Письмо №ВМ/19423/23 РЕШЕНИЕ №024/10/18.1-3186/2023 от 21 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ №024/10/18.1-3186/2023

16 ноября 2023 года г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе:

председатель Комиссии – Мерзляков В.Л., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии: Горбачева П.И., главный государственный инспектор, Галимов В.Д., специалист-эксперт (далее – Комиссия),

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) жалобу Рахматулина на действия организатора торгов – Администрации Ужурского района Красноярского края при проведении торгов по продаже (приватизации) имущества, находящегося в муниципальной собственности: Автобус для перевозки детей ПАЗ 32053-70, Идентификационный номер () (далее – торги),

при участии: Рахматулина Н.Ш., в отсутствие организатора торгов, направившего ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Центральным аппаратом ФАС России 09.11.2023 в адрес Красноярского УФАС России для рассмотрения по подведомственности перенаправлена жалоба Рахматулина Н.Ш. на действия организатора торгов, выразившиеся в проведении торгов с нарушением требований законодательства Российской Федерации.

Красноярским УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ в адрес заявителя и организатора торгов направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении процедуры заключения договора до рассмотрения жалобы по существу.

Рассмотрение жалобы переносилось с 16:30 13.11.2023 до 15:30 16.11.2023 в связи с необходимостью получения от организатора торгов документов и сведений, необходимых для принятия решения по жалобе. Жалоба рассмотрена в сроки, установленные частью 14 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Согласно доводам жалобы в извещении о проведении открытого аукциона по продаже имущества, находящегося в муниципальной собственности, в разделе «Техническое состояние», указано: «двигатель: исправен», «Для дальнейшей эксплуатации пригоден». Однако, после признания Рахматулина Н.Ш. победителем торгов по рассматриваемому лоту, перед подписанием договора купли-продажи, ему в ходе телефонного разговора с представителем организатора торгов – Шальковой Н.Ю., стало известно, что двигатель не исправен. Указанное, по мнению заявителя, свидетельствует о недостоверности сведений, содержащихся в извещении о проведении торгов. В связи с этим заявитель просит признать торги несостоявшимися и обязать организатора торгов вернуть задаток на участие в торгах, в возврате которого организатором торгов заявителю было отказано.

Организатор торгов представил возражения на доводы жалобы от 10.11.2023, 15.11.2023, согласно которым аукционная документация разработана с учетом акта постоянной комиссии по приемке транспортного средства от 28.09.2020, в связи с чем, технические характеристики движимого имущества - автобуса для перевозки детей ПАЗ 32053-70 указаны в извещении о проведении торгов по состоянию на 28.09.2020. Начальная стоимость транспортного средства определена на основании рыночного отчета № 4604/23 по состоянию на 10.07.2023, в размере 59 000 рублей.

Кроме того, в извещении о проведении торгов указано, что с момента начала приема заявок каждому претенденту предоставляется возможность ознакомления с дополнительной информацией, ненашедшей отражение в информационном сообщении, также указан контактный номер телефона специалиста, который может предоставить интересующую информацию по каждому лоту.

Несмотря на изложенное, в течение срока приема заявок на участие в торгах, в личный кабинет организатора торгов от участника торгов Рахматулина Н.Ш. запросы о предоставлении подробных характеристик продаваемого объекта не поступали. Только после подведения итогов торгов Рахматулин Н.Ш. в телефонном режиме поинтересовался о состоянии транспортного средства. Специалистом Шальковой Н.Ю. дана следующая информация о состоянии лота: «техническое состояние транспортного средства имеет удовлетворительное состояние, при текущем износе. Для дальнейшей эксплуатации пригоден. По состоянию на 28.09.2020». Также было сообщено, что автобус не заводился три года. Рахматулин Н.Ш. не воспользовался своим правом произвести визуальный осмотр транспортного средства, выездную проверку Рахматулин Н.Ш. на осмотр транспортного средства со специалистом также не заявил. Кроме того, специалист Шалькова Н.Ю. дополнительно направляла Рахматулину Н.Ш. по его просьбе на мессенджер Whatsapp фотоматериал внешнего вида автобуса. Также Рахматулину Н.Ш. было дано разъяснение, что транспортное средство принято Администрацией Ужурского района по акту приема – передачи от 28.09.2020 в исправном состоянии, на стоянку ответственного хранения поступил своим ходом и в течение трёх лет не заводился.

Организатор торгов также обращает внимание на то, что заключение о техническом состоянии транспортного средства, в частности, об исправности двигателя, может дать только квалифицированный специалист. Однако, Рахматулин Н.Ш. после просмотра фотоматериала не воспользовался своим правом осмотра автобуса со специалистом.

Комиссия, рассмотрев представленные документы и сведения, документы, размещенные на официальном сайте в сети «Интернет», выслушав заявителя, участвующего в рассмотрении жалобы, установила следующее.

Обжалуемые торги проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон № 178-ФЗ).

На основании распоряжения Администрации Ужурского района от 05.09.2023 № 247 принято решение о приватизации объекта - автобуса для перевозки детей ПАЗ 32053-70.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона № 178-ФЗ информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества должно содержать, в том числе, наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристика имущества).

На основании вышеуказанных требований Закона № 178-ФЗ организатором торгов в информационном сообщении № 22000006120000000031 указано следующее:

Лот № 4: , цвет кузова (кабины, прицепа) желтый, мощность двигателя, л. с. (кВт) 130 л. с, тип двигателя – бензиновый, государственный регистрационный знак Н747ХР24, паспорт транспортного средства 52 МР 287966 от 18.09.2008.

Техническое состояние.

1. Кузов (включая состояние салона): салон в удовлетворительном состоянии, сидения пассажиров в хорошем состоянии, ремни безопасности в наличии. На переднем бампере небольшая трещина.

2. Двигатель: исправен.

3. Рессоры – пригодны к эксплуатации.

4. Коробка передач - состояние хорошее.

5. Оптика: фары, поворотные, габариты без видимых повреждений (не требуется ремонт).

6. Рулевое управление: хорошее.

7. Электрооборудование: в хорошем состоянии.

8. Колеса (шины): в количестве 6 штук. Износ 50%.

9. Рама автомобиля: пригодна к эксплуатации.

10. Показания спидометра 177498 км.

11. Аккумуляторная батарея: имеется (заряд держит), замена не требуется.

12. Спец. надписи: дети.

13. Цвет кузова - желтый.

14. Внешний вид удовлетворительный.

15. Стекла – переднее – без повреждения, заднее, боковые – без повреждений.

Заключение приемочной комиссии: транспортное средство имеет удовлетворительное состояние, при текущем физическом износе. Для дальнейшей эксплуатации пригоден. По состоянию на 28.09.2020.

Подпунктом 11 пункта 3 статьи 15 Закона № 178-ФЗ предусмотрено, что в извещении о проведении торгов должны быть указаны порядок ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи такого имущества.

В разделе «Порядок ознакомления с документами и информацией об объекте» извещения о проведении торгов определен следующий порядок ознакомления с реализуемым имуществом, документами по имуществу, являющемуся предметом торгов:

«Любое заинтересованное лицо независимо от регистрации на электронной площадке от даты размещения информационного сообщения на официальных сайтах торгов, до даты окончания срока приема заявок на участие в аукционе вправе осмотреть выставленное на продажу имущество в период приема заявок на участие в аукционе. Запрос на осмотр выставленного на продажу имущества.

С документами по имуществу можно ознакомиться от даты размещения извещения о проведение аукциона на официальных сайтах торгов, до даты окончания срока приема заявок на участие в аукционе. По истечении двух рабочих дней со дня поступления запроса продавец направляет информацию о месте, дате и времени выдачи документов для ознакомления с информацией об имуществе, если такой запрос поступил не позднее, чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе».

Проект договора купли – продажи размещен на сайте «ГИС-торги» в составе документации о торгах.

Таким образом, Комиссией установлено, что информационное сообщение № 22000006120000000031 о продаже автобуса содержало полный перечень необходимых сведений, предусмотренных пунктом 3 статьи 15 Закона № 178-ФЗ, в том числе, сведения о порядке ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи такого имущества, а также о наличии права осмотра выставленного на продажу имущества.

Дополнительные сведения в соответствии с пунктом 6 статьи 15 Закона № 178-ФЗ о техническом состоянии автобуса указаны организатором торгов со ссылкой на заключение приемочной комиссии от 28.09.2020.

В ходе рассмотрения жалобы установлено, что 06.10.2023 Рахматулин Н.Ш. подал заявку на участие в торгах, в которой указано, что он, как претендент на участие в торгах, обязуется выполнять правила и условия проведения торгов, указанные в информационном сообщении № 22000006120000000031, в случае признания победителем торгов: в течение пяти рабочих дней от даты подведения итогов аукциона заключить с продавцом договор купли-продажи и уплатить продавцу стоимость имущества, установленную по результатам аукциона, в сроки и на счёт, определяемые договором купли-продажи, а также подтверждает, что на дату подписания заявки ознакомлен с характеристиками имущества, указанными в информационном сообщении о проведении настоящей процедуры, что была представлена возможность ознакомиться с состоянием имущества в результате осмотра, в порядке, установленном информационным сообщением о проведении настоящей процедуры, претензий не имеет.

При этом, Комиссией установлено и заявителем не оспаривается, что он реализуемое имущество на стадии подачи заявок на участие в торгах и до настоящего времени не осматривал.

Информация о том, что двигатель неисправен получена заявителем в телефоном режиме. При этом, какие-либо доказательства и документы, подтверждающие факт неисправности двигателя, заявителем не представлены. В свою очередь организатор торгов неисправность двигателя отрицает, также, как и не подтверждает то обстоятельство, что информация о неисправности двигателя была озвучена представителем организатора торгов заявителю в телефоном режиме.

При указанных обстоятельствах, доводы заявителя о том, что организатором торгов совершены действия, направленные на введение его, как покупателя, в заблуждение относительно предмета торгов, признаются Комиссией несостоятельными, поскольку Рахматулин Н.Ш. был ознакомлен с информационным сообщением и, подавая заявку, выразил свое добровольное согласие на участие в торгах.

При этом, заявитель не был лишен возможности до момента принятия решения об участии в торгах, путем подачи соответствующей заявки, проверить соответствие фактических технических характеристик выставленного на торги автобуса, характеристикам, указанным в информационном сообщении.

Достаточных доказательств того, что организатор торгов умышленно ввел заявителя в заблуждение относительно природы сделки, либо тождества или каких-либо качеств ее предмета, с целью понуждения к участию в торгах, в деле отсутствуют.

При этом Рахматулин Н.Ш. должен был действовать осмотрительно, разумно и объективно оценивать ситуацию, знакомиться с предметом торгов и со всеми документами, необходимыми для совершения сделки, и при возникновении сомнений в отношении предмета торгов был вправе отказаться от участия в торгах.

На основании вышеизложенного, ввиду отсутствия в материалах жалобы документов, подтверждающих факт неисправности двигателя, а также в связи с учетом того обстоятельства, что извещение о проведении торгов содержит все необходимые сведения о подлежащем приватизации имуществе, об условиях договора купли-продажи и соответствует требованиям Закона № 178-ФЗ, довод заявителя об указании в извещении о проведении торгов недостоверных сведений о техническом состоянии реализуемого имущества Комиссией признается необоснованным.

Комиссией также признан необоснованным довод о незаконности отказа в возврате задатка.

Так, согласно пункту 1 статьи 380 ГК РФ задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 448 ГК РФ участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.

При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

Если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны. Если за неисполнение договора ответственна сторона, получившая задаток, она обязана уплатить другой стороне двойную сумму задатка (пункт 2 статьи 381 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 13 статьи 18 Закона № 178-ФЗ суммы задатков возвращаются участникам аукциона, за исключением его победителя либо лица, признанного единственным участником аукциона, в случае, установленном в абзаце втором пункта 3 статьи 18 указанного закона, в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона.

Пунктом 12 статьи 18 Закона № 178-ФЗ установлено, что при уклонении или отказе победителя аукциона либо лица, признанного единственным участником аукциона, в случае, установленном в абзаце втором пункта 3 указанной статьи, от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества задаток ему не возвращается и он утрачивает право на заключение указанного договора.

Установленные Комиссией фактические обстоятельства и собранные доказательства позволяют сделать вывод о том, что договор купли-продажи автобуса, находящегося в муниципальной собственности, не заключен по причинам, зависящим от Рахматулина Н.Ш., признанного победителем торгов, в связи с чем основания для возврата организатором торгов суммы задатка отсутствуют.

На основании изложенного выше, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ Комиссия

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу Рахматулина  на действия организатора торгов – Администрации Ужурского района Красноярского края при проведении торгов по продаже (приватизации) имущества, находящегося в муниципальной собственности: Автобус для перевозки детей ПАЗ 32053-70, Идентификационный номер цвет кузова (кабины, прицепа) желтый, мощность двигателя, л. с. (кВт) 130 л. с, тип двигателя – бензиновый, государственный регистрационный знак Н747ХР24, паспорт транспортного средства 52 МР 287966 от 18.09.2008 (извещение № №22000006120000000031, лот №4) (далее – торги) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Рахматулин Н.Ш.
ИНН 000000000000, ОГРН
Администрация Ужурского района
ИНН 2439002150, ОГРН 1022401093835