Решение б/н Решение по делу № 535-11-11 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ООО «Аттика»

660020, г. Красноярск,

           ул. Спандаряна, 8

 

ООО «Авентин»

660020, г. Красноярск,

ул. Шахтеров, 49 Ж

 

ООО «Ленком»

660052, г. Красноярск,

ул. Затонская, 62

 

ООО «Стэлс»

660111, г. Красноярск,

ул. Пограничников, 28

 

ООО «КрасЮгАлко»

660061, г. Красноярск,

ул. Калинина, 49, стр. 9 оф. 2

 

ООО «Шушенская марка»

660021, г. Красноярск,

ул. Дубровинского,110

 

Прокуратура Красноярского края

660049,  г. Красноярск,

                                                                                                                                                        пр. Мира, 32

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

«19» апреля 2012 года                                                                                                              г. Красноярск

           

         Резолютивная часть решения оглашена сторонам по делу на заседании Комиссии  06 апреля  2012 года. В полном объеме решение изготовлено 19 апреля 2011 года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, Денк В.А., начальник отдела антимонопольного контроля, Амосова Е.В., ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, рассмотрев дело № 535-11-11, возбужденное по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Шушенская марка»  (662710, п. Шушенское, ул. Пионерская,10) (далее – ООО «Шушенская марка»)   части 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Красноярское УФАС России поступило обращение общества с ограниченной ответственностью «Авентин». Из указанного обращения  и полученных Красноярским УФАС России в ходе рассмотрения данного обращения материалов следует, что ООО «Шушеская марка» занимается производством и реализацией алкогольной продукции. Реализацию произведенной алкогольной продукции ООО «Шушенская марка» осуществляло самостоятельно, а также через компании дистрибьюторов, заключая с ними договоры поставки. Для  каждой компании-дистрибьютора была определена «свободная экономическая зона», в которую входили хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную торговлю алкогольной продукцией. Для каждой компании-дистрибьютора свободную экономическую зону устанавливало ООО «Шушеская марка». На компании-дистрибьюторы была возложена обязанность контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции, произведенной ООО «Шушенская марка», стандарты ее выкладки, установленные обществом. За неисполнение такой обязанности хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, исключались из свободной экономической зоны компаний-дистрибьюторов и включались в стоп-лист контрагентов ООО «Шушенская марка».

ООО «Шушеская марка» был определен стоп-лист. В него входили хозяйствующие субъекты, поставки продукции которым осуществляло непосредственно ООО «Шушенская марка». Поставка алкогольной продукции хозяйствующим субъектам, входящим в стоп-лист ООО «Шушенская марка» компаниям-дистрибьюторам была запрещена. За нарушение указанного условия компаниям-дистрибьюторам устанавливалась санкция в виде уменьшения скидки на продукцию предприятия при последующей поставке.

Также  ООО «Шушенская марка» определяло перечень поставляемой продукции компаний-дистрибьюторов своим контрагентам.

По данному факту управлением на основании приказа №  888 от 08.11.2011  «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела № 535-11-11 по признакам нарушения антимонопольного законодательства» возбуждено  дело № 535-11-11 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Шушенская марка»  части 3 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции»

Комиссия, исследовав материалы дела, отмечает следующее.   

15 сентября 2011 года в Красноярское УФАС России поступило обращение ООО «Авентин». Аналогичные обращения поступили из прокуратуры Красноярского края и ФАС России.

Рассмотрев указанные обращения Красноярское УФАС России установило, что ООО «Шушенская марка» является производителем и поставщиком алкогольной и безалкогольной продукции.

Как было установлено, 16 сентября 2009 года между ООО «Шушенская марка» и ООО «Авентин»  был заключен договор № 33/2009 о поставке товаров на склад покупателя. Как следует из пункта 1.1. указанного договора, поставщик обязуется передавать покупателю в собственность производимый товар для использования в предпринимательской деятельности, а покупатель обязуется принимать этот товар и уплачивать за него определенную денежную сумму.

Как следует из обращения ООО «Авентин» и пояснений, изложенных  представителем общества на Комиссии, после заключения договора ООО «Авентин» стало известно о том, что для компаний-контрагентов  ООО «Шушенская марка» были установлены «свободные экономические зоны», в которые входили хозяйствующие субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность по розничной реализации алкогольной продукции. Что подтверждается следующими доказательствами.

Письмом за подписью генерального директора ООО «Шушенская марка» <…> № 735/2 от 3 ноября 2010 года разделены предприятия розничной торговли между следующими хозяйствующими субъектами ООО «Аттика, ООО «Авентин», ООО «Ленком», ООО «Стэлс», ООО «КрасЮгАлко».

Письмом № 307/2 от 5 мая 2010 года, в котором ООО «Стэлс» было указано на то, что на территории Норильского промышленного района с 2008 года является компания ООО «ПСМО «Норильскстрой». В связи с этим компания ООО «Шушенская марка», как производитель повторно информирует всех своих партнеров о данном факте и своим решением сохраняет запрет на отгрузки своей продукции компаниями-дистрибьюторами предприятиям розничной торговли, расположенных на территории Норильского промышленного района.

Письмо № 338/2 от 18 мая 2011 года, направленное ООО «КрасЮгАлко», имело сходное содержание. Дополнительно было указано на то, что факты несанкционированных отгрузок будут рассматриваться как действия, наносящие ущерб легальному производителю и крупнейшему налогоплательщику.

Кроме того, ООО «Шушенская марка» были разработаны стандарты выкладки своей продукции. Об утверждении новых стандартов выкладки продукции ООО «Шушенская марка» информировались контрагенты общества (письмо № 170/2 от 02 марта 2010 года).

Как следует из представленных лицами, участвующими в деле, стандартов по выставлению и выкладке продукции ООО «Шушенская марка» торговые объекты были поделены на 4 категории:

1-я категория (гипермаркеты, супермаркеты);

2-я категория (магазины, минимаркеты, павильоны);

3-я категория (торговые точки, где полка вмещает от 30 до 70 фэйсов водки);

4-я категория (торговые точки, где полка вмещает менее 30-ти фэйсов водки, преимущественно сельские территории).

Для каждой из указанных категорий были установлены минимальные требования по количеству и видам выставляемой продукции.   

Также генеральным директором ООО «Шушенская марка» 6 июля 2010 года был утвержден регламент перемещения торговых точек компаний дистрибьюторов в стоп-лист ООО «Шушенская марка».

Как следовало из указанного регламента, все дистрибьюторские компании при осуществлении отгрузок в торговые точки – предприятия розничной торговли должны были руководствоваться принятыми стандартами.

При отступлении дистрибьюторских компаний от стандартов выкладки в действие вступал указанный регламент.

Согласно пункту 1 регламента специалисты по региональным продажам и менеджеры по работе с розницей ООО «Шушенская марка» осуществляют еженедельный мониторинг торговых точек дистрибьюторов на предмет соблюдения стандартов выкладки ООО «Шушенская марка».

В соответствии с пунктом 2 регламента в конце каждой недели специалисты по региональным продажам и менеджеры по работе с розницей передают списки с торговыми точками и подтверждающими фотоотчетами начальникам отделов продаж и начальнику отдела по развитию розничных продаж ООО «Шушенская марка».

Согласно пункту 3 регламента, начальник отдела по развитию розничных продаж составляет официальное письмо компании дистрибьютору со списком проблемных торговых точек (в качестве приложения к письму идет список торговых точек и подтверждающие фотоотчеты по этим торговым точкам). Его визирует заместитель генерального директора по продажам ООО «Шушенская марка», после этого письмо отправляется компании – дистрибьютору на имя директора компании, отвечающего за продажи.

В пункте 4 регламента указано, что компания дистрибьютор в течение недели с момента получения письма должна предоставить официальный ответ по ситуации в данных торговых точках.

Пунктом 5 регламента установлено, что компании дистрибьютору для принятия необходимых мер по исправлению сложившейся ситуации отводится 2 недели с момента получения письма с указанием проблемных торговых точек.

Как установлено пунктом 6 регламента после принятия необходимых мер, специалисты по региональным продажам и менеджеры по работе с розницей делают мониторинг торговых точек по списку и подтверждающий фотоотчет либо о наличии стандарта выкладки продукции ООО «Шушенская марка», либо о его присутствии.

Согласно пункту 7 регламента, если при проведении мониторинга выясняется, что стандарт выкладки продукции ООО «Шушенская марка» не выполняется, начальник отдела по развитию розничных продаж ООО «Шушенская марка» повторно извещает дистрибьютора о неисполнении стандарта выкладки и вносит торговую точку в стоп-лист контрагентов ООО «Шушенская марка». После отправки повторного извещения специалисты по региональным продажам и менеджеры по работе с розницей заключают с данной торговой точкой прямой договор поставки.

После заключения прямого договора поставки продукции ООО «Шушенская марка» торговая точка в одностороннем порядке входит в состав стоп-листа контрагентов ООО «Шушенская марка», всем дистрибьюторам объявляется запрет на отгрузки продукции ООО «Шушенская марка» в данную торговую точку (пункт 8 регламента).

Как следует из пункта 9 регламента стоп-лист контрагентов ООО «Шушенская марка» обновляется ежемесячно и подается дистрибьюторским компаниям в срок до 1-го числа каждого месяца.

Согласно письменным пояснениям ООО «Шушенская марка» исх. № 720/21 от 28 октября 2011 года, общество заключает типовые договоры поставки, дистрибьюторские договоры обществом не заключались.

Понятие дистрибьютор было введено в оборот среди крупных предприятий оптовой торговли, но никакими нормативными актами  это не закреплялось, и никаких особых договоров для них не разрабатывалось.

Это понятие использовалось в переписке между ООО «Шушенская марка» и покупателями и в практической деятельности по исполнению договорных отношений.

В соответвии с регламентом перемещения торговых точек и стандартами по выставлению и выкладке продукции,  на хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию алкогольной продукции предприятиям розничной торговли, была возложена обязанность по контролю соблюдения последними установленных правил выкладки, что подтверждается следующим.

Как следует из письма № 520/2 от 04 августа 2010 года, ООО «Шушенская марка»  просило предоставить объяснения ООО «Авентин» о причинах не соответствия ассортимента продукции стандартам выкладки в 4 предприятиях розничной торговли.

Письмом № 542/2 от 17 августа 2010 года, в котором ООО «Шушенская марка» просит ООО «Авентин» дать пояснения о причинах не соответствия ассортимента продукции стандартам выкладки ООО «Шушенская марка»  в девяти предприятиях розничной торговли.

30 августа в адрес ООО «Авентин» было направлено письмо № 561/2. В указанном письме нарекания по ассортименту продукции были высказаны ООО «Шушенская марка» в отношении двух субъектов.

Письмом от 7 октября 2010 года № 670/2 ООО «Авентин» было сообщено, что ООО «Шушенская марка» ведет переговорный процесс по заключению прямого договора поставки водок эконом-класса «Русская традиция», «Колосок», в сеть супермаркетов ООО «Никса». В том случае, если до момента заключения прямого договора поставки ситуация с выставлением ассортимента продукции ООО «Шушенская марка» в сети ООО «Никса» не изменится, ООО «Шушенская марка» будет поставлять весь ассортимент продукции самостоятельно.

20 октября 2010 года ООО «Авентин» письмом № 696/2 было проинформировано о том, что у шести предприятий розничной торговли ассортимент продукции ООО «Шушенкая марка» не соответствует принятым стандартам выкладки ООО «Шушенская марка».

3 ноября 2010 года ООО «Авентин» было указано на то, что ООО «Шушенская марка» был проведен повторный мониторинг предприятий розничной торговли, выкладка продукции в которых не соответствовала требованиям ООО «Шушенская марка». В ходе повторного мониторинга выяснилось, что стандарту выкладки не соответствуют 53 предприятия розничной торговли, однако определенные положительные изменения по линейкам водок «Диксон», «Шушенская» в данных предприятиях отмечены. ООО «Авентин» было рекомендовано уделить особое внимание выкладке продукции ООО «Шушенская марка» в предприятиях розничной торговли, в противном случае, как следует из письма, ООО «Шушенская марка» намеривалось начать переговорный процесс по заключению прямых договоров поставок своей продукции с 22.11.2010 в указанные предприятия (письмо № 741/2).

23 ноября 2010 года ООО «Авентин» указано на то, что у общества с ограниченной ответственностью «Огонь-Вода», закрепленного в свобно-экономической зоне ООО «Авентин», ассортимент продукции не соответствует принятым стандартам выкладки (письмо № 812/2).

В письме № 845/2 от 06 декабря 2010 года указано, что в связи с тем, что был проведен повторный мониторинг предприятий розничной торговли, выкладка продукции в которых не соответствовала   требованиям ООО «Шушенская марка», и было установлено, что стандарту выкладки по-прежнему не соответствуют тринадцать предприятий розничной торговли. В связи с этим ООО «Шушенская марка» начала переговорный процесс по заключению прямого договора поставки своей продукции с данными предприятиями.

Письмом № 870/2 от 14 декабря 2010 года было указано на то, что в связи с тем, что ситуация с выставлением ассортимента продукции ООО «Шушенская марка» в сети ООО «Никса» не изменилась ООО «Шушенская марка» принято решение о выводе ООО «Никса» из свободно-экономической зоны ООО «Авентин» и  начале поставок продукции напрямую от завода-производителя, начиная с 14.12.2010.

Письмом № 58/2 от 31 января 2011 года ООО «Авентин» было проинформировано о том, что в обществе с ограниченной ответственностью «Альбион»  ассортимент продукции не соответствует принятым стандартам выкладки. Указанным письмом ООО «Шушенская марка»  просило ООО «Авентин» принять все необходимые меры для приведения в соответствие выкладки продукции в ООО «Альбион».

3 марта 2011 года в адрес ООО «Авентин» было направлено письмо № 153/2, в котором сообщено, что в связи с тем, что в ходе повторного мониторинга предприятий розничной торговли было установлено, что в четырнадцати из них не соблюдается стандарты выкладки, ООО «Шушенская марка» начинает переговорный процесс по заключению прямого договора поставки своей продукции с данными предприятиями. 

04 апреля 2011 года письмом № 222/2 у ООО «Авентин» были запрошены пояснения о причинах не соответствия ассортимента продукции принятым ООО «Шушенская марка» стандартам выкладки в предприятиях розничной торговли. Также была высказана просьба принять меры для приведения  в соответствие выкладки в указанных предприятиях.

От ООО «Стэлс» также были получены письма с аналогичным  содержанием.

Письмом № 587/2 от 01 сентября 2010 года ООО «Авентин», ООО «Аттика», ООО «КрасЮгАлко», ООО «Стэлс», ООО «Ленком» были извещены о том, что в шести предприятиях розничной торговли после повторно проведенного мониторинга на предмет соответствия стандарту выкладки ООО «Шушенская марка» положительных изменений не выявлено. В связи с этим в соответствии с регламентом перемещения предприятий розничной торговли в стоп-лист контрагентов ООО «Шушенская марка» с данными предприятиями приняла решение заключить прямой договор поставки, после чего предприятия планировалось включить в стоп-лист ООО «Шушенская марка».

06 октября 2010 года ООО «Стэлс» было направлено письмо № 660/2 с просьбой пояснить причины не соответствия ассортимента продукции ООО «Шушенская марка» принятым стандартам выкладки в предприятиях розничной торговли.

Как было указано в письме № 557/2 от 25 августа 2010 года,  для действующих дистрибьюторов ООО «Шушенская марка» одним из основных условий работы по продукции является выполнение минимальных стандартов выкладки и выставления продукции в предприятиях розничной торговли. В случае несоблюдения дистрибьютором данного условия в действие вступает регламент перемещения торговых точек в стоп-лист контрагентов ООО «Шушенская марка».

1 сентября 2010 года ООО «Авентин», ООО «Аттика», ООО «КрасЮгАлко», «Стэлс», ООО «Ленком» письмом № 587/2 было сообщено о том, что по результатам повторного мониторинга на предмет соответствия стандарту выкладки ООО «Шушенская марка» положительных изменений в ряде предприятий розничной торговли не выявлено. В связи с этим ООО «Шушенская марка» в соответствии с регламентом перемещения предприятий розничной торговли в стоп-лист контрагентов ООО «Шушенская марка» с данными предприятиями будет заключен прямой договор поставки и после этого они будут включены в стоп-лист ООО «Шушенская марка».

В письме № 739/2 от 3 ноября 2010 года ООО «Стэлс» было указано на то, что ООО «Шушенская марка» в соответствии с регламентом перемещения предприятий розничной торговли в стоп-лист контрагентов, был проведен повторный мониторинг предприятий розничной торговли, выкладка продукции в которых не соответствовала требованиям ООО «Шушенская марка». В ходе повторного мониторинга выяснилось, что стандарту выкладки не соответствуют 53 предприятия розничной торговли, однако определенные положительные изменения по линейкам водок «Диксон»,  «Шушенская» в данных предприятиях отмечены. В связи с этим ООО «Шушенская марка» просило уделить особое внимание выкладки продукции ООО «Шушенская марка» в данных предприятиях розничной торговли, в противном случае ООО «Шушенская марка» намеревалось начать переговорный процесс по заключению прямых договоров поставок своей продукции с 22.11.2010 в указанные предприятия.

ООО «КрасЮгАлко»  также было представлено письмо № 587/2 от 01 сентября 2010 года, в котором указывалось на несоответствие ассортимента в предприятии розничной торговли правилам выкладки.

ООО «Шушенская марка» также были установлены, так называемые, стоп-листы, в которые входили предприятия, у которых договоры на поставку продукции, производимой ООО «Шушенская марка» были заключены непосредственно с производителем.

15 июня 2010 года ООО «Шушенская марка» было направлено письмо № 388/2, в котором ООО «Авентин»  было указано на то, что отгрузка продукции контрагентам ООО «Шушенская марка», включенных в стоп-лист запрещена. При повторном выявлении нарушений со стороны ООО «Авентин», в части отгрузок продукции контрагентам ООО «Шушенская марка» будут приняты жесткие меры в виде уменьшения скидки на продукцию предприятия при последующей поставке.

5 июля 2010 года ООО «Авентин» было направлено письмо с просьбой дать пояснения  о причинах отгрузки продукции  трем контрагентам ООО «Шушенская марка», входящим в стоп-лист.

Письмо практически с аналогичным содержанием относительно трех других контрагентов было направлено ООО «Авентин» 09 августа 2010 года за номером 540/2.

3 октября 2010 года ООО «Авентин» было проинформировано о том, что ООО «Шушенская марка» накладывает запрет на отгрузку своей продукции в компанию «Лик-плюс» всем компаниям-дистрибьюторам в связи с включением данного предприятия розничной торговли в стоп-лист контрагентов ООО «Шушенская марка» с 11.10.2010.

26 мая 2010 года у ООО «Стэлс» письмом № 358/2 были запрошены пояснения о причинах поставки продукции с 01.05.2010 по 20.05.2010 одиннадцати контрагентом ООО «Шушенская марка», отгрузка продукции которым дистрибьюторским компаниям запрещена по причине нахождения их в стоп-листе.

Письмом № 389/2 от 15 июня 2010 года ООО «Стэлс» было указано на то, что в случае повторного выявления нарушений со стороны компании «Стэлс», в части отгрузок продукции контрагентам ООО «Шушенская марка», будут приняты жесткие меры в виде уменьшения пролцента скидки на продукцию предприятия при последующей поставке. Письмо с аналогичным содержанием было направлено и ООО «Авентин» (исх. № 388/2 от 15 июня 2010 года).

8 августа 2011 года письмом № 530/2 ООО «Стэлс» было напомнено, что в соответствии с действующим стоп-листом контрагентов ООО «Шушенская марка» дистрибьюторским компаниям категорически запрещены отгрузки контрагентам ООО «Шушенская марка». Кроме того, за несоблюдение данного условия предусмотрены штрафные санкции в виде повышения отпускной цены в прайс-листе на 2 % на поставку продукции в следующем за нарушением месяце, вплоть до расторжения договорных отношений. В связи с тем, что у ООО «Шушенская марка» появилась информация о том, что ООО «Стэлс» предлагали сотрудничество трем компаниям на определенных условиях, общество, во избежание нарушения действующих договоренностей и применения с его стороны штрафных санкций, просило принять указанную информацию к сведению и довести ее до соответствующих представителей ООО «Стэлс».

9 августа 2010 года ООО «Шушенская марка» было направлено письмо ООО «Стэлс», где последнего просили пояснить причины отгрузки продукции в период с 01.07.2010 по 31.07.2010 восьми контрагентам ООО «Шушенская марка».

Письмом № 363/2 от 31 мая 2010 года ООО «КрасЮгАлко» было сообщено, что в соответствии с действующим стоп-листом контрагентов ООО «Шушенская марка», дистрибьюторским компаниям запрещено осуществлять отгрузки продукции контрагентам ООО «Шушенская марка». В связи с этим ООО «Шушенская марка» просила пояснить на каком основании ООО «КрасЮгАлко» осуществляло отгрузки продукции в период с 01.05.2010 по 26.05.2010 трем контрагентам ООО «Шушенская марка».  

Также в ходе рассмотрения Комиссии  лицами, участвующими в деле были представлены письма, касающиеся безалкогольной продукции, производимой ООО «Шушенская марка».

Так в письме № 06/2 от 13 января 2010 года ООО «Авентин» указано на то, что ликероводочная продукция предприятия ООО «Шушенская марка» будет поставляться в сети «Окей» и «Пятерочка» с 01.02.2010 только в случае, если в данных торговых сетях будет залистована и выставлена безалкогольная продукция, производимая предприятием (минеральная и питьевая вода «Шушенская»). В случае отказа от поставки безалкогольной продукции или ее отсутствия на полке, на данные торговые сети будет наложен запрет на отгрузки ликероводочной продукции, производимой предприятием.

ООО «КрасЮгАлко» также было представлено письмо № 09/2 от 13 января 2010 года, полученное от ООО «Шушенская марка», в котором общество уведомляет о том, что ликероводочная продукция предприятия будет поставляться в сеть «Поляна» с 01.02.2010 только в том случае, если в данной торговой сети будет залистована и выставлена безалкогольная продукция, производимая предприятием (минеральная и питьевая вода «Шушенская»). В случае отказа от поставки безалкогольной продукции или ее отсутствия на полке на данную торговую сеть будет наложен запрет на отгрузки ликероводочной продукции, производимой предприятием.  

Представитель ООО «Шушенская марка», присутствующий на заседаниях Комиссии пояснил, что все действия общества носили рекомендательный характер, а обращение ООО «Авентин» с заявлением и прекращение им отгрузки товара связано с уклонением от оплаты задолженности за отгруженную продукцию по договору поставки.

Как было установлено в ходе рассмотрения дела, ООО «Шушенская марка» со своими контрагентами действительно заключало договоры поставки, в соответствии с которыми поставщику передавался в собственность, произведенный ООО «Шушенская марка» товар.

С ООО «Стэлс» был заключен договор № 19/08 о поставке товаров на склад покупателя 21 марта 2008 года. Как следует из пункта 4.4., право собственности на товар переходит от поставщика к покупателю в момент передачи товара.

16 сентября 2009 года между ООО «Шушенская марка и ООО «Авентин» был заключен договор № 33/2009 о поставке товаров на склад покупателя. Указанным договором было предусмотрено, что право собственности на товар переходит от поставщика к покупателю в момент передачи товара (пункт 4.4.).

В договоре № 4 о поставке товаров на склад покупателя от 11 января 2009 года, заключенном между ООО «Шушенская марка» и ООО «КрасЮгАлко» также указано на то, что право собственности на товар переходит от поставщика к покупателю в момент передачи товара.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Как следует из пункта 2 указанной статьи  собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Как следует из пункта 3.1. устава ООО «КрасЮгАлко» целью создания общества является получение прибыли и насыщение рынка товарами и услугами.

Из пункта 1.5. устава ООО «Авентин» следует, что общество является коммерческой организацией.

Пунктом 3.1. устава ООО «Стэлс» предусмотрено, что основной целью создания общества является осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли.

Таким образом, контрагенты ООО «Шушенская марка» приобретают товар в целях осуществления предпринимательской  деятельности. Как следует из статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, под предпринимательской деятельностью понимается  самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Поскольку с момента получения продукции от ООО «Шушенская марка» у контрагентов возникает право собственности на нее, то они вправе самостоятельно определять объем дальнейших поставок алкогольной продукции, ее ассортимент, а также контрагентов.  

Самостоятельность хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении включает в себя в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» самостоятельность в определении:

 порядка и условий осуществления торговой деятельности, в том числе:

а) ассортимента продаваемых товаров;

б) режима работы;

в) приемов и способов, с помощью которых осуществляется продажа товаров;

г) количества, типов, моделей технологического оборудования, инвентаря, используемых при осуществлении торговой деятельности;

д) способов доведения до покупателей информации о продавце, о предлагаемых для продажи товарах, об оказываемых услугах;

формы распространения рекламы в торговом объекте и в его витринах.

Учитывая, что ООО «Шушенская марка» не осуществляет деятельность по розничной реализации собственной произведенной продукции, самостоятельно регулировать процесс выкладки и ассортимент товара при его розничной продаже общество не может. Между тем, наличие  спроса конечного потребителя алкогольной продукции, приобретающего ее на рынке розничной реализации алкогольной продукции, закономерно определяет спрос покупателей такой продукции, заключающих договоры поставки с ООО «Шушенская марка». Целью указаний, которые ООО «Шушенская марка» давала своим  контрагентам по договорам поставки, о контроле за соблюдением хозяйствующими субъектами, приобретающими, в свою очередь, у данных контрагентов алкогольную продукцию, требований к ассортименту и правилам выкладки продукции, производимой ООО «Шушенская марка», являлось обеспечение представленности товара у розничных продавцов и сбыта конечному потребителю. Именно с целью получить желаемый результат на рынке розничной реализации алкогольной продукции ООО «Шушенская марка» осуществляло согласование действий покупателей своей продукции, давало им указания, запрещало реализовывать произведенную продукцию определенным организациям, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции.

На момент возбуждения дела № 535-11-11 частью 3 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещалась координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводила или могла привести к последствиям, указанным в части 1 статьи 11. Одним из последствий ограничивающего соглашения является согласно пункту 3 части 1 статьи 11 раздел товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков).

Под координацией экономической деятельность понималось согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов.

Признаки группы лиц определены в статье 9 Федерального закона «О защите конкуренции».

Поскольку ООО «Шушенская марка» не входило в группу лиц ни с одним из хозяйствующих субъектов, привлеченных к участию в рассмотрении дела и осуществляло согласование их предпринимательской деятельности определяя ассортимент реализуемой ими продукции, а также их контрагентов,  в отношении ООО «Шушенская марка» было возбуждено настоящее дело по признакам нарушения части 3 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции».

Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в Федеральный закон «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 5 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1 - 3 настоящей статьи, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 Федерального закона «О защите конкуренции», или которые не предусмотрены федеральными законами.

Вышеуказанные действия ООО «Шушенская марка» могли привести к разделу товарного рынка по объему продажи и покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров и составу продавцов и покупателей.

Вместе с тем, согласно пояснениям и представленным ООО «Шушенская марка» документам распоряжением генерального директора от 20.09.2011  № 7 ООО «Шушенская марка» с 21 сентября 2011 года отменила действие всех ранее изданных документов (регламента перемещения торговых точек компаний-дистрибьюторов в стоп-лист ООО «Шушенская марка» от 06.07.2010, всех стоп-листов, писем, направленных в адрес покупателей ООО «Шушенская марка»). Данные обстоятельства свидетельствуют об устранении ООО «Шушенская марка» нарушения и его последствий.

Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции» основанием для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства является добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства.

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать общество с ограниченной ответственностью «Шушенская марка» нарушившим часть 5 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Прекратить рассмотрение дела № 535-11-11 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

 

Председатель Комиссии                                                                                Е.Л. Лужбин

 

Члены Комиссии                                                                                             В.А. Денк

 

                                                                                                                                       Е.В. Амосова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны