Письмо №ВМ/18639/23 Решение № 024/07/3-2921/2023 от 7 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 024/07/3-2921/2023

 

2 ноября 2023 года г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе:

председатель Комиссии – Мерзляков В.Л., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии: Чайкун И.А., начальник отдела, Жукова Т.Э., заместитель начальника отдела (далее – Комиссия),

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) жалобу ИП Филаткина А.Н. на действия закупочной комиссии организатора торгов – КГБУЗ «Красноярский краевой кожно-венерологический диспансер № 1» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора поставки, монтажа и ввода в эксплуатацию кондиционеров для нужд КГБУЗ КККВД №1 2023 году (извещение № 32312787171) (далее – закупка),

при участии Филаткина А.Н. (паспорт), представителей организатора торгов Поповой Н.С. (доверенность от 12.10.2023 № 90), Чикмаревой М.Г. (доверенность от 23.10.2023 № 92),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Красноярского УФАС России 13.10.2023 поступила жалоба ИП Филаткина А.Н. на действия закупочной комиссии организатора торгов, выразившиеся в проведении закупки с нарушением требований законодательства Российской Федерации.

Красноярским УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ в адрес заявителя, организатора торгов направлено уведомление о поступлении жалобы.

Рассмотрение жалобы откладывалось до 12 часов 00 минут (время местное) 02.11.2023. Жалоба рассмотрена в сроки, установленные частью 14 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Согласно доводам жалобы закупочная комиссия неправомерно допустила к участию в закупке участника, предложившего в своей заявки товар Российского происхождения, поскольку на территории Российской Федерации отсутствуют производители закупаемого товара, следовательно, таким участником закупки представлены недостоверные сведения.

Кроме того, заявитель указывает на то, что организатор торгов неправомерно не указал в протоколе рассмотрения первых частей заявок сведения о стране происхождения товаров, предложенных участниками закупки.

Организатор закупки представил возражения, согласно которым заявки участников закупки рассмотрены на соответствие технических характеристик, установленным заказчиком в описании объекта закупки, основания для отклонения заявки ООО «НТ» отсутствовали.

Обжалуемая закупка проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ), Положением о закупках КГБУЗ «Красноярский краевой кожно-венерологический диспансер № 1», утвержденным в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ.

Пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление № 925) заказчик обязан установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Пунктом 4.2 Информационной карты закупочной документации установлен приоритет в соответствии с Постановлением № 925.

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 925 при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, в случае, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены договора.

Подпунктом «а» пункта 5 Постановления № 925 установлено, что условием предоставления приоритета товаров российского происхождения, является включение в документацию о закупке, в том числе, следующих сведений: требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров.

Пунктом 6 Постановления № 925 определены случаи, когда приоритет, предусмотренный пунктом 3 Постановления № 925 не предоставляется, в том числе, если в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения.

Статья 3.4 Закона № 223-ФЗ устанавливает особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Как следует из части 19.6 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей. Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 10 части 19.1 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ.

Согласно пункту 10 части 19.1 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки.

В соответствии с пунктом 4.5 Информационной карты первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о конкурентной закупке. Также указывается наименование страны происхождения товара.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок участников закупки от 03.10.2023 на участие в закупке подано 8 заявок, 7 из которых были допущены к участию в аукционе.

Поскольку в силу требований части 19.6 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ сведения о наименовании страны происхождения поставляемого товара должна содержать вторая часть заявки, не указание организатором торгов в протоколе рассмотрения первых частей заявок сведений о стране происхождения предлагаемых участниками закупки товаров, не является нарушением положений Закона № 223-ФЗ.

В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок от 06.10.2023 участником закупки под номером 4 предложен товар, страной происхождения которого является Российская Федерация.

Комиссия, изучив заявку под номером № 4 (ООО «НТ»), установила, что участником закупки продекларирована страна происхождения предполагаемого к поставке кондиционера – Россия.

Комиссия отмечает, что закупочная комиссия обязана проверять заявки на предмет соответствия требованиям закупочной документации и опирается на представленные в составе заявки документы и сведения. Ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке, несет участник закупки.

Таким образом, при рассмотрении заявок действует презумпция добросовестности участника закупки, если иное, то есть несоответствие или недостоверность указанных участником в заявке сведений, не выявлены и не доказаны лицом, сомневающимся в достоверности таких сведений. При этом, информация из открытых источников подвержена изменению и не является подтверждением предоставления участником закупки недостоверных сведений, в связи с чем закупочная комиссия не может оперировать данными из такого источника, отклоняя заявку участника.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что для принятия решения о наличии в той или иной заявке недостоверных сведений организатор торгов должен располагать неопровержимым и документальным подтверждением данного обстоятельства.

В рассматриваемом случае, при рассмотрении заявок участников у закупочной комиссии отсутствовали доказательства того, что участником закупки под номером 4 предоставлены недостоверные сведения о производителе товара, в связи с чем на момент рассмотрения заявок и составления соответствующего протокола у закупочной комиссии правовые основания для отклонения заявки данного участника отсутствовали.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы, Комиссией установлены следующие обстоятельства.

Согласно сведениям Союза «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата», представленным по запросу Красноярского УФАС России, в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, отсутствует продукция с кодом ОКПД2 – 28.25.12.130 «Кондиционеры бытовые».

Кроме того, участником закупки ООО «НТ», на запрос Красноярского УФАС России, представлена информация об ошибочном указании в составе заявки на участие в закупке сведений о стране происхождения товара – Россия, поскольку согласно сертификату и декларации соответствия предлагаемый к поставке товар «кондиционер Бирюса», имеет страну происхождения Китай.

Таким образом, ООО «НТ» фактические представлены недостоверные сведения о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке, что позволяет сделать вывод о том, что во всех поступивших заявках не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, что в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 Постановления № 925 влечет неприменение приоритета.

Таким образом, с учетом установленных антимонопольным органом обстоятельств, заключение с победителем торгов договора по цене, сниженной на 15% в данном случае неправомерно, противоречит требованиям Постановления № 925 и повлечёт нарушение прав заявителя.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП Филаткина А.Н. на действия закупочной комиссии организатора торгов – КГБУЗ «Красноярский краевой кожно-венерологический диспансер № 1» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора поставки, монтажа и ввода в эксплуатацию кондиционеров для нужд КГБУЗ КККВД №1 2023 году (извещение № 32312787171) необоснованной.

2. С целью восстановления нарушенных прав ИП Филаткина А.Н., выдать организатору торгов предписание о заключении договора по результатам закупки без учета приоритета, предусмотренного пунктом 2 Постановления № 925.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Андрей Филаткин
ИНН 246500589851, ОГРН
КГБУЗ «Красноярский краевой кожно-венерологический диспансер №1»
ИНН 2466228773, ОГРН 1102468016485
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666