанная с ним и позволяющая идентифицировать лицо, подписавшее электронный документ.

Вместе с тем, частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – Закон № 63-ФЗ) установлено, что информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Исходя из вышеизложенного, любой электронный документ, подписанный квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Кроме того, электронный документ, подписанный квалифицированной электронной подписью, считается оригиналом документа, при этом, документ, подписанный собственноручно, преобразованный в электронно-цифровую форму путем сканирования (без ЭЦП), является лишь копией такого документа.

На основании вышеизложенного, с учетом формы проведения торгов – в электронном виде, а также обязательного условия Регламента работы электронной торговой площадки «РТС-тендер» о подаче заявки, подписанной квалифицированной электронной подписью, требования организатора торгов, установленные в пункте 4.5 Информационного сообщения, являются незаконными, не отвечающими положениям частью 1 статьи 6 Закона № 63-ФЗ.

Таким образом, установив в документации о торгах требование о необходимости подачи отсканированной заявки на участие в торгах, без возможности подачи заявки в электронном виде, подписанной квалифицированной электронной подписью, с учетом формы подачи заявки и проведения торгов (посредством ЭТП), а также наличия противоречивых требований в форме заявки на участие в торгах, организатор торгов нарушил требования части 1 статьи 6 Закона № 63-ФЗ, части 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Протоколом № U21000025820000000123-1 по рассмотрению заявок на участие в аукционе в электронной форме от 11.08.2023 (далее – протокол от 11.08.2023) заявка заявителя отклонена по следующему основанию: «Представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении, или оформление указанных документов не соответствует законодательству РФ, 4.5 Заявки подаются путем заполнения формы, представленной в Приложении № 1 к настоящему информационному сообщению, и размещение ее электронного образа (заявка на бумажном носителе, преобразованная в электронно-цифровую форму путем сканирования), с приложением электронных образов документов, предусмотренных разделом 5 данного информационного сообщения).

Из материалов жалобы следует, что с целью участия в обжалуемых торгах, ИП Пивоварчик М.А. заполнила заявку по утвержденной организатором торгов форме (в формате word), подписала ее квалифицированной электронной цифровой подписью, и направила посредством функционала электронной торговой площадки. Указанное свидетельствует, что заявителем на участие в торгах подана заявка (оригинал), содержащая соответствующую подаваемому формату документа (в электроном виде) подпись заявителя, которая в силу части 1 статьи 6 Закона № 63-ФЗ признается равнозначной рукописной подписи документа на бумажном носителе.

Таким образом, заявителем подана заявка, отвечающая требованиям законодательства Российской Федерации, что свидетельствует о неправомерности действий аукционной комиссии по ее отклонению с указанием основания о несоответствии заявки требованиям документации о торгах, противоречащим части 1 статьи 6 Закона № 63-ФЗ, части 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того, комиссия, отклоняя доводы организатора торгов о правомерности отклонения заявки заявителя, исходит из того, что публичные торги проводятся в целях обеспечения максимального количества участников, на организатора торгов возложена обязанность обеспечить равный доступ всех лиц к участию в торгах. Ограничение допуска участника торгов по формальным основаниям является недопустимым и противоречит целям проведения публичных торгов.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ, Комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ИП Пивоварчик  на действия организатора торгов - Муниципального образования Минусинского района, в лице Отдела земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Минусинского района, аукционной комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования Минусинский район Красноярского края (извещение № 21000025820000000123, лот №1) обоснованной.

  2. Признать организатора торгов нарушившим часть 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 6 Закона № 63-ФЗ.

  3. Признать аукционную комиссию нарушившей часть 1 статьи 6 Закона № 63-ФЗ.

  4. Выдать аукционной комиссии предписание об устранении выявленных нарушений путем повторного рассмотрения заяви заявителя.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ИП Пивоварчик М.А.
ИНН 246521810856, ОГРН 315246800000439
Муниципальное образование Минусинский район, в лице Отдела земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Минусинского района
ИНН 2455017851, ОГРН 1022401539709